Л да винчи биография: Биография Леонардо да Винчи — РИА Новости, 15.04.2022

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Творческая биография


Следите за нашими новостями:

Личный кабинет

E-mail:

Пароль:

Вспомнить пароль

Предыдущая Следующая

Кеннет Кларк

Год издания: 2009

ISBN: 978-5-938998-202-4
Страниц: 384

Иллюстраций: 0118

Тираж: 1100 экз.

Тираж закончился

О КНИГЕ

  • Перевод с английского А. В. Глебовской
  • Послесловие А. В. Степанова

Впервые на русском языке выходит книга «Леонардо да Винчи» англий¬ского историка искусства, критика, одного из выдающихся искусство­ведов ХХ столетия Кеннета Кларка. Этот текст, посвященный гению эпохи Возрождения, впервые вышел в 1939 году, выдержал несколько переизданий и переведен на многие языки мира. Книге Кларка можно было бы дать подзаголовок «Труды и дни Леонардо да Винчи», потому что автор справедливо полагает: исследовать жизненный путь Леонардо – значит следовать за созданием его великих творений.

В этом богато иллюстрированном издании воспроизведены живописные работы, рисунки и эскизы Леонардо да Винчи. В Приложениях приводятся суждения Леонардо об искусстве, а также статья известного историка искусства А. Степанова «Леонардо – естествоиспытатель и изобретатель».

Кеннет Кларк (1903–1983) родился в Лондоне в богатой шотландской семье, образование получил в Уичестер-колледже и Тринити-колледже в Оксфорде. Изучение итальянского искусства он начал под руководством своего первого учителя Чарльза Белла во время их совместной поездки в Италию, затем занимался исследованием коллекции рисунков Рафаэля и Микеланджело в музее Эшмолеан, где Белл работал в должности хранителя.

подробнее…

Некоторое время назад издательство «Вита Нова» обратилось ко мне с вопросом: не существует ли в мире знаменитой книги, посвященной кому-нибудь из корифеев Высокого Возрождения, которую я посоветовал бы перевести на русский язык для широкого круга читателей? Я назвал книгу Кеннета Кларка о Леонардо да Винчи, признанную в англоязычном мире образцовой классической монографией о великом художнике: после первого ее издания (1939) вышло в свет еще три; последнее, насколько мне известно, в 1988 году.


Предложение написать послесловие к русскому переводу этой книги оказалось слишком лестным, чтобы ответить отказом. Но, принимая это предложение, я еще не вполне осознавал, какую трудную задачу мне предстоит решить.

подробнее…

Предыдущая Следующая

Леонардо Да Винчи, биография, причины известности.

Самый необыкновенный гений во всей истории человечества. За свою историю жизни он сумел заложить фундамент современной ботаники, анатомии, архитектуры, инженерии, при этом не являясь ни одним из них. Полет его мысли опережал время на долгие столетия. Его картины были и остаются уникальны и мистически привлекательными. Он был едва ли не первым последовательным реалистом в живописи. Возможно, его наблюдения за природой и исследования были причиной его невероятной детальности и точности.

Детство

15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском поселке появился на свет величайший художник и деятель науки Леонардо да Винчи. Таинственность охватывала его с первых дней его существования. Являясь внебрачным отпрыском юного юридического представителя Пьеро да Винчи и никому неизвестной крестьянки Катерины. Его отец будучи из знатного рода позже женился повторно на дворянке но брак был бездетный. Через некоторое время огорченный этим он создал новую семью с другой супругой. В последствии всех браков насчитывалось 11 детей в семье Пьеро. В юные годы будущий гений отличался от своих сверстников хорошо сложеным телом, необычайной привлекателностью и жаждущим знаний разумом. Уже тогда было заметно его необычное отношение к миру и восприятие окружающего в другом ракурсе. Он проводил много свободного времени на природе изучая окружающую его среду.

Образование

Несмотря на это образование, полученное им, было весьма поверхностным. Но это не мешало юному дарованию уже к 15 годам освоить пение, игру на лире, рисование и делать большие успехи в математических науках. В отрочестве да Винчи стал подмастерьем у знаменитого в то время художника – Андреа дель Верроккьо. Процесс обучения приносил удовольствие обоим так как их взгляды на жизнь совпадали. Звание мастера живописи было дано ему в 1472 году, еще четыре года после этого он не покидал своего учителя желая завершить все совместные проекты. Однако именно в этот период его жизни у него появилась привычка не доводить работы до конца.

Личная жизнь

Жизнь гения была окружена людьми. Друзья и ученики окружали его на протяжении всего жизненного пути. А вот дела сердечные покрыты занавесом тайны, как и многие аспекты его жизни. Леонардо настолько тщательно скрывал эту часть своей жизни что ходили слухи что он мужеложец. Некоторые верили в его близкую связь с его учениками. Модель для шедевра «Дама с горностаем» так же была любовницей живописца по некоторым теориям. Все же принято считать что он был увлечен природой и наукой настолько что был не заинтересован в отношениях какого либо вида.

Начало творческого пути

В 1481 году молодой Леонардо получил заказ положивший начало его послужному списку «Поклонение волхвов» для жертвенника богомольни близ Флоренции. К сожалению эта работа не дождалась своего завершения, однако он сделал достаточно большой шаг что бы речь о нем пошла как о талантливом новаторе. В этот период он переехал в Милан служить придворным дворянина Людовико Сфорца где он прожил 20 лет. Будучи военным советником, он создает разработки «закрытых повозок» (будущий танк) и многозарядное оружие на оборачивающейся основе (прообраз пулемета). К сожалению инженерно- технические проекты да Винчи опережали мысли времени, в котором он жил, не вызывая доверия у современников. Сфорца не забывал и художественном таланте своего подданного и заказал у него конную статую которая завершения не дождалась и подверглась утилизации. Фреска «Тайная вечеря» была заказана что бы стать украшением стен в богомольне Санта-Мария. Очень скудный опыт и знания в мастерстве фрески привело к экспериментальным составам пытаясь их улучшить. Этот опыт закончился катастрофой, не прошло и двух лет с момента создания картины как краска начала осыпаться, и теперь, это самые известные руины в истории искусства.

Биология и анатомия

Пытаясь понять строение природы, художник делал сотни зарисовок и записей по строению человеческого тела и животных. Эскизы, сделанные при вскрытии, были детально нарисованы. Кости, мышцы, сосуды и вены были изображены сотни тысяч раз. Его работы опережали время на сотни лет до недавнего времени превосходили даже современные пособники по анатомии.

Наука и инженерия

Взгляд его был всегда устремлен в небо, он пытался его постичь. Разрабатывая летательный аппарат, он изучал различные виды птиц и летучих мышей. Сначала он был нацелен на изобретения аппарата с крыльями приводимыми в движение руками человека. Позже начал делать зарисовки напоминающие современные вертолеты и парапланы. Им был изобретен парашют. Так же он был первым кто придумал первую схему подзорной трубы с двумя линзами.

Жизненный путь

Захват Милана войсками франции и смена власти принудили художника покинуть город. Возвративший в Флоренцию он около 1503 года дал жизнь творению под названием «Мона Лиза». Пожалуй, величайшему произведению искусства в западноевропейской живописи является именно эта картина. Не смотря на прошедшие столетия остается загадкой чей облик запечатлен на этом полотне и почему Леонардо да Винчи не отдал портрет заказчику и держал его у себя до самой смерти.
1512 год стал причиной многих беспорядков, под натиском папского престола французские войска наконец-то покидают Милан, в связи с чем Леонардо отправляется в Рим. К сожалению его дурная слава рисовальщика, начинающего работу, но не завершающего ее стала камнем преткновения в работе с Папой Львом Х. Возможно причиной художественного «простоя» стало появление на рынке Микеланджело и Рафаэля которые работали намного быстрее. Впрочем, Леонардо не смотря ни на что имел известность гениального творца и Французский монарх Франциск I, будучи его поклонником пригласил гения в свои владения.

Последние годы жизни

Приняв титул «первого художника, инженера и архитектора» он в свои 60 лет занялся отнюдь не картинами, а рукописями. Его мечтой стало опубликовать свои дневники, в которых он описывал свое понимание мира и необычность полета своей мысли. К сожалению, ему это сделать не представилось возможным. В возрасте 67 лет умер человек по праву называвшийся гением. Он был похоронен близ реки Луары на местном кладбище, уничтоженным с течением времени, могила его была утеряна.

Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и придается праздности и самолюбованию.

Леонардо да Винчи

Из серии: История за час

Скачать  

Леонардо да Винчи. Загадки гения

Автор:Чарльз Николл

Скачать  

Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»

Автор:Росс Кинг

Скачать  

Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи

Автор:Леонард Шлейн

Скачать  

Леонардо да Винчи | Биография, искусство, картины, Мона Лиза, рисунки, изобретения, достижения и факты

Леонардо да Винчи: автопортрет

Смотреть все медиа

Дата рождения:
15 апреля 1452 г. Италия
Умер:
2 мая 1519 г. (67 лет) Франция
Известные работы:
«Битва при Ангиари» «Последний ужин» «Леда» «Мона Лиза» «Портрет Джиневры де Бенчи» «Св. Джером” «Мадонна Бенуа» «Дева скал» «Трактат о живописи» «Богоматерь с младенцем и святой Анной»
Механизм/стиль:
Раннее Возрождение Ренессанс
Предметы изучения:
рисование перспектива пропорция анатомия архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был художником и инженером, наиболее известным своими картинами, особенно

Мона Лиза (ок. 1503–1519) и Тайная вечеря (1495–1498). Его рисунок Витрувианского человека (ок. 1490 г.) также стал культурной иконой. Леонардо иногда считают изобретателем танка, вертолета, парашюта и летательного аппарата, среди других транспортных средств и устройств, но более поздние ученые оспаривают такие утверждения. Тем не менее, записные книжки Леонардо свидетельствуют об остром уме, и его вклад в искусство, включая методы изображения пространства, трехмерных объектов и человеческой фигуры, невозможно переоценить.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Леонардо как художник-ученый

Сколько существует картин Леонардо да Винчи?

Общий объем работ Леонардо да Винчи в живописи на самом деле довольно невелик; сохранилось менее 20 картин, которые можно определенно отнести к нему, и некоторые из них незакончены. Две его наиболее важные работы —

«Битва при Ангиари» и «Леда» , ни одна из которых не завершена, — сохранились только в копиях.

Подробнее читайте ниже: Искусство и достижения: Живопись и графика

10 известных произведений Леонардо да Винчи

Узнайте, какие из сохранившихся произведений Леонардо да Винчи являются самыми известными.

Каким был Леонардо да Винчи?

Леонардо да Винчи был описан как человек с добрым, но сдержанным характером и элегантной осанкой. Он был известен своей привередливостью в уходе за собой, аккуратной и подстриженной бородой в более позднем возрасте и одевался в яркую одежду в стиле, отвергающем современные обычаи. Писатель XVI века Джорджио Вазари указывал, что Леонардо мало заботился о деньгах, но был очень щедр по отношению к своим друзьям и помощникам. У него был чрезвычайно пытливый ум, и он прилагал огромные усилия, чтобы стать эрудированным в языках, естественных науках, математике, философии и истории, среди других предметов. Записи в его записных книжках предполагают, что он мог быть вегетарианцем, а также есть предположения, что он мог быть геем.

Какой была семья Леонардо да Винчи?

Родители Леонардо да Винчи не были женаты на момент его рождения недалеко от небольшой деревни Винчи в Тоскане. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику.

Леонардо никогда не был женат, но у него было много близких отношений с другими художниками и интеллектуалами, а также со своими помощниками.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

У кого учился Леонардо?

Когда Леонардо было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио дель Поллайуоло, скульптора, художника, гравера и ювелира, который часто работал со своим братом Пьеро. В 1472 г. Леонардо был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 г.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество

Братья Поллайоло

Узнайте больше о художнике эпохи Возрождения Антонио дель Поллайоло и его брате Пьеро, в мастерской которого Леонардо да Винчи работал молодым подмастерьем.

Леонардо да Винчи , (итал. «Леонардо из Винчи») (родился 15 апреля 1452 года, Анкиано, недалеко от Винчи, Флорентийская республика [Италия] — умер 2 мая 1519 года, Клу [ныне Кло-Люсе], Франция ), итальянский художник, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер, чье мастерство и интеллект, возможно, больше, чем у любого другого деятеля, олицетворяли гуманистический идеал эпохи Возрождения. Его Тайная вечеря (1495–1498) и Мона Лиза (ок. 1503–1519) являются одними из самых популярных и влиятельных картин эпохи Возрождения. Его записные книжки раскрывают дух научного поиска и механическую изобретательность, опередившие свое время на столетия.

Узнайте о жизни итальянского художника, архитектора, инженера и гуманиста Леонардо да Винчи

Посмотреть все видео к этой статье

Уникальная слава, которой Леонардо пользовался при жизни и которая, отфильтрованная исторической критикой, осталась неизменной до наших дней основывается главным образом на его безграничном стремлении к знанию, которое руководило всем его мышлением и поведением. Художник по характеру и способностям, он считал свои глаза главным путем к познанию; Для Леонардо зрение было высшим чувством человека, потому что оно одно сообщало факты опыта немедленно, правильно и достоверно. Отсюда каждое воспринятое явление становилось предметом познания, и saper vedere («умение видеть») стало главной темой его исследований. Он применял свое творчество во всех областях, где используется графическое изображение: он был художником, скульптором, архитектором и инженером. Но он пошел даже дальше этого. Он использовал свой превосходный интеллект, необычайную наблюдательность и мастерство в искусстве рисования для изучения самой природы, направление исследований, которое позволило процветать его двойным занятиям искусством и наукой.

Жизнь и творчество

Ранний период: Флоренция

Родители Леонардо не были женаты на момент его рождения. Его отец, сер Пьеро, был флорентийским нотариусом и землевладельцем, а мать, Катерина, была молодой крестьянкой, которая вскоре после этого вышла замуж за ремесленника. Леонардо вырос в поместье семьи своего отца, где к нему относились как к «законнорожденному» сыну, и он получил обычное для того времени начальное образование: чтение, письмо и арифметику. Леонардо серьезно не изучал латынь, ключевой язык традиционного обучения, до тех пор, пока намного позже не приобрел практические знания о нем самостоятельно. Он также не занимался высшей математикой — высшей геометрией и арифметикой — до 30 лет, когда начал изучать ее с прилежным упорством.

Художественные наклонности Леонардо, должно быть, проявились рано. Когда ему было около 15 лет, его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В знаменитой мастерской Верроккьо Леонардо получил многогранное образование, включавшее живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Он также работал в соседней мастерской художника Антонио Поллайуоло. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию художников Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года. Сохранилось великое множество превосходных рисунков пером и карандашом того периода. , в том числе множество технических зарисовок, например, насосов, боевого оружия, механических устройств, которые свидетельствуют о интересе Леонардо к техническим вопросам и его знании даже в начале его карьеры.

Викторина «Британника»

Викторина «Художники итальянского Возрождения»

Первый миланский период (1482–1499 гг.)

В 1482 году Леонардо переехал в Милан, чтобы работать на службе у городского герцога — неожиданный шаг, если учесть, что 30-летний художник только что получил свои первые значительные заказы от своего родной город Флоренция: незаконченное панно «Поклонение волхвов» для монастыря Сан-Донато-а-Скопето и алтарная картина для капеллы св. Бернара в Палаццо делла Синьория, которая так и не была начата. То, что он отказался от обоих проектов, кажется, указывает на то, что у него были более глубокие причины покинуть Флоренцию. Может быть, довольно утонченный дух неоплатонизма, царивший во Флоренции Медичи, шел вразрез с ориентированным на опыт умом Леонардо и привлекала его более строгая, академическая атмосфера Милана. Более того, его, несомненно, привлекал блестящий двор герцога Людовико Сфорца и ожидавшие его там важные проекты.

Леонардо провел 17 лет в Милане, до падения Людовико от власти в 1499 году. Он числился в реестре королевского двора как pictor et ingeniarius ducalis («художник и инженер герцога»). Изящный, но сдержанный характер Леонардо и элегантная осанка были хорошо приняты в придворных кругах. Пользуясь большим уважением, он был постоянно занят как живописец и скульптор, а также как оформитель придворных празднеств. С ним также часто консультировались в качестве технического советника в области архитектуры, укреплений и военных вопросов, и он работал инженером-гидравликом и механиком. Как и на протяжении всей своей жизни, Леонардо ставил перед собой безграничные цели; если проследить контуры его творчества за этот период или за его жизнь в целом, то так и хочется назвать это грандиозной «неоконченной симфонией».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Как художник Леонардо выполнил шесть работ за 17 лет в Милане. (Согласно современным источникам, Леонардо было поручено создать еще три картины, но эти работы с тех пор исчезли или так и не были выполнены.) Примерно с 1483 по 1486 год он работал над алтарной картиной «Мадонна в скалах» , проектом, который привело к 10-летнему судебному разбирательству между Братством Непорочного Зачатия, которое заказало его, и Леонардо; по неопределенным причинам этот юридический спор побудил Леонардо создать еще одну версию работы примерно в 1508 году. В этот первый миланский период он также создал одну из своих самых известных работ — монументальную настенную роспись 9.0045 Тайная вечеря (1495–98) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (для более подробного анализа этого произведения см. ниже Тайная вечеря ). Также следует отметить декоративную роспись потолка (1498 г. ), которую он сделал для Сала-делле-Ассе в миланском замке Сфорцеско.

В этот период Леонардо работал над грандиозным скульптурным проектом, который, видимо, и был причиной его приглашения в Милан: монументальная конная статуя из бронзы, воздвигнутая в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет — с перерывами. В 1493 глиняная модель лошади была выставлена ​​на всеобщее обозрение по случаю бракосочетания императора Максимилиана с Бьянкой Марией Сфорца, и были сделаны приготовления для отливки колоссальной фигуры, которая должна была быть 16 футов (5 метров) в высоту. Но из-за неминуемой опасности войны металл, готовый к отливке, вместо этого использовали для изготовления пушек, в результате чего проект был остановлен. Падение Людовико в 1499 году решило судьбу этого неудавшегося предприятия, которое, возможно, было самой грандиозной концепцией памятника в 15 веке. Последовавшая война превратила глиняную модель в груду руин.

Как мастер-художник, Леонардо содержал обширную мастерскую в Милане, нанимая учеников и студентов. Среди учеников Леонардо в это время были Джованни Антонио Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино де Конти, Франческо Наполетано, Андреа Солари, Марко д’Оджионо и Салаи. Роль большинства этих соратников неясна, что приводит к вопросу о так называемых апокрифических произведениях Леонардо, над которыми мастер сотрудничал со своими помощниками. Ученые не смогли прийти к единому мнению об атрибуции этих работ.

Леонардо да Винчи: Биография Уолтера Айзексона обзор – непревзойденный творческий гений | Леонардо да Винчи

В 1501 году, отчаянно нуждаясь в том, чтобы Леонардо написал ее портрет, безмерно богатая Изабелла д’Эсте наняла монаха в качестве посредника. Монах встретил Леонардо во Флоренции, но нашел его образ жизни «неправильным и неуверенным» и не смог его удержать. «Математические эксперименты настолько поглотили его мысли, что он не может вынести вида кисти», — сказали Изабелле. Пообещав, что в конце концов он доберется до этого, Леонардо держал ее в подвешенном состоянии еще три года. Настойчивая до конца, она изменила тактику и вместо этого попросила у него картину с изображением Иисуса. Даже тогда он не придумал товар.

История представляет собой контрастные версии Леонардо, которые были в игре с тех пор, как Вазари восхвалял его в своей книге «Жизнь художников» . С одной стороны, возвышенный гений, который не станет кланяться богатым покровителям; с другой — беспомощный фантазер, не выполнивший своих поручений. С одной стороны, Человек эпохи Возрождения, для которого математика и естественные науки были так же важны, как живопись; с другой стороны, художник, который «оставил потомство беднее» (выражение Кеннета Кларка), занимаясь хобби — инженерным делом, архитектурой, зрелищностью, военной стратегией, картографией и т. д., — на которые его таланты были потрачены впустую. Он так многого добился. Но не помешала ли многозадачность ему добиться большего?

Уолтер Исааксон не сомневается в ответе. Герои его предыдущих книг — Альберт Эйнштейн, Бенджамин Франклин, Ада Лавлейс и Стив Джобс, среди прочих — были мыслителями голубого неба, способными «устанавливать связи между дисциплинами» и «сочетать наблюдательность и воображение». Его жизнь Леонардо (с довольно дерзким подзаголовком «Биография», как будто других и не было) не обходит вниманием и картины. Но больше его восхищают блокноты с их 7 200 страницами набросков и идей. Предпосылка Исааксона состоит в том, что научные интересы Леонардо питали его искусство — что только благодаря работе, которую он вложил в препарирование трупов и изучение мышц, он смог нарисовать улыбку Моны Лизы.

Мона Лиза . Фотография: History Archive/REX Shutterstock

Гей, вегетарианец, яркий в одежде (предпочитающий розовый), неустойчивый в своих рабочих привычках и проницательный, когда дело доходило до саморекламы, Леонардо чувствовал бы себя как дома среди современных хипстеров. Незаконнорожденность не была большим позором: это означало, что он вырос с двумя матерями (что, по мнению Фрейда, многое объясняло). Это также спасло его от того, чтобы стать нотариусом, профессией, закрытой для сыновей, рожденных вне брака. Отсутствие у него формального образования также не было помехой. Самоучка, он высмеивал «надменных» ученых, опиравшихся на полученные идеи: «Кто может идти к источнику, тот не идет к кувшину с водой». По его словам, решающим фактором был опыт, а также неустанное любопытство.

В 14 лет он поступил в ученики в мастерскую Андреа дель Верроккьо, который был (как утверждал Вазари) «поражён» его талантом и с которым он сотрудничал, прежде чем создать как минимум два ранних шедевра, Благовещение и (его первый нерелигиозное усилие, и один, чтобы ранжироваться с Мона Лиза ) Джиневра де Бенчи . Обвинение в содомии с участием 17-летнего подростка могло бы остановить его прогресс, посадив его в тюрьму или похуже. Но один из четырех молодых людей, с которыми его обвиняли, имел связи с семьей Медичи, и дело было прекращено.

Его отношение к сексу было амбивалентным: «Кто не обуздывает похотливых желаний, тот ставит себя на уровень животных», — писал он с обычным пиететом, но также признавал, что пенис «обладает жизнью и разумом, отличными от человека». ». Его многолетним спутником — слугой, учеником и предметом многих рисунков — был негодяй Салаи, который пришел к нему в возрасте 10 лет. В какой-то момент они, вероятно, стали любовниками. Позже, когда ему было за 50, Леонардо усыновил другого молодого человека, Франческо Мельци, которого любил как сына.

Неудивительно, что его изображения мужчин более эротичны, чем изображения женщин. Он описал акт полового акта как «отталкивающий»; только красота человеческих лиц искупала уродство гениталий. Его отсутствие влечения к женщинам, возможно, делает его картины такими нежными и внимательными: меньше объективируя (и оставляя их одежду), он видит больше. Некоторые из его мужчин тоже выглядят женственно. Ангела в Деве Скал , предназначенного для Габриэля или Уриэля, часто принимают за женщину. На более позднем рисунке ангела, сделанном Леонардо или кем-то из его мастерской, была изображена фигура с грудью и эрегированным пенисом. Ему нравилась андрогинность. Его мужчинам не хватает мускулистости обнаженных тел Микеланджело, которые он отверг как похожие на «мешок с грецкими орехами, а не на человеческую фигуру».

Возвышение Микеланджело (на 20 с лишним лет моложе его), возможно, повлияло на то, что он предпочел Милан: проведя там большую часть своих 30-40 лет, он вернулся, когда ему было за 50. Это был город больше, чем Флоренция, и в нем было много интеллектуалов и ученых (в меньшей степени художников). Позже он переехал в Рим, а еще позже, впервые покинув Италию, во Францию. Но именно Милан поощрял странную смесь практического и фантастического, которая вошла в его изобретения — его схемы летательных аппаратов, гигантских арбалетов, серповидных колесниц, иглошлифовальных станков, винтовых домкратов и так далее. По мнению Исааксона, его изобретения и идеи занимают важное место в истории науки и техники, предвосхищая открытия Галилея и Ньютона. Он также внес свой вклад в медицинские знания: препарируя тело 100-летнего мужчины, он впервые описал артериосклероз как результат процесса старения. Даже его самые дурацкие идеи (например, план защиты Венеции с помощью команды подводных ныряльщиков с дыхательными аппаратами) имели потенциал, хотя прошло еще несколько столетий, прежде чем появились акваланги.

Анатомия была его неизменной специализацией. Другие художники, возможно, стремились измерить человека, но он шел к этому буквально, вычисляя нужные пропорции («от макушки до макушки равно расстоянию от низа подбородка до протока виска»). глаз» и др.). Такой перфекционизм лежал в основе его нежелания завершать свои картины, особенно «Тайная вечеря» , к которым он иногда добавлял всего пару мазков перед тем, как закончить день (серьезные художники иногда «достигают больше всего, когда они меньше всего работают» , сказал он нетерпеливому герцогу, заказавшему его), и Мона Лиза , с которой он время от времени играл в течение 15 лет и которая все еще находилась в его студии, когда он умер.

Он описал половой акт как «отталкивающий»; только красота человеческих лиц искупила уродство гениталий

Как и почти все, кто писал об этом, Исааксон благоговейно относится к Моне Лизе , хотя и не так сильно, как Уолтер Патер («у нее голова, на которой все пришли концы света») и не без использования его для подчеркивания одной из своих главных тем — техники сфумато Леонардо, благодаря которой стираются линии и исчезают границы (как между искусством и наукой). Более показательным является его отчет о недавних спорах по поводу двух других картин, приписываемых Леонардо, La Bella Principessa и Salvator Mundi : с помощью радиоуглеродного анализа и цифрового увеличения эксперты оценили основные улики (отпечатки ладоней, мазки левой рукой, зашитые отверстия), но вопрос о том, являются ли они подлинными, остается вопросом. спор.

Пятьсот лет спустя можно было подумать, что теперь известно все, что можно знать о Леонардо, но подлинность его работ остается проблемой, и до сих пор продолжают появляться сюрпризы – утерянный рисунок святого Себастьяна в 2016 году и новый подробности о личности его матери Катерины только в этом году. Исааксон не претендует на какие-то новые открытия, но его книга грамотно организована, просто написана и прекрасно иллюстрирована, а заканчивается своего рода программой умственной гимнастики, которая подсказывает, как мы можем учиться у Леонардо («Будьте любопытны, думайте визуально, идите вперед»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *