Египетский бог сет: Сет Бог Древнего Египта

Сет Бог Древнего Египта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Самый известный древнеегипетский миф – это история об Осирисе, Исиде, Горе и Сете, о борьбе Гора, сына Осириса, со своим дядей Сетом, убившем брата ради власти. В египетском мифотворчестве бог Сет изображен первым, кто пролил кровь, а жертвой стал его собственный брат Осирис.

Сет и Нефтида,
XIV век до нашей эры, Лувр

Бог Сет, копия
периода Нового царства

Всем хорошо известна история о Сете, боге войны и хаоса, злодейски погубившем своего брата Осириса. Однажды Сет устроил в своем дворце пышный пир, на который пригласил Осириса.

Во время пиршества в зал внесли сундук-саркофаг, украшенный золотом и драгоценными каменьями. Сет объявил, что подарит этот восхитительно отделанный сундук-саркофаг тому, кому он будет впору. Ни одному из гостей размер саркофага не подошёл. Тогда Сет предложил попробовать сделать это Осирису. Едва тот улегся в сундук, как Сет захлопнул крышку и повелел залить её свинцом, а затем бросить саркофаг с Осирисом в воды Нила. Осирис погиб. А Сет объявил о начале своего царствования на земле.

Однако Сет не всегда был злым богом. В Древнем царстве (3150-2613 годы до нашей эры) Сет был самым любимым божеством древних египтян. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов. В этот период Сет наряду с Гором считался богом-покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии, например сочетание имен Сета и Гора в те времена означало «царь». В первые века Нового царства имена «Сети» носили многие фараоны XIX династии (Сети, Сетнахт и другие), а имя Сета сопровождал эпитет «могучий».

Культ Сета особенно процветал в северо-восточной дельте Нила, также в Омбосе вблизи Накада, Ком-Омбосе, Гипселе, египетских оазисах Дахла и Харга.

Сет, Египетский пантеон

Сет, амулет 18 династии Египта, Лувр

Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа, который пытался поглотить солнце. Апоп смог усыпить всех, кто был в лодке Ра, кроме Сета. Тот смог побороть сон и добиться того, чтобы солнце вновь засияло на небосводе. Согласно легенде Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало – как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В мифологии Месопотамии Сета отождествляли с Тешубом и с Баалом. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Бог Сет — История добра и зла

Сет выступает как египетский бог войны, хаоса и бурь. Сет и Суэтех – другие имена бога Сета. Он брат Осириса, Исиды и Гора Старшего. Он также является дядей Гора Младшего и братом-мужем Нефтиды. Богиня Таварет, богиня с головой бегемота, руководившая плодородием и родами, была супругой Сета.

Когда Геб (земля) и Нут (небо) объединились, они породили пять богов. Сет – один из них. Его имя фактически переводится как «зачинщик неразберихи» и «разрушитель». Набор часто ассоциируется с беспорядком, чужими землями и людьми, а также с красным цветом.

Изображение Сета

Сет часто изображают в виде рыжеволосого зверя. У зверя раздвоенный хвост и раздвоенные копыта или грязное животное, похожее на рыжую собаку, известное как «Ша». Современные ученые называют его Сетевым Животным. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что изображение изображено по образцу породы салюки. Другие утверждают, что изображение представляет собой мифологическое существо, которое воображает, представляя явно установленное.

Другие символы, которые представляют Сета, – это бегемот, крокодил и черепаха. Его основная ассоциация была со змеем. Кроме того, эпитеты Сета включают «Повелитель пустыни» и «Правитель Юга». Первоначально Сет был богом Верхнего Египта (юга) и бесплодных земель за пределами Египта.

Хорошая сторона этого бога

В раннединастический период Египта (3150–2613 гг. До н.э.) Сет был важным и доброжелательным богом Верхнего Египта. Люди использовали его имя для любовных заклинаний и начертали их на амулетах, которые служили любовными чарами. Более того, Сет также спас бога солнца Ра от змея Апофиса. Змея была злым существом, которое пыталось остановить путешествие бога солнца Раса по ночному небу к утру.

Египтологи описали, что бог Сет был тем, кто сопротивлялся смертоносному взгляду змея. Он отбил злое существо ударом огромного копья. Таким образом, Сет заверил, что Ра воскреснет на следующий день. Сет был также благотворителем, который помогал людям при жизни и обеспечивал их после смерти.

Греки связывали Сета с Тифоном, богом-монстром, который бросил вызов силе Зевса и бросил его в Тартар. Сет часто связывали с иностранными богинями, такими как богиня-воительница Анат из Угарита в Сирии. Кроме того, Сет связывается с Царицей Небес из Финикии. Люди думали, что Сет представляет собой засушливые и бесплодные пустынные земли и далекие территории. Обычно те места, которые находились за пределами Египта. Это контрастировало с тем, что олицетворяли бог Осирис и Гор, плодородием долины реки Нил.

Злая сторона бога.

Ко времени Нового царства (1570-1069 гг. До н.э.) Сет стал известен как первый убийца. Убив своего старшего и всеми любимого брата Осириса. Истории утверждали, что Сет хотел править миром и, следовательно, пытался убить сына Осириса Гора. Точная причина, по которой образ Сета превратился из бога-героя в злого врага порядка и справедливости, остается неизвестной. Однако трансформация Сета завершилась к моменту появления самой популярной сказки Древнего Египта «Миф Осириса». Позже простые люди и короли все еще взывали к Сету за помощью. Его имя очевидно из имени таких правителей, как Сети I, Сехнахте и Сети II.

Мифология, окружающая Бог, и убийство Осириса

Атум создал мир, а Геб и Нут объединились, чтобы произвести первых пяти богов Египта. Сет был третьим рожденным богом. Осирис, будучи старшим, стал правителем мира. Осирис принес мир и гармонию в цивилизацию Египта. Он обучал людей сельскому хозяйству и дал им искусство, сострадание и равенство. Египет считался убежищем при королевской чете Осириса и Исиды. Еды было много, и никто не страдал от нужды.

Однако бог Сет завидовал силе и успеху своего брата Осириса. Его негодование возросло в десять раз из-за отдельных инцидентов. Его жена Нефтида, привлеченная Осирисом, замаскировалась под Исиду и соблазнила великого царя. Позже она забеременела, родила ребенка Осириса и родила бога Анубиса.

Сет вынашивал злой план по устранению своего старшего брата. Он создал красивую шкатулку по размерам Осириса. Позже он устроил грандиозную вечеринку и сказал, что гроб будет принадлежать тому, кто поместится в сундук. Осирис остался неизвестен этому заговору и сидел в гробу. Сет захлопнул крышку и швырнул сундук в реку Нил.

В некоторых историях Сет убивает Осириса со своими 72 друзьями. Однако некоторые источники утверждают, что только Сет был ответственен за убийство Осириса. В одном из вариантов говорится, что Осирис был убит Сетом в гробу. Другие утверждают, что Осирис умер от удушья в реке или дереве в Библосе.

Более того, Сет занял трон Египта. Он потерял гармоничное равновесие, созданное Исидой и Осирисом. Сет был непредсказуемым и хаотичным фараоном. Он принес бури и засухи. Люди повернулись друг к другу, чтобы выжить. Впоследствии Исида отправилась на поиски пропавшего мужа и вернула его в Египет. Однако Сет обманом заставил Ниптис раскрыть местонахождение тела. Он разрубил тело Осириса на несколько частей и швырнул их по всей земле.

Битва при Хорусе и Сете

Последующие рукописи рассказывают историю битвы за контроль над миром между Хорусом, сыном Осириса, и его дядей Сетом. Сказка представляет собой отчет о судебной битве перед богами за то, чтобы стать царём Египта. Гор и Сет соревнуются в серии состязаний и сражений. Они должны проявить себя достойными. Гор выиграл все эти битвы и был объявлен законным королем.

Заключение

Согласно мифу, Бог Сет стал злодеем, начиная с Нового Царства. Однако в ранний династический период шестой король Второй династии выбрал Сет в качестве своего покровителя вместо Гора. Довольно интересно, как образ Сета со временем превратился из бога любви в бога войны и ненависти.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Сет | Египетский бог | Britannica

Сет , также называемый Сетех , Сетеш или Сет , древнеегипетский бог, покровитель 11-го нома или провинции Верхнего Египта.

Первоначально поклонение Сету было сосредоточено в Нубте (греч. Омбос), недалеко от современного Туха, ​​на западном берегу реки Нил. Нубт с его обширным кладбищем в соседней Накаде был главным додинастическим центром Верхнего Египта. Город утратил свое выдающееся положение после объединения Египта около 3050 г. до н. э., которое произошло при царях, столицей которых был Абидос и чьим царским богом был Гор.

Сет был представлен в виде составной фигуры с собачьим телом, раскосыми глазами, ушами с квадратными кончиками, кисточкой (в более поздних изображениях раздвоенной) хвостом и длинной, изогнутой, заостренной мордой; различные животные (включая трубкозуба, антилопу, осла, верблюда, фенека, борзую, шакала, тушканчика, длинноносую мышь, окапи, сернобыка и свинью) были предложены в качестве основы для его формы. Поскольку даже древние египтяне непоследовательно передавали его фигуру, вероятно, это мифическая композиция.

Первоначально Сет был богом неба, владыкой пустыни, повелителем бурь, беспорядков и войн — в общем, обманщиком.

Сет воплощал необходимый и творческий элемент насилия и беспорядка в упорядоченном мире. Перипетии его культа отражают двойственное отношение к нему египтян, а также переменчивую политическую судьбу Египта. Во времена 2-й династии (9 г.0017 с. 2775– г. 2650 г. до н.э.), король Перибсен впервые отождествил себя с Сетом, присвоив себе титул Сета вместо традиционного имени Гора. Его преемник, Хасехемви, уделил Гору и Сету одинаковое внимание в своем титуле, отражая мифическое решение двух богов. Во время правления захватчиков гиксосов ( ок. 1630–1521 до н. э.) Сету поклонялись в их столице, Аварисе, в северо-восточной дельте реки Нил, и отождествляли с ханаанским богом бури Ваалом. Во времена Нового Царства (1539 г.– г. 1075 до н.э.), Сет почитался как бог войны, способный сеять раздор между врагами Египта. Фараоны Рамессида (1292–
ок.
1075 до н. э.), происходящие из северо-восточной дельты, причисляли его к великим богам Египта, использовали его имя в своих личных именах (Сети I и Сети II, Сетнахт) и продвигали образ Сета как защитника Ра на носу его барки, убивающего врага Ра, Апописа. Сет также присоединился к Амону, Ра и Птаху как четвертый из главных богов космоса.

В мифах Сет был братом Осириса. Здесь его характер тоже был беспокойным, так как он был изображен вырвавшимся из чрева своей матери Нут, неверным мужем своей супруги и сестры Нефтиды и убившим Осириса, которого он обманом заставил проникнуть в сундук, который он затем закрыто и брошено в реку, чтобы быть вынесенным в море. После убийства Осириса Гор был чудесным образом зачат Исидой, женой и сестрой Осириса. Гор боролся с Сетом, который стремился лишить его трона отца. Эта борьба составляет тему текста Рамессида 9.0017 Борьба Гора и Сета,

граничащая с сатирой, и более поздняя, ​​гораздо более мрачная версия, записанная Плутархом, в которой Сет является воплощением греческого демона Тифона.

После заката Нового царства, когда Египет потерял свою империю, а затем и независимость, а культ Осириса приобрел известность, Сет был постепенно вытеснен из египетского пантеона. В I тысячелетии до н. э. его имя и образ были стерты со многих памятников. Теперь его идентифицировали как бога восточных захватчиков Египта, включая персов. Не в силах более примирить Сета с Гором, египтяне отождествляли первого со злом и демоном Апописом или с греческим Тифоном. Сложные ритуалы неоднократного поражения Сета как врага в значительной степени заменили более ранние ритуальные разрушения Апописа.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Лаурой Этередж.

7 фактов о египетском боге хаоса и насилия

 

Имя Сет (или Сатет) означает силу, но в Древнем Египте этот бог также обозначал хаос, разрушение, смятение, зло, гнев и бури. Сета боялись и люди, и боги, поскольку он был убийцей Осириса, но его характер был сложным, и в другие периоды египетской истории его почитали как спасителя Солнечной ладьи Ра. В этой статье вы узнаете настоящую историю этого хаотичного египетского бога.

 

1. Кем был Сет?
Палитра двух собак, первое изображение Сета (?), Додинастический период, ок. 3300–3100 гг. до н. э., через Музей Эшмола в Оксфорде

 

Сет был одним из самых ранних египетских богов, и хотя в течение долгих периодов времени он ассоциировался с хаосом и насилием, в другие времена он был известен как важный союзник Ра и других божеств, поддерживающих порядок. Сложный характер Сета особенно отражен в его изображении в религиозных текстах, которые сильно колеблются в описании бога.

 

Его имя впервые упоминается в Текстах пирамид , первом большом корпусе египетских письменных рассуждений. Короли Старого Королевства, такие как Перибсен и Хасехемви, брали имя Сета как символ своей силы. Позже Сет изображается в смешанном свете, как нейтральном, так и негативном, в Текстах гробов из Первого промежуточного периода, а также в Книгах мертвых Нового Царства. Однако после Нового Царства его значение начало угасать.

 

Гор и Сет на рельефе с трона Сети I, Новое Царство, ок. 1550-1077 гг. до н.э., через Мичиганский университет

 

В поздний и греко-римский периоды Сет открыто демонизировался. Он появляется в трудах Плутарха (ок. 46–120 гг. Н. Э.), Отождествляемого с греческим чудовищем по имени Тифон, ответственным за стихийные бедствия и разрушения. Его изображали как «Животное Сета», очень характерное существо с четырьмя ногами, длинной мордой и длинными заостренными ушами. Некоторые ученые отождествляют антропоморфное существо с Палитра двух собак как первое засвидетельствованное иконографическое изображение Сета. В этом артефакте двуногий человек с головой животного, очень похожий на более поздние изображения Сета, стоит рядом с остальными животными и играет на чем-то вроде флейты.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Некоторые египтологи считают, что это мог быть какой-то шаман в маске, но каким бы ни было объяснение, ясно, что эта фигура напоминает более поздние изображения Сета.

Этот пример взят из палитры, которая представляет собой каменный инструмент, предназначенный для измельчения минералов, чтобы их можно было носить в качестве макияжа. Поскольку только очень видные люди в раннем египетском обществе обладали палитрой, обычно предполагается, что между Сетом и ранним египетским царством существовала тесная связь.

 

2. Какова была работа Сета?
Сет, которого обожает рабочий по имени Аапехти , из 19-й династии, ок. 1292-1189 гг. до н.э., через Британский музей

 

С самых ранних времен Сет занимал важное место в египетской мифологии и культе. Тысячи стел с изображением Сета, особенно начиная со Среднего царства, были сделаны в надежде, что бог исполнит желания преданных. К ним относятся пожелания успеха в судебных разбирательствах, защиты покойных родственников в загробной жизни и повышения мужественности.

 

Сет служил защитником солдат, охотников, торговцев и вообще любого человека, проводившего значительное количество времени вдали от дома. Согласно египетскому мифу, он унаследовал пустыни Египта от Геба, бога земли. Вот почему его считали защитником торговых караванов и называли египетским богом оазисов. Он также должен был посеять раздор и смятение среди врагов Египта, тем самым обеспечив успех египетской армии в бою.

 

Сет был описан как бог-обманщик, тот, кто обманывает людей ради удовольствия, а не потому, что у него плохие намерения. Поскольку египтяне ценили Маат , или божественный порядок, больше всего на свете, это может показаться маловероятным богом для поклонения. Однако в египетской религии Маат процветали только тогда, когда ей бросали вызов — и это было основным занятием Сета. В некоторых поздних религиозных текстах он также защищает фараона и даже солнечную барку (волшебную барку, перевозящую богов), на которой Ра каждый день пересекал небо.

 

3. Сет и иностранцы
Различные боги в Книге Мертвых папирусе, Птолемеев период, 305-30 гг. до н.э., через Египетский музей в Каире

 

Египетское название Египта, Ta-wy , буквально означает «две земли». Одна была черной землей, плодородным участком почвы рядом с рекой Нил, а другая была красной землей или землей пустыни. Сет ассоциировался с последним, с красным цветом и с Подземным миром. Пустыни считались местом Подземного мира, потому что солнце всегда садилось в Западной пустыне. По этой же причине он был связан с чужими землями и людьми, которые там жили.

 

Во Второй промежуточный период (ок. 1650–1550 гг. до н. э.) группы ближневосточных народов, известные в египетских текстах как гиксосы (буквально «правители чужих (горных) земель»), поселились в Аварисе, регионе Нижнего Египта. . В конце концов, они основали королевство в дельте Нила и выбрали Сета своим главным богом. Даже после того, как гиксосы были изгнаны из Египта около 1522 г. до н.э., сильный культ Сета оставался популярным во всем регионе Дельты.

 

4. Сет, убийца Осириса
Зачатие Гора , Абидос, фотография Олафа Тауша, через музей Гленкэрн

 

Согласно египетской мифологии, Осирис и Исида были родными братьями Сета и Нефтиды. Осирис был царем Египта, но Сет завидовал могуществу своего брата и замышлял отобрать у него трон. Некоторые мифические рассказы доходят до того, что предполагают, что Нефтида, привлеченная красотой Осириса, замаскировалась под Исиду и соблазнила благочестивого фараона, забеременев от бога Анубиса.

 

В конце концов, Сет решил устроить переворот против своего брата. У него была великолепная шкатулка, сделанная из лучших пород дерева по точным размерам Осириса. Затем он пригласил всех египетских богов на большую вечеринку, и после еды и питья Сет сказал, что у него есть особый сюрприз. Он приказал принести ему гроб и сказал гостям, что тот, кто лучше всего поместится в деревянном сундуке, может забрать его домой. Гости один за другим лезли в гроб, но не помещались. Осирис лег в шкатулку и неудивительно обнаружил, что она идеально подходит ему. Затем Сет закрыл крышку и бросил гроб в реку, надеясь, что ему больше никогда не придется видеть Осириса. Но ларец поплыл, и Осирис оказался в Сирии, где его нашла жена Исида.

 

Статуэтка Осириса, 21-я династия, через Британский музей

 

Сет не сдавался и попытался снова. На этот раз он позаботился о том, чтобы убить Осириса, расчленив его и разбросав части его тела по разным местам страны. Затем Исида и Нефтида посетили каждый уголок Египта, чтобы найти все части тела Осириса. Благодаря своей великой магии и неоценимой помощи Анубиса, бога мертвых и бальзамирования, Исида смогла на короткое время собрать и оживить своего мужа, в течение которого она зачала от него ребенка. Затем Осирис продолжил свое путешествие в Подземный мир, став царем мертвых, точно так же, как он был царем на земле. Исида назвала своего ребенка Гором.

 

5. Сет и Исида
Исида кормит Гора в болотах , Третий промежуточный период, ок. 1070-664 гг. до н.э., через Музей Метрополитена

 

Узнав, что Осирис был вновь собран, а Исида родила ребенка, Сет стремился убить и мать, и сына, как только смог. Испуганная Исида спрятала своего ребенка в дельте Нила, чтобы защитить его от Сета. Какое-то время они жили на болотах, надеясь, что Сет их там не найдет, но, тем не менее, нашел. Он послал ядовитую змею, чтобы укусить ребенка Гора, когда его мать отсутствовала, собирая пищу.

 

Когда Исида вернулась в свой лагерь, она с ужасом обнаружила, что Гор смертельно ранен. Она плакала и громко плакала, пока Тот, египетский бог медицины, не пришел на помощь и не вылечил молодого бога. В результате Гор стал известен как ребенок, переживший смертельный укус. Особенно в Поздний период люди держали стелы Гора, переступающего через крокодилов и держащего опасных ядовитых животных для защиты. Они либо помещали эти стелы в определенные святилища, либо держали их в своих домах, чтобы получить защиту Гора.

 

Сет и Гор Корона Рамзеса II в Абу-Симбеле, через Wikimedia Commons

 

Гор стал одним из самых важных египетских богов. Он появлялся во многих формах на протяжении всей истории Египта, но наиболее распространенным был образ сокола. У него была очень сложная личность, и он участвовал во многих мифах, наиболее важным из которых был тот, который известен как «Борьба между Гором и Сетом».

 

В этой сказке собирается жюри богов, чтобы решить, кто унаследует царский статус Осириса после его смерти: его сын Гор или его брат Сет. Тот факт, что именно Сет убил и расчленил Осириса, не имел значения во время суда, и два бога соревновались в разных играх. Одна из этих игр состояла в том, что боги превращались в гиппопотамов и задерживали дыхание под водой. Тот, кто всплывет последним, станет победителем. Исида, мать Гора, обманула и пронзила Сета копьем, чтобы заставить его всплыть раньше, но, несмотря на это нарушение, Гор в конце концов победил и с тех пор считался божественной формой фараона.

 

6. Египетский бог насилия
Сет пронзает копьем змея Апепа, Поздний период, ок. 664–332 гг. до н. э.

 

Вполне логично, что после убийства и расчленения другого бога и попытки убить своего новорожденного племянника Сет стал египетским богом, который чаще всего ассоциируется с насилием и хаосом. Важно подчеркнуть тот факт, что хаос не означает зла. По словам известного египтолога Яна Ассманна, древние египтяне всегда были известны сложной природой своих богов, и в некотором смысле не было египетского бога, который был бы хорошим или плохим.

 

Кроме того, как мы уже говорили выше, хаос способствует поддержанию порядка, поскольку только постоянный вызов системе может поддерживать ее функционирование. Однако его единодушно считали богом, способным на огромное насилие и разрушение. Его изображение обычно носили с собой в битвах, чтобы наполнить египетские армии силой и мощью бога. Кроме того, считалось, что само изображение Сета способно причинить вред людям и имуществу, поэтому статуи и портреты Сета обычно становились объектами Damnatio Memoriae — уничтожение изображений.

 

7. Даже Сет иногда был хорош
Статуя Рамзеса III между Гором и Сетом , Период Рамессидов, ок. 1190–1070 гг. до н. э., через Египетский музей в Каире

 

египетских бога не были ни хорошими, ни плохими, но сложными персонажами, которые могли быть и тем, и другим в разное время. Сет не был исключением. На самом деле, кроме Перибсена, Хасехемви и царей гиксосов, ряд фараонов XIX в.династия была названа в его честь.

 

Сет I был известен как великий воин, руководивший важными кампаниями в Сирии, включая завоевание стратегического места Кадеша. Его имя также часто включалось в личные имена обычных египтян, доказывая, что простые люди открыто поклонялись Сету.

 

В мифологии Сет иногда был защитником солнечной барки. Согласно поздним текстам, каждую ночь чудовищный змей Апеп (по-гречески Апофис) гипнотизировал солнечного бога Ра и всю его команду. Единственным египетским богом, способным противостоять смертельному взгляду Апепа, был Сет, поэтому он смог сразиться со змеем, вонзив свое большое медное копье в чешуйчатое тело чудовища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *