Культура при николае 2: Развитие науки и культуры в период правления императора Николая II

Россия, 1900-е годы. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ПОСЛЕДНЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ

Ренате Ульмер

Рубрика: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала: 

#3 2008 (20)

Задуманная как культурно-исторический проект, выставка «Россия, 1900-е годы» преследует своей целью представить малоизвестное в Германии русское искусство конца XIX — начала ХХ века. Оно развивалось одновременно с западноевропейским декоративно-прикладным искусством и литературным движением «Искусство стиля» (Stilkunst). Центральным для кураторов выставки является вопрос о специфике разных форм русского искусства того времени, о питавших их идеях и представлениях. Диалог между произведениями традиционного, народно-романтического направления и работами, демонстрирующими интернациональные, модернистские влияния делает экспозицию особенно разнообразной и чрезвычайно интересной.

На рубеже XIX и XX веков в период правления последнего российского императора Николая II в России происходили разнонаправленные драматические перемены: с одной стороны — кризисы и войны, а с другой — экономический рост и культурный расцвет. В искусстве этого переходного периода тесно переплелись традиция и современность. Поиск новых форм художественного выражения стал настойчивым требованием времени. Символизм, модерн, а также характерные для российского искусства романтизм и неопримитивизм, как в зеркале, отражали глубокие перемены, происходившие в империи и за ее пределами.

Непростые отношения между поборниками «русского пути» и теми, кто был ориентирован, скорее, на интеграцию в общеевропейские культурные процессы характеризуют развитие российского искусства той эпохи. Заново, а иной раз и впервые открытые славянофилами народные корни русской культуры, в особенности традиционное народное искусство, а также использование крестьянских мотивов в архитектуре и орнаменте достигают своего апогея в «неорусском стиле», типичные черты которого нашли отчетливое отражение во всех направлениях изобразительного искусства.

Достаточно упомянуть о том, что сила и поэзия древнерусских источников вдохновляли такого яркого представителя раннего авангарда, как Василий Кандинский.

 

Русский стиль

Одним из наиболее самобытных течений, охвативших все области искусства, явился русский национальный романтизм известный как «русский стиль». Многие художники того времени обращались в своем творчестве к древнерусским преданиям, традиционным произведениям народного искусства, народным ремеслам, типичным архитектурным формам и орнаментам — всему тому, что передавалось в семьях художественно одаренных крестьян и ремесленников из поколения в поколение. Близость к фольклору, опора на сказочные сюжеты и яркость цветовой палитры — одни из самых характерных особенностей русского искусства начала ХХ века.

Благодаря активной деятельности крупных меценатов поселки художников (Абрамцево, Талашкино) стали крупнейшими художественными центрами, вокруг которых собирались столь разноплановые мастера, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова. Созданные ими живописные, скульптурные, керамические, графические работы могут рассматриваться как русский вариант движения искусств и ремесел (artsandcraftsmovement) — британского направления декоративно-прикладного искусства конца XIX века, ставившего своей целью возрождение средневековых ремесел.

Внешний вид поселков художников, равно как и созданные там произведения, вызывают невольное сравнение с городком художников на холме Матильденхёе в Германии, ставшим источником принципиально новых для немецкого искусства глобальных идей, связанных, например, с национальным воплощением общеевропейского художественного стиля модерн.

 

Модерн — русский югендштиль

Одновременно с «русским стилем» в России возникло и вскоре «прорубило окно в Европу» еще одно примечательное течение в искусстве. Развиваясь в некоторой степени как подражание, а по большей части абсолютно независимо интерпретируя интернациональные тенденции, это художественное течение со всей отчетливостью заявило о себе в живописи, графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Ключевую роль в формировании новых принципов в русском искусстве сыграло петербургское объединение художников «Мир искусства». С 1898-го по 1904 годы оно издавало одноименный журнал, в котором печатались программные для данного направления материалы. В эту группу входили известные живописцы и графики: Филипп Малявин, Михаил Врубель, Иван Билибин и многие другие талантливейшие мастера, а возглавляли ее художник и сценограф Лев Бакст и Сергей Дягилев, прославившийся позже в качестве балетного импресарио.

Русский югендштиль, получивший в России название «стиль модерн», охватил (в соответствии с бытовавшим тогда идеалом универсального характера искусства) все области: живопись, графику, архитектуру, декоративное и прикладное искусство и сценографию. Основными заказчиками архитектурных проектов жилых домов и декоративного оформления интерьеров в стиле модерн были представители нарождающегося буржуазного сословия. Наряду с московскими особняками сохранились многочисленные эскизы построек и уникальная мебель, созданные, к примеру, известным архитектором Федором Шехтелем.

В других европейских странах также в это время развивались национальные разновидности символизма и югендштиля. Перекличка течений в искусстве возникла не случайно: множество русских художников посещали западные культурные метрополии, некоторые учились за границей.

 

Род Гессен-Дармштадт и Романовы

Холму Матильденхёе в Дармштадте словно самой судьбой было предначертано стать местом выставки на тему «Русское искусство в 1900-е годы». Русская часовня в известном на весь мир ансамбле в стиле модерн до сих пор служит памятником династическим связям великих герцогов Гессен-Дармштадтских и русского императорского дома. В 1894 году Николай II (1868—1918) женился на принцессе Аликс Гессенской (1872—1918). Это был не первый брак, породнивший российский императорский дом с семьей великих герцогов Гессенских: бабушка Николая, царевна Мария (1824—1880), также происходила из гессенского княжеского рода. Не следует забывать и о том, что еще в 1884 году старшая сестра принцессы Аликс Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея, дядю Николая II.

До 1912 года последний российский император и его семья неоднократно посещали Дармштадт.

Династические связи предполагали и культурные контакты. Так, на первой выставке дармштадского городка художников в 1901 году были представлены работы членов объединения «Мир искусства». В 1902-м член дармштадтского объединения архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) был приглашен с ответным визитом в Москву для участия в выставке «Архитектура и художественная промышленность нового стиля».

Еще один памятник архитектуры рубежа веков, красноречиво свидетельствующий о тесном родстве Дармштадта и России — русская церковь Святой Марии Магдалины на Холме Муз (Musenhugel). Она возведена на участке земли, подаренном великим герцогом Эрнстом Людвигом своему зятю, и освящена 8 октября 1899 года как приватная церковь русского императора. Архитектурный проект был разработан ректором санкт-петербургской Академии художеств, профессором Леонтием Николаевичем Бенуа по образцу ранних ярославских церквей.

Внешнее и внутреннее убранство храма являют собой выдающийся образец русского искусства 1900-х годов. Культурно-историческое значение сооружения определяется еще и тем, что все мозаики и настенная роспись были выполнены одним из самых авторитетных деятелей русской культуры той поры — Виктором Васнецовым.

При подготовке выставки первостепенное внимание уделялось русскому модерну, открывшему новые пути развития искусства. Никогда еще в подобном масштабе не экспонировались столь разнообразные принадлежащие к этому направлению экспонаты: архитектурные проекты, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, сценография, театральные костюмы. На выставке не только собраны эксклюзивные произведения искусства, но и представлены программы и манифесты как крупных, так и менее значительных художественных объединений. Исторические видеозаписи и фотоматериалы воссоздают атмосферу дореволюционной России на фоне политических, экономических и семейных конфликтов того периода.

В результате перед глазами зрителя встает своеобразная панорама русской культуры и искусства 1900-х годов.

Большая часть из 300 выставочных экспонатов предоставлена российскими музеями, в частности Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, Российской государственной библиотекой, Государственным музеем архитектуры имени А.В. Щусева, Русским музеем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, а также Центром Помпиду (Париж), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Музеем современного искусства в Страсбурге.

Русская православная часовня Матильденхёе, Дармштадт (фото: Ральф Байль)

Вид на Матильденхёе, Дармштадт (фото: Николаус Гайс)

Виктор ВАСНЕЦОВ. Мозаика апсиды с изображением восседающей на троне Богородицы с Младенцем Иисусом. 1902–1903
Эскиз. Музеи Московского Кремля

Аристарх ЛЕНТУЛОВ. Собор Василия Блаженного. 1913
Холст, масло, коллаж. 170,5×163,5. ГТГ

Царский балдахин. 1896
Фрагмент. Музеи Московского Кремля

Валентин СЕРОВ. Коронация Николая II. 1896
Холст, масло. 43×64. ГТГ

Одеяние герольда (плащ, шляпа, перчатки, манжеты). Конец ХIХ в.
Музеи Московского Кремля

Василий КАНДИНСКИЙ. Сцена из русской жизни. Около 1903–1904
Картон, темпера. 23×54,7. Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж

Елена САМОКИШ-СУДКОВСКАЯ. Портрет императрицы Александры Федоровны.

1903
Бумага, акварель. 31×21. Фонд Принца Гессенского. Замок-музей, Дармштадт

Карл ФАБЕРЖЕ. Настольное украшение из 5 секций с 40 миниатюрными яйцами. Начало ХХ в.
Серебро, позолота, эмаль, полудрагоценные камни. Фонд Принца Гессенского, Кронберг им Таунус

Михаил ВРУБЕЛЬ. Камин Микула Селянинович и Вольга. 1898–1900
Майолика. 225×275. ГТГ

Винный сервиз. Работа ювелирной артели, Москва. 1908–1917
Государственный Исторический музей, Москва

Интерьер русской часовни с видом на иконостас

Леонид ВЕСНИН. Особняк Н.Л. Тарасова. Москва, 1910
Пастель, уголь, акварель, бронза. 38,3×57,6. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Федор (Франц) ШЕХТЕЛЬ. Особняк Дерожинской. Эскиз садовых ворот и ограды. Около 1900
Карандаш, акварель. 40,2×80. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Неизвестный художник. Плакат «Военный заем»
Российская государственная библиотека, Санкт-Петербург

Лев БАКСТ. Костюм нимфы из балета «Нарцисс». 1911
Карандаш, акварель, бумага верже. 67,5×52,6. Музей современного искусства, Страсбург

Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Фото из архива Института Матильденхёе, Дармштадт

Император Николай II и Александра Федоровна с детьми. 1913
Фото из Государственного архива, Дармштадт

Императорская семья с придворными и гессенскими родственниками: в центре император Николай II, императрица Александра Федоровна и великий герцог Эрнст Людвиг. Замок Волфсгартен. 1910
Фото из Государственного архива, Дармштадт

Великий герцог Эрнст Людвиг, императрица Александра Федоровна, император Николай II, принцесса Ирэн, принц Генрих Прусский, великая княгиня Елизавета, великий князь Сергей, принцесса Виктория, принц Людвиг фон Баттенберг. 1903
Фото из Государственного архива, Дармштадт

Знатные европейские семьи на свадьбе Кобургов. 1894
Фото из Государственного архива, Дармштадт

Вернуться назад

Теги:

  • Стиль модерн |
  • Декоративно-прикладное искусство |
  • Русский стиль

Расцвет империи и взлёт национальной культуры: в Президентской библиотеке прозвучала музыка эпохи Николая II

В Президентской библиотеке состоялся очередной концерт музыкально-просветительского проекта «Музыка российской государственности», посвящённый эпохе последнего российского императора, – «Николай II. Расцвет империи».

Эпоху, в которую Россия ворвалась на мировую сцену и даровала всем великие имена, представили одна из самых виртуозных пианисток нашего времени Полина Осетинская, Международный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова и солисты ведущих петербургских театров, лауреаты международных конкурсов Анжелика Минасова и Владимир Целебровский. В исполнении знаменитых музыкантов прозвучали наиболее значительные сочинения русских композиторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского.

Время правления Николая II отмечено экономическим подъёмом и необычайным взлётом национальной культуры. Это был настоящий бум русского искусства в мире, пик популярности русских музыкантов, художников, балетных коллективов. Осознать масштаб эпохи можно, просто перечислив имена творцов того времени: Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Прокофьев, Шаляпин, Собинов, Нежданов. Мировое признание получили звёзды русского балета Павлова, Кшесинская, Нижинский… Одновременно с ними жили и творили художники Васнецов, Врубель, Репин, Серов, Левитан, Куинджи и др. Это погружение в обозначенную эпоху по традиции увлекательно вписал в музыкальную канву вечера историк и писатель Александр Мясников.

Гости концерта получили уникальную возможность ознакомиться с произведениями, авторами которых стали члены царской семьи. Романовы, как известно, были очень одарены и оставили немалое музыкальное наследие.

Сам Николай II музицировал на фортепиано. Своеобразным символом любви императорской четы к игре на фортепиано стал роскошно декорированный рояль, подаренный Николаем II Александре Фёдоровне. Параллельно с этим увлечением большим успехом пользовалось новое искусство – искусство кино. В 1911 году в Ливадии на суд императора была представлена первая в истории отечественного кино полнометражная кинолента режиссёра В. Гончарова «Оборона Севастополя», за которую Николай II удостоил режиссёра бриллиантовым перстнем. Император сам неплохо фотографировал, и все члены его семьи занимались фотографией, любили вместе составлять семейные фотоальбомы.

История творческого становления Полины Осетинской известна всему миру, а автобиография стала бестселлером. Она выступала в самых престижных залах мира, музицировала с Токийским филармоническим оркестром, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова, оркестром Веймарской национальной оперы и др. Некогда музыка, по признанию Полины, стала для неё разновидностью психотерапии. Сегодня Осетинская не только звезда мировой сцены и популяризатор классической музыки – она создательница центра, который помогает другим артистам справляться со специфическими профессиональными проблемами.

С аналогичной проблемой столкнулся в своей жизни и гениальный русский композитор Сергей Рахманинов. После тяжёлого потрясения от провала своей Первой симфонии в 1897 году Рахманинов впал в депрессию, от которой его излечил выдающийся русский врач Н. Даль. Кризис миновал, к композитору вернулась энергия, и в 1900 году он создал одно из самых жизнеутверждающих произведений, которое и посвятил своему спасителю, – Второй концерт для фортепиано с оркестром, абсолютный шедевр всех времён, по мнению публики и музыкальных критиков. Прошедшим вечером его исполнила в белоколонном зале Президентской библиотеки Полина Осетинская.

Организаторами цикла концертов «Музыка российской государственности» выступают Фонд международного фестиваля классической музыки «Дворцы Санкт-Петербурга» под руководством Марии Сафарьянц и Президентская библиотека. Проект «Музыка российской государственности» осуществлён с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Мероприятие транслировалось в режиме онлайн на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание».

 

Российская Империя | История, факты, флаг, расширение и карта

Российская Империя

Смотреть все СМИ

Дата:
2 ноября 1721 г. — 15 марта 1917 г.
Основные события:
Русская революция Русско-японская война Русско-турецкие войны Русская революция 1905 года Крымская война
Ключевые люди:
Петр I Екатерина Великая Сергей Юльевич, граф Витте Константин Петрович Победоносцев династия Романовых
Похожие темы:
славянофил Манифест освобождения декабрист западник
Похожие места:
Россия Москва Санкт-Петербург Киев

Просмотреть весь связанный контент →

Российская Империя , историческая империя, основанная 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1721 года, когда Российский Сенат пожаловал Петру I титул императора (императора) всея Руси. Отречение Николая II март 15 декабря 1917 года ознаменовался концом империи и ее правящей династии Романовых.

Узнайте о могущественном царском правлении огромной Российской империи, покрывающей одну шестую поверхности Земли

Посмотреть все видео к этой статье

Империя зародилась, когда русское дворянство искало новую родословную для своей монархии. Они нашли его в Михаиле Романове, молодом боярине (дворянине), избранном царем в 1613 году. Ранние Романовы были слабыми монархами. Коронованный в 17 лет, Михаил разделил престол в решающие годы своего царствования со своим отцом, патриархом Филаретом. Сын Михаила Алексис взошел на престол в 1645 году в возрасте 16 лет; он находился под сильным влиянием сначала Бориса Ивановича Морозова, а затем патриарха Никона. Федор III, которому на момент восшествия на престол в 1676 году было всего 14 лет, также уступил много власти фаворитам. Несмотря на это, все трое были народными царями, оставившими после себя хорошую репутацию в народе и которых славянофилы XIX в. ХХ века идеализировали русских монархов как образец. Правительство в этот период обычно находилось в руках лиц, которые по тем или иным причинам пользовались личным влиянием на царей. Народное недовольство обычно оборачивалось против этих фаворитов, а не против самого царя, например, во время городских восстаний (1648–50), приведших к ссылке Морозова, и великого крестьянского восстания (1670–71) под предводительством казака Стеньки Разина.

Теоретически русская монархия была неограниченной, да и вообще не было никаких гарантий, ни юридических, ни экономических, против произвола царской власти. На практике, однако, степень контроля, который он мог осуществлять над империей, была фактически ограничена размером страны, неадекватностью администрации и в целом несовременной концепцией политики. Вследствие этого подавляющее большинство жителей редко ощущало на себе тяжелую руку государства, которое ограничивало собственные полномочия поддержанием порядка и сбором налогов. Некоторые из мнимых подданных царя, такие как жители Сибири и казаки, жили вполне автономными общинами, лишь номинально подчиняясь царской власти.

Россия 1900: ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ИМПЕРИИ ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ

Ренате Ульмер

Артикул: 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Выпуск журнала: 

№3 2008 (20)

Выставка, задуманная как культурно-историческая, имеет целью представить малоизвестное в Германии русское искусство конца XIX-начала XX века, параллельно с западноевропейским декоративно-литературным движением «Stilkunst» ( Искусство стиля). Его внимание сосредоточено на уникальной русской интеграции различных форм искусства того периода вместе с идеями и мыслями, которые их вдохновляли и взращивали. Диалог между традиционными, фольклорными и романтическими произведениями и теми, которые демонстрируют интернациональные и модернистские влияния, увеличивает разнообразие выставки.

За время правления последнего русского царя Николая II в России происходили кардинальные перемены; кризисы и войны, с одной стороны, сопровождались периодом экономического роста и расцвета культуры. На рубеже 20-го века в Российской империи произошло много новых событий. Дореволюционное искусство России было искусством переходного периода, тесно связывавшим как традиции, так и современные проблемы. Поиски новых форм художественного выражения были глубоко укоренены в то время: символизм, модернизм, а также романтизм и характерный для русского искусства неопримитивизм были зеркалами, в которых находили отражение глубокие перемены, разворачивавшиеся как внутри Российской империи, так и за ее пределами. их отражение.

Сложные отношения между сторонниками самобытного «русского пути» и сторонниками западной культуры были характерной чертой развития русского искусства того периода. Народные корни, народное творчество, национальные мотивы в архитектуре и декоративном орнаменте, вновь открытые славянофилами, достигли наивысшего выражения в «неорусском» стиле, с его самобытными чертами, охватившими все виды искусства. Сила и поэтика древнерусские источники послужили источником вдохновения для таких представителей раннего авангарда, как Василий Кандинский.

Русский «национальный» Романтизм, известный также как «русский стиль», был одним из самых самобытных течений, нашедших свои проявления во всех видах искусства. В своих произведениях многие художники того времени обращались к темам древнерусских мифов и легенд, традиционным произведениям народного творчества, ремеслам, типичным и традиционным архитектурным и декоративным формам — всему, что передавалось из поколения в поколение. Близость к фольклору, сказочное содержание и яркие краски стали самыми узнаваемыми чертами русского искусства начала ХХ века.

Благодаря поддержке крупных меценатов колонии художников в Абрамцево и Талашкино стали ключевыми центрами искусства, куда тяготели такие художники, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова. Их единый цельный стиль работы, объединяющий художественные произведения и народные промыслы, стал русским вариантом британского «декоративно-прикладного» движения в декоративно-прикладном искусстве конца XIX века с целью восстановления средневековых ремесел.

Стиль этих колоний художников и созданные ими работы напоминают колонию художников (Kunstlerkolonie) в Матильденхоэ в Германии, которая служила источником глобальных идей и стала известна благодаря работам мастеров того периода — даже хотя в конечном итоге их искусство стало воплощением модерна во всех его проявлениях.

Одновременно с русским стилем существовало еще одно направление в искусстве, которое развивалось и окончательно пробивалось в Европу. Развиваясь отчасти как подражание, а отчасти как совершенно самостоятельная интерпретация мировых тенденций, это движение ярко проявилось в живописи и графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Точно так же национальные версии символизма и югендстиля (немецкого модернизма) развивались в других странах Европы. Такое совпадение художественных направлений не было случайным: многие русские художники посещали западные культурные центры, а некоторые получали образование за границей.

Петербургское общество художников «Мир искусства» сыграло ключевую роль в формировании новых принципов русского искусства. Между 1899 и 1904 годами это общество издавало одноименный журнал «Манифест». В группу художников и сценографов Льва (Леона) Бакста и будущего балетного антрепренера Сергея Дягилева входили такие известные живописцы и художники, как Филипп Малявин, Михаил Врубель, Иван Билибин.

Таким же образом и в соответствии с идеалами всеобщего характера искусства того времени русский югендстиль, получивший в России название модернизма, охватывал все виды искусства — живопись, графику, архитектуру, декоративно-прикладное искусства, и особенно в России, театра. Представители подающего надежды буржуазного класса были аудиторией и заказчиками архитектурных планов жилых домов и модернистского декоративного оформления их интерьеров. Наряду с такими московскими модернистскими особняками до наших дней сохранились многочисленные эскизы и мебель, созданные известным архитектором Федором Шехтелем.

 

Династия Гессен-Дармштадт и Романовы

Кажется, Матильденхоэ в Дармштадте должен был стать местом проведения этой выставки русского искусства 1900-х годов. Русская капелла во всемирно известном модернистском ансамбле продолжает служить памятником династическим связям Великого Герцогства Гессен-Дармштадт и Российского Императорского Дома. В 1894 году последний российский царь Николай II (1868–1918) женился на принцессе Аликс Гессенской (1872–1819).18). Однако это был не первый брак, сближавший Романовых и правителей Великого княжества Гессен: бабушка Николая, принцесса Мария (1824–1880), была из рода Гессенского герцогства.

А в 1884 году, еще до того, как принцесса Аликс стала частью Российской Императорской семьи, ее старшая сестра Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея, дядю Николая. До 1912 года императорская семья часто посещала Дармштадт.

Такие династические связи неизбежно влияли на культурные контакты. Так, первая выставка Дармштадтской колонии художников в 19В 01 вошли работы художников группы «Мир искусства». В 1902 году Йозеф Мария Ольбрих был приглашен с ответным визитом в Москву для участия в выставке «Модернистская архитектура и искусство нового стиля».

Русская часовня св. Марии Магдалины, одно из самых выдающихся сооружений на холме Матильденхоэ — Музе, — еще один архитектурный памятник, ярко свидетельствующий о тесных связях Дармштадта и России в конце 19 — начале 20 веков. Часовня в Дармштадте была построена на земле, подаренной великим герцогом Эрнстом Людвигом своему зятю и 8 октября 189 г.9 он был освящен как личная часовня русского царя. Он был спроектирован профессором Леонтием (Николаевичем) Бенуа, ректором Санкт-Петербургской Академии художеств (1856-1928) в стиле ранних ярославских церквей. Внешнее убранство и внутреннее убранство часовни представляют собой выдающийся образец русского искусства 1900-х годов. Культурно-историческое значение она приобрела при активном участии Виктора Васнецова (1848-1926), одного из самых авторитетных русских художников рубежа 20-го века, который написал все мозаики, росписи и фрески в часовне.

Особое внимание на выставке уделяется тем направлениям русского модернизма, которые открыли новые направления развития искусства. Различные архитектурные проекты, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, принадлежащие этому движению, впервые экспонируются в беспрецедентном масштабе. На выставке собраны не только уникальные произведения искусства, но и манифесты крупнейших художественных обществ, студий и творческих коллективов. Исторические видеоматериалы и фотоматериалы воссоздают атмосферу России времен последних императоров на фоне политических, экономических и семейных конфликтов того периода. В результате перед посетителем открывается весьма оригинальная панорама русской культуры и искусства XIX в.00с.

На выставке представлено около 300 экспонатов, представляющих такие виды искусства, как живопись, рисунок, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, сценография, фотография, а также мебель, костюмы и одежда. Большая часть произведений предоставлена ​​музеями России, в частности, Третьяковской галереей (Москва), Государственным историческим музеем (Царицыно, Москва), Российской государственной библиотекой (Москва), Музеем архитектуры имени Щусева (Москва), Русским музеем Этнографии (Санкт-Петербург), Русского музея театра и музыки (Санкт-Петербург), Музеев Кремля (Москва), а также из Центра Жоржа Помпиду и Музея Орсе в Париже, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музей современного и современного искусства в Страсбурге.

Иллюстрации

Русская православная часовня Матильденхёэ, Дармштадт (фото: Ральф Бейль)

Панорама Матильденхёэ, Дармштадт (фото: Николаус Хейсс)

Виктор ВАСНЕЦОВ. Мозаика апсиды с изображением Пресвятой Богородицы на Престоле с Младенцем Христом. 1902–03
Из кабинета художников Музеи Московского Кремля

Аристарх ЛЕНТУЛОВ. Собор Василия Блаженного. 1913
Холст, масло, коллаж. 170,5×163,5 см. Третьяковская галерея

Королевский балдахин. 1896
Фрагмент. Верх балдахина вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Музеи Московского Кремля

Валентин СЕРОВ. Коронация Императора Николая II . 1896
Холст, масло. 43×64 см. Третьяковская галерея

Одежда герольда (накидка, шапка, перчатки, браслеты). Конец XIX века
Музеи Московского Кремля

Василий КАНДИНСКИЙ. Русская сцена. с. 1903–04
Картон, темпера. 23×54,7 см. Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж

Елена САМОКИШСУДКОВСКАЯ. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1903
Бумага, акварель. 31×21 см. Фонд Гессенского дома, Замок-музей Дармштадт

Карл ФАБЕРЖЕ. Декоративный элемент из 5 частей с 40 миниатюрными яйцами. Начало 20 века
Серебро, позолота, эмаль, разные полудрагоценные камни. Фонд Гессенского дома, Кронберг-ин-Таунус

Михаил ВРУБЕЛЬ. Микула Селянинович и Волга, Камин. 1898–19:00
Майолика. 225×275 см. Третьяковская галерея

Винный сервиз. Изготовлено ювелирной артелью, г. Москва. 1908–1917
Исторический музей, Москва

Интерьер русской часовни с видом на иконостас

Леонид ВЕСНИН. Вилла Н.Л. Тарасов. Москва, 1910
Пастель, уголь, акварель, бронза. 38,3×57,6 см. Музей Архитектуры, Москва

Федор (Франц) ШЕХТЕЛЬ. Вилла Дерожинской. Эскиз садовых ворот и забора, гр. 1900
Карандаш, акварель. 40,2×80 см. Музей Архитектуры, Москва

Неизвестный художник. Плакат «Военный заем»
Российская государственная библиотека, Санкт-Петербург

Леон БАКСТ. Костюм нимфы из балета «Нарцисс». 1911
Карандаш, акварель, мелованная бумага. 67,5×52,6 см. Музей современного искусства, Страсбург

Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Фото из архива Института Матильденхоэ, Дармштадт

Император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми. 1913
Государственный архив, Дармштадт

Королевская семья с небольшим двором и родственники Гессена – в центре: император Николай II, императрица Александра Федоровна и великий князь Эрнст Людвиг, замок Вольфсгартен, 1910
Государственный архив, Дармштадт

Эрнст Людвиг, императрица Александра Федоровна, Император Николай II, Принцесса Ирина, Принц Генрих фон Преуссен, Великая Принцесса Елизавета, Великий Русский Князь Сергей, Принцесса Виктория, Принц Людвиг фон Баттенберг, 1903 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *