Когда был крестовый поход: Крестовые походы

Содержание

История крестовых походов и их причины

История крестовых походов и их причины | historbook.ru

Сайт о истории

RU SR EN

 

 

Главная » Заморские земли » История крестовых походов

Огромное количество войн было в средние века. Значительную роль в них занимает эпоха крестовых походов, которая длилась с XI по XII вв.
История крестовых походов является характерной состовляющей давнейшего противостояния Запада и Востока, двух суперэтносов — европейского и исламского миров.
Наверное, не стоит удивляться тому, что на этот раз по одну сторону этого противостояния оказались ристиане, а сдругой мусульмане. Большие различия в менталитете и мировозрении представителей этих двух миров привели к тому, что в Европе в качестве религии утвердилось христианство, а на Ближнем Востоке доминирующей религией стал ислам, фактически вытеснивший христианство на этой земле.

Подогрел почву для конфликта европейцев с арабами и тот факт, что во владении последних находился город Иерусалим, в котором находился Гроб Господень.

Эта реликвия очень почиталась среди христиан. В то время в Европе было очень много энергичных и набожных людей, очень крепка была власть церкви.

В XI в. находившаяся во власти мусульман Испания постепенно освобождалась от них. Византии большие проблемы доставляли Турки-Сельджуки. Византийский император попросил помощи у Папы Римского Урбана II. В результате совокупность всех этих факторов вылилась в огромное стремление христиан вступить в битву с мусульманами и освободить от них Святую Землю. В итоге около двухсот лет шли большие баталии между европейцами и арабами, которыми очень богата история крестовых походов.

  • Первый крестовый поход
  • Крестовые походы XII века
  • Крестовые походы XIII века

Конфликты Востока и Запада

В чем состояли причины крестовых походов?
Христиане-европейцы шли в дальний и опасный поход в арабские земли. Цель у них была освободить Иерусалим, в котором находился гроб господень от мусульман.

Да, религиозный вопрос играл здесь очень важную роль. Но все же мне кажется, что основная причина имелав этом случае более глобальный характер.
Крестовые походы имеют насыщенную предысторию, так как являются симвлом давнего конфликта между Востоком и Западом.

Между ними было много военных столкновений в античности и средневековье. Еще до нашей эры нередко между собой воевали греки и персы. Римляне много воевали с парфянами и персами.
После падения Римской империи на её осколках образовалась могущественная держава Византия. Византийцам приходилось много воевать с восточными народами, такими как гунны, персы, арабы, турки.
Задолго до крестовых походов арабы вторглись в Европу, захватив Испанию, часть Италии и Франции. Поэтому крестовые походы является логическим продолжением этих войн.

К причинам конфликтов Вотока и Запада можно отнести большую разницу в менталитете народов, населяющих их. Поэтому, наверное, не случаен тот факт, что жители Востока в большинстве своем приняли ислам, а жители Запада — христианство.

Первый крестовый поход

Первый крестовый поход начался в 1096 году. Боевые действия между христианами и мусульманами шли в начале в Малой Азии, затем на территории Палестины. Крестоносцы в походе переносли тяжелые испытания. Жуткая жара и постоянные наскоки мусульман создавали им большие сложности, которые европейцы с большим упорством преодалевали.

Первый крестовый поход завершился взятием Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Это и было его основной целью. На Востоке образовалось христианское государство, состоявшее из четырех королевств — Иерусалимского, Антиохийского, Асколонны и Акры.

Крестовые походы XII века

В середине XII века состоялся второй крестовый поход. Его целью было взятие Дамаска — столицы Сирии. Поход оказался неудачным, т.к. крестоносцы потерпели поражение. Это событие вдохновило арабов. Вскоре к власти в Египте пришел Саладин, который смог обьединить арабские государства для борьбы с крестоносцами и вытеснения последних в Европу. Это им удалось в 1187 году арабы захватили Иерусалим, а после чего и множество других городов государства крестоносцев. Христианам удалось удержать за собой совсем маленькую территорию.

В конце XII века состоялся третий крестовый поход, который возглавил английский король Ричард Львиное Сердце. Итогом этого похода стало возвращение практически всей территории крестоносцами кроме Иерусалима. Огромную воинскую славу получил Ричард Львиное Сердце в этой военной компании. Он самоотверженно во главе своих войск бросался на огромные силы неприятеля и наносил им сокрушительные поражения. Крестовый поход английского короля Ричарда полностью восстановил авторитет крестоносцев перед арабским народом.

Крестовые походы XIII века

Первоначальной целью четвертого крестового похода было расширение земель в Палестине. Но из-за интриг в Европе он превратился в нападение крестоносцев-католиков на православную Византию. В итоге Византия потеряла Константинополь и уже была близка к гибели, как империя. Однако, все же крестоносцы были выбиты византийцами.

Целью последующих крестовых походов 13 века был захват Египта, но из более менне крупных городов им покорилась только Дамалета, попытка захватить Каир окончилась провалом. Крестоносцам не удалось закрепиться в Египте. Более-менее неплохим достижением стал захват европейцами Карфагена в одном из поздних крестовых походов.

К середине 13 века к власти в Египте пришли Мамлюки, котрые отличались дисциплиной и боеспособностью, во главе которых сильный вождь Бейбарс. Из Египта мамлюки организовали решительное наступление на крестоносцев. Государство христиан в Палестине постепенно загнивало из-за междоусобиц и слабой поддержки из Европы. В итоге к концу 13 века крестоносцы потеряли все завоеванные земли. Эпоха крестовых походов закончилась.

Рыцарские ордена

Рыцарские ордена в средневековье были очень значимым сословием. Они были ядром крестовых походов, принимали активнейшее участие в боевых походах на арабские земли. Среди наиболее могущественных рыцарских орденов можно выделить:

  • Тамплиеры
  • Госпитальеры
  • Тевтонцы

 

Copyright © historbook 2009-2023

[email protected]

Крестовые походы. Большая российская энциклопедия

Завоевания, колонизации

Кресто́вые похо́ды, военно-колонизационные движения западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем Крестовых походов была Римско-католическая церковь. Участники Крестовых походов, именовавшие себя пилигримами, нашивали на одежды знак креста, отсюда их название – крестоносцы.

Предпосылки Крестовых походов

Предпосылками Крестовых походов явилось сочетание социально-экономических, демографических, политических и религиозных факторов: развитие городов и товарно-денежных отношений, рост населения в Западной Европе, ускорившие процессы расслоения в обществе, широкое распространение мистических настроений, обострение борьбы между феодальными сеньорами за землю, резкое изменение военно-стратегической ситуации на Ближнем Востоке. Основная движущая сила Крестовых походов – рыцарство. Охваченные религиозным порывом, воодушевлявшим участников первых Крестовых походов и умело использовавшимся папством, крестоносцы руководствовались и сугубо практическими целями. Мелкое рыцарство стремилось приобрести на Востоке поместья, разбогатеть. Крупные сеньоры добивались создания собственных государств и владений. Крестьяне надеялись обрести за морем свободу от феодальных повинностей и материальный достаток. Купечество и значительная масса населения средиземноморских городов и городских республик – Пизы, Венеции, Генуи, Марселя, Барселоны – намеревались захватить выгодные позиции в торговле на Ближнем Востоке. Римско-католическая церковь, дав Крестовым походам идеологическое обоснование как священным войнам за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме от «неверных» и ради помощи христианам на Востоке, беря крестоносцев под особое покровительство, желала как укрепить своё влияние на Западе, так и утвердить его в завоёванных землях.

Поводом к началу Крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками в 1070–1080-х гг. Сирии и Палестины, захват ими, после разгрома византийских войск в битве при Манцикерте (1071), большей части Малой Азии и обращение византийского императора Алексея I Комнина к ряду западноевропейских государей с просьбой о помощи.

Первый крестовый поход (1096–1099)

Папа Урбан II на Клермонском соборе. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском и Саладине и всех прочих королях, отправлявшихся за море, вплоть до Людовика Святого». 14 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 22495. Fol. 15r. 27 ноября 1095 г. с проповедью Крестового похода на церковном соборе в г. Клермон выступил папа Урбан II, обещавший пилигримам многие привилегии и отпущение грехов. Монахи, среди которых особую популярность приобрёл проповедник Пётр Амьенский (Пустынник), широко распространили эту идею в народе. Весной 1096 г. началось «святое паломничество» почти безоружной крестьянской бедноты на Восток. После длительного и тяжёлого перехода деморализованное крестьянское войско было истреблено сельджуками в сентябре 1096 г. близ Никеи.

Пётр Амьенский ведёт людей в Крестовый поход. Миниатюра из Краткой хроники на окситанском языке. 1321–1324. Британская библиотека, Лондон. Egerton 1500. Fol. 45v.

Летом 1096 г. в поход выступили французские и южноитальянские рыцари, шедшие отдельными отрядами во главе с лотарингским герцогом Готфридом Бульонским и его братом Балдуином (Бодуэном), нормандским князем Боэмундом Тарентским, графом Раймондом Тулузским (Раймундом де Сен-Жилем). Заключив союзный договор с византийским императором Алексeем I, они переправились в Малую Азию и нанесли ряд поражений сельджукам.

Осада Никеи. 1097. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском и Саладине и всех прочих королях, отправлявшихся за море, вплоть до Людовика Святого». 14 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 22495. Fol. 30r.

19 июня 1097 г. капитулировала Никея (отошла к Византии), в 1098 г. были взяты Эдесса и, после длительной осады и тяжёлой обороны от подошедших войск эмира Кербоги, Антиохия, ставшие столицами первых государств крестоносцев – одноимённых графства и княжества. В 1099 г. штурмом взят Иерусалим, с 1100 г. столица Иерусалимского королевства, в вассальной зависимости от которого находились остальные государства крестоносцев.

Осада Иерусалима. 1099. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском и Саладине и всех прочих королях, отправлявшихся за море, вплоть до Людовика Святого». 14 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 22495. Fol. 69v.

Его правителем стал Готфрид Бульонский, а после его смерти в 1100 г. рыцари избрали первым королём его брата Балдуина, графа Эдессы. В 1101–1124 гг. продолжались захваты земель Сирии и Палестины крестоносцами. В 1109 г. было образовано графство Триполи.

Первый крестовый поход (1096–1099)

Второй крестовый поход (1147–1149)

Второй крестовый поход (1147–1149) был предпринят в ответ на захват сельджуками Эдессы в 1144 г. Он возглавлялся французским королём Людовиком VII и германским королём Конрадом III; закончился поражением немецких крестоносцев и неудачей французов, безуспешно пытавшихся взять Дамаск.

Битва при Инабе 29 июня 1149. Разгром крестоносцев войсками сирийского атабека Нур ад-Дина Занги. Миниатюра из рукописи Себастьена Мамро «Заморские экспедиции французов против турок, сарацин и мавров». 15 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 5594. Fol. 143v.

Третий крестовый поход (1189–1192)

Третий крестовый поход (1189–1192) был вызван полным разгромом Иерусалимского королевства и захватом его столицы египетским султаном Салах ад-Дином в 1187 г. Предводители похода – император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце, враждовавшие между собой. Взяв Иконий (ныне Конья), Фридрих I погиб в 1190 г. в Киликии при переправе через горную реку, его войско распалось. Англичане и французы в 1191 г. взяли порт Акра, после чего Филипп II отбыл на родину. Ричард Львиное Сердце в 1191 г. завоевал отпавший ранее от Византии Кипр, ставший затем самостоятельным королевством (1192–1489), а в 1192 г. подписал с Салах ад-Дином мир, по условиям которого за Иерусалимским королевством сохранялось побережье от Тира до Яффы. Иерусалим отвоевать не удалось.

Осада Акры. 1189–1191. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского «История деяний в заморских землях». 13 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 2825. Fol. 280r.

Четвёртый крестовый поход (1202–1204)

Четвёртый крестовый поход (1202–1204) планировался папой Иннокентием III против Египта. Его участниками стали Венеция, французские, немецкие и фламандские рыцари, а предводителем – маркиз Монферрата Бонифаций. Прибыв в Венецию, западноевропейские рыцари не смогли уплатить венецианцам деньги на снаряжение флота, предусмотренные первоначальным договором. Ради отсрочки долга вожди похода согласились на захват по пути следования г. Задар, на владение которым претендовала Венеция, но в те годы он принадлежал венгерскому королю. В 1202 г. Задар был взят крестоносцами и передан Венеции.

Второй, Третий и Четвёртый крестовые походы (1147–1204)

Согласившись на просьбу о помощи в восстановлении на троне византийского царевича Алексея IV Ангела, чей отец Исаак II Ангел был низложен и ослеплён в 1195 г., в обмен на обещание 200 тыс. марок серебром и участие в походе в Святую землю, Бонифаций Монферратский при содействии дожа Венеции Энрико Дандоло направил поход к Константинополю. Высадившись в Галате, в июле 1203 г. крестоносцы ворвались в подожжённый Константинополь и восстановили на престоле Исаака II и его сына Алексея IV. Последние не смогли выполнить условий договора и потеряли власть в результате переворота Алексея V Дуки. Крестоносцы приняли решение овладеть Византией и разделить её между собой. 12 апреля 1204 г. Константинополь взят штурмом и подвергнут грабежу. Многие его памятники были разрушены, церкви осквернены, сокровища и реликвии вывозились на Запад.

Флот крестоносцев у стен Константинополя. Миниатюра из рукописи Себастьена Мамро «Заморские экспедиции французов против турок, сарацин и мавров». 15 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 5594. Fol. 217r.

Крестоносцам не удалось завоевать всю территорию Византии. Ими были образованы Латинская империя с центром в Константинополе (1204–1261), императором был избран фландрский граф Бодуэн, Фессалоникское королевство (1204–1224) во главе с Бонифацием Монферратским, Морейское княжество на Пелопоннесе (1205–1432), Афинское герцогство (1205–1456) и др. Ряд кварталов в Константинополе, многие территории в Эгейском море, включая города Корон и Модон, острова Эвбея и Крит, достались венецианцам. Греческая церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, патриархом Константинопольским был избран католический прелат венецианец Томмазо Морозини. Четвёртый крестовый поход, направленный против христиан, ознаменовал глубокий кризис крестоносного движения, привёл к углублению раскола церквей, усилив неприятие унии греческим клиром и населением.

Граффити крестоносцев на стенах лестницы, ведущей в храм Святой равноапостольной Елены в храме Гроба Господня, Иерусалим.

Пятый крестовый поход (1217–1221)

Пятый крестовый поход (1217–1221) против Египта, в организации которого участвовали венгерский король Эндре II, австрийский герцог Леопольд VI, король Кипра Гуго I Лузиньян и правители государств крестоносцев, закончился безрезультатно. Крестоносцам не удалось удержать взятый г. Дамьетта, и, окружённые войском Айюбидов, они должны были капитулировать.Взятие крестоносцами Дамьетты. 1219. Миниатюра из рукописи «Toison d’Or» («Золотое руно»). 16 в. Национальная библиотека Франции, Париж. Département des Manuscrits. Français 138. Fol. 182r.

Шестой крестовый поход (1228–1229)

В ходе Шестого крестового похода (1228–1229) возглавлявший его император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен сумел путём мирных переговоров ненадолго вернуть Иерусалим (1229–1244). Император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен и султан Египта Аль-Камиль Насир ад-Дин Мухаммад ведут переговоры о перемирии и возвращении Иерусалима крестоносцам. Миниатюра из рукописи Джованни Виллани «Новая хроника». Середина 14 в. Ватиканская Апостольская библиотека. Chig.L.VIII.296. Fol. 75r.

Седьмой и восьмой крестовые походы (1248–1254, 1270)

Седьмой крестовый поход (1248–1254) против Египта и Восьмой крестовый поход (1270) против Туниса, подготовленные французским королём Людовиком IX Святым, закончились разгромом армий крестоносцев. В 1291 г. последние владения крестоносцев в Сирии и Палестине были завоёваны султаном Египта.

Пятый, Шестой, Седьмой и Восьмой крестовые походы (1217–1270).

Крестовые походы против Османской империи

Попытки организовывать Крестовые походы на Восток предпринимались и в 14–15 вв. Это т. н. поздние Крестовые походы, главным образом против турок-османов. Войско крестоносцев во главе с венгерским королём Сигизмундом I Люксембургом было разгромлено османами в Никопольском сражении (1396). Войско во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III и трансильванским воеводой Яношем Хуньяди после ряда успехов было истреблено османами в битве при Варне (1444).

Результаты Крестовых походов

В ходе Крестовых походов были образованы духовно-рыцарские ордена: в начале 12 в. – иоаннитов (госпитальеров), около 1119 г. – тамплиеров (храмовников), в 1198 г. – Тевтонский орден Девы Марии (перемещён в Прибалтику в начале 13 в.). Крестовые походы лишь на короткое время достигли своей прямой цели – освобождения от власти мусульман Гроба Господня (Святой земли). Они привели к большим людским и материальным потерям, к установлению на территории Сирии, Палестины, бывшей Византии – Латинской Романии – более сурового, чем ранее, сеньориального режима. Крестовые походы усилили миграционные процессы, содействовали образованию торговых факторий западноевропейских городов на Ближнем Востоке и росту товарообмена между Европой и Левантом. В результате Крестовых походов, благодаря оттоку на Восток наиболее «мятежного» элемента, укрепилась централизация ряда государств Западной Европы. Походы способствовали прогрессу военного дела в Европе, стимулировали строительство военных и транспортных судов, в том числе скоростных и значительно большего водоизмещения, внедрение новых видов вооружения.

В форме Крестовых походов осуществлялись Реконкиста на Пиренеях, завоевание и колонизация славянских земель 12–13 вв., Альбигойские войны во Франции в 1209–1229 гг., борьба с Гуситским движением в Чехии в 15 в. и др.

Карпов Сергей Павлович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010.

Дата публикации:  9 февраля 2023 г. в 15:37 (GMT+3)

Крестовые походы — Энциклопедия всемирной истории

Крестовые походы были серией военных кампаний, организованных папами и христианскими западными державами, чтобы вернуть Иерусалим и Святую Землю из-под контроля мусульман, а затем защитить эти завоевания. Между 1095 и 1270 годами было восемь крупных официальных крестовых походов, а также множество неофициальных.

Хотя было много крестовых походов, ни один из них не был столь успешным, как первый, и к 1291 году созданные крестоносцами государства на Ближнем Востоке были поглощены Мамлюкским султанатом. Идея крестовых походов применялась более успешно (для христиан) в других регионах, особенно на Балтике против европейских язычников и на Пиренейском полуострове против мусульманских мавров.

Удалить рекламу

Реклама

Крестовые походы с участием императоров, королей и европейской знати, а также тысяч рыцарей и более скромных воинов имели огромные последствия для всех участников. Последствия, помимо очевидных смертей, загубленных жизней, разрушений и растраты ресурсов, варьировались от краха Византийской империи до ухудшения отношений и нетерпимости между религиями и народами на Востоке и Западе, которые до сих пор отравляют правительства и общества.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Причины и мотивы

Первый крестовый поход 11 века (1095-1102 гг.) создал прецедент пьянящей смеси политики, религии и насилия, которая станет движущей силой всех будущих кампаний. Византийский император Алексиос I Комнин (годы правления 1081–1118) увидел возможность получить военную помощь Запада в победе над мусульманскими сельджуками, которые разъедали его империю в Малой Азии.

Когда сельджуки захватили Иерусалим (у своих собратьев-мусульман, а не у христиан, потерявших город столетия назад) в 1087 году, это послужило катализатором для мобилизации западных христиан к действиям. Папа Урбан II (годы правления 1088–109).9) откликнулся на этот призыв о помощи, движимый желанием укрепить папство и подоить авторитет, чтобы стать бесспорным главой всей христианской церкви, включая православный Восток. Возвращение Священного города Иерусалима и таких мест, как Гроб Господень, считающийся гробницей Иисуса Христа, после четырех столетий мусульманского контроля было бы настоящим переворотом. Следовательно, Папа издал папского легата и начал проповедническую кампанию по всей Европе, которая призвала западную знать и рыцарей наточить свои мечи, экипироваться и отправиться в Святую Землю, чтобы защитить самые ценные места христианского мира и всех христиан там. в опасности.

Удалить рекламу

Реклама

Защита христиан и веры, воины, обещанные Папой, принесли отпущение грехов и быстрый путь на Небеса.

Воины, которые «взяли крест», как называли клятву крестового похода, и совершили невероятно трудный путь, чтобы сражаться в чужой стране, были мотивированы множеством вещей. Прежде всего, это был религиозный аспект — защита христиан и веры, обещанные Папой Римским, принесли отпущение грехов и кратчайший путь на Небеса. Были также идеалы рыцарства и правильных поступков (хотя рыцарство было в зачаточном состоянии во время Первого крестового похода), давление сверстников и семьи, возможность получить материальные блага, возможно, даже землю и титулы, и желание путешествовать. и лично увидеть великие святыни. Многие воины имели гораздо менее гламурные амбиции и были просто вынуждены следовать за своими лордами, некоторые стремились избежать долгов и правосудия, другие просто искали достойную жизнь с включенным регулярным питанием. Эти мотивы по-прежнему будут гарантировать большое количество новобранцев на протяжении всех последующих кампаний.

Первый крестовый поход

Несмотря ни на что, международная военная экспедиция Первого крестового похода преодолела трудности логистики и умения противника, чтобы отбить сначала Антиохию в июне 1098 г. , а затем Иерусалим 15 июля 1099 г. С их тяжелой кавалерией, сияющими доспехами , осадные технологии и военные ноу-хау, западные рыцари преподнесли мусульманам сюрприз, который больше не повторится. Резня мусульман после падения Иерусалима также не будет забыта. На этом пути было несколько неудач, таких как уничтожение Народного крестового похода, банды непрофессиональной толпы и изрядное количество смертей из-за чумы, болезней и голода, но в целом успех Первого Крестовый поход удивил даже самих организаторов. Казалось, многонациональная совместная война может принести дивиденды, и это был момент, когда купцы тоже начали проявлять интерес к крестовым походам.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Государства крестоносцев

Для защиты территории, теперь находящейся в руках христиан, были сформированы четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство, графство Эдесса, графство Триполи и княжество Антиохия. В совокупности они были известны как Латинский Восток или Утремер. Торговля между Западом и Востоком, проходившая через эти государства, и выгодные контракты на отправку крестоносцев в Левант привлекали купцов таких городов, как Венеция, Пиза, Генуя, Марсель. В государствах крестоносцев возникли военные ордена, такие как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры, которые представляли собой боевые отряды профессиональных рыцарей, которые жили как монахи и которым поручили защищать ключевые замки и проезжать паломников. К несчастью для христианского мира, государства крестоносцев всегда страдали от нехватки рабочей силы и ссор между поселившейся в них знатью. Их существование в следующем столетии было нелегким.

Взятие Иерусалима крестоносцами

Эмиль Синьоль (общественное достояние)

Второй крестовый поход

В 1144 г. н.э. город Эдесса в Верхней Месопотамии был захвачен мусульманским вождем сельджуков Имад ад-Дином Занги (годы правления 1127-1146), независимым правителем Мосула (в Ираке) и Алеппо (в Сирии) и многими христианами. были убиты или обращены в рабство. Это вызвало бы еще один крестовый поход в 12 веке, чтобы вернуть его обратно. Немецкий король Конрад III (годы правления 1138–1152) и Людовик VII, король Франции (годы правления 1137–1180), возглавили Второй крестовый поход 1147–1149 годов., но эта царская печать одобрения не принесла успеха. Смерть Занги привела к появлению на сцене еще более решительной фигуры, его преемника Нур ад-Дина (иногда также называемого Нур ад-Дином, годы правления 1146–1174), который стремился объединить мусульманский мир в священной войне против Христиане в Леванте. Два крупных поражения от рук сельджуков в 1147 и 1148 годах выбили из армий крестоносцев все силы, а их последняя отчаянная попытка спасти что-то достойное кампании — осада Дамаска в июне 1148 года — потерпела еще один жалкий провал. В следующем году Нур ад-Дин захватил Антиохию, и к 1150 г. графство Эдесса прекратило свое существование9.0003

Первые три крестовых похода и Латинский Восток XII века (Утремер)

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Реконкиста

В 1147 году Вторые крестоносцы остановились в Лиссабоне по пути на восток, чтобы помочь королю Португалии Альфонсу Энрикешу (годы правления 1139-1185) захватить этот город у мусульман. Это было частью продолжающегося подъема северных христианских государств в Иберии, которые стремились вытеснить мавров-мусульман с юга Испании, т. н.0055 Реконкиста (Реконкиста, хотя мусульмане были там с начала 8 века). Папы были более чем счастливы поддержать эту кампанию и расширить идею крестового похода, включив в нее мавров как еще одного врага Запада. Те же духовные блага предлагались тем, кто сражался на Ближнем Востоке или в Иберии. Испанская и португальская знать также стремилась заручиться поддержкой высшей власти, а также рабочей силой и финансовыми ресурсами, которые она обещала. Возникли новые местные военные заказы, и кампании были чрезвычайно успешными, так что после середины 13 века в руках мусульман осталась только Гранада.

Удалить рекламу

Реклама

Балтийские кампании включали в себя новый аспект Крестового похода: активное обращение нехристиан в противоположность освобождению территории, удерживаемой неверными.

Северные крестовые походы

Третьей ареной крестовых походов, снова поддерживаемой папами и более широкой церковной инфраструктурой, была Балтика и те области, граничащие с немецкими территориями, которые продолжали оставаться языческими. Северные крестовые походы 12–15 веков впервые проводились саксонской армией во главе с немецкой и датской знатью, избравшей своей целью языческих венедов (также известных как западные славяне) в 1147 году. Это был совершенно новый аспект крестового похода: активное обращение в другую веру. нехристиан в отличие от освобождения территории, удерживаемой неверными. После этого крестовые походы продолжались, в основном их проводил военный орден тевтонских рыцарей, которые призвали на помощь рыцарей со всей Европы. По сути, орден создал собственное государство в Пруссии, а затем перешел к нынешним Литве и Эстонии. Довольно часто жестоко обращая язычников и, вероятно, более мотивированные приобретением земли и богатства, чем чем-либо еще, крестовые походы были настолько успешными в своих целях, что тевтонские рыцари лишились работы и к концу 14-го века должны были сосредоточиться вместо этого. , и с гораздо более скудными результатами на поляков, турок-османов и русских.

Северные крестовые походы, 1260-1410 гг. н.э.

С.Больманн (CC BY-SA)

Третий крестовый поход

Вернувшись на Ближний Восток, судьба трех оставшихся государств крестоносцев становилась еще более опасной. Новый звездный мусульманский лидер, Саладин, султан Египта и Сирии (годы правления 1174–1193), одержал великую победу над латино-восточной армией в битве при Хаттине в 1187 г. н.э., а затем сразу же взял Иерусалим. Эти события привели к Третьему крестовому походу (1189-119 гг.).2). Пожалуй, самая гламурная из всех кампаний, на этот раз командуют два западных короля и император, отсюда и другое название «Крестовый поход королей». Тремя громкими именами были: Фридрих I Барбаросса, король Германии и император Священной Римской империи (годы правления 1152–1190), Филипп II Французский (годы правления 1180–1223) и Ричард I Львиное Сердце из Англии (годы правления 1189–1199). ).

Несмотря на королевскую родословную, для крестоносцев все пошло наперекосяк, когда Фридрих утонул в реке по пути в Святую Землю в июне 119 г.0. Присутствие Ричарда, наконец, положило конец осаде Акры в пользу христиан в июле 1191 года, после того как английский король уже произвел фурор, захватив по пути Кипр. Двигаясь к Яффе, христианская армия одержала еще одну победу в битве при Арсуфе в сентябре 1191 года, но к тому времени, когда войска подошли к Иерусалиму, казалось, что они не смогут взять город, и даже если бы они это сделали, армия все еще в значительной степени неповрежденной. Саладина почти наверняка и немедленно заберет его обратно. Конечным результатом Третьего крестового похода стал лишь утешительный приз: договор, позволяющий христианским паломникам беспрепятственно путешествовать в Святую Землю, и участок земли вокруг Акко. Тем не менее, это был жизненно важный плацдарм, который вдохновил многие будущие крестовые походы, чтобы расширить его до чего-то лучшего.

Удалить рекламу

Реклама

Поздние крестовые походы

Последующие крестовые походы во многом были историей христиан, стреляющих из арбалетов себе в ногу. Четвертому крестовому походу (1202-1204) каким-то образом удалось определить Константинополь, величайший христианский город в мире, как главную цель. Папские амбиции, финансовая жадность венецианцев и столетняя взаимная подозрительность между Востоком и Западом бывшей Римской империи вызвали бурю агрессии, которая привела к разграблению столицы Византийской империи в 1204 году. поделена между Венецией и ее союзниками, ее богатства и реликвии были увезены обратно в Европу.

Венецианцы атакуют Константинополь, 1204 г. н.э.

Доменико Тинторетто (общественное достояние)

Пятый крестовый поход (1217–1221) ознаменовался изменением стратегии, поскольку западные державы определили лучший способ отвоевать Святую землю у мусульман, где сейчас доминирует династия Айюбидов (1174–1250), – атаковать мягкое подбрюшье врага. сначала в Египте. Несмотря на успешное взятие Дамиетты на Ниле после тяжелой осады в ноябре 1219 г., игнорирование жителями Запада местных условий и надлежащей материально-технической поддержки привело к их гибели в битве при Мансуре в августе 1221 г.

В ходе Шестого крестового похода (1228-1229 гг.) переговоры достигли того, чего не удалось добиться войне. Императору Священной Римской империи Фридриху II (годы правления 1220–1250), которого много критиковали за то, что он не участвовал в Пятом крестовом походе, удалось заключить сделку с аль-Камилем, тогдашним султаном Египта и Сирии (годы правления 1218–1238). , а Иерусалим был передан под контроль христиан с условием, что паломники-мусульмане могли беспрепятственно входить в город. У Аль-Камиля были собственные проблемы с контролем над своей большой империей, особенно с мятежным Дамаском, а Иерусалим в то время не имел никакой военной или экономической ценности, а имел только религиозное значение, что делало его дешевым козырем, позволяющим избежать отвлекающей войны. с армией Фридриха.

Удалить рекламу

Реклама

Седьмой крестовый поход (1248-1254) был начат после поражения христианской армии в битве при Ла-Форби в октябре 1244 года. Во главе с французским королем Людовиком IX (годы правления 1226-1270) крестоносцы повторили стратегию Пятого Крестовый поход добился лишь тех же жалких результатов: приобретения Дамиетты, а затем полного поражения при Мансуре. Луи даже попал в плен, хотя позже был выкуплен. Французскому королю предстояло еще одно участие в Восьмом крестовом походе 1270 года.0003

Саладин

Кристофано дель Альтиссимо (общественное достояние)

В 1250 году Мамлюкский султанат сменил династию Айюбидов, и у них был грозный лидер в лице одаренного бывшего полководца Байбарса (годы правления 1260-1277). Людовик IX еще раз напал на Северную Африку, но король умер от дизентерии, напавшей на Тунис в 1270 году, а вместе с ним и Крестовый поход. Тем временем мамлюки расширили свое господство на Ближнем Востоке и захватили Акру в 1291 году, тем самым окончательно уничтожив государства крестоносцев.

Последствия и эффекты

Крестовые походы имели огромные последствия для всех участников. Помимо очевидных смертей, разрушений и лишений, вызванных войнами, они также имели значительные политические и социальные последствия. Византийская империя перестала существовать, папы стали de facto лидерами христианской церкви, итальянские морские государства захватили средиземноморский рынок в торговле между Востоком и Западом, Балканы были обращены в христианство, а Пиренейский полуостров стал свидетелем вытеснения мавров. вернуться в Северную Африку. Идея крестовых походов была расширена еще больше, чтобы обеспечить религиозное оправдание завоевания Нового Света в 15 и 16 веках. Огромная стоимость крестовых походов привела к тому, что власть королевских домов Европы возросла, а власть баронов и знати, соответственно, пришла в упадок. Люди немного больше путешествовали, особенно в паломничествах, и читали и пели песни о крестовых походах, открывая чуть шире свой взгляд на мир, пусть он и оказался для многих предвзятым.

В более долгосрочной перспективе произошло развитие военных орденов, которые со временем стали связаны с рыцарством, многие из которых в той или иной форме существуют и сегодня. У европейцев появилось более сильное чувство взаимной общности и культуры, что также привело к более острой степени ксенофобии по отношению к нехристианам, в частности к евреям и еретикам. Литература и искусство увековечили легенды о крестовых походах с обеих сторон — христиан и мусульман, создавая героев и трагедии в сложной сети мифов, образов и языка, которые очень часто неточно применялись к проблемам и конфликтам 21-го века.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Множество мифов о термине «крестоносец» | История

Термин «Крестовый поход» всегда был анахронизмом — способом оглянуться назад на сложные, часто разрозненные движения с широким спектром мотивов, членства, тактики и результатов и объединить их в единую последовательную теологию или идентичность. На фото: А 19Картина Шарля-Филиппа Ларивьера, изображающая битву при Монжисаре в 1177 году. Общественное достояние через Wikimedia Commons

В середине октября дайвер всплыл у побережья Израиля с захватывающей находкой: средневековый меч, инкрустированный морскими обитателями, но в остальном находящийся в замечательном состоянии. Он немедленно передал оружие Израильскому управлению древностей (IAA). Два дня спустя, до того, как артефакт был очищен или окончательно датирован, правительственное агентство опубликовало заявление, в котором инспектор IAA Нир Дистельфельд сказал: «Меч, который сохранился в идеальном состоянии, является красивой и редкой находкой и, очевидно, принадлежал рыцарь-крестоносец». Новость разлетелась по всему миру, десятки СМИ, в том числе New York Times , Washington Post , Smithsonian журнал и NPR, приветствуя находку как меч крестоносцев.

По правде говоря, мы очень мало знаем об артефакте. Археология — медленная, тщательная работа, и может пройти некоторое время, прежде чем ученые соберут какую-либо окончательную информацию о мече. Но международный новостной цикл ожил, прикрепив заряженное прилагательное — Крестоносец — к потенциально не имеющему отношения к делу объекту. При этом освещение в средствах массовой информации выявило широкое распространение этого (на удивление) анахроничного термина, который получил распространение в последние столетия как способ для историков и полемистов свалить разрозненные средневековые конфликты в всеобъемлющую битву между добром и злом, христианством и исламом, цивилизацией. и варварство.

Так называемый меч крестоносцев, обнаруженный дайвером у побережья Израиля в середине октября. Шломи Кацин / Управление древностей Израиля

Хотя некоторые ученые (в том числе один из авторов этой статьи) утверждали, что нам нужно полностью отказаться от термина «крестовые походы», вполне понятно, что он по-прежнему имеет ценность как категориальное описание группы сложных, взаимосвязанных серий Христианские священные войны. Но этот термин никогда не должен использоваться в качестве объяснения сам по себе. Крестовые походы велись христианами против мусульман, евреев и единоверцев. Они были запущены на Ближнем Востоке, в Прибалтике, в Италии, во Франции и за ее пределами. В случае с недавно обнаруженным мечом мы должны помнить, что не каждый человек в Средние века, который пересекал моря у побережья современного Израиля, был христианином, и не каждый человек, который был христианином в то время, был «крестоносцем». ». Заявив, что это оружие является артефактом крестоносцев, IAA представило находку (и период создания меча) как свидетельство непреодолимого насилия и колониальных претензий.

Но прошлое гораздо запутаннее.

Термин «крестовые походы», как его понимает большинство современных зрителей, относится к серии религиозных войн, которые вели мусульманские и христианские армии между 1095 и 1291 годами. такие историки, как мы. Основы ясны, но значение оспаривается. В 1095 году Папа Урбан II произнес проповедь , положившую начало серии неорганизованных кампаний по завоеванию Иерусалима; несмотря ни на что (и в немалой степени из-за того, что различные мусульманские государства в этом районе были настолько дезорганизованы), город пал перед завоевателями из Европы в 109 г. 9. Лидеры-победители быстро разделили территорию на небольшую группу княжеств, которые современные европейские историки часто называют «государствами крестоносцев».

Папа Урбан II на Клермонском соборе 1095 г. Общественное достояние через Wikimedia Commons

Крестовый поход, или идея принятия священной клятвы участвовать в военных действиях в обмен на духовную награду, была усовершенствована в течение следующего столетия, перенаправлена ​​на всех, кто, по мнению папы, мог быть врагом веры (многобожники и православные христиане в на севере, мусульмане в Иберии, еретики или соперничающие европейские христианские державы во Франции и Италии). На Ближнем Востоке Иерусалим снова попал в руки ислама после завоевания города знаменитым султаном Саладином в 1187 году. Бейбарс в 1291.

Крестовые походы были не единственными событиями, происходившими в течение этих двух столетий на Ближнем Востоке или в Европе. На самом деле крестоносцами было относительно немного людей, и не все, что попадало в восточную часть Средиземного моря в этот период, было артефактом крестоносцев. Привычка ссылаться на «эпоху крестовых походов» или называть образовавшиеся, ссорившиеся и павшие в эти годы мелкие королевства «государствами крестоносцев», как если бы они имели некую единую идентичность, в лучшем случае сомнительна. Жители этой части Ближнего Востока и Северной Африки были невероятно разнообразны, и в них были представлены не только христиане, мусульмане и евреи, но и множество форм каждой религии. Люди говорили на разных языках и заявляли о своей чрезвычайно разнообразной этнической или расширенной семейной принадлежности. Эти группы были не просто анклавами фанатично религиозных воинов, а скорее частью длинной, постоянно меняющейся истории ужасающего насилия, культурных связей и гибридности.

Картина, изображающая осаду Акры в 1291 году. Общественное достояние через Wikimedia Commons

Когда в начале 2000-х Стефани Малдер, ныне эксперт по истории исламского искусства Техасского университета в Остине, училась в аспирантуре, она приняла участие в раскопках в поисках римских артефактов в Тель-Доре, Израиль. «В то время, — говорит она, — все средневековое автоматически просто называлось… «Крестоносец». Малдер, который уже думал о том, чтобы сосредоточиться на средневековой археологии в государствах, управляемых мусульманами, говорит: «Я был поражен этим. ” Команда обнаружила несколько керамических изделий — важных артефактов, но не то, что искали раскопки. Вместо этого предметы явно принадлежали периоду исламского мамлюкского султаната. «Они были просто помещены в коробку [и] названы „Крестоносец“», — говорит Малдер. «Я не знаю, смотрели ли [коробку] еще раз». Она добавляет: «Назвав этот период «крестоносцем», израильская археология в некотором роде присоединилась к европейскому колониальному нарративу о Ближнем Востоке», который отдавал предпочтение опыту европейцев над опытом местных жителей.

Трудно понять, было ли решение сосредоточить это открытие в этой структуре сознательным или бессознательным. Термин «Крестовый поход» всегда был анахронизмом — способом оглянуться назад на сложные, часто разрозненные движения с широким спектром мотивов, членства, тактики и результатов и объединить их в единую последовательную теологию или идентичность. Как объясняет Бенджамин Вебер из Стокгольмского университета, эта фраза «открыла путь к полной ассимиляции войн, которые велись против разных врагов, в разных местах и ​​часто по сходным причинам. … [Это] взяло на себя узаконивающую функцию. Любое оспариваемое действие можно было оправдать, назвав его «крестовым походом». Таким образом, это слово стало использоваться для того, чтобы обрести власть и заставить замолчать доносчиков».

Этот гобелен XVII века, созданный по заказу кардинала Пьетро Оттобони, внучатого племянника Папы Александра VIII, вошел в серию из 15 гобеленов, изображающих романтизированную версию Первого крестового похода христиан в Иерусалим. Общественное достояние через Метрополитен-музей.

Слово «Крестовый поход» вошло в обиход поздно, спустя много времени после начала средневековых христианских священных войн. Латинское слово crucesignatus , или «отмеченный крестом», впервые появилось в начале 1200-х годов, более чем через столетие после призыва Урбана II к действию в 109 г. 5. В английском языке слова «крестовый поход» и «крестоносец» не появляются примерно до 1700 года; к 1800-м годам этот термин, определяемый в широком смысле как военная кампания в защиту своей веры, стал для викторианских историков удобным способом обозначить прошлое как битву между тем, что они считали добром и злом, представленным соответственно христианством и исламом. Эти утверждения особенно хорошо работали в качестве предполагаемого исторического оправдания современного европейского колониализма, который использовал риторику вроде «бремени белого человека», чтобы представить захват земель как цивилизационные крестовые походы против «нецивилизованных» незападников.

Сегодня термины «крестоносец» и «крестовый поход» связаны с ностальгическим видением прошлого, предполагающим тысячелетнее столкновение цивилизаций между исламом и христианством (или «Западом»). Это то, что мы в другом месте назвали «радужной связью» — попыткой перепрыгнуть через промежуточную историю обратно в Средние века. Но, как мы утверждаем в нашей новой истории средневековой Европы, Светлые века , крестовые походы велись не только против мусульман. Что еще более важно, крестовые походы завершились, положив начало периоду независимости и взаимозависимости между Европой и Ближним Востоком. Некритически использовать термин «крестоносец» для археологического открытия на Ближнем Востоке означает предположить, что крестовые походы были самым важным событием, которое произошло в регионе в средневековую эпоху. Это просто не тот случай.

Светлые века: новая история средневековой Европы

Живая и авторитетная популярная история, опровергающая распространенные заблуждения о европейском Средневековье

Вместо того, чтобы называть все потенциально важные находки «крестоносцами», историки должны разработать терминологию, точно отражающую людей, населявших Ближний Восток примерно в 12 веке. Потенциальной альтернативой является «франкский», который регулярно появляется в средневековых арабских источниках и может быть полезным «обобщенным термином для [средневековых] европейцев», по словам Малдера. Первоначально оно имело уничижительный оттенок, будучи «своего рода синонимом кучки немытых варваров», — говорит она. «Но по мере того, как возникают эти более сложные отношения, это просто становится термином для обозначения европейцев».

Эта новая формулировка — только начало, — добавляет Малдер, — но даже у «франкского» есть свои проблемы. Между 11 и 13 веками «гибридность [в регионе] является нормой. Тот факт, что группа другого типа [обосновывается в том же районе], является лишь частью общей истории. Это всегда кто-то. …Если не сельджуки, так монголы, так мамлюки. Это ты называешь». Малдер не отрицает, что средневековые королевства были другими, но прежде всего она утверждает, что различие было нормой. «Иногда мне кажется, что крестовые походы настолько велики в воображении европейцев, что мы склонны отводить им больше места в истории того периода, чем они действительно заслуживают», — говорит она.

Картина Эмиля Синьоля XIX века, изображающая завоевание Иерусалима в 1099 году. Общественное достояние через Wikimedia Commons

Мы, вероятно, никогда не узнаем, кому конкретно принадлежал недавно обнаруженный меч. Объекты живут своей жизнью, и путешествие оружия с корабля на дно океана, возможно, не было его первым путешествием. Но прилагательное «крестоносец» к мечу имеет большое значение, потому что оно раскрывает наши собственные современные представления об объекте, прошлом региона и людях, которые там жили.

Такой предмет, как меч, имеет ценность. Его подделывают с намерением передать из рук в руки, взять в качестве грабежа, подарить или передать наследникам. В Средние века в целом, но, может быть, особенно в этом уголке Средиземноморья, предметы, люди и идеи постоянно пересекали границы. Давайте отпразднуем обретение этого артефакта, изучим его, узнаем все, что можем, и позволим ему говорить с нами. Давайте не будем говорить от имени прошлого с нашими собственными современными предубеждениями и не будем зацикливаться на идентичности меча как символа религиозного насилия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *