Лермонтов демон характеристика героев: Герои поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов «Демон»: анализ | Общество

Краткое содержание:

  1. История создания
  2. Жанр и направление
  3. Образ Демона в искусстве
  4. О чём?
  5. Смерть Тамары
  6. Главные герои и их характеристика
  7. Смысл финала поэмы Демон
  8. Темы
  9. Идея
  10. Проблематика
  11. Критика
  12. Обсуждение

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, — это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века — это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Смерть Тамары

В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о Демоне. Она понимает, что ее нестерпимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, преклоняется перед Демоном и не знает, что делать. Физическая близость с Демоном для Тамары равна смерти.

Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но Демон не может совладать со своими чувствами и ночью он врывается в келью Тамары.

Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон кричал ему наперерез: «Оставь ее, она моя!». В ответ же ангел отвечал: «Исчезни, Демон. Долго ты торжествовал.

Бог знает правду – Тамара любила и страдала, ее душа окажется в раю». Забыв свои безумные надежны, Демон навсегда остался одинок.

На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к смертной красавице. Вокруг могилы копошатся ящерицы и змеи, и лишь высокие горы охраняют безмятежный вечный сон Тамары.

Главные герои и их характеристика

Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.

Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.

Смысл финала поэмы Демон

В концовке поэмы каждый герой логично получает то, что и заслужил. Тамара, изначально чистая душою и открытая Богу, отправляется в рай. Ей помогает в этом ее Ангел-Хранитель, ибо она сама как ангел. К тому же она старается всячески оградиться от Демона и его искусительных речей.

Сам Демон тоже, как уже было сказано ранее, получает по заслугам. Он не сумел совладать с гордыней и другими своими пороками, а потому практически сам обрек себя на вечное одиночество и страдание. Он был дерзок, груб с девушкой, не внимал речам и мольбам ни Тамары, ни ее Ангела-Хранителя. И поплатился за это навсегда утраченной надеждой на возвращение в светлый мир.

Темы

Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.

Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.

Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.

Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Идея

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту. Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Источник

Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова»

admin Демон, Лермонтов, Сочинения по литературе

Поэму «Демон» Михаил Юрьевич написал в 1832 году, она по праву считается одной из жемчужин его творчества и романтической поэзии в целом. Поэт и писатель работал над этим произведением целых десять лет и вложил в него всю суть своих тираноборческих амбиций. Не зря главный герой поэмы предстает могущественным противником ужаснейшего из тиранов — творца. Именно поэтому образ демона передает суть авторской мысли гораздо больше, чем собственно сюжет.

Судьба демона, его чувства и мысли, отношение к Тамаре — все это создает трагичность и возвышенность персонажа, облагораживает его роль борца за свободу, несправедливо осужденного тираном. Такая интерпретация образа демона была для литературы крайне редкой, даже можно сказать, что пришлась современникам Лермонтова в новинку.

Демон вовсе не отрицательный персонаж, хотя он и носит клеймо «позора преступленья», читатель невольно ему симпатизирует, жалеет, гневается на несправедливость бога. Каждая строчка застрагивает струну в душе:

«Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь,— я у ног твоих!»

Эти строки, несмотря на свое внешне отрицательное содержание, невероятным образом наполняются невыносимым страданием демона, который их произносит. Вместе с тем поэт раскрывает всю глубину и возвышенность натуры персонажа.

В начале поэмы демон предстает отрешенным, опустевшим от вечно творимого зла и бесконечной власти над грешными людьми:

«Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему»

Кажется, будто из этого замкнутого круга ему не выбраться. Он и сам уверен, что вынужден вечно скитаться, все больше полнясь глубоким страданием из-за собственного всесилия. Но однажды герой узнает о Тамаре, святой женщине, монахине. Эта мимолетная, исключительно земная, но чистая красота пленяет его, побуждает к жизни. С этого момента перед читателем предстает новый демон, такой, каким он был когда-то, будучи во власти страстей. Только теперь он раскрывается в полной мере, во всех гранях своей натуры.

Безумная страсть демона похожа на помешательство, чтобы соблазнить Тамару, он клянется в потрясающих масштабами вещах, вызывая некий трепет перед собой:

«Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
Толпу духов моих служебных

Я приведу к твоим стопам;

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня!..»

Выражая свои чувства, демон пугает и восхищает не меньше, чем его обещания:

«С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я все былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты»

Это открывает в персонаже безумного авантюриста, способного бросить к ногам своей страсти самые великие и сокровенные плоды мироздания. При чем становится понятно, что это касается не только любви к женщине, но и любви к идее, к желанию. Демон буквально охвачен попыткой возродить себя самого, он поднимает в себе все то, что так старался заглушить, мучимый великим страданием.

Когда Тамара умирает, ей прощаются все грехи и даруется право отправиться на небеса. Демон вновь, как когда-то, вступает в неравный бой с тираном, силясь отвоевать свое право на счастье, но терпит ожидаемое поражение. Он вновь становится на путь одиночества, отчаяния и опустошения. Это настоящая трагедия бессмертного существа, которое вынуждено угасать в вечности, не имея возможности наконец потухнуть, как бы ни было сильно желание.
Интересно отношение демона к человечеству:

«Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…»

Удивительно, что демона сумела покорить земная женщина, которая никогда не стремилась к его идеалам, а напротив — чтила бога. Это только подтверждает вольность натуры героя, истинно свободного даже от навязанных мирозданием порядков.

Поиск для:

Персонажи-демоны — eNotes.com

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 28 мая 2020 г., редакция eNotes. Количество слов: 324

Демон

Демон — загадочная безымянная фигура, которая проявляется как человек, чтобы заявить права на Тамару. Он похож на Сатану тем, что был низвергнут с небес. Вместо того, чтобы надеяться снова попасть на небеса, он становится одержим смертными удовольствиями, такими как любовь. Сделав Тамару объектом своих желаний, он изо всех сил старается соблазнить ее и тем самым завладеть ее душой вместе с телом. Несмотря на его злые намерения, у него есть сочувствующие аспекты, особенно его отчуждение от общества и его страдания после того, как его отвергли с небес.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

Тамара

Тамара, героиня, прекрасная кавказская принцесса. Ее отец, принц Гудал, главарь бандитов. Ее чистота и радость жизни дополняют ее прекрасные черты. Сюжет следует за Тамарой от кануна ее свадьбы, через смерть ее жениха, до ее решения присоединиться к религиозному ордену и, наконец, до попытки искушения ее Демоном. Демон использует свою красивую внешность, жалкое положение и заявления о покаянии, чтобы соблазнить Тамару. Ее решение уйти в монастырь частично связано с тем, чтобы избежать его неестественной силы, но он преследует ее даже там. Хотя их любовь не завершена, Демон утверждает, что она согрешила, любя его. В конечном итоге она спасена, отчасти из-за веры ангела-хранителя в ее невиновность.

Ангел-хранитель

Ангел-хранитель, сопротивляясь аргументам Демона, в конечном итоге вмешивается, чтобы спасти Тамару. Он сообщает, что Демон был проклят.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Принц Гудал

Принц Гудал — отец Тамары. Хотя он возглавляет банду грабителей, его религиозные убеждения заставляют его поддержать Тамару при входе в монастырь. После ее смерти он строит в ее честь церковь.

Молодой жених

Молодой жених помолвлен с Тамарой. По пути на свадьбу он отвлекается на Демона и не соблюдает местные религиозные обычаи. Он убит во время погони за бандитом.

Хранитель

Престарелый страж, ночной сторож монастыря, служит для записи смерти Тамары и ее значения.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Демон — персонажи» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 14 февраля 2023 г.

Примечание: При ссылке на интернет-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании.
    Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Предыдущий

темы

Следующий

Анализ

The Classical Review » » Бард SummerScape исследует пятьдесят оттенков серого в мрачном «Демоне» Рубинштейна

Ефим Завальный и Ольга Толкмит в «Демоне» Антона Рубинштейна в Bard SummerScape.
Фото: Стефани Бергер

Жаль, что лунное затмение не было видно в долине Гудзона в пятницу вечером. Кроваво-красная луна могла бы стать идеальным фоном для открытия оперы русского композитора Антона Рубинштейна «

Демон » в Bard SummerScape. Погода компенсировалась бурей, перемежающейся молниями, гармонирующей с видеопроекциями проливного дождя, с которых началась эта поразительная новая постановка Таддеуса Штрассбергера.

Опера — редкость, по крайней мере, в США, но так быть не должно. Одноименный злой дух отвергает любовь своего Создателя к более полнокровной женской страсти. Он терзает кавказскую княгиню тайными видениями, убивает ее жениха и соблазняет даже в стенах монастыря, в который она пытается сбежать.

При всех сверхъестественных элементах демон — узнаваемый тип, замученный байронический антигерой. Михаил Лермонтов, автор перегретой, но классической поэмы-первоисточника, был «женат на увесистом томе Байрона», как однажды выразился его двоюродный брат.

Состав русских певцов обеспечил непревзойденную легкость музыкального стиля и русского произношения, хотя некоторые певцы выделялись своей силой.

Сопрано Ольга Толкмит вряд ли была такой хрупкой девицей, как Тамара, превратившая выразительную силу своего голоса в навязчивое представление. Высокие ноты в мягкой динамике иногда ускользали от нее, но когда это было необходимо, ее верхний диапазон выл, как леденящая кровь сирена.

Демон баритона Ефим Завальный мог бы приложить больше этой силы. Использование Страсбергером нескольких одинаковых статистов, которые заставляли Демона казаться телепортирующимся по сцене, усиливало притягательное сценическое присутствие Завального, в какой-то момент присевшего на грудь Тамары, как инкуб на картине Генри Фюзели 9.0081 Кошмар . Тем не менее, основные кульминационные моменты саундтрека не достигли цели без более дикого рычания со стороны главного героя.

Лучшие номера шли дальше по актерскому составу, начиная с Ангела меццо-сопрано Надежды Бабинцевой. Фигура опекуна, которая плохо справляется с защитой Тамары, ее голос навязывался, как лезвие, со всех уголков сцены. Видеопроекции крылатой тени и ореола света (созданные Грегом Эметазом и JAX Messenger соответственно) только усилили эффект ее увещевательного тона.

Героический тенор Александра Нестеренко заставил искренне пожалеть о раннем уходе его персонажа, принца Синодала, убитого Демоном в I акте. Лихая фигура с длинными волосами и длинным плащом (костюмы Кей Войс), Нестеренко извлекал из любовная песня персонажа, одно из самых великолепных произведений в опере. (Здесь Страсбергер добавил приятный штрих, заставив Толкмита появиться в виде призрачного видения, посещающего принца во сне.)

Бас Андрей Валентий резонировал с отцовской серьезностью в роли Гудала, престарелого отца Тамары, а роскошный кастинг продолжился могучим меццо-сопрано Екатериной. Егорова в второстепенной роли Няня.

Фото: Стефани Бергер

Режиссер Страсбергер напрасно усложнил структуру повествования, показав посвящение Тамары в монастырь в конце начального припева, а затем действия повторяются там, где они должны происходить во втором акте. Таким образом, он представил историю в основном как параноидальный бред Тамары, создавая впечатление безумной принцессы, о которой заботятся монахини.

Фон концентрических арок напоминал бесплодную серость монастыря, где Тамара и другие монахини беспокойно спали в аркаде монашеских келий, которые катились по сцене и за ее пределами (декорации Пола Тейта де Пу III). Напротив, в сумасбродных воспоминаниях Тамары появилось буйство красок: лепестки цветов, разбрасываемые сестрами, стирающими белье, и особенно роскошная свадебная сцена, нависшая над изображениями богатых ковров и гобеленов.

Леон Ботштейн дирижировал Американским симфоническим оркестром, решив исполнить всю музыку, включая экзотический свадебный балет. В хореографии Шорены Барбакадзе грузинские танцоры Песвеби — акробаты с мечами и щитами, а также загадочные женщины, парящие в белых платьях и красных вуалях, — передали дикий дух Кавказа, региона между Черным и Каспийским морями, который так очаровал Лермонтова. .

При всей своей музыковедческой строгости дирижирование Ботштейна не всегда было четким, что приводило к некоторым ансамблевым разногласиям между ямой и платформой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *