Лермантов когда умер: 180 лет назад погиб Михаил Юрьевич Лермонтов

180 лет назад погиб Михаил Юрьевич Лермонтов

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

  • Выхожу один я на дорогу;
  • Сквозь туман кремнистый путь блестит;
  • Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
  • И звезда с звездою говорит.
  • В небесах торжественно и чудно!
  • Спит земля в сияньи голубом…
  • Что же мне так больно и так трудно?
  • Жду ль чего? жалею ли о чём?
  • Уж не жду от жизни ничего я,
  • И не жаль мне прошлого ничуть;
  • Я ищу свободы и покоя!
  • Я б хотел забыться и заснуть!
  • Но не тем холодным сном могилы. ..
  • Я б желал навеки так заснуть,
  • Чтоб в груди дремали жизни силы,
  • Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
  • Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
  • Про любовь мне сладкий голос пел,
  • Надо мной чтоб вечно зеленея
  • Тёмный дуб склонялся и шумел.
  • Михаил Лермонтов
  • Июнь 1841

27 июля (15-го по старому стилю) 1841 года в Пятигорске на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Давно известные документы расследования роковой дуэли до сих пор многих не убеждают. Каждый поступок поэта, каждая его строчка со временем становятся только многозначнее и таинственнее.

Где бы у нас ни произносилось имя Лермонтова — на школьном уроке, академической конференции или в вагоне поезда, — там всегда спор, гром и молнии.

Одни нападают: вот он о демонах писал, так плохо и закончил… Защитникам поэта приходится туго: поэму «Демон» не выкинешь. А может, и не надо ее выкидывать? Может, лучше прочитать ее не по-школярски, а вдумчиво?

Однажды (это было летом 2014 года) я стал свидетелем спора о Лермонтове в больничной палате. Я пришел тогда в Первую Градскую навестить монаха Оптиной пустыни Лазаря. Монах Лазарь, в миру Виктор Васильевич Афанасьев, был автором 64 книг по истории русской поэзии. Тяжелая болезнь позвоночника приковала его к постели. И вот кто-то из соседей по палате заикнулся о Лермонтове, бросив в поэта камень — все того же «Демона».

И тут отец Лазарь своим ясным, почти юношеским голосом стал рассказывать о Лермонтове. Вскоре его пришла слушать и одна из санитарок.

— …На Лермонтова много клеветали. Нет числа «ученым трудам», где поэт отождествляется с Демоном. Ему беззастенчиво приписывают речи персонажей его произведений. Его называют предтечей Ницше. В статьях, книгах и даже в «Лермонтовской энциклопедии» звучит: «демоническая натура», «демонические мотивы»…

15 июля 1841 года Лермонтов вышел из этого дома и устремился навстречу смерти и бессмертию. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Это какое-то обстругивание полена. Но человек — не полено. То, что говорят герои Лермонтова, нельзя приписывать самому Лермонтову. Это вещь недопустимая.

Многие его строки почему-то трактуют как сопротивление Богу, как вызов, а правда в том, что никто из поэтов не был так открыт Богу, как Лермонтов.

Такого не было даже у Пушкина. Александр Сергеевич только к концу жизни стал ходить в церковь как простой верующий, только начал исполнять свои духовные обязанности и успел написать лишь несколько религиозных стихотворений. А для Лермонтова все это было важно с детства: молитва, храм, литургия, таинства…

Вот вы ставите Лермонтову в вину «Демона», который автором был много раз переписан, сюжет менялся. В конце концов «Демон» стал открытым вызовом темным силам. Но этого… никто не заметил. Светские красавицы переписывали монологи Демона и говорили друг другу: «Как красиво, я бы не устояла перед такими признаниями…»

Лермонтов показал страшную силу ложно направленного искусства, способного заставить человека забыть о Боге, низвести его в адскую тьму. Не только читатели, но и литературоведы и старого, и нового времени как-то не замечают, что монолог Демона, его клятва, начинается заверением: «Хочу я с Небом примириться», продолжается обещанием «и будешь ты царицей мира» (!), а кончается бесовским маскарадом:

  • Пучину гордого познанья
  • Взамен открою я тебе.
  • Толпу духов моих служебных
  • Я приведу к твоим стопам;
  • Прислужниц легких и волшебных
  • Тебе, красавица, я дам…

Нет, Лермонтов не обрек свою героиню на вечную погибель. Он знал, что у Бога безбрежный океан милости. Несмотря на всю тяжесть ее падения, Лермонтов не мог ее осудить. На мытарствах, кратко показанных поэтом, Демон побежден Ангелом.

Простите, но я заметил, что о «лермонтовской демонологии» толкуют люди маловерующие. А когда человек маловерующий, то он стремится надзирать над праведником, чтобы поязвить над ним, уколоть его и обличить.

Лермонтов был человек грешный, как и все мы, но не надо приписывать ему грехи. Надо помнить, что в его короткой жизни было много страданий и бед. А главная беда, как мне видится, была в том, что ему не удалось закончить Московский университет и он оказался в школе кавалерийских юнкеров, а это другая среда, другие умственные интересы. Художественную литературу там вообще было запрещено читать. Пирушки, карты, ухарские выходки, познание самой грубой стороны жизни…

У Лермонтова была такая особенность: он умел сливаться с обществом, в котором находился. Он умел всем подчеркнуть: я такой же, как вы. В юнкерской школе Лермонтов слыл одним из самых физически сильных ребят. Мощный, плечистый, гимнаст. Но все-таки слава самого сильного была у другого парня. Однажды они решили посоревноваться: кто больше шомполов скрутит. И вот они крутят стальные шомпола, и тут неожиданно входит командир школы барон Шлиппенбах: «Дети мои, что вы тут делаете?» — «Да вот, — говорит Лермонтов, — шомпола гнем…» — «Ничего себе дети — шомпола гнут!»

Лермонтов стал храбрым военным, а мог бы стать иноком. Для этого ведь тоже мужество требуется.

Обсуждать поэта, ушедшего в 26 лет, легко. Понять, постичь — трудно. Но нагнетать загадочность тоже не стоит. В известном фильме «Лермонтов» режиссер нагнетает эту загадочность, ходят там какие-то масоны, высматривают, как бы погубить Лермонтова. Ничего этого не было в реальности. Перечитайте «Выхожу один я на дорогу…». Там есть и предчувствие гибели, и смирение перед Богом.

Да, мы не знаем, почему он ушел в таком раннем возрасте. Но мы знаем, о чем он собирался писать — о Суворове, о 1812 годе… Если бы Лермонтов написал роман о Двенадцатом годе, он не допустил бы столько ошибок, сколько их допустил в «Войне и мире» Толстой. Оставшиеся в живых участники Отечественной войны были возмущены, передали Толстому множество поправок, но он их проигнорировал.

Место дуэли

Зерно романа о Двенадцатом годе есть у Лермонтова уже в стихотворении «Бородино». Кстати, солдат, который там рассказывает о войне, это же совершенно реальное лицо. Мы можем увидеть его портрет. Лейб-гусарский корнет Лермонтов брал уроки рисования у художника Петра Ефимовича Заболотского, а тот в это время как раз писал портрет старого солдата. Это был унтер-офицер лейб-гвардии Литовского, затем Московского пехотного полка Андреев. Заболотский писал, Андреев рассказывал, Лермонтов слушал и наверняка расспрашивал. Уверен, что Лермонтов уже тогда думал о романе.

Если бы он написал эти крупные вещи, это был бы невероятный прорыв во всей нашей литературе. И совсем бы другой путь у нее был, который мог открыть только он, Лермонтов.

Документ

Из «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова».

  • «Учинена Июля 17 дня 1841 года.
  • Образ маленький Св. Архистратига Михаила…
  • Образ не большой Св. Иоанна Воина…
  • Таковый же побольше Св. Николая Чудотворца…
  • Крест маленькой серебрянный…

  • Собственных сочинений покойного на разных ласкуточках бумаги кусков…

  • Мундир поношенный…»

Источник: rg.ru

Под Пятигорском 180 лет назад был убит Михаил Лермонтов

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

24. 07.2021 14:21

Поделиться

Павел Басинский

Двадцать седьмого июля (по новому стилю) мы отмечаем печальный юбилей — 180 лет со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был убит рядом с Пятигорском у подножия горы Машук его близким приятелем еще с юнкерской школы — Николаем Соломоновичем Мартыновым.

РИА Новости

Обстоятельства смерти поэта и по сей день вызывают споры. Отчасти это происходит потому, что свидетели несчастной дуэли — четыре секунданта: М.П. Глебов, А.И. Васильчиков, А.А. Столыпин и С.В. Трубецкой, — оставили разные свидетельства, к тому же со временем меняя и свои собственные. До сих пор не ясно: сказал ли Лермонтов во время дуэли весьма обидные для Мартынова слова: «Я в этого дурака стрелять не буду»? И если сказал, то слышал ли их Мартынов? До сих остается под вопросом: стрелял ли Лермонтов в воздух, или он просто стоял, повернувшись к Мартынову боком и ожидая выстрела с его стороны?

Князь А.И. Васильчиков (между прочим, сын «второго лица» в России, председателя Государственного совета и главы Комитета министров) в своих воспоминаниях писал о том, что происходило в начале дуэли. По правилам противники должны были сходиться к барьеру. Первый выстрел, как вызванного на дуэль, был за Лермонтовым. Но…

«Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. <…> Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это делают обыкновенно люди раненые или ушибленные».

В медицинском освидетельствовании указывалось, что «пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое». Характер этого ранения подтверждает слова Васильчикова, что Лермонтов стоял к Мартынову боком с поднятой рукой, то есть стрелять он не собирался, даже если и не выстрелил в воздух.

Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх

Мартынов позже утверждал, что Лермонтов целил в него и что он сам, подойдя к барьеру, ждал его выстрела. Но это не подтверждается ни одним из секундантов.

Историк литературы П.А. Висковатый, расспрашивавший дожившего до преклонных лет князя А. И. Васильчикова, писал что возможной побудительной причиной выстрела Мартынова были слова, которые крикнул один из секундантов — А.А. Столыпин: «Стреляйте! Или я разведу вас!» На следствии Мартынов, пытаясь оправдать роковой выстрел, заявил: «Я вспылил, дуэлью и секундантами не шутят! И спустил курок». То есть его выстрел был сделан как бы в состоянии «аффекта».

Но пусть историки и биографы разбираются, как было на самом деле. Очевидно одно: дуэль эта с самого начала носила какой-то фарсовый характер. Причина была слишком ничтожна, чтобы бывшие приятели всерьез собирались бы убивать друг друга. Но странно, что при этом условия дуэли, оговоренные Мартыновым, были самые жестокие: до трех выстрелов из дальнобойных пистолетов с тяжелыми пулями и нарезными стволами. В то же время на месте дуэли почему-то не было ни доктора, ни коляски для перевозки раненого. Это могло означать, что секунданты были уверены: дуэль будет пустой формальностью и закончится примирением.

После того, как Лермонтов получил смертельную рану, все участники дуэли уехали в город. С истекавшим кровью поэтом под проливным дождем остался один Столыпин. Впрочем, Глебов утверждал, что это был не Столыпин, а он. Таким образом свидетели путались в своих показаниях. Впрочем, в этом нет ничего странного. Дуэли в России были запрещены, поэтому не только Мартынову, но и секундантам грозил военный суд.

Причина ссоры Лермонтова и Мартынова, повторяю, была ничтожна. Лермонтов постоянно подтрунивал над своим приятелем, майором в отставке, который когда-то мечтал дослужиться на Кавказе до звания генерала. Выйдя в отставку, Мартынов одевался, как «страшный горец с большим кинжалом», надеясь таким образом покорять сердца дам, лечившихся на водах. Вся эта карикатурная ситуация была описана Лермонтовым в повести «Княжна Мери», с той только существенной разницей, что не Грушницкий убил Печорина, а наоборот. Печорин повел себя в отношении залгавшегося Грушницкого все-таки жестоко. Лермонтов не только не собирался убивать Мартынова, но и сам, видимо, не собирался умирать. По дороге на дуэль не делал никаких предсмертных распоряжений, был весел, говорил о замысле двух исторических романов.

Вероятно, он все-таки думал, что дуэль с Мартыновым закончится тем же, что и его прежняя дуэль с французским посланником Проспером де Барантом — то есть ничем.

Судьба (или все-таки Мартынов?) распорядилась иначе.

В «Княжне Мери» во время дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, которые многое объясняют в том, что же случилось у подножия Машука в июле 1841 года. Когда Печорин долго медлит с выстрелом, ожидая, что его бывший приятель одумается и откажется от дуэли, Грушницкий в ярости кричит:

«- Стреляйте!.. Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места».

На дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, объясняющие то, что случилось у подножия Машука

Вот, собственно, и все. Можно, конечно, строить самые экзотические версии убийства Лермонтова: от масонского заговора (на эту версию намекает режиссер и актер Николай Бурляев в фильме «Лермонтов» 1986 года) до загадочного стрелка, который прятался в кустах (об этом всерьез писали некоторые авторы в советское время). Но мне кажется, что причина была самой простой.

Мартынов сам пописывал стихи и поэмы, да еще и подражая своему приятелю. Мартынов был неудачником в карьере и самовлюбленным человеком. Успех «Героя нашего времени», вышедшего книгой в 1840 году, где Мартынов не мог не усмотреть себя в образе Грушницкого, привел его в ярость.

Им двоим на земле не было места. Скажу странную вещь: это хорошо, что Мартынов убил Лермонтова, а не наоборот. Поэты не должны пачкать руки невинной кровью. Вина же Мартынова была, увы, лишь в его бездарности…

Российская газета — Федеральный выпуск: №166(8517)

Поделиться

ЛитератураЛитература с Павлом Басинским

Тайна смерти Михаила Лермонтова: Президентская библиотека представляет воспоминания очевидцев

Легенда гласит, что акушерка, родившая Марию Лермонтову (урожденную Арсеньеву), предсказала, что ее сын умрет насильственной смертью. В возрасте 27 лет известный русский поэт Михаил Лермонтов действительно погиб на дуэли от руки своего старого друга Николая Мартынова. Смертельный поединок состоялся 27 июля (15 по старому стилю) июля 1841 года, но даже спустя 180 лет споры о том, чем был вызван поединок и что на самом деле произошло в момент его проведения, продолжаются. В Президентской библиотеке представлены издания, которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, связанные с одним из самых трагических событий XIX в.век.

За два дня до роковых событий — 25 июля 1841 года — Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из знаменитых домов Пятигорска. Ничего не предвещало беды: гости разговаривали, играла музыка. Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей — ее слова приведены в книге Маргариты Николевой «Михаил Лермонтов: биографический очерк »: «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который тоже отличался злобностью, и двое из них (Пушкин и Лермонтов. — Ред. ) стали шутить… Ничего дурного они не сказали, но много смешного. Но тут увидели Мартынова, очень ласково беседовавшего с моей младшей сестрой Надеждой, рояль, на котором играл князь Трубецкой. Лермонтов не удержался и стал над ним шутить, называя его montagnard au grand poignard (франц. «горец с большим кинжалом. — Ред.)».

Николай Мартынов рассердился, выразил неудовольствие Михаилу Лермонтову и ушел. С этого момента началась череда загадок. Нет однозначного понимания того, что произошло между друзьями, как произошел вызов на дуэль и стал ли именно этот случай роковым в их отношениях.

Вечером 27 июля состоялась дуэль у подножия горы Машук. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.

«Мы с Глебовым отмерили 30 шагов; последний барьер был установлен в десять и, разлучив противников на предельные расстояния, им было приказано приблизиться к каждому из них на 10 шагов по команде: «марш». Пистолеты были заряжены. Глебов отдал Мартынову, я отдал Лермонтову, и они приказали «сходиться». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, прикрываясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта. В эту минуту и ​​в последний раз я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом уже наведенного на него ружья. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и стал прицеливаться. Столыпин кричал: «Или стреляйте, или мы вас разлучим!» Мартынов выстрелил. Лермонтов упал как подкошенный, не делая никакого движения», — рассказывает в книге 9 очевидец Александр Васильчиков.0005 Михаил Лермонтов: Биографический очерк .

Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события развивались по-разному — позже на это укажет ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов.

После рокового выстрела разразилась страшная гроза, тело Михаила Лермонтова было оставлено на месте дуэли, где оно несколько часов пролежало под проливным дождем. Только ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой.

По одной из основных версий, дуэль Михаила Лермонтова и Николая Мартынова стала логическим завершением их непростых отношений. Молодые люди познакомились задолго до боя и тесно общались, несмотря на то, что были полными противоположностями. Поэт часто позволял себе высказывать в адрес друга колкости, которые его глубоко обижали.

Другая версия — Николая Мартынова давно подстрекали к убийству. У поэта было много недоброжелателей. Среди них тот же князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя другом Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, над которым также неоднократно смеялся Лермонтов, искал случая устроить ссору между своим обидчиком и кем-то.

«Сначала его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов издевается над ним, но тот отказался со словами: «На такого человека рука моя не поднимется», — говорится в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова », представленной на портале Президентской библиотеки.

В советское время стала популярной версия о том, что «поборники самодержавия» хотели избавиться от поэта и конфликт стал уважительной причиной. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят следующие доказательства:

«Высшие» сферы отреагировали на смерть поэта с чувством полного удовлетворения. Весть о его смерти царь встретил позорной фразой: «есть ему дорога», и сделал все, чтобы облегчить участь убийцы поэта: смягчил приговор суда, назначив всего три месяца острога с досудебным заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», — говорится в книге «Михаил Лермонтов: Биографический очерк ».

Но на этом версия дуэли и смерти Лермонтова не заканчивается. Есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошел из-за женщины, а также то, что поэта застрелил вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, спрятавшийся рядом.0003

Подробнее о трагической гибели великого поэта можно узнать в изданиях Президентской библиотеки, представленных в сборнике Михаил Лермонтов (1814-1841). Содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В коллекцию вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии с изображением памятников поэту, мест, связанных с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.

Mikhail Lermontov — IMDB

Back
  • Биография
  • Награды
  • Trivia

IMDBPRO

Прыжки до

(3) MINI BIO

.

Обзор

  • Родился

    15 октября 1814 года в Москве, Российская империя [ныне Россия]

  • Умер

    27 июля 1841 года в Пятигорске, Российская империя [ныне Ставропольский край, Россия] (убит на дуэли)

    8 Имя при рождении

    Михаил Юрьевич Лермонтов

Мини Био

    • Михаил Лермонтов родился в 1814 году в аристократической русской семье. и вырос в трехъязычной среде. Его предком был шотландец Рыцарь Георгий Лермонт, приехавший в Россию в 1613 году и служивший царю. Бабушка Лермонтова наняла француза по имени Жан, который стал слуга молодого поэта. Кроме того, его няня была немкой. Его мать умер, когда ему было 2 года, и бабушка забрала его из его отец. Лермонтов окончил школу-интернат для сыновей дворянства в Москве, где изучал английскую литературу.

      В 14 лет написал «Кавказскую пленницу» и другие ранние стихи в духе лорда Байрона и Шелли. В 1828-32 учился в Москве. Университет. С 1832 по 1834 год он был юнкером Императорской гимназии. Кавалергардский в Санкт-Петербурге, который окончил офицером. Императорской кавалергардской гвардии. В то время она написала «Бородино», посвященный победе 1812 года над Наполеоном.

      Лермонтов был ошеломлен дуэлью и смертью Александра Пушкина и обвинил самодержавный царь Николай I и его «алчная толпа вокруг Престола» в «убийство гения». Арестован и сослан на войну в г. горы Кавказа, отличился в боях и вернулся в столицу Санкт-Петербург в качестве знаменитости. Его разочарование в аристократической среде и его негодующие наблюдения за Столичная ярмарка тщеславия послужила поводом для его драмы «Маскарад».

      Его дуэль с французским дипломатом привела к его второй ссылке на войну в Кавказ. В 1839 году он закончил свой первый и единственный роман «Герой Наше время» с пророческим изображением дуэли, которая совпала с концом собственной жизни в июле 1841 года. Эта дуэль, возможно, была делом рук Царский заговор против очередного мятежного гения. Лермонтова ловкое владение языком блистает в таких шедеврах, как Утёс», «Пророк», «Сон». Его кощунственный «Демон», о ангел, влюбившийся в смертную женщину, вдохновил Антона Рубинштейна на написать пышную оперу. Борис Пастернак находился под влиянием сладкозвучного лермонтовского линий, а Владимир Набоков имитировал структурные закономерности «Героя нашего Время».

      — Мини-биография IMDb Автор: Стив Шелохонов

    Цитаты

    • Счастливые люди — идиоты, а слава — не что иное, как успех, и чтобы добиться его, нужно только быть хитрым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *