Жизненный и творческий путь А. Куприна
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии. Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов. В декабре 1889 г. в журнале “Русский сатирический листок” был напечатан его первый рассказ — “Последний дебют”. В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др. ). Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.
В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах “Киевское слово”, “Киевлянин”. В эти и последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий — грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний — от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ “Дознание” (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином “пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами” автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского). Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как “Куст сирени” (1894), “Ночлег” (1895), “Прапорщик армейский” (1897), “Поход” (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах “Страстная минута” (1895), “Лолли” (1895), “Allez!” (1897), “Погибшая сила” (1900), “Сентиментальный роман” (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть “Олеся” (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого — автора “Казаков”, развивает классическую для отечественной литературы тему “русский человек на rendez-vous” и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте “естественного” человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.
В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть “Молох” (1896), в центр которой выдвигается “страшная и захватывающая картина” труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу “за один только шаг вперед промышленного прогресса”. На фоне “удвоенной” интенсивности внешней деятельности (“двадцать лет человеческой жизни в сутки”) здесь — в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха — раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного “бума”, намечаются предвестия социальных катаклизмов.
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах “Мир Божий”, “Русское богатство”, о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой. В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством “Знание”, которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка “стихийных” характеров “маленьких” людей искусства (“Трус”, “Конокрады”, “Белый пудель”), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе “На покое” (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением “гнусно прошле-панной жизни”. В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, “домовитости”, “мирной комнатке”, “простому мещанскому счастью”.
С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью “Поединок”, где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание”, получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.
Страницы: 1 2
1 2Следующая »
Александр Куприн биография, творчество, цитаты
Вы здесь
Главная
>
Биографии
>
Александр Куприн
Рейтинг автора
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 279
Русский писатель Куприн Александр Иванович родился в Пензенской губернии, город Наровчат. Семья была небогатой, отец служил мелким чиновником. В 1871 году отец умер, и финансовое положение семье сильно пошатнулось, из-за чего Куприны были вынуждены переехать в Москву. Ознакомьтесь ниже более подробно с биографией Александра Куприна.
Начало карьеры и обучение
Будучи шестилетним мальчиком, Куприн уже поступил в Московское сиротское училище, которое окончил в 1880 году.
Затем Александр прошел военную академию, а после Александровское военное училище. Сам Куприн позже описал свои учебные годы в произведениях: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера» и «Последний дебют», которое стало дебютным и было опубликовано в 1889 году.
В 1890 году Куприн отправился на военную службу как подпоручик пехотного полка, и, находясь на службе, он издает много очерков, рассказов и повестей. Например, появляются «Дознание», «Впотьмах», «Лунной ночью».
Творчество Куприна
Биография Александра Куприна наполнена событиями и творческими успехами. Прослужив на военной службе 4 года, Александр Куприн ушел в отставку. Появилась возможность путешествовать и пробовать себя в разной деятельности. В то время писатель объездил почти всю Россию, поэтому у него появилось много эмоций и впечатлений, которые нашли отражение в работах Куприна. Тогда же писатель завел знакомства со многими интересными и известными людьми, такими как: Иван Бунин, Антон Чехов, Максим Горький, которые, несомненно, сыграли немаловажную роль в биографии Александра Куприна.
Куприн писал о военных событиях, затрагивал социальные сферы жизни и, конечно же, он писал о любви. Многие его рассказы кратки и легко читаются. Немало у Куприна и детских произведений, например, «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» — Куприну нравится сочинять для детей.
- Серьезный успех пришел к Куприну после того как в 1905 году вышла повесть «Поединок».
- Повесть «Олеся», которая появилась в 1898 году, повествует о любви, и в этом произведении она представлена особенно ярко.
- В 1910 году Куприн издал «Гранатовый браслет», где описывается неразделенная любовь.
Переезд и поздние годы в биографии Александра Куприна
Александр Иванович Куприн никогда не разделял жизненные ориентиры и творчество. Писатель не смог принять политические устои коммунистического порядка, поэтому эмигрировал во Францию. Но даже находясь за рубежом, Куприн много работает — он активно продолжает сочинять, и появляется множество повестей, рассказов, эссе, он пишет статьи и многое другое. И хотя работ становится все больше, материально Куприн страдает, к тому же его грызет тоска по родной земле. Прошло семнадцать лет, и Александр Иванович вернулся в Россию, где опубликовал свой последний очерк «Москва родная».
Тяжело заболев, 25 августа 1938 г. Куприн умер. Похоронен русский писатель рядом с Иваном Тургеевым (читайте краткую биографию Ивана Тургенева) в Ленинграде на Волковском кладбище.
Прочитав биографию Александра Куприна, вы можете поставить оценку данному автору вверху страницы.
Цитаты автора
«Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдаётся — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!»
Гранатовый браслет
- нравится201
- не нравится217
«Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдаётся — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!»
Гранатовый браслет
- нравится201
- не нравится217
«В любви только надежда и желания составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает, а иссякнувши, разочаровывает и оставляет на душе горький осадок…»
Первый встречный
- нравится210
- не нравится241
«В любви только надежда и желания составляют настоящее счастье. Удовлетворенная любовь иссякает, а иссякнувши, разочаровывает и оставляет на душе горький осадок…»
Первый встречный
- нравится210
- не нравится241
«Ах, что может быть вкуснее стакана горячего чая, налитого милыми женскими руками?»
- нравится227
- не нравится224
«Ах, что может быть вкуснее стакана горячего чая, налитого милыми женскими руками?»
- нравится227
- не нравится224
С этой биографией читают
Виктор Гюго
Федор Достоевский
Герман Мелвилл
Эрих Мария Ремарк
Джонатан Свифт
Джеймс Олдридж
Советское искусство, культура СССР
« Альбом 1954 года «Цева» советских исполнителей
Советский армянский художник Рубен Исаакович Шавердян »
Розовые, фиолетовые и черные цветы на розовом фоне. 1926. Советский русский художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960)
Советский русский художник Александр Васильевич Куприн
Один из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, Александр Васильевич Куприн был выдающимся мастером индустриальный ландшафт. Также известен как один из активных членов известного объединения «Бубновый валет», член объединения «Московские художники». Его учителями были выдающиеся художники, такие как Константин Юон, Абрам Архипов и Константин Коровин.
Автопортрет. 1927. Советский русский художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960)
Между тем, в 1908 году он впервые увидел новую французскую картину в частных коллекциях московских меценатов. Увлекшись ею, он начал творить под влиянием новейших течений французского искусства. И уже в том же году экспонировал свои работы на различных выставках, в том числе в салоне «Золотое руно», где представлены последние тенденции французского искусства. Однако в 1910 году ему пришлось оставить школу и с тех пор начались его опыты в искусстве на много лет вперед.
Куприн становится одним из активных членов объединения «Бубновый валет». С 1910 года, почти четырнадцать лет, он писал в основном натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометрия форм. Но все это осталось в рамках программы «Бубновый валет».
В 1920 году уехал в Нижний Новгород, где заведует Нижегородской и Сормовской художественными мастерскими.
Год его возвращения в Москву (1924) стал переломным для его творчества. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где создает свои первые значительные реалистические картины.Новый советский период в его творчестве приходится на 1930-1934 годы. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтепромыслы в Баку. В эти годы он снова обращается к Крыму, а накануне войны – к мотивам русской природы. С 1945 года крымские пейзажи вновь привлекают внимание художника, и, наконец, в последних работах он возвращается к индустриальной тематике.
Советский художник Александр Куприн испытал на себе почти все художественные страсти и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых советских художников. К реализму Куприна он относил сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью новой социалистической страны.
Однако было бы неправильно говорить, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору его творческой зрелости — два совершенно разных художника. Его работы демонстрируют большую интеллектуальную силу; влюблен в живую красоту природы. Одухотворенный желанием проверить свои впечатления умом, в его творчестве есть искра творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.
Заброшенная мечеть в Бахчисарае. 1930. Советский русский художник Александр Васильевич Куприн
Старинный мавзолей в Бахчисарае. Полдень. 1935. Советский русский художник Александр Васильевич Куприн
Искусственные белые цветы и трубка на черном фоне. 1921. Советский русский художник Александр Васильевич Куприн
Бахчисарайский переулок. 1940
Бахчисарай. Чуру-Су. Вечер. 1930. Нефть
Бизальская долина. Крым. Масло на холсте. 1937
Бессемеровский магазин. 1930
Синий фонтан. 1911-1912
Букет
Чурук-Су. Полдень. Бахчисарай. 1927
Днепропетровский завод им. Г.И. Петровского. Доменный цех. 1930
Сумерки. Бахчисарай. 1928
Эски-Дубре. Вечер. Бахчисарай. 1931
Вечер и луна. Руза, 1925
Гудауты. Дома. 1912
Гурзуф, вечер. 1947
Скалы в русской окраине в Бахчисарае. 1930
Самовар. Натюрморт. 1922
Сокольники. 1919
Натюрморт с искусственными розовыми цветами на черном фоне. 1918. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт с голубым подносом. 1914
Улица с тремя цифрами. Бахчисарай. 1927
Закат в Русской слободе в Бахчисарае. 1936
Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки, 1924
Белые и розовые искусственные цветы на черном фоне, с желтой чашей и синим кубком. 1929 г.
100 фактов биографии Куприна * Факты
Александр Иванович Куприн известен в мире не только как драматург, но и как писатель. Жизнь этого человека сложно назвать беззаботной и легкой. Он прошел через множество испытаний на своем жизненном пути. Куприн — выдающийся и бесконечно талантливый человек. Вспыльчивый характер и интересная внешность этого писателя покорили многих критиков.
1. Как говорили современники в Куприне «было что-то от огромного зверя».
2. Куприн любил по-собачьи обнюхивать окружающих.
3. У Александра Ивановича были татарские корни, и он этим гордился.
4. Куприн всегда вел себя мягко и вежливо с самками, а также смело и резко с самцами.
5. Куприн опьянел уже от одной рюмки.
6.Куприн любил ссориться со всеми, кто попадался ему под руку в пьяном виде.
7.Александр Иванович Куприн, пока не стал известным писателем, сменил около 10 профессий.
8. Всегда любил пробовать себя в новых ролях.
9. Этот человек случайно стал писателем.
10. «Гранатовый браслет» Куприна основан на рассказе, который он услышал в детстве.
11. Наибольшее влияние на Куприна оказала его мать — Куланчакова Любовь.
12.Начальное образование Александр Иванович получил в школе-интернате.
13. В 1893 году стали появляться первые творения Куприна.
14. Первый творческий успех Куприн нашел в 1903.
15. В 1909 году он получил премию за трехтомник.
16. Куприн считался многогранной личностью, потому что у него были разные интересы.
17.Александр Иванович принимал участие в военном восстании матросов, которое произошло в Севастополе.
18. Куприна часто называли «самым чувствительным носом России».
19. Куприн отличался чрезмерной ленью.
20. Александр Иванович умер от рака пищевода.
21.Папа Куприн умер, когда мальчику был годик. Холера забрала его жизнь.
22. Писательница выросла в материнской любви.
23 Куприн окончательно полюбил родную литературу только в 18 лет.
24. До самой смерти Куприну приходилось заниматься «черным журналистским делом».
25. Куприн похоронен на литературно-мостковом мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.
26. «Гранатовый браслет» считается самой яркой работой Куприна, вызывающей большой интерес.
27. Куприн написал более 20 известных на сегодняшний день произведений.
28. Годы, проведенные Куприным в детском доме, были для него тяжелыми.
29. Куприн считался смелым и энергичным человеком.
30. Мать Куприна была татарской княжной.
31. Куприн, разводясь с первой женой, залил горе спиртными напитками и регулярными гуляниями.
31 В окружении Куприна всегда были сомнительные люди.
32. Александр Иванович Куприн узнавал любые ароматы.
33 В споре с Чеховым и Буниным Куприн остался победителем.
34. Внешний вид «Гранатового браслета» за излишнюю сентиментальность раскритиковали многие коллеги Куприна.
35. Александр Куприн прожил долгую и насыщенную жизнь.
36. Известен Куприн и как драматург.
37. Куприн сказал, что у девушек пахнет арбузом и парным молоком, а у более зрелых дам — ладаном, полынью и ромашкой.
38. Куприна меньше всего интересовал заработок, потому что он любил применять новую роль на себе.
39. Спасти Куприна от порочной жизни смогла только няня его дочери, которая уговорила его вылечиться от алкогольной зависимости в Финляндии.
40. Куприн любил надевать расписной халат и тюбетейку, потому что это подчеркивало его татарское происхождение.
41. О Куприне ходило много слухов.
42 В собственном доме Александр Иванович смог устроить лазарет.
43. Ему нравилось узнавать людей, их характер и коммуникабельность.
44. Любимые персонажи Куприна — сентиментальные и слегка истеричные личности.
45. Этот писатель не был слезливым и послушным писателем.
46. Куприн старался описать только положительные черты своих героев.
47. Куприн считался романтиком и идеалистом.
48 Биография этого человека полностью пропитана полнотой жизни и чувством любви.
49. Ключевыми отличительными чертами творчества такого человека были: здоровый оптимизм и органичное мировоззрение.
50. Александр Иванович Куприн был виртуозом слова.
51. Куприн был также натуралистом и реалистом.
52 Куприн считался страстным жизнелюбом.
53. Творчество этого писателя попало в переходный период.
54. Все герои произведений Куприна были близки писателю.
55. Куприн обладал прекрасной интуицией.
56. Куприн любил отдыхать в ресторане и ходить в гости к друзьям.
57. Бесценный жизненный опыт — главное, что понадобилось Куприну при смене профессии.
58 В 1890 году Куприн смог окончить военное училище.
59. Этот писатель умер в Ленинграде.
60.Фамилия известного писателя происходит от названия реки в Тамбовской губернии.
61. Именно в период революционного подъема сложилось творчество Куприна.
62. Куприн пел в церковном хоре.
63 В 1919 году Куприн был вынужден эмигрировать.
64. Многие произведения этого писателя экранизированы.
65. Первой женой Куприна была Марья Карловна Давыдова, приемная дочь издателя.
66. Первое произведение Куприна было опубликовано в журнале «Русский сатирический лист».
67. Мария Давыдова, ставшая первой женой Куприна, была издателем журнала «Мир Божий».
68. Куприн ездил в Италию и Францию.
69. Куприн похоронен на Волковом кладбище.
70. Второй женой Куприна была Э. Гейнрих, считавшаяся племянницей Мамина-Сибиряка.
71. Куприн должен был служить в 49 Днепровском полку.
72. Куприн — яркая личность.
73. О бурной жизни этого писателя даже ходили легенды.
74. Никто из русских писателей не бросал страстных обвинений против армии, как это делал Куприн.
75. Куприн был демократичным человеком.
76. Куприн в основном писал о экзистенциальных проблемах мира.
77. Талант известного писателя получил признание после написания «Дуэли».
78. Мать Куприна была человеком деспотичным.
79. Куприн знал Чехова, Горького и Бунина.
80. Своими учителями Александр Иванович Куприн считал Чехова и Толстого.
81. В лучших рассказах Куприна оживали события из истории.
82. Тоска по родному государству и ощущение приближающейся смерти позволили Куприну написать о советском гражданстве.
83. Куприн слишком рано осиротел.
84. Мечтой Куприна было стать поэтом или писателем.
85. Общая концепция жизни проявляется почти в каждом произведении Куприна.
86. Куприну приходилось работать санитаром в морге.
87. Куприн — человек с железным характером.
88. У Александра Ивановича был свой кабинет, в котором вместо кровати стоял стог сена.
89. Творчество и жизнь для Куприна были неразделимы.
90. В крымском поселке Балаклава установлен памятник этому писателю.
91. Этому человеку была небезразлична судьба других.
92. Куприн прожил в Советской России недолго.
93. После смерти Куприна его вторая жена Елизавета прожила еще 4 года.
94. Проза Куприна сочна и красочна.
95. Всю жизнь Куприн вместе со своими персонажами пытался мечтать о светлой и искренней любви.