Лермонтов молитва текст стихотворения: Молитва — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Молитва

Содержание

Молитва М. Ю. Лермонтова, история написания стиха, композиционные особенности

Меню статьи:

  • О чем пишет автор?
  • Об истории написания лермонтовского послания
  • Еще несколько слов о тематике произведения
  • Какая идея скрывается в тексте
  • Композиционные особенности «Молитвы»
  • Ремарка о жанре и средствах выразительности лермонтовского шедевра
  • Лермонтовская «ангелология»
  • Молитва как примирение земли и рая

Лермонтовское творчество, во многом, унаследовало ключевые черты европейского романтизма. Сам Лермонтов, «Молитва» которого интересует нас в этой небольшой статье, также представляет собой пример поэта с мировоззрением романтика. Произведение, хоть стих и совсем малого объема, тем не менее, значимо по своей тематике и идее. Внутри, как и следует из жанра лирической молитвы, содержится главный мотив. Речь идет о душевной порыве. Это мотив и одновременно совет, который Лермонтов дает своим читателям и последователям. Какие именно слова и наставления оставляет этот великий русский писатель для потомков? Что ж, мы увидим это дальше.

В жизни каждого человека случаются трудные ситуации. В особенно сложные и безнадежные мгновения, кажется, что жизнь кончена. Эти катастрофические, пессимистические мотивы отразились, в частности, в экзистенциальной философии ХХ века. По нашему мнению, творчество, предшествующее этому периоду, а также декадансу – в искусстве (и в литературе, в частности), повлияло на появление таких веяний в постмодерне.

Когда сердце охвачено переживаниями, на душе лежит груз тяжелых мыслей и чувств, верующий человек обращается к молитве. Молитва – действующее средство, которое не заменить походами к психоаналитику. Именно это средство помогает выдержать трудности и не сломаться при порыве жизненного торнадо. Лермонтов говорит, что молитва в такие минуты – «чудная», то есть не странная, но волшебная. Молитва способствует чуду.

При этом молитва – это, действительно, некий заговор, как заклинание.

Молитва требует знания наизусть, требует беспрестанного повторения. Сама мелодичность, ритм, интонация молитвы уже способна творить чудеса. Лермонтов уверен в некой благодатной силе этого напева, в живость, одухотворенность каждого слова. Слова молитвы наделены святостью простоты и очарования. Часто слова могут казаться непонятными, однако наличие чувства и души в молитве делает смыслы интуитивными. Человек сживается, срастается с этими смыслами, и те – по этой причине – способны преобразовать жизнь людей. Об этом писатель очень сжато, поэтически сконцентрировано говорит в первой строфе:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…

Что касается второй строфы, то здесь читатель сталкивается с инструкцией, с неким практическим руководством – о том, как надо правильно молиться. То есть в этой части Лермонтов переходит к описанию молитвы, утверждая, что молитва является главным средством, ключом, который спасает человека в трудный час.

Молитва – это тоже лекарство, врачующее часто не только душу, но и депрессию, меланхолию, и больное тело:

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них…

В последней строфе – своеобразном заключении, итоге – читатель сталкивается с описанием ощущений героя-автора. Что чувствует человек, так долго пребывавший в тяжелом состоянии, человек, который помолился? Конечно, душе становится легче, грустные мысли пропадают сами собой. Больше нет бремени и сомнений. Молитва дарит надежды на лучшее времена и на положительный исход любой ситуации. Это средство, ведущее к просветлению, к свету, целительное, как простые и невинные слезы. Ведь слезы всего лишь говорят: мрачное настроение скоро окажется позади:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Об истории написания лермонтовского послания

Русский автор пишет свою «Молитву» в период знакомства с княгиней Щербатовой. Год создания – 1839-й. Однако свет это прекрасное, светлое произведение увидело только в 1840-м году, когда писателя уже не было в живых. В 1839-м и 1840-м году поэт часто гостит у Карамзиных. Семья держала литературный салон, принимавший цвет тогдашнего общества. Точно неизвестно, однако биографы поэта склонны считать, что именно в этом салоне Лермонтов встретил княгиню Щербатову. Молодая и привлекательная Мария Алексеевна недавно стала вдовой. Ум, красота, образованность и хорошее воспитание девушки привлекали писателя. Поэтому между молодыми людьми вспыхнула искренняя симпатия. Княгиня была влюблена не только в творчество писателя, но и в самого темпераментного Михаила.

Восторженность Щербатовой, впрочем, не была односторонней. Друзья, современники, родственники поэта вспоминали, что и сам писатель испытывал к вдове взаимное притяжение. Окружение Лермонтова считало, что молодые люди – красивая пара, и из этого знакомства получится прекрасный союз, ведь поэт и княгиня разделяли так много общих идей. Как-то раз, Лермонтов встретился с девушкой. Поэт сказал подруге, что у него на душе – тоска, тяжесть и какая-то странная боль. Тогда Щербатова ответила, что и ей знакомы эти чувства, настроения мрачности. Как бороться с этим? Молитвой. Именно это средство побеждает один из смертных грехов – уныние. Так как Лермонтов всегда серьезно воспринимал слова девушки, то решил последовать советам Щербатовой. Попытка помолиться вылилась в создание произведения-молитвы.

Безусловно, княгиня существенно повлияла на поэта, на мировоззрение Лермонтова. Отпечаток встречи с молодой и мудрой девушкой остался и на взглядах писателя. Более того, выход «Молитвы» в печати – заслуга самой Щербатовой, доставившей текст в редакцию.

Еще несколько слов о тематике произведения

Лермонтов неоднократно обращается к своем творчестве к христианству. Теологические мотивы в лирике сопровождаются темой душевных скитаний и поисков. Это – романтические странствия героя-автора. Вера, сила молитвы, душевная гармония, наконец, душевный покой – все это акценты, на которых останавливается писатель. Несмотря на то что Лермонтов прожил очень недолгую жизнь, как и положено всем гениям и романтикам, этот текст – продукт зрелости писателя. В этот период мы уже видим сформированность принципов, жизненных позиций, идей Лермонтова.

Для всех (или почти всех) произведений русского поэта характерно слияние автора и героя, поэтому каждый текст – это исповедь, лирическая автобиография. Автор и герой – это неразрывная целостность, одно лицо. Молитва возвращает человека к блаженному состоянию, к безмятежности и покою. Такой покой – награда для людей, которые носят в своем сердце искреннюю веру. Зрелость и, по сути, закат жизни принес писателю умиротворение. Возможно, Лермонтову удалось примириться с Господом, с небом, чего Михаил Юрьевич не мог так достичь в жизни. Кроме того, здесь мы видим примирение не только с Богом, но и самим собой. Внимание – при чтении этого произведения – привлекает простота и утонченность. Да, Лермонтов использовал простые слова, чтобы передать сложные смыслы. Текст – результат саморазвития и духовного становления автора.

Какая идея скрывается в тексте?

Лермонтов не старается спрятать идею поглубже и подальше от читателя. Ключевой смысл этого стиха состоит в раскрытия роли молитвы в жизни человека. Когда люди молятся, то обретают огромную силу, которая может утолить жажду в покое, в самоуспокоении, умиротворении и, наконец, в обретении гармонии с собой и с миром. Этот мощный духовный инструмент поддерживает человека в трудные минуты жизни, спасает из вихря катастрофы. Меланхолия, тревога, грусть, тоска, отчаянье, уныние – все эти болезни проходят с помощью обращения к молитве. Поэтому молитва – «чудна».
Еще ни один человек не обошел стороной кризисный период жизни. Душевные переживания – это естественная сторона процесса развития и следования по пути к зрелости. Но это также болезнь и отрава: если переживаний уж слишком много, то эти чувства не идут на пользу человеку. От таких симптомов и хворей лечит молитва и чудотворное слово. Главный ключ к действию слова – искренность. Писатель считает, что «золотым рецептом», таким себе универсальным средством, утоляющим душевную боль, является именно молитва, вера. Религиозная тематика – частый гость в наследии Лермонтова, кроме того подобные молитвенные послания составляют основу лермонтовской «ангелологии». Но об этом – немного ниже. В зрелом периоде творчества поэта эта тема приобретает более однозначную и выраженную форму (возможно, «виной» тому опыт писателя, внутренняя зрелость). В ранних же этапах – отличается амбивалентностью.

Композиционные особенности «Молитвы»

Как мы уже упоминали, произведение состоит из трех частей. Первая часть посвящена описанию тяжелого душевного состояния героя-автора. Это состояние знают все люди: тяжесть на душе, тоскливое и унылое настроение, тревожность. Когда прежние надежды рушатся, человек отчаивается и впадает в безверие. В такие моменты, считает Лермонтов, следует обращаться к Богу. Это – простой, традиционный, однако очень действенный способ. Однако последующие части не раскрывают то, какую именно молитву писатель имеет в виду. Но эта молитва – в любом случае – приводит к нужному результату: человек находит чистоту, покой, обретает одухотворенность и силу. Очищение достигается путем слез. Это образ чистоты, невинности, открытости Богу и миру. Слезы верующего человека, катарсис – знакомая вещь тем, кто практикует молитву.

Ремарка о жанре и средствах выразительности лермонтовского шедевра

Литературоведы называют жанр этого произведения монологом и, собственно, «молитвой». Да, благодаря наличию похожих текстов в наследии русских писателей (а особенно же у Пушкина и Лермонтова) эти послания-рекомендации так и именуют – молитвами. В жанре слышатся отзвуки романтизма, которые в принципе характерны для произведение Михаила Юрьевича. Здесь, впрочем, нет того юношеского порыва, бунтарского настроения, характерного для раннего Лермонтова. Напротив, зрелый Лермонтов обращает взор к религии и вере, переосмысливает свои прежние ценности и принципы. В этом тексте уже слышна смиренность, терпение, желание покоя и спасения.

Содержание лирического повествования обусловило те средства выразительности, которые выбирает для работы над произведением автор. Например, читатель обязательно заметит ассонансы (это относится, в частности, к звуку «у»), напоминающие церковное песнопение, хорал. Ассонансы отдают легкостью, протяженность, возможно, тягучестью. Трехстопный ямб и перекрестная рифма делает содержание текста философским. Монолог кое-где напоминает также элегию (может быть, своей романтичностью и утонченной одухотворенностью).

Конечно, в стихе – множество эпитетов («сила благодатная», «молитва чудная», «святая прелесть» и т. д.). Эпитеты придают произведению мягкости, живости и образности. Несмотря на миниатюрность, текст наполнен разнообразием фигур и тропов. В последних словах чувствуется, что молящийся человек, действительно, обрел состояние радости и покоя, к которому стремился. Этот смысл подчеркивается включением в текст повтора («и так легко, легко…»). Разумеется, смысл и идея произведения требует наличия метафор («сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них» и т. д.). В словах о «дыхании» «святой прелести» проявляется и олицетворение, потому что автор словно оживляет молитвенные слова.

Лермонтовская «ангелология»

Наши наблюдения о поэтической «ангелологии» Лермонтова, во многом, обобщающие, несмотря на широкую исследованность этой темы. Однако следует отметить, что в творчестве Лермонтова мы имеем достаточно интересный и семантически неоднозначный вариант романтической «ангелологии». Специфика этого варианта обусловлена особенностями развития русской культуры начала XIX века, декабристским движением и т. д. Лермонтов был одним из тех русских поэтов, в творчестве которого «небесная» тема оказывалась ведущей. По определению Б. Эйхенбаума, «проблема добра и зла, ангела и демона, рая и ада составляет идейный и языковой центр юношеского творчества Лермонтова».

Таким образом, Лермонтов всю жизнь вел как бы «личный диалог» с небом (вспомним «Ангела» (1831), три «Молитвы», «Демона», восемь редакций которого поэт писал на протяжении всей жизни, чтобы «отделаться – стихами» от этого «могучего образа» с его «волшебно сладкой красотой», но отделаться не удалось). Постоянное обращение к «небесным сферам» у русского поэта можно объяснить одиночеством Лермонтова. Такой полуземной и полунебесный, писатель выпадает не из социума, а как бы из самого бытия. Даже Д. Мережковский писал, что «вся поэзия Лермонтова – это воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности».

Так в общих чертах выглядит «ангелологическая» проблематика у Лермонтова. Самым ярким выразительности этой темы у русского поэта стал «демонизм» – фигуры мятежных и падших ангелов. По наблюдению Л. Гинзбург, Лермонтов не был первым в русской литературе, обратившимся к проблеме «демонизма». Но нас здесь это не интересует. Скорее, нам интересен момент, что с демонами Лермонтов, вероятно, отождествлял себя, а молитва помогла мятежной поэтической душе, наконец, умиротвориться. Заметим, что тема «демонизма» Лермонтова сегодня в литературоведении достаточно изучена.

Молитва как примирение земли и рая

Как отмечают исследователи, у Лермонтова идеальной действительностью не является ни рай, ни земля, а середина между раем и землей, свободная от земного несовершенства.

Стихотворение «Нет, я не Байрон…» – Михаил Юрьевич Лермонтов написал накануне восемнадцатилетия, но в нем отражаются глубокие мысли. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Но в этой действительности существует видимый, явленный образ идеала. В концепции поэта человек не может жить в раю, потому что это место жительства ангелов и Бога, от которых до нас доносятся только звуки. Человек не может достичь счастья ценой своей смерти. Конечность жизни отдельного человеческого существа, которое состоит из души и плоти, не позволяет ей достичь рая. Поэтому Лермонтов пытается примирить небо с землей, душу – с телом. Потому что только таким образом человек приобретает гармоничную целостность и воплощает – в себе самом – идею вечности и бесконечности жизни. В лирике Лермонтова как надличностные, так и земные мотивы все время находятся в противодействии. С одной стороны, поэт стремится преодолеть свою земную природу, а с другой – земное существование для русского писателя является чрезвычайно ценным. Эти колебания не заканчиваются победой ни первого, ни второго мотива, но они формируют коренное противоречие в сознании юного романтика.

Обратим также внимание на переосмысление «ангелологии» Лермонтова по сравнению с похожими произведения Пушкина, где русский гений касается таких же тем и проблем. Все литературоведы отмечают, что характерной чертой романтической «ангелологии» Михаила Юрьевича является чрезвычайная актуальность образа грешного ангела – демона. Эта фигура, которая олицетворяла противоположную существующему миру силу, бунт, будто отвечала внутренней сути романтической эстетики.

Стихотворение “Дума” считается одним из самых сильнейших произведений Михаила Лермонтова. Предлагаем читателям ознакомиться с его главной идеей

Образ ангела (демона) имеет у Лермонтова библейское происхождения. Все книги Ветхого и Нового Завета – это история борьбы двух начал – Добра и Зла, Бога и Дьявола. Этот же мотив присущ и творчеству Лермонтова. Но отметим, что «Молитва» как продукт, творение зрелого автора будто намекает читателям: буйный демон, романтическая и разрываемая противоречиями молодая, юная душа романтика обращается в зрелости, на закате земного пути, к Богу. Ведь о чем говорит образ демона? Безусловно, об отделении личности от Господа, о желании идти своим путем. Но этот путь – в отчужденности, заброшенности, неприкаянности – не порождает ничего, кроме тревоги. И в конце жизни человек, забывая о своем бунте, желает вернуться домой.

Автор: Виктория Давыдова

анализ стихотворения молитва лермонтов — Школьные Знания.com

Будь ласка ДОПОМОЖІТЬ. . . Життєвий і творчий шлях Рудакі, Гафіза. (конспект) Аналізувати поезії. (письмово)Тексти нижче.  Рудакі … . 1.  «Відколи сонце сяє серед неба» Відколи сонце сяє серед неба, Не жив такий, кому знання не треба. Які б віки прадавні не взяли ми —  Розумні люди мовами усіми Знання шукали, сил не шкодували І речення у скелю вкарбували: «Знання для серця – світоч найясніший, Знання для тіла – панцир найміцніший». 2.  «О дівчино! Розлуки буревій…» О дівчино! Розлуки буревій З корінням вирвав цвіт моїх надій! Чи став би я навік твоїм рабом, Якби не став арканом локон твій? Хто має тільки душу, той ціни Твого цілунку і питать не смій. Яскравіше горить твоя краса, Що менше світла у душі моїй. 3.  Себе в руках весь час тримати – от справжнє благородство. Глухих, сліпих не ображати – от справжнє благородство. Не благородство – наступити на груди бідному, що впав, Ні, руку впалому подати – от справжнє благородство! 4.  Ей, Рудакі, од кайданів печалі звільнись! Завжди веселий, вперед безтурботно дивись. Думаєш, тільки тобі одному так погано? В цілому світі не краще! Живи й не журись! Гафіз. 1.    Я по троянду в сад спустився на світанні. Там соловей зайшовся в щебетанні. Мій побратим гіркий, закоханий в троянду, ронив, ридаючи, мелодії весняні. Не стало вірності і дружби на землі, немає жодного, хто б не тонув у злі. Хто обдарований божественним талантом, в скупого здирщика слугує при столі. Немає в мудрого, де голову схилити, йому судилися печалі та жалі. Зате невігласи , що виросли в розкошах, Щодня купаються у золоті й сріблі. Рядки поетові, що душу освіжають, як ранній вітерець у юному гіллі, Ячменю пригоряй в скупих не заслужили, хоч будь їх автором безсмертний Санаї.

Мені на вухо так сказала вчора мудрість: Терпи всі злигодні, великі і малі. І завжди пам’ятай мої слова, Гафізе: «як не впадеш у прах, то будеш на чолі». 2.    Серце — скинія святині: для любові тихий храм. Очі — дзеркало, щоб любо відбивалася ти там. Я забув і сьогосвітнє, й тогосвітнєє життя: Ти — єдина в мене пані, сам в ярмо хилюся я. Та чи зважусь я ступнути на поріг твоїх палат, Де й зефір не сміє віять, а побожно йде назад?! Як колись було Меджнуну, так мені воно тепер… Вік минає — все вмирає, цей — живе, а той помер… На душі — скарбниця щастя, я з кохання наче цар. Це все ти мені даруєш, це од тебе щедрий дар! Хай твій образ, милий, гарний, не стирається з очей: Там йому затишне місце, неприступне для людей. • • • «Не стало вірності…» Не стало вірності і дружби на землі, Немає жодного, хто б не тонув у злі. Хто обдарований божественним талантом, В скупого здирщика слугує при столі. Немає в мудрого, де голову схилити, Йому судилися печалі та жалі. Зате невігласи, що виросли в розкошах, Щодня купаються у золоті й сріблі.
..

СРОЧНО ДАЮ 100 БАЛОВ. ПОЄЗІЯ РІЗДВЯНА ПІСНЯ В ПРОЗІ»!!!!!!

Что означает фразеологизм «Каинова печать»

Які проблеми порушено у Айвенго?​

Будь-ласка допоможіть на завтра​

Увеличьте скорость полета. «Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение написано в 1840 году, за несколько месяцев до его смерти,
и выражает одну из важных идей творчества поэта — идею свободы.
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору «воли
и плена, свободы и плена. Для реализации идеи стихотворения
поэт использует прием антитезы. В стихотворении пять строф,
каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Первая строфа:
*** Молча я сижу под окном подземелья,
Я вижу отсюда синее небо:

Все вольные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.
В этой строфе создается пространство «воли и рабства», которое
символически представлено в словах «темница» (неволя), «небо, птицы
» (свобода). И поэт вводит в это пространство своего героя —
«Плененный рыцарь» Само сочетание слов наводит на мысль
«неправильность» героя, потому что слово «рыцарь»
всегда ассоциируется со словом «подвиг», а «захваченный рыцарь» совершить подвиг
не может. Образ тюрьмы здесь является метафорой рабства. Герой — воин
, он должен победить, а он побежден и заключен в тюрьму, поэтому
герой чувствует себя виноватым («больно и стыдно»).
Вторая строфа:
*** Нет молитвы на грешных устах моих,
Нет песни во славу возлюбленной:
Помню только старые баталии,
Мой тяжелый меч и железный панцирь.
Строфа делится на две части, первая часть развивает тему тишины
(нет ни молитвы, ни песни за любимую), а вторая тема битвы,
но вот беда, что и битва и все ратные подвиги уже в прошлом. Настоящий
рыцарь может только вспомнить. Это подчеркивается эпитетом
«античный». Настоящее — тюрьма.
Третья и четвертая строфы составляют ядро ​​стихотворения, в котором
метафора тюрьмы расшифрована — детали тюрьмы превращаются в
в рыцарское снаряжение:
*** Я теперь закован в каменную оболочку,
Каменный шлем давит мне голову,
Мой щит от стрел и меч зачарованный
Мой конь бежит, и никто им не правит.
Быстрое время конь мой неизменный,
Забрало шлема — бойница решетка,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой железные двери подземелья.
Детали, названные в третьей строфе (каменная раковина, камень
шлем, щит и меч зачаровываются от стрел, конь бежит) в четвертом
получают расшифровку. Здесь Лермонтов использует антитезу «камень-
железо», камень ассоциируется с тюрьмой (каменные стены,
каменный потолок), железо — с боем (щит, забрало шлема).
Пятая строфа очень эмоциональна. Первые две строки заканчиваются
восклицательным знаком:
*** Гони быстрее, лети время!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, будет держать мое стремя,
Я порву и сорву забрало с лица.
В последней строфе появляется еще один персонаж — смерть. Для
смерть рыцаря — освобождение из плена, он не боится смерти, она
играет роль слуги.
Вывод: первые четыре четверостишия создают образ побежденного
рыцаря, а пятая строфа — образ рыцаря-победителя, правда, свобода
понимается здесь на другом уровне.

«Пленный рыцарь» Михаил Лермонтов

Молча сижу под окном темницы;
Отсюда я вижу голубое небо:
Все свободные птицы играют в небе;
Глядя на них, мне и больно, и стыдно.

Нет греховной молитвы на устах моих,
Нет песни во славу возлюбленной:
Помню только старые битвы,
Мой тяжелый меч и железные доспехи.

Я теперь закован в каменную броню,
Каменный шлем сокрушает мне голову,
Мой щит от стрел и меча заколдован,
Моя лошадь бежит, и ею никто не управляет.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Забрало шлема — бойница решётка,
Каменный доспех — высокие стены,
Мой щит — железные двери подземелья.

Беги быстрее, время летит!
Мне стало душно под новой броней!
Смерть, когда мы придем, будет держать мое стремя;
Я порву и сорву козырек с лица.

Несмотря на дворянское происхождение, Михаил Лермонтов только в раннем детстве почувствовал себя по-настоящему свободным. Однако с 7 лет его жизнь подчинялась строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. Подростком Лермонтов мечтал, что станет великим полководцем и сможет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он понял, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеону, это все равно никто не оценит.

Таким образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в этом случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал поэму «Пленный рыцарь», в которой раскрыл свои мысли и чувства, хотя и в завуалированной форме.
Уже с первых строк становится ясно, что Лермонтов идентифицирует себя с героем этого произведения — изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окном темницы», испытывая боль и стыд. Что вызывает такие эмоции? Во-первых, отсутствие свободы. Поэт описывает своего героя как опытного воина, который устал от бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден оказаться взаперти, поняв, что его щит — «чугунные двери подземелья», его панцирь — «высокие стены». , и «быстрое время — моя лошадь в неизменном виде».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как пленный рыцарь, который хотел бы осуществить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «моя лошадь бежит, и ею никто не правит», имея в виду под этим собственную жизнь, которую он считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из этой ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строках поэмы «Пленный рыцарь». Более того, поэт воспринимает смерть как союзника, который будет «держать стремя» и поможет избавиться от душевных мук, связанных с невозможностью осуществления собственных мечтаний.

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с удовольствием отдал бы предпочтение последнему варианту. Сегодня психологи назвали бы такое поведение кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что потомкам ему нечего оставить. Однако следует иметь в виду, что Лермонтов был весьма самокритичен, а собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не заслуживающей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совсем иначе, и он смог бы понять, что литература – ​​это его главное жизненное предназначение.

  1. Какие мысли и настроения у лирического героя? Какими средствами они передаются (эпитетами, метафорами, антитезисами и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста.
  2. Настроение грусти, тоски и стыда владеют лирическим героем, остро переживающим свою несвободу. Противопоставление своей позиции и вольной птицы (прием антитезы) усиливает его настроение. В его сознании «греховная молитва» и «песни во славу возлюбленной» противопоставлены «старым битвам», ставшим главными в его жизни. Понятие плена, плена, в том числе и духовного, находит свое отражение в метафорах каменного панциря, каменного шлема. У рыцарей такого обмундирования не было. С одной стороны, они могут ассоциироваться со стенами тюрьмы (в этом отношении разворачивается метафора), с другой стороны, могут восприниматься как отражение духовного плена.

  3. Почему Плененный Рыцарь и обижен, и пристыжен? Чувствует ли герой себя виноватым?
  4. Больно и стыдно, потому что он сдался. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новые доспехи я стал». Что означает для заключенного эта новая броня: стены подземелья? Двери подземелья? Так далее.? Не исключено, что невозможность достижения свободы в фатальных условиях полной изоляции, как физической, так и духовной. Стыдно за свое бессилие. Литературовед Ю. М. Лотман усматривает в монологе лирического героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть. ..”.

  5. Что означает название стихотворения? Ю. М. Лотман считает, что в нем содержится определенное противоречие: «само понятие «рыцарь» включает в наше сознание представление о мужестве, воинственности, воинских подвигах, но отнюдь не понятия о плене, заточении и тюрьмах». Вы согласны с такой трактовкой названия?Мотивируйте свое мнение.
  6. Следует согласиться с мнением Ю.А. М. Лотман. Мне кажется, что героя называют рыцарем, потому что у него большой потенциал для действий в условиях свободы. Его трагедия заключается в том, что он абсолютно лишен такой возможности. И если в других стихотворениях Лермонтова на тему заточения герой жаждет освобождения, то есть достижения воли, то в «Плененном рыцаре» только смерть поможет добиться свободы.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружающей его реальности отражены в этом стихотворении?
  8. Написание стихотворения относится к 1840 году, времени, когда Лермонтов находился под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после восстания декабристов, ограничение свободы в обществе – реалии действительности, которые могли бы быть отражены в поэме. Пессимистические настроения, обусловленные отсутствием духовной свободы и бездействием подрастающего поколения в этих условиях, нашли отражение в таких стихотворениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лермонтова заключенный мечтает об освобождении из плена. Здесь герой видит свое освобождение в смерти. Как вы думаете, почему он ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «древний», «помнить»? Какую окраску они придают чувствам героя?
  12. Тема боя, ратный подвиг, тема любви. Однако здесь они противостоят друг другу. Рыцарю всегда полагалось иметь даму сердца и посвящать ей серенады. Однако плен затемняет эту сторону жизни рыцаря, и он помнит только былые сражения и рыцарское оружие. Боль и стыд за свое нынешнее положение заставляют его вспоминать старые сражения как главную ценность своей свободной жизни. Он не мечтатель, а воин. Трагедия его положения в том, что война и свобода остались в прошлом. В этом смысл слов «старый» и «помнить» — все, что остается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по Ю. М. Лотмана, являются развернутой метафорой. Проанализируйте его и узнайте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали подземелья, изображенные Лермонтовым, превращаются в детали рыцарского оружия. Эта метафора помогает воспринять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Противопоставление тюрьмы и битвы есть противопоставление камня и железа. Железо вызывает ассоциации с борьбой за свободу, камень с тюрьмой.

Поэма «Пленный рыцарь», написанная в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, во время пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение было опубликовано через год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Плененный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике и соседе». Унаследовав традиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песня «во славу любимой», оруженосец) и ритмическую организацию, поэма лишена сюжетного развития.

Основной мотив неволи, несвободы тесно переплетается с чувством трагического одиночества, вызванным конфликтом личности с окружающей действительностью. В произведении отражен трагический настрой поэта, считавшего, что духовная свобода возможна лишь вне рамок земного существования. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей действительности идеалам и подчеркивает безысходность ожидания свободы.

Состоящее из пяти строф произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт между личностью и обществом, свободой и рабством.

Конфликт декларируется в первой строфе антитезой «темница — синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с неволей, при этом весь мир оказывается для героя темницей, а свобода — «вольные птицы», играющие в небе, — едва видна из узкого окна. Тюрьма метафорически означает жизнь в неволе, в заточении. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был победить или пасть в битве в соответствии с рыцарским кодексом чести.

РУССКИЕ ПОЭТЫ | Факты и подробности

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ

Русская поэзия не очень хорошо переводится на английский язык. Это своеобразный ритмический рисунок, связанный с многосложностью русских слов, которые длинные, но имеют только один ударный слог. Ричард Верник писал в Смитсоновском институте: «Богатые гармонии, замысловатые ритмы и узоры строф имеют тенденцию вырождаться в джинглы или плоскую просодию».

Великий русский поэт Александр Пушкин создал произведение, известное своей ясностью, изяществом и силой, умением сочетать романтическую сентиментальность и глубоко прочувствованную трагедию. Большой поклонник Байрона, он писал с большой легкостью, экономией и точностью, используя большое богатство звука, рифм и ритмов. Пушкин, как писала Селестина Болен в «Нью-Йорк Таймс», «настолько доступен, так ясен и так человечен, что он легко ускользает в память, как детская молитва». Но, к сожалению, произведения Пушкина не очень хорошо переводятся и на английский язык, поэтому его произведения мало читаются на Западе, и западным людям трудно понять, о чем весь этот шумиха. Прочитав какое-то плохо переведенное стихотворение Пушкина, Флобер сказал Тургеневу: «Он плоский, ваш поэт».

XIX век был золотым веком русской литературы. Романисты Лев Толстой, Федор Достоевский и Антон Чехов — три литературных деятеля, наиболее известные на Западе. Среди других известных писателей был поэт Михаил Лермонтов. Самой близкой к сердцу россиян фигурой был Пушкин.

В 1890-е годы русская поэзия была возрождена и основательно переработана новой группой — символистами, наиболее ярким представителем которых был Александр Блок. Еще две группы, футуристы и акмеисты, добавили новые поэтические принципы в начале ХХ века. Ведущей фигурой первого был Владимир Маяковский, второго — Анна Ахматова.

К поэтам в России относятся как к рок-звездам. Действия кабаре основаны на их работе; Стадион имени Ленина на 100 000 мест был заполнен до отказа для чтений, девушки выстраивались в очередь перед гримерками поэтов и мурлыкали: «Сегодня вечером вы были так прекрасны — я не могла поверить, что вы так прекрасны». Существует даже Национальный день поэзии. Но были репрессированы и поэты. Поэт Константин Кедров лишился преподавательской работы в 1986 году за декламацию спорного стихотворения. Через газету и радио он рассказал National Geographic в 1990-е: «Сегодня я говорю свои слова ста миллионам человек».

Михаил Лермонтов

Михаил Лермонтов (1814-41) считается великим поэтом русского национализма. Он также написал короткие романы, такие как «Герой нашего времени», «Демон» и «Новичок». «Герой нашего времени» — рассказ о циничном антигерое Печорине, действие которого происходит на Кавказе.

В 1840 году Лермонтов писал:


«Дики те племена, которые в тех ущельях живут»
Свобода их бог, война их закон…
Ударить там прораба никогда не бывает плохо,
Дружба верна — отомсти нам еще вернее;
Там добро за добро платится, и кровью
И ненависть, как и любовь, безбрежна, как река».

Лермонтов был сыном шотландских наемников. Его дважды высылали из Петербурга по обвинению в дуэли и заставляли участвовать в военной кампании на Кавказе. Он был убит на дуэли в кавказском курортном городе Пятигорске после того, как пошутил над одеждой некоего майора Мартынова, сына французского посла. Лермонтов выстрелил первым и выстрелил в воздух. В ответ майор выстрелил Лермонтову в сердце. Лермонтов был убит из того же пистолета, что и Пушкин.

Владимир Маяковский и футуристы

Владимир Маяковский (1893-1930) был талантливым и новаторским поэтом. Считающийся одним из отцов футуризма и конструктивизма, он писал стихи, которые были связаны интонацией и силой отдельных слов, а не размером и рифмой. Он писал как лозунги, так и эпические поэмы и покончил жизнь самоубийством, когда его считали образцом социалистического позитивизма. Его самое известное стихотворение «Облако в штанах», написанное в 1914 году, содержало такие строки, как «как голая проститутка из горящего борделя», а часы бьют двенадцать «как голова на плахе».

Маяковский прожил яркую жизнь. Младший из троих детей, он родился в небольшой деревне на западе Грузии и в раннем возрасте стал заниматься политикой, поставляя дробовики революционерам, когда ему было 12 лет. К 15 годам он был полноправным членом большевиков с псевдоним товарища Константина. К 22 годам он был известным поэтом и знаменитостью. После Октябрьской революции он стал крупным оратором большевиков и собирал тысячи людей на свои выступления и чтения стихов. Маякосский был великим пропагандистом. Его поэзия была богата визуальными метафорами. Например, он описывал советское общество как «руку с миллионом пальцев, сжатых в одном запястье и сокрушающих все».

У Маяковского было много любовниц. Много лет он жил со своим лучшим жареным Осипом Бриком и его женой Лилией Юрьевной Брик. Маяковский и Юрьевна Брик были любовниками с 1915 по 1923 год. Однажды она сказала, что хочет быть настоящей «непоправимой» любовью великого поэта и обращалась с ним как с грязью. Большой любовью Маяковского была Татьяна Якоблева, красивая русская эмигрантка, которую он встретил в Париже и в которую мгновенно влюбился. Некоторые обвиняют его самоубийство в том, что он не смог получить визу, чтобы увидеть ее в Париже после того, как Сталин пришел к власти в 1919 году. 28.

Другие поэты-футуристы появились примерно в то же время, когда формировалась большевистская революция. Во главе с Маяковским и украинским художником и поэтом Давидом Бурлюком они использовали сленг, эпатаж и сексуальные образы, чтобы вывести людей из самодовольства. Члены группы путешествовали по России, срывая культурные мероприятия в странных костюмах, насмехаясь над Толстым и Достоевским и выкрикивая бессмысленные стихи.

См. Футуристы по ст.

Бешеные и преследуемые петербургские поэты

Поэты и писатели, связанные с Санкт-Петербургом, включают Александра Блока, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Иосифа Бродского и Анну Ахматову. Некоторые из них считаются футуристами. Трагическая жизнь петербургских поэтов запечатлена в «Надежде против надежды» Надежды Мандельштам.

Есенин покончил жизнь самоубийством в том, что сейчас является частью отеля «Астория». Он написал последнее стихотворение собственной кровью, прежде чем повеситься. Он родился в сельской России, писал скорбные стихи об утрате и уходе старых укладов жизни. Он был недолго женат на Айседоре Дункан. Смотри ниже.

Александр Блок считается величайшим из русских символистов. Начав свою карьеру с сентиментальной романтической поэзии, он создал точные, богатые стихи, не поддающиеся переводу. Женщины-поклонницы Александра Блока были так без ума от него, что совершали паломничество к его дому и целовали ручку его двери.

Талантливый поэт Осип Мандальштам (1892-1938) умер в трудовом лагере под Владивостоком. Однажды он написал: «Сталин не должен отрубать головы / Они отлетают сами по себе, как одуванчики».

Айседора Айседора и Сергей Есенин

В 1921 году, через четыре года после большевистской революции, известная танцовщица американского происхождения Айседора Дункан была приглашена в Россию для открытия танцевальной школы. Воодушевленная этой возможностью «встретить свою судьбу», она вскоре разочаровалась, когда финансовая поддержка, обещанная коммунистами, не материализовалась, и ей пришлось управлять школой самостоятельно.

В России 45-летняя танцовщица страстно влюбилась в Есенина. Восхваляя его руки и чуткость, она назвала его величайшим любовником, который у нее когда-либо был. Хотя ни один из них не говорил на языке другого, они были женаты, отчасти для того, чтобы ему было легче получить визу для выезда из России.

Дункан и Есенин отправились в Соединенные Штаты, где Дункана встретили враждебно за то, что он взял с собой «большевистского агента». Во время впечатляюще неудачного турне, в котором она выступала в основном сольно, потому что ее ученикам не разрешалось покидать Россию, она потратила почти столько же времени, отвечая на критику и читая лекции о том, что она «революционерка», а не «большевик», чем танцевала.

Есенин был занят во время гастролей, напивался до упаду, гонялся за другими женщинами, избивал жену и бегал голышом по гостиничным коридорам, ломая мебель. Скотское поведение Есесин и пьянство приводят к распаду брака. В 1923 Дункан вернулся в Париж, а сам уехал в Россию. Через два года Дункан получил телеграмму о том, что покончил жизнь самоубийством.

Арест Осипа Мандельштама

Описывая арест Осипа Мандельштама в мае 1934 года, в разгар сталинского Большого террора, его жена Надежда писала: «Вечером появился переводчик Давид Бродский и потом просто не уходил. В доме нечего было есть, и М. пошел к соседям, чтобы попытаться достать что-нибудь к ужину Ахматовой… Около часа ночи в дверь резко, невыносимо откровенно постучали». За Осипом пришли, — сказал я и пошел отворять.

«Снаружи стояли какие-то люди в штатских шинелях — их было, кажется, много. На долю секунды у меня мелькнула крошечная надежда, что это все-таки не то… Не говоря ни слова, ни минуты не колеблясь, но с непревзойденным мастерством и быстротой они прошли мимо меня (не толкаясь, впрочем), и квартира вдруг наполнилась людьми, уже проверяющими наши документы, проводящими руками по нашим бедрам точным отработанным движением и ощупывающим наши карманы. убедиться, что у нас нет спрятанного оружия. 0060

«М. вышел из большой комнаты. «Вы пришли за мной?» — спросил он. Один из агентов, невысокий мужчина, посмотрел на него с легкой улыбкой и сказал: «Ваши документы». М. вынул их из карманов, и, проверив их, агент вручил ему ордер, М. прочитал его и кивнул… Проверив наши бумаги, предъявив свой арест и убедившись, что сопротивления не будет, они начали обыск. квартира.

«Бродский рухнул на стул и сидел неподвижно… Наконец разрешили свободно ходить… Бродский вдруг очнулся, помог рукой, как школьник, и попросил разрешения сходить в туалет. агент, руководивший обыском, посмотрел на него с презрением: «Можете идти домой», — сказал он… Тайная полиция презирала своих гражданских помощников. Бродскому, несомненно, было приказано сесть с нами в тот вечер на случай, если мы попытаемся уничтожить какие-либо рукописи, когда услышим стук в дверь».0060

Анна Ахматова

Анна Ахматова (1889-1966) была воплощением многострадальной и многострадальной русской поэтессы. Высокая, смуглая и экзотически красивая, она пережила большевистскую революцию, сталинский террор и 900-дневную нацистскую блокаду Ленинграда. Ее ученик Иосиф Бродский описал ее как «причитающую музу». О своей собственной жизни она сказала, что она «была написана Кафкой и действовала как Чаплин».

Ахматова основала движение ацемистов и написала приземленную любовную поэзию, которая была особенно популярна среди женщин. На протяжении большей части карьеры советские власти заставляли ее молчать. Ее подруга Надежда Мандельштам сказала: «Сила Ахматовой заключалась в ее отказе принять неправду того времени, в котором она жила. Манера, в которой она произнесла свое «нет», была настоящим подвигом на неприятие».

Жизнь Анны Ахматовой

Дочь матери-татарки и отца, ненавидевшего поэзию, Ахматова не умела готовить и шить и, хотя была красива, часто одевалась в рваную одежду. Она часто ела на ужин холодную вареную морковь и спала на полу под одним одеялом. Когда в гости приходили гости, она подавала им «одолженный» чайник и не имела ни вилок, ни ложек, чтобы дать им.

Решив остаться в России после большевистской революции, Ахматова пережила расстрел своего первого мужа, обвиненного большевиками в 1921 о том, что он контрреволюционер; арест ее третьего мужа, который привел к себе любовницу, и его окончательная смерть в сибирском лагере; многократные аресты и тюремное заключение ее единственного сына; почти голод во время блокады Ленинграда во время Второй мировой войны; и официальное осуждение: сначала в 1920-х, а затем в 1940-х годах.

У Ахматовой был короткий роман с художником Модильяни, она жила с сыном, любовником Николаем Пуниным и его бывшей женой. Между 1912 и 1915 годами она вершила суд в кафе «Бродячая собака», где собирались писатели и художники. Она привлекла столько же внимания сексуальными черными платьями и поэзией.

В кафе Stray Dog она написала:


«Мы все здесь пьяницы и шлюхи,
Какая мрачная наша компания.
На стене птицы и цветы
Стремятся увидеть небо…

О, какая боль, мое сердце разрывается
Скоро ли прозвенит мой смертный час?
Тот, кто танцует
Обязательно попадет в ад
»

Преследование Анны Ахматовой

При коммунистах Ахматова была исключена из Союза писателей. Ее дом прослушивался. Ей не разрешалось получать письма от зарубежных поклонников. Ее преследовали на улицах. Ее наемными помощниками были информаторы. Но она не сдалась.

Ахматова сослана Ташкент. В ее доме были арестованы ее сын Ли Гумилев и любовник Николай Пунин. После ареста сына в 1935 году Ахматова провела 17 месяцев за пределами центральной ленинградской тюрьмы, пытаясь выяснить, что с ним стало.

Описывая свои мысли в ожидании у ворот ГУЛАГа, в ожидании сына, Ахматова писала:


”…здесь, где я простояла триста часов
И где никогда, никогда не открывали мне двери.
Чтобы в блаженной смерти я не забыл
Скрежещущий крик Черных Марий,
Ужасные лязгающие ворота, старые
Женщина воет, как раненый зверь.
И пусть тает снег, как слезы
Из моих неподвижных бронзовых век,
И тюремные голуби надо мной воркуют
И корабли медленно плывут по Неве. “

В сталинские времена Ахматова жила преимущественно одна в маленькой комнате в Петербурге. Чтобы ее стихи не были уничтожены, она читала их перед близкими друзьями, которые запоминали, а затем сжигали рукописи. «Это было похоже на ритуал, — сказал один из ее друзей-поэтов. — Руки, спички и пепельница. Ритуал красивый и горький». Когда Ахматова умерла в 1966, улицы Санкт-Петербурга заполнены множеством скорбящих, многие с иронией радуются тому, что она пережила большинство своих мучителей,

Стихи Анны Ахматовой

Величайшее произведение Ахматовой «Реквием» представляет собой цикл стихов о жизни в Сталинский террор. Сопоставимый с ее собственным опытом, фильм о матери, пытающейся найти своего сына, отправленного в лагерь в сталинские годы. «Поэма без героя», над которой она работала последние 25 лет своей жизни, — загадочная автобиографическая поэма. Ее также помнят за ее семь «Северных элегий» (1921-64).

Известные строки из «Реквиема» идут:


«Я хотел бы назвать вас всех по имени,
Но потеряли списки…
Я их помню всегда и везде,
И если закроют мой измученный рот,
Через который плачут миллионы моих людей,
Пусть и меня помнят…»

О расторжении брака писала:


«Он любил в жизни три вещи;
Вечерняя песня, писали павлины
Старая карта Америки.
Он ненавидел, когда дети плакали,
Он ненавидел чай с малиновым вареньем
И женские истерики.
…И я была его женой.

О бессоннице Ахматова писала: «По обеим сторонам подушки/ И уже жарко». На вечеринках она написала: «Это так весело, когда ты пьян / И твои истории не имеют смысла».

Иосиф Бродский: поэт-диссадант

Иосиф Бродский (1940–1986) получил Нобелевскую премию по литературе в 1987 году, когда ему было 50 лет. Он был известен не только своей поэзией, но и своей правозащитной деятельностью. Он сказал, что поэты приобрели в Советской России статус святых, потому что они помогли заполнить вакуум, образовавшийся в результате упадка религии и философии.

Бродский родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1940 году. Он бросил школу, когда был подростком. Его наставником была Анна Ахматова, которая считала его лучшим из молодых поэтов Советского Союза.

Проблемы с властями у Бродского начались почти сразу же, как он начал писать свои независимые стихи. Он не был членом союза писателей и не был признан правительством как официально санкционированный поэт. Поскольку он тратил свое время на писательство и не выполнял другую работу, его обвинили в том, что он «социальный паразит», который грабит общество и не выполняет свою долю работы.

На суде 1964 года Бродский был признан виновным в «тунеядстве» и приговорен к пяти годам каторжных работ в отдаленной Архангельской области. Дело Бродского привлекло международное внимание, когда стенограмма судебного процесса была тайно переправлена ​​на Запад. судья спрашивает его: «А кто сказал, что ты поэт? Кто включил тебя в число поэтов?» Бродский ответил: «Никто. Кто зачислил меня в ряды рода человеческого».

Книга: «Собрание стихов на английском языке» Иосифа Бродского (Farrar, Straus & Giroux, 2000)

Бродский в изгнании

Возмущение интеллигенции США и Европы при поддержке Анны Ахматовой добилось досрочного освобождения Бродского из тюрьмы и разрешения на эмиграцию. Он был выслан из России советским правительством и больше никогда не видел своих родителей, хотя регулярно разговаривал с ними по телефону. Однажды он написал. «Я благодарен своим матери и отцу не только за то, что они подарили мне жизнь, но и за то, что они не смогли воспитать своего ребенка как раба».

Бродский впервые поехал в Вену и быстро стал звездным поэтом. В.Х. Оден вместе с Робертом Лоуэллом поставил молодого русского поэта на первое место на Международном фестивале поэзии в Лондоне. Бродский стал хорошим другом Симуса Хини, нобелевского лауреата поэта из Северной Ирландии, Дерека Уолкотта и Чеслава Милоша.

Бродский несколько лет преподавал в Мичиганском университете. После этого он переехал в Нью-Йорк и стал ведущей фигурой в движении поэзии нового космополитизма, неутомимым защитником прав человека и критиком западного либерализма. Он вышел из Американской академии искусств и литературы, когда туда был принят поэт Евгений Евтушенко, которого Бродский считал партийным халтурщиком.

В 1991 году, через четыре года после получения Нобелевской премии, Бродский был назван поэтом-лауреатом США. Бродский много лет боролся с болезнью сердца. Он умер в Нью-Йорке в возрасте 55 лет в январе 19 года.96. Он женился и имел ребенка. После его смерти телекомментатор сказал: «Он был единственным русским поэтом, который при жизни пользовался правом называться великим». Бродский был похоронен в Венеции, о которой он однажды написал: «Я никогда не буду владеть этим городом, кроме Я не против, потому что он владеет мной».

Поэзия Бродского

Бродский однажды сказал, что пишет стихи, «чтобы получить удовольствие от языка». читать его стихи со «странным пульсирующим вибрато». «Часть речи» (1977) считается одним из его стихотворений. Его более поздним стихам не хватало интенсивности его ранних.

Описывая творчество Бродского, Свен Биркертс писал в New York Times: «Они внушают нам почти тревожное одиночество, объявляя человека почти совершенно одиноким во Вселенной — призрак Беккета, рассматривающий все вещи как бы посмертно… Его стандартная процедура — за исключением, конечно, — заключалась в том, чтобы отправить одинокого оратора в какое-то место, дать ему возможность поразмышлять о своем окружении, а затем рассуждать в том или ином ключе о метафизике жизни».

«В полуторной комнате» Бродского — очерк о его опыте жизни в маленькой коммунальной квартире с семьей в Санкт-Петербурге. Описывая решающий момент жизни, еще находясь в тюрьме, он писал: «Здесь, на холмах, под пустым небом, на дорогах, ведущих в лес, жизнь отходит в сторону в состоянии растерянности».

Стихи Бродского

Из «Лагуны» (1973):


«Гондола стучит о свои
причала. Звук
отменяет себя, слух и слова
утонули,
как будто та нация, где среди
леса рук тиран
Состояние
проголосовали, единственный кандидат,
и слюна становится ледяной на язык»

Из «Колыбельной Кейп-Кода» (1975):


«Подо мной свернулась клубочком
реки серпантин, дороги зацвели
с пылью, пожелтевшие камни
и везде есть что поубавилось
мира
в формальной оппозиции, ближней и дальней,
выстроились в линию, как напечатано в книге, чтобы
закрыть, 9Армии 0003 репетировали свои игры в
сбалансированных ряда
, и все города почернели, как икра».

Евгений Евтушенко и бардовское движение

Знаменитый полутерпимый поэт Евгений Евтушенко (1933 г.р.) считался «суперпоэтом» в 1960-х, 70-х и 80-х годах. Ему поклонялись миллионы, его чтения заполнили футбольные стадионы. Его авторитет был настолько велик, что даже КГБ и Коммунистическая партия не могли его тронуть. Он сочинял «звенящие, вызывающие» стихи, и его хвалили за талант и обаяние. После распада Советского Союза его авторитет упал, и о нем почти забыли.

Одно из самых известных стихотворений Евтушенко «Бабий Яр» посвящено евреям, уничтоженным нацистами на Украине, и советскому молчанию по этому поводу. Он также написал «Не умирай, пока не умрешь». Евтушенко наживался на своей славе, проводя поэтические чтения на Западе. Один из рецензентов на выступлении в Бостоне сказал, что он выглядел «как преуспевающий банкир-капиталист».

Бардовское движение было популярно в 1950-х и 60-х годах. Среди популярных поэтов-певцов, которые пели свои часто сатирические стихи, играя на гитаре, были Александр Галич, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Владимир Высоцкий был широко популярен в Советском Союзе, но ему было отказано в официальном признании из-за его иконоборческой лирики. *

Высоцкий был самым известным поэтом-певцом. Живя в Москве, он был героем подполья и имел огромное количество поклонников среди россиян из всех слоев общества. Его музыка распространялась частным образом на скопированных кассетах. Высоцкий любит петь об особенностях русской души. Многие из его песен были о выпивке, женщинах и драках. Он спился в 1980 году. Советское правительство разрешило десяткам тысяч людей присутствовать на его похоронах.

Другие великие русские поэты 20-го века включают Марину Цветаеву и Андрея Вознесенского (род. 1933), Геннадия Айги из Чувашии часто называют возможным лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Источники изображений:

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, Lonely Planet Guides, Библиотека Конгресса, правительство США, энциклопедия Комптона, The Guardian, National Geographic, журнал Smithsonian, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, AFP, Wall Street Journal, The Atlantic Monthly, The Economist, Foreign Policy, Wikipedia, BBC, CNN, а также различные книги, веб-сайты и другие публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *