Леонардо да винчи рассказ: Краткая биография Леонардо да Винчи, главные и интересные факты о творчестве

Содержание

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) — живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.
Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки; воспитывался в доме отца и, будучи сыном образованного человека, получил основательное начальное образование в чтении, письме и счете. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккио (1467-72).
Нашим современникам Леонардо да Винчи  в первую очередь известен как художник. Однако сам Леонардо  в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным.
Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.

В фонде читального зала ЦГБ имени А.П. Чехова  есть книги о жизни и творчестве великого Леонардо да Винчи  и мы предлагаем вам с ними познакомиться:

1. Алтаев, А. Леонардо да Винчи : повесть / Ал. Алтаев. – Петрозаводск, 1966. – 203 с.
2. Гастев, А. Леонардо да Винчи / А. Гастев. – М., 1984. – 400 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
Герой этой книги принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страны или одной эпохи.
  Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью поставленных и решенных вопросов в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.
Уникальность подобных судеб неизменно приковывает внимание все новых поколений.

3.Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи / А. Дживелегов. – м., 1969. – 219 с. : ил.
Излюбленный жанр А.К. Дживелегова – биографический этюд: краткий очерк или большая монография. Но всегда это живой, чуть драматизированный рассказ о человеке и эпохе.
Творчество великого Леонардо да Винчи раскрывается здесь в своих реальных связях и противоречиях с современностью, в обрамлении событий и людей,  неизбежно влиявших на его собственную жизнь.
4.Дитякин, В. Т. Леонардо да Винчи / В. Дитякин. – М., 1959. – 222 с. : ил.
Эта книга для юного читателя о замечательной жизни гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи, творившего в эпоху Возрождения.
5.Леонардо да Винчи, Избранное. – М., 1952. – 258 с. : ил.
Возрождение в Италии сыграло в истории культуры исключительно  важную роль.
В настоящий сборник вошли отрывки из записей великого художника. В своих художественных произведениях Леонардо развернул глубокую философию жизни, говорил о людях и их судьбах.
До нас дошла лишь часть литературного наследства Леонардо да  Винчи, но даже и она является свидетельством его неистощимого дарования.
6.Педретти, Карло. Леонардо / Карло Педретти. – М., 1986. – 134 с. : ил.
Эта замечательная книга о художнике написана исследователем жизни и творчества  великого Леонардо да Винчи.

7.Тикотин, М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии / М.А. Тикотин. – Л., 1957. – 262 с. : ил.

Творчество Леонардо да Винчи как художника, математика, знатока теоретической и прикладной механики, физики достаточно подробно освещено в литературе; в значительно меньшей степени известно о его деятельности в области анатомии и физиологии.
Основными материалами для  этой монографии явились оригинальные рисунки Леонардо да Винчи и сопровождающие их тексты в факсимильном воспроизведении.

8.Уоллэйс, Р. Мир Леонардо. 1452-1519 / Роберт Уоллэйс ; пер. с англ. М. Карасевой. – М., 1997. – 192 с. : ил. – (Библиотека искусства).
Книга посвящена одному из титанов Возрождения, итальянскому  живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи, которая «нуждалась в титанах и … породила титанов по силе  мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Книга содержит большое количество замечательных иллюстраций, набросков и рисунков великого мастера.

9.Ридле, Г. Идеи Леонардо / Габриэла Ридле, Игорь Эбаноидзе // ГЕО. – 2008. — № 4. – С. 142-150.

Леонардо да Винчи оставил потомкам множество нереализованных проектов, эскизов и чертежей.
Спустя пять столетий его идеи воплощают в жизнь инженеры, архитекторы, врачи ХХIвека.
10.Гоголицын, Ю. Легенды и домыслы о Леонардо / / Гоголицын,  Ю. Тайны гениев и злодеев. – СПб., 2002. – С. 385-396.
Из всех итальянских мастеров эпохи Возрождения один Леонардо да Винчи удостоен бесчисленной вереницы легенд, сказаний, притч и удивительных гипотез. Каждая эпоха заново перебирает оставленные в наследство  о нем рассказы писателей, исследователей и пытается разобраться в жизни и достижениях этого великого творца. Но бывает, что вереница домыслов лишь пополняется, а к гипотезам и тайнам добавляются новые…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Леонардо да Винчи — Рассказ И. Долгополова

Главная — Художники — Леонардо да Винчи


Рассказ И.

Долгополова -«Мастера и шедевры»

  • Костры во вторых Афинах
  • Верроккио поражён
  • Этот ленивец…
  • «Один из вас предаст меня…»
  • Предтеча
  • «Вы не ценили его…»

Этот ленивец…

Тайна. Вот слово, которое не раз вспоминаешь, касаясь подробностей жизни и творчества Леонардо да Винчи — часто загадочных и необъяснимых. Судьбы художников не всегда логичны и не всегда укладываются в привычные нам рамки, но великий винчианец поражает любого исследователя с самых первых шагов своей творческой жизни, как никто.

Современники пишут о нем: он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе, а словами своими он мог заставить любое упрямство сказать «да» или «нет». Своей силон он смирял любую неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как будто сделанные из свинца. Он останавливал на всем скаку самых горячих скакунов; его тонкие, почти женственные пальцы, как воск, сгибали пополам золотые флорины и дукаты.

Трудно себе представить более совершенный идеал молодого мужчины: красавец, атлет, умница и при всем этом великолепный художник, только что с блеском заявивший о себе, как об одном из первых мастеров первого из городов Италии. Казалось, такое сочетание физического здоровья и творческого полнокровия даст обильный урожай шедевров.

Забежим несколько вперед. К концу жизни — а она не была так коротка (Леонардо прожил шестьдесят семь лет) — самые скрупулезные исследования позволяют обнаружить не более двадцати работ, которые с достоверностью можно приписать кисти мастера, кстати, многие из картин и портретов остались незаконченными. Поражающий итог, если вспомнить о поистине вулканической производительности мастеров его класса, — Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта.

Леонардо был великий исследователь. Его феноменальный темперамент находил свое выражение в предельно напряженных изысканиях, в поражающе широком кругу вопросов. Причем художник везде и всегда заставляет себя докапываться до истоков, до выяснения первопричинности явлений. Человечество, пробуждаясь от долгой дремы средневековья, получило много вопросов и нераскрытых тайн. Да Винчи — один из первых пробудившихся от сна людей земли — смело и бескомпромиссно бросился в схватку с мраком.

…Лицо Леонардо, его одежда, осанка, казалось, являли пример спокойствия и устроенности. Казалось, что заботы, суета будней не касаются его. Но это лишь казалось: заботы были, а денег не было. Художник презирал скороспелые поделки, и его боттега бедствовала — не было заказов. Избалованные искрометными мастерами флорентийская знать и двор Медичи (а у власти в то время был сам Лоренцо Великолепный) постепенно отвернулись от Леонардо. А художник не искал благодеяний и заказов Лоренцо и его двора и порою просто нуждался. Правда, тщательно сохраняя маску покоя и благоденствия. На самом же деле мастер был беднее последнего нищего.

«Живописец! Если хочешь избежать упреков со стороны людей понимающих, — записывает Леонардо, — старайся изображать каждую вещь верной натуре и не пренебрегай изучением как делают стяжатели».

Старая, как мир, история. История банальная, но вечно живая…

Итак, Леонардо тридцать лет. Он на пороге великих свершений и открытий, но сегодня никто не хочет помочь ему и даже понять меру его дарования. Да и когда было меценату Лоренцо Великолепному, упивавшемуся властью и захваченному стремительным бегом времени, видеть и понимать новую пластику картин Леонардо! Откуда было знать гордому Лоренцо, что пройдут века, и великие государства будут бороться за честь иметь в своих собраниях хотя бы один рисунок неуживчивого и медлительного да Винчи.

И Лоренцо Великолепный без всякого чувства сожаления, горечи и досады отпускает художника ко двору миланского правителя Лодовико Моро..

ПРОДОЛЖИТЬ

Леонардо да Винчи

 

Леонардо да Винчи: факты, картины и изобретения

Когда родился Леонардо да Винчи?

Да Винчи родился в Анкиано, Тоскана (ныне Италия), в 1452 году, недалеко от города Винчи, давшего фамилию, которую мы ассоциируем с ним сегодня. В свое время он был известен просто как Леонардо или как «Флорентинец», так как жил недалеко от Флоренции и прославился как художник, изобретатель и мыслитель.

Знаете ли вы? Отец Леонардо да Винчи, поверенный и нотариус, и его мать-крестьянка никогда не состояли в браке друг с другом, и Леонардо был единственным их общим ребенком. С другими партнерами у них было в общей сложности 17 других детей, сводных братьев и сестер да Винчи.

Родители да Винчи не были женаты, а его мать, крестьянка Катерина, вышла замуж за другого мужчину, когда да Винчи был очень молод и создал новую семью. Примерно с 5 лет он жил в поместье в Винчи, принадлежавшем семье его отца, сира Пейро, поверенного и нотариуса. Дядя да Винчи, который особенно ценил природу, которую да Винчи разделял, также помогал воспитывать его.

Познакомьтесь с Медичи во Флоренции вместе с HISTORY Travel™. Нажмите, чтобы узнать больше!

Ранняя карьера

Да Винчи не получил формального образования, кроме начального чтения, письма и математики, но его отец оценил его художественный талант и в возрасте около 15 лет отдал его в ученики известному скульптору и художнику Андреа дель Верроккьо из Флоренции. Около десяти лет да Винчи совершенствовал свои техники рисования и скульптуры и обучался механическому искусству.

Когда ему было 20 лет, в 1472 году гильдия художников Флоренции предложила да Винчи членство, но он оставался с Верроккьо, пока не стал независимым мастером в 1478 году. Около 1482 года он начал писать свою первую работу по заказу, «Поклонение волхвов для монастыря Сан-Донато во Флоренции, монастыря Скопето.

Однако да Винчи так и не завершил эту работу, потому что вскоре после этого он переехал в Милан, чтобы работать на правящий клан Сфорца, работая инженером, художником, архитектором, дизайнером придворных праздников и, самое главное, скульптором.

Семья попросила да Винчи создать великолепную конную статую высотой 16 футов из бронзы в честь основателя династии Франческо Сфорца. Да Винчи работал над проектом в течение 12 лет, и в 1493 году глиняная модель была готова для показа. Неизбежная война, однако, означала перепрофилирование бронзы, предназначенной для скульптуры, в пушки, а глиняная модель была уничтожена в ходе конфликта после того, как правящий герцог Сфорца лишился власти в 149 г. 9.

‘Тайная вечеря’

Несмотря на то, что сохранилось относительно немного картин и скульптур да Винчи — отчасти из-за того, что его общий объем работ был довольно небольшим — две из его дошедших до нас работ входят в число самых известных и вызывающих восхищение картин в мире.

Первая – «Тайная вечеря» да Винчи, написанная во время его пребывания в Милане, примерно с 1495 по 1498 год. Фреска «Тайная вечеря» темперой и маслом была создана для трапезной городского монастыря Санта-Клауса. Мария делле Грацие. Эта работа, также известная как «Столица», имеет размеры примерно 15 на 29 дюймов.футов и является единственной сохранившейся фреской художника. На ней изображен пасхальный ужин, во время которого Иисус Христос обращается к апостолам и говорит: «Один из вас предаст Меня».

Одной из отличительных особенностей картины является особое эмоциональное выражение и язык тела каждого апостола. Его композиция, в которой Иисус находится в центре, но изолирована от апостолов, оказала влияние на поколения художников.

«Мона Лиза»

Когда в 1499 году Милан был захвачен французами и семья Сфорца бежала, да Винчи тоже бежал, возможно, сначала в Венецию, а затем во Флоренцию. Там он написал серию портретов, в том числе «Джоконду», произведение размером 21 на 31 дюйм, наиболее известное сегодня как «Мона Лиза». Написанная примерно между 1503 и 1506 годами женщина, изображенная, особенно из-за ее загадочной легкой улыбки, веками была предметом спекуляций.

В прошлом ее часто принимали за Мону Лизу Герардини, куртизанку, но нынешние исследования показывают, что она была Лизой дель Джокондо, женой флорентийского купца Франсиско дель Джокондо. Сегодня этот портрет — единственный сохранившийся портрет да Винчи того периода — находится в Лувре в Париже, Франция, и ежегодно привлекает миллионы посетителей.

Около 1506 года да Винчи вернулся в Милан вместе с группой своих учеников и учеников, в том числе с молодым аристократом Франческо Мельци, который был ближайшим спутником Леонардо до самой смерти художника. По иронии судьбы, Джан Джакомо Тривульцио, победивший герцога Людовико Сфорца, поручил да Винчи вылепить свою грандиозную гробницу в виде конной статуи. Он тоже так и не был завершен (на этот раз из-за того, что Тривульцио сократил свой план). Да Винчи провел семь лет в Милане, а затем еще три года в Риме после того, как Милан снова стал негостеприимным из-за политических раздоров.

Изобретения и философия 

Интересы да Винчи простирались далеко за пределы изобразительного искусства. Он изучал природу, механику, анатомию, физику, архитектуру, оружие и многое другое, часто создавая точные, работоспособные конструкции для таких машин, как велосипед, вертолет, подводная лодка и военный танк, которые не будут реализованы в течение столетий. Он был, писал Зигмунд Фрейд, «как человек, который проснулся слишком рано в темноте, когда все остальные еще спали».

Можно сказать, что несколько тем объединяют эклектичные интересы да Винчи. В частности, он считал, что зрение является самым важным чувством человечества и что «saper vedere» («умение видеть») имеет решающее значение для полноценной жизни во всех аспектах жизни. Он рассматривал науку и искусство как дополняющие друг друга, а не отдельные дисциплины, и считал, что идеи, сформулированные в одной области, могут — и должны — влиять на другую.

Вероятно, из-за обилия разносторонних интересов да Винчи не смог завершить значительное количество своих картин и проектов. Он проводил много времени, погружаясь в природу, проверяя научные законы, препарируя тела (людей и животных), размышляя и записывая свои наблюдения.

Записные книжки да Винчи

В какой-то момент в начале 1490-х годов да Винчи начал заполнять записные книжки, связанные с четырьмя широкими темами — живописью, архитектурой, механикой и анатомией человека — создавая тысячи страниц аккуратно нарисованных иллюстраций и плотно написанных комментариев, некоторые из которых который (благодаря леворукому «зеркальному сценарию») был неразборчив для окружающих.

Записные книжки, которые часто называют рукописями и «кодексами» да Винчи, сегодня хранятся в музейных коллекциях после того, как были разбросаны после его смерти. Codex Atlanticus, например, включает в себя план 65-футовой механической летучей мыши, по сути, летательного аппарата, основанного на физиологии летучей мыши и принципах аэронавтики и физики.

Другие записные книжки содержали анатомические исследования да Винчи человеческого скелета, мышц, мозга, пищеварительной и репродуктивной систем, которые принесли новое понимание человеческого тела более широкой аудитории. Однако, поскольку они не были опубликованы в 1500-х годах, записные книжки да Винчи мало повлияли на научный прогресс эпохи Возрождения.

Как умер Леонардо да Винчи?

Да Винчи навсегда покинул Италию в 1516 году, когда французский правитель Франциск I великодушно предложил ему титул «Главного живописца, инженера и архитектора короля», что дало ему возможность рисовать и рисовать на досуге, живя в загородный особняк, замок Клу, недалеко от Амбуаза во Франции.

Несмотря на то, что да Винчи сопровождал Мельци, которому он оставит свое поместье, горький тон в черновиках некоторых писем этого периода указывает на то, что последние годы жизни да Винчи, возможно, были не очень счастливыми. (Мельци впоследствии женился и родил сына, чьи наследники после его смерти продали имение да Винчи.)

Да Винчи умер в Клу (ныне Кло-Люсе) в 1519 году в возрасте 67 лет. Он был похоронен неподалеку, в дворцовой церкви Сен-Флорантен. Французская революция почти уничтожила церковь, а ее остатки были полностью разрушены в начале 1800-х годов, что сделало невозможным определение точного места захоронения да Винчи.

ПОДРОБНЕЕ: Искусство эпохи Возрождения 

Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты

Леонардо да Винчи: автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
15 апреля 1452 г. Италия
Умер:
2 мая 1519 г. (67 лет) Франция
Известные работы:
«Битва при Ангиари» «Последний ужин» «Леда» «Мона Лиза» «Портрет Джиневры де Бенчи» «Св. Джером” «Мадонна Бенуа» «Дева скал» «Трактат о живописи» «Богоматерь с младенцем и святой Анной»
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение Ренессанс
Предметы изучения:
рисование анатомия космология механика архитектура

См. весь связанный контент →

Последние новости

15 марта 2023 г., 13:11 по восточному времени (AP)

Итальянский писатель: мать Леонардо да Винчи была рабыней

Итальянский ученый предоставил свежую пищу для старых дебатов над личностью матери Леонардо да Винчи

Популярные вопросы

Чем известен Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был художником и инженером, который наиболее известен своими картинами, в частности Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый

Сколько существует картин Леонардо да Винчи?

Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи действительно довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две из его самых важных работ — «Битва при Ангиари» и «Леда» , ни одна из которых не завершена, — сохранились только в копиях.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Живопись и рисунок

10 известных произведений Леонардо да Винчи

Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.

Каким был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель 16-го века Джорджо Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть геем.

Какой была семья Леонардо да Винчи?

Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в Тоскане. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

У кого учился Леонардо?

Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио дель Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

Братья Поллайоло

Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио дель Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.

Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (родился 15 апреля 1452 года, Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 года, Клу [ныне Кло-Люсе], Франция ), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.

Узнайте о жизни итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи

Посмотрите все видео к этой статье

Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, отфильтрованная исторической критикой, осталась неизменной до наших дней во многом основывается на его безграничном стремлении к знанию, которое руководило всем его мышлением и поведением.

Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило ему процветать в двойном стремлении к искусству и науке.

Жизнь и творчество

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока намного позже не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество великолепных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.

Викторина «Британника»

Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?

Первый миланский период (1482–1499)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые значительные заказы от своего родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более серьезные причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.

Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9.0008 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этой работы см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г. ), которую он сделал для Зала делле Ассэ в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к заливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудавшегося предприятия, которое было, пожалуй, самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последовавшая война превратила глиняную модель в груду руин.

Как мастер-художник, Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *