Куликовская битва детям 4 класс: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»

Учитель начальных классов: Лысенко Н. А.

Тема. Куликовская битва.

Цели: 
— познакомить учащихся с одним из важных событий, происходивших в истории русского народа- Куликовской битвой. Выяснить значение Куликовской битвы в истории Древней Руси;

— сформировать представления о подвигах защитников Руси;

-сформировать представления о князе Дмитрии Донском, о его роли в истории России;

— учить анализировать исторические события, делать выводы, давать свою оценку событиям, определять их последовательность; устанавливать причинно-следственные связи; учить работать с разными источниками информации;
 — воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну.

Формируемые УУД :

Личностные УУД

– интерес к познанию окружающего мира;

– осознание своей гражданской позиции: «Я» как гражданин России, чувства соп­ричастности и гордости за свою Родину, за свой на­род и историю;

– оценка одноклассников на основе задан­ных критериев успешности учебной деятель­ности;

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в пла­нировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунка­ми, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей ра­боты учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

– осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового материала, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

– находить в содружестве с одноклассника­ми разные способы решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД

– выбирать речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учеб­ной задачей;

–использовать средства устной ре­чи для решения различных коммуникатив­ных задач;

– задавать вопросы, для данной си­туации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Наш урок я хотела бы начать словами Николая Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства». С-1

-Как вы понимаете это выражение?

( Наша Родина – это часть нас самих. Родина – это наша душа. Без неё мы не мыслим своё существование. Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого человека. А значит и его достоинства, чести,)

  1. Актуализация опорных знаний.

-Прежде, чем узнать о чём пойдёт сегодня речь на уроке, давайте вспомним, о том, что мы узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю разделиться на 3 группы (каждая группа получает карточку с отличительным признаком какого-то события, затем один представитель от каждой команды отвечает на вопрос карточки)

1группа 2 группа 3 группа

1237 год 1240 год 1242 год

Монголо-татары шведы немецкие рыцари-крестоно

сцы

Хан Батый С-З Руси Чудское озеро

Рязань,Козельск Нева битва на льду

Золотая Орда С-2 Князь Александр С-3 Александр Невский С-4

4 (рассказ-сообщение от каждой группы)

-Молодцы, продолжим дальше.

Учитель:-Итак, в 13 веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде на долгие годы. Нам удалось отстоять лишь северо-западную часть Родины. Из ваших сообщений мы знаем, что русские войска разбили шведов на реке Неве, немецких рыцарей— крестоносцев на Чудском озере.

—Тяжело пришлось русскому люду. Но постепенно они стали возвращаться на родные пепелища и налаживать свою жизнь заново.

—Какая территория на Руси была более безопасна для проживания? Почему?

(северо-восточная, т.к. она была наиболее удалена от Золотой Орды)

  1. Блиц-опрос. С-5

1) Какой город стал центром объединения русского княжества? С-6

А) Суздаль Б) Москва В) Киев

2) При каком князе произошло это событие?

А) Невский Б) Долгорукий В) Калита

(Назовите полное имя этого человека: московский князь Иван Данилович, внук Александра Невского)

3). Что в переводе с древнерусского означает слово» калита»?

А) кошель с деньгами Б) головной убор В) калитка

—Почему у него было такое прозвище?

(князь был бережлив, но не жаден; носил на поясе кошель с деньгами, из которого подавал нищим)

4 )Из чего стали возводить соборы при Иване Калите?

А ) из дуба Б) из белого камня В) из кирпича

5) Как называлось место торговли возле Кремля? С-7

А) базар Б) рынок В) торжище

6) Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

А) не изменилась Б) стала больше, чем была В) стала меньше, чем была.

7) Что получили в наследие московские князья от Ивана Калиты?

А) золотое кольцо Б) шапку Мономаха В) соболью шубу

-Давайте подведём итог: Чем же прославился в истории Иван Калита?

1) Он на 40 лет остановил разгромы от ордынцев. За это время Русь смогла собрать силы для отпора врагу.

2) И. Калита заслужил доверие хана и сам собирал дань с русских князей, при этом оставляя значительную долю в собственной казне.

3)Значительно расширил территорию Московского княжества.

4) Построил надёжный Кремль из белого камня вместо дубового. С-8

IV. Эмоциональный настрой на урок. С-9

В народе говорят: культурным человеком можно считать того, кто знает историю своего народа и своей Родины. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее, а далее — уметь предвидеть будущее. Этому и служат уроки окружающего мира, которые посвящены историческим событиям.

  1. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы и цели.

-Сегодня нам предстоит узнать ещё об одном историческом событии, о героических подвигах наших предков, которыми мы можем гордиться.

—Попробуйте из данных слогов сложить название битвы и вы узнаете тему урока( КА,КОВС, КУ, ЛИ, Я ) С-10,11

V. Целеполагание.

Учитель : —На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы?

—Узнать о битве, с кем она была, почему произошла, где произошла, кто победил в этой битве?

VI. Изучение новой темы.

У:—Итак, наступил 1380 год. Давайте подсчитаем, сколько лет прошло от начала монгольского ига на Земле русской? Как будем считать? (1380 – 1237= 143года)

С-12

—Не раз поднимался русский народ против Золотой Орды. Но силы были неравные. В ту пору, там тоже было не всё гладко. В Золотой Орде шла борьба за власть. Одним из сильнейших правителей оказался — Мамай. Из- за этих распрей некогда могущественная Золотая Орда стала приходить в упадок.

С-13

Московским престолом в это время правил внук Ивана Калиты—Дмитрий Иванович. Он перестал считаться с волей хана и отсылал дани всё меньше и меньше. Давайте проследим по таблице как развивались дальше события. Для этого нужно соединить части предложений из разных столбцов. С-14

1). В первые десятилетия после похода хан Батыя на Русь…

…стали меньше собирать дань и отправлять её хану с задержкой.

2). Со времён Ивана Калиты…

…сбором дани занимались монгольские баскаки.(сборщики налогов)

3). Во время княжения внука И.Калиты Дмитрия Ивановича…

…русские сами собирали дань со своих земель.

(Таблица с правильными ответами) С-15

— Что же изменилось во время правления Дмитрия Ивановича? (Он осмелился и перестал платить дань!)

—О каких качествах характера говорит этот поступок? Найдите их в пословицах- подсказках, которые лежат у вас на столах.

(—Лучше биться орлом, чем жить зайцем. С-16

—Смелость города берёт.

—Храбрец в день битвы познаётся.) Ответы: смелость, храбрость, отвага

Учитель:—Можете ли вы предположить, как на это отреагировали татары?

—Мамай пришёл в ярость. Он решил проучить непокорного князя и наказать русский народ, чтобы у них не было даже мысли сопротивляться ханской воле. Они понимали, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай войско. С-17

Летом 1380 года стало известно, что огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь.

Дмитрий Иванович прекрасно понимал, что одному княжеству не одолеть монголов, для этого нужно объединяться. А что он для этого предпринял, мы узнаем из учебника (на стр.70 со слов…тотчас по приказу великого князя…. до слов…для отпора врагу…)

—Что мы узнали из этого отрывка? (князь собирает на битву всю Русь)

—О каких качествах князя это говорит? Посмотрите вновь на пословицы- подсказки, выберите главное: С-18

(—Ум дороже золота.

—Разум силу победит.

—У умной головы сто рук.) Ответы: мудрость , разум, ум…

Учитель: —За 30 дней собралось такое войско, какое не собиралось до этого на Руси.

Давайте снова обратимся к учебнику и дочитаем сведения на стр.70 (…и потянулись к Москве……. О защите Русской земли)

У:—Незадолго до выступления войск против Мамая, Дмитрий Иванович отправился за советом к церковному игумену Свято-Троицкого монастыря –Сергию Радонежскому за благословением на бой. С-19

С-20

(Учитель: Сергий радушно встретил князя и долго беседовал с ним. И у толпы притихшей на глазах, встал Дмитрий перед игуменом на колени и получил напутственные слова .А на ухо Сергий прошептал: «Иди, да не коснётся сердца страх! Ты победишь!» Таким образом (Что получил князь от игумена?) ОН получил благословение от преподобного С. Радонежского.

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов—Пересвета и Ослябю. С-21

О каких качествах говорит ТО,ЧТО Дмитрий перед боем пришёл к С. Радонежскому за благословением? Обратимся вновь к пословицам

( Человек предполагает, а Бог располагает.

Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море. С-22

Не по нашему хотенью , по Божьему изволенью) Ответы: вера в Бога

С-23

Учитель: -После благословения князь Дмитрий незамедлительно повёл своё войско навстречу Мамаю.

В начале сентября 60 тыс. воинов под знамёнами Дмитрия вышли к реке Дон. Со стороны Мамая выступило 90 тыс. воинов.

С-24

На Куликовском поле, расположенном между Доном и его притоком- рекой Непрядвой 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

С-25

По обычаю тех времён, все крупные сражения должны были начинаться с поединка двух самых сильных воинов противоборствующих сторон. В это время войска наблюдали за поединком. Войско победившего начинало первым сражение. Из вражеских рядов выехал на поединок Челубей, из русских — Пересвет. Пронзив друг друга копьями оба поединщика пали мёртвыми. Однако победа осталась за Пересветом. Его конь смог довезти его до русских войск, а Челубей оказался выбитым из седла. И сразу началась жестокая сеча.

Как же проходила битва?(читает 1 ученик стр.72….страшны были удары копий…..)

Учитель: Войско Мамая было разбито. С-26

Страшное зрелище представляло собой Куликовское поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые. Много славных воинов полегло на том поле. Всё оно было пропитано кровью. Восемь дней хоронили погибших.

С-27

Князя Дмитрия нашли лежащего без сознания. Видно его оглушили ударом палицы или меча.

У:— Русские войска одержали победу! Эта победа досталась нам дорогой ценой. Русские полки возвращались домой со славой. Князь Дмитрий со своим войском въехал в Москву торжественно, под колокольный звон.

С-28

—С этой победой у нашего народа появилась надежда на то, чтобы навсегда освободиться от рабства ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси! С-29,30

В память о победе на Дону русский народ стал называть молодого 35-ти летнего князя Дмитрием Донским. С-31

—Но ,это была ещё не окончательная победа над монголо-татарами…только спустя 100 лет, русские люди обрели полную независимость от Орды. Враг всё ещё был силён и продолжал свои набеги и сбор дани. Но он уже боялся мериться силами в больших сражениях.

С-32

Учитель: В память об этой победе русский народ установил памятник на Куликовском поле.

  1. Закрепление изученного.

—А теперь давайте подведём итог урока:

1)О каком сражении мы сегодня с вами говорили? (О Куликовской битве)

— Как звали князя, который возглавил поход против войска Мамая?

( Дмитрий Донской)

-Кто поддержал и благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с ордынцами?

(игумен Сергий Радонежский)

— Назовите дату битвы между ордынским войском Мамая и русской ратью?

(8 сентября 1380 г.)

-Как звали русского богатыря, первым вступившего в бой?

( Пересвет)

-Кто победил в Куликовской битве?

(русские воины)

2)Какое значение имела Куликовская битва для русского народа? (Выросло доверие народа к Московскому князю; эта победа дала веру народу в то, что зависимость от Орды не будет вечной; люди поверили в свои силы; русские князья поняли, что можно бороться с врагом только сообща, всем вместе). Сила русского народа в его единстве.

Итог: 1)Куликовская битва навсегда останется в памяти русского

народа.

2) Пока мы будем хранить в наших сердцах память о героях земли русской, жить , как они-с любовью к своей Родине—будет жить счастливо и наш народ, и наша страна.

—А теперь скажите, на все ли вопросы, поставленные в начале урока вы получили ответ?

—Закончить урок мне бы хотелось словами военного лётчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама с собой.

Твои народы вместе—сила!

Никто не справится с тобой! С-33

YI. Рефлексия.

— Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы считаете, что у вас все получилось, вам было легко — поднимите зеленый кружок. Если вы испытывали небольшие затруднения, поднимите жёлтый. А если вы считаете, что вам было очень трудно – красный.

Рисунок куликовская битва — 72 фото

Куликовская битва


Эпизод Куликовской битвы рисунки


Куликовская битва поединок Пересвета с Челубеем


Иллюстрация к Куликовской битве 4 класс


Эпизод Куликовской битвы


Куликовская битва для срисовки


Рисунок Куликовская битва 4 класс


Эпизод Куликовской БИТВЫВ 4 К


Куликовская битва рисунок 1 класс


Нарисовать Куликовскую битву 4 класс


Эпизод Куликовской битвы


Рисунок Куликовская битва 4 класс


Рисунок Куликовская битва 4 класс


Битва Александра Невского Ледовое побоище рисунки


Раскраски Куликовская битва Челубей


Куликовская битва рисунок


Рисунок на историческую тему


Куликовская битва художник Перцов


Куликовская битва раскраска для 4 класса


Куликовская битва рисунок


Ледовое побоище рисунки детей


Стенгазета Куликовская битва


Куликовская битва разукрашка


Евпатий Коловрат Куликовская битва


Проиллюстрируйте один из эпизодов рассказа битва на реке фат


Эпизод Куликовской битвы


Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный Жанр.


Куликовская битва черно белая


Атака скифской конницы


Бородинское сражение Бородино рисунок


Куликовская битвааскраска


Куликовская битва нарисовать легко и просто в садик


Батальные сцены Куликовская битва


Куликовская битва. Художник Шмаринов


Битва рыцарей раскраска


Раскраска богатырь Илья Муромец


Битва при Чивитате


Куликовская битва коллаж


Дмитрий Донской Куликовская битва черно белая


Александр Невский Ледовое побоище рисунок


Батальная композиция у истоков исторического жанра


Куликовская битва


Куликовская битва и Ледовое побоище


Куликовская битва разукрашки


Раскраска сражение Куликовская битва


Исторические комиксы


Золотая Орда Куликовская битва


Лёгкие иллюстрации к Бородино


20 Сентября Куликовская битва


Куликовскябитва миниатюра


Куликовская битва раскраска


Богатыри. Раскраска


Исторические раскраски


1380 Год Куликовская битва


Картина Павла Рыженко победа Пересвета


Александр Невский Ледовое побоище рисунок


Михаил Авилов «поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 1943 г.


Раскраски рыцарей и богатырей


Шмаринов Куликовская битва


Липицкая битва 1176


Ледовое побоищекуликовкая битва


Игорь Дзысь Монголы


Дмитрий Донской 1380 год- Куликовская битва


Куликовская битва. Художник Шмаринов


Куликовская битва Палех


Юрий Долгорукий


Художник Аверьянов Куликовская битва


Александр Пересвет Куликовская битва


Назарук Куликовская битва


Бородинское сражение рисунок


Тема Бородино Бородинская битва


Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Россия отмечает 640-летие Куликовской битвы трехдневным фестивалем -day-festival-1080540934.html

Россия отмечает 640-летие Куликовской битвы трехдневным фестивалем

Россия отмечает 640-летие Куликовской битвы трехдневным фестивалем

С 19 по 21 сентября Россия к 640-летию Куликовской битвы, одного из важнейших военных конфликтов в истории страны… 22.09.2020, Sputnik International

2020-09-22T19:19+0000

2020-09-22T19:19+0000

2020-09-22T19:19+0000

90 002 /html/head/meta[@name= ‘og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn1.img.sputnikglobe.com/img/07e4/09/ 16/1080540631_0:73:2791:1652_1920x0_80_0_0_4c0f6adb0eb1fb75ac8a44aa6ecaf3b9.jpg

2

россия

Sputnik International 9000 3

[email protected]

+74956456601

МИА «Россия сегодня»

2020

Sputnik International

[email protected]

+74956456 601

МИА «Россия Сегодня»

Новости

en_RU

Sputnik International

обратная связь@ sputniknews. com

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

1920

1080

правда

1920 9 0003

1440

правда

https://cdn1.img.sputnikglobe.com/img/07e4/09/16/1080540631_0:0:2791:1756_1920x0_80_0_0_d3c7be3534ea1c84907e2a467063f 02c.jpg

1920

1920

true

Sputnik International

обратная связь @sputniknews.com

+74956456601

МИА «Россия сегодня»

Sputnik International

фото, россия

фото, россия

Во время боя силы командование великого князя Дмитрия Донского разгромило Золотую Орду, наследник Монгольской империи.

В этой галерее Sputnik показывает некоторые из ярких моментов празднования этого года, отправляя участников в путешествие во времени.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкМеждународный фестиваль исторической реконструкции, один из старейших фестивалей России, проводится на Куликовом поле ежегодно уже более 25 лет.

1/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Международный фестиваль исторической реконструкции, один из старейших фестивалей России, проводится на Куликовом поле ежегодно уже более 25 лет.

.

© Sputnik/Илья Питалев Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Поле, где более шести веков назад русские войска сражались с воинами Золотой Орды, находится в 180 километрах к югу от столицы Москва,

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкУчастники фестиваля и люди, принимавшие участие в реконструкции битвы, получают уникальную возможность совершить путешествие в прошлое и узнать о традициях и быте средневековья.

3/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Участники фестиваля и участники реконструкции битвы получают уникальную возможность совершить путешествие в прошлое и узнать о традициях и жизнь в средние века.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанк Организаторы и участники фестиваля по археологическим источникам воссоздают костюмы, кухню, поделки двух сторон, участвовавших в битве.

4/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Организаторы и участники фестиваля по археологическим источникам воссоздают костюмы, кухню, поделки двух сторон, участвовавших в битве.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкВ течение трех дней фестиваля гостей приглашают на концерты, выставки и ярмарку.

5/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

В течение трех дней фестиваля гостей приглашают на концерты, выставки и ярмарки.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанк Желающие могут попробовать свои силы в обращении со средневековым оружием и освоить боевые приемы.

6/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Приглашаем всех желающих попробовать себя в обращении со средневековым оружием и освоить боевые приемы.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкСамое главное и долгожданное событие фестиваля — историческая реконструкция битвы, изменившей ход истории России.

7/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Самое главное и долгожданное событие фестиваля — историческая реконструкция битвы, изменившей ход истории России.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкВначале зрителям показывают поединок между Александром Пересветом и монгольским чемпионом Челубеем, который предшествовал главному сражению.

8/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Сначала зрителям показывают поединок между Александром Пересветом и монгольским чемпионом Челубеем, который предшествовал главному сражению.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкЗатем актеры, представляющие войска под командованием великого князя Дмитрия Донского, противостоят войскам хана Мамая.

9/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Затем войскам хана Мамая противостоят актеры, представляющие войска под командованием великого князя Дмитрия Донского.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкПодготовкой реконструкции занимаются более 30 военно-исторических клубов, чтобы обеспечить историческую достоверность и достоверность.

12/10

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Более 30 военно-исторических клубов участвуют в подготовке реконструкции для обеспечения исторической достоверности и достоверности.

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкГости и участники фестиваля на три дня отправятся в прошлое, поживут и развлекутся так, как жили люди шесть веков назад

12/11

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

гости и участники фестиваля на три дня отправятся в прошлое и будут жить и развлекаться, как и шесть веков назад

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в медиабанкПраздники и фестиваль организованы Министерством культуры России, Военно-историческим обществом, правительством Тульской области (где находится Куликово поле) и Музеем Куликова поля.

12/12

© Sputnik / Илья Питалев

/

Перейти в медиабанк

Организаторами праздника и праздника являются Министерство культуры РФ, Военно-историческое общество, правительство Тульской области (где находится Куликово поле) и Музей Куликова поля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *