Леонтий святой: Лео́нтий Ростовский: житие, иконы, день памяти

Лео́нтий Ростовский: житие, иконы, день памяти

Дни памяти

5 июня

Житие

Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

Развернуть

Случайный тест

Святитель Леонтий Ростовский — Русская вера

5 июня (23 мая ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца. Святителю Леонтию молятся о даровании мудрости и терпения.

 

Содержание

  • Житие святителя Леонтия Ростовского
  • Почитание святителя Леонтия Ростовского
  • Тропарь, кондак и канон святителю Леонтию Ростовскому
  • Святитель Леонтий Ростовский. Иконы
  • Белый клобук святителя Леонтия
  • Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского

 

Житие святителя Леонтия Ростовского

Будущий святитель Леонтий Ростовский родился не позднее 1051 года. Святой Симон (?—  22 мая 1226 г.), епископ Владимирский и Суздальский, в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину (ум. после 1231 г.), приложенном к Печерскому патерику, перечисляя пострижеников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Будущий святитель был крещен еще во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира (ок. 960 — 1015 гг.) или Ярослава (ок. 978 — 1054 гг.), взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть») с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») [1].

Леонтий хорошо знал книжное писание и с молодых лет чувствовал тягу к иноческой жизни, и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, возможно, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983-1073 гг.), что было не ранее 1032 года, откуда был призван на Ростовскую кафедру как образованный монах и рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских прежде 1051 года, когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженик Киево-Печерского монастыря Иларион (ум. ок. 1055 г) [2].

В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру. Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы еще во времена князя Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион, изгнаны были из города [3].

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Епископ Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что взял с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» [4].

Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей [5].

Проповедническая деятельность епископа Леонтия ожесточила сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы епископ вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его повелению в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством епископа и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног Леонтия. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. О преставлении епископа Леонтия сведения разноречивы: по одним данным, он скончался в мире, по другим —  был убит толпой язычников; одни относят его кончину к 1070 году, другие полагают, что он был убит в 1073-м. Все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного, но не как мученика. С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» [6].

 

Почитание святителя Леонтия Ростовского

Тело епископа Леонтия было погребено в соборном Успенском храме города Ростова, а нетленные его мощи были обретены в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским (ок. 1111 —  1174 гг.) каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положены в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его — 5 июня (23 мая ст. ст.) и написал канон, помещенный в служебной (майской) Минее. Но своды соборной церкви вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия были перенесены в церковь Иоанна Богослова и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и поставлены в приделе, посвященном святителю. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и его икону, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробной иконою. В 1800 году рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом придела во имя святителя Леонтия открыт был древний придел в честь него, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения его мощей; рядом со стенным изображением святителя Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под серебряною ракой святителя, была открыта замурованная из белого камня гробница, в которой и покоятся честные мощи святителя Леонтия [7].

 

Тропарь, кондак и канон святителю Леонтию Ростовскому

Тропарь, глас 4

Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4

Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Леонтию Ростовскому →

Читать онлайн


Святитель Леонтий Ростовский. Иконы

Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.

Святитель Леонтий Ростовский. Последняя четверть XV в. Икона из деисусного чина собора ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святитель Леонтий Ростовский. Ок. 1497 г. Икона из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кириллов, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятитель Леонтий Ростовский. XV в. «Ризница Троице — Сергиевой Лавры» СПГИХМЗСвятитель Леонтий Ростовский. Первая треть XVI в. Происходит из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святитель Леонтий Ростовский. Первая половина — середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославль, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедникСвятитель Леонтий Ростовский. Середина XVI в. Происходит из церкви Введения во храм в Ростове. Ростов Великий, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святитель Леонтий Ростовский. Конец XVI в. Москва, ГИМСвятитель Леонтий Ростовский. Шитье. Москва, 1514 г.

Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми. 

Святитель Леонтий Ростовский, митрополиты Петр и Алексий. Вторая четверть XV в. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

На иконе «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» изображены три святых епископа: слева —  Кирилл Александрийский, в центре —  Афанасий Александрийский, справа —  Леонтий Ростовский. Они представлены в рост, фронтально, в почти одинаковых позах, с Евангелиями, прижатыми к груди левой рукой. Жесты правых рук варьируются: Кирилл и Леонтий благословляют, а Афанасий касается Евангелия, словно обращая на него внимание предстоящих иконе. Этот жест дополнительно подчеркивает важность символического смысла Евангелия и напоминает о том, что одно из главных предназначений святителей —  наставлять паству истинной вере.

Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. Новгород, конец XV в. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На иконе «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий» святые изображены фронтально, в рост, в епископских облачениях. Они держат в руках Евангелия с ярко-красными обрезами и окладами, украшенными драгоценными камнями. Над фигурами святых представлен сегмент неба с полуфигурой Богородицы с Младенцем.

Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий. Конец XV в. (?). Ростов Великий,  Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Петр митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — Вход в Иерусалим. Входит в серию таблеток из собора св. Софии в Новгороде. Конец XV — начало XVI вв. Москва, ГТГПреподобный Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы: Авраамий, Игнатий, Исаия, Леонтий.  Середина XVI в. Происходит из церкви Богоявления села Уславцево Вощажниковской волости Ростовского уезда. Ростов Великий,  Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Авраамий, Никола, Леонтий, Герасим и Ангел-Хранитель. Ростов, вторая половина XVI в. Москва, частное собраниеСвятители Петр, митрополит Московский, и Леонтий, епископ Ростовский, и преподобный Феодосий Печерский. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Вход в Иерусалим». Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникСпас Еммануил с Николой Чудотворцем Ростов, конец XVI в. Москва, Музеи Московского Кремля

Белый клобук святителя Леонтия

На иконописных изображениях святитель Леонтий Ростовский предстает в белом клобуке. Русские святители носили именно белый клобук. В известном памятнике древнерусской литературы XV-XVI веков «Повесть о белом клобуке» говорится о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима». Первая часть повести —  это «Послание Димитрия Грека Толмача новгородскому архиепископу Геннадию», в которой Димитрий Толмач (он же Митька Малый) рассказывает о том, что по велению Геннадия он добрался до Рима и там в римских летописных книгах с трудом смог найти сказание о белом клобуке, которое тщательно скрывают по причине того, что боятся позора. Для этой цели Митька при помощи даров вошел в расположение к книгохранителю церкви римской по имени Яков. Яков и рассказал Митьке данную повесть, а Митька ее записал. Во второй части повести пересказывается подложное латинское сочинение «Дар Константина»: слоновая проказа императора, желание Константина зарезать младенцев, отказ от этого желания, явление Константину во сне апостолов Петра и Павла, крещение Константина Сильвестром, благодарность Константина. В третьей части повести рассказывается, что царю Константину после перечисленных событий вновь явились во сне святые апостолы Петр и Павел и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства; Константин велел сшить клобук и возложил его на голову папе Сильвестру, после чего, не желая царствовать в том же месте, где правит наместник Божий, он перенес свою столицу из Рима в Константинополь. Преемники Сильвестра забыли благочестивую жизнь и не почитали клобука, за что они должны были этот символ своей власти переслать в Константинополь. Но тогда патриарху явился ночью «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».

В 1564 году при царе Иване IV эта традиция о праве московского святителя носить белый клобук была возрождена: «И, когда сошлись наши богомольцы, мы с теми своими богомольцами совет держали, с архиепископами и епископами: с Пимином, архиепископом Великого Новгорода и Пскова, с Никандром, архиепископом Ростовским и Ярославским, с Трифоном, архиепископом Полоцким, с Афанасием, епископом Суздальским и Тарусским, с Семионом, епископом Смоленским и Брянским, с Филофееем, епископом Рязанским и Муромским, с Вараламом, епископом Коломенским и Каширским, Матфеем, епископом Сарским и Подонским, с Иасафом,  епископом Пермским и Вологодским, и с архимандритами и с игуменами и со всем освященным собором о том, что отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук. А прежние русские первопрестольники митрополиты и чудотворцы Петр и Алексий, и Иван, архиепископ Новгородский, и Леонтий, и Игнатий, и Исайя, ростовские чудотворцы, носили белые клобуки. И отцу нашему и богомольцу митрополиту (следует) эту высокопрестольную древнюю почесть восстановить: носить бы ему белый клобук с рясами, потому что прежние русские первопрестольники и чудотворцы Петр и Алексий, митрополиты, писаны на иконах в белых клобуках, да и Ивана, архиепископа Новгородского, и Леонтия и Исайю и Игнатия, ростовских чудотворцев, пишут в белых клобуках. А которые митрополиты Российской митрополии были на том высочайшем престоле после первопрестольников Петра и Алексия митрополитов и чудотворцев, а также и ростовские архиепископы и епископы, все носили черные клобуки. А того в писании не нашли, почему белые клобуки отставлены. А богомолец наш Пимин, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, носит белый клобук, и прежние архиепископы новгородские носили белые же клобуки, а писания тому тоже нет, по какому случаю архиепископы новгородские носят белые клобуки. А также наши богомольцы архиепископ Великого Новгорода и Пскова и архиепископ Казанский и Свияжский печатают грамоты благословенные и посыльные красным воском, а митрополит печатает благословенные и посыльные грамоты черным воском. А (ведь) митрополит есть высочайший сан Русской митрополии, архиепископам и епископам всем глава. А в той его высокопрестольной степени перед архиепископами и епископами почести нет: митрополит носит черный клобук, и владыки все носят черные же клобуки, а архиепископ новгородской носит белый клобук. И мы, великий государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич, со всеми своими богомольцами с преосвященными архиепископами и епископами, и с честнейшими архимандритами, и с игуменами, и со всем освященным собором подвигнулись духовно и уложили и утвердили, что от сего времени и впредь, кому благоволят Бог и Пречистая Богородица и русские митрополиты Петр, Алексий и Иона чудотворцы быть на великой степени Русской митрополии, или какие иные митрополиты на том престоле будут и почесть для него установили древнюю: носить ему клобук белый с рясами и с херувимом, так как прежние первопрестольники Петр чудотворец и Алексей чудотворец носили белые клобуки, да и ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий чудотворцы носили белые клобуки. А также митрополиту запечатывать грамоты благословенные, ставленные и посыльные красным воском; а на печати быть Пречистой Богородице с Младенцем, а на другой стороне быть руке благословенной, а вокруг нее быть подписи с митрополичьим именем. А архиепископу Великого Новгорода и Пскова носить белый клобук и печать красным воском по прежнему обычаю; и архиепископу Казанскому печатать также красным воском. И по этому уложению царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своими богомольцами с архиепископами и епископами, архимандритами и игуменами, и со всем освященным собором сию грамоту для укрепления велели написать. И к сей грамоте велел государь печать свою привесить»[8]. 

После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению Большого Московского Собора как «лживая и неправая».

 

Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского

В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы.

В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:

  • если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
  • если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
  • жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
  • поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
  • если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
  • если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
  • если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.

Источники:

[1] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918).
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
[7] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918.
[8] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325

Леонтий, архимандрит Михайловский | Православная Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских

Суздаль, 1938-1947 гг.  

В конце 1938 г. о. Леонтий был освобожден и вернулся в Суздаль, где жил в небольшом доме (ул. Ленина, 139). Насколько известно, в это время он не служил ни в одной церкви, но часто ездил по селам Суздальской и Гаврилово-Посадской областей, исполняя духовные нужды. Иногда он посещал село Нерли Тейковского района, где молился в домах своих духовных чад.

Почему не о. Леонтий пытается найти место в церкви? На этот вопрос нам отвечают следующие слова бывшего священника, ставшего простым колхозником одной из деревень Суздальской области: «В феврале 1944 г. в доме Стасевича мы обсуждали с ним проблему наших автобиографий, которые должны быть представлены в ECDSPD.

Стасевич сказал: «Наверное, заставят опять служить в церкви» (и на этих условиях он (Стасевич) ни за что бы не согласился). И, продолжая речь, он (Стасевич) заявил: «Если нам дадут свободу, если нас не будут беспокоить налоги, то мы сможем сказать им да»9.0005

Все время о. Леонтий весьма критически относился к правительству и сотрудничавшим с ним священникам. В марте 1944 г. один из священников г. Гаврилова Посада сообщал: «В марте 1944 г. один бывший священник, проживающий в селе Весь (Суздальская область), сообщил мне, что в беседах с ним Стасевич обвиняет действующую власть и Я сам, что мы, мол, работаем не для укрепления православной веры и Церкви, а на благо большевиков, и что он, как истинный пастырь, ничего подобного не сделает, какая бы опасность ему ни грозила». . В 1943, в религиозный праздник Троицы, Стасевич прокомментировал проблему открытия церквей: «Прежде чем можно будет говорить об открытии церквей, «наши» товарищи коммунисты должны убрать с них конский навоз» и то только из-за коммунистов, было ли такое осквернение православных храмов. «Сейчас под влиянием союзников они хотят исправить и сгладить свою ошибку, но это пока временно. Большевики допустят мелкие улучшения, пока им это выгодно, но потом опять репрессируют (церковь)»9.0005

Пр. Леонтий пользовался большим уважением верующих и имел «много последователей в Суздале, Гаврилово-Посаде и других областях Ивановского уезда».

 

Воронцово. Третий арест  

После окончания Великой Отечественной войны положение в Русской Православной Церкви изменилось к лучшему. о. Леонтию предложили вернуться на службу, и он согласился. Но, чтобы отрезать от него старый приход, отца отправили в село Воронцово (Пучежский район), которое находится на другом конце Ивановской области, в нескольких километрах от реки Волги. 11 июля 1947 г. Михаил, епископ Ивановский и Кинешемский, поставил о. Леонтий, блюститель храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово. Воронцово имело две церкви: деревянную (летнюю) Дмитриевскую и каменную (зимнюю) Троицкую. Дмитриевская церковь была построена в 1754 году и в советское время была практически полностью разрушена. Когда о. Леонтий приехал в Воронцово, от храма остался только его западный флигель, где располагалась пожарная часть. Но Троицкая церковь никогда не закрывала свои двери и, хотя давно не ремонтировалась, сохранила свою святость и красоту. В Воронцово о. Леонтий служил вместе с диаконом Василием Васинским (будущим архимандритом Никодимом) и псаломщиком Шаровым. Отец был назначен надзирателем над всеми церквами Пучежского края, а их было всего четыре. Все церкви и духовенство в целом облагались высокими налогами. Так, например, в 1948 было подписано заявление церквей и духовенства Ивановской епархии на получение Третьего государственного займа на реконструкцию и развитие народного хозяйства СССР. Церковь должна была дать 1000 рублей, а духовенство села Воронцово – 1250 рублей. В 1949 г. о. Леонтию пришлось заплатить аванс в размере 24 184 рублей налогов с его годового дохода в 27 232 рубля. Такое положение дел побудило о. Леонтию написать особое письмо преосвященному Венедикту, епископу Ивановскому и Кинешемскому. В этом письме читаем, что в результате двух поездок в финансовый отдел района удалось узнать, как начисляли «ненормальный налог». К обязательному 65-процентному налогу финансовое ведомство добавило (скорее всего, по собственной инициативе) налоги за квартиру (дом), принадлежащую церкви, и отдельно за пользование этой квартирой. Но, несмотря на давление правительства, жизнь о. Леонтий в Воронцово поправлялся. Храм был отремонтирован, многие бытовые проблемы были решены, но самое главное, количество прихожан значительно увеличилось. В 1948 Фр. Леонтий был назначен надзирателем всей Пучежской области епископом Ивановским Паисием.

2 мая 1950 г. в 11 часов после литургии о. Леонтий был арестован в третий раз. За три дня до ареста он вдруг начал раздавать духовным чадам и прихожанам все свое имущество, в том числе и келейные иконы. Он раздавал наличные и рассылал денежные переводы. При задержании в ходе личного обыска, проведенного сотрудниками МГБ, были обнаружены 606 рублей, нательный крест, 8 стальных именных крестов, один Канноник, один Часослов, паспорт, цветной ремень и эмалированная кружка. 4 мая его доставили в СИЗО Ивановского отделения МГБ.

Протоколы следствия дают нам много информации об о. Жизнь Леонтия в Воронцове и отношение к нему верующих.

‘Имеющиеся у нас материалы показывают, что Стасевич против существующего политического устройства СССР и, прикрываясь служением церковной службе, фактически группировал вокруг себя антисоветских людей из духовенства и занимался организованной враждебной деятельностью. ‘

‘…имея своей целью разжигание религиозного фанатизма в верующих, выдавал себя за «провидца», т.е. за «святого». ..»

‘…На протяжении нескольких лет в своих проповедях и беседах с избранными людьми он призывал верующих не работать в колхозе в религиозные праздники, распространял провокационные мысли о якобы кончине вселенной, воздействуя таким образом на местное население, которое негативное влияние на проведение политической деятельности в колхозах»

Из показаний других свидетелей:

«…о. Леонтий — один из истинно православных священнослужителей, которые в любой ситуации не откажутся от своей веры и не извратят ее — служат только Богу… Коммунисты не признают религию, а это грех. Некоторые священники подпали под влияние современных идей и начали извращать религию. Я нахожу только о. Служба Леонтия истинно православная…»

‘Стасевич человек не простой, а правоверный; проси у него помощи, и он всегда поможет, когда наши советские чиновники не помогут, они просто живут для себя».

из показаний бывшего священника Р.: «О поведении Стасевича мне известно только то, реакционное духовенство: например, ведет монашескую жизнь, служит по монашескому уставу. Во время своего пребывания в Воронцово он ежедневно совершал богослужения, делая их продолжительными. Можно сказать, что служба в его храме продолжается, почти без перерыва, в течение всего дня… Живя в городе Пучеже, я слышал, что Стасевич считался в простонародье «святым». о. Леонтий также учил людей, что в эти дни нужно больше молиться, твердо верить в Бога и готовиться к Страшному суду». 

В заключении дела помощник прокурора Ивановского района пишет:

«Стремясь разжечь в населении религиозный фанатизм и ведя монашеский образ жизни, он (т.е. о. Леонтий) выдавал себя за «экстрасенс» и «святой».

Формулировки в приведенных выше цитатах, конечно, на совести исследователя, который никак не мог ни признать существование Бога и Его святых, ни отразить это в отчетах. Интересно, что вопрос о. Святость Леонтия никогда не поднималась на допросах. Тем не менее на основании приведенных свидетельств можно прийти к выводу, что в 19 в.40-х, как и в 1930-е годы, многие считали о. Житие Леонтия святое и праведное. Примечательно, что почитание о. Леонтий образовался в районе Пучежа в очень короткий срок, причем в месте, где он прежде был совершенно неизвестен.

В 1950 г. о. Леонтия обвинили в основном в тех же «преступлениях», в которых он обвинялся прежде: «…враждебное отношение к советской власти, организация и воодушевление антисоветской группы последователей «Истинно-Православной Церкви», распространение антисоветских -советская пропаганда, направленная на дискредитацию КПСС. (Б.) и советское правительство, изолировавшее молодежь внутри религиозной идеологии; совершении богослужений на квартирах своих последователей, где делился своими провокационными антисоветскими взглядами, т.е. в преступлениях, предусмотренных статьями 58-10 ч.1 и 58#П УК РСФСР.

Из материалов следствия  

Во время следствия в 1950 году следователь много внимания уделял знакомству с о. Общее мировоззрение Леонтия. Был допрошен и сам старец, и многие подсудимые, и свидетели. Все ответы были тщательно задокументированы, хотя и бюрократическим, канцелярско-атеистическим языком, с использованием стандартных формулировок. Многие прозрения о. Леонтия о современном мире и месте в нем православного христианина ясно из слов его проповедей, из его лекций и из его собственной жизни.

Пр. Леонтий говорил на допросе: «…в своих проповедях во время богослужения я призывал воцерковленных верующих, которые ходят в церковь, безоговорочно верить в Бога, соблюдать все Заповеди, регулярно ходить в церковь». Один из свидетелей по делу признался на допросе: «Сам Стасевич <…> служит с соблюдением монашеского устава, старается сохранить веру в первозданном виде и воспитать ее в других своими службами и проповедями. Он всегда требует полного исполнения всех духовных заповедей».

Приведем здесь отрывок из протокола допроса одной из духовных дочерей о. Леонтия, также арестованного по этому делу.

Вопрос : Стасевич служит в обычной церкви. Чем именно отличается его служение от служения других священников?

Ответ : В первую очередь Стасевич старается сохранить религию в первозданном виде, сам он безоговорочно верующий и требует от других точного исполнения религиозных традиций. Он служит богослужение без сокращений и искажений. Он ведет монашеский образ жизни и является истинно православным священником.

Вопрос : Какие наставления вы переняли у Стасевича как у его «духовной дочери»?

Ответ : «Когда я ездил в Воронстово (в октябре 1948 г.), я встретился с о. Леонтий. о. Леонтий научил меня не забывать Бога, быть таким же религиозным, как и прежде, не оставлять православной веры и взращивать ее в других. В той же беседе Стасевич признал, что православную веру нынче везде якобы искажают, даже священники, и что население забывает Бога. Утверждается, что это может быть доказано Священным Писанием. Он учил, что надо хранить веру, не позволять людям забывать Бога».

Один из мирных жителей, посещавший храм в Воронцово, сообщил на допросе: «Весной 1949 года, после службы, Стасевич сказал: «Если вы действительно верующие, вы должны бороться за веру, как святые отцы боролся за нее, и ты должен защищать веру от врагов…»

Во время каждой службы о. Леонтий произнес проповедь, в которой призвал паству к борьбе за сохранение православия. Некоторые его проповеди, особенно о Судном дне и конце вселенной, были доложены в Ивановское управление Министерства обороны и послужили формальным поводом для ареста.

Пр. Леонтий делился своим критическим отношением к режиму даже с очень мало знакомыми людьми. В беседе с сыном одной из своих духовных дочерей он сказал: «…мы живем в стране неверующих. «Когда ты в Риме, поступай, так сказать, как римляне, но ты должен хранить веру в Бога в своей душе. И в этом будет твое избавление в глазах Всевышнего». 

Сокамерники о. На следствии были допрошены и Леонтии, которые передали следователю следующие слова отца: «До революции Россия-матушка была всем снабжена. А теперь со всеми этими «стахановцами» ничего нет. Колхозникам не хватает хлеба, не говоря уже о других продуктах. Колхозники голодают, и правительство плохо с ними обращается». Примерно в это же время о. Леонтий рассказал сокамерникам о том, как он помогал нуждающимся семьям и как учил родителей «приучать детей к религии и заставлять носить крест, что они и делали». Он также сказал следующие слова: «Меня обвиняют в проведении антисоветской деятельности, а я просто молился и служил Богу, меня арестовали за крест, за мою чистую христианскую веру». посещало много людей. Потому что они отказались от православной веры и стали служить «по-советски», а я продолжал служить чисто духовно». 

На обвинения в том, что одна девочка вышла из комсомола, отец ответил: «Значит, мои проповеди не пропадают для людей; что даже молодежь меня понимает».

 

Ф. Леонтий о вере и священстве  

Вопрос: На предыдущем допросе Вы показали, что являетесь поборником так называемой истинно православной веры. В чем суть этой веры?

Ответ: Я считаю человека истинно православным, если он не отступает от Священного Писания, безоговорочно предан религии и не искажает обряды.

Я сам принадлежу к этому роду. Лично я стараюсь изо всех сил проводить обряды в полном объеме, как они совершались, например, в дореволюционных монастырях. Богослужение должно быть ежедневным, и я старался этого строго придерживаться. Я считаю, что священник должен (…) полностью посвятить себя религии, и поэтому я веду монашеский образ жизни. Священников, которые не служат ежедневно, которые сокращают обряды, которые предаются мирским соблазнам, я считаю отступниками от православной веры.

Вопрос: Как вы проповедовали эту ветвь религии?

Ответ: У меня не было цели проповедовать именно это направление. Я просто старался сам придерживаться истинно православной веры, совершая обряды ежедневно и аккуратно, без сокращений, и призывал приход безоговорочно верить в Бога.

Вопрос : Как Вы относитесь к священникам действующих церквей, которые, как Вы свидетельствовали, «оставляют веру»?

Ответ : Лично я не держу зла на таких священников, потому что считаю, что они должны сами охранять сохранение веры в ее чистоте.

Вопрос : Ранее Вы свидетельствовали, что являетесь сторонником так называемой «Истинно Православной Церкви». (Здесь следователь лукавит. Ф. Леонтий говорил только о своей истинно православной вере и ни разу не упоминал об участии в ИПЦ.). Расскажите подробнее, в чем именно заключается эта религиозная направленность и чем она отличается от точки зрения существующей современной церкви?

Ответ : Как истинно православный священник, я не имею принципиальных отличий от действующих сегодня церквей. Как я свидетельствовал ранее, я не согласен только с тем, что большинство современных священников отходят от православной веры, искажая религию. Современные священники ведут себя неприлично на публике, предаются светским соблазнам, грешат, а иногда (прилюдно) скрывают, что они священники, не ношением ризы вне храма. Эти священники служат богослужения не ежедневно, а один-два раза в неделю или по праздникам. Они сокращают обряды. Все это я считаю отречением от веры и большим грехом для любого священника. Сам я <…> веду монашеский образ жизни, служу только Богу и стараюсь хранить веру в первозданном виде. Службы в моем храме совершаются ежедневно (трижды в день). Я служу в соответствии с монашеским кодексом и не сокращаю обряды. Считаю своим первейшим долгом призывать свой приход хранить веру в чистоте и избегать греха. Я делаю это посредством проповеди и личной проповеди.

Вопрос : Вы против существующей церкви только потому, что она не против существующей советской власти?

Ответ : Мой конфликт с современными священниками возник не по этой причине, а основан исключительно на духовных вопросах. Я свидетельствовал ранее, что они искажают религию. Правда, часть священников искажает религию, подпадая под влияние коммунистических идей и вообще под влияние современного образа жизни. Я считаю, что священник должен быть независимым, служить только Богу.

Вопрос : Что вы считаете «быть независимым»?

Ответ : Священник не должен подпадать под влияние неверующих или богохульствовать. В то же время священник не должен быть враждебен правительству, какое бы оно ни было.

Вопрос : Что вы называете «влиянием коммунистических идей», как вы только что сказали?

Ответ : Известно, что коммунисты не признают религию и основывают свои действия на материалистической точке зрения. Верования священников в этом вопросе должны быть противоположными. Вот почему я думаю, что если коммунист попадет под влияние религии, то он уже не будет <…> коммунистом. И уж тем более, если священник попадет под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священником. Несмотря на это, я не отношусь к коммунистам враждебно, я просто осознаю, что у нас разные пути, разные убеждения и ничего общего.

Не всем понравилось f. Строгие требования Леонтия к духовенству. Сокамерникам он рассказал, что после ремонта храма в Воронцово, благодаря ежедневным богослужениям, в его храм стали приходить верующие из других приходов, из-за чего некоторые священники стали его не любить.

   

Ф. Леонтий и дети  

Как уже было сказано выше, о. Леонтий очень любил детей и охотно проводил с ними время. На допросах в 1950 следователь затронул и тему детей.

Отвечая на вопросы о своих проповедях, о. Леонтий говорил: «…Я проповедовал им (т.е. школьникам) быть вежливыми со взрослыми, хорошо учиться, слушаться родителей». Леонтия, и он крестил тех из них, кому еще не было двенадцати. Во время пребывания в Иваново осенью 1949 г. о. Леонтий тайно крестил 7 дошкольников в доме своей духовной дочери.

Один из свидетелей по делу сказал на допросе: «Я много раз слышал от о. Леонтия, что вы должны приучать своих детей к богослужению, что это поможет им в учебе, в будущей жизни… Я слышал в его проповедях, что каждый верующий должен вдохновлять своих детей на богослужение, что надо крестить своих детей, если они не были крещены. Что было бы добрым делом, если бы каждый верующий видел, что ни один его ребенок не ходит без креста… А я слышал от некоторых верующих, что о. Леонтий дает деньги на книги и тетради некоторым школьникам, чем привлекает их к себе и обеспечивает их уважение» 9.0005

Пр. Леонтий говорил своим сокамерникам: «Когда я узнал, что кресты на шее у детей замечают в школе и снимают, я сказал матерям детей, чтобы они шли в школу без креста, а надевали обратно в школу. домой после школы. Так я пытался достичь своей цели».

Все эти действия о. Леонтия были охарактеризованы следователями как «религиозная промывка мозгов молодежи» и стали частью приговора.

 

Приговор  

В приговоре говорилось: «с 1947 по 1950 год подсудимый Стасевич, совершая богослужения в храме, пропагандировал в своих проповедях антисоветские идеи о якобы приближающемся «судном дне» и «конце света» и интерпретировал религиозные тексты в антисоветском ключе».Следователь ходатайствовал о том, чтобы о. Леонтия и трех его духовных дочерей к 10 годам лагерей.

Специальным совещанием при МГБ СССР было удовлетворено данное ходатайство в отношении тогдашнего 66-летнего о. Леонтий. Его духовные дети, выходцы из рабочих и/или крестьян, были приговорены к 8 годам лагерей.

Леонтий был направлен в лагерь Озерный Коми АССР, где числился под номером №9-СО-23726.

Очень тяжело было в лагере уже пожилому отцу, но сокамерники, видя святость его жизни и силу его веры, уважали старца. Отца посадили в камеру вместе с вором-рецидивистом; войдя в камеру, он низко поклонился, а когда пришло указание на осмотр, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а отец его утешает. Заключенные охотно делились с отцом едой и теплой одеждой, а когда поступило указание оскорбить его, заключенные пригрозили устроить в лагере бунт… 

Внезапно тяжело заболела дочь директора лагеря. Семьи офицеров жили в лагере, в захолустье, и лагерный врач не мог определить, что это за болезнь. Леонтий пошел к девушке и сказал, что в нее вселились бесы. Отец стал всем сердцем молиться за девочку, и бесы оставили ее в покое. В благодарность директор лагеря немного смягчил режим отца и дал ему возможность отслужить литургию на Пасху. Заключенные помогли отцу с облачением. Епитрахиль и манжеты делались из полотенец, на них карандашом рисовались кресты. Служба проходила в лесу, на пне. Вскоре после этого Леонтия выписали: по амнистии.

Выписка  

В середине 1950-х годов началась массовая переоценка политических дел. 21 января 1955 г. о. Дело Леонтия также было пересмотрено. В заключении по его делу говорилось, что никакой «организованной антисоветской деятельности» не было, имело место лишь несколько антисоветских выступлений. Поэтому было предложено сократить срок наказания с 10 до 5 лет, а поскольку о. Леонтий уже отсидел 5 лет за решеткой, его должны выпустить из тюрьмы. 30 апреля 1955 Фр. Леонтий был освобожден.

Жизнь и деятельность митрополита Леонтия

Артикул:
006080

Розничная торговля: $19,95

Сейчас: $17,96

— Вы экономите $1,99

Часто покупают вместе:

  • Описание
  • Дополнительная информация

Описание

Артикул № 006080

Этот том является первой всеобъемлющей публикацией на английском языке о замечательной жизни и церковном служении митрополита Леонтия (Туркевича) (1876 – 1965) – жизни и служении, отражающих бурную историю Церкви как в России, так и в Америке для большинства ХХ века. Он включает в себя научные доклады, сделанные на симпозиуме в 2015 г. в Свято-Тихоновской семинарии, посвященном 50-летию со дня его преставления, надгробные панегирики и другие свидетельства тех, кто его помнит, а также образцы его обширных и разнообразных сочинений, некоторые из которых недавно переведены на английский.

Те, кому посчастливилось знать митрополита Леонтия в этой земной жизни, помнят его за проявленные в нем плоды Святого Духа: смирение, молитвенность, кротость, достоинство, доброту, великодушие, долготерпение, вдумчивость, чувство юмора, дальновидность , эрудиция и мудрость. Некоторые даже считают его святым. Пусть нынешнее и будущие поколения православных верующих Америки будут вдохновлены митрополитом Леонтием, необыкновенным иерархом, которому посвящена эта книга.

-Алексис Либеровский, архивариус Православной церкви в Америке

 

Редактор: Дэвид С. Форд

Мягкая обложка: 276 страниц

90 90 9 дюймов 4 Размеры:

90 90 9003 207 Просмотреть всеЗакрыть

Дополнительно Информация

Редактор:

Дэвид С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *