Яблоко раздора. Известный древнегреческий миф
Наверное каждый слышал выражение «Яблоко раздора», но не многие задумывались откуда оно пошло. Сразу стоит отметить, что к библейскому «плоду познания» оно не имеет никакого отношения.
Выражение пошло из древнегреческой мифологии, в частности, мифа о суде Париса.
Яблоко раздора
Суд Париса и Яблоко раздора
На свадебный пир царевича Пелея и нимфы Фетиды (известных в основном по этому мифу) собрались практически все боги Олимпа, но богиню раздора, Эриду, по понятным причинам не пригласили. Обиженная таким отношением Эрида решила отомстить, и подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (др.-греч. τῇ καλλίστῃ) надеясь посеять между богинями раздор.
Ее план сработал, между тремя богинями: женой Зевса Герой и его дочерьми, Афиной (богиней мудрости и войны) и Афродитой (богиней любви) — возник спор. Все они претендовали на яблоко считая себя «прекраснейшей». Богини обратились к Зевсу, но тот отказался судить жену и дочерей, и отправил их к некому пастуху Парису.
Троянский царевич Парис
Парис был сыном царя Трои, но даже не догадывался об этом, так как был воспитан простым пастухом. Дело в том, что перед рождением Париса его матери приснился сон, что ребенок станет причиной сожжения Трои. В результате, когда ребенок родился, царь велел отнести его на высокую гору и бросить там в лесной чаще. Однако младенец выжил — его вскормила медведица, а спустя год его нашел пастух Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом.
«Суд Париса». Поль Сезанн, ок. 1862-1864. Источник: wikimedia.org
Вырос Парис среди пастухов и стал необычайно красивым и сильным юношей. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (Алаксандусом — второе, греческое имя Париса) — поражающий мужей. Он женился на нимфе Эноне, дочери Кебрена, бога реки текущей у Трои.
Юноша жил спокойной жизнью пастуха до тех пор, пока среди богов не произошел разлад.
Боги явились Парису
Когда Парис в одиночестве пас стада, пред ним предстал Гермес в сопровождении трех богинь. Не удивительно, что сначала юноша испугался, но Гермес объяснил ему, что по поручению самого Зевса, он должен рассудить какая из богинь достойна звания «Прекраснейшей» и присудить ей золотое яблоко.
Не смотря на первоначальную скромность, Парис, с разрешения Гермеса, сказал богиням скинуть одежду и показаться перед ним абсолютно нагими. Но все три женщины оказались одинаково прекрасны.
Тогда, каждая из трех богинь стала убеждать Париса присудить золотое яблоко ей:
- Гера пообещала Парису власть над всей Азией;
- Афина — военные победы и славу;
- Афродита пообещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она во всей красе описала ему прекраснейшую из всех женщин, жену спартанского царя, Елену Прекрасную, незаконную дочь Зевса и царицы Леды (по легенде, Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и хитростью овладел ею).
После рассказов о красоте девушке, Парис заочно влюбился в Елену и присудил золотое яблоко раздора Афродите с условием что она поможет ему привезти Елену в Трою.
Рубенс. Эскиз Суд Париса. ок. 1606. (Вена, Академия художеств). Источник: Web Gallery of Art
Знаменитый художник Питер Пауль Рубенс ( 1577 — 1640) за свою жизнь нарисовал как минимум пять картин изображающих суд Париса на которых юноша отдает яблоко раздора Афродите. Эскиз первой написан, во время поездки в Италию около 1605 года, а последняя в 1639 году.
Яблоко раздора стало причиной Троянской войны
Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев и решили погубить Трою и весь народ.
Вскоре, когда Парис участвовал в состязаниях в Трое, его сестра, царевна Кассандра признает в нём брата. Несмотря на её предостережения, он возвращён в царский дом.
Обретя статус царевича, Парис покинул свою жену и отправился в Спарту за Еленой. Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он прельстил Елену, и пока ее супруга не было в городе, уговорил ее отправиться в Трою. Попутно, Парис прихватил с собой и сокровища из дворца.
Поступок юноши стал поводом для начала войны между Спартой и Троей. Тем не менее, сам Парис не спешил идти в бой и оправился на войну только после настойчивых и оскорбительных увещеваний брата Гектора. Именно Парис (по другой версии, Аполлон из его лука) поразил стрелой неуязвимого и непобедимого Ахилла.
Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну. Иоганн Тишбейн, 1786 год. Источник: wikimedia.org
Но однажды, Парис был ранен ядовитой стрелой. Умирая он обратился за исцелением к своей первой жене, нимфе Эноне, но она отказала ему в помощи. Тем не менее, нимфа все еще любила мужа и раскаявшись и принесла лекарства, но уже было поздно — Парис уже был мёртв. Не в силах перенести потерю, Энона покончила с собой.
Фразеологизм «Яблоко раздора»
В переносном смысле «яблоко раздора» первым использовал римский историк Марк Юниан Юстин в II веке нашей эры. С тех пор выражение стало крылатым. Оно означает повод для повод для ссоры, причину споров, разногласий. Яблоком раздора может служить спорная территория, ценный ресурс, провокационное мнение, вопрос или даже человек.
Шкатулка 5-го века с изображением того как Гермес отдает Афродите золотое яблоко раздора.Сообщить о ошибке
Древнегреческий миф. Яблоко раздора.
Боги на Олимпе благосклонно взирали на успешное царствование братьев Атридов Агагемнона и Менелая, благодаря мудрому правителю которых народы Греции процветали. Олимпийские боги во главе с Зевсом Кронидом покровительствовали эллинам, основные племена которых – ахейцы, дорийцы, эолийцы и ионийцы – вели род от сыновей древнего царя Фессалии Эллина, который считался потомком Зевса. Родоначальниками царских родов, правивших греческими городами и островами, также часто были боги. Надо сказать, что в основном боги симпатизировали грекам, но иногда их вмешательство в жизнь людей приносило тем не пользу, а вред.
Всем известно, что именно боги давным-давно устроили всемирный потоп, погубивший почти все живое на земле. Еще боги прислали людям ящик Пандоры, из которого вырвались в мир несчастья, болезни и страдания. Боги по своему усмотрению могли одному человеку помочь в трудных обстоятельствах, а другому наоборот, навредить, или даже погубить его. Причины таких действий олимпийских богов заключалась, с одной стороны – в их непостоянстве, своенравии (на то они и боги) и мстительности, а с другой стороны – люди по неведению или неосторожности часто оказывались втянутыми в распри между богами, которые склочничали, враждовали и даже время от времени воевали друг с другом.
Однажды (это произошло за несколько лет до того, как Агамемнон и Менелай воцарились на Пелопонесе) боги по воле Зевса решили устроить пышное празднество по случаю бракосочетания знаменитого героя Пелея и морской богини Фетиды. У Зевса была серьезная причина выдать Фетиду замуж не за бога, а за смертного. Было предсказано, что Фетида родит сына, который станет могущественнее своего отца, и если бы мужем Фетиды стал бог, то их сын вполне мог бы бросить вызов самому Зевсу. Стоит ли объяснять, что Зевсу такая возможность пришлась не по душе, и теперь он был очень доволен тем, как все устроилось.
Богов на это празднество пригласили со всего света, чтобы как следует повеселиться. Во главе пиршества восседал Зевс Громовержец, его окружали другие верховные боги: его супруга Гера, бог войны Арес, бог торговли Гермес, покровитель искусств Аполлон, богиня мудрости Афина, богиня любви Афродита, богиня плодородия Деметра, богиня домашнего очага Гестия, богиня охоты Артемида, бог ремесел Гефест, бог виноделия Дионис. Великое множество других богов и богинь также пригласили Зевс и Гера на торжество.
И только одной-единственной богине Эриде они забыли оправить приглашение. Лучше бы они обошли вниманием кого-либо другого! Эрида была богиней раздора и хаоса. Она была очень древней богиней, гораздо старше самого Зевса, ее ближайшими родственниками считались мрачные боги Танатос и Гипнос и беспощадная богиня возмездия Немезида. Испокон веков Эрида насылала на богов и людей распри, раздор, междоусобицы, споры и беззакония.
И вот, когда празднество было в самом разгаре, двери зала торжеств с грохотом распахнулись. Все голоса и музыка тут же стихли, а взоры всех присутствующих обратились к неожиданной гостье. В дверях стояла Эрида и улыбалась. От ее улыбки многим богам стало немного не по себе. Зевс доброжелательно улыбнулся старой богине и, разведя руками, произнес:
— Заходите тетушка, не стойте в дверях. Присоединяйтесь к нашему торжеству. Не взыщите за мою забывчивость!
Эрида держала в руках яблоко она наклонилась и запустила яблоко по полу так, что оно подкатилось к самим ногам Зевса, после чего гордо выпрямилась и процедила сквозь зубы:
— Желаю вам хорошо повеселиться.
Сказав это, она развернулась и вышла из зала прочь.
— Гера, дорогая, дай-ка я взгляну, что это за яблочко притащила сюда старая Эрида, — промолвил Зевс.
Гера взяла яблоко, подняла его, и тут у всех перехватило дыхание от восторга и вожделения, потому что это было золотое яблоко из сада Гесперид, дающее вечную молодость и красоту. Даже некоторые из богинь могли только мечтать об обладании таким яблоком. На яблоке светилась надпись: «Прекраснейшей!». Хотя Гера, в отличие от большинства присутствующих, не впервые держала в руках яблоко Гесперид, но и ей было лестно получить такой подарок.
Гера изящным движением поднесла яблоко к губам и уже вознамерилась было откусить кусочек, как раздался голос Афродиты:
— Не стоит спешить дорогая! Хоть ты и приходишься женой нашему отцу и владыке Зевсу, но не годиться даже и тебе брать не свое. Согласись, что надпись на яблоке ясно указывает, кому оно предназначено!
— Уж не хочешь ли ты, Афродита, сказать, что оно предназначено тебе? – с закипающем гневом проговорила Гера.
— Никто в этом зале, кроме тебя, Гера, не усомниться, что прекраснейший следует признать богиню любви. Так было, есть и будет, — высокомерно ответствовала Афродита.
И действительно, несколько голосов в разгоряченной вином и весельем толпе громко и одобрительно что-то выкрикнули в поддержку Афродиты. Им тут же ответили другие голоса, призывающие Афродиту уняться и не перечить Гере. Гера уже собиралась было обрушиться на своенравную Афродиту с гневной отповедью, как, гремя доспехами, поднялась со своего места Афина Паллада.
— Вы обе прекрасны, богини, спору нет. Но скажите мне, что стоят ваши женские прелести в сравнении с мудростью, доблестью и славой? А ведь именно эти качества наиболее прекрасны и среди богов, и среди смертных! Так что забудьте про ваши разногласия и отдайте яблоко мне, — заявила Афина.
— Так вот как ты рассудила! В своей глупости и бесстыдстве ты ничуть не уступаешь Гере! Вот уж не ожидала от тебя такого, — задыхаясь от ярости, закричала Афродита.
— Негодяйки! Вы пользуетесь моим гостеприимством и злоумышляете против меня! О, Зевс, неужели ты стерпишь такое бесчестие для твоей верной супруги! – вся красная от негодования кричала Гера.
В пиршественной зале поднялся необычайный шум. Все наперебой что-то кричали, у каждого было свое собственное мнение о том, кто из трех богинь прекраснее.
И боги, и богини пришли в необычайную ярость, еще немного – и могла начаться самая настоящая драка. Разбушевавшихся Геру, Афродиту и Афину невозможно было успокоить, они готовы были вцепиться друг в друга. Наконец присутствующие стали просить Зевса, чтобы он рассудил спор богинь.
Зевс, справедливо считавший предмет спора ничтожнейшим, тем не менее, оказался в немалом затруднении. Он знал, что проискам Эриды нелегко противиться даже богам, поэтому боялся каким-либо неосторожным движением или словом вместо того, чтобы успокоить разбушевавшиеся страсти, наоборот, подлить масла в огонь.
Тем временем голоса богов и богинь, требовавших от него принять решение и выбрать победительницей одну из трех богинь, становились все громче и настойчивее.
Зевс поднялся со своего места, грозно оглядел притихших богов и богинь и промолвил:
— Самый я могучий из вас изо всех! Никто не посмеет не исполнить мою волю, ибо сброшу я такого в подземный Тартар и заточу там на веки вечные. Повелеваю тебе, Гермес, рассудить спор любезных моему сердцу Геры, Афины и Афродиты. Только помни: горе тебе, если решение твое не утешит сердец, огорченных ссорой великих и прекрасных богинь.
Зевс уселся на свое место, довольный тем, что удалось, кажется наконец, загнать в ловушку этого проходимца Гермеса, ухитряющегося всегда выходить сухим из воды. «Пусть попробует выкрутиться, если сможет, — злорадно думал Зевс, — не поможет ему на этот раз его ловкость».
Гермес, нимало не смутившись, так повел свою речь:
— О, Зевс, наш отец и повелитель, и вы, наипрекраснейшие из богинь, не смею я, да и никто здесь не осмелиться сделать выбор одной из них, потому что нанесет этим небывалое оскорбление двум другим, что немыслимо. Но вот что я скажу вам. Пусть боговидный Парис, сын знаменитого царя Приама, правителя величественной Трои, пусть он рассудит. Он юн и красив, как бог. Легко и приятно ему будет разрешить этот спор. А если кого прогневит он по легкомыслию, что ж – пусть лучше гнев того бога или богини обратиться на человека, чем будет причиной неурядиц между нами – бессмертными богами.
Хор одобрительных и восторженных возгласов был ответом на речь Гермеса.
— Так тому и быть, — прогрохотал Зевс. – Вы, богини, вместе с Гермесом спешите к величественной Трое, разыщите там Париса, и пусть он исполнит волю богов. Ну а вы, дорогие гости, отправляйтесь в свои дома и насладитесь покоем и отдыхом.
Так закончилось празднество у олимпийских богов.
|
Английский язык и история .com
A-Z Загадки Библия Музыка
Поиск
напр. «Генрих V», свобода, мифы, Катберт, кошки.
Икс
© Zeynel Cebeci. Лицензия: CC-BY-SA 4.0.
Поклонение волхвов
Персидские звездочеты спешат в Израиль на рождение царственного наследника, но обнаруживают, что царь Ирод сыт ими по горло.
Прочитать
Быстрый поиск
напр. «Генрих V», свобода, мифы, Катберт, животные.
Икс
Английский язык
и история
Отрывки из истории, мифы и художественную литературу, а также словесные игры и классическую музыку.