Леонардо да винчи умер: Смерть да Винчи | Artrue

Содержание

Смерть да Винчи | Artrue

Последние дни и распоряжения великого мастера эпохи ренессанса.

Замок Амбуаз. Последнее пристанище гения.

Последние работы

В течение 1517 и 1518 годов Леонардо продолжает научные эксперименты, работает над архитектурными проектами и планами праздничных постановок. Один из главных проектов этого периода — подготовка к публикации «Дневников».

В организации своей «библиотеки» записей для публикации книг по живописи, анатомии, архитектуре и инженерному делу Леонардо надеялся на помощь Мельци. Сам художник в это время усиленно работал над архитектурным проектом в Роморантене.

Знаменитый эскиз (около 1510–1515) приписывается Леонардо как автопортрет

Физические недуги Леонардо вынудили его передать работу над неоконченными произведениями полностью своим помощникам, которые завершали их под его профессиональным руководством. Тем не менее он все еще мог рисовать, его наброски этого периода включают дизайны костюмов и декораций, предназначенных для дворцовых торжеств. Одно из сценических изобретений, приписываемых Леонардо, упоминается 1 октября 1517 года в дневнике посла Мантуи во Франции Ринальдо Ариосто. Во время празднества в Аргентане, расположенном в 193 км к западу от Парижа, на сцену вышел механический лев, который прошел несколько шагов, затем дверца на его груди распахнулась, и взору зрителей предстали лилии, символ королевской власти во Франции.

Следующий год был полон разнообразными проектами. Леонардо хотел наконец опубликовать свои труды, но новые заказы занимали все его время и внимание. 19 июня сценическая постановка «Райское празднество», придуманная и разработанная Леонардо для семейства Сфорца в Милане в 1490 году, была воссоздана в Клу для празднования венчания племянницы Франциска I Маддалены де ла Тур д’Овернь и Лоренцо Медичи. Все сценические декорации были спроектированы Леонардо.

Последний год

В возрасте 67 лет здоровье Леонардо ухудшилось. Вазари так описывает его последние дни: «В старости он тяжело болел, в течение нескольких месяцев не вставая с постели. Когда он почувствовал близость кончины, он предпринял все усилия для того, чтобы приобщиться к таинствам католической церкви и святой христианской веры: с великими стенаниями он исповедался и покаялся в грехах. И хотя он еле смог подняться, опираясь на плечи друзей и слуг, он был счастлив благочестиво принять святое причастие, стоя на ногах, а не лежа в постели».

Из рассказа Вазари о последних днях Леонардо мы узнаем, что он был соборован католическим священником по всем правилам, причем сам настоял на том, чтобы подняться с постели для принятия Таинства.

Мадонна с младенцем и святой Анной, фрагмент (около 1502–1516).

В последние дни свой жизни Леонардо раскаивался в том, что оскорбил Господа и все человечество тем, что «не работал в своем искусстве так, как должен был бы». В юности Леонардо верил в Бога как в Высшее Существо, верил в то, что человеческая душа бессмертна. Но он был не только художником, но и ученым, и в своих геологических, астрономических и анатомических исследованиях не мог не задаваться вопросом о существовании человека на Земле, его происхождении и эволюции. И как это часто случается, перед лицом смерти Леонардо примирился с Богом, чтобы подготовить свое отпевание по церковным канонам.

Смерть мастера

Базари пишет, что перед самой кончиной Леонардо «охватили судороги, посланники смерти». Король в этот момент подошел к нему и приподнял его голову. Через несколько мгновений великий художник скончался на руках у короля. Его смерть вызвала большой резонанс. Вазари сетует: «Утрата Леонардо в высшей степени опечалила каждого, кто его знал, потому что ни один человек, живший доселе, не принес такую славу живописи». Вазари говорит о красоте самого Леонардо, о его способности «выслушать обе стороны», а затем «склонить даже самого упрямого спорщика к противоположной стороне».

Легко представить, с какой горечью эта новость была воспринята во Флоренции. Горе его земляков было отягощено еще и тем, что последней волей Леонардо было не выдавать его прах родному городу, в отличие от Микеланджело, который умер в 1564 году: его тело было вывезено из Рима и доставлено во Флоренцию, потому что такова была последняя воля покойного.

Во Флоренции Джованни Строцци сочинил хвалебный стих, которым Вазари и заканчивает повествование о жизни художника:

Vince costui pur solo
Tutti altri; e vince Fidia e vince Apelle
E tutto il lor vittorioso stuolo —

Один он победил всех прочих:
И Фидия, и Апеллеса,
И всю победоносную плеяду…

Поэт обыгрывает имя Винчи, связывая его с латинским глаголом vincere, что означает «выигрывать, побеждать».

Завещание

Завещание Леонардо да Винчи было составлено во французском суде, а при его смерти присутствовал король Франции. Целая жизнь прошла от незаконного рождения Леонардо в крошечной деревушке до его кончины в королевских покоях.

Последняя воля Леонардо да Винчи, выраженная в завещании, составленном в королевском суде в Амбуазе 23 апреля 1519 года, за девять дней до смерти художника, распространяется на тех людей, которые много значили для него при жизни.

Карикатура на адвоката или академика (1495–1519). Был завещан художником Мельци.

Пожертвования в пользу бедных

Бедным пациентам больниц Святого Лазаря в Амбуазе Леонардо да Винчи оставил 70 сольди медью и серебром. Леонардо, всей своей жизнью отвоевавший себе право быть уважаемой в обществе личностью, достигший своим трудом самых верхних ступеней среди творческой элиты, свободно вращавшийся среди принцев, королей и дворян, нашел время вспомнить о тех членах общества, чья участь была далеко не так радужна, как его собственная. Возможно, в этот момент он вспомнил о своей бедной матери-крестьянке.

Семья

Миланскому дворянину Франческо Мельци, помощнику и компаньону Леонардо, было поручено известить семью да Винчи о содержании завещания. В письме от 1 июня 1519 года, адресованном «досточтимому Джулиано и его братьям», Мельци сообщает семи сводным братьям, что 400 золотых скуди в ценных бумагах, хранящиеся на счету Леонардо в банке при Санта-Мария Нуова во Флоренции принадлежат им. Им же Леонардо завещал и небольшой участок земли во Фьезоле. Это завещание показывает, что между Леонардо и членами семьи его отца было достигнуто перемирие, хотя наверняка мы этого не знаем. Мельци не предоставил Джулиано да Винчи сведений о том, что получили в наследство от мастера его друзья и слуги.

Этюд мужчины в тюрбане (1510–1519). Был завещан художником Мельци.

Слуги

Своей служанке Матурине Леонардо завещал одежду «из хорошей черной ткани, отороченную кожей», шерстяное платье и 2 золотых дуката. Слуга Баттиста де Виланис получил всю мебель и предметы домашнего обихода из особняка Клу. Ему же Леонардо завещал водный участок канала Сан-Кристофоро в Милане в личное пользование, а также половину сада, расположенного на окраине Милана. Все это де Виланис получил в бессрочное владение за свою преданную службу мастеру. Вторая половина сада и дом, стоящий на ней и построенный Салаи, были оставлены Салаи и его семье, а также их наследникам в бессрочное пользование. Салаи были также завещаны полотна «Мона Лиза», «Святой Иероним» и «Мадонна с младенцем и святой Анной». После смерти Салаи от ранения стрелой в 1524 году в наследство двум его сестрам достались и эти картины, и не дошедшие до нас «Святой Иоанн Креститель» и «Леда и лебедь», а также несколько небольших работ художника.

Франческо Мельци

Помощник Леонардо, присоединившийся к художнику в 1507 году, получил по завещанию все книги, которые находились в распоряжении Леонардо на момент его смерти, а также все инструменты, которыми пользовался художник, записи и эскизы, сделанные им. Это была значительная коллекция манускриптов и рисунков Леонардо. Из письма Мельци к семье Леонардо, в котором сообщалось о последней воле художника, хорошо видно, как Мельци почитал мастера. «Я уверен, что вас известили о кончине Мастера Леонардо, вашего брата, который и мне был братом и лучшим из отцов». Эта короткая, но емкая фраза много говорит нам о глубоком взаимопонимании, царившем между Мельци и Леонардо, а также о том, почему именно этот ученик унаследовал самое личное из всего имущества художника.

Подготовка похорон

Леонардо пожелал быть похороненным в пределах церкви Сан-Флорентин в Амбуазе, а тело его должны были предать земле священники этой церкви. По завещанию он оставил деньги на 60 свечей, которые на его похоронах должны были нести 60 бедняков. Священникам и пасторам епархии он также заказал три торжественные мессы и тридцать малых григорианских месс. Для этой цели каждой из четырех церквей епархии завещалось по 4,5 кг толстых восковых свечей.

Могила да Винчи в Амбуазе

12 августа 1519 года Леонардо да Винчи, один из лучших сыновей Италии, был похоронен в Амбуазе, во французской земле.

500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи: главные события по всему миру — PRAGMATIKA.MEDIA

Ровно 500 лет назад, 2 мая 1519, в замке Кло-Люсе во Франции скончался Леонардо да Винчи, великий итальянский художник и изобретатель, один из самых значительных представителей искусства эпохи Возрождения.

Ведущие музеи Европы подготовили к этой дате экспозиции, посвященные его творчеству. PRAGMATIKA.MEDIA составила небольшую афишу самых важных из них.

Выставка Leonardo Da Vinci. Disegnare il futuro («Леонардо да Винчи. Рисуя будущее»)

Где: Королевский музей, Турин

Когда: с 15 апреля по 14 июля 2019 года

Туринский автопортрет, 1512 год

В Королевском музее в Турине стартовала выставка, на которой выставлены около 50 рисунков да Винчи, показывающих его исследования в сфере науки. Этот работы, датируемые периодом примерно с 1488 по 1515 год. Среди экспонатов знаменитый автопортрет Леонардо (который называют «Туринским автопортретом»), этюды к утраченной фреске «Битва при Ангиари» и картина «Мадонна в скалах». Кроме того, будет выставлена тетрадь с его записями «Кодекс о полете птиц».

 

Выставка Leonardo Vive («Леонардо жив»)

Где: Museo Ideale Leonardo da Vinci, Винчи

Когда: со 2 мая по 31 декабря 2019 года

Museo Ideale Leonardo da Vinci, Винчи

В Винчи, родном городе Леонардо, также подготовились к своеобразному юбилею. В рамках выставки Leonardo Vive два итальянских эксперта собираются провести ДНК-тест пряди волос, которая, как считается, могла принадлежать художнику. Прядь была найдена в частной коллекции в США и будет продемонстрирована широкой публике впервые. Тест может разрешить спор относительно предполагаемых останков Леонардо, которые хранятся в замке Амбуаз во Франции.

 

Открытие Sala delle Assi (Дощатого зала) после реставрации

Где: Castello Sforzesco, Милан

Когда: с 16 мая 2019-го по 12 января 2020 года

Дощатый зал в замке Сфорца

Дощатый зал в замке Сфорца

Реставрация Дощатого зала в замке Сфорца, потолок которого расписывал Леонардо да Винчи, началась еще в 2013 г. В середине мая он наконец откроется для публики. Параллельно в замке готовят экспозиции, приуроченные к 500-летию со дня смерти мастера. Выставка «Леонардо и Sala delle Asse между природой, искусством и наукой» объединит рисунки и наброски да Винчи и других художников эпохи Возрождения. В оружейном зале состоится мультимедийная выставка, которая покажет, каким был Милан во времена Леонардо.

 

Документальный фильм «Леонардо 500 / Leonardo 500»

Где: кинотеатр «Киев», Киев

Когда: 23 мая 2019 года, 19:00–20:30

Документальный фильм “Леонардо 500”

В кинотеатре «Киев» в честь 500-летия со дня смерти мастера состоится показ документального фильма Франческо Инверницци «Леонардо 500». Серия интервью с известными историками и успешными предпринимателями позволяет понять, как идеи да Винчи остаются актуальными до сих пор, влияя на сегодняшний бизнес и науку.

 

Выставка Leonardo da Vinci: A Life in Drawing («Леонардо да Винчи: жизнь в рисовании»)

Где: Королевская галерея при Букингемском дворце, Лондон

Когда: с 24 мая по 13 октября 2019 года

Королевская галерея при Букингемском дворце, Лондон

В Лондоне к знаковой дате также подготовили большую выставку, которая объединит до 200 рисунков мастера эпохи Возрождения. По мнению кураторов экспозиции, эти работы обеспечивают понимание склада ума Леонардо и отражают весь спектр его интересов, включая живопись, скульптуру, архитектуру, анатомию, инженерию, картографию, геологию и ботанику.

 

Ретроспективная выставка Leonardo da Vinci («Леонардо да Винчи»)

Где: Лувр, Париж

Когда: с 24 октября 2019-го по 24 февраля 2020 года

Мона Лиза, 1503 год

Прекрасная Ферроньера, 1490 год

Кураторы будущей выставки поставили перед собой цель собрать наибольшее количество работ да Винчи. Наряду с «Моной Лизой» музей владеет четырьмя другими произведениями, признанными картинами Леонардо. Это «Мадонна в скалах», «Прекрасная Ферроньера», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна». Вместе с этими картинами в Лувре планируют показать множество его рисунков. Ретроспектива должна продемонстрировать значение живописи в исследовании мира Леонардо.

 

 

 

 

Леонардо да Винчи: почему он все еще очаровывает спустя 500 лет после своей смерти

В четверг во Франции и Италии прошли торжества, посвященные 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи.

Итальянский художник, архитектор, инженер и новатор умер 2 мая 1519 года недалеко от Амбруаза, в долине Луары, на северо-западе Франции, в возрасте 67 лет. Флорентийская республика, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, провел последние три года своей жизни в Альпах по приглашению французского короля Франциска I. Он привез с собой некоторые из своих самых известных работ, в том числе Мону Лизу.

Президент Франции Эммануэль Макрон и его итальянский коллега Серджо Маттарелла в четверг почтили память гения да Винчи церемонией у его надгробия в Амбруазе. Французский лидер назвал да Винчи «историческим звеном, объединяющим Италию и Францию».

Леонардо-художник

Да Винчи, пожалуй, больше всего известен своим талантом художника, который принес ему известность еще при жизни — довольно редкое явление в то время.

Среди его самых известных работ «Тайная вечеря» и «Мона Лиза». Вторая картина, выставленная в парижском Лувре, получила самую высокую из известных страховых оценок в мире, когда в 1919 году ее оценили в 100 миллионов долларов. 62 перед отправкой в ​​США для специальной выставки.

REUTERS/Charles Platiau

Леонардо-ученый

Его тяга к знаниям и интерес к науке также способствовали тому, что он рисовал ботанику, животных и анатомические зарисовки.

Его вклад включает, например, первое в западной медицине изображение слепой кишки и аппендикса, которое он нарисовал на основе вскрытия старика, смерть которого он видел в больнице Флоренции в 1508 году.

Он также рисовал и написал подробные исследования света, физических свойств воды и полета птиц.

Увлеченный инженер, он также работал военным архитектором у Чезаре Борджиа, во время которого он совершил поездку и обследовал Папскую область Романья и Марки, а также сделал наброски городских планов и карт, «создав ранние образцы аспектов современной картографии». согласно Британской энциклопедии.

Леонардо-новатор

Предшественнику Да Винчи также приписывают изобретение — или, по крайней мере, воображение и наброски — технологии, которая не увидит свет на протяжении столетий.

Среди них вертолет, парашют и танк.

Вертолет Леонардо да Винчи

Размышления да Винчи об искусстве, науке и технике были тщательно записаны самим эрудитом и продолжают очаровывать и сегодня, потому что они показывают, насколько художник опередил свое время.

Кодекс Лестера — 72-страничное собрание сочинений да Винчи — был приобретен Биллом Гейтсом в 1994 году за 30,8 миллиона долларов.

Вам также может понравиться

Лувр открыт всю ночь бесплатно в последние выходные выставки Да Винчи

Макрон говорит, что это конец «водного изобилия», открывая Французскую сельскохозяйственную выставку

Задержки поездов и отмена рейсов: пятый день протестов против пенсионной реформы охватили Францию

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРАНЦИЯ ИТАЛИЯ

Дальнейшая жизнь Леонардо да Винчи: с 1513 года до его смерти

Какой была дальнейшая жизнь Леонардо да Винчи? Когда эрудит умер?

Согласно книге Уолтера Айзексона « Леонардо да Винчи », Леонардо провел свои последние годы в Риме и Франции, где продолжал рисовать. В 1519 году он умер при неизвестных обстоятельствах.

Прочтите здесь, чтобы узнать больше о последних годах яркой жизни Леонардо да Винчи.

Рим (1513-1516)

Дальнейшая жизнь Леонардо да Винчи начинается в Риме в 1513 году, где он нашел новых покровителей. Джованни де Медичи (из Флоренции Медичи) стал папой Львом X, и его двор искал художников и архитекторов . (Краткое примечание: Папа Лев X имеет много претензий на славу, помимо работы Леонардо. Ренессанс процветал в Риме под его руководством, с Рафаэлем, Микеланджело и многими другими художниками, работающими на него. Но папа наслаждался многими земными удовольствиями, кроме искусства, а его показное богатство, коррупция и распущенность помогли уменьшить лидерство католической церкви, открыв ее для периода Реформации такими лидерами, как Мартин Лютер.)

Новые покровители: Джованни и Джулиано Медичи

Во время своего пребывания в Риме Леонардо не принимал новых заказов на картины. Вместо этого, по словам Исааксона, он сосредоточился на улучшении картин, которые привез с собой из Милана. Он также выполнял инженерные работы для двора, например, осушал болота и проектировал монетный двор. Исааксон утверждает, что 90 069 пребывание Леонардо в Риме было коротким и неприятным. Он спорил с людьми, которые на него работали, и с теми, кто, по его мнению, копировал его идеи. Папа также приказал ему прекратить вскрытия, ограничив его изучение анатомии. Поскольку он не создавал никаких картин, он потерял благосклонность Медичи и решил найти другую работу.

(Краткое примечание: еще одним источником дискомфорта для Леонардо было то, что у него не было друзей в Риме. Другие художники там, особенно Микеланджело, видели в нем соперника, а его единственным другом в городе был архитектор Донато Браманте, который умер в 1514 г.)

Франция (1516-1519)

В 1516 г. Леонардо и Франческо переехали во Францию. К ним присоединился Баттиста де Виланис, новый слуга, к которому, по словам Айзексона, привязался Леонардо. По пути группа отделилась от Салаи (ученица и муза Леонардо) . Салаи переехал в поместье Леонардо в Милане (виноградник, который Людовико Сфорца подарил ему в качестве оплаты за какую-то работу), где Салаи позже построил дом. Он несколько раз навещал Леонардо во Франции, но больше они никогда не жили вместе. (Краткое примечание: Людовико подарил Леонардо виноградник в качестве платы за «Тайную вечерю», и это было подтверждением того, что Леонардо стал землевладельцем Милана.)

Последний покровитель Леонардо: Франциск I

Леонардо переехал из Рима во Францию ​​благодаря королю Франциску I, который в 1515 году пригласил Леонардо к своему двору. Франциск восхищался итальянским Возрождением и Леонардо в частности, и он хотел принести эту культурную революцию во Францию. Исааксон считает, что Фрэнсис был идеальным покровителем Леонардо в последние годы. Они разделяли всестороннее любопытство и учили друг друга тому, что знали. Франциск не ставил своей стипендии в зависимость от картин или других работ и позволял Леонардо работать над интересующими его проектами, такими как судебные мероприятия и инженерные работы.

(Краткое примечание: эксперты сходятся во мнении, что отношения между королем Франциском I и Леонардо были взаимовыгодными. Леонардо был «отцом» для короля, и Франциск предлагал комфорт, в котором нуждался стареющий художник: красивый дом, безопасное место в двор, жалованье и восхищение.)

Смерть Леонардо

В более позднем возрасте, до октября 1517 года,

Леонардо да Винчи перенес инсульт, в результате которого его правая рука стала недееспособной . Перед смертью Леонардо написал завещание. Исааксон сообщает, что он разделил свое имущество между Франческо, его сводными братьями, Баттистой, Салаи и его поваром. (Краткое примечание: Исааксон утверждает, что Леонардо написал завещание в 1518 году, но большинство других источников утверждают, что он написал его в 1519 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *