Кто убил игоря князя: Смерть Игоря (Убиение Игоря древлянами)

в одной книге [в современном изложении]

Убийство князя Игоря

Усобица между тем вспыхивала то тут, то там. Всеволод Ольгович от переживаний заболел, о своем обещании отдать стол Изяславу он забыл, вместо того велел передать стол брату Игорю. Но Изяслав обещания вовсе не забыл. На киевском столе Игорь просидел буквально пару месяцев. Изяслав разбил рать Игоря, вошел в Киев, а плененного Игоря отправил сначала в Выдубицкий, а затем в переяславский Ивановский монастырь, сковав по рукам и ногам. Изяслав был великим киевским князем восемь лет – до 1154 года. Все это время ему приходилось воевать с Ольговичами и своим дядей Вячеславом. Освобождения Игоря боялись и Давыдовичи. Положение осложнилось и тем, что сторону брата Игоря Святослава принял ростовско-суздальский князь Юрий. Давыдовичи, дабы усмирить Святослава и отвратить его от выручки Игоря, пожгли и пограбили все его и Игоревы волости. Святослав не отступался. Он ушел, по пути разбив одного из Давыдовичей, а следом за ним шла погоня – во главе с киевским князем.

Однако догнать Святослава не удалось, зато медленная работа по переманиванию недругов на свою сторону принесла успех Святославу. Через какое-то время уже и Давыдовичи целовали ему крест. Общими княжескими усилиями было решено заманить Изяслава в ловушку и вынудить освободить Игоря. В ловушку князь не попался, но вынудил бывших союзников признаться, чего они желают.

«Долго они думали вместе, – пишет Соловьев, – потом позвали посла и велели ему передать Изяславу: „Брат! Точно мы целовали крест Святославу Ольговичу; жаль нам стало брата нашего Игоря; он уже чернец и схимник, выпусти его, тогда будем подле тебя ездить; разве тебе было бы любо, если б мы брата твоего держали? “» В ответ на это Изяслав послал бросить им договорные грамоты, причем велел сказать:

«Вы клялись быть со мною до самой смерти, и я отдал вам волости обоих Ольговичей; прогнал с вами Святослава, волость его вам добыл, дал вам Новгород и Путивль, именье его мы взяли и разделили на части,

Игорево я взял себе; а теперь, братья, вы клятву свою нарушили, привели меня сюда обманом, хотели убить; да будет со мною бог и сила животворящего креста, стану управляться как мне бог даст».

Бог дал таким образом: киевляне, услышав про обман и ловушку для своего князя, отправились толпой к Федоровскому монастырю, где сидел тогда Игорь.

«Напрасно, – повествует Соловьев, – говорил им князь Владимир: „Брат мой не велел вам этого делать, Игоря стерегут крепко; пойдем лучше к брату, как он нам велел“. Киевляне отвечали ему: „Мы знаем, что добром не кончить с этим племенем ни вам, ни нам“. Митрополит также их удерживал, и Лазарь тысяцкий, и Рагуйло, Владимиров тысяцкий; но они никого не послушали и с воплем кинулись на убийство. Тогда князь Владимир сел на коня и погнал к Федоровскому монастырю; на мосту не мог он проехать за толпами народа и поворотил направо мимо Глебов двора; но этот крюк заставил его потерять время; киевляне пришли прежде него в монастырь, бросились в церковь, где Игорь стоял у обедни, и потащили его с криками: „Побейте! Побейте!“ В монастырских воротах встретился им Владимир; Игорь, увидав его, спросил: „Ох, брат! Куда это меня ведут?“ Владимир бросился с лошади и одел Игоря своим корзном, уговаривая киевлян: „Братья мои! не делайте этого зла, не убивайте Игоря!“ Но толпа не слушала, и начали бить Ольговича; несколько ударов пришлось и на долю Владимира, который держался близко последнего, защищая его.

Владимиру, однако, с помощью боярина Михаила удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собою ворота. Но толпа, избивши

Михаила, оторвавши на нем крест с цепями, выломала ворота и, увидавши Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора, через Бабин торжок на княж двор и там его прикончили; отсюда, положивши на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир, услыхав, что тело Игоря лежит на торгу, послал туда двоих тысяцких, Лазаря и Рагуйла; те приехали и сказали киевлянам: „Вы уже убили Игоря, так похороним тело его“. Киевляне отвечали: „Не мы его убили; убили его Давыдовичи и Всеволодич, которые замыслили зло на нашего князя, хотели убить его обманом; но бог за нашего князя и св. София“. Тогда Лазарь велел взять Игоря и положить в Михайловской церкви, в Новгородской божнице; а на другой день похоронили его в Семеновском монастыре».

Изяслав узнал об этих событиях, находясь в Черниговской волости. Больше всего он боялся, что потом его обвинят в убийстве князя. Дружина на этот счет его успокоила. Между тем черниговские князья соединились с Мстиславом Юрьевичем, и все они шли воевать Изяслава.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Паломничество князя Игоря

Паломничество князя Игоря Удальство и легкомыслие Игоря Святославича обошлось Северской земле дорого. Половцы ответили на набег набегом и «взятошася города Посемьские, и бысть скорбь и туга люта, якоже николиже не бывала во всем Посемьи и в Новгороде Северском, и по всей

Поход к Дону князя Игоря Святославовича

Поход к Дону князя Игоря Святославовича 23 апреля 1185 г., во вторник, из ворот Новгорода Северского выехал Игорь Святославович.

Этот князь был праправнуком Ярослава Мудрого, и от роду ему шел тридцать четвертый год.Игорь был молод и искал славы.Из «Троубечка» (Прубчевска) в

Паломничество князя Игоря

Паломничество князя Игоря Удальство и легкомыслие Игоря Святославича обошлось Северской земле дорого. Половцы ответили на набег набегом и «взятошася города Посемьские, и бысть скорбь и туга люта, якоже николиже не бывала во всем Посемьи и в Новгороде Северском, и по всей

Сват князя Игоря

Сват князя Игоря  Остается сказать несколько слов о человеке, сосватавшем Игорю тутраканскую княжну. Кандидатура вещего Олега, разумеется, отпадает. Вместо него, казалось, логично было бы указать на Свенгельда. Однако сделать это мешает совершенное неведение источников

Причины войны князя Игоря с Византией

Причины войны князя Игоря с Византией  Причины царьградского похода 941 г.

остались загадкой для древнерусского летописания, которое ограничилось простой регистрацией факта: «Иде Игорь на грекы». Это и естественно, поскольку княжение Олега II осталось вне поля зрения

Поход 941 г. князя Игоря на Византию

Поход 941 г. князя Игоря на Византию План КонстантинополяОднако в Константинополе не спешили вступить в переговоры с новоявленным «архонтом Росии». По словам Лиутпранда, император Роман провел немало бессонных ночей, «терзаясь раздумьями». Мы видели, что незадолго перед

Глава 1 СМЕРТЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ

Глава 1 СМЕРТЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ Совместная борьба князя Игоря и Олега II против венгров  Повесть временных лет обрывает жизнь Игоря в статье под 945 г. Клятвенно утвердив в Киеве договор с греками, Игорь «нача княжити в Киеве, и мир имея ко всем странам. И приспе осень, и нача

Народные предания о смерти князя Игоря

Народные предания о смерти князя Игоря  Единственной порукой достоверности летописного рассказа о смерти Игоря служит заключительная фраза: «И погребен бысть Игорь и есть могила его у Искоростеня града в Деревех и до сего дне».  В первой половине XVIII в. коростеньский

Образ князя Игоря в древнерусской литературе

Образ князя Игоря в древнерусской литературе  Подробное изложение Повестью временных лет обстоятельств поражения князя Игоря под стенами Константинополя и его гибели в «Деревах» создало у историков впечатление, что Игорь представлен в летописи в образе

9. ПУТЬ И ВРЕМЯ ПОХОДА КНЯЗЯ ИГОРЯ

9. ПУТЬ И ВРЕМЯ ПОХОДА КНЯЗЯ ИГОРЯ Несмотря на то, что дневник и маршрут похода князя Игоря имеют огромное значение для понимания «Слова», мы до сих пор не имеем точных данных о походе. К стыду историков, и они не могут помочь филологам в таком естественно возникающем

1.1.3. «Беспредел» князя Игоря

1.1.3. «Беспредел» князя Игоря Говорят, что природа «отдыхает на детях». Смысл данного утверждения в том, что у выдающихся, талантливых и даже гениальных людей чаще всего вырастают заурядные, средние по способностям и иногда даже никчемные дети.Можно только предположить,

Глава 9 Земельные владения князя Бориса Вячеславича и Игоревичей (потомков князя Игоря Ярославича)

Глава 9 Земельные владения князя Бориса Вячеславича и Игоревичей (потомков князя Игоря Ярославича) Младшие сыновья Ярослава Мудрого Вячеслав и Игорь оставили немногочисленное потомство.Борис ВячеславичСын смоленского князя Вячеслава Ярославича. Родился не позже 1058 г.

Глава 3. ПОЛОВЕЦКИЙ ПОХОД КНЯЗЯ ИГОРЯ

Глава 3. ПОЛОВЕЦКИЙ ПОХОД КНЯЗЯ ИГОРЯ Весенний поход князя Новгород-Северского Игоря Святославича, предпринятый им в земли Дешт-и-Кипчака в 1185 г., увековечен в отечественной истории. Ему посвящено «Слово о полку Игореве», гениальное художественное произведение Древней

Глава 3.

Цепной пес князя Игоря

Глава 3. Цепной пес князя Игоря Из тумана древних легенд и преданий выступает величественная фигура киевского воеводы Свенельда.Свенельд, варяжский воевода, долго и преданно служивший дому князя Игоря. Человек, который стоял вровень с князьями. Государственный и военный

Смерть князя Игоря

Древляне были данниками русов, но сохраняли свою княжескую династию. Имя их тогдашнего князя — Мал — привело в замешательство позднейших летописцев, посчитавших нужным в ряде списков пояснить, что имеется в виду не возраст князя, а его имя —«так, мол, его звали». Но нет ли в этом имени действительно какой-либо тайны? Полагают общеизвестным, что славянское племя древлян жило на Правобережной Украине, на территории Полесья, западнее полян, а их главный город Искростень стоял северо-западнее Киева, на реке Уж, где археологи обнаружили группу городищ того времени. Автор «Повести…» сообщает, что именно туда и ходили наши первые князья, усмиряя и грабя древлян. Последний раз дань с них собирал Свенельд, воевода Игоря, и столь успешно, что княжеские дружинники позавидовали его «отрокам» и стали уговаривать князя самому «пойти по дань», поскольку, как они говорили, «и ты добудешь и мы».

Послушавшись, Игорь отправился в древлянскую землю и силой взял вторую дань. Однако и этого ему показалось мало. Остановившись на полпути к дому, он отправил добытое с войском, а сам с небольшим отрядом решил вернуться и «походить еще». Такое решение вызвало страх и негодование древлян. Они послали к Игорю послов с просьбой одуматься, в противном случае решив князя убить: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо!» Игорь «не послушал», попал в засаду у Искростеня и погиб. На первый взгляд никаких загадок в этом повествовании нет, тем более что археологическое тождество Искростеня и современного Коростеня вроде бы доказательств не требует.

Однако мы не вправе игнорировать того же Льва Диакона, согласно которому Иоанн Цимисхий продолжил в обращении к сыну Игоря Святославу напоминание о судьбе отца: «Не упоминаю я уж о его дальнейшей жалкой судьбе (т. е. после бегства из- под Константинополя), когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое…»

«Причем здесь германцы?» — вправе спросить читатель. Охотно отвечу; дело в том, что древляне и поляне, по традиции считающиеся славянскими племенами, оказываются «двойниками» другой, более древней пары этнонимов: «тервингов» и «грейтунгов» — Двух ветвей германоязычного племени готов, обитавших в Северном и Западном Причерноморье и делившихся на лесных и степных. С IIІ века нашей эры готы жили в Крыму, и последнее их государство, занимавшее центральную часть лесистого горного Крыма и южный берег, погибло только в середине XV века. Менее известна судьба готов в Подунавье, откуда, как принято считать, все они двинулись в поход на Рим и далее на запад.

Однако из Подунавья ушли далеко не все готы, как это обычно и бывает. Они продолжали жить в прибрежных городах, в предгорной зоне, все более смешиваясь с местным населением. Роль их в событиях X века еще ожидает своих исследователей. Так мы снова возвращаемся к проблеме черноморской руси в Крыму, которая оказалась в состоянии войны с остатком государства тервингов.

«Германоязычные» имена русов еще не свидетельствуют о том, что носившие их послы и купцы Игоря и Олега говорили на германских диалектах. Даже то, что Константин- Кирилл нашел в Корсуни «русские письмена» и перевод текстов договоров именно на русский язык с греческого, а не на какой-то из германских языков, свидетельствует, что русь говорила «по-русски», то есть на одном из наречий славянства. Иное дело — их противники. В первую очередь здесь привлекает имя древлянского князя, которое историки напрасно пытались поставить в ряд славянских имен. Гораздо вероятнее в нем видеть слегка искаженное имя знаменитого готского рода Амалов. О ранней истории этой династии рассказывает готский историк Иордан. Потомки Амалов вне сомнения остались и в Причерноморье, властвуя над своими соплеменниками и после того, как основная масса готов двинулась на запад, а меньшая часть — на восток вдоль Кавказского побережья.

Где жили те древляне—тервинги, — с которыми вел войну Игорь? В Крыму? Или в Полесье, где находят Коростень? А может, в Подунавье, где со склонов Трансильванских Альп берет начало река Искрь, так напоминающая название стольного города князя Мала (Амала) — Искръстень? И то, и другое, и третье оказывается в достаточной степени вероятным и объяснимым, но пока — увы! — недостоверным. За исключением разве только истинного имени князя древлян, которому, если верить «Повести…», суждено было сыграть решающую роль в истории русов: его внук, ставший русским князем, окончательно крестил Русскую землю. Но это случится через полвека. А сейчас, завершая свой рассказ временем, когда закончился жизненный путь Игоря, то есть осенью 944 или 945 года, мы вынуждены подвести неутешительные итоги.

Достоверно о князе, который в XI веке признан подлинным родоначальником киевской династии, можно сказать лишь следующее. Он воевал с древлянами, потерпел сокрушительное поражение в набеге на Константинополь и погиб от руки готов. Каким- то образом Игорь ухитрился бывать в Киеве на Днепре и на Боспоре Киммерийском. Главной его заслугой перед русской историей осталась женитьба на Ольге, с которой он успел прожить всего несколько лет, оставив сына, стяжавшего славу гораздо большую, нежели отец, но погибшего столь же нелепой смертью.

И все же, прежде чем поставить точку, вернемся еще раз к загадке происхождения Игоря. Кто был его отцом? Во всяком случае не Рюрик. Но хотя «Сказание о первых князьях», вошедшее в «Повесть временных лет», и сопрягает их имена, произведенный выше расчет лет, опирающийся к тому же на двойную датировку договора Олега с греками — календарную и по именам императоров-соправителей,— заставляет решительно отказаться от такой мысли.

Как ни странно это выглядит поначалу, наиболее реальным претендентом на роль отца Игоря оказывается… Одд «со стрелами», не легендарный, а вполне реальный человек, чьи родители владели островом Рафниста в Хельгаланде (не отсюда ли и Олег — Хелег?) и который после долгих приключений женился в «Хунналанде» на «Шелковой деве», дочери какого-то местного властителя. В пользу такого предположения свидетельствуют как общие черты саги и предания, так и имя побратима Одда — Асмунд. Совпадение поистине удивительное. О судьбе Асмунда, сына Ингиальда мы ничего не знаем, кроме, что он не разлучался с Оддом. Сага не объясняет, почему Одд назвал своих сыновей Герраудом и Асмундом, полагая, что это и так понятно: Герраудом звали отца его супруги, а Асмундом — его побратима. В третий раз с именем Асмунд мы сталкиваемся уже в «Повести временных лет», но уже в искаженной форме — Асмуд-Асмолд, где его носитель оказывается «кормильцем», то есть опекуном Святослава, в полном соответствии со своими родственными полномочиями.

В таком случае сын Одда, Геррауд, кроме скандинавского имени имел еще и русское — Игорь. Он — первенец (что подтверждает и сага), а потому имеет безусловное право не только на престол, но и на передачу его своему сыну Святославу. Серьезным возражением против такой версии является перечень послов и пославших их в договоре Игоря с греками. В самом деле, трудно допустить, что никто не представлял интересы брата великого князя. Но, во-первых, этот перечень в ряде мест сохранил следы порчи тенета, а во-вторых, в нем мы не находим имени другого, ближайшего к Игорю человека — Свенельда. Наконец, можно предположить, что Асмунд, сын Одда (в саге), на самом деле не его сын, а тот самый побратим, который сделался «кормильцем» сначала Игоря, а потом и Святослава. Столь же логично предположить и другое: после вступления Игоря на престол его младший брат (Асмунд) в полном соответствии с обычаями того времени отправился искать свое счастье на стороне. Поэтому он не участвовал в походе на Константинополь и не мог иметь своей «части» на Руси.

Не было бы ничего удивительного, если бы он во время осады Игорем Константинополя нес во дворце службу в корпусе варягов или же сражался за империю на Средиземном море с арабами и только после смерти брата поспешил на Русь. Вот почему, продолжал собирать все возможные сведения о самой Ольге и ее семье, мы должны познакомиться с ее сыном Святославом, возле которого, как я уже сказал, после смерти Игоря появляется Асмунд.

Автор: А. Никитин.

GP в Метрополитене: Князь Игорь | Об опере | Великие представления

Оперный шедевр Бородина Князь Игорь , первое представление которого состоялось в Метрополитене с 1917 года в начале этого года, будет транслироваться на Великих представлениях в Метрополитене в воскресенье, 22 июня 2014 года, в 12:00 на канале PBS (проверьте местные списки) . (В Нью-Йорке THIRTEEN покажут оперу в 12:30)

Знаменитая новая постановка режиссера Дмитрия Чернякова , дебют в Метрополитен, звезды Ильдар Абдразаков как героический титульный персонаж, правитель XII века, защищавший Россию от вторжения половецких войск. Джанандреа Нозеда, специалист по русской музыке, дирижирует новой редакцией оперы, незаконченной Бородиным во время его смерти в 1887 году, которая была специально создана для этой постановки Метрополитена.

В актерский состав также входят украинское сопрано Оксана Дыка в ее дебюте в Метрополитене в роли жены Игоря Ярославны; Анита Рахвелишвили в роли огненной половецкой княгини Кончаковны; Русский тенор Сергей Семишкур в своем дебюте в Метрополитен в роли сына Игоря, Владимира Игоревича; Михаил Петренко — брат Ярославны, князь Галицкий; и Штефан Коцан в роли хана Кончака, предводителя половецких войск.

Князь Игорь исполнялся в Метрополитене всего 10 раз с 1915 по 1917 год, всегда в итальянском переводе. Затем опера выпала из репертуара труппы, хотя ее продолжают регулярно исполнять в других местах, особенно в России, где она является частью стандартного оперного репертуара. В 1953, Роберт Райт и Джордж Форрест адаптировали части партитуры, а также другие композиции Бородина, в бродвейский мюзикл Kismet , наиболее известный по стандарту «Stranger in Paradise», который положен на музыку одного из произведений князя Игоря. Половецкие танцы.

Для постановки в Метрополитен Нозеда и Черняков создали новую редакцию оперы, используя последние исследования, которые включают в себя всю известную музыку и оркестровку Бородина. В этом издании также внесены существенные изменения в порядок сцен в опере и включены три пьесы с новой оркестровкой русского композитора и дирижера Павла Смелкова.

The New York Times назвала «Князь Игорь » Метрополитена «(а) разоблачительной постановкой… Прекрасная постановка [Чернякова] сказочна, мучительно человечна и внутренне театральна», восхваляя «впечатляющий актерский состав» и «Хор Метрополитена… в его великолепное лучшее. А New York Magazine заметил, что «[Поскольку страна] приветствовала мир на Зимних играх, Метрополитен-опера поставила собственное имперское русское зрелище… [с партитурой, которая] пузырится неотразимыми мелодиями и яркими контрастами, с экзотическими половцами. двигаясь в извилистых восточных танцах, а русские отвечают маршами на толстой подошве и честными народными песнями».

Бас-баритон Эрик Оуэнс ведет передачу.

Князь Игорь впервые был показан вживую в кинотеатрах 1 марта 2014 года в рамках новаторской серии The Met: Live in HD , которая транслирует живые выступления в более чем 2000 кинотеатров и центров исполнительских искусств в 66 странах мира. страны по всему миру.

Great Performances at the Met — это презентация компании THIRTEEN Productions LLC для WNET, одного из самых плодовитых и уважаемых медиа-провайдеров Америки.

За свою 40-летнюю историю на общественном телевидении Great Performances предоставил зрителям по всей стране беспрецедентную демонстрацию лучших произведений во всех жанрах исполнительского искусства, выступая в качестве самого престижного и устойчивого вещателя культурных программ в Америке. Сейчас, спустя пятое десятилетие, сериал стал домом для величайших артистов в области драмы, танца, музыкального театра, классической и популярной музыки, дав многим возможность впервые увидеться на телевидении.

Корпоративная поддержка Great Performances at the Met обеспечивается Toll Brothers, американским застройщиком элитных домов®. Дополнительное финансирование предоставлено благотворительной корпорацией Mercedes T. Bass и Национальным фондом искусств.

Презентация Great Performances финансируется Фондом Айрин Даймонд, Фондом искусств Анны-Марии и Стивена Келлен, Фондом Филипа и Дженис Левин, Фондом Агнес Варис и зрителями общественного телевидения.

Для Метрополитена Гэри Халворсон руководит телепередачей. Джей Дэвид Сакс — музыкальный продюсер, Миа Бонджованни и Елена Парк — продюсеры-супервайзеры, а Луиза Бричетти и Виктория Варивончик — продюсеры. Питер Гелб — исполнительный продюсер. Для Great Performances , Билл О’Доннелл — продюсер сериала; Дэвид Хорн — исполнительный продюсер.

Князь Игорь – Новое Производство

 

Александр Бородин

Суббота, 1 марта 2014 г., 17:00

 

Либретто: В редакции композитора

Премьера: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1890

 

Продолжительность: 4 часа 30 минут
Исполняется на русском языке с английскими субтитрами

 

 


литье   ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА  
Князь Игорь Ильдар Абдразаков Проводник: Джанандреа Нозеда
Ярославна Дыка Оксана Производство: Дмитрий Черняков
Кончаковна Анита Рахвелишвили Художник-постановщик: Дмитрий Черняков
Владимир Игоревич Семишкур Сергей Художник по свету: Глеб Фильштинский
Князь Галицкий Михаил Петренко    
Кан Кончак Штефан Кочан    
 Места и бронирование      
       

 

ОБЗОР

Пролог

Соборная площадь в Путивле. Князь Игорь собирается отправиться в поход против половцев и их ханов, ранее напавших на русские земли. Народ поет хвалу ему и сыну, другим вождям и войску (Припев: «Слава Солнцу прекрасному»). Солнечное затмение происходит ко всеобщему ужасу. Два солдата Скула и Ерошка дезертируют, уверенные, что Владимир Ярославич, князь Галицкий, предложит им работу по душе. Хотя Ярославна, жена Игоря, принимает затмение за дурное предзнаменование, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошел на войну. Он оставляет ее на попечение ее брата, князя Галицкого, который рассказывает о своей благодарности Игорю за то, что он приютил его после того, как отец и братья изгнали его из собственного дома. Народ поет великий хвалебный хор (Припев: «Слава множеству звезд»), когда войско отправляется в поход на половцев.

Акт 1

Сцена 1: Суд Владимира Галицкого в Путивле. Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка сейчас работают гудокистами. Они развлекают последователей и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину и как она умоляла позволить ей вернуться к отцу, не опозорившись. Приходит князь и поет о том, как, будь он князем путивльским, весь день пил бы и пировал, суд вершив, и всю ночь имел бы с собою хорошеньких девиц (Песня Галицкого). Казна будет потрачена на себя и своих людей, пока его сестра будет молиться в монастыре. Группа молодых женщин умоляет принца вернуть их похищенного друга. Он угрожает им и прогоняет их, говоря, что она теперь живет в роскоши в его покоях и не должна работать. Принц возвращается в свои покои, послав за вином для своих последователей. Гудокисты и приближенные князя издеваются над женщинами. Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна узнает о том, что происходит, но затем понимают, что она будет беспомощна, когда все ее люди уйдут на войну. Они поют о том, что все пьяницы и поддерживают Галицкого. Мужчины решают пойти на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем путивльским, оставив только двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната во дворце Ярославны. Ярославна одна беспокоится о том, почему она не получила известий от Игоря и его спутников (Ариозо Ярославны). Она поет о своих слезливых ночах и кошмарах и вспоминает, как она была счастлива с Игорем рядом с ней. Медсестра приводит молодых женщин, которые рассказывают Ярославне о своем похищенном друге. Сначала они не хотят раскрывать виновного, но в конце концов называют имя Галицкого и рассказывают о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы вокруг Путивля. Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна спрашивает его, правдива ли их история, и он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в своем доме. Она угрожает ему тем, что Игорь сделает по возвращении, но Галицкий отвечает, что может захватить трон, когда захочет. Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против их отца, но он отвечает, что только пошутил, и спрашивает, есть ли у нее любовник сейчас, когда ее муж в отъезде. Она угрожает ему отправить его обратно к отцу. Он отвечает, что вернет девушку, но потом возьмет другую и уходит. Прибывает совет бояр, чтобы сообщить Ярославне, что половцы под предводительством хана Гзака собираются напасть на Путивль. Войско Игоря разбито наголову, а сам он ранен и взят в плен вместе с сыном и братом. После минутного обморока Ярославна приказывает отправить к союзникам города гонцов, но бояре сообщают, что дороги перерезаны, некоторые города восстают и их князья будут взяты в плен. Бояре говорят, что организуют оборону, но Галицкий возвращается со своими сторонниками, чтобы потребовать избрания нового князя. Его свита говорит, что это должен быть он, так как он брат Ярославны и шурин Игоря. Бояре отказываются. Спор прерывается видом пламени и звуками плача женщин. Некоторые из бояр бегут; одни присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют нападение божьим судом.

Акт 2

Вечер в половецком таборе. Половецкие девы поют, сравнивая любовь с цветком, который вянет от зноя дня и оживает ночью. Они танцуют вместе (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению в надежде, что вскоре сюда присоединится и ее возлюбленный (Каватина Кончаковны). Русские заключенные приходят с работы и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы. Их охранники уходят на ночь, оставляя во главе только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поет о своей надежде, что его любовь скоро присоединится к нему теперь, когда день угасает (Каватина Владимира). Его любовь — Кончаковна. Она приходит, и они поют о своей любви и желании пожениться (Любовный дуэт). В то время как ее отец согласится на брак, они знают, что его не будет. Они расстаются, когда слышат приближение Игоря. Он поет о своем позоре и муках за то, что попал в плен с мертвыми последователями (Ария князя Игоря). Он чувствует, что только его жена будет ему верна. Он надеется на шанс восстановить свою честь. Овлур призывает Игоря бежать, и князь соглашается подумать об этом. Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (Ария Кончака), и тот отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что так как Игорь не просил пощады, то он не арестант, а почетный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает, что такое быть пленником. Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает больше не воевать с ним, но тот отказывается, говоря, что не может лгать. Кончак сожалеет, что они не рождены быть союзниками. Они бы тогда захватили всю Россию. Он вызывает половецких рабов, чтобы развлечь Игоря и себя, и предлагает Игорю их выбор. Пока холопы танцуют, половцы поют славу Кончака (Половецкие пляски).

Акт 3

Половецкий стан. Половецкое войско возвращается с триумфом, воспевая хана Гзака (Половецкий поход). Кончак воспевает разгром Путивля и другие победы и уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию. Новые пленники подтверждают худшие опасения Игоря и его сына Владимира. Владимир и другие заключенные уговаривают Игоря бежать, но он сначала сопротивляется, воспевая свой позор и говоря, что долг других русских князей — спасти родину (Монолог Игоря, только Мариинское издание). Теперь приходит Овлур, чтобы сказать, что он подготовил лошадей для Игоря и Владимира, и теперь Игорь соглашается бежать. Приходит огорченная Кончаковна, предлагая Владимиру проявить свою любовь, взяв ее с собой или оставшись. Игорь уговаривает сына приехать, но Владимир чувствует себя не в силах оставить Кончаковну, которая угрожает разбудить лагерь. В конце концов Игорь убегает один, и Кончаковна бьет тревогу. Она и ее отец отказываются позволить половцам убить Владимира. Вместо этого Кончак приказывает убить охранников и женит Владимира на своей дочери. Что касается Игоря, то Кончак больше думает о нем за его побег.

Акт 4

Рассвет в Путивле. Ярославна оплакивает свою разлуку с Игорем и поражение его войска, обвиняя в помощи врагу самую стихию (Плач Ярославны). Крестьянки винят в опустошении не ветер, а хана Гзака. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются Игорем и Овлуром. Двое влюбленных поют о своей радости воссоединения и об ожидании, что Иван приведет русских к победе над ханом. Не подозревая о возвращении Игоря, Скула и Ерошка, пьяные гудочники, поют издевательскую песню. Затем они замечают его на расстоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *