Краткая биография Лермонтова, самое главное и краткое содержание жизни Михаила Юрьевича для всех классов
15 Октября 1814 – 27 Июля 1841 гг. (26 лет)
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 24930.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 гг.) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX–XX веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Детство и образование
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.
Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.
Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Читайте также: Краткая биография МаяковскогоСлужба и начало литературного пути
В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.
) к годовщине Бородинского сражения.Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Творчество поэта и вторая ссылка
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840 г.), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова выражает темы отчужденности, одиночества, тяготения к вечности. Самые знаменитые произведения Лермонтова: «Парус» (1831 г.), «Маскарад»(1835 г.), “Боярин Орша”(1835–1836 гг.), «Мцыри» (1839 г.), «Бородино»(1837 г.), «Узник»(1837 г.), «Демон»(1839 г.), «Герой нашего времени» (1838–1840 гг.) – входят в перечень главных шедевров русской литературы.
“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А. А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.
Последняя дуэль
Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль.
15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическую таблицу о жизни и творчестве ЛермонтоваЦитаты Лермонтова
Цитаты Лермонтовасобираем на отдельной странице.
Если есть, что добавить, – пишите в комментариях.
Список произведений
Рекомендуем сохранить ссылку на список произведений Лермонтова и их анализ в нашей библиотеке.
- Ангел
- Кинжал
- Парус
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2Интересные факты
- Первое и единственное издание стихотворений при жизни поэта было выпущено в 1840 году.
- Лермонтов не был привлекателен для женского пола, но он посвятил немало произведений любовной теме. Однажды познакомившись с молодой девушкой из соседнего имения – Екатериной Сушковой, Лермонтов не получил взаимной симпатии. Из-за этого решает отомстить ей и через некоторое время влюбляет в себя и расстраивает ее предстоящую свадьбу. После чего «бросает» Сушкову и признается, что никогда ее не любил.
- Будучи человеком дерзким, за всю свою недолгую жизнь Лермонтов три раза был на дуэли, а четыре раза дуэли удалось избежать благодаря здравомыслию окружающих.
- На последней дуэли все были уверены в промахе оппонента Лермонтова, так как тот слыл плохим стрелком, не имевшим достаточного опыта в этом деле. Однако Мартынов попал Михаилу Лермонтову прямо в грудь, что привело к смерти поэта.
Мы подготовили интересный квест о жизни Михаила Юрьевича
ПройтиТест по биографии
После прочтения краткой биографии Лермонтова для проверки своих знаний обязательно пройдите небольшой тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Александр Черников
12/13
Emil Cabbarov
11/13
Полина Шевченко
7/13
София Бурдун
12/13
Нуржамал Габдушева
13/13
Анастасия Жуль
9/13
Виктор Негрей
11/13
Паха Поризко
10/13
Akbar Mannonov
8/13
-
Оля Калабухова
11/13
Оценка по биографии
4.8
Средняя оценка: 4.8
Всего получено оценок: 24930.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Михаил Лермонтов биография, творчество, цитаты
Вы здесь
Главная
>Биографии
>Михаил Лермонтов
Рейтинг автора- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 918
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) — русский писатель XIX века.
Основные произведения: стихотворения «Парус» (1832), «Смерть поэта», «Бородино» (1837), «Дума», «Поэт» (1838), «Пророк», «Родина» (1841), драма «Маскарад» (1835), поэмы «Демон» (1829-1841), «Мцыри» (1839), роман «Герой нашего времени» (1840-1841).
Основные события в жизни Лермонтова
Ознакомьтесь с биографией Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать, и бабушка забрала его на воспитание к себе, разлучив сына с отцом. Конфликт между родными людьми отразился на мировосприятии Лермонтова, и нашел отражение в ранних произведениях («Странный человек», «Люди и страсти», «Сашка»). Образование будущий поэт получил в Московском университетском благородном пансионе (1827-1830) и Московском университете (1830-1832). Лермонтова не удовлетворял уровень преподавания в университете, он занимался самообразованием. По тогдашней традиции для дворянина лучшей считалась военная карьера, и Лермонтов поступает в Школу гвардейцев (1832-1834).
На духовное развитие будущего поэта оказали влияние и известные ему с детства рассказы о народных восстаниях под предводительством Разина и Пугачева, вольнолюбивые идеи декабристов. События войны 1812 г. также повлияли на Михаила Юрьевича, поскольку его родственники по линии обоих родителей были участниками войны с Наполеоном. Стихи Лермонтов начал писать еще в Московском пансионе. За пять лет учебы в университетских заведениях он написал около 300 стихотворений. Известным поэтом России его сделало стихотворение «Смерть поэта», которым он откликнулся на страшную весть об убийстве на дуэли А. Пушкина.
Биография Михаила Лермонтова была бы неполной, если бы мы не отметили такой факт из его жизни: до царя дошла весть о свободолюбие поэта, кто-то даже направил Николаю Второму стихотворение «Смерть поэта» с предписанием: «Призыв к революции». Лермонтова арестовали и направили в ссылку на Кавказ, где шла война. Первая ссылка была недолгой. На просьбу поэта Жуковского и бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой поэта перевели сначала в Новгород, а затем отправили в Петербург.
Поэт много пишет, его стихи имеют обличительный характер. Они направлены против самодержавного строя. В 1840 г. на Лермонтова организовали покушение, пытаясь его отравить, что в итоге доводит его до дуэли с родным сыном французского посла Варантом. Поэта снова высылают на Кавказ, где он участвует в боевых операциях. За мужество, проявленное в боях, его представляют к награде, но царская власть в этом отказывает. Лермонтов желает покинуть службу и заняться литературной деятельностью, но и этого ему не позволяют. В последнюю поездку на Кавказ поэт едет с тяжелым предчувствием, которое сбудется. Да, эта поездка становится последней в биографии Михаила Лермонтова.
Лермонтова убил на спровоцированной дуэли майор в отставке Н. Мартынов в 1841 году. Сначала его похоронили в Пятигорске, позже прах перезахоронила бабушка.
А. Арсеньева в родовом имении в Тарханах Пензенской губернии.Творческая жизнь в биографии Михаила Лермонтова
За недолгую жизнь (27 лет) Лермонтов успел сделать много, и биография Михаила Лермонтова богата событиями и творческими успехами. Он заявил о себе как о незаурядном литераторе, поэте-провидце, романтике, реалисте, тонком аналитике человеческой души. Ранняя лирика отмечена влиянием известных поэтов: Байрона, Пушкина (читайте биографию Александра Пушкина), Жуковского, Шенье. Особенно тесной была его связь с творчеством Пушкина, который в биографии Михаила Лермонтова сыграл, можно сказать, ключевую роль. Лермонтов вслед за мэтром развивал тему демонизма. Влияние Пушкина ощущается и в восточных мотивах молодого поэта. Перекликаются и персонажи прозаических произведений — пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. Под влиянием Байрона у Лермонтова появляется собственный жанр стихов исповедального характера («Кинжал», «Поэт», «Завещание»).
На первом плане — ситуативное переживание с кульминационным моментом, которое может вовсе не иметь решения, часто бывает завершенным на взлете ярким афоризмом, символическим обобщением. Для поэта характерно углубление в собственное «я», определенная раздвоенность, внимание к внутреннему миру, аналитический поиск выхода из сложных противоречий. От романтического начала в его поэзии пролегает путь к началам реалистических («Парус», «Дивлюсь я на будущее боязливо»). Для поэзии в биографии Михаила Лермонтова присущи и социальные мотивы. Его беспокоит судьба поколения, к которому он принадлежит. Поэту кажется, что его современники потеряли смысл существования, не стремятся к идеалам, окунулись в лень и безделье. Светская жизнь разочаровывает своей искусственностью. Поэт гневно выступает против лицемерия, фальши, лживости, коварства («Смерть поэта», «Маскарад»), что царят в светских кругах.
Двойственное отношение у поэта к родине, где обижают обездоленных, где исчезают понятия чести, где порочится человеческое достоинство («И скучно и грустно», «Прощай, немытая Россия…»). В художественных средствах тяготеет к антитезису. Особенное место в биографии Михаила Лермонтова играет прозаическое произведение «Герой нашего времени», где Лермонтов одним из первых в мировой и русской литературе обратился к социально-психологическим и философским проблемам. Центральный образ — Печорин — воплощает в себе «недостатки всего… поколения». Это обобщенный тип «лишнего человека», стремится к величественным делам, но не находит своего назначения, не способен реализовать лучшие свои порывы.
Прочитав биографию Михаила Лермонтова, вы можете поставить оценку данному автору вверху страницы. Все биографии читайте здесь.
Цитаты автора
«Привычка — вторая натура»
Герой нашего времени
- нравится335
- не нравится316
«Привычка — вторая натура»
Герой нашего времени
- нравится335
- не нравится316
«И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца».
Герой нашего времени
- нравится360
- не нравится346
«И к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца».
Герой нашего времени
- нравится360
- не нравится346
«Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства».
Герой нашего времени
- нравится243
- не нравится260
«Чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства».
Герой нашего времени
- нравится243
- не нравится260
С этой биографией читают
Уильям Фолкнер
Федор Тютчев
Денис Фонвизин
Петр Ершов
Агния Барто
Бертольт Брехт
Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября (по новому стилю) 1814 года. Он был сыном обедневшего помещика, отставного армейского капитана и единственной дочери Елизаветы Арсеневой; член богатой семьи Столыпиных и, таким образом, намного выше в социальном отношении отца Михаила. Когда Лермонтову было три года, его мать умерла от чахотки, и он остался полностью на попечении бабушки по материнской линии, которая так заботилась о нем, что заставила его с самого раннего возраста считать собственное эго самым важным в мире. . Однако из-за потери матери и драконовского правления его немецкой гувернантки у него также развилось острое чувство одиночества и глубокая ненависть к любой принудительной власти.
Молодой Лермонтов был хорошо образован по меркам того времени, но, возможно, еще более важными в его юношеском развитии были три визита, которые он совершил с бабушкой до двенадцати лет в окрестностях курорта-курорта Пятигорск на Кавказе. Это была территория, которую Лермонтов позже считал страной своего «желания сердца» и которая должна была занять видное место в его литературном творчестве, взрослой жизни и, в конечном итоге, в его смерти.
С четырнадцати лет Лермонтов провел два года в известном «Дворянском пансионе» при Московском университете, где преуспел как в написании, так и в переводе стихов, а также много читал лучших русских, французских и немецких авторов. времени. Важно отметить, что он также достаточно выучил английский, чтобы читать Байрона в оригинале.
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, и именно в это время он впервые достиг пика поэтической деятельности, по крайней мере, если не по количеству, то по качеству произведений. Он также испытал свою первую любовь, влюбившись в нескольких своих младших кузенов или троюродных братьев, большинство из которых не воспринимали его всерьез. Однако, пожалуй, самой серьезной и, может быть, единственно настоящей любовью в жизни Лермонтова была любовь к Варе Лопухиной, предавшей его чувства в 1835 году, когда она вдруг вышла замуж за гораздо более старшего и бездарного, но богатого Н. Ф. Бахметьева. У Лермонтова в результате этих насмешек выработалось холодное и грубо-ироническое отношение к женщинам, хотя, кажется, он так и не избавился от своей любви к Варе.
В течение двух лет в университете Лермонтов сознательно избегал участия в группах или обществах, которые означали бы необходимость вступать в контакт с другими студентами, предпочитая вместо этого свое собственное общество и общество своего пера и бумаги. Ибо, хотя в это время он не собирался подавать в печать ни одного произведения, между 1828 и 1832 годами он написал около трехсот стихотворений, семнадцать байронических сказок в стихах и три пьесы. И хотя эти работы часто были несколько незрелыми и чрезмерно обязаны Байрону, многие, безусловно, демонстрируют эмоциональную и интеллектуальную раннюю зрелость, которая вскоре в полной мере проявилась в его более зрелых работах.
По неизвестным причинам Лермонтов в 1832 году оставил Московский университет и уехал в Петербург. Узнав, что два года учебы в Москве не будут учтены, если он поступит в университет в Петербурге, он решил совсем отказаться от университета и вместо этого поступил в Школу кавалерийских юнкеров, где в течение двух лет предавался обычный раунд пьянства и непристойного поведения, прежде чем он продолжил то же самое после его повышения до прапорщика в гусарском полку, дислоцированном недалеко от Санкт-Петербурга в Царском Селе.
Однако все это время Лермонтов все еще возмущался своей безответной любовью к Варе и даже жаловался в письме другу, что не может продолжать нормальные половые отношения с крепостными девушками в своем имении, «потому что они воняют» ! Еще одной сложностью для него в это время было также его двойственное социальное положение, ибо, несмотря на богатство и связи бабушки, отец его был из низших слоев русского дворянства, и поэтому Лермонтов так и не смог войти во внутренние круги высшего света русского народа. которые он так любил, хотя и высмеивал их.
Во время военной подготовки и сразу после нее поэтическая деятельность Лермонтова значительно уменьшилась, но в 1837 году он получил известность и известность благодаря своей поэме «Смерть поэта» , в которой затрагивалась спорная тема смерти поэта Александра Пушкина на дуэли. от рук барона Дантеса, внебрачного сына голландского посла в России. Стихотворение не могло быть напечатано из-за его тематики и того факта, что многие считали, что сам царь был замешан в заговоре с целью убить Пушкина. Тем не менее, он был распространен в тысячах рукописных экземпляров. Однако, когда власти установили личность автора поэмы, Лермонтова арестовали и отправили в пехотный полк, дислоцированный в отдаленной части Кавказа.
Не скучая по своим петербургским друзьям и наслаждаясь временем, отпущенным ему для проявления творческой энергии в этот период, Лермонтов даже писал своему другу Раевскому следующее: «В данный момент у меня нет желаний. Я бы с удовольствием остался на этом месте. и смотреть на его пейзажи до конца моих дней». В это время Лермонтов достиг зрелости как поэт и должен был использовать кавказский пейзаж в качестве фона для своих двух лучших стихотворных сказок: Послушник и Демон , а также за прозаический шедевр Герой нашего времени .
Однако, благодаря большим усилиям бабушки, Лермонтову было разрешено осенью того же года покинуть Кавказ, а после недолгой службы в полку, стоявшем в Новгороде, было разрешено воссоединиться со своими гусарами в Царском Село в январе 1838 года. По возвращении в Петербург новопопулярный поэт был прославлен тем же высшим светом, который ранее игнорировал его, и то ли искренне, то ли из-за вывернутого снобизма, Лермонтов утверждал, что ему все это наскучило, вскоре обратившись к намеренному отсутствию манер, чтобы заявить о себе против своих лучших в обществе, и поэтому считался нежелательным аутсайдером.
В это время Лермонтов регулярно печатался в периодических изданиях, которые в России играли более важную роль, чем где-либо в Европе. В 1840 году он опубликовал свой первый сборник стихов, а также свой роман « Герой нашего времени », оба из которых были встречены с большим энтузиазмом выдающимся критиком того времени Белинским, который также был величайшим сторонником Лермонтова. Однако, хотя на литературном уровне Лермонтов теперь был «в безопасности», на более глубоком уровне его собственная раздвоенная личность означала, что люди редко были уверены, что о нем думать. Очень интересно описание его Иваном Тургеневым на балу в 1840 году:
«В облике Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какая-то темная и роковая сила, злобная тоска и горячая страсть отпечатались на его смуглом лице, в его больших, темных и неподвижных глазах. Тяжелый взгляд их составлял странный контраст с выражение его слегка оттопыренных губ, нежных, как губы ребенка. Его коренастое телосложение, кривые ноги, крупная голова, широкие плечи и слегка сутулая фигура производили неприятное впечатление, но все же в нем нельзя было не чувствовать какая-то власть. .. Несомненно, что, следуя тогдашней моде, он принял некий байронический стиль, приправленный еще худшими собственными капризами и капризами. Но он поплатился за них страшной расплатой. в глубине души Лермонтову было глубоко скучно. Ему было душно в той узкой сфере, в которую он был отнесен судьбой».
Кажется также, что Лермонтов находил извращенное удовольствие в разжигании ссор и недоразумений, и, таким образом, в 1840 году он спорил на балу с сыном французского посла и историком де Барантом, после чего дрался с ним на дуэли и был легко ранен. В результате дуэли, которую сочли несколько скандальной, Лермонтов был в очередной раз арестован и отправлен обратно на Кавказ.
В этот второй период пребывания на Кавказе, видимо, вдохновленный каким-то романтическим желанием смерти, Лермонтов участвовал во многих кровавых стычках с кавказскими горцами и был представлен к медалям и золотой шашке за доблесть. Бабушка отчаянно добивалась для него помилования, чтобы он мог вернуться из ссылки в Петербург, но царь, прочитав Герой нашего времени , как известно, прокомментировал «порочность» своего автора, и таким образом Лермонтов попал в полную опалу. Ему было отказано в освобождении от армии, но был предоставлен продолжительный отпуск, позволивший ему провести первые три-четыре месяца 1841 г. в Петербурге и частью в Москве.
Возвращаясь весной на Кавказ со своим двоюродным братом «Монго» Столыпиным, он ненадолго прервал свое путешествие в фешенебельном курортном городе Пятигорске (заметное место в Герой нашего времени ), обнаружив там нескольких старых друзей и знакомых. Среди них был некий майор Мартынов.
Мартынов был старым школьным товарищем Лермонтова, сестра которого Надежда влюбилась в писателя во время его недавнего пребывания в Москве и, по-видимому, относилась к нему довольно плохо. По какой-то причине Лермонтов взялся как можно больше высмеивать майора Мартынова; легкая задача, потому что майор был чем-то вроде романтического позера.
Майор Мартынов в свою очередь пытался отговорить Лермонтова от столь излишне провокационного поведения, но когда Лермонтов оскорбил его однажды в присутствии дам в доме казачьего генерала Верзилина, Мартынов был вынужден вызвать его на дуэль, которая состоялась на окраине Пятигорска ранним утром 27 июля 1841 года. Как и подобает поэту и писателю, чья жизнь так близко отражала жизнь одного из его ущербных романтических героев, дуэль произошла во время свирепой бури, и Лермонтов был убит на месте в сопровождении звук раскатов грома. Ему было двадцать шесть лет.
Значение творчества Лермонтова для молодого поколения XXI века и для современной русской литературы
Значение творчества Лермонтова трудно переоценить. В этой статье мы докажем это. Творчество известного русского поэта Михаила Юрьевича можно охарактеризовать как исповедь. Часто литературоведы называют его лирику напряженным монологом, в котором отразились душевные неурядицы молодого поэта. В литературе XIX века с именем этого поэта в истории русской литературы начинается новая эпоха.
Общий вид
Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы трудно переоценить. Белинский говорил, что он поэт другой эпохи, так как свои произведения он создавал в трудные и страшные для России годы. Лирика Лермонтова окрашена грустными эмоциями, чувством тоски и горя пронизаны многие произведения поэта.
Так получилось, что в годы жизни поэта рухнула общественно-политическая система Российской империи. Поэт был наследником идей декабристов. Следовательно, в его поэзии нашли отражение мысли и представления первой трети XIX века. В строчках «Нет, я не Байрон!» Я другой» Лермонтов открыто утверждал, что его творчество оригинально, благодаря трагическим ощущениям, которые залегали в его душе. Поэтому необходимо в нашей статье рассмотреть значение творчества Лермонтова для подрастающего поколения.
Особенности поэзии М.Ю. Лермонтов
В своей лирике он отмечал открытость и свободу для самоанализа, диалектику души и так далее. Эти черты скоро проявятся в русской прозе. Благодаря Лермонтову в русской литературе была решена проблема «поэзии мысли», которую освоили участники кружка Станкевича. Поэтическая поэзия проложила дорогу цветным словам и мыслям, потому что поэт сумел поместить их в конкретную жизненную ситуацию, где они зависимы не только личностно, духовно, но и психически. К тридцатым годам 19Поэзия Лермонтова освободилась от штампов школы гармонической точности, исчерпавших себя к этому времени. Как и Пушкин, он умел применять предметные слова в поэзии посредством самоанализа и психологизма. Поэтому многократно усиливается значение творчества Лермонтова в русской литературе.
Художественный мир поэта
Лейтмотивом творчества Лермонтова является бесстрашный и неутомимый самоанализ, который связан с обостренным чувством личности. Это проявляется в отрицании любых ограничений, в различных посягательствах на свободу. Именно такими чертами он вошел в русскую литературу с бессмертным произведением «Смерть поэта», написанным им по известию о смерти Пушкина. В этих строках поэт смело заявил светскому обществу то, о чем не смели говорить друзья покойного поэта. В своих строках Лермонтов грозил своим врагам страшным судом. Литературоведы говорят, что в отечественную лирику он ворвался воином-наследником Пушкина. За свои дерзкие слова в 1837 году его наказали, отправив в ссылку на Кавказ. Руководство государства испугалось и решило устранить непокорного поэта. Страшные события повторились, только в ускоренном темпе: две ссылки на Кавказ и смерть поэта на дуэли.
Прошло всего четыре года после трагедии с Пушкиным, но это время было целым этапом в жизни русской литературы. Выяснилось, что писатель был не только продолжателем покойного поэта, но и продолжателем их гениального дела. Таким образом, значение творчества Лермонтова возрастает в несколько раз. Но это далеко не все достижения и заслуги поэта.
Психологический принцип в лирике Лермонтова
Так получилось, что в тематическом разнообразии Михаил Юрьевич уступил своему наставнику. Однако он компенсирует эту психологическую составляющую в своей поэзии. Его творчество не так четко откликается на голоса мира. Это потому, что все чувства и переживания в стихах глубоко погружены в тайны страдающей и одинокой души. На переднем плане самоанализ. Лирический герой обдумывает свои шаги и поступки. В этих строках поэт раскрывает историческое значение личных и тайных мыслей человека. В этом случае история отображается не в социальных потрясениях, а в мыслях и чувствах героя своего времени. Узнаем о том, как он любит и ненавидит, как ссорится и дружит.
Оказывается, по психологическому состоянию лирического героя можно понять настроение общества, нации и государства в тот или иной момент. Через много лет этим приемом воспользуется Лев Толстой. Прозаик использовал его в романе «Война и мир». Литературовед Белинский, ознакомившись с творчеством Лермонтова, заявил, что каждая эпоха имеет свой характер. Значение творчества Лермонтова для молодого поколения XXI века важно тем, что в юном возрасте каждый гражданин в большей или меньшей степени испытывает одни и те же чувства. Поэтому для молодежи важно уметь определять нахлынувшие эмоции, чтобы направить их в нужное русло.
Средства художественной выразительности в произведениях
Продолжаем определять значение творчества Лермонтова. Его называют поэтом, но молодой автор успел написать роман под названием «Герой нашего времени». В этом произведении писатель добился больших успехов в развитии, а также в совершенствовании языка отечественной прозы. Развивая достижения прозаической литературы, Лермонтов, как и Пушкин, не отказывался от традиций романтизма. Наоборот, они помогли ему найти и применить средства психологического изображения персонажей. Писатель отказался от метафор, которые присутствуют в творчестве Марлинского. Он использует слова в переносном значении, которые помогают автору раскрыть настроение героя. Это хорошо показано в главе «Тамань», где действие происходит возле лачуги контрабандистов. Представленные аватарки («…луна тихо смотрела…») никоим образом не тревожат картинки, а средства придают тревожную окраску ситуации. Конец главы «Княжна Мери» метафоричен. Это проявляется в образе бурлящего моря. Суть этого метода в том, чтобы понять противоречивость характера Печорина. Значение творчества Лермонтова в русской литературе поистине велико. Печальный литературный мир поэта раскрывает удивительные стороны жизни и природы.
Заключение
Исследуя прозу Лермонтова, филолог Виноградов пришел к выводу, что поэт умело соединил произведения пушкинской эпохи в единое целое в форме выразительных средств. Кроме того, поэт осуществил совершенно новое стилистическое явление, где переплетаются стихи и проза культурной русской речи. Писатель смог вместить в романе «Герой нашего времени» все литературные жанры, существовавшие до XIX века. Все они объединялись и выражались личностью центрального героя.
Значение творчества Лермонтова отмечали современники. Прочитав страницы «Героя нашего времени», Гоголь сказал, что никто другой в русской литературе правильно и красиво не писал прозу. Чехов посоветовал ему изучить прозу Лермонтова.
Таким образом, «Герой нашего времени» проложил путь как отечественному психологическому, так и идеологическому роману. Его идеи нашли воплощение в произведениях Достоевского, Гончарова, Тургенева и Толстого. Философского звучания, а также идейной глубины в романе Лермонтов добился углублением психологического анализа в портрете характеров своих персонажей.