Кто тарас бульба: Тарас Бульба — биография Гоголевского персонажа

Тарас Бульба — биография Гоголевского персонажа


Тарас Бульба – литературный герой из одноименной повести Николая Гоголя и один из самых популярных персонажей классической литературы. Тарас Бульба становился персонажем кинофильмов, а также оперной постановки по мотивам повести Гоголя.

Как создавался персонаж?

Замысел написать произведение о казацком восстании пришел к Николаю Гоголю еще в 1830-х годах. В течение долгих десяти лет писатель создавал произведение, после чего поместил получившуюся повесть в сборник «Миргород». Однако итоговый вариант не понравился Гоголю, и он начал редактировать повесть. «Тарас Бульба» претерпел восемь кардинальных правок.

От первоначального варианта после редактуры мало что осталось – Гоголь изменил сюжетные линии, ввел новых персонажей. Со временем к повести «присоединились» еще три новые главы, батальные сцены стали более красочными, ширились подробности жизнеописания Запорожской Сечи. Говорят, что Гоголь старался выверить каждое слово, чтобы как можно точнее передать характеры главных героев. При этом писатель стремился точно отразить особенности украинского менталитета. В 1842-м году повесть появилась в печати в новой редакции, однако писатель продолжал менять текст до 1851-го года.

Николай Гоголь тщательно выбирал материал для работы. Иногда он даже шел на крайние меры. Писатель напечатал в газетах объявление, в котором попросил читателей помочь ему с историческими фактами об Украине. Основная идея повести заключалась в том, чтобы точно воссоздать национальный портрет казачества. Для писателя каждая крупица информации была очень ценна – он с радостью принимал и данные из личных архивов, и уже известные исторические сведения. Использовал прозаик также воспоминания современников тех времен. Гоголь опирался на украинские летописи, работу «История о казаках запорожских» авторства Семена Мышецкого, а также на произведение Левассера де Боплана «Description d’Ukraine».

Однако историческим хроникам не доставало эмоциональности. Вскоре классик решил и эту задачу, разнообразив скучное повествование фольклорными украинскими мотивами. Фольклорные образы широко представлены в повести, они отражены в эпитетах и описаниях. Фольклор отражен даже в характерах главных героев: к примеру, Андрий, сын Бульбы, во многом похож на персонажей народных композиций Савву Чалого и Тетеренку.

Из былин и сказок классик заимствовал и прием троичности – персонажи фольклорных произведений проходят три испытания, чтобы в итоге получить желаемое. Монологи главных героев повести богаты риторическими вопросами – этот прием тоже широко используется в фольклоре. Персонажи «Тараса Бульбы» размышляют о том, не слишком ли тяжелая доля пришлась на их судьбу, достойны ли они сожалений. Такие приемы наделили повествование лиричностью и певучестью, что характерно для других произведений Гоголя.

Столь тщательная работа, проделанная Гоголем, имела успех. Современники писателя встретили повесть одобрительно. Однако многочисленные критики сочли, что в произведении присутствует героизация насилия, многие поступки персонажей трудно объяснить с точки зрения морали. Больше всего критики высказали поляки – их возмутил образ народа, описанный в произведении, где они были представлены кровожадным и хитрым национальным сообществом.

Критиковался Гоголь и за антисемитизм. Описание расправы над евреями полно презрения – казаки словно и не задумываются, что их жертвами являются живые люди. Убийства происходят для веселья. Сами же представители еврейского народа представлены карикатурными и жалкими персонажами. Впрочем, многие исследователи, в том числе и Д.И. Заславский, считали, что писателя нельзя ни в чем винить. Гоголь лишь показал настроения и идеи, которые царили в обществе в то время.

Биография и прообраз Тараса Бульбы

Главным местом действия произведения является территория Украины, время событий – промежуток между 1569 и 1654 годами. Киев в то время входил в состав государства Речи Посполитой. Иллюстрации рисуют Тараса Бульбу как осанистого плотного мужчину средних лет, наделенного длинными и пышными усами. Прическа главного героя – традиционный чуб, отличительная черта каждого казацкого воина. Согласно древним казацким верованиям, боец за свою жизнь копит множество грехов, поэтому после смерти обязательно отправится в ад. Однако чуб мог помочь почившему казаку – за волосы Господь мог вытащить его из адского пламени.

Интересно, что имя главного героя повести не имеет ничего общего со словом «картошка». Дело в том, что в Украине тогда еще не знали об этом полезном овоще. Прозвище главного героя может означать «тучный» или «глыба». Считается, что прообразом Тараса Бульбы стал предок Гоголя, казак Остап Гоголь, который был участником восстания Богдана Хмельницкого. Остап никогда не убивал собственных сыновей, но два его отпрыска побывали заложниками у гетмана Потоцкого. Посему, у Гоголя-старшего были собственные мотивы жаждать мести обидчикам.

Писатель отобразил в своем произведении собирательный образ всего запорожского казачества. Тарас Бульба в его произведении становится защитником национальной независимости и свободы. В характере главного персонажа проявляются любовь к родине, следование христианским идеалам, храбрость. Однако назвать характер Тараса однозначным невозможно – положительные черты «соседствуют» с негативными. Строгий казак не ведает жалости и нежности: когда сыновья после долгой разлуки приехали его навестить, он сразу же начинает надсмехаться над сконфузившимися отпрысками. Бульба не слышит слез и причитаний жены, которая не хочет пускать сыновей в Сечь после единственной ночи, проведенной в отчем доме.

Бульба жесток ко всем —  к «своим», и к «чужим». Доказательством является не только страшная смерть Андрия, но и жестокая расправа над поляками после убийства старшего сына Тараса. Даже многочисленные соратники не могут понять кровожадность Тараса по отношению к «ляхам», которые для него не являются людьми. Тараса нисколько не заботит, что жертвой его мести становятся не только войны, но и женщины с детьми.

Могут быть знакомы

Образ Тараса Бульбы в кинематографе

«Тарас Бульба» считается одной из самых известных повестей Николая Гоголя. Интерес к сюжету о жизнеописании запорожского казачества существовал во все времена. Не удивительно, что повесть была экранизирована еще во времена немого кино. В 1908-м году пионер российской кинематографии, Александр Дранков решился снять фильм о герое Гоголя. Главную роль в картине сыграл Анисим Суслов.

Повесть получила широкое распространение во всем мире, поэтому данное произведение имело огромное количество экранизаций в других странах. Снять фильм о жизни героя повести пытались французы, немцы, американцы и англичане. Считается, что самым лучшим фильмом по произведению Гоголя можно назвать американскую версию 1962-го года. Главную роль Тараса Бульбы исполнил великий актер Юл Бриннер.

Версию 1936-го года снимал российский режиссер Алексей Грановский. Съемки проводились во Франции, а главную роль исполнил актер по имени Гарри Бор.

Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы

Более современной экранизацией повести считается версия Владимира Бортко. Премьерный показ картины был проведен весной 2009-го года. Картина вызвала большой ажиотаж среди любителей классики. Главную роль в ленте сыграл Богдан Ступка. По словам критиков, Ступка великолепно справился со своей ролью и наделил персонажа уникальными чертами характера. Следует отметить и батальные сцены – создатели проекта включили в картину пять боевых сцен. Зрители могли насладиться красивыми пейзажами – съемки проводились в Польше, Украине и России.

Главные роли в картине сыграли известные российские, украинские и польские артисты. Роль старшего сына Бульбы Остапа досталась Владимиру Вдовиченкову. Андрия сыграл Игорь Петренко. Магдалена Мельцаж перевоплотилась в возлюбленную Андрия. Ада Роговцева сыграла супругу Тараса.

Интересно, что экранизацией картины занимался продюсер из Голливуда Ник Пауэлл. Ранее мужчина работал над постановкой культовой картины «Храброе сердце». Пауэлл занимался руководством при батальных сценах.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Тарас Бульба (персонаж) — иллюстрации, биография, сыновья, цитаты, Николай Гоголь

История персонажа

Тарас Бульба стал символом отваги и любви к отчизне. Персонаж, появившийся на свет из-под пера Николая Гоголя, успешно прижился в кинематографе и даже в музыке — оперные постановки по мотивам гоголевской повести идут в театрах всего мира начиная с конца XIX века.

История создания персонажа

Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.

Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.

Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры — со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Главной мыслью произведения было воссоздание национального портрета казачества. Ценность имело все — от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана Description d’Ukraine и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».

Однако исторической основе не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклорные образы и цитаты даже послужили основой для характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.

Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений?.. Не горькая ли доля пришлась на часть мне?..» Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность.

Повесть была встречена современниками одобрительно, однако критики после пристального анализа произведения неоднократно указывали на чрезмерную героизацию насилия, поскольку многие поступки казаков сомнительны, с моральной точки зрения. Поляков возмутил образ их нации, описанный в «Тарасе Бульбе», — там они все показаны как хитрый, лживый и кровожадный народ.

Досталось Гоголю и за антисемитизм. Сцена расправы над евреями полна даже не ненависти, а глубокого презрения — казаки будто и не задумываются над тем, что их жертвы — живые люди, и убивают их в приступе беззаботного веселья. Сами евреи показаны жалкими, карикатурными и шаблонными. Впрочем, некоторые критики, например, Д. И. Заславский, указывали, что это не вина Гоголя, не намеренное очернение — писатель только добросовестно передал подлинные идеи и настроения, царившие тогда в обществе.

Биография и образ Тараса Бульбы

Место действия разворачивается на Украине предположительно между 1569 и 1654 годами, когда Киев входил в состав Речи Посполитой. На иллюстрациях к повести Бульба предстает грузным мужчиной средних лет с прямой осанкой и роскошными длинными усами. Его прическа — традиционный казачий оселедец (чуб), отличительная черта зрелого воина. Казаки верили, что опытный боец накапливает столько грехов, что после смерти непременно отправится в ад, и именно за чуб смилостившийся Господь когда-нибудь вытащит их из адского пламени.

Имя персонажа восходит не к слову «картошка», которая тогда еще не была известна в Украине. Прозвище Тараса означает «глыба» или «тучный». Считается, что прототипом Бульбы был предок автора, запорожский казак Остап Гоголь, принимавший активное участие в восстании Богдана Хмельницкого. Своих детей он не убивал, но его двое сыновей побывали в заложниках гетмана Потоцкого, так что личный мотив для мести у него тоже был.

Николай Гоголь создал собирательный образ запорожских казаков, сделав Тараса Бульбу защитником свободы и национальной независимости. Смелость, любовь к Родине и христианской вере, свободолюбие — такие качества автор переплавил в характере главного героя. Однако описание характера Тараса далеко не однозначное: не пожалев ярких красок на описание его положительных характеристик, Гоголь также щедро отсыпал ему негативных качеств. Старому казаку полностью чужды нежность и жалость — сыновья, вернувшиеся после долгого отсутствия, смущены встречей с отцом, который сразу же принимается над ними насмехаться. Его не трогают и слезы жены, не желающей отпускать детей в Сечь после всего одной ночи в родном доме.

Жестокость и свирепость Бульбы по отношению и к «чужим», и «своим» также беспредельна. Показательна в этом отношении не только смерть Андрия, но и сцены расправы над поляками после гибели старшего сына Остапа. Даже его соратников изумляло, с какой ненавистью Тарас мстил «ляхам», ни на минуту не задумавшись о них как о людях, не смущаясь тем, что перед ним не только воины, но и женщины, маленькие дети.

Тарас Бульба в фильмах

Первые экранизации «Тараса Бульбы» стартовали в эпоху немого кино. В 1909 году характер казака попробовал перенести на экраны пионер российского кинематографа Александр Дранков. В главной роли короткометражки выступил Анисим Суслов.

В дальнейшем за нетленный труд русского писателя брались немцы, французы, англичане и даже американцы. Наиболее интересными постановками критики и зрители называют картину 1962 года, поставленную в Америке, где образ атамана воплотил Юл Бриннер. «Тарас Бульба» 1936 года любопытен тем, что, хотя лента создавалась во Франции, ее режиссером выступил россиянин Алексей Грановский. Перевоплотился в казака Гарри Бор.

Но самый знаковый фильм, основанный на книге Гоголя, представил Владимир Бортко. Весной 2009 года толпы любителей классической литературы потянулись в кинотеатры и не разочаровались — актер Богдан Ступка в роли Бульбы оказался неотразим. Эмоций добавили реалистичные сцены баталий — авторы включили в сценарий пять боев. География съемочных площадок охватила Россию, Украину и Польшу.

Детей Тараса сыграли Игорь Петренко (Андрий) и Владимир Вдовиченков (Остап). Женские образы в ленте воплотили Магдалена Мельцаж (панночка, возлюбленная Андрия) и Ада Роговцева (жена Тараса). К созданию картины привлекли продюсера из Голливуда Ника Пауэлла, в копилке которого работа над фильмом «Храброе сердце». Он контролировал постановки батальных сцен.

Интересные факты

  • В 1941 году украинский националист Василий Боровец, который сформировал вооруженное управление УПА, взял себе псевдоним Тарас Бульба. Членов организации так и называли — «бульбовцы».
  • Владимир Бортко планировал высадить «киношный десант» близ старинного замка города Дубно, но оказалось, что здание перестроили еще в XVIII веке, лишив его средневекового колорита. Тогда съемочная группа перебралась к Хотинскому замку, построенному в XV веке.
  • Боевые костюмы максимально приближены к оригиналу обмундирования описываемых в повести времен: пояса из настоящей кожи, оторочка из бархата, а клепки выкованы из металла.
  • В массовках картины задействовали тысячу человек, в том числе местных жителей. Трюки исполнили 100 каскадеров, а казаков и поляков носили на себе 150 лошадей.
  • Режиссер «Тараса Бульбы» рассказал на одном из кинофестивалей, что во время съемок похудел на 20 кг — такой изнурительной получилась работа. Каждый дубль приходилось снимать по 10-15 раз.
  • Фильм Бортко обошелся в $15,7 млн. Ник Пауэлл провел свои расчеты и заявил, что если бы картину снимали по голливудским стандартам, то авторы потратили бы не меньше $100 млн.

Цитаты

Терпи, казак, — атаман будешь!
Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Я тебя породил, я тебя и убью!
Есть еще порох в пороховницах!

Библиография

  • 1835 — «Тарас Бульба»

Фильмография

  • 1909 — «Тарас Бульба»
  • 1924 — «Тарас Бульба»
  • 1936 — «Тарас Бульба»
  • 1938 — «Сын Мятежника»
  • 1962 — «Тарас Бульба»
  • 1963 — Taras Bulba, il cosacco
  • 1987 — «Тарас Бульба»
  • 2009 — «Дума о Тарасе Бульбе»
  • 2009 — «Тарас Бульба»
  • 2010 — «Вир — герой народа»

Тарас Бульба (Леош Яначек)

Состав: 1918
Длина: c. 23 минуты
Оркестровка: 3 флейты (3-я = пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, кларнет ми-бемоль, 3 фагота (3-я = контрафагот), 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, перкуссия (колокольчики, тарелки, маленький барабан, треугольник), арфа, орган и струнные
Первое выступление в Лос-Анджелесской филармонии: 19 января 1967 г., дирижирует Бернард Хейтинк

На протяжении всей своей карьеры Леош Яначек увлекался русской литературой и основывал ряд своих произведений на восточных историях. Одной из них была повесть Николая Гоголя « Тарас Бульба », которую Яначек превратил в оркестровую сюиту в трех частях. В произведении изображены эпизоды войны 1628 года между казаками и поляками, а также события, связанные со смертью казачьего военачальника Тараса Бульбы. Примечательно, что Яначек написал сюиту между 1915 и 1918 годами и посвятил произведение наша армия вооруженный защитник нашего народа.

Произведение он назвал рапсодией, подходящим для национальных особенностей, но довольно странным по форме (чаще всего рапсодии состоят из одной части). Тарас Бульба , кажется, течет свободно, сильно варьируясь в зависимости от настроения, цвета и тональности.

В первой части «Смерть Андрея» рассказывается история одного из сыновей Тараса, который из-за своей любви к польской девушке решает воевать на стороне поляков против своего народа. Английский рожок представляет мысли Андрея о своей возлюбленной, а прерывания оркестра и органа представляют надвигающуюся катастрофу и наблюдающих горожан. Движение заканчивается смертью Андрея от рук отца.

Вторая часть «Смерть Остапа» описывает битву, приведшую к гибели другого сына Тараса. Отвлеченный смертью своего брата, Остап попадает в плен к полякам, которые срывают праздничную мазурку (польский танец), а затем пытают Остапа, который взывает к своему отцу в диком соло на кларнете ми-бемоль, напоминающем Симфонию Берлиоза. fantastique и Рихарда Штрауса Till Eulenspiegel .

Начало третьей части «Пророчество и смерть Тараса Бульбы» грозное, со своеобразной игрой струн и духовых. Тарас, отомстивший за смерть сына, сам попадает в плен и приговаривается к смертной казни через сожжение. Движение проходит через множество фрагментов и коротких фрагментов Яначека, включая моменты ностальгической темы любви, мультяшную танцевальную музыку и повторное появление орган на этот раз очень яркий и жуткий, а струнные играют повторяющийся ритмический мотив в последовательности через разные тональности. На фоне неровной музыки снова звучат куранты, и раздается благородная кода, озвучивающая видение Тараса Бульбы о грядущем триумфе его народа и заканчивающаяся словами, которые впервые вдохновили Яначека на написание пьесы: «В целом нет ни огня, ни страданий». мир, который может сломить силы русского народа».

Идентификация Яначека с русскими солдатами Первой мировой войны была сильной и Тарас Бульба остается одним из его самых сильных выражений. Наполненный одними из самых причудливых и пронзительно красивых мелодий во всей чешской симфонической музыке, Taras Bulba занимает свое место в звуковом мире Яначека в целом: «Вся жизнь человека, — сказал он однажды, — находится в народной музыке — тело, душа, окружение, все. Тот, кто вырастает из народной музыки, делает из себя цельного человека».

Джесси Ротвелл

Иногда Ночью | ТАРАС БУЛЬБА

по ТАРАС БУЛЬБА

поддерживается

Аудиокроу

Святой ковер

музыкальный

КифДД

Роберт Смит

Герайнт Рейнольдс

вэйленд

Волосы Джека Нэнси

Си Хиггс

Гарет Э Рис

У Сыр

WeeMan

Г.Л. Уилсон

3-е дееское

ЭджофМулл

Стюарт Крюс

DyNEk

урсамайо

DJ Астро

Беннет

MyPsychRecords

Грегори Барратт

Марк Смит

Айдар

корейдален

Дэниел Хадсон

Роза

глубоководная68

Шон Деграаг

Барт Риддерихоф

Скотти74

Мишельвессинг

Дэвид Карр

Нил Чейни

Стив

Энтони Дики

Майкл

Проффвид

Пол

k-мелодии

Большой Дэйв

Хью Уильямс

Астро Рокандролла

лукскилл5150

vredens_dag

Дикая Ракета

Мал

Адам Боксхолл

Гэриторнтон

Шонмфитцпатрик

комната отдыха

Бьёрн Эрик Ларсен

Джордж ван дер Хайде

гххиппи

Энди Вятт

gspg

Стюарт Гринфилд

Кевин Чаун

мальчик-волшебник

кошачья сварка

еще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *