Кто входит страны снг: Какие страны входят в СНГ в 2022 году

Государства-члены СНГ начали отдаляться от Содружества

АЛМАТЫ — Содружество Независимых Государств (СНГ) оказалось нефункционирующей организацией, неспособной разрешать политические споры между своими членами, считают наблюдатели..

Россия, Беларусь и Украина создавали СНГ в декабре 1991 года.

В настоящее время в него входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Туркменистан является ассоциированным членом.

Грузия вышла из СНГ в 2009 году, а Украина прекратила участие в 2018 году.

У обеих стран есть причины сторониться блоков во главе с путинской Россией, которая в 2008 году вторглась в Грузию, а в 2014 году — в Украину.

«Изначально СНГ задумывался как новый союз, конфедеративное объединение. Но потом страны СНГ разбежались по разным комнатам», — сказал директора Украинского института политики Руслан Бортник из Киева.

«Многие страны прекратили сотрудничество с организацией.

Одним из ключевых факторов этого стало [низкое] качество российского руководства 1990-х годов», — заявил он в интервью РИА «Новости», опубликованном 8 декабря.

«Все увидели, что СНГ оказалось нефункционирующей организацией. Правовая база кое-где функционирует. Но политические проблемы на постсоветском пространстве СНГ оказалось не способно решать», — сказал Бортник.

«Все это привело к закату организации в целом и выходу Украины в частности», — добавил он.

Снижение лояльности к России

По словам политического обозревателя Газиза Абишева из Нур-Султана, СНГ функционировало как транзитная организация, когда страны переходили от слабого Советского Союза к статусу полноценных независимых государств.

Сейчас президенты встречаются в рамках СНГ, но уровень конфликтов внутри Содружества слишком высок, говорит он.

«Украина отошла, потому что стремится в НАТО и ЕС. У нее нет отношений с главной страной СНГ — Россией», — сказал Абишев.

«Такая же позиция у Грузии. Азербайджан тяготеет к Турции… Туркменистан в состоянии тотального нейтралитета».

«Большая часть остальных страны СНГ объединены другими организациями — ЕАЭС [Евразийский экономический союз], ОДКБ [Организация Договора о коллективной безопасности]», — добавил Абишев, имея в виду другие блоки, возглавляемые Россией.

По его словам, СНГ — всего лишь вывеска; организация продолжит двигаться к своему закату, если не возникнет новый импульс.

Например, лояльное к России поколение не появится на Украине, в Грузии или Азербайджане, считает обозреватель.

«Наш [первый казахстанский] президент Нурсултан Назарбаев выдвигал ряд инициатив в рамках СНГ, но [тогдашний президент России Борис] Ельцин был к этому холоден. Казахстан даже был выдавлен из рублевой зоны России», — сказал Абишев.

«Интеграционные взгляды Россия, которая считала, что окружающие ее страны — просто задворки и никуда не денутся, послужили ослаблению СНГ», — добавил он.

Вялотекущее существование

По прогнозам Мадияра Кенжебулата, ведущего научного сотрудника Центра макроэкономических исследований и прогнозирования из Нур-Султана, развала СНГ в ближайшем будущем не будет, но оно останется в нынешнем вялотекущем состоянии.

По его словам, наибольший вес в Содружестве принадлежит России, и у нее там есть зона повышенного интереса, поэтому для Москвы важно сохранить это объединение, тем самым продолжая влиять на государства-члены.

Также необходимо понимать, что у других государств СНГ есть свои интересы в принадлежности к объединению, сказал Кенжебулат, добавив, что уровень интеграции в СНГ у каждого государства разный.

Во-первых, есть небольшие страны, которые в долгосрочной перспективе не смогут устойчиво развиваться без интеграции с более сильными соседями.

«Перед странами Центральной Азии постоянно стоит выбор — быть с Россией или с Китаем, который в результате планомерной экспансии, без войны через несколько десятилетий может просто их “съесть”», — отметил Кенжебулат.

В Казахстане проживает всего 19 миллионов человек, и их покупательная способность невелика. Соответственно, вступление в различные экономические объединения расширяет рынки сбыта продукции страны, продолжил он. На это руководство страны и делало ставку, когда принимало решение вступить в ЕАЭС.

«Но… по разным объективным и субъективным причинам мы пока не смогли воспользоваться предполагаемыми преимуществами. Внутри ЕАЭС тарифные барьеры в виде таможенных пошлин убрали, но зато Россия часто пользуется нетарифными барьерами… РФ все больше и больше продает своих товаров на нашем рынке», — сказал Кенжебулат.

Во-вторых, страны СНГ убедились, что Россия всеми силами будет противостоять тому, чтобы бывшие советские республики вышли из-под ее влияния.

«Пример Украины и Грузии показал, что придется столкнуться с политическими, экономическими и военными мерами со стороны России», — добавил Кенжебулат.

Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет

Более 20 миллионов квадратных километров совокупной территории государств-участников (16% от мировой), свыше 286 миллионов человек населения (почти 4% всех жителей планеты), около трети мировых запасов угля и природного газа, по 20% нефти и золота, 36% урана. Ситуация в СНГ прямо влияет на экономический и политический климат не только Евразии, но и всего мира.

Когда-то все республики СНГ назывались советскими. Но нет смысла сравнивать социалистическую державу и добровольное объединение независимых государств. У СНГ своя история и векторы развития. Об этом недавно, выступая на заседании глав государств Содружества в преддверии его юбилея, говорил президент России Владимир Путин. Ключевой ролью Содружества Независимых Государств он назвал обеспечение условий для мирного сотрудничества и совместной работы ради процветания и развития наших стран, повышения благосостояния граждан. И пояснил: «Все это еще раз подтверждает наши российские мудрости по поводу того, что даже плохой мир лучше, чем хорошая война, а всякая ссора красна миром».

Мир и совместное развитие вместо конфликтов — именно эта логика лежит в основе любых процессов интеграции. Много споров шло о том, к чему изначально стремились основатели Содружества. Не в этом суть, время давно расставило все акценты. Важно другое. Первые соглашения, которые были подписаны 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, и последовавшая за ними 21 декабря того же года Алма-Атинская декларация стали тогда единственным шансом хоть как-то скрепить огромное пространство, которое сталкивалось с многочисленными проблемами — парады суверенитетов, политические конфликты, экономические катаклизмы. Риск того, что события пойдут по так называемому югославскому сценарию, был тогда весьма серьезен. «Пропасть поодиночке» могло любое из новых государств — даже такое мощное и влиятельное, как Россия. К счастью, совместными усилиями удалось не допустить катастрофы. Однако в период перехода от советской системы к рынку и самостоятельному развитию каждая из стран неизбежно переживала собственные трудности. Становление нового объединения в условиях этих противоречий оказалось очень непростым.

Какие же задачи стоят перед Содружеством в сегодняшнем мире с его новыми ценностями и угрозами, возможностями и барьерами, противоречиями и общими интересами? Стоит ли вообще сохранять СНГ, если ряд его участников предполагает выстраивать свои внешнеполитические приоритеты без учета интересов партнеров по объединению ради получения конъюнктурных выгод от Запада? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы. Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе.

* * *

О негативных тенденциях в развитии Содружества говорилось не раз, и видны они невооруженным глазом. Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. «Отягчающим обстоятельством» для Содружества является Приднестровье, где пока не завершен процесс урегулирования, есть и другие давние проблемы, в основном межэтнического и межконфессионального толка.

Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам. Самый яркий пример — недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей.

Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач

Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие. Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ подготовила более 400 модельных законов, которые направлены на гармонизацию законодательства стран Содружества. Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран.

Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Партнеры по СНГ затягивают реализацию рекомендаций МПА, а мировое сообщество о них просто не знает, поскольку материалы МПА даже не переводятся на иностранные языки. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, — наблюдением за выборами на пространстве СНГ.

* * *

Фундаментом, на который опиралось СНГ в момент своего создания, были давние и прочные связи между республиками и народами бывшего Советского Союза. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР.

Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, — Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли. Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества.

Государства — участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие «зеленой экономики», создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года.

Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества. По данным Межгосударственного статистического комитета, с 2009 по 2019 год (то есть в период до пандемии) доля взаимной торговли во внешнеторговых операциях стран СНГ упала с 22 до 16,1%. В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период.

Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств — участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. При этом взаимные расчеты затрудняет неустойчивость национальных валют.

Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься о том, как важно сегодня укреплять региональные связи. В этих условиях будущее Содружества во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров.

Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией (порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ). В 2021 году страны — участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости (а это порядка 125 миллионов экономически активного населения), которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии. К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют «гетто» или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности. Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, — прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов. Необходима разработка единого механизма учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже десять лет остается нерешенным, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году.

К важным социальным проблемам относятся и те, которые связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами. В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательстве всех нынешних участников Содружества многое изменилось. В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения — ЕАЭС — были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур.

* * *

Еще одним существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ — русский. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем.

Статус рабочего языка Содружества закреплен за русским языком в статье 35 Устава СНГ. В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане — официальный, в Таджикистане — язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии. И, конечно, на Украине — хотя нынешним киевским властям это очень не нравится.

Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ — русский

Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском. Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами. Однако успело вырасти и целое поколение, которое языком Пушкина и Толстого не владеет, а таковых насчитывается не менее 38 миллионов человек. Некоторым он просто не нужен ни в быту, ни на работе, а кто-то, наоборот, даже при желании не имеет возможности его выучить.

Сокращение числа русскоговорящих в странах СНГ — тенденция, которой не один десяток лет. Началось все еще в 90-е годы, когда многие русскоязычные граждане были вынуждены уехать из бывших республик СССР. Но нельзя списывать все на демографические и миграционные процессы, во многих случаях дело именно в государственной политике по отношению к «великому и могучему». Более того, формируемую в этом весьма чувствительном вопросе точку зрения можно считать своего рода маркером готовности того или иного государства СНГ двигаться в направлении дальнейшего сопряжения усилий в решении актуальных проблем развития.

Культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов, которые входят в Содружество. Между тем мы видим порой совсем другие вещи, например, в Киргизии, где идет общественное обсуждение поправок к закону о государственном языке. Новые нормы, которые предлагается в него внести, могут существенно ограничить права русскоязычных граждан.

В данном контексте нельзя не отметить, что в ряде государств СНГ историю нашего совместного прошлого сейчас активно пытаются переписать. Любовь к своей Родине — прекрасное и естественное чувство, которое присуще любому народу. Однако одно дело — патриотизм, и совсем другое — радикальный национализм и ксенофобия, насаждение ненависти к другим народам, крайней формой проявления которых становятся оправдание преступлений фашизма, массовых убийств и этнических чисток. Мы нередко сталкиваемся с возвеличиванием тех или иных исторических персоналий в республиках СНГ только за то, что они «боролись за свободу своих стран против России» в разные периоды ее истории. Так, «национальными героями» в ряде стран пытаются представить того же Гарегина Нжде, который во время Второй мировой сотрудничал с нацистами, идеологов Туркестанского легиона вермахта или басмачества в Средней Азии первой половины ХХ века, не говоря уже об украинских боевиках из ОУН-УПА и других подобных деятелях. И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные «ремейки истории», какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, — мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя.

Что этому можно противопоставить? Конечно, прежде всего — силу убеждения и просвещения, обеспечение прав людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду. Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить и укрепить общее гуманитарное пространство, существовавшее у наших народов в течение многих веков. Для этого делается очень многое. При содействии России в СНГ реализуется целый ряд проектов, направленных на поддержку русского языка и культуры в независимых республиках. В эти страны едут преподавать лучшие школьные учителя и профессора ведущих вузов. Издаются книги, успешно работают более 80 языковых центров в рамках программы «Послы русского языка», которую ведет Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Определенные итоги эффективности подобных действий можно будет подвести в 2023 году, объявленном в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения.

Действуют и экономические факторы, которые в данном случае могут сыграть значимую роль. Знание русского языка — это важное конкурентное преимущество для всех, кто устраивается на работу в других государствах СНГ, переезжает на новое, более комфортное место жительства. Русский быстро «вспомнили» даже в Прибалтике, как только в местной сфере услуг возник значительный спрос на специалистов по работе с туристами из России и СНГ. Его не забывают и в вышедшей из Содружества Грузии, где позиция граждан зачастую резко отличается от официальных русофобских заявлений властей.

* * *

Развитие наших стран осложнено и воздействием внешних факторов — ростом нестабильности в мире, обострением геополитического и экономического соперничества. Не стоит забывать и об односторонних ограничительных шагах, которые Запад применяет вопреки нормам международного права, его вмешательстве во внутренние дела суверенных государств.

В мире существует несколько «центров силы», которым сейчас очень важно закрепиться на евразийском пространстве и любой ценой вытеснить оттуда главного конкурента — Россию. Цель таких экспансионистских устремлений понятна — получить контроль над рынками сбыта и обширными ресурсами стран бывшего СССР, подчинить себе их элиты и добиваться от них удобных решений по любым вопросам.

Для этого США, Евросоюз, крупные транснациональные корпорации используют достаточно широкий арсенал средств, стержневым из которых является санкционное давление на Россию и ее партнеров в сочетании с политико-дипломатическими угрозами. Страны СНГ настойчиво вовлекаются в интеграционные объединения, подконтрольные Западу, например в «Восточное партнерство». США и ЕС стремятся продвигать проекты, направленные на снижение уровня сотрудничества центральноазиатских стран СНГ с Россией, в том числе под предлогом преодоления разноплановых угроз безопасности фокусных республик.

Все более активную роль на пространстве Содружества играет Турция. Анкара пытается реализовать собственные интеграционные идеи, нацеленные на объединение тюркского мира. Важно, чтобы такие действия не шли в ущерб соседям с учетом их исторических особенностей и не ущемляли ничьи интересы. Такой подход особенно актуален при том понимании, что исторический центр тюркского мира находится не в Анкаре или Стамбуле, а на Алтае. Наша страна, в свою очередь, выступает за единство и сотрудничество славянских, тюркских и других народов в рамках построения Большого евразийского партнерства, стремясь самостоятельно подавать пример такого взаимодействия.

Плоды «миротворческой» и «демократической» политики Запада пожинает сейчас Афганистан. После бегства американских войск эта страна стала очагом постоянно нарастающей напряженности у границ Содружества. Ухудшение обстановки в этом южноазиатском государстве грозит масштабной гуманитарной катастрофой. Очевидные риски связаны с бесконтрольным распространением оружия в приграничных зонах, параличом местной власти, укреплением экстремистских сил, падением уровня жизни людей и разгулом криминала. Совершенно очевидно, что поодиночке страны Центральной Азии такие узлы развязать будут не в силах.

Вызывают опасение и попытки США сформировать на территории государств, граничащих с Афганистаном, сеть своих военных и разведывательных структур якобы для «контроля» над ситуацией. Можно не сомневаться: одним наблюдением дело не ограничится. С подачи американских «наблюдателей» будут всячески подогреваться и провоцироваться внутрирегиональные конфликты в СНГ, которые и без того представляют собой угрозу стабильности Содружества, сильно затрудняют взаимодействие государств на пространстве всей Евразии.

К серьезной проблеме относится и обеспечение биологической безопасности на пространстве СНГ. В настоящее время под предлогом санитарно-эпидемиологической помощи в странах СНГ строятся и модернизируются микробиологические лаборатории. Такие проекты минобороны США финансирует в Армении, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Лаборатории работают в закрытом режиме и не поддаются надлежащему контролю в соответствии с международными стандартами.

В этих условиях особое значение приобретает деятельность Организации Договора о коллективной безопасности. Она имеет серьезный потенциал, чтобы усилить свое влияние. Нужно выстраивать более тесное взаимодействие ОДКБ и ЕАЭС, создать механизмы координации внешней политики государств — участников этих интеграционных объединений, отладить систему оперативного и гибкого реагирования на возможные вызовы, а также развивать иные возможные механизмы взаимодействия в сфере безопасности на евразийском пространстве.

* * *

Опыт доказывает: когда это действительно необходимо, страны — участницы Содружества вполне способны выступать с консолидированных позиций по глобальным проблемам, становятся блоком государств-единомышленников.

Как ни парадоксально, потенциал и возможности СНГ наглядно проявились в самый тяжелый момент, когда весь мир захлестнула коронавирусная инфекция. Едва только речь пошла буквально о жизни и смерти, очень быстро прекратились многие былые раздоры и споры. В первые, самые сложные месяцы борьбы с вирусом работа в рамках СНГ выгодно отличалась от того, что мы наблюдали в Евросоюзе. Реагировать в тот момент надо было мгновенно, действовать на упреждение. Содружество доказало, что ему это под силу. Еще до начала пандемии между странами СНГ была создана необходимая договорная база в сфере здравоохранения. Стало возможно взаимодействие профильных специалистов, действовали межгосударственные консультативные органы, решения принимались оперативно, без бюрократических проволочек.

Россия как системообразующий элемент Содружества взяла на себя особую роль и ответственность. Российские врачи помогали своим коллегам бороться с пандемией. Партнерам по СНГ были оперативно направлены крупные партии тест-систем, средства индивидуальной защиты, мобильные диагностические комплексы и современное лабораторное оборудование. Сегодня российские вакцины поставляются во все страны Содружества, кроме Украины. В Армении, Белоруси, Казахстане и Узбекистане налажено лицензионное производство вакцин, с Азербайджаном этот вопрос в стадии обсуждения.

В целом укрепление интеграционных связей в гораздо большей степени отвечает потребностям наших государств, чем откровенно прозападный, «центробежный» курс на ослабление и разрушение СНГ. Это хорошо доказывает пример Украины, которая в настоящее время практически утратила национальную самостоятельность и стала полностью зависимой от «внешних управляющих». Огромными политическими, экономическими и гуманитарными потерями подобный курс отозвался для Грузии. Пойти по тому же пагубному пути, судя по всему, готово и нынешнее руководство Молдавии. Это может стать большой ошибкой, так как ничем хорошим опора на зарубежных спонсоров, как правило, не заканчивается.

Между тем Содружество даже в период такой серьезной опасности, как пандемия, демонстрирует способность к развитию вопреки колебаниям мировой экономики, режимам санкций, постоянному нагнетанию напряженности. И наши возможности далеко не исчерпаны. Только вместе мы можем эффективно противостоять стоящим перед нами новым вызовам, как международный терроризм и экстремизм, трансграничная организованная преступность, незаконная миграция, наркоторговля, криминал в интернете, распространение опасных биологических технологий, эпидемиологические риски и многое другое. Только сообща возможно построить единое пространство с учетом новых реалий с эффективно работающей экономикой, доступным и качественным образованием, здравоохранением, гибкой системой обеспечения безопасности индивида и общества.

Тридцать лет СНГ — это не предел, а лишь, возможно, начало нового этапа развития организации. Станет ли сейчас Содружество территорией истинной дружбы, взаимного уважения и партнерства — покажет время, однако предпосылки для этого, вне всякого сомнения, мы видим уже сегодня.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

Главная > Где мы работаем > Наши офисы > Содружество Независимых Государств (СНГ)

Опираясь на 20-летний опыт работы на развивающихся и быстрорастущих рынках стран СНГ, в основном благодаря нашим местным офиса в Польше, наша группа компаний СНГ накопила уникальный опыт в предоставлении налоговых и юридических консультаций международным и местным инвесторам и организациям во всех областях коммерческого и финансового права.

Там, где Gide не имеет прямого присутствия, наши юристы работают с сетью корреспондентских юридических фирм, которые пользуются отличной местной репутацией и имеют четкое представление о юридических и коммерческих особенностях соответствующих стран, в которых они работают.

Наша группа компаний СНГ предлагает услуги «одного окна», представляя интересы международных и региональных клиентов в их трансграничных сделках и иностранных инвестициях в регионе. Наш специализированный опыт основан на областях права, которые мы определили как наиболее востребованные нашими клиентами, в том числе:

  • Общее корпоративное право и Реструктуризация
  • Слияния и поглощения
  • Совместные предприятия и частный капитал
  • Банковское дело
  • Сделки с недвижимостью и финансирование
  • Судебные и арбитражные разбирательства
  • Проекты (инфраструктура и финансы)
  • Конкуренция, регулирование и международная торговля

Наши местные корреспонденты наладили тесные связи с государственными ведомствами и агентствами и поэтому находятся в идеальном положении, чтобы помочь нашим клиентам пройти все их административные процедуры и формальности и предоставить им преимущества их давних контактов.

Например, группа компаний СНГ уже давно ведет активную деятельность в одной из наиболее динамично развивающихся бывших советских республик, Казахстане, где мы регулярно консультируем международных инвесторов, финансовые учреждения и органы государственной власти по широкому кругу вопросов местного права (корпоративное, финансы, налоги и др.) и секторов (транспорт, энергетика, здравоохранение и др.).

Опыт включает:

  • Консультирование крупной французской фармацевтической группы в Беларуси, Азербайджане, Казахстане и Грузии в ее корпоративной работе, а именно составление различных корпоративных документов, включая резолюции и учредительные документы, а также предоставление обновлений местного законодательства, совместно с нашими местными корреспондентские юридические фирмы
     
  • Консультирование казахстанского банка «Евразийский банк развития» (ЕАБР) по вопросам анализа законодательства Армении, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана в части особенностей регулирования деятельности фондов прямых инвестиций
     
  • Консультирование крупного международного игрока в нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности по вопросам создания в Казахстане совместного предприятия с местным партнером для оказания консультационных услуг в области энергоэффективности
     
  • Консультирование Международной финансовой корпорации (IFC – Группа Всемирного банка), выступающей в качестве консультанта по сделке для правительства Кыргызстана, по приватизации кыргызского розничного банка с активами около 80 миллионов долларов США
     
  • Консультирование правительства Республики Казахстан по всестороннему обзору законодательных усовершенствований, направленных на повышение привлекательности государственно-частного партнерства (ГЧП) для международных финансовых организаций
     
  • Консультирование международного синдиката крупных французских банков по синдицированному предэкспортному финансированию на сумму 300 млн долларов США для российской медной компании, обеспеченному уступкой контрактов на экспорт меди и гарантиями ее казахстанских дочерних компаний
     
  • Консультирование Росбанка (группа Société Générale) в связи с продажей Белросбанка, крупного белорусского банка, Альфа-Банку (Беларусь)

Top

Удовлетворение потребностей в стандартах региона СНГ

Растущие отношения ASTM с развивающимися экономиками региона СНГ приносят пользу региональным предприятиям, стремящимся соответствовать международным стандартам.

Почти со дня распада Советского Союза в 1991 году несколько бывших советских республик работали вместе над созданием институциональной основы, способствующей экономическому сотрудничеству и интеграции. В 2015 году был официально создан Евразийский экономический союз. В настоящее время в составе пяти государств-членов (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) ЕАЭС объединил 183 миллиона человек и общий валовой внутренний продукт более 4 триллионов долларов США в один рынок.

В любом развивающемся регионе использование и принятие международно признанных стандартов является ключом к обеспечению соблюдения нормативных требований и доступа к рынку, а также к реализации множества других преимуществ для бизнеса. В течение последнего десятилетия сотрудники ASTM работали с государственными учреждениями и предприятиями в регионе Содружества Независимых Государств (СНГ), чтобы облегчить им использование стандартов ASTM.

Там, где есть клиенты

Хотя Россия больше не связана политическими отношениями с регионом СНГ, Россия по-прежнему является основным двигателем экономики региона. В результате российские деловые организации оказались в центре усилий ASTM по обмену информацией о потенциальных преимуществах использования международных стандартов, таких как ASTM.

Одной из таких организаций является РСПП, Российский союз промышленников и предпринимателей. Основанная в 1991 году, РСПП продвигает интересы бизнеса в России и имеет в своем составе как частные, так и государственные компании. Его Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия сыграл важную роль в оказании помощи ASTM в координации местной деятельности в России и установлении прочных рабочих отношений с Евразийским советом по стандартам, или EASC, региональным консорциумом национальных органов по разработке стандартов, представляющих 12 стран, включая все члены Содружества Независимых Государств.

При содействии РСПП Джон Пейс, вице-президент ASTM по публикациям и маркетингу, и Джеймс С. Томас, помощник вице-президента ASTM по продажам и маркетингу, за последнее десятилетие много раз посетили Россию и страны СНГ для развития отношений там. Эти визиты помогли предприятиям и государственным организациям в регионе получить доступ, использовать и внедрить стандарты ASTM. Например, сотни стандартов ASTM в настоящее время используются в качестве основы для национальных стандартов в Российской Федерации, Казахстане и Молдове (все они подписали Меморандум о взаимопонимании ASTM, который сыграл важную роль в установлении плодотворных отношений 9).0094 1 ).

Во время этих визитов Пейс и Томас провели десятки семинаров с такими партнерами, как РСПП; распространители документов Normdocs и Kodeks; и Росстандарт, Российское федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Эти мероприятия познакомили со стандартами, процессами и услугами ASTM сотни инженеров, ученых и государственных служащих в регионе.

Обучение в процессе работы

Несмотря на обширные встречи и ряд успехов (таких как успешная региональная программа проверки квалификации ASTM, проводимая в партнерстве с Российской координационной информационной службой, известной как Центр СНГ), ASTM ощутила более широкую картину как-то не обращались. Страны этого региона работают над тем, чтобы сделать местную промышленность более конкурентоспособной на постоянно развивающемся глобальном рынке, и инвестируют свои ресурсы, чтобы эффективно использовать свой статус развивающихся рынков.

Итак, лидеры ASTM задали вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы люди, которые использовали и используют наши стандарты, имели необходимый им доступ?»

Томас говорит: «В инженерном мире ощущаются значительные перемены; многочисленное и влиятельное поколение уходит на пенсию, унося с собой незаменимые институциональные знания о том, как и почему использование международных стандартов так важно для их повседневной работы. подчеркнул необходимость охвата людей, незнакомых с ASTM».

Кроме того, Томас понял, что современные информационные технологии облегчат преодоление языковых барьеров. «Хотя практическое обучение в этом регионе жизненно важно, нам также нужен способ, чтобы клиенты и участники могли самостоятельно узнавать о наших услугах и ориентироваться в них, — говорит он. — Во время нашего путешествия по региону я бесчисленное количество раз слышал , «Мы бы больше использовали стандарты ASTM, если бы ваши продукты и услуги были доступны на нашем местном языке».

Продукты и услуги для региона

Они спросили; ASTM доставил. Принимая во внимание многолетние отзывы, ASTM поставляет многие свои продукты и услуги на русском языке, чтобы удовлетворить потребности региона СНГ.

Пейс, Томас и команда сотрудников ASTM потратили последние несколько лет на разработку набора продуктов и услуг, а также партнерских отношений (многие из них на русском языке), направленных на помощь предприятиям стран СНГ, государственным учреждениям и другим сторонам в их стремлении выйти на рынок. доступ с использованием стандартов ASTM. Некоторые примеры:

  • Возможности поиска по веб-сайту на русском языке, доступные на платформе Compass ® , которые возвращают результаты для тысяч стандартов (от ASTM, UOP (нефть) и Американской ассоциации государственных и автомобильных служащих), а также технические документы , книги и журналы;
  • 2 500 стандартов ASTM, переведенных на русский язык, по таким темам, как нефть, металлы, строительство и окружающая среда;
  • Региональная программа проверки квалификации, которая позволяет лабораториям Российской Федерации сравнивать свою работу с более чем 190 других участвующих лабораторий;
  • Индивидуальные учебные курсы, которые можно проводить на месте, например, недавние курсы, проведенные в Санкт-Петербурге, Россия, по статистике и стандартам коррозии;
  • Доступны онлайн-курсы на русском языке по нефтегазовым стандартам, в дополнение ко многим другим курсам на английском языке по строительству, окружающей среде, безопасности металлов и кислорода;
  • Консультационные услуги, обеспечивающие прямой доступ к профильным экспертам; и
  • Сотрудничество с Евразийским советом по стандартам по региональному соглашению, которое позволит использовать стандарты ASTM в качестве основы для региональных стандартов EASC.

Томас уверен, что обеспечение удобной доступности этих и других услуг поможет поддержать принятие в 2015 году нового федерального закона Российской Федерации о стандартизации № 162-ФЗ. «Как разработчик международных стандартов, мы считаем, что обеспечение региональных рынков стандартами, продуктами и услугами на их языке имеет большое значение для поддержки этого закона», — говорит он.

Микросайт

Запущен долгожданный русскоязычный микросайт, чтобы предоставить этому сообществу пользователей информацию обо всех этих продуктах, услугах и возможностях.

Пользователи из стран СНГ, осуществляющие доступ к ASTM онлайн, автоматически перенаправляются на микросайт, где они могут быстро найти конкретную информацию о продуктах и ​​услугах ASTM, доступных для них на русском языке.

«Хотя многое еще предстоит сделать, мы сделали большой шаг, помогая этому региону лучше использовать наши продукты и услуги», — говорит Томас.

Примечание

1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *