Леонардо да винчи содержание творчества: Леонардо да Винчи: жизнь и творчество художника

Содержание

Особенности творчества леонардо да винчи


Скачать 226,57 Kb.

страница1/9
Дата03.01.2022
Размер226,57 Kb.
#37162
ТипРеферат

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Навигация по данной странице:
  • ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Рождение великого Леонардо. 4

2. Ранний период творчества. 6

3. Зрелый и поздний период работ да Винчи. 11

4. Феномен мастерства Леонардо да Винчи. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 22


Леонардо да Винчи – великий художник, ученый, инженер и выдающийся деятель итальянского Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века.

Его произведения вызвали настоящий переворот в европейском искусстве и оказали огромное влияние на последующие поколения живописцев всего мира. Творчество Леонардо да Винчи во все времена привлекало внимание и специалистов, и просто любителей искусства.

Леонардо по праву называют одним из самых выдающихся людей эпохи Ренессанса, символом культурного возрождения Италии XV века. Это был очень незаурядный и талантливый человек – он внес огромный вклад в развитие таких областей человеческого знания, как живопись, архитектура, математика, астрономия, механика, оптика, геология, ботаника, гидродинамика, анатомия и многое другое.

Несмотря на такое разнообразие интересов, Леонардо был специалистом в каждой из этих областей. Его страсть к познанию и экспериментам принесла свои плоды: изобретения и открытия да Винчи намного опередили свое время, многие из них были оценены и воплощены в жизнь только спустя столетия после его смерти. Однако многие работы да Винчи так и остались незаконченными; это относится как к живописи, так и к научным разработкам (например, он не опубликовал ни одного серьезного научного трактата, хотя и собирался это сделать).

Многочисленные записи Леонардо, эскизы и чертежи после его смерти оказались рассеянными по всей Европе и были собраны сравнительно недавно (часть из дневников художника утеряна безвозвратно). Поэтому его изобретения и открытия не оказали заслуженного серьезного влияния на развитие науки и технический прогресс1.

Эпоха, в которой жил Леонардо да Винчи делится на две части: Ренессанс (начинается с XV века) и Высокий Ренессанс (художественный стиль, развившийся в конце XV – начале XVI веков).

Все творчество великого Леонардо да Винчи – сплошные загадки, вопросы, на которые человечество пытается ответить полтысячи лет, и будет искать ответы на них еще очень долго.

Каталог: sosh
sosh -> Изучение профессиональной мотивации студентов-психологов
sosh -> Взаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров
sosh -> Особенности личности трудных подростков
sosh -> Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
sosh -> Программа деятельности инновационной площадки по проблеме
sosh -> Программа развития мбоу «сош №10 с углубленным изучением английского языка»
sosh -> Исследовательская практика Разработка исследовательской практики в рамках образовательного пространства обусловлена комплексом факторов
sosh -> Мотивация труда в социально-культурной сфере
sosh -> Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода школьников


Скачать 226,57 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

2. Творчество Леонардо да Винчи. История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий]

2. Творчество Леонардо да Винчи

В Леонардо да Винчи (1452–1519), творческом пламенном духе, с пронизывающим взором исследователя, знание и умение, наука и воля слились в одно неразрывное целое. Изобразительные искусства нового века он довел до классического совершенства. Как мыслитель и исследователь он опередил своих современников во всех областях естественных наук и механики; и однако, по-видимому, все научные изыскания, опыты и рисунки с натуры для него, ученика Верроккьо, имели значение только подготовительных работ к его картинам, статуям и различным строительным сооружениям. Наряду с анатомией человека и лошади он изучал линейную, воздушную и красочную перспективу.

Но и природа позволяла ему «глядеть в ее глубочайшие недра, как в душу своего друга», и именно это неугасающее стремление к природе одушевляет его создания самым горячим художественным чувством.

Рис. 2. Автопортрет Леонардо да Винчи.

Собирание, критическая проверка, приведение в связь и издание в свет более чем пяти тысяч листов рукописей Леонардо, написанных по преимуществу обратным письмом (левой рукой) и украшенных рисунками пером, из которых важнейшие находятся в «Институте Франции», в библиотеке в Виндзоре и в миланской Амброзиане (Codex Atlanticus), обязаны главным образом трудам Рихтера, Равэссона-Моллиена, Бельтрами, Рувейра и Линчеевской академии. Его «Книга о живописи» («Tratatto della Pittura»), близко нас интересующая, состоит из разрозненных листов. Она была издана Дюфренем еще в 1651 г., но лучшее издание по списку Ватиканской библиотеки было сделано Людвигом. Достаточно нескольких выдержек из книги Леонардо, прокладывающей новые пути, чтобы составить о ней понятие: «Живопись есть смесь света и тени при посредстве всех разнообразных простых и составных красок», «Велика ошибка художников, которые рисуют какой-либо округлый предмет при одностороннем свете у себя дома и затем пользуются этим рисунком для картины с всесторонним освещением, как это бывает на открытом воздухе».

«Художники, изучающие исключительно других художников, а не произведения природы, суть внуки, а не сыновья природы, учительницы всех хороших мастеров».

Деятельность Леонардо в качестве инженера и гидротехника мы здесь опускаем. Его деятельность в качестве художника-зодчего всесторонне разобрал Геймюллер в труде Рихтера. Из проектов улиц и каналов, замков, дворцов и вилл, церквей продольного и центрального типа, сохранившихся на отдельных листах его рукописей, затем проекта грандиозного мавзолея и купольной башни миланского собора, которую он обставил еще готическими фиалами, ничего не было исполнено. В большинстве его проектов, однако, говорит уже истинное творчество Возрождения, связанное с Брунеллески, Альберти и Браманте, рядом с которым он работал в Милане. Всюду он предпочитает здания центрального типа с возвышенным средним куполом. Все они поражают своим органическим сочетанием пластических масс.

Уже во втором томе мы оценили Леонардо как скульптора. Он главным образом был живописцем и чувствовал себя таковым, но наиболее богатую деятельность он развил как рисовальщик. Его живописные рисунки углем и сангиной, его нежные рисунки свинцовым и белым карандашом, его полные воодушевления и жизни рисунки пером, критически сопоставленные Беренсоном, представляют частью наброски для его больших художественных произведений, частью же сами по себе являются небольшими художественными произведениями.

Его тонко исполненный пером пейзажный рисунок долины (1473; в Уффици), окруженной скалистыми высотами, является самым ранним сохранившимся его произведением. Но более живописен и поэтичен значительно более поздний пейзаж (в Виндзоре), изображающий, как грозовая туча разражается ливнем над долиной, усеянной домиками. Просто и правдиво сделан рисунок в собрании Бонна в Париже (1479), увековечивший предателя Бандини, повешенного на одном из оконных косяков Барджелло во Флоренции. Еще большей полнотой художественной жизни дышит рисунок более поздний (в Виндзоре) с фигурой юной девушки в порыве к небу, которую можно было бы признать за дантовскую Беатриче. На первом рисунке видна еще строгая замкнутость искусства XV столетия, на втором — уже свободное воззрение нового времени.

Ряд самых важных рисунков мужских и женских голов, которые еще Беренсон считал лучшими произведениями Леонардо, Зейдлиц недавно приписал Амброджо де Предису. Особенность Леонардо, отражающая странную сторону его существа, сказывается в постепенных переходах от причудливой действительности к прихотям сильного воображения в тех карикатурах, из числа которых сравнительно приятной является карикатура с беззубой, увенчанной листьями лысой головой Виндзорского собрания. В числе настоящих портретных рисунков Леонардо надо отметить его большой в профиль портрет Изабеллы д’Эсте в Лувре, собственные, очень выразительные портреты, рисованные сангиной, из которых Виндзорский рисунок наделяет тонко очерченную голову мастера с длинными волосами, с большой бородой, первыми височными морщинами приближающейся старости.

Лучше всего, однако, можно проследить все шаги искусства Леонардо по его сохранившимся картинам. В своей «Книге о живописи» («Libro della Pittura») высоко вознес он ее над всеми прочими искусствами, и, как его слова, с такой же силой и его произведения оказывали влияние на преобразование живописи.

Вместо рядов параллельных построений в одной плоскости, обычных для XV века, наступила сразу более свободная и более строгая группировка, предпочитавшая пирамидальное построение и усиливавшая глубину. Передача нескольких планов плоскостей превратила живопись в более реальный по своей глубине сколок с мира явлений, и это сказалось не только в большей телесности фигур переднего плана, но также и в улучшении воздушной и линейной перспективы далей. Но более сильный живописный эффект дала новая, мягкая моделировка, основанная на светотени, т. е. на тонких переходах от света к тени. «Sfumato», или «дымчатое» сливание контуров с местными тонами, было доведено до высочайшего совершенства. «Наконец, — говорит Леонардо, — обрати внимание на то, что тени и света без очертаний и краев переходят друг в друга наподобие дыма (а uso di fumo)».

Число оконченных картин Леонардо невелико, на это указывали еще в XVI столетии Павел Иовий и Ломаццо. В раннюю флорентийскую пору (1472–1481) одновременно возникли передний ангел в картине Крещения Верроккьо.

Рис. 3. Крещения Верроккьо

Флорентийской академии, эта внутренне одухотворенная фигура, о принадлежности которой Леонардо знал уже Вазари, а также небольшое луврское Благовещенье, признаваемое теперь вообще за подлинное и выполненное по композиции еще в духе кватроченто, но новое и глубоко задуманное по выражению целомудренного упоения. К концу того же флорентийского периода мы относим, как и ранее, вместе с большинством знатоков Леонардо, драгоценный подмалевок величаво задуманного «Поклонения волхвов» в Уффици, некоторыми исследователями ошибочно считаемый за позднее произведение мастера. Лошадь, ставшую на дыбы со всадником на заднем плане картины, надо объяснять как подготовительный этюд Леонардо, а не как повторение проекта для конной статуи. Празднично сидит Мария с младенцем среди роскошного пейзажа с развалинами. С глубоким смирением, по-восточному на коленях, владыки восточной страны приближаются к небесному Младенцу. Восторг изумления и радости охватывает зрителей, выражающих свое настроение крайне живыми и естественными жестами. Совершенно наоборот, чем в «Поклонении волхвов» хотя бы Боттичелли в тех же Уффици, здесь никто не думает о себе, никто не думает о зрителе. Новой является свободная красота в распределении масс, разработанных с расчетом на глубину, новыми также являются верно и остроумно примененные здесь эффекты света и тени. На той же почве стоит смелый подмалевок св. Иеронима в Ватиканской галерее, быть может, действительно, возникший несколько позднее.

Несомненно, в первую миланскую эпоху Леонардо (1482–1499) возникла «Мадонна в скалистом гроте».

Грот с удаленным вглубь входом, отдельные цветы, растущие на земле, и романтический вид вдаль на речную долину, окаймленную горами, переданы еще в духе живописи пятнадцатого столетия. На шестнадцатый век указывает совершенный язык форм в выполнении голов и рук четырех фигур, в юных голых телах поклоняющегося отрока Иоанна и маленького Спасителя, которого мать усадила пред собой на усеянную цветами землю под охрану ангела; стилю шестнадцатого столетия принадлежат также свобода уже пирамидального построения группы и «sfumato» живописного исполнения. Изумительная, улыбающаяся серьезность в выражении лиц составляет душу леонардовского настроения. Известие, опубликованное Малагуцци о том, что в начале 90-х годов подобная же картина была заказана церковью Сан Франческо в Милане художнику Амброджо де Предису вместе с Леонардо, но была исполнена одним Леонардо, мы относим к экземпляру лондонской Национальной галереи, в котором Амброджо точно так же мог сделать большую часть под руководством Леонардо. Более ранним и мы считаем луврский экземпляр, утопающий в «sfumato», как первоначальный заказ, выполненный для упомянутой церкви, во всем обнаруживающий собственную руку Леонардо.

Относительно подлинности портретов этого времени, приписываемых Леонардо, мужского и прелестных женских портретов в профиль в миланской Амброзиане, луврской «Belle ferronnierre» и похожей на нее, но в более живом движении молодой женщины с горностаем на руке собрания князя Чарторыйского в Кракове, все еще не достигнуто полного единодушия; Амброджо де Предису и мы приписываем оба портрета в Амброзиане.

Русские корни Леонардо да Винчи[37]

Русские корни Леонардо да Винчи[37] Не так давно профессор Алессандро Веццози – крупный знаток творчества Леонардо да Винчи, директор «Музео Идеале», что в родном городе великого художника, выдвинул новую гипотезу рождения Леонардо, имеющую самое непосредственное

Италия Леонардо да Винчи (1452–1519)

Италия Леонардо да Винчи (1452–1519) Вопрос 1.1Современником какого русского государя был Леонардо да Винчи?Вопрос 1.2Говорят, что Леонардо да Винчи одно время дружил с Алессандро Боттичелли, но потом они разошлись из-за какой-то губки.При чем здесь губка?Вопрос 1.3Свой

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Ответ 1. 1Ивана Третьего, Великого.Ответ 1.2Боттичелли не любил пейзажи. Он говорил: «Достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. В таком пятне можно увидеть всё,

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Родился в 1452 году; был близко связан с Боттичелли, частично благодаря их общему ученичеству у Верроккьо, и имел тех же покровителей, к которым добавился Лодовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, близкого друга Рене Анжуйского и одного из первых членов

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТАЙНЫЙ КОД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТАЙНЫЙ КОД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Есть в мире одно из самых знаменитых — бессмертных — произведений искусства. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей росписью в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. Она выполнена на

3. Шедевры Леонардо да Винчи

3. Шедевры Леонардо да Винчи Вторым великим произведением Леонардо той же первоначальной миланской поры была его «Тайная Вечеря», большая стенная картина, писанная масляными красками, сохранившаяся, к сожалению, только в виде руины, но в недавнее время сносно

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ДЛЯ «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ ДЛЯ «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ» Янг недолго оставался монополистом в использовании сжатого воздуха при судоподъеме. В ночь на 2 августа 1916 г. итальянский линейный корабль «Леонардо да Винчи» был взорван немецкой адской машиной, заложенной в его артиллерийском

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 г. – 1519 г.)

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 г. – 1519 г.) «… мне кажется, что пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте, т.  е. те науки, начало, середина или конец которых не проходят ни через одно из пяти

Русские корни Леонардо да Винчи

Русские корни Леонардо да Винчи Не так давно профессор Алессандро Веццози — крупный знаток творчества Леонардо да Винчи, директор «Музео Идеале» в родном городе великого художника, выдвинул новую гипотезу рождения Леонардо, имеющую самое непосредственное отношение к

6.6.1. Всесторонний гений Леонардо да Винчи

6.6.1. Всесторонний гений Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1496–1498), Санта-Мария делле Грацие, Милан «Это программное произведение итальянского художника — зашифрованный компендиум христианского эзотеризма: Иисус — человек, его брат и его возлюбленная скрываются под видом апостолов, а сам да

Картины Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был одним из лучших когда-либо живших художников, подарившим нам культовую Мону Лизу как часть небольшого, но впечатляющего произведения, охватывающего множество различных жанров.

Здесь мы обсуждаем его достижения конкретно в области живописи.

Биография Леонардо да Винчи

Пожалуйста, включите JavaScript

Биография Леонардо да Винчи

На протяжении многих веков мир искусства знал Леонардо да Винчи только как художника. Только в последние годы были обнаружены его достижения в других дисциплинах, и это, в свою очередь, научило нас гораздо большему количеству качеств и техник, присущих его картинам. Он освоил различные дисциплины, а затем использовал некоторые из этих идей в других местах, используя открытия в области науки и математики, чтобы повлиять на его стиль живописи. Ему удавалось работать в рамках принятых норм того времени, в то же время постепенно добавляя свои собственные идеи по мере развития своей карьеры.

Ранние картины Леонардо да Винчи будут более традиционными по содержанию и стилю, а влияние его мастера Андреа дель Верроккьо останется сильным даже в течение ряда лет после того, как он уехал, чтобы основать собственную студию. На этом этапе он также допускал ошибки и изменения, все еще совершенствуя некоторые из новых техник, которые, по его мнению, могли помочь итальянскому искусству развиваться с самых ранних фаз Возрождения. Леонардо был любознательным человеком, который никогда бы не смог надолго ограничиться художественными нормами и в конечном итоге стал искать альтернативные источники вдохновения, помимо основного использования религиозных тем, которые преобладали в его ранние годы как художника.

«…Живопись — это поэзия, которую скорее видят, чем чувствуют, а поэзия — это живопись, которую скорее чувствуют, чем видят…»

к религиозным темам для некоторых других известных произведений искусства, Леонардо да Винчи не мог больше ограничивать себя живописью и искал в другом месте, чтобы продолжить свою художественную эволюцию. Живопись приносила значительный доход, который помогал ему поддерживать себя в финансовом отношении, что, в свою очередь, позволяло ему также распространять свои знания на другие дисциплины, такие как рисунок, скульптура, математика, изобретательство, наука и архитектура. Даже если бы ему не удалось добиться чего-либо из этого, одни только его картины обеспечили бы ему репутацию одного из корифеев итальянского Возрождения.

В этой статье подробно рассматриваются картины Леонардо да Винчи, затрагивая различные новшества, которые он привнес в итальянское Возрождение. Мы также исследуем то, как он строил свои произведения, и как его знания в других дисциплинах помогли ему в работе маслом и темперой. Мы ищем влияние из других мест, в том числе его время в качестве ученика под руководством Андреа дель Верроккьо, а также рассматриваем влияние его наследия на художников, которые последовали за ним вскоре после этого, а также то, как его воспринимают сегодня. Полный список его атрибутированных картин, включая совместные работы, указан рядом, что позволяет нам узнать больше о каждой конкретной картине.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Полный список картин Леонардо да Винчи
  3. Образование
  4. Ученичество
  5. Влияние
  6. Genres
  7. .

Полный список картин Леонардо да Винчи

Ниже мы приводим полный список картин Леонардо да Винчи, охватывающих всю его карьеру. Большинство из них в тот или иной момент вызывали споры по поводу их атрибуции, и только около десяти были полностью приняты всеми как написанные рукой этого художника. На самом деле, все остальные, перечисленные здесь, весьма вероятно, были созданы, по крайней мере частично, самим да Винчи. Есть дополнительные работы, которые могли бы включать его вклад, но те, которые имели более слабые связи, были исключены. За последние два века было проведено значительное исследование его карьеры, которое помогло укрепить наши знания о его творчестве и придало нам больше уверенности в отношении предметов, которые в настоящее время ему приписывают. Это исследование включало в себя новейшие научные методы, которые также позволили нам больше узнать о его собственной рабочей практике.

Mona Lisa

Последняя вечеря

Salvator Mundi

Lady с

DIGN

95595595555555555555555155955555555555555555559555955955955595595155955595595155955951555155 ‘2

.
со Святой Анной

Святой Иоанн Креститель

Благовещение

Мадонна Бенуа

Поклонение волхвов 9050005

Saint Jerome in the Wilderness

Madonna of the Carnation

The Baptism of Christ

La Belle Ferronnière

Portrait of a Musician

Bacchus

Leda and Лебедь

Мадонна Моталки

Мадонна Литта

Мария Магдалина

Ла Скапильята

Битва при Ангиари

Ученичество

Отец Леонардо да Винчи, сер Пьеро, был уважаемой фигурой в местном сообществе, и он смог обеспечить впечатляющее ученичество для своего сына под крылом мастера Андреа дель Верроккьо. . Со временем к нему присоединится ряд опытных современников, и студия станет чем-то вроде плавильного котла для обмена техническими идеями и инновациями. Его также поощряли работать в различных дисциплинах, помогая расширить влияние, которое падал на молодого да Винчи, и это отчасти было связано с тем фактом, что его учитель был на самом деле немного более искусным скульптором (изначально он был учеником Да Винчи). Донателло), чем художник. Леонардо присоединился к нему в качестве ученика в возрасте четырнадцати лет и со временем постепенно проявил себя, что принесло ему более высокий уровень ответственности в студии по мере его продвижения.

Влияния

Художественное влияние на Леонардо его ученичества невозможно переоценить, так как все годы его становления он провел вместе с Андреа дель Верроккьо и рядом современников. Даже после создания собственной студии с помощью отца он продолжал сотрудничать с Верроккьо, и его собственные технические новшества лишь медленно внедрялись по мере развития его стиля. Известно, что да Винчи также находился под влиянием, хотя и в меньшей степени, таких художников, как Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа и Филиппо Липпи. В конечном счете, несмотря на то, что эти знаменитые имена помогли Леонардо получить широкое представление об устоявшихся приемах живописи эпохи Возрождения, именно он сам добавил к этому новшества, что, в конечном счете, помогло ему добиться такого большого успеха и выделиться на фоне остальных. другие художники той эпохи.

Пейзаж

Леонардо да Винчи прекрасно рисовал пейзажи, но этот контент всегда использовался в качестве вспомогательного элемента в более крупной композиции. Обычно он украшал свой фон холмами и горами, добавляя цвет, детали и освещение, при этом основным фокусом были портретные фигуры ближе к переднему плану. Некоторые из этих сцен появлялись через арки или через плечо портрета, с Моной Лизой, Богородицей в скалах и Крещением Христа, возможно, являющимися лучшими примерами этого. Чтобы не отвлекать зрителя от ключевой части каждой композиции, Леонардо обычно позволял своим пейзажам медленно уплывать вдаль, а земля и небо в конечном итоге сливались в мечтательные голубые тона. Эксперты предположили, что на стиль пейзажей да Винчи в основном повлияла среда, в которой он вырос.

Религия

Более половины картин Леонардо да Винчи основаны на религиозных темах. Эти предметы доминировали в итальянском искусстве в то время, и большинство высокопоставленных заказов в то время приходилось на религиозные учреждения, где находилась большая часть богатства страны. У молодых художников также было бы меньше возможностей выбирать, за какие проекты браться, поэтому первые несколько работ да Винчи также носили религиозный характер. Изображения Мадонны с младенцем были наиболее распространены, и художник стремился следовать существующим практикам, установленным в итальянском искусстве того времени. Затем должны были быть другие события из Библии, в зависимости от потребностей каждого учреждения и положения, в котором должно было быть повешено каждое произведение искусства.

Портреты

Помимо религиозных портретов Мадонны с младенцем, Леонардо да Винчи также выполнил ряд светских портретов для частных лиц. Они начали появляться по мере того, как его карьера укреплялась, и он мог наслаждаться немного большей художественной свободой, когда был вдали от установленных норм религиозного искусства. Его портрет Джиневры де Бенчи примерно   1474–1480 гг. Ознаменовал начало этого цикла, за которым вскоре последовали «Портрет музыканта», «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньер», хотя он все еще продолжал время от времени возвращаться к религиозным темам. до конца своей карьеры. Именно использование художником сфумато и светотени сделало его портреты настолько новаторскими в то время в итальянском Возрождении.

Важным фактором успеха Леонардо да Винчи как художника была его способность использовать в своих работах новые техники. Многие из них были получены из его исследовательских теорий, которые включали такие предметы, как камера-обскура. После многих лет развития и практики он смог усовершенствовать ряд новых идей, которые он объединил с принятыми в то время практиками северного итальянского искусства, и результаты оказались новаторскими. По мере развития его карьеры влияние времени, проведенного им в качестве ученика, начало ослабевать, и его собственные идеи стали более заметными, что позволило нам впервые увидеть Да Винчи как действительно независимого мыслителя.

Сфумато

Сфумато — это метод живописи эпохи Высокого Возрождения, который, как полагают, первоначально был введен Леонардо да Винчи, а затем его переняли другие известные художники, такие как Корреджо, Рафаэль и Джорджоне. Это техника, включающая самые тонкие вариации цвета, которые при объединении могут создавать реалистичные качества, в которых не видны исходные мазки кисти. Да Винчи использовал сфумато, чтобы преодолеть разрыв между искусством и реальностью, и его работы до сих пор поражают воображение публики, много веков спустя. Мону Лизу Леонардо да Винчи часто называют ярким примером использования сфумато (в частности, черт лица модели), и к этому моменту своей карьеры художник усовершенствовал эту технику.

Светотень

Леонардо да Винчи использовал технику светотени в ряде своих картин, но на самом деле этот метод заимствован из рисунков эпохи Возрождения. Термин переводится как светлый-темный, где резкое освещение используется для создания драматического настроения и сильного визуального воздействия. Рисовальщики часто ограничивались всего несколькими цветами или тонами, и так возникла идея, но в конечном итоге художники перенесли эту технику на масло. Дева в скалах, пожалуй, лучший пример использования Леонардо да Винчи светотени, когда передний и задний план заметно различаются по способу освещения. Эпоха барокко, которая последовала вскоре после этого, гораздо чаще использовала светотень, и другие известные имена, которые широко полагались на нее, включают таких, как Караваджо, Рембрандт, Вермеер и Гойя.

Темпера

Леонардо да Винчи работал в эпоху Возрождения, когда яичная темпера начала терять популярность у итальянских художников, и вскоре ее заменили маслом. Леонардо использовал их вместе в ряде картин, используя технику, известную как «темпера грасса». Он считал, что темпера была использована настолько далеко, насколько это возможно, и поэтому масла следует использовать в сочетании, чтобы привнести новые инновации и помочь сформировать будущее направление итальянского искусства. Некоторые художники также сочли использование масел более выразительным методом, тогда как темпера требовала особого процесса, который некоторые сочли ограничивающим. Леонардо научился технике темперной живописи у своего мастера Верроккьо, но в течение своей карьеры постепенно полностью перешел на масло.

Масло

Последние картины Леонардо да Винчи будут полностью выполнены маслом, хотя в начале своей карьеры он часто сочетал эту технику с темперой. Использование масел позволило художнику увеличить яркость своих цветов, а также дало ему больше времени для добавления тонких вариаций тона к различным формам на его картинах. Именно здесь светотени и сфумато будут включены в его работы, придавая реалистичность его портретам, где оригинальные мазки кисти не будут видны. Использование масел зародилось в Северной Европе, например, у Яна ван Эйка, но теперь распространилось на Италию и в конечном итоге заменило темперу как наиболее распространенную среду.

Леонардо да Винчи развивался и совершенствовался по мере развития своей карьеры. Многие переделки и изменения можно найти в его более ранних работах при просмотре под рентгеном, но в более поздние годы он сможет работать более эффективно, поскольку его уверенность в себе росла. Гладкий характер его работы, когда отдельные мазки становились невидимыми невооруженным глазом, потребовалось несколько лет, чтобы довести до совершенства, и лучше всего это видно на его более поздних портретах. Со временем влияние его учителя Верроккьо также ослабло, и его собственные идеи становились все более и более заметными по мере того, как время шло после его ученичества. Он также будет делать открытия в других дисциплинах, таких как естественные науки и математика, выполняя заказы на живопись, и некоторые из этих идей начнут проникать в его работы в области изобразительного искусства.

Все творчество Леонардо да Винчи исследовалось в мельчайших деталях на протяжении веков, и даже сегодня мы продолжаем открывать новую информацию о его самых известных картинах. К сожалению, многие загадки все еще существуют сегодня, но атрибуции укрепились за последнее столетие благодаря ряду новых научных методов исследования, которые разрабатываются. Теперь у нас есть гораздо более четкое представление о том, над какими проектами он работал, а какие были завершены последователями или членами его студии. Мы также можем лучше определить, за какие элементы совместных картин он отвечал, а над какими частями, вероятно, работали другие. Точная атрибуция необходима для оценки искусства, а также для понимания путей влияния и достижений, происходивших в эпоху Возрождения и в последующих движениях.

Самым важным элементом успеха Леонардо да Винчи как художника была его способность сочетать дисциплины. Его исследования в области математики и естественных наук принесли открытия, которые, например, повлияли на его технику рисования. Со временем эти методы будут переняты его последователями, прежде чем они перейдут к последующим поколениям. В течение многих столетий после своей смерти Леонардо да Винчи был известен только как художник, и именно это занятие сделало его карьеру прибыльной, дав ему время также удовлетворить свое любопытство в других областях. Со временем исследователям и ученым удалось раскрыть другие его достижения, прежде чем связать их с его стилем художника и некоторыми из его нововведений, такими как сфумато. Наследие да Винчи оставалось сильным на протяжении веков и сегодня так же важно, как и прежде. Что касается эпохи Возрождения, то именно Рафаэль больше всего взял из своих живописных достижений.

Ссылки
  • Леонардо. Полное собрание картин и рисунков, Франк Цёлльнер и Йоханнес Натан, Ташен
  • Леонардо да Винчи, Уолтер Исааксон

Статья написана Томом Герни

Понравилась эта статья? Возьмите копию моей электронной книги по истории искусств здесь.

Леонардо да Винчи, 1452–1519 гг. | Art UK

Фото: Национальная галерея, Лондон

(Родился Анкиано или Винчи, 15 апреля 1452 г.; умер в замке Клу, № Амбуаз, 2 мая 1519 г.). Флорентийский художник, ученый и мыслитель, самый разносторонний гений итальянского Возрождения. Он родился в маленьком городке Винчи или недалеко от него, в дне пути от Флоренции, в незаконнорожденной семье нотариуса и крестьянки. Биография Вазари и другие ранние источники свидетельствуют о том, что он был наделен замечательной красотой и обаянием, а также незаурядным умом. В 1472 году он был зачислен художником в братство Святого Луки во Флоренции после прохождения ученичества у Верроккьо. Вазари приписывал Леонардо одного из ангелов в картине Верроккьо «Крещение Христа» (ок. 1470, Уффици, Флоренция), и голова ангела слева на картине действительно намного превосходит своего спутника по одухотворенности и красоте техники, придавая первая демонстрация сочетания вялости и напряженности, столь характерных для творчества Леонардо. Говорят, что Верроккьо был настолько впечатлен, что бросил живопись, чтобы сосредоточиться на скульптуре, и, возможно, он был доволен, доверив живописную сторону своего бизнеса Леонардо, который все еще жил в доме своего хозяина в 1476 году.

Читать далее

Леонардо оставался во Флоренции примерно до 1482 года, когда он поселился в Милане. Несколько картин обоснованно относятся к периоду до этого переезда, среди них изысканное Благовещение (ок. 1473, Уффици), обычно считающееся его самой ранней сохранившейся независимой картиной, и портрет Джиневры де Бенчи (НГ, Вашингтон), вероятно, написанный около 1476 г. для венецианского посла Бернардо Бембо. Самым важным произведением того периода является запрестольный образ «Поклонение волхвов» (Уффици), заказанный в 1481 г. монахами Сан Донато а Скопето близ Флоренции и оставшийся незаконченным, когда Леонардо год спустя или около того переехал в Милан (он впервые твердо задокументировано там в апреле 1483 г.). Эта картина и многочисленные подготовительные рисунки к ней показывают удивительную плодовитость его ума. Диапазон жестов и выражений был беспрецедентным, а такие черты, как контрастные фигуры мудрого старого мудреца и прекрасного юноши, стоящие по обе стороны от картины, и вздыбленные лошади на заднем плане, стали постоянными навязчивыми идеями в его творчестве.

Леонардо жил в Милане до 1499 года (когда город был захвачен французскими захватчиками), работая в основном при дворе герцога Людовико Сфорца (Иль Моро). Говорят, что изначально его рекомендовали как музыканта (он был виртуозным исполнителем на лире да браччо, инструменте, чем-то похожем на большой альт), и в письме к герцогу, в котором перечисляются его достижения, он дает некоторое представление о своей универсальности. написав о себе в первую очередь как о конструкторе орудий войны и почти в последнюю очередь добавив свои достижения как художника. Эта многогранность проявляется в его записных книжках, наполненных технологическими схемами и разного рода исследованиями мира природы: Кеннет Кларк назвал его «самым безжалостно любопытным человеком в истории». Платой, которую он заплатил за свою универсальность, была склонность оставлять задачи незавершенными, поскольку его беспокойный ум блуждал по какому-то новому предприятию: как писал Вазари, он «мог бы извлечь больше пользы, если бы не был таким изменчивым и непостоянным, ибо он мог изучал много вещей, но как только он начал, он бросил их».

Хотя он превзошел всех своих современников в чистой красоте своей живописной техники, этот «механический» аспект его работы привлекал его меньше, чем решение проблем композиции и характеристики в его рисунках, из которых есть замечательная коллекция в Виндзорском замке (он был величайшим и самым плодовитым рисовальщиком своего времени, с равным умением пользовался мелом, тушью и металлической иглой). Его медлительность встревожила его покровителей, и он оставил большую часть своих картин незаконченными. Этот акцент на интеллектуальных аспектах живописи был одной из самых важных особенностей карьеры Леонардо, поскольку он в значительной степени отвечал за утверждение идеи художника как творческого мыслителя, а не просто искусного мастера (см. Гуманитарные искусства).

Двумя главными художественными начинаниями Леонардо в Милане были проект огромной конной статуи (примерно в три раза больше в натуральную величину) отцу Людовико Сфорца, который дошел до глиняной модели лошади в натуральную величину (разрушена; бронзовая реконструкция была открыта на ипподроме Сан-Сиро в Милане в 1999 г.), а настенная роспись «Тайная вечеря» (ок. 1495–1497) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Фресковый метод настенной росписи не был достаточно гибким или тонким для медленно работающего Леонардо, поэтому он применил экспериментальную технику, которая вскоре привела к катастрофическому ухудшению картины. Несмотря на плачевное состояние, на протяжении пяти столетий она была, пожалуй, самой почитаемой картиной в мире. Было много попыток восстановить его, последняя из которых была предпринята в 1999.

Другие работы Леонардо в Милане включали портреты, в частности, великолепную картину любовницы герцога Людовико Чечилии Галлерани, известную как Дама с горностаем (ок. 1490, Чарторыйский Гал., Краков) и запрестольный образ Богородицы в Скале, который существует в двух загадочно связанных версиях: более ранняя (Лувр, Париж), вероятно, написана около 1483–1485 гг., Более поздняя (НГ, Лондон), вероятно, в 1490-х годах, хотя, очевидно, она не была закончена до 1508 года. помощь в лондонской версии, но лучшие пассажи, особенно головы Богородицы и ангела с их изысканно завитыми волосами и глазами с тяжелыми веками, не могут быть написаны никем, кроме самого Леонардо. Более крупные и смелые формы лондонской картины показывают движение Леонардо к более монументальному стилю Высокого Возрождения, главным создателем которого он был: случайные детали уменьшены, чтобы создать большее единство формы и атмосферы.

Между 1499 годом, когда он покинул Милан, и 1516/17 годом, когда он уехал из Италии во Францию, Леонардо много путешествовал. В 1500 г. посетил Венецию и ненадолго Мантую (где нарисовал профильный портрет Изабеллы д’Эсте, ныне в Лувре), в 1502–1503 гг. работал военным инженером у Чезаре Борджиа, в 1508–1513 гг. снова базировался в Милан, а в 1513 году он переехал в Рим, но художественная деятельность его последних лет была в основном сосредоточена во Флоренции, где он периодически жил в 1500–1508 годах. С этого времени датируется его портрет Моны Лизы (начало около 1503 г., Лувр), в котором он показал тонкость и естественность позы и выражения, которые заставляют большинство более ранних портретов выглядеть застывшими, а также настенная живопись битвы при Ангиари (1503–1503 гг.). 6) в Палаццо Веккьо во Флоренции, где он работал в соперничестве с Микеланджело. Батальная часть была оставлена ​​незаконченной, а останки были закрашены Вазари в 1557 году, но кое-что о ее внешнем виде известно по копиям; Соответственно, самым известным является рисунок Рубенса (Лувр) (копия копии), поскольку картина Леонардо предвосхитила динамизм барокко и оказала влияние на художников-баталистов вплоть до 19 века. век.

В этот период во Флоренции Леонардо также разработал вариации на тему, которая очаровала его и бросила вызов его мастерству в составлении тесно связанных групп фигур — Девы Марии с младенцем и Святой Анны. В дополнение к различным эскизам сохранилась картина на эту тему в Лувре и несравненно красивая карикатура (в которую входит также младенец Иоанн Креститель) в Национальной галерее в Лондоне; точные даты этих двух известных работ спорны. В последующий период пребывания в Милане (1508–1513 гг.) основным художественным проектом Леонардо было создание еще одной конной статуи, по иронии судьбы Джан Джакомо Тривульцио, итальянского генерала, возглавлявшего французскую армию, изгнавшую Людовико Сфорца из города. Дальше рисунков дело не пошло, и Леонардо не получил важных заказов после переезда в Рим, где папа Лев X (Джованни Медичи) опасался его из-за его репутации человека, не завершившего работу.

В 1516 или 1517 году он принял приглашение Франциска I (большого любителя итальянской культуры) переехать во Францию ​​и умер в Клу в 1519 году. Официально он был «первым художником, архитектором и механиком короля». , но Фрэнсис относился к нему как к почетному гостю, а не как к сотруднику, позволяя ему проводить время так, как ему заблагорассудится. Хотя он рисовал для придворных празднеств, нет достоверных свидетельств того, что он продолжал рисовать во Франции. Последними картинами его руки, вероятно, являются два изображения святого Иоанна Крестителя (один позже преобразованный в Вакха), оба в Лувре (ок. 1510–1515). На них изображены загадочная улыбка, густая тень, указательный палец и густые вьющиеся волосы, которые быстро стали клише в творчестве его последователей.

Как художник Леонардо триумфально соединил величие формы с изысканной точностью деталей и привнес новую тонкость в обращение с жестами и выражением. Его работы ознаменовали величайший прогресс в натурализме в живописи со времен Мазаччо, и он имел огромное влияние (на что указывает большое количество современных копий и адаптаций его картин). Его героические фигуры и прекрасно сбалансированные композиции (особенно его использование пирамидальной группировки) были основой стиля Высокого Возрождения, особенно повлияв на двух его величайших современников, Микеланджело и Рафаэля, а его тонкое моделирование с помощью света и тени (см. Сфумато) показало потенциальные возможности масляной среды, которую он стал использовать одним из первых итальянцев. Корреджо и Джорджоне были среди тех, на кого больше всего повлиял этот аспект его творчества, и они также откликнулись на его чувство фантазии и тайны. Его влияние ощутили не только итальянские художники: его стиль быстро распространился, например, в Испании (см. Yanez).

Работы Леонардо о живописи также оказали влияние; они были впервые опубликованы из его разрозненных заметок как «Трактат о живописи» (в двойном итальянском и французском изданиях) в Париже в 1651 году, но до этого они были хорошо известны. В скульптуре и архитектуре не сохранилось ни одной бесспорно его работы, но его опыт и идеи были важны в обеих областях. Он один из очень немногих художников, чья репутация, начиная с его времени, всегда оставалась на самом высоком уровне, даже несмотря на то, что объем его законченных работ был невелик — отражение его замечательного личного магнетизма, его необычайной силы интеллекта и его практически единоличное создание идеи художника как гения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *