Культура серебряного века: кратко о главном
Многомудрый Литрекон любит поэзию серебряного века за ее новаторство и сложность, разносторонность и неординарность. Каждому из нас полезно изучить эту страницу культурной жизни страны, чтобы располагать ее инструментарием и применять эти знания в творческой работе.
Содержание:
- 1 История возникновения
- 2 Основные черты
- 3 Как проявился серебряный век?
- 3.1 В живописи
- 3.2 В науке
- 3.3 В литературе
- 3.4 В театре
- 3.5 В музыке
История возникновения
Российская культура насчитывает многовековую историю, формирующуюся и развивающуюся под влиянием различных социально-экономических и политических аспектов, сопровождавших Россию за всё время ее существования. Каждый новый виток в российской культуре возникал вместе с новыми явлениями в других сферах страны. Творения, которые возникли за все время активного развития культуры России, сейчас пользуются большой популярностью у людей самого различного возраста. Серебряный век русской культуры – один из самых известных веяний развития культуры России, его хронологически рамки – примерно конец XIX – начало XX века. Серебряный век протекал вместе с изменениями в политическом и экономическом устройстве России, несомненно, можно говорить о том, что на главных творцов того времени сильное влияние оказал именно контекст исторического развития России.
Развитие гражданского общества, научно-технический прогресс, политические события и многое другое – имели сильное влияние на дух и содержание культуры серебряного века. Первая российская революция, утрата роли церкви как главного источника духовного знания также способствовали развитию основных черт культуры серебряного века. Бурные изменения в общественном развитии предопределили дух нового этапа культурного развития.
Подробнее о возникновении серебряного века написано в кратком эссе.
Основные черты
Культура серебряного века затронула большое количество сфер жизни общества, наука, образование, живопись, литература, театр, скульптура, музыка – вобрали в себя все черты искусства серебряного века.
Основными чертами серебряного века можно назвать…
- духовные и творческие поиски людей;
- разрушение прежних духовных устоев, быстрое, динамичное развитие многих культурных составляющих.
- Также серебряный век характеризуется попытками внедрить в культуру несколько новшеств (в музыке, театре, живописи и литературе).
- Происходит интеграция российской культуры в мировую, культура становится более массовой.
Подробнее о признаках и особенностях серебряного века написано в данной статье.
Как проявился серебряный век?
В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.
В живописи
В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XX века объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.
В науке
В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.
Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом
В литературе
В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.
Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.
В театре
На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
В музыке
Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.
Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.
Автор: Михаил Сироткин
Художественная культура России «Серебряного века»
Все статьи сайта → Культурология → Культура России
«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX. В это время появляются такие художественные произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Л.Толстого, великим писателем становится А.П.Чехов, публикуются повести и рассказы В.Короленко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горького, Л.Андреева. Заявляют о себе ранней прозой И.Бунин, печатаются А.Куприн и В.Вересаев. В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А. Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет развитие мировой культуры на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразительном искусстве.
В художественной культуре России появляется большое количество направлений, группировок, объединений, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становится более свободным, личность художника все более раскрепощается. Многие писатели и художники предпринимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки критического реализма ослабевают.
Все это было подготовлено революционной ситуацией в России и буржуазно-демократической революцией 1905 г. Многие русские писатели обратились к драматургии как жанру литературного творчества, способного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.
Ставятся пьесы А.Толстого, М. Горького, А.Андреева, А.Чехова. «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее заметных драматургических произведений.
В культуре «серебряного века» большое место занимают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горький в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского, с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».
Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Космическим пессимизмом» отличается творчество Л.Андреева. Нотки безверия, отчаяния звучат в его произведениях, смыкая с писателями русского модернизма.
В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направление — модернизм. Он явился результатом поисков нового способа освоения мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу
. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.В первом десятилетии XX века, наряду с символизмом, появляется и
После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пессимизма. Это характерно для творческого пути Л.Андреева. Но постепенно намечался выход из декадентских творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира человека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.
Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Иванов, М.Зенькович в своем творчестве противопоставляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жизни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.
Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык улицы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.
Тенденции символистов проявились и в живописи. В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля. Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реальностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников
Следует подчеркнуть, что все эти процессы в художественной культуре России происходили в русле социально-исторического контекста. Основные темы этого времени: Россия и свобода, интеллигенция и революция. «Левые» направления в искусстве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангардизмом именовались те художественные течения начала XX века, которые стремились к коренному обновлению художественной практики, к разрыву с традициями, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы произведений, новые аспекты взаимоотношений художника с жизнью. Другие направления в русской художественной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художественным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».
Ряд художников в атмосфере послереволюционных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возникают и развиваются известные всему миру школы русского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича. В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших название «Бубновый Валет». В него входили П. П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал. Их творчество носило бунтарский характер, отличалось формальными исканиями, направленными против сложившихся норм художественного творчества.
В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное. Время между двумя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интеллигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных порядков и предчувствие перемен — характерная содержательная сторона русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX столетия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.
Две страшнейшие в истории человечества мировых войны, политические перевороты и революции, установление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.
Читайте также:
Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV-XV вв.)
Культура Московского государства
Культура Петербургской империи. Русская культура XIII века
Культура Петербургской империи. Культура России XIX века
Русская культура Советского периода
Серебряный век русской культуры: Антология Карла Р. Проффера
Шон
793 отзыва228 подписчиков
19 января 2018 г.Первоначально я запросил это через межбиблиотечный абонемент, поскольку он содержал единственный перевод книги Лидии Зиновьевой-Аннибал » Тридцать три мерзости», рассказ о декадентской эпохе, который мне было интересно читать. Хотя у меня не было времени прочитать всю книгу, здесь много отличного материала — очерки той эпохи, много стихов и прозы, даже пьеса — от разных авторов, и все они переведены на английский язык. Это было бы прекрасным дополнением к «Книге русского декаданса Дедала: извращенность, отчаяние и крах».
Некоторые из произведений здесь я уже читал в томе Дедала (Валерий Брюсов «Сейчас, когда я проснулся (Записки психопата)» и «Республика Южного Креста» — чтение подкаста которого я представил здесь ). «Ядовитый сад» Федора Сологуба — это, по сути, прямой пересказ «Дочери Рапаччини» Натаниэля Хоторна, перенесенный в современность и переосмысленный через призму декадентства/символизма. сад по соседству (очень приятная декадентская деталь — чрезмерно упорядоченный и точно разбитый сад ядовитых растений) в конце концов осознает, что она сама пропитана ядом, взращена с ним как часть своей естественной системы, чтобы использоваться в качестве агент мести богатым женихам со стороны ее отца-ученого, профессора Ботаника (мотивированного историей рабства и эксплуатации его семьи теми же богатыми классами). Но абсолютность ее красоты настолько завораживает, что студент все же выбирает смерть в любви, чем вообще никогда не любить ее. Декаданс, можно было бы возразить, это всего лишь поза романтизма, имеющая дело с реалиями, разочарованиями и вновь обретенными литературными свободами натурализма (неверные любовники, болезни, жадность, извращенность, неизбежность смерти) — последние предсмертные вздохи романтизма. и она черпает свою силу, как здесь, в том, что уделяет почти болезненное внимание (или создает вымышленные ситуации, чтобы использовать) трения, возникающие из контрастов (молодость/возраст, красота/опасность, любовь/секс, рациональность/мистицизм, обыденность/прогрессивность). ).
«Адам» Андрея Белого более символичен и чем-то напомнил мне «Дневник сумасшедшего» Николая Гоголя, поскольку мы следуем за Адамом Антоновичем Корейшем, возвращающимся, чтобы восстановить силы на ферме своего отца в деревне после того, как он был разбит по городской жизни. Адам — ненадежный рассказчик, странный параноик, склонный к загадочным бредам, который все больше отрывается от реальности (например, его повествование о своей первой ночи на ферме заканчивается тем, что он выезжает из комнаты на большой собаке только для того, чтобы читатель обнаруживает, что где-то там он заснул и погрузился в пьяный сон) и отводит себя и окружающих в символические и религиозные роли своего комплекса мессии, пытаясь справиться со своим бегством из современного мира «за черту» и «за границей», которые, по его мнению, подвели современного человека и которые вскоре приведут к «удалению символов» и концу света. Но, несмотря на неоднократные заверения, что «он знал, что делал» (приятное маленькое пишущее устройство), Адам, кажется, становится все более и более параноиком и бредовым человеком, в конце концов сбегая обратно в город после того, как (возможно) сжег ферму своего отца. Интересное исследование молодежи, стремящейся спасти Россию от самой себя, но обезумевшей от мании религиозных преследований.
«Тридцать три мерзости» интересны как одно из первых представлений о лесбиянстве (те прогрессивные читатели, которые могут читать только прошлые изображения угнетенных групп, которые по необъяснимым причинам также являются совершенно современными и незапятнанными предубеждениями, должны, вероятно, просто пропустить эту историю) в Русская литература — в данном случае в модусе декадентов — таким образом, сосредотачивается на болезненных и навязчивых качествах отношений между Верой (актрисой) и рассказчиком (прекрасной юной инженю, готовящейся стать актрисой). Вера чересчур драматична и собственнически, а у молодого рассказчика интересный, почти отстраненный и прагматичный взгляд на события, когда Вера берет ее под свое крыло, и у них начинается страстный роман. Есть самоубийство (бывший любовник Веры, который также является женихом рассказчика) и резкие перепады настроения Веры, когда молодая актриса соглашается быть написанной «Обществом 33 художников» (Вера беспокоится, что запечатление ее изображения в 33 портретах повредит юной актрисе в какой-то эстетической форме) и все заканчивается очередной смертью. Это было интересно, но в то же время очень расплывчато и временами трудно уследить.
С точки зрения литературы о сверхъестественном, «Ламия» Бориса Садовского примечательна своим декадентским подходом к теме вампиров, где молодого человека неоднократно посещает в его унылых покоях его мертвая любовь, которая хочет только питаться кровью из его грудь. История очень прямолинейна — слово «вампир» или любой родственный термин никогда не упоминается (кроме названия), а меланхолические, болезненные описания палат и скитаний молодого человека по заснеженным полуночным улицам очень эффектны. Я выкопал эту историю.
Зинаида Гиппиус (у которой были памятные «Луны-Муравьи» из тома «Дедал») представлена здесь очерком и рассказом «Он сошел» о тайном сельском собрании религиозных раскольников, практикующих как экстатические формы танец дервишей и (после экстаза и пророчеств) анонимный, почти оргиастический групповой секс в темноте. Это не представлено в непристойной или эксплуататорской манере — на самом деле очень прямолинейно и не описательно — и история сосредоточена на одной хорошей женщине, которая считает, что ее тайный любовник (хотя она знает, что это могло быть много мужчин) является ее духовным. жениха, назначенного небесами, и мучает желание узнать, кто это, и мучает ее потребность знать. Это не решено. Вероятно, представляет более глубокий интерес и проливает свет на тех, кто хорошо разбирался в религиозных движениях в России того времени (это заставило меня вспомнить «Последних мучеников» Брюсова из тома Дедала, рассказ о культе свободной любви и революции), но я нашел это интересно и без этих знаний.
«Летний зной» Павла Нилуса — веселая и здоровая эротическая история о молодом человеке, резвящемся в летней жаре в беседках со своими тремя двоюродными сестрами, поскольку атмосфера и температура начинают пробуждать в них сексуальные чувства. Какой-то очаровательный, правда.
«Театр души» (одноактная монодрама с прологом) Николая Евреинова — короткая пьеса, действие которой происходит внутри человеческой души (декорации театра состоят из огромной грудной клетки и сердца, которое было бы создано, чтобы пульсировать). и вибрировать), когда Рациональная и Эмоциональная части души борются за такие понятия, как любовь и верность, пока Бессознательная душа спит. После появления в гостях идеализированных и деградированных версий послушной жены души и его юной танцовщицы-любовницы, она драматично заканчивается дракой, убийством и самоубийством, а затем очаровательно причудливым уходом только что проснувшегося Подсознания. Прохладный! Как 1912 Русская версия HERMAN’S HEAD.
Здесь много поэзии, часть которой я читал, а часть пропустил (сноски, проходящие через «Поэму без героя» Анны Ахматовой, убедили меня, что у меня очень мало шансов уследить за ее рассказом). весь набросок круга художников и друзей, о котором она размышляла). «Двенадцать» Александра Блока представлены здесь в двух переводах лицом к лицу (я предпочел перевод Артура Клиффорда, а не Наташи Темплтон) и представляют собой приятный контраст слоев зимней ночи в городе (уличная жизнь, военные, юные влюбленные). и т. д.), но я не думаю, что моя русская история достаточно сообразительна, чтобы расшифровать окончательный образ Иисуса Христа, ведущего красную бригаду по снегу, преследуемого голодной собакой. «Соловьиный сад» Блока — прекрасное воплощение цикличности обольщения («на том месте, где когда-то стояла моя хижина, на тропу, которую я бороздил, стал спускаться рабочий с волом, гоняя перед собой очередного ослика») и его «За Анну Ахматову» очень сильно («Красота страшна, — скажут вам…»). Стихотворение без названия, начинающееся со слов «Она появилась из заката», имеет прямое отношение к декадентской роковой женщине (черные глаза и косы по сравнению со змеями). И хотя, как я уже сказал, я не взялся за «Поэму без героя» Ахматовой, мне понравились многие из ее более коротких пьес, а также другие предложенные.
Хорошая инвестиция (либо в деньгах — 12 долларов на букфайндере, либо во времени, потраченном на подачу заявки на межбиблиотечный абонемент) для тех, кто интересуется материалом.
- r-anth-dec-dno
Москва и Санкт-Петербург 1900-1920: Искусство, жизнь и культура русского Серебряного века — Джон Э. Боулт: 9780865651845
Богато иллюстрировано, Москва и Санкт-Петербург 1900 –1920 – это типичный путеводитель по яркому и влиятельному Серебряному веку России.
В этом элегантно написанном повествовательном обзоре Джон Э. Боулт проливает новый свет на Серебряный век России, период художественного возрождения, который процветал по мере ослабления могущества Российской империи. Большую часть творческой энергии можно отнести к символистскому движению, сторонники которого стремились преодолеть барьеры буржуазной цивилизованности и чей нетрадиционный образ жизни заставил некоторых критиков заклеймить их декадентами и дегенератами. Но, как заявил Сергей Дягилев, это был не нравственный или творческий упадок, а путь внутреннего открытия и переосмысления национальной культуры.
Богато оформленный том Боулта посвящен не только самым известным российским артистам этого периода — Дягилеву и Русскому балету, Игорю Стравинскому, Анне Павловой и поэтессе Анне Ахматовой, — но и менее известным движениям того периода — экспериментальному театру, новаторскому театру Николая Калмакова. живопись и произвольный танец, практикуемый последователями Дункана и Далкроза.
Похвала Москва и Санкт-Петербург :
«Эта книга будет служить справочным ресурсом… Это амбициозное англоязычное издание ставит своей целью охватить не только все художественные группы того времени, но и все аспекты русской Культура. Графический макет книги Джона Боулта сразу же делает очевидным явное распространение новых идей. Напряженный текст изображает смесь произведений, групп и отдельных лиц, слабо связанных с символистским движением, которые составляют обширное полотно. Ведущий специалист по русскому авангарду 20-го века, профессор Боулт обладает достаточной квалификацией, чтобы поместить серебряный век в контекст». ~ Художественная газета
«Этот богато иллюстрированный том отражает художественный взрыв Серебряного века в России.» ~ Russian Life
«(А)авторитетный праздник книги.» ~ The Irish Times
«Великолепно иллюстрировано, прекрасно оформлено…» ~ Shepherd Express
«Действительно основополагающая работа.