Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука её и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но только внешне легкомысленный, Лермонтов был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».
История создания
«Молитва» создаётся Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва Богу.
Тема и идея стихотворения
Описание стихотворения «Молитва» можно представить следующим образом: в нём изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелёгкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нём задаётся круг проблем:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть…
Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передаёт ощущение безысходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает своё решение:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и её Лермонтов описывает в следующем четверостишии.
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них
Повторение знакомых слов успокаивает, придаёт «благодатные силы», о чём и говорится в последних четырёх строках:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Таким образом, перед нами предстаёт картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт ещё не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.
Художественные средства
В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи, чем рассмотрение самого текста. Какими же приёмами пользуется автор?
Прежде всего отметим, что при небольшом объёме стихотворения — три четверостишия — в нём большое количество тропов. Это и эпитеты («минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила»), и метафоры («дышит непонятная, святая прелесть в них»), и сравнения («с души как бремя скатится»). Все они служат одной цели: передать то одухотворённое, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церкви. Также это передаёт мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъём, направленность вверх.
Стихотворение написано трёхстопным ямбом, рифмовка – перекрёстная, рифма точная, попеременно то мужская, то дактилическая.
Значение стихотворения в творчестве Лермонтова
Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает её художественное своеобразие и подчёркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Многие годы оно остаётся вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удаётся достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.Молитва М. Ю. Лермонтова, история написания стиха, композиционные особенности
Меню статьи:
- О чем пишет автор?
- Об истории написания лермонтовского послания
- Еще несколько слов о тематике произведения
- Какая идея скрывается в тексте
- Композиционные особенности «Молитвы»
- Ремарка о жанре и средствах выразительности лермонтовского шедевра
- Лермонтовская «ангелология»
- Молитва как примирение земли и рая
Лермонтовское творчество, во многом, унаследовало ключевые черты европейского романтизма.
В жизни каждого человека случаются трудные ситуации. В особенно сложные и безнадежные мгновения, кажется, что жизнь кончена. Эти катастрофические, пессимистические мотивы отразились, в частности, в экзистенциальной философии ХХ века. По нашему мнению, творчество, предшествующее этому периоду, а также декадансу – в искусстве (и в литературе, в частности), повлияло на появление таких веяний в постмодерне.
Когда сердце охвачено переживаниями, на душе лежит груз тяжелых мыслей и чувств, верующий человек обращается к молитве. Молитва – действующее средство, которое не заменить походами к психоаналитику. Именно это средство помогает выдержать трудности и не сломаться при порыве жизненного торнадо. Лермонтов говорит, что молитва в такие минуты – «чудная», то есть не странная, но волшебная. Молитва способствует чуду.
При этом молитва – это, действительно, некий заговор, как заклинание. Молитва требует знания наизусть, требует беспрестанного повторения. Сама мелодичность, ритм, интонация молитвы уже способна творить чудеса. Лермонтов уверен в некой благодатной силе этого напева, в живость, одухотворенность каждого слова. Слова молитвы наделены святостью простоты и очарования. Часто слова могут казаться непонятными, однако наличие чувства и души в молитве делает смыслы интуитивными. Человек сживается, срастается с этими смыслами, и те – по этой причине – способны преобразовать жизнь людей. Об этом писатель очень сжато, поэтически сконцентрировано говорит в первой строфе:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…
Что касается второй строфы, то здесь читатель сталкивается с инструкцией, с неким практическим руководством – о том, как надо правильно молиться. То есть в этой части Лермонтов переходит к описанию молитвы, утверждая, что молитва является главным средством, ключом, который спасает человека в трудный час. Молитва – это тоже лекарство, врачующее часто не только душу, но и депрессию, меланхолию, и больное тело:
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них…
В последней строфе – своеобразном заключении, итоге – читатель сталкивается с описанием ощущений героя-автора. Что чувствует человек, так долго пребывавший в тяжелом состоянии, человек, который помолился? Конечно, душе становится легче, грустные мысли пропадают сами собой. Больше нет бремени и сомнений. Молитва дарит надежды на лучшее времена и на положительный исход любой ситуации. Это средство, ведущее к просветлению, к свету, целительное, как простые и невинные слезы. Ведь слезы всего лишь говорят: мрачное настроение скоро окажется позади:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Об истории написания лермонтовского послания
Русский автор пишет свою «Молитву» в период знакомства с княгиней Щербатовой. Год создания – 1839-й. Однако свет это прекрасное, светлое произведение увидело только в 1840-м году, когда писателя уже не было в живых. В 1839-м и 1840-м году поэт часто гостит у Карамзиных. Семья держала литературный салон, принимавший цвет тогдашнего общества. Точно неизвестно, однако биографы поэта склонны считать, что именно в этом салоне Лермонтов встретил княгиню Щербатову. Молодая и привлекательная Мария Алексеевна недавно стала вдовой. Ум, красота, образованность и хорошее воспитание девушки привлекали писателя. Поэтому между молодыми людьми вспыхнула искренняя симпатия. Княгиня была влюблена не только в творчество писателя, но и в самого темпераментного Михаила.
Восторженность Щербатовой, впрочем, не была односторонней. Друзья, современники, родственники поэта вспоминали, что и сам писатель испытывал к вдове взаимное притяжение. Окружение Лермонтова считало, что молодые люди – красивая пара, и из этого знакомства получится прекрасный союз, ведь поэт и княгиня разделяли так много общих идей. Как-то раз, Лермонтов встретился с девушкой. Поэт сказал подруге, что у него на душе – тоска, тяжесть и какая-то странная боль. Тогда Щербатова ответила, что и ей знакомы эти чувства, настроения мрачности. Как бороться с этим? Молитвой. Именно это средство побеждает один из смертных грехов – уныние. Так как Лермонтов всегда серьезно воспринимал слова девушки, то решил последовать советам Щербатовой. Попытка помолиться вылилась в создание произведения-молитвы.
Безусловно, княгиня существенно повлияла на поэта, на мировоззрение Лермонтова. Отпечаток встречи с молодой и мудрой девушкой остался и на взглядах писателя. Более того, выход «Молитвы» в печати – заслуга самой Щербатовой, доставившей текст в редакцию.
Еще несколько слов о тематике произведения
Лермонтов неоднократно обращается к своем творчестве к христианству. Теологические мотивы в лирике сопровождаются темой душевных скитаний и поисков. Это – романтические странствия героя-автора. Вера, сила молитвы, душевная гармония, наконец, душевный покой – все это акценты, на которых останавливается писатель. Несмотря на то что Лермонтов прожил очень недолгую жизнь, как и положено всем гениям и романтикам, этот текст – продукт зрелости писателя. В этот период мы уже видим сформированность принципов, жизненных позиций, идей Лермонтова.
Для всех (или почти всех) произведений русского поэта характерно слияние автора и героя, поэтому каждый текст – это исповедь, лирическая автобиография. Автор и герой – это неразрывная целостность, одно лицо. Молитва возвращает человека к блаженному состоянию, к безмятежности и покою. Такой покой – награда для людей, которые носят в своем сердце искреннюю веру. Зрелость и, по сути, закат жизни принес писателю умиротворение. Возможно, Лермонтову удалось примириться с Господом, с небом, чего Михаил Юрьевич не мог так достичь в жизни. Кроме того, здесь мы видим примирение не только с Богом, но и самим собой. Внимание – при чтении этого произведения – привлекает простота и утонченность. Да, Лермонтов использовал простые слова, чтобы передать сложные смыслы. Текст – результат саморазвития и духовного становления автора.
Какая идея скрывается в тексте?
Лермонтов не старается спрятать идею поглубже и подальше от читателя. Ключевой смысл этого стиха состоит в раскрытия роли молитвы в жизни человека. Когда люди молятся, то обретают огромную силу, которая может утолить жажду в покое, в самоуспокоении, умиротворении и, наконец, в обретении гармонии с собой и с миром. Этот мощный духовный инструмент поддерживает человека в трудные минуты жизни, спасает из вихря катастрофы. Меланхолия, тревога, грусть, тоска, отчаянье, уныние – все эти болезни проходят с помощью обращения к молитве. Поэтому молитва – «чудна».
Еще ни один человек не обошел стороной кризисный период жизни. Душевные переживания – это естественная сторона процесса развития и следования по пути к зрелости. Но это также болезнь и отрава: если переживаний уж слишком много, то эти чувства не идут на пользу человеку. От таких симптомов и хворей лечит молитва и чудотворное слово. Главный ключ к действию слова – искренность. Писатель считает, что «золотым рецептом», таким себе универсальным средством, утоляющим душевную боль, является именно молитва, вера. Религиозная тематика – частый гость в наследии Лермонтова, кроме того подобные молитвенные послания составляют основу лермонтовской «ангелологии». Но об этом – немного ниже. В зрелом периоде творчества поэта эта тема приобретает более однозначную и выраженную форму (возможно, «виной» тому опыт писателя, внутренняя зрелость). В ранних же этапах – отличается амбивалентностью.
Композиционные особенности «Молитвы»
Как мы уже упоминали, произведение состоит из трех частей. Первая часть посвящена описанию тяжелого душевного состояния героя-автора. Это состояние знают все люди: тяжесть на душе, тоскливое и унылое настроение, тревожность. Когда прежние надежды рушатся, человек отчаивается и впадает в безверие. В такие моменты, считает Лермонтов, следует обращаться к Богу. Это – простой, традиционный, однако очень действенный способ. Однако последующие части не раскрывают то, какую именно молитву писатель имеет в виду. Но эта молитва – в любом случае – приводит к нужному результату: человек находит чистоту, покой, обретает одухотворенность и силу. Очищение достигается путем слез. Это образ чистоты, невинности, открытости Богу и миру. Слезы верующего человека, катарсис – знакомая вещь тем, кто практикует молитву.
Ремарка о жанре и средствах выразительности лермонтовского шедевра
Литературоведы называют жанр этого произведения монологом и, собственно, «молитвой». Да, благодаря наличию похожих текстов в наследии русских писателей (а особенно же у Пушкина и Лермонтова) эти послания-рекомендации так и именуют – молитвами. В жанре слышатся отзвуки романтизма, которые в принципе характерны для произведение Михаила Юрьевича. Здесь, впрочем, нет того юношеского порыва, бунтарского настроения, характерного для раннего Лермонтова. Напротив, зрелый Лермонтов обращает взор к религии и вере, переосмысливает свои прежние ценности и принципы. В этом тексте уже слышна смиренность, терпение, желание покоя и спасения.
Содержание лирического повествования обусловило те средства выразительности, которые выбирает для работы над произведением автор. Например, читатель обязательно заметит ассонансы (это относится, в частности, к звуку «у»), напоминающие церковное песнопение, хорал. Ассонансы отдают легкостью, протяженность, возможно, тягучестью. Трехстопный ямб и перекрестная рифма делает содержание текста философским. Монолог кое-где напоминает также элегию (может быть, своей романтичностью и утонченной одухотворенностью).
Конечно, в стихе – множество эпитетов («сила благодатная», «молитва чудная», «святая прелесть» и т. д.). Эпитеты придают произведению мягкости, живости и образности. Несмотря на миниатюрность, текст наполнен разнообразием фигур и тропов. В последних словах чувствуется, что молящийся человек, действительно, обрел состояние радости и покоя, к которому стремился. Этот смысл подчеркивается включением в текст повтора («и так легко, легко…»). Разумеется, смысл и идея произведения требует наличия метафор («сила слов», «теснится грусть», «святая прелесть дышит… в них» и т. д.). В словах о «дыхании» «святой прелести» проявляется и олицетворение, потому что автор словно оживляет молитвенные слова.
Лермонтовская «ангелология»
Наши наблюдения о поэтической «ангелологии» Лермонтова, во многом, обобщающие, несмотря на широкую исследованность этой темы. Однако следует отметить, что в творчестве Лермонтова мы имеем достаточно интересный и семантически неоднозначный вариант романтической «ангелологии». Специфика этого варианта обусловлена особенностями развития русской культуры начала XIX века, декабристским движением и т. д. Лермонтов был одним из тех русских поэтов, в творчестве которого «небесная» тема оказывалась ведущей. По определению Б. Эйхенбаума, «проблема добра и зла, ангела и демона, рая и ада составляет идейный и языковой центр юношеского творчества Лермонтова».
Таким образом, Лермонтов всю жизнь вел как бы «личный диалог» с небом (вспомним «Ангела» (1831), три «Молитвы», «Демона», восемь редакций которого поэт писал на протяжении всей жизни, чтобы «отделаться – стихами» от этого «могучего образа» с его «волшебно сладкой красотой», но отделаться не удалось). Постоянное обращение к «небесным сферам» у русского поэта можно объяснить одиночеством Лермонтова. Такой полуземной и полунебесный, писатель выпадает не из социума, а как бы из самого бытия. Даже Д. Мережковский писал, что «вся поэзия Лермонтова – это воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности».
Так в общих чертах выглядит «ангелологическая» проблематика у Лермонтова. Самым ярким выразительности этой темы у русского поэта стал «демонизм» – фигуры мятежных и падших ангелов. По наблюдению Л. Гинзбург, Лермонтов не был первым в русской литературе, обратившимся к проблеме «демонизма». Но нас здесь это не интересует. Скорее, нам интересен момент, что с демонами Лермонтов, вероятно, отождествлял себя, а молитва помогла мятежной поэтической душе, наконец, умиротвориться. Заметим, что тема «демонизма» Лермонтова сегодня в литературоведении достаточно изучена.
Молитва как примирение земли и рая
Как отмечают исследователи, у Лермонтова идеальной действительностью не является ни рай, ни земля, а середина между раем и землей, свободная от земного несовершенства.
Стихотворение «Нет, я не Байрон…» – Михаил Юрьевич Лермонтов написал накануне восемнадцатилетия, но в нем отражаются глубокие мысли. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.
Но в этой действительности существует видимый, явленный образ идеала. В концепции поэта человек не может жить в раю, потому что это место жительства ангелов и Бога, от которых до нас доносятся только звуки. Человек не может достичь счастья ценой своей смерти. Конечность жизни отдельного человеческого существа, которое состоит из души и плоти, не позволяет ей достичь рая. Поэтому Лермонтов пытается примирить небо с землей, душу – с телом. Потому что только таким образом человек приобретает гармоничную целостность и воплощает – в себе самом – идею вечности и бесконечности жизни. В лирике Лермонтова как надличностные, так и земные мотивы все время находятся в противодействии. С одной стороны, поэт стремится преодолеть свою земную природу, а с другой – земное существование для русского писателя является чрезвычайно ценным. Эти колебания не заканчиваются победой ни первого, ни второго мотива, но они формируют коренное противоречие в сознании юного романтика.
Обратим также внимание на переосмысление «ангелологии» Лермонтова по сравнению с похожими произведения Пушкина, где русский гений касается таких же тем и проблем. Все литературоведы отмечают, что характерной чертой романтической «ангелологии» Михаила Юрьевича является чрезвычайная актуальность образа грешного ангела – демона. Эта фигура, которая олицетворяла противоположную существующему миру силу, бунт, будто отвечала внутренней сути романтической эстетики.
Стихотворение “Дума” считается одним из самых сильнейших произведений Михаила Лермонтова. Предлагаем читателям ознакомиться с его главной идеей
Образ ангела (демона) имеет у Лермонтова библейское происхождения. Все книги Ветхого и Нового Завета – это история борьбы двух начал – Добра и Зла, Бога и Дьявола. Этот же мотив присущ и творчеству Лермонтова. Но отметим, что «Молитва» как продукт, творение зрелого автора будто намекает читателям: буйный демон, романтическая и разрываемая противоречиями молодая, юная душа романтика обращается в зрелости, на закате земного пути, к Богу. Ведь о чем говорит образ демона? Безусловно, об отделении личности от Господа, о желании идти своим путем. Но этот путь – в отчужденности, заброшенности, неприкаянности – не порождает ничего, кроме тревоги. И в конце жизни человек, забывая о своем бунте, желает вернуться домой.
Автор: Виктория Давыдова
М.Ю. ПОЭМА ЛЕРМОНТОВА «СВИДАНИЕ» (1841): ИСТОРИЯ ТЕКСТА, АРХИТЕКТОНИКА, СМЫСЛ
Эфиопия: победа Сидамы в более чем вековой борьбе за самоопределение
Роза Исмагилова ◽
Самоопределение ◽
Этнические сообщества ◽
Этническая стратификация ◽
Этнический федерализм ◽
Имперский период ◽
История ◽
Создание ◽
Цепь ◽
Влияние ◽
Первый раз
Впервые в истории отечественной эфиопологии в статье подробно анализируется успешная борьба одного из эфиопских народов — сидама — за самоопределение. 20 ноября 2019 года в Эфиопии произошло поистине историческое событие: одна из многочисленных этнических общин страны, Сидама, обрела самоуправление. На референдуме около 98% проголосовали за создание государства Сидама. Это спровоцировало цепную реакцию в Регионе южных наций, национальностей и народов: уже 13 этнических общин — волайта, гамо, гураге, каффа и другие — требуют создания собственных государств. Заметно активизировались центробежные процессы в стране. Настоящая статья разделена на четыре раздела. Первый раздел «Кто такие Сидама?» предлагает подробное описание Сидама и подчеркивает жизнеспособность традиционных социальных и культурных институтов, включая этническую стратификацию и постоянное присутствие каст ремесленников. В то же время отмечается, что глобализация и урбанизация вносят существенные изменения в жизнь сидама. Во втором разделе «Сидама в условиях этнического федерализма» анализируются положительные и отрицательные стороны этнического федерализма и причины недовольства сидамы, а также причины обид и конфликтов сидамы за власть и ресурсы с другими этническими общностями, что в конечном итоге привело к их борьбе за самоуправление.
В третьем разделе, «Борьба Сидамы за самоуправление», дается подробный отчет о борьбе Сидамы против политики амхаризации в имперский период, дискриминации в правление Дерга (1974–1991), а с 1991 г. – в период этнического федерализма. Четвертый раздел «Референдум» посвящен подробному описанию этого важного события в жизни Сидама и их победы: трудности и препятствия на пути организации референдума, отношение федерального правительства, сам референдум и победа. Наконец, в пятом разделе «Влияние создания Сидамского государства на ситуацию в регионе» автор анализирует Конституцию нового государства. Создание нового 10-го государства на этнической основе означает усиление этнического федерализма в Эфиопии. Важно подчеркнуть, что автор провел несколько интервью по электронной почте с учеными Сидамы и журналистами – активными участниками движения Сидама за самоопределение – на тему постреферендумных событий.
Молитва Ангелус: ее история, значение и милости
Скорее всего, вы видели эту знаменитую картину.
Он называется L’Angelus ( The Angelus ) и был написан Жаном-Франсуа Милле в середине 19 го века.
На нем изображена крестьянская пара на картофельном поле с отложенными в сторону сельскохозяйственными орудиями и склоненными в молитве головами.
В разгар тяжелого рабочего дня этот мужчина и женщина находят время, чтобы сделать паузу, направить свои мысли к Богу и смиренно принять Его благодать.
Название молитвы, которую они произносят, соответствует названию картины: Ангелус.
Молитва АнгелусаИтак, что такое Ангелус?
Это набор из трех антифонов, которые размышляют о Воплощении Христа во время Благовещения — тот глубоко святой момент, когда Ангел Гавриил возвестил Божье приглашение Марии стать матерью Мессии, и она сказала да .
Так и получила свое название молитва Ангелус: изначально молитва произносилась, разумеется, на латыни, а слово angelus на латыни означает ангел:
От первого слова трех стихов, то есть Angelus Domini nuntiavit Mariæ (Ангел Господень возвестил Марии), благочестие получило свое название.
Католическая энциклопедия
Каждый из антифонов Ангелуса взят из Священного Писания. За каждым следует «Радуйся, Мария».
Когда Ангелусу молятся несколько человек, лидер произносит первую часть, а все остальные читают ответы.
Вот полный Ангелус:
История АнгелусаV. Ангел Господень возвестил Марии.
р. И зачала от Духа Святого.
Богородица…
V. Вот раба Господня.
Р. Да будет мне по слову Твоему.
Богородица. . .
V. И Слово стало плотью.
р. И поселился среди нас.
Богородица. . .
V. Моли Бога о нас, Пресвятая Богородица.
Р. Чтобы нам удостоиться обетований Христовых.
Помолимся:
Излей, молим Тебя, Господи, благодать Твою в сердца наши, дабы мы, которым Воплощение Христа Сына Твоего было возвещено вестью ангела, да Страстями и Крестом Его были приведены во славу Его Воскрешение.
Через того же Христа, Господа нашего. Аминь.
Точную историю того, как Ангелус стал обычной молитвой, трудно разобрать, но она имеет долгую историю.
«Обзор церковной истории показывает, что это благочестие возникло не вдруг, а развивалось в течение нескольких столетий, — говорит Д.Д. Эммонс, автор журнала «Наш воскресный гость». «Большинство церковных историков согласны с тем, что Ангелус можно проследить до Италии 11-го века, где монахи трижды произносили «Радуйся, Мария» во время ночных молитв при последнем звонке дня».
Запись для «Ангелуса» в Католической энциклопедии указывает на то, что уже в 14 -м -м веке у европейцев было обычной практикой молиться три раза «Радуйся, Мария» вечером.
Согласно краткой истории происхождения Ангелуса, предоставленной Дейтонским университетом, «С самого начала [Ангелус] считался символом мира и безопасности». В этой университетской статье отмечается, что уже в середине 13 -го -го века францисканцы в Ассизи сопровождали ночную молитву (повечерие) молитвой Богородица и звоном колоколов.
Историю «Ангелуса» отнюдь не легко проследить с уверенностью, и в этом вопросе хорошо различать то, что достоверно, и то, что в какой-то мере предположительно. Во-первых, несомненно, что Ангелус в полдень и утром были введены позже, чем вечерний Ангелус. Во-вторых, несомненно, что полуденный Ангелус, самый последний из трех, не был простым развитием или имитацией утреннего и вечернего поклонения. В-третьих, не может быть никаких сомнений в том, что обычай трижды произнести «Радуйся, Мария» вечером где-нибудь по поводу захода солнца стал общим для всей Европы в первой половине четырнадцатого века и что он рекомендовался и поощрялся папой Иоанном XXII в 1318 и 1327 годах.
Католическая энциклопедия
Темой всей истории и использования этой молитвы является число три . Есть три антифонов, три Радуйся, Мария, и молитва традиционно произносится три раз в день: утром (обычно в 6 часов утра), в полдень и вечером (обычно в 18 часов).
Конечно, никто из тех, кто хочет молиться Ангелус , не требует, чтобы произносил это трижды в день.
Многие люди молятся один раз в день — часто в полдень. Полдень — это час, когда католики особенно размышляют о страстях нашего Господа, поскольку Иисус взошел на крест в полдень Страстной пятницы.
Когда я был старшекурсником, например, Ангелус молился перед полуденной мессой. Чтение этой молитвы помогло нам подготовить наши сердца и умы к тайне нашего Евхаристического Господа, которая должна была раскрыться в священной литургии.
Грации Ангелуса
Если мы посвятим себя благочестивому чтению Ангелуса, это принесет нам милость.
Нам говорят, что святые очень почитали эту молитву, и если святые делают что-то простое, что мы можем сделать, то, вероятно, мы можем возрастать в святости, обращая на нее внимание и выполняя ее!
Папы и ангелыБесчисленны святые, которые родились или умерли по промыслу Божию, «когда Ангелус звучал» из городского колокола или из местных церковных и монастырских колоколен.
Так святое будущее часто предсказывалось или жизнь героической святости подтверждалась Тем, Кто соблаговолил открыть, как Он считает нужным, те души, чьи жизни способствуют действию того Воплощения, столь восхитительно почитаемого в Ангелусе.
Нет имени святого последних веков, который не заявлял бы о преданности Ангелусу. Назову только одну, кузину Сен-Жермен. Маленькая пастушка из Пибрака во Франции падала на колени в молитве, услышав звон Ангелуса, даже когда переходила ручей.
И сами колокола очень почитаемы. Многие из них сохранились еще до Средневековья, и на большинстве из них есть надписи, обычно на латыни, которые указывают на их святое занятие. Часто во Франции читают «Аве Мария», а в Англии многие почитают святого Гавриила, например: «Я сладок, как мед, и зовусь колокольчиком Габриэля» и «Гавриил-гонец несет радостную весть святой Марии».
Сестра Елена Мария, M.I.C.M., «Происхождение ангелуса»
Начиная с 1964 года, папы еженедельно молятся об ангелусе на площади Святого Петра.
Папа Франциск в настоящее время молится в полдень по воскресеньям и в праздничные дни, когда он находится в Ватикане. Как и его предшественники, папы Иоанн Павел II и папа Бенедикт XVI, он начинает с евангельских размышлений. После молитвы Ангелусу он обращается к католикам, ближним и дальним, приветствуя различные группы на площади и выражая свою солидарность и молитвы как за тех, кто страдает, так и за тех, кто празднует особые моменты.
Традиция полуденного Ангелуса тоже достаточно старая. Дейтонский университет отмечает, что к середине 15 века «Папа Каллист III предписал ежедневный звон колоколов в полдень с молитвой трех Богородиц».
В 1475,
Папа Сикст IV даровал [ред] индульгенцию за молитву полуденному Ангелусу. С этого момента по всему Западу можно услышать тройной звон колоколов утром, в полдень и вечером.
Молитва Ангелуса
Эта традиция — этот призыв к молитве три раза в день — помогает контекстуализировать картину, которую мы рассматривали ранее.
Картина Милле сигнализирует о том, что крестьяне услышали звон близлежащего церковного колокола, прекратили работу и с большим благоговением откликаются на этот «призыв к молитве».
Мы тоже должны в течение дня обращаться к Богу.
Попробуйте поставить будильник на телефоне или посвятите первые пять минут обеденного перерыва этой простой молитве. Это занимает менее трех минут, чтобы сказать, и вносит момент воспоминаний в нашу повседневную рутину.
Ангелус — жемчужина нашей веры: он напоминает нам, что Слово стало Плотью, что божество смирилось, чтобы обнять человечество, что смиренное да Божьего приглашения Богоматери звучит на протяжении всей истории.
Подумайте о прекрасной заключительной молитве Ангелуса, в которой говорится:
«Излей, молим Тебя, Господи, благодать Твою в сердца наши…»
Эта молитва предлагает Богу открытие в наши дни, место, куда Он может войти, отдохнуть и излить Свою благодать.