Правовая культура Византийской империи — И. П. Медведев
И. П. Медведев
Скачать
epub fb2 pdf Оригинал: pdf13Мб djvu4Мб
Предисловие
Часть I. Правовые аспекты византийской государственности Из истории этатизма в средневековой Европе: точка отсчета Можно ли Византию называть Византией? Была ли в Византии конституция? Был ли в Византии закон о престолонаследии? Власть, закон и «право на сопротивление» Номос и канон Равенство перед законом: миф или реальность? Из истории юридического образования в Византии Часть II. Из истории византийского законодательства Эпоха правового новаторства Программа «очищения древних законов» Право в эпоху латинского владычества Юриспруденция накануне падения империи Часть III.
Византийский нотариат Законодательство о нотариате Нотариат по данным частных актов Институт свидетелей Часть IV. Из истории византийского судопроизводства Акт как средство доказательства Подлог по данным законодательства Экспертиза подлинности документов в суде Часть V. Vаriа Смертная казнь в толковании византийских юристов О двух греческих юридических рукописях в Санкт-Петербурге Софийский список Шестикнижия Константина Арменопула «Русский Арменопул» и его критика в записке бессарабского юриста Ивана Танского
Византийская империя – государство, создавшее блестящую, передовую во всем Средневековье культуру, важнейшей составной частью которой была правовая культура. В книге И. П. Медведева развивается концепция византинизма как культурной системы, основанной на началах права, причем права цивилизованного, писанного, предполагавшего высокий уровень юридического мышления и общей образованности. Рассмотрены спорные вопросы правовых основ византийской государственности, отдельные этапы в развитии византийского законодательства и юриспруденции, система юридического образования, история византийского судопроизводства, нотариата и т.
Издание расчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей права.
Светлой памяти
Елены Эммануиловны Липшиц
посвящается
Предисловие
Среди исторических цивилизаций прошлого, пожалуй, не было такой, которая бы оставила после себя больше писаных законов, чем Византия. Наш выдающийся историк византийского права Е. Э. Липшиц, памяти которой посвящается эта книга, считала, что «византийское право являлось одной из наиболее ярких сторон византийской культуры, и по силе воздействия на культуру других народов средневекового мира оно может идти в сравнение только с византийским искусством и архитектурой» (
д.) входило в компетенцию юристов и нотариев; граждане обращались в суды с исками и жалобами, а судьи основывали свои решения на корпусе писаных текстов или устоявшихся обычаев, «вдохновляясь древним изречением дистрибутивной и эгалитарной юстиции suum cuique tribuere», воздавать каждому принадлежащее ему право (см.: G. Dagron. Lawful Society and Legitimate Power // Law and Society in Byzantium: Ninth-Twelth Centuries. Washington, 1994. P. 27–51). Поэтому нам, нынешним, озабоченным поисками правового общества, не может быть безразличным богатейший правовой опыт, накопленный Византией за более чем тысячелетнюю историю своего существования. Конечно, византийское право – это сложный по своему составу и происхождению комплекс юридических норм и систем, сосуществовавших, взаимодействовавших, но не редко и взаимоисключавших одна другую. Основу этого комплекса составляла обширная сфера норм писаного официального права, унаследованного в значительной своей части от Римской империи, но переработанного и пересмотренного в ходе кодификационных работ византийскими юристами и явно испытавшего воздействие традиций и обычаев местного эллинистического, а также норм церковного, канонического права.
Будучи дополнена специальным приложением, официальный характер которого, впрочем, подвергается сомнению, Эклога сыграла большую роль в дальнейшем развитии византийского права, послужив базой для целого ряда ее частных переработок и официальных законодательных сборников (Исагога; Прохирон).Фактически разновидностью официального имперского права было церковное, т. е. совокупность норм, обладавших силой закона и определявших организацию церкви, ее внутреннее устройство, отношения между церковью и государством, а также между церковью и частными лицами – мирянами. Особенно сильно было влияние церковного законодательства в области частного семейного права, осуществляемое через наиболее массовый и демократический вид византийского суда – епископский суд (audientia epis- copalis).
Если присовокупить сюда текущее законо- и нормотворчество, развивавшееся по пути издания императорских указов-новелл, различного рода частных, но признававшихся государством юридических компиляций, а также обширную сферу обычного права, включавшую в себя идущие из глубины веков обычаи народностей, населяющих Византию, и новые институты средневекового квази-феодального права, не отраженные в официальном имперском законодательстве, то мы увидим, что в Византии действовал некий «юридический плюрализм» как сосуществование и взаимодействие многих правовых систем различного происхождения, адекватно отражавший сложную социальную и политическую обстановку в империи.
Разумеется, данная книга не преследует цели отразить историю византийского права во всех его проявлениях. Это сборник работ, в свое время написанных и опубликованных в разных изданиях, а ныне – в духе времени – объединенных под одной обложкой. При этом все они, дополняя друг друга, «выстраиваются» в некую единую по тематике систему, что и делает, мне кажется, их объединение в достаточной степени естественным. В это целое входят, в частности, цикл статей по спорным вопросам публичного права Византии, некоторым правовым аспектам византийской государственности; главы из коллективного многотомного труда «Культура Византии», позволившие воссоздать основные этапы становления византийского законодательства с учетом последних достижений науки; чисто юридические разделы моей монографии «Очерки византийской дипломатики» (Л.: Наука, 1988), посвященные истории византийского нотариата и судебных процедур; наконец, конкретные разработки отдельных правовых проблем и памятников «правовой письменности» (в разделе «Vаriа»).
Источник: Правовая культура Византийской империи / И. П. Медведев. — СПб. : Алетейя, 2001. — 575 с. — (Византийская библиотека : Серия. Исследования). ISBN 5-89329-426-2
Особенности культуры Византии: литература и изобразительное искусство
Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Особенности культуры Византии: литература и изобразительное искусство
Христианство — мировая религия, исповедующая веру в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира — стало духовным содержанием европейской культуры на протяжении двух тысячелетий.
Важную роль в становлении и развитии христианской культурной традиции средневековой Европы сыграла Византия. Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее культурной страной. Непрерывное существование государственных институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня грамотности и культуры. Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Это, в свою очередь, оказало влияние на развитие культуры и искусства разных народов Европы и Азии.
Судьба культуры Византии находилась в тесной зависимости от ее социально-экономического развития. Медленная эволюция византийского общества в сторону феодальных отношений наложила свой отпечаток на все стороны общественной и культурной жизни, во многом предопределив социально-экономические и идейно-политические различия между Византией и Западом.
Отчетливее всего это проявилось в расхождении идейных традиций католической и православной конфессий христианства. На Западе сильно было влияние римского права, на Востоке — античной философии, прежде всего неоплатонизма, что приводило к постепенно нараставшим отличиям в церковной обрядности, внутренней организации и структуре. В богословской сфере по-разному трактовались вопросы о соотношении единства и множества, земного и небесного, человека и Бога.
В Византии светское государство само олицетворяло универсалистскую идею и ограничивало духовную власть церкви. Православие допускало ведение богослужения на местных языках, что, несомненно, обеспечивало успех ее церковным миссиям. В самой же Византии государственным языком и языком богослужения был греческий. Расхождение между византийской и западной культурой, ментальностью впоследствии стало столь значительным, что позволило командующему византийским флотом публично бросить крылатую фразу (в самый решающий для Византии момент в середине XV в.
): «Лучше видеть царствующую в городе турецкую чалму, чем латинскую тиару».
Подобно Западу Византия прошла период борьбы между христианством и наследием античности. Православие очень рано стало государственной религией. Православная церковь утверждала свое идеологическое господство путем закрытия школ, университетов, библиотек, преследуя античную философию, науку и литературу. Но вскоре стало понятно, что христианство не может упрочить свое господство без помощи идеалистических систем и формальной логики античности. В борьбе с ересями теоретики христианства все активнее стали обращаться к наследию мыслителей древности, сохраняя тем самым в интересах христианской догматики культурное наследие античности. Так, один из отцов восточной церкви Иоанн Дамаскин, опираясь на учение Аристотеля, систематизировал богословие христианства, провозгласив тезис «философия — служанка богословия». В IX в. в Константинополе, который называли «вторым Римом», открылась высшая богословская школа, взявшая за образец систему обучения античной школы.
На ее базе в XI в. был создан университет, имевший два факультета: философский и юридический. Этот своеобразный синтез культур нашел свое яркое отражение в литературе. Она отличалась большим разнообразием жанров: речи, беседы, стихи, эпиграммы, письма. Господство богословия в литературе привело к появлению нового жанра — «Жития святых», в которых восхвалялось подвижничество, самоотречение мучеников за веру. Кроме библейских повествований, были распространены сочинения отцов церкви — святоотеческая литература. Получили распространение апокрифы — предания, которые не вошли в канонические Библейские книги и не были признаны церковью. Борьба идей, направлений в литературе возродила такие формы литературного жанра античности, как басня, эпиграмма. Богатством отличалось устное песенное творчество. Одновременно с хрониками, продолжая традицию прошлого, появились и серьезные исторические сочинения. Особое место в них занимает эпоха правления Юстиниана I, когда на основе кодификаций римского права был создан свод законов, которые в дальнейшем легли в основу законодательства всех стран Западной Европы.
В формировании православного образа Византии немалая роль принадлежит изобразительному искусству — росписи храмов, мозаике, иконописи, книжной миниатюре. Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, художественная культура изменяет образную природу. Изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен света, ритмической красоты линий обобщенных силуэтов. Человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом. В зодчестве VII — нач. IX вв. совершается переход к крестово-купольному типу храма. В период иконоборчества (IX в.) церкви украшались главным образом изображением христианских символов и декоративными росписями. Но уже в X в. стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определенном иерархическом порядке, подчиненном композиции крестово-купольной постройки. Тем самым создается единая по содержанию архитектурно-художественная среда, в которую включается также и икона, размещенная на иконостасе.
Византийская живопись изображала исключительно фигуры людей. Тело имело значение лишь как символ духа, поэтому люди изображались абстрактно, неестественно, упрощенно. Основным элементом фигуры были лицо и глаза; торс, имевший в античном искусстве большое значение, в иконописи никакой роли не играл. Достаточно было схемы (канона). Все художественные задачи, стоявшие перед живописью того времени, обусловили и ее функции: икона предназначалась не для обозрения, а для набожного сосредоточенного созерцания, для молитвы. В книжной миниатюре после краткого расцвета искусства, проникнутого жизненной непосредственностью, и периода увлечения античными образцами распространился ювелирно-декоративный стиль.
В Византии никогда не затухало и светское художественное творчество. Сам Константинополь был огромной «мастерской великолепия» и до XIII в. превосходил богатством и блеском современные ему Лондон, Париж, Венецию, Флоренцию. Крепостные стены и башни Константинополя; сложная система акведуков и цистерн — резервуаров для хранения воды, среди которых выделялась цистерна «Тысяча и одна колонна»; большой императорский дворец, украшенный мозаикой, — все напоминало о силе и величии империи ромеев как наследников великой античности, претендующих на роль повелителя всего цивилизованного мира.
В Византии сохранялась светская городская культура. Она господствовала в сфере театральных представлений и массовых зрелищ. Чрезвычайно популярны были цирк (ипподром) с конными ристалищами. Музыка была не только церковной, но и светской, и входила составной частью в императорский церемониал.
Византия оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Еще важнее то, что духовные ценности, созданные Византией, перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур, подвергались глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали иные черты под воздействием национальных творческих начал, тем самым способствуя развитию этих культур.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Византийская культура
Византийская империя берет свое начало со своих территорий в Малой Азии.
В результате греческий язык стал языком общения Империи, и богатое наследие классического эллинистического периода значительно повлияло на развитие культуры Империи.
Византийская империя
В сочетании с этим была центральная роль христианства как государственной религии в Византийской империи, которая сыграла жизненно важную роль в формировании византийской культуры.
Византийская мозаика
Эта смесь различных культурных и религиозных наследий породила очень богатую и уникальную культуру, которая значительно отличалась от культуры Западной Европы в средние века и часто также была связана с восточными влияниями.
Византийская религия
Христианство стало доминирующей религией в Византийской империи уже в 4 веке.
Это должно было оказать длительное влияние на общее мировоззрение Империи.
К 6 веку христианство стало определяющей идентичностью Империи, а самому Императору отводилась роль представителя Христа на Земле.
Церковь оказывала огромное влияние в первые века Империи. Константинополь стал центром христианского мира в целом, и различные великолепные церковные сооружения усеяли территорию Империи.
Папа Лев IX – Великий раскол 1054 года
Империя также официально подавляла языческие религии, а также различные меньшинства в попытке расширить влияние христианства.
Раскол между Римом и Западной Европой также превратил христианство в Византии в его уникальную форму, которая впоследствии была названа православным христианством.
Византийская музыка
Византийцы много заимствовали из греческих музыкальных традиций при написании собственной музыки.
Большая часть музыки, созданной в Византийской империи, носила церковный характер. Именно в Византийской империи впервые возникли смычковая лира, а также орган, которые позже распространились в другие части Европы, а также в мусульманский мир.
Сохранившиеся произведения византийской музыки являются одними из древнейших музыкальных произведений, существующих сегодня.
Византийское правительство
Византийский император пользовался божественной санкцией и был абсолютным правителем Империи. С падением Западной Римской империи Сенат перестал иметь какое-либо эффективное значение в Византийской империи.
На его месте последующие императоры начали создавать сложную бюрократию, сосредоточенную на императорском дворе, которая стала наиболее важной частью правления императора и сформировала костяк правительства.
Чиновники бюрократии были назначены на гражданские и военные руководящие должности. Ближе к более поздним периодам Империи дворянство, помимо этой бюрократии, также начало подниматься.
Византийский язык
Поскольку Малая Азия была ключевым регионом Византийской империи, греческий язык оставался наиболее распространенным языком в этом регионе еще до создания Империи.
После образования Империи греческий язык также быстро приобрел официальное значение и вскоре стал официальным языком Империи.
Этому также способствовал тот факт, что вся церковная литература выпускалась на греческом языке, а греческий язык также был языком искусства и культуры в регионе.
Латынь была упразднена как официальный язык в 7 веке, а греческий стал единственным официальным языком Империи. Однако на территориях Империи говорили на большом количестве других языков.
О хронологических периодах Византийской империи — Smarthistory
Это эссе предназначено для ознакомления с периодами византийской истории с особым вниманием к развитию искусства и архитектуры.
Колосс Константина, ок. 312–15 (Палаццо деи Консерватори, Капитолийский музей, Рим) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Из Рима в Константинополь
В 313 году Римская империя легализовала христианство, начав процесс, который в конечном итоге демонтировать его многовековую языческую традицию. Вскоре после этого император Константин перенес столицу империи из Рима в древнегреческий город Византион (современный Стамбул).
Константин переименовал новую столицу в «Константинополь» («город Константина») в честь себя и посвятил ее в 330 году. Благодаря этим событиям родилась Византийская империя — или была?
Карта с Римом и Константинополем (основная карта © Google).
Термин «Византийская империя» немного неверен. Византийцы понимали свою империю как продолжение древней Римской империи и называли себя «римлянами». Использование термина «византийский» стало широко распространенным в Европе только после того, как Константинополь окончательно пал перед турками-османами в 1453 году. По этой причине некоторые ученые называют Византию «Восточной Римской империей».
Византийская история
История Византии удивительно длинна. Если считать историю Восточной Римской империи от посвящения Константинополя в 330 году до его падения османами в 1453 году, империя просуществовала около 1123 лет.
Ученые обычно делят византийскую историю на три основных периода: Ранняя Византия , Средняя Византия и Поздняя Византия .
Но важно отметить, что эти исторические обозначения являются изобретением современных ученых, а не самих византийцев. Тем не менее, эти периоды могут быть полезны для обозначения значительных событий, контекстуализации искусства и архитектуры и понимания более крупных культурных тенденций в истории Византии.
Ранняя Византия: ок. 330–843
Ученые часто расходятся во мнениях относительно параметров ранневизантийского периода. С одной стороны, в этот период продолжилось римское общество и культура — так правильно ли говорить, что это началось в 330 году? С другой стороны, принятие империей христианства и географический сдвиг на восток открыли новую эру.
Сант-Аполлинаре-ин-Класс, Равенна (Италия), гр. 533–49 (мозаика апсиды, VI в., мозаика триумфальной арки, вероятно, ок. VII–XII вв.) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
После того, как Константин принял христианство, церковь пользовалась имперским покровительством, строя монументальные церкви в таких центрах, как Рим, Константинополь и Иерусалим.
На западе империя столкнулась с многочисленными нападениями германских кочевников с севера, а Рим был разграблен готами в 410 г. и вандалами в 455 г. Город Равенна на северо-востоке Италии приобрел известность в V и VI веках, когда он функционировал как имперская столица западной половины империи. Несколько церквей, украшенных роскошной мозаикой, таких как Сан-Витале и близлежащая церковь Сант-Аполлинаре-ин-Класс, свидетельствуют о важности Равенны в то время.
Примерные границы Византийской империи при императоре Юстиниане I, ок. 555 (Tataryn, CC BY-SA 3.0)
При императоре VI века Юстиниане I, правившем в 527–565 годах, Византийская империя расширилась до своего крупнейшего географического пространства: охватив Балканы на севере, Египет и другие части севера Африка на юге, Анатолия (нынешняя Турция) и Левант (включая современные Сирию, Ливан, Израиль и Иорданию) на востоке, а также Италия и юг Пиренейского полуострова (ныне Испания и Португалия) на западе. Многие из величайших архитектурных памятников Византии, такие как новаторская купольная базилика Святой Софии в Константинополе, также были построены во время правления Юстиниана.
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский для императора Юстиниана, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул), 532–37 (фото: © Robert G. Ousterhout)
Константинополь (карта: Кэролин Коннор и Том Эллиот, Картографический центр Древнего мира, CC BY-NC 3.0)
По примеру Рима, в Константинополе было несколько открытых общественных пространств, включая главные улицы, fora , а также ипподром (поле для скачек на лошадях или колесницах с общественными местами) — в императоры и церковные чиновники часто участвовали в эффектных публичных церемониях, таких как процессии.
Христианское монашество, начавшее процветать в 4 веке, получило покровительство императора в таких местах, как гора Синай в Египте.
Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет (фото: Joonas Plaan, CC BY 2.0)
Мозаика апсиды с изображением Богородицы с младенцем, ок. 867, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Тем не менее середина 7-го века начала то, что некоторые ученые называют «темными веками» или «переходным периодом» в византийской истории.
. После подъема ислама в Аравии и последующих набегов арабских захватчиков Византия потеряла значительные территории, в том числе Сирию и Египет, а также символически важный город Иерусалим с его священными местами паломничества. Империя пережила упадок в торговле и экономический спад.
На этом фоне и, возможно, подпитываемом тревогой за судьбу империи, в Константинополе в 8-м и 9-м веках разгорелся так называемый «иконоборческий спор». Церковные лидеры и императоры спорили об использовании религиозных изображений, изображающих Христа и святых, некоторые почитали их как святые образы или «иконы», а другие осуждали их как идолов (подобно изображениям божеств в Древнем Риме) и, по-видимому, уничтожали некоторые из них. Наконец, в 843 г. церковь и имперские власти окончательно подтвердили использование религиозных образов и положили конец иконоборческой полемике, событию, впоследствии отмеченному византийцами как «Триумф Православия».
Средняя Византия: ок. 843–1204
В период после иконоборчества экономика Византийской империи росла, и она вернула себе некоторые территории, утраченные ранее.
С утверждением образов в 843 году искусство и архитектура снова расцвели. Но и византийская культура претерпела ряд изменений.
Средневизантийские церкви развивались на основе нововведений правления Юстиниана, но часто строились частными покровителями и, как правило, были меньше, чем крупные имперские памятники ранней Византии. Меньший масштаб средневизантийских церквей также совпал с сокращением масштабных публичных церемоний.
Соборная церковь, XI век, Осиос Лукас, Беотия (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0) мозаики и фрески. Но средневизантийские церкви в значительной степени исключают изображения флоры и фауны мира природы, которые часто появлялись в ранневизантийских мозаиках, возможно, в ответ на обвинения в идолопоклонстве во время иконоборческого спора. Помимо этих достижений в архитектуре и монументальном искусстве, с этого периода сохранились изысканные образцы рукописей, перегородчатой эмали, каменной кладки и резьбы по слоновой кости.
Средневизантийский период также характеризовался усилением напряженности между византийцами и западноевропейцами (которых византийцы часто называли «латинянами» или «франками»).
Так называемый «Великий раскол» 1054 г. обозначил растущие разногласия между православными христианами в Византии и католиками в Западной Европе.
Четвертый крестовый поход и Латинская империя: 1204–1261
В 1204 году Четвертый крестовый поход, предпринятый западноевропейцами, верными папе в Риме, свернул со своего пути к Иерусалиму и разграбил христианский город Константинополь. Многие художественные сокровища Константинополя были уничтожены или увезены в Западную Европу в качестве трофеев. Крестоносцы заняли Константинополь и основали «Латинскую империю» на территории Византии. Изгнанные византийские лидеры основали три государства-преемника: Никейскую империю на северо-западе Анатолии, Трапезундскую империю на северо-востоке Анатолии и Эпирский деспотат на северо-западе Греции и Албании. В 1261 году Никейская империя отвоевала Константинополь и короновала Михаила VIII Палеолога как императора, установив династию Палеологов, которая будет править до конца Византийской империи.
Маршрут и результаты Четвертого крестового похода (Канди, CC BY-SA 4.0)
Хотя Четвертый крестовый поход разжигал вражду между восточными и западными христианами, крестовые походы, тем не менее, способствовали межкультурному обмену, который очевиден в искусстве Византии и Западной Европы, и особенно в итальянской живописи периодов позднего средневековья и раннего Возрождения, на примере новых изображений святого Франциска, написанных в так называемом итало-византийском стиле.
Поздняя Византия: 1261–1453
Меценатство вновь расцвело после того, как византийцы восстановили свою столицу в 1261 году. Некоторые ученые называют этот культурный расцвет «палеологским ренессансом» (после правления династии Палеологов). Несколько существующих церквей, таких как монастырь Хора в Константинополе, были отремонтированы, расширены и щедро украшены мозаикой и фресками. Византийские художники также действовали за пределами Константинополя, как в византийских центрах, таких как Салоники, так и в соседних землях, таких как Королевство Сербия, где на фресках конца 13 века сохранились подписи художников по имени Михаил Астрапас и Евтихий.
и начала 14 вв.
Мозаика Феодора Метохита, приносящего церковь Хора Христу, монастырь Хора, Константинополь (Стамбул) ок. 1315–1321 гг. (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Однако Византийская империя так и не оправилась полностью от удара Четвертого крестового похода, и ее территория продолжала сокращаться. Призывы Византии к западноевропейцам о военной помощи перед лицом растущей угрозы турок-османов на востоке остались без ответа. В 1453 году османы окончательно завоевали Константинополь, превратив многие великие церкви Византии в мечети и положив конец долгой истории Восточной Римской (Византийской) империи.
Мечеть Сулеймание в Стамбуле, спроектированная Мимаром Синаном и открытая в 1557 году, находится под влиянием византийской архитектуры (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Андрей Рублев, Троица, ок. 1410 или 1425–27, темпера, дерево, 142 × 114 см (Третьяковская галерея, Москва)
Поствизантия: после 1453 г.
Несмотря на окончательный упадок Византийской империи, наследие Византии продолжалось.
