Кто является героем произведений древнерусской литературы: Герои и сюжеты древнерусской литературы

Древнерусская литература 9 класс тест с ответами

Тестовые задания для 9 класса по теме: «Древнерусская литература»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К какому веку принято относить начало древнерусской литературы?

А) 7 век

Б) 9 век

+ В) 10 век

Г) 12 век

2. Какой период времени охватывает древнерусская литература?

+ А) 10- 17 век

Б) 9 – 17 век

В) 12-16 век

Г) 10-15 век

3. Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?

А) Непрекращающиеся войны на Древней Руси

+ Б) Крещение Руси

В) Княжеские междоусобицы

Г) Поездка князя Владимира Красное Солнышко в иностранные государства

4. Какие первые книги появились на территории древней Руси?

А) Азбука

Б) Летописи, написанные на латинском языке

+В) Церковные книги, переведённые с греческого языка на церковнославянский

Г) Византийские исторические хроники

5. Что лежит в основе всех древнерусских текстов?

+ А) Система религиозных представлений о мире: бог – творец всего

Б) Прославление родины путём завоевания новых земель и подчинения других народов

В) Воспевание чести и отваги правителей русской земли

Г) Описание красоты и величия русской земли

6. Какие появились первые древнерусские памятники литературы?

А) Слово о полку Игореве

+ Б) Церковно-служебные тексты

В) Летопись Временных лет

Г) Описания подвигов русских князей

7. Какой жанр древнерусской литературы характеризовался моральными наставлениями и рассуждениями о правильном образе жизни?

А) Житие

Б) Слово

+ В) Поучение

Г) Хронограф

8. Кто открыл первые школы на Руси для обучения народа грамоте?

+ А) Владимир Красное Солнышко

Б) Владимир Мономах

В) Рюрик

Г) Вещий Олег

9. Что надолго приостановило развитие литературы в Древней Руси?

А) Неумение русского народа читать и писать

Б) Отсутствие должного внимания к литературе со стороны правителей древней Руси

В) Необразованность церковнослужителей

+ Г) Монгольское нашествие на Киевскую Русь в 13 веке

тест 10. В сложные для Руси времена многочисленных битв и сражений, какую роль выполняла литература?

А) Духовную

+ Б) Патриотическую

В) Образовательную

Г) Воспитательную

11. Какая основная проблема существовала на Руси в 11-12 веке?

+ А) Княжеские междоусобицы

Б) Нехватка урожая

В) Необразованность народа

Г) Демографический кризис

12. Выберете правильное утверждение:

А) Все памятники древнерусской литературы созданы только в стихотворной форме

Б) Все произведения переведены с греческого языка на русский

+ В) Все герои произведений древнерусской литературы – исторические лица

Г) Все герои произведений древнерусской литературы – вымышленные персонажи

13. В развитии древнерусской литературы принято выделять три этапа. Какой этап стал заключительным?

А) Литература периода феодальной раздробленности

Б) Литература Киевской Руси

+ В) Литература периода образования и развития централизованного Русского государства

Г) Литература новых времён

14. Какая из дошедших до наших времён летописей самая древняя?

+ А) Повесть временных лет

Б) Слово о полку Игореве

В) Песнь о вещем Олеге

Г) Житие Александра Невского

15. О чём повествует известный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?

А) о жизни и деяниях князя Игоря

+ Б) О неудачном походе князя Игоря на половцев

В) О борьбе князя Игоря со своим братом Всеволодом за земли

Г) О походе князя Игоря на хазарское войско

16. Кто был автором рукописи «Слово о полку Игореве»?

А) Нестор летописец

Б) Епифаний Премудрый

В) Ермолай-Еразм

+ Г) Автор неизвестен

17.

События, происходящие в каком веке, описывает «Слово о полку Игореве»?

А) 9 век

Б) 10 век

В) 11 век

+ Г) 12 век

18. Кто из русских коллекционеров стал обладателем единственного экземпляра памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»?

А) М.В. Ломоносов

+ Б) А.И. Мусин-Пушкин

В) Ф.М. Достоевский

Г) Екатерина II

19. Сколько переводов «Слова о полку Игореве» на русский язык сейчас существует?

А) Ни одного

Б) Один

В) Два

+ Г) Много

тест-20. Каким княжеством правил князь Игорь?

+ А) Новгород-Сиверским

Б) Московским

В) Киевским

Г) Курским

21. Как звали жену князя Игоря?

А) Ольга

+Б) Ярославна

В) Катерина

Г) Мирослава

22. Чем окончился военный поход князя Игоря?

А) Отступлением

Б) Победой

+ В) Поражением

Г) Ничьей

23. Сколько дней длилась битва русского войска с половцами?

А) Один день

Б) Два дня

+ В) Три дня

Г) Неделю

24. Что случилось с князем Игорем во время второй битвы?

А) Был убит

+ Б) Был ранен и взят в плен

В) Сбежал с поля боя

Г) Притворился мёртвым

25. Кого автор называет настоящим защитником своей родины и образцом для подражания?

А) Князя Святослава

Б) Князя Олега

В) Князя Ярослава Мудрого

+ Г) Князя Владимира

26. Князю Святославу приснился тревожный сон во время похода Игоря. Что он означал?

А) Князь Игорь был ранен на поле боя

Б) Князь Всеволод был ранен на поле боя

+ В) Братья потерпели поражение в сражении с половцами

Г) Оба князя погибли на поле боя

27. О ком автор отзывается, как о зачинщике междоусобных войн, которые привели к разделению русских земель и упадку?

А) О князе Ярославе Мудром

Б) О князе Святославе

В) О Владимире Мономахе

+ Г) О князе Олеге

28. Где горевала Ярославна, прося у природы помощи для своего мужа?

А) У себя в комнате

Б) В храме Святой Софии

+ В) На городской стене в Путивле

Г) На берегу реки Каялы

29. Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?

А) Смертью князя Игоря

Б) Победой русского войска над половцами

+ В) Побегом и возвращением домой князя Игоря

Г) Объединению всех русских княжеств в борьбе против общего врага

тест_30. Что произошло с оригиналом рукописи «Слово о полку Игореве»?

+ А) Сгорела в московском пожаре 1812 года

Б) Хранится в Третьяковской галерее

В) Сгорела во время Великой Отечественной войны

Г) Выкуплена неизвестным коллекционером

Древнерусская литература » Детская энциклопедия (первое издание)

Драма

Жанр

Понятие «древнерусская литература» включает в себя литературные произведения XI—XVII в. К числу литературных памятников этого периода относятся не только собственно литературные произведения, но и произведения исторические (летописи и летописные повести), описания путешествий (они назывались хожениями), поучения, жития (рассказы о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых), послания, сочинения ораторского жанра, некоторые тексты делового характера. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества, эмоционального отражения современной жизни.

Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений не сохранило имен их создателей. Древнерусская литература, как правило, анонимна, и в этом отношении она сходна с устным народным творчеством. Литература Древней Руси рукописная: произведения распространялись путем переписки текстов. В ходе рукописного бытования произведений в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках различных редакций и вариантов одного и того же памятника. Сравнительный текстологический анализ (см. Текстология) редакций и вариантов дает возможность исследователям восстановить литературную историю произведения и решить, какой текст наиболее близок к первоначальному, авторскому, как он изменялся во времени. Лишь в редчайших случаях мы располагаем авторскими списками памятников, и очень часто в более поздних по времени списках доходят до нас тексты, более близкие к авторскому, чем в списках ранних. Поэтому исследование древнерусской литературы основывается на исчерпывающем исследовании всех списков изучаемого произведения. Собрания древнерусских рукописей имеются в крупных библиотеках разных городов, в архивах, музеях. Многие произведения сохранились в большом числе списков, немало — в очень ограниченном. Есть произведения, представленные единственным списком: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злочастии» и др. , в единственном списке дошло до нас и «Слово о полку Игореве», но и он погиб во время нашествия Наполеона на Москву в 1812 г.

Характерной чертой древнерусской литературы является повторяемость в разных сочинениях разного времени определенных ситуаций, характеристик, сравнений, эпитетов, метафор. Для литературы Древней Руси характерна «этикетность»: герой поступает и ведет себя так, как следует ему, по понятиям того времени, поступать, вести себя в данных обстоятельствах; конкретные события (например, битва) изображаются с употреблением постоянных образов и форм, все имеет определенную церемониальность. Древнерусская литература торжественна, величава, традиционна. Но за семьсот лет своего существования она прошла сложный путь развития, и в рамках ее единства мы наблюдаем многообразие тем и форм, изменение старых и созидание новых жанров, тесную связь развития литературы с историческими судьбами страны. Все время шла своеобразная борьба между живой действительностью, творческой индивидуальностью авторов и требованиями литературного канона.

Возникновение русской литературы относится к концу X в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии должны были появиться служебные и исторически-повествовательные тексты на церковнославянском языке. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, сразу же приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Интересы развивающегося Киевского феодального государства требовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство древнерусского народа и единство рода древнерусских князей, обличать княжеские распри.

Задачи и темы литературы XI — начала XIII в. (вопросы русской истории в ее связи с историей всемирной, история возникновения Руси, борьба с внешними врагами — печенегами и половцами, борьба князей за киевский престол) определили общий характер стиля этого времени, названного академиком Д. С. Лихачевым стилем монументального историзма. С началом русской литературы связано возникновение русского летописания. В составе более поздних русских летописей до нас дошла «Повесть временных лет» — летопись, составленная древнерусским историком и публицистом монахом Нестором около 1113 г. В основе «Повести временных лет», в которую входят и рассказ о всемирной истории, и записи по годам о событиях на Руси, и легендарные предания, и повествования о княжеских распрях, и хвалебные характеристики отдельных князей, и осуждающие их филиппики, и копии документальных материалов, лежат еще более ранние летописные своды, до нас не дошедшие. Изучение списков древнерусских текстов дает возможность восстанавливать несохранившиеся названия литературной истории древнерусских произведений. XI в. датируются и первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов. Зрелостью политической мысли, патриотизмом, публицистичностью, высоким литературным мастерством характеризуются и памятники ораторского красноречия «Слово о законе и благодати» Илариона (1-я половина XI в.), слова и поучения Кирилла Туровского (1130—1182). Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха (1053—1125).

В 80-х гг. XII в. неизвестный нам автор создает самое гениальное произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Конкретная тема, которой посвящено «Слово», — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь новгород-северского князя Игоря Святославича. Но автор озабочен судьбами всей русской земли, он вспоминает о событиях далекого прошлого и современности, и истинный герой его произведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Всеволодович, которому в «Слове» уделяется немало внимания, а русский народ, русская земля. Многими чертами «Слово» связано с литературными традициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: оригинальностью переработки этикетных приемов, богатством языка, утонченностью ритмического построения текста, народностью самой своей сути и творческим переосмыслением приемов устного народного творчества, особой лиричностью, высоким гражданским пафосом.

Основная тема литературы периода ордынского ига (1243 г. XIII в. — конец XV в.) национально-патриотическая. Монументально-исторический стиль приобретает экспрессивный оттенок: создаваемые в это время произведения несут на себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение в литературе приобретает идея сильной княжеской власти. И в летописях, и в отдельных повестях («Повесть о разорении Рязани Батыем»), написанных очевидцами и восходящих к устным преданиям, рассказывается об ужасах вражеского нашествия и о беспредельно героической борьбе народа с поработителями. Образ идеального князя — воина и государственного деятеля, защитника русской земли — наиболее ярко отразился в «Повести о житии Александра Невского» (70-е гг. XIII в.). Поэтическая картина величия русской земли, русской природы, былого могущества русских князей предстает в «Слове о погибели Русской земли» — в отрывке из не дошедшего полностью произведения, посвященного трагическим событиям ордынского ига (1-я половина XIII в. ).

Литература XIV в. — 50-х гг. XV в. отражает события и идеологию времени объединения княжеств северо-восточной Руси вокруг Москвы, образования русской народности и постепенного формирования Русского централизованного государства. В этот период в древнерусской литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру (правда, пока еще в пределах религиозного сознания), что ведет к росту субъективного начала. Возникает экспрессивно-эмоциональный стиль, характеризующийся словесной изощренностью, орнаментальной прозой (так называемое «плетение словес»). Все это отражает стремление изобразить человеческие чувства. Во 2-й половине XV — начале XVI в. появляются повести, сюжет которых восходит к устным рассказам новеллистического характера («Повесть о Петре, царевиче ордынском», «Повесть о Дракуле», «Повесть о купце Басарге и о его сыне Борзосмысле»). Значительно увеличивается число переводных памятников беллетристического характера, широкое распространение получает жанр политических легендарных произведений («Сказание о князьях владимирских»).

В середине XVI в. древнерусский писатель и публицист Ермолай-Еразм создает «Повесть о Петре и Февронии» — одно из самых замечательных произведений литературы Древней Руси. Повесть написана в традициях экспрессивно-эмоционального стиля, она построена на легендарном предании о том, как крестьянская девушка благодаря своему уму стала княгиней. Автор широко использовал сказочные приемы, вместе с тем в повести остро звучат социальные мотивы. «Повесть о Петре и Февронии» во многом связана с литературными традициями своего времени и предшествующего периода, но вместе с тем опережает современную литературу, отличается художественным совершенством, яркой индивидуальностью.

В XVI в. усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность. Широкое распространение получают произведения обобщающего характера, цель которых — регламентировать духовную, политическую, правовую и повседневную жизнь. Создаются «Великие Минеи Четьи» — 12-томный свод текстов, предназначенных для повседневного чтения на каждый месяц. В это же время написан «Домострой», в котором излагаются правила поведения человека в семье, подробные советы ведения хозяйства, правила взаимоотношений между людьми. В литературных произведениях заметнее проявляется индивидуальный стиль автора, что особенно ярко отразилось в посланиях Ивана Грозного. В исторические повествования все сильнее проникает вымысел, придающий повествованию большую сюжетную занимательность. Это присуще «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского, нашло отражение в «Казанской истории» — обширном сюжетно-историческом повествовании об истории Казанского царства и борьбе за Казань Ивана Грозного.

В XVII в. начинается процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые чисто литературные жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика. События смутного времени и крестьянской войны конца XVI — начала XVII в. изменяют взгляд на историю и роль в ней отдельной личности, что ведет к освобождению литературы от церковного влияния. Писатели эпохи Смуты (Авраамий Палицын, И. М. Катырев-Ростовский, Иван Тимофеев и др.) пытаются объяснить деяния Ивана Грозного, Бориса Годунова, Лжедмитрия, Василия Шуйского не только проявлением божественной воли, но и зависимостью этих деяний от самого человека, его личных особенностей. В литературе возникает представление о формировании, изменении и развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств. Литературным трудом начинает заниматься более широкий круг лиц. Рождается так называемая литература посада, которая создается и бытует в демократической среде. Возникает жанр демократической сатиры, в которой осмеиваются государственные и церковные порядки: пародируется судопроизводство («Повесть о Шемякином суде»), церковная служба («Служба кабаку»), священное писание («Повесть о крестьянском сыне»), делопроизводственная канцелярская практика («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»). Изменяется и характер житий, которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниями. Наиболее замечательным произведением этого жанра в XVII в. является автобиографическое «Житие» протопопа Аввакума (1620—1682), написанное им в 1672—1673 гг. Оно замечательно не только своим живым и ярким рассказом о суровом и мужественном жизненном пути автора, но столь же ярким и страстным изображением социальной и идеологической борьбы своего времени, глубоким психологизмом, проповедническим пафосом, сочетающимся с полной откровения исповедальностью. И все это написано живым, сочным языком, то высоким книжным, то ярким разговорно-бытовым.

Сближение литературы с бытом, появление в повествовании любовной интриги, психологических мотивировок поведения героя присущи ряду повестей XVII в. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.). Появляются переводные сборники новеллистического характера, с краткими назидательными, но вместе с тем анекдотически-занимательными рассказами, переводные рыцарские романы («Повесть о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др. ). Последние на русской почве приобрели характер оригинальных, «своих» памятников и со временем вошли в лубочную народную литературу. В XVII в. развивается стихотворство (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие). В XVII в. завершилась история великой древнерусской литературы как явления, которому были присущи единые принципы, претерпевавшие, правда, определенные изменения. Древнерусская литература всем своим развитием подготовила русскую литературу нового времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Драма

Жанр

UW Press -: Герой-казак в русской литературе: исследование культурной мифологии, Джудит Дойч Корнблатт

Казак Герой русской литературы
Этюд по культурной мифологии
Джудит Дойч Корнблатт

Дикие и знакомые, чужие и свои, русские казаки стали представлять в литературе девятнадцатого века национальное кажущаяся бесконечной граница, сильно влияющая на самооценку русского народа.



Казак-богатырь в русской литературе первый книгу для изучения развития казачьего богатыря и выявления его как часть русской культурной мифологии. Джудит Корнблатт исследует силу мифа как литературного образа, дающего новые и сложные чтения произведений девятнадцатого и двадцатого веков Пушкина, Гоголя, Толстого, Хлебникова, Бабеля, Цветаевой, Шолохова, и множество менее известных писателей, все из которых были привлечены к казаку. Сравнивая казака с американским ковбоем, она раскрывает то уникальное и универсальное, что есть в русской образ самого себя.

Борьба с феноменом мифообразования, Корнблатт казачий богатырь в историческом и общественно-политическом контексте, летопись рост казачьего мифа о безграничной целостности и жизни, его постепенно возрастающее влияние на русское национальное сознание в течение девятнадцатого и начала двадцатого веков, и его возможная гибель под строгим строем сталинского социалистического реализма.

Эклектичная методология Корнблатта опирается на Барта, Уайта, Тернера, и другие западные теоретики, а также такие ведущие русские критики и философы языка, как Бахтин, Лотман и Успенский.

«Равноценных книг по теме нет. Знакомые произведения становятся интереснее через его призму, неизвестные произведения принимают значимости, которой они в противном случае не имели бы, и Корнблатта подход к общей проблеме литературного влияния внутри Казачий Миф и оригинален, и очень информативен. слависты и другие читатели сочтут это провокационным: тема, которую мы знали случайным образом и работа за работой внезапно становится одним из таких важных и органичные литературные традиции, которые русская культура, кажется, генерировать так легко». Кэрил Эмерсон, Принстон Университет

Джудит Дойч Корнблатт — профессор и заместитель председателя кафедры славянских языков и письменности и доцент декан факультета искусств и гуманитарных наук Висконсинского университета в Мэдисоне. Соредактор Russian Religious. Мысль, и автор Double Chosen также опубликовано издательством University of Wisconsin Press.

Запросы представителей СМИ и книготорговцев относительно рецензий, мероприятий и интервью можно направлять в отдел рекламы по адресу [email protected] или по телефону (608) 263-0734. (Если вы хотите проверить книгу на предмет возможного использования в курсе, см. нашу страницу «Учебники». Если вы хотите изучить книгу на предмет возможного лицензирования прав, см. раздел «Права и разрешения».)

НАЗАД В ПЕЧАТИ в мягкой обложке
Доступно сейчас
Январь 1992 г.
ЛК: 92-050254 ПГ
244 стр. 6 x 9 2 фотографии, 1 карта
ISBN-10: 0-299-13520-9
ISBN-13: 978-0-299-13520-1
Ткань $38,95 s
Осталось ограниченное количество экземпляров тканевой версии
ISBN-10: 0-299-13524-1
ISBN-13: 978-0-299-13524-9
Бумага $19,95 с




Добавьте книги в корзину, щелкнув ссылку «Добавить эту книгу в корзину» выше. Ты можете отправить заказ в электронном виде, оплатив его кредитной картой.
Нажмите здесь для дальнейшего объяснения функции корзины покупок

Никогда заказывали у нас раньше?
Сначала прочтите это.

Герой нашего времени

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

Фото: Wikimedia

21 ноября 2020 г.

«Герой нашего времени» — роман Михаила Лермонтова, возможно, величайшего русского поэта-романтика после Александра Пушкина. В западном мире его произведения привлекли мало внимания отчасти из-за сложности перевода поэзии, а отчасти из-за непреодолимой репутации Достоевского и Толстого. Тем не менее «Герой нашего времени» — монументальное произведение русской литературы, положившее конец русскому романтизму и возвестившее новую волну психологического реализма, которая принесет русской литературе всемирное признание.

Его работы часто выражают утонченную чувствительность к чувствам фаталистического одиночества, разочарования и потерянной любви, но в то же время содержат непримиримое стремление к индивидуальному управлению собственной судьбой. Его жизнь также во всех смыслах воплотила дух романтизма; талантливый поэт аристократического происхождения и образования, который проведет годы ссылки в Кавказском крае и чья жизнь резко оборвется в 1841 году на смертельной дуэли в возрасте 26 лет (следуя той же судьбе, что и его герой Пушкин), трагичен, но подобен романтическому герою.

Фото: livekavkaz

«Герой нашего времени» был опубликован в 1840 году и стал первым в России полностью развернутым романом психологического реализма. Он раскрывает психологический портрет своего антигероя, Григория Александровича Печорина, через серию фрагментарных историй, снятых с разных точек зрения.

О хронологически заключительном приключении Печорина под названием «Бела» мы впервые узнаем из путевых заметок неназванного рассказчика по Кавказу. Рассказчик знакомится со старым солдатом Максимом Максимычем, который пересказывает душераздирающий роман о романе молодого солдата Печорина и красивой черкешенки Белы. Речь идет о любопытном любовном треугольнике между Печориным, Белой и печально известным бандитом Казбичем, у которого Печорин крадет ценную лошадь в рамках смехотворного плана для Белы, которую также похищает и предает ее собственный брат. Печорин в конце концов завоевывает ее любовь, но в конечном итоге становится беспокойным и неудовлетворенным из-за пустоты в своем сердце, которую, как он думал, может удовлетворить любовь Бэлы. Бела замечает изменение темперамента Печорина и, пытаясь вернуть его расположение, в отместку похищает и смертельно ранит ее Казбич. История заканчивается внезапной смертью Бэлы, которая действует как смертельный удар, повергающий Печорина в фаталистическое отчаяние и уход от общества.

Из рассказа Максима мы узнаем о Печорине как о одаренном, но своекорыстном солдате, который, кажется, ориентируется в мире благодаря своим глубоким личным импульсам. Тем не менее, история не может раскрыть его внутреннюю психологию или мотивы. История из вторых рук продолжает окутывать его личность тайной.

Действие второй сказки под названием «Максим Максимыч» происходит на Кавказе через некоторое время после знакомства рассказчика с Максимом Максимычем, где они снова случайно встречаются и узнают, что сам Печорин едет через эти края по пути в Персию. Рассказчик впервые встречается лично с Печориным, производящим впечатление холодной, но внушительной манеры поведения. Милое волнение Максима Максимыча от встречи со старым другом встречает холодность и безразличие Печорина, который резко спешит прочь, прежде чем Максим успевает закончить фразу. Максим, чувствуя себя преданным, расстроенным и разочарованным, быстро пытается вернуть журналы Печорина, которые он хранил после инцидента с «Бэлой», но Печорин апатичен и уходит без них.

Второй рассказ о Печорине заканчивается неудовлетворительным воссоединением и вызывает сильную неприязнь рассказчика к Печорину. Но поскольку Печорин выбрасывает свои журналы, рассказчик получает их от Максима в наследство перед отъездом и решает опубликовать 3 выписки из журналов Печорина. Рассказчик фактически уступает свой авторитет личным рассказам Печорина и позволяет привлечь больше внимания к загадочному характеру Печорина. Рассказчик также поясняет в предисловии, что Печорин умер по дороге домой из Персии. Таким образом, еще до того, как мы узнаем от самого Печорина, структура повествования прерывается, поскольку мы уже знаем, что он мертв.

Последние 3 истории; «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» происходят в неустановленное время до истории «Белы». Эти рассказы постепенно раскрывают нам сложную личность и внутреннюю жизнь Печорина через его собственные отчеты. «Тамань» — это небольшой приключенческий рассказ о том, как Печорин обнаруживает банду контрабандистов и соблазнительницу, пытающуюся его убить. «Княжна Мери» — это светская повесть о половом соперничестве, детализированная дневниковыми записями, происходящими в кавказском курортном городе Пятигорске, описывающими соблазнение Печориным модной девушки Марии и его соперничество со знакомым Грушницким, еще одним женихом Марии. Из этой выходки мы узнаем, что Печорин проницательно понимает человеческое поведение и использует это в расчетливых целях. Однако вызов ухаживания еще больше усложняется появлением Веры, его бывшей возлюбленной и единственной женщины, которую он по-настоящему любил. К сожалению, история заканчивается роковой дуэлью, унынием и бессмысленностью, поскольку Печорин не в состоянии действовать в соответствии со своими высшими чувствами. Наконец, «Фаталист» раскрывает философский триллер, в котором очерчивается фаталистическое мировоззрение Печорина, рассматривающего жизнь как трагикомедию, непреодолимую самоопределением, также заканчивающуюся случайным насилием.

Фото: Wikimedia

Эти истории раскрывают нам умного, талантливого, но разочарованного и ожесточенного человека, чьи лучшие надежды и стремления были разрушены бесчувственным миром. Для Лермонтова Печорин представляет собой архетипического падшего ангела, который неизбежно вызывает гибель всех, кто его окружает. Но действительно ли Печорин жертва враждебной судьбы, или это ненадежный персонаж, решивший во что бы то ни стало доминировать над другими? Тем не менее, несмотря на его холодную наружность, мы узнаем, что самовольные решения Печорина всегда вызывают у него душевную тоску, которую он пытается скрыть от других. Способность Лермонтова воплотить измученный характер Печорина через расчетливое, но правдивое раскрытие его прошлого впечатляет. Например, когда княжна Марья дразняще утверждает, что Печорин хуже убийцы и скорее падет жертвой ножа убийцы в лесу, чем получит шероховатый язык, Печорин делает вид задумчивого и отвечает:

«Да, такова моя судьба с самого детства! Вы прочитали на моем лице признаки дурных качеств, которых я когда-то не имел; но люди предполагали, что я есть, и так они родились… Я был готов любить весь мир, но меня никто не понял, и я научился ненавидеть. Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и миром. Боясь быть осмеянной, я прятал свои самые прекрасные чувства глубоко в сердце, и там они умирали. .. Тогда в мою душу вошло отчаяние. Я стал нравственным калекой — одна половина моей души перестала существовать, высохла, испарилась, умерла, и я ее ампутировал и выбросил; а другая половина жила и двигалась, к услугам всех. И никто не заметил, потому что никто не знал о существовании той половинки, которая погибла… Если вы находите то, что я сказал абсурдным, смейтесь непременно. Я предупреждаю вас; Я ничуть не расстроюсь, если ты это сделаешь.

В этот момент я встретил ее глаза, наполненные слезами. Ее рука, лежавшая на моей, дрожала; ее щеки горели. Она пожалела меня! Сострадание — чувство, которому так легко подчиняются все женщины, — вонзило когти в ее неопытное сердце… Она недовольна собой и обвиняет себя в холодности. Это первая и величайшая победа. Завтра она захочет загладить свою вину передо мной. Я все это знаю наизусть, вот что так скучно. ”

Понятно, что психологический каркас, в котором живет и ориентируется в мире Печорин, характеризуется байроническими расколами – или/или: скука или удовольствие, разум или чувство, ангел или демон. Однако, несмотря ни на что, Печорин цинично осознает бесполезность погони за утраченным счастьем и неминуемую самоуничтожение.

Фото: Эрмитаж

Наш интерес к роману поддерживают не беспорядочные фрагментарные истории, а скорее его способность вызвать у читателя зарождающееся любопытство к внутренним мотивам его антигероя. Владение Лермонтовым языком доводит до совершенства эстетические качества романтизма, повествовательного повествования и психологического реализма. Роман завершается описанием экзотических регионов расширяющейся российской империи, в частности Кавказа, который прекрасно служил России аналогом увлечения Европы восточным Ближним Востоком. Величественные горные вершины, бурлящие реки, охраняющие леса и племенные туземцы, восхитительные своей безрассудной храбростью, экзотические своими очаровательными женщинами и соблазнительные своими иностранными обычаями. Хотя Лермонтов носит отчасти биографический характер, в предисловии к роману (и как следует из самого названия) утверждается, что Печорина лучше всего понимать как изложение и критику психологического состояния современного общества — этому стилю общественной критики суждено было бы иметь долгую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *