Кто такой варяг в древней руси: Кто такие варяги? Где они жили? рассказывает историк

Варяги – кто такие в древней Руси, чем занимались

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 196.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 196.

В Древней Руси варягами называли выходцев из Скандинавии. Так уж получилось, что восточные славяне и древние скандинавы были разделены только Балтийским морем. По территории Восточной Европы шел торговый путь, который соединял Скандинавию и Византию. Он получил название “из варяг в греки”.

Происхождение термина

Термин “варяги” использовался до XII века, пока ему на смену не пришел псевдоэтноним “немцы”, которым восточные славяне обозначали выходцев из Северной Европы и Германии.

Рис. 1. Варяги.

Сведения о варягах содержатся в скандинавских и византийских источниках. В первых их называют “вэрингами”, а во вторых – “варангами”. В летописях Древней Руси это определение встречается с конца XI века и относится к событиям середины IX века, а именно к 862 году.

Из византийских историков о варягах впервые сообщил Иоанн Скилица в своем описании событий 1034 года. В Византии при императоре Михаиле IV Пафлагоне (правил с 1034 по 1041 год) варяги отметились в следующих делах:

  • Боролись с пиратами.
  • Охраняли паломников.
  • Защищали границы империи от печенегов.
  • Подавляли восстание в Болгарии.
  • Принимали участие в походах на Сицилию и в военных действиях на полуострове Малая Азия.

В 1029 году варягов упоминает персидский философ Аль-Бируни из государства Хорезм в Средней Азии. Позже о варягах сообщали Сигизмунд Герберштейн в XVI веке и Василий Татищев в XVIII веке, который предположил, что название происходит от слова “varg”, то есть “разбойник”.

У ряда историков есть предположение, что определение “варяги” произошло от кельтского слова “вар”, то есть “вода”. Не все специалисты склонны отождествлять варангов и варягов. Первый они относятся к франкам на службе византийских императоров, а второй относят к языку крымских готов.

Рис. 2. Варяги картина.

Варяги на Руси в IX-XII веках

Самое известное историческое событие с участием варягов относится к 862 году. Его описание содержится в “Повести временных лет” и вошло в историю как “призвание варягов”, то есть Рюрика и его братьев (Синеуса и Трувора) на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск. Они основали династию Рюриковичей. Видными ее представителями были князья Олег и Игорь, которые воевали с Византией в первой половине X века.

Воины из Скандинавии имели особый статус на Руси, он был закреплен первым сводом законов – Русской Правдой в середине XI века. Варягами были представители военной знати X века, например, Свенельд. В 1201 году Новгородская летопись сообщает о мирном договоре с варягами после конфликта на острове Готланд.

Для понимания дискуссий вокруг варягов необходимо знать, что такое норманизм и антинорманизм. Спор между этими течениями в исторической науке идет с XVIII века. Норманисты отстаивали точку зрения о значительном влиянии выходцев из Скандинавии на создание Древнерусского государства на рубеже IX-X веков.

Рис. 3. Варяги карта.

Что мы узнали?

Для понимания истории Древней Руси и Византии домонгольского периода необходимо знать, кто такие варяги. Они играли важную роль в торговой и военной сферах и дали плеяду государственных деятелей.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Рустам Арстанов

    4/5

  • Алексей Жигалов

    1/5

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 196.


А какая ваша оценка?

Из варяг в патриоты | История | Общество

Наступающий год объявлен в России Годом истории. Тем самым 862-й год официально признан точкой отсчета российской государственности: именно тогда на княжение были призваны три брата-варяга Рюрик, Синеус и Трувор. Это решение выглядит весьма болезненным для  «ура-патриотов от истории», которые на протяжении уже нескольких столетий борются против любых намеков на «иностранное» происхождение русского государства. Не случайно в кругах  историков варяжский вопрос давно считается «проклятым».

О призвании Рюрика княжить в Новгород известно по древнерусской летописи «Повести временных лет». А поскольку именно от Рюрика произошла княжеская династия, правившая на Руси на протяжении почти семи с половиной веков, то, по сути, это год начала непрерывной преемственности власти в нашей стране. Реальность события, которое стоит за юбилеем, историческим сообществом сомнению ныне не подвергается. Однако призвание варягов несет на себе груз непростой «наследственности» — многовековых споров между сторонниками так называемой «норманнской теории» и их идейными противниками — «антинорманнистами». Хотя в исторической науке этот вопрос уже давно и вполне успешно решен, в околонаучных кругах до сих пор появляются рецидивы тех напряженных споров.

Нет сомнения, что и будущий юбилей также всколыхнет старые и уже давно опровергнутые домыслы, догадки и конструкции, идущие из глубин средневекового сознания. Один из ведущих современных специалистов по Древней Руси Елена Мельникова назвала это «ренессансом Средневековья» с его желанием удревнить и «облагородить» свою историю, по-прежнему столь важным для национального самоутверждения.

Игра слов

Варяги в летописи — своего рода собирательное наименование скандинавских племен, среди которых летописец Нестор называет свеев (шведов), урманов (норвежцев), готов (жителей острова Готланд). Само происхождение слова «русь» летопись связывает с варягами: «от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне». Иными словами, название «русь» пришло вместе с варягами и не является исконно славянским. Современная историческая наука подтверждает старую гипотезу о скандинавском происхождении этого слова через финское заимствование. В основе — древнескандинавский корень со значением «грести», «гребля на речных судах». Именно так называли себя скандинавы, отправлявшиеся на восток, в земли, населенные финскими племенами. На финской почве возникло название ruotsi для обозначения скандинавов, а затем уже у восточных славян это слово приняло форму «русь». Поскольку скандинавские князья и дружина играли большую роль в образовании древнерусского государства, то слово, использовавшееся для обозначения этого скандинавского слоя в восточнославянском обществе, перешло на подвластные племена и стало названием всей страны.

Само по себе иностранное происхождение правителей государства — явление отнюдь не уникальное в мировой истории. Напротив: Англия, Болгария — примеров в этом ряду можно привести множество. Но когда позже происхождение государства стало напрямую увязываться с происхождением династии, это оказалось вопиющей «неполиткорректностью»: мол, если Рюриковичи и их окружение были варягами, то значит, варяги и создали русское государство, а местные славяне, получается, на это были не способны.

Ситуация усугублялась тем, что спустя всего несколько столетий никто уже не знал и не «помнил», кем были летописные варяги. И в период формирования национальной идентичности «патриоты» поспешили очистить создателей русского государства от «иноземного налета». Уже в начале XVI века, например, появилось предположение, что варяги на самом деле являлись славянским племенем вагров, жившим в древности на южном побережье Балтийского моря. Гипотеза была выдвинута простым путем — по созвучию названий.

Ломоносов против Байера

Но с научной точки зрения вопрос о варягах был впервые разработан академиком Петербургской академии наук Готлибом-Зигфридом Байером, опубликовавшим в 1735 году работу «О варягах». Она написана, как и было положено в академической науке того времени, на латыни (кстати, до сих пор отсутствует ее современный перевод на русский язык). В ней Байер, опираясь на иностранные источники IX–XI веков, русские летописные тексты и на данные лингвистики обосновал скандинавское происхождение варягов, которое признано и современной исторической наукой. Казалось бы, дальнейшая разработка этой темы должна была остаться в рамках исключительно науки, но уже в конце 1740-х годов варяжский вопрос оказался в эпицентре политического противостояния.

Для планировавшейся публичной ассамблеи Академии наук в сентябре 1749 года (приуроченной, кстати, ко дню тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны) подготовили свои выступления два профессора — историк Герард Фридрих Миллер и Михаил Ломоносов. «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне» Ломоносова стало выдающимся произведением ораторского мастерства. А Миллер выбрал для своей «диссертации» «предмет самый скользкий» — называлась она в переводе на русский язык «Происхождение народа и имени российского».

Уже при первом знакомстве работа Миллера вызвала неоднозначную  реакцию. Диссертацию передали для отзыва шести членам академии на предмет того, «не сыщется ль в оной чего для России предосудительного», и, по мнению пяти из шести рецензентов, это «оное» в диссертации «сыскалось». Большинство из них сошлось во мнении, что текст Миллера читать в публичном собрании и распространять в напечатанном виде нельзя. Однако Миллер потребовал публичного обсуждения диссертации академическим сообществом, и это обсуждение растянулось на несколько месяцев, во время которых состоялось 29 заседаний академической конференции. Наконец, летом 1750 года было принято окончательное решение по диссертации, носившее отрицательный характер, а почти весь уже отпечатанный ее тираж был уничтожен (опубликован ее текст в России полностью был только в 2006 году).

Коллег Миллера возмутило, что ученый писал о скандинавской природе варягов и скандинавском же происхождении самого названия «Русь», которое он выводил из финского заимствования. Кроме того, Миллер полагал, что даже какая-то часть русского народа имела скандинавское происхождение.

Ситуацию, в которой появилась диссертация Миллера, в свое время  охарактеризовал Василий Ключевский: «То был самый разгар национального возбуждения, которое появилось после царствования Анны и которому была обязана престолом Елизавета Петровна. Минувшее десятилетие стало предметом самых ожесточенных нападок; даже церковные проповеди обратились в политические памфлеты, направленные против этого темного десятилетия. С церковной кафедры говорили, что хищные совы засели тогда в гнезде российского орла. В это время готовиться сказать по случаю тезоименитства государыни на торжественном заседании академии, что шведы дали Руси и народное имя и государей, едва ли значило украсить торжество». И в ученых, и в придворных кругах произведение Миллера вызвало соответствующую реакцию.

Одним из наиболее резких оппонентов Миллера был Ломоносов, который в своем отзыве писал: «Происхождение первых великих князей российских от безымянных скандинавов в противность Несторову свидетельству, который их именно от варягов-руси производит, происхождение имени российского весьма недревнее, да и то от чухонцев, в противность же ясного Несторова свидетельства; презрение российских писателей, как Преподобного Нестора, и предпочитание им своих неосновательных догадок и готических басней; наконец частые над россиянами победы скандинавов с досадительными изображениями не токмо в такой речи быть недостойны, которую господину Миллеру для чести России и академии и для побуждения российского народа на любовь к наукам сочинить было велено, но и всей России перед другими государствами предосудительны, а российским слушателям досадны и весьма несносны быть должны». В противоположность Миллеру Ломоносов нарисовал довольно фантастическую картину древней истории русов и славян, в которой, связав русов с пруссами и ругами, а росов с роксоланами, отодвинул происхождение славян ко временам Троянской войны и приписал к славянству не только балтов, но и пафлагонов, мидян, амазонов и прочие древние народы, включая предводителей готов, вандалов, лангобардов и таких деятелей эпохи Великого переселения народов, как Одоакр и Аларих. Такой взгляд даже для науки XVIII века уже выглядел архаичным, и тем не менее патриотические конструкции Ломоносова стали на некоторое время определяющими для русской истории. Так почти с самого начала варяжская проблема оказалась заложницей идеологических предпочтений.

Откуда идем?

В научную плоскость разговор о происхождении русского государства вернул Николай Карамзин в начале XIX века, когда власть была достаточно стабильной, чтобы не нуждаться в ура-патриотической исторической риторике. Со строго научной точки зрения он выдвинул шесть доказательств того, что варяги были скандинавами, причем пять из них до сих пор остаются неопровержимыми. Карамзин почти полностью очертил тот круг источников, который стал для «варяжской проблемы» на многие годы основным, а авторитет его «Истории» был настолько велик, что его взгляды надолго определили основную линию русской исторической науки. Именно Карамзин счел призвание варяжских князей «началом Российской истории».

«Великие народы, — писал он, — подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».  Так 862 год стал в общественном сознании Российской империи годом создания русского государства.

Вновь на широкую сцену норманнский вопрос вышел в эпоху Александра II. В преддверии Великих реформ, когда началась либерализация общественной жизни, тема истоков России и начала русской истории вышла за пределы академических кругов и стала достоянием публичных дискуссий. В 1860 году в Петербургском университете состоялся второй публичный спор о варягах, где в интеллектуальной дуэли сошлись историки  Михаил Погодин, продолжавший идеи Карамзина, и Николай Костомаров, выдвинувший оригинальное предположение о литовском происхождении варягов-руси (никем из других историков впоследствии не поддержанное). Перед студенческой аудиторией каждый из оппонентов приводил свои доводы, сопровождавшиеся живой реакцией публики, которая «была велика и обильна, а порядка в ней не было», как писали в прессе. Диспут закончился ничем, но он показал важность публичных споров по научным вопросам — открытости науки и выявил спорные моменты в ранней истории Руси. Князь Петр Вяземский подвел итог этому мероприятию замечанием: «Прежде мы не знали куда идем, а теперь не знаем и откуда».

Власть ответила пышным празднованием в 1862 году тысячелетия России и установкой  знаменитого памятника в Великом Новгороде. Новые археологические данные, а также лингвистические исследования датского ученого Вильгельма Томсена и его российского коллеги Алексея Шахматова,  на рубеже XIX–XX веков подтвердили историческую обоснованность политического решения властей и, казалось бы, поставили точку в научных спорах. Слово «русь» скандинавского происхождения,  скандинавами же были первые русские князья, что отнюдь не означает, будто они принесли государство в чистое поле — казалось, компромисс найден. Однако большевистская революция перевернула все с ног на голову.

А патриотизм дороже

Тоталитарный сталинский режим отбросил общественное сознание на несколько веков назад, во времена культа власти и властителей. Иноземец в качестве основателя государства снова стал в глазах официозной науки чрезвычайно неудобной фигурой. Тем более что гитлеровская пропаганда вовсю использовала призвание Рюрика как доказательство органической неспособности русского народа иметь собственное государство. И с конца 1940-х годов, на волне патриотического подъема после победы в Великой Отечественной войне, «норманнская теория» стала страшным жупелом русской истории. Ее создателями были объявлены «немецкие ученые» — Байер и Миллер, которые еще в те далекие времена якобы стремились опорочить историческое прошлое русского народа и были орудием мировой реакции. Рюрика постарались вычеркнуть из русской истории, а рассказ летописи о «призвании варягов» был объявлен «легендой, которая, хотя и включает в себя некоторые исторические черты, но тем не менее является лишь тенденциозным сочинительством летописцев», а начало русской государственности отнесли к VI–VII векам.

И хотя впоследствии эта точка зрения корректировалась, общее направление официальной исторической науки советской поры было неизменным. В школьных учебниках по «Истории СССР» образование Древнерусского государства датировалось IX веком, а о Рюрике и варягах не говорилось ни слова. Ведущая роль в формировании официального взгляда на «варяжский вопрос» в советской исторической науке на протяжении нескольких десятилетий принадлежала академику Борису Рыбакову, популяризировавшему идею о происхождении названия «русь» от слова «Рось» — названия одного из притоков Днепра. Серьезное обсуждение варяжской проблемы оказывалось практически невозможным.

С мертвой точки варяжский вопрос был сдвинут только в 1965 году, прежде всего благодаря новым археологическим данным, однозначно свидетельствовавшим не только о присутствии на территории Древней Руси скандинавов, но и о их жизни там (жилища, ремесленные постройки, торговые центры, погребения). В 1965 году в стенах Ленинградского университета состоялась новая дискуссия о варягах, третья со времен Миллера и Ломоносова, на которой оппонирующие стороны представляли профессор Игорь Шаскольский и преподаватель кафедры археологии Лев Клейн. Дискуссия открыла возможность для более свободного обсуждения этой «опасной» темы, а главное, ознаменовала начало более взвешенного и объективного ее исследования. А после снятия идеологических запретов в отечественную историю вернулись Рюрик и его братья.

Впрочем, попытки «скорректировать» их роль и происхождение случаются и в наше время. Когда идеология вновь пытается вытеснить историческую науку, заставив древних варяг снова послужить — только уже не своих князьям, а современным политикам.

Варяжская гвардия | Энциклопедия MDPI

Варяжская гвардия (греч. Τάγμα τῶν Βαράγγων, Tágma tōn Varángōn) — элитное подразделение византийской армии с 10 по 14 века, члены которого служили личными телохранителями византийских императоров. Они известны тем, что в основном состоят из германцев, в частности норманнов из современной Швеции (гвардия была сформирована примерно через 200 лет после начала эпохи викингов) и англосаксов (после норманнского завоевания Англии возникла англосаксонская диаспора, часть который нашел работу в Константинополе). Русь предоставила первых членов Варяжской гвардии. Они находились на византийской службе еще с 874 г. Впервые гвардия была официально сформирована при императоре Василии II в 9 г.88 г., после христианизации Киевской Руси Владимиром I Киевским. Владимир, который недавно узурпировал власть в Киеве с войском варяжских воинов, отправил к Василию 6000 человек в рамках договора о военной помощи. Недоверие Василия к местным византийским гвардейцам, чья лояльность часто менялась с фатальными последствиями, а также доказанная лояльность варягов, многие из которых ранее служили в Византии, побудили императора использовать их в качестве своих личных гвардейцев. Иммигранты из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии сохраняли в организации преимущественно норвежский состав до конца 11 века. По словам покойного шведского историка Альфа Хенриксона в его книге Svensk Historia (История Швеции), скандинавских варяжских гвардейцев узнавали по длинным волосам, красному рубину, вставленному в левое ухо, и орнаментированным драконам, вышитым на их кольчужных рубашках. В эти годы скандинавские мужчины ушли, чтобы поступить на службу в византийскую варяжскую гвардию в таком количестве, что средневековый шведский закон Вестергётлаген из Вестергётланда объявил, что никто не может наследовать, оставаясь в «Греции» — тогдашний скандинавский термин для Византийской империи — чтобы остановить эмиграция, тем более, что два других европейских двора одновременно также вербовали скандинавов: Киевская Русь ок. 980–1060 гг. и Лондон 1018–1066 гг. (Чингалид). Состоящая в основном из норманнов и русов в течение первых 100 лет, гвардия начала видеть увеличение числа англосаксов после норманнского завоевания Англии. Ко времени правления императора Алексиоса Комнина в конце 11 века варяжская гвардия в основном набиралась из англосаксов и «других лиц, пострадавших от рук викингов и их двоюродных братьев норманнов». Англосаксы и другие германские народы разделяли с викингами традицию верной (при необходимости до смерти) службы, связанной присягой, и норманнское вторжение в Англию привело к тому, что многие воины потеряли свои земли и бывших хозяев и искали позиции в другом месте. Варяжская гвардия не только обеспечивала безопасность византийских императоров, но и участвовала во многих войнах, часто играя решающую роль, поскольку развертывалась обычно в критические моменты сражения. К концу 13 века варяги были в основном этнически ассимилированы византийскими греками, хотя гвардия существовала по крайней мере до середины 14 века. В 1400 году в Константинополе еще были люди, называвшие себя «варягами».

1. История

Иллюминация сцены из

Хроники Скилица , изображающая фракийскую женщину, убивающую варяга, который пытался ее изнасиловать, после чего его товарищи похвалили ее и отдали ей свое имущество из Киевской Руси. Договор между Русью и Византийской империей при Василии I был заключен в 874 году после периода военных действий. Пункт договора обязывал Русь предоставлять людей для византийской службы. Возобновление боевых действий между 907 и 911 г. закончились новым договором, по которому любая русь, которая выбирала, могла служить Византии по праву. [2]

Уже в 911 году варяги упоминаются как наемники на стороне византийцев. Около 700 варягов служили вместе с далматинцами в качестве морских пехотинцев в византийских военно-морских экспедициях против Критского эмирата в 902 году, а отряд из 629 человек вернулся на Крит под командованием Константина Багрянородного в 949 году. Отряд из 415 варягов участвовал в итальянской экспедиции 936 года. также зафиксировано, что среди сил, сражавшихся с арабами в Сирии в 9 в., были варяжские контингенты.55. В этот период Варяжские наемники были включены в состав

Великих Сподвижников (Гр. Μεγάλη Εταιρεία).

В 988 году Василий II обратился за военной помощью к Владимиру I Киевскому для защиты своего престола. По договору, заключенному отцом после осады Доростолона (971 г.), Владимир отправил к Василию 6000 человек. Владимир воспользовался случаем, чтобы избавиться от своих самых непослушных воинов, которых он в любом случае не мог заплатить. [3] Это предполагаемая дата официального учреждения постоянной элитной гвардии. [4] В обмен на воинов Владимир выдал замуж сестру Василия Анну. Владимир также согласился принять христианство и привести свой народ в христианскую веру.

В 989 году эти варяги под предводительством самого Василия II высадились в Хрисополе, чтобы победить мятежного полководца Варду Фоку. На поле боя Фокас умер от удара на глазах у своего противника; после смерти своего лидера войска Фоки повернулись и бежали. Отмечалась жестокость варягов, когда они преследовали бегущее войско и «весело рубили их на куски».

Эти люди составили ядро ​​варяжской гвардии, которая несла активную службу в южной Италии в одиннадцатом веке, когда норманны и лангобарды пытались подавить там византийскую власть. В 1018 году Василий II получил просьбу от своего капитана Италии Василия Бойоаннеса о подкреплении для подавления лангобардского восстания Мелуса из Бари. Был отправлен отряд варяжской гвардии, и в битве при Каннах византийцы одержали решающую победу.

Варяги также участвовали в частичном отвоевании Сицилии у арабов под предводительством Георгия Маниака в 1038 году.

Здесь они сражались вместе с норманнами, недавно прибывшими в Италию в поисках приключений, и лангобардами из контролируемой Византией Апулии. Видным членом гвардии в то время был Харальд Хардрада, позже король Норвегии как Харальд III (1046–1066). Однако, когда Маниак подверг лангобардов остракизму, публично унизив их лидера Ардуина, лангобарды дезертировали, а норманны и варяги последовали за ними.

Вскоре после этого капитан Михаил Дукианос разместил в Бари отряд варягов. 16 марта 1041 г. их призвали сражаться с норманнами возле Венозы; многие утонули при последующем отступлении через Офанто. В сентябре Экзавгуст Бойоаннес был отправлен в Италию с небольшим отрядом варягов, чтобы заменить опального Дукиано. 3 сентября 1041 года они потерпели поражение от норманнов.

Многие из последних катепанов были отправлены из Константинополя с варяжскими отрядами. В 1047 году Иоанн Рафаил был отправлен в Бари с отрядом варягов, но бариоты отказались принять его войска, и он провел свой срок в Отранто.

Двадцать лет спустя, в 1067 году, последний византийский катепан в южной Италии, Мабрика, прибыл с варяжскими помощниками и взял Бриндизи и Таранто. В катастрофической битве при Манцикерте в 1071 году вокруг него пала практически вся императорская гвардия. [5]

Экспедиции викингов: изображение огромной широты их путешествий через большую часть Европы, Средиземное море, Северную Африку, Малую Азию, Арктику и Северную Америку. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1713780

Первые 100 лет гвардия состояла в основном из скандинавов, после успешного вторжения норманнов в Англию стало появляться все больше англосаксов. В 1088 году большое количество англосаксов и датчан эмигрировало в Византийскую империю через Средиземное море.

[6] Один источник сообщает, что их более 5000 прибывают на 235 кораблях. Те, кто не поступил на имперскую службу, поселились на побережье Черного моря, построив и разместив гарнизон города Чиветот для Алексиоса I. англо-варяги) с этого момента. В этом качестве они сражались на Сицилии против норманнов под предводительством Роберта Гвискара, которые также безуспешно пытались вторгнуться на нижние Балканы.

Описывая отряд в 1080 году, летописец и принцесса Анна Комнина называет этих «варваров с топорами» «из Туле», вероятно, имея в виду Британские острова или Скандинавию. [8] Точно так же византийский государственный служащий, солдат и историк Иоанн Киннамос называет этих «топороносцев», охранявших императора, «британской нацией, которая с давних времен служит римским императорам». . [9] Киннамос писал в конце 12 века, что, возможно, указывает на то, что более датский и саксонский состав гвардии продолжался до момента Четвертого крестового похода.

Варяги полагались на датский топор с широким лезвием в качестве основного оружия, хотя они часто также были искусными фехтовальщиками или лучниками. В некоторых источниках, таких как « Алексиада » Анны Комнин, они описываются как конные; и викинги, и элитные англо-саксонские воины обычно использовали лошадей для стратегической мобильности, хотя обычно они сражались пешком. Охрана была размещена в основном вокруг Константинополя и, возможно, располагалась в казармах дворцового комплекса Буколеон. Гвардия также сопровождала армии в поле, и византийские летописцы (а также несколько известных западноевропейских и арабских летописцев) часто отмечают их боевую доблесть, особенно по сравнению с местными варварскими народами. Они были жизненно важны для победы Византии при императоре Иоанне II Комнине в битве при Берии в 1122 году. Варяги прорубили себе путь через кольцо вражеских печенежских повозок, разрушив позиции печенегов и вызвав общее бегство в их лагере.

[9]

Варяги были описаны византийским историком XI века Михаилом Пселлом так: «Вся группа носит щиты и размахивает на плечах неким однолезвийным тяжелым железным оружием», которое, как считается, имеет [10] (многие византийские писатели называли их «варварами с топорами», pelekyphoroi barbaroi , а не варягами). относиться к оружию как к rhomphaia , [11] , что, скорее всего, произошло как продукт аттикизма в византийской литературе. [10]

Они принимали участие в защите Константинополя во время Четвертого крестового похода. О роли охранников говорится, что «бой был очень жестоким, велась рукопашная с топорами и мечами, нападавшие взобрались на стены, и с обеих сторон были взяты пленные». [6] Последнее упоминание о варяжской гвардии есть в греческой версии Хроника Мореи , в которой говорится, что это подразделение сопровождало принца Ахайи в тюрьму после битвы при Пелагонии в 1259 году; историк Д. Дж. Геанакоплос предполагает, что они были воссозданы Теодором I Ласкарисом, чтобы укрепить его претензии как законного Императора. [12] Люди, идентифицированные как варяги, встречались в Константинополе около 1400 г. [13]

2. Назначение

Печать Михаила, Великого толкователя ( megas diermeneutes ) гвардии. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1338939

Обязанности и назначение Варяжской гвардии были аналогичны, если не идентичны, услугам, оказываемым киевской дружиной , норвежской hird , а скандинавских и англо-саксонских хускарлов . Варяги служили личной охраной [14] императора, присягнув ему на верность; у них были церемониальные обязанности вассалов и приветствующих, а также они выполняли некоторые полицейские обязанности, особенно в случаях измены и заговора. Их возглавлял отдельный офицер, 9-й0007 akolouthos , который обычно был коренным византийцем.

Варяжская гвардия использовалась в бою только в критические моменты или там, где битва была самой ожесточенной. [15] Современные византийские летописцы со смесью ужаса и восхищения отмечают, что «скандинавы были устрашающими и по виду, и по снаряжению, они нападали с безрассудной яростью и не заботились ни о потере крови, ни о своих ранах». [15] Описание, вероятно, относится к берсеркам, так как говорят, что это состояние транса давало им сверхчеловеческую силу и не чувствовало боли от ран. [15] Когда византийский император умер, варяги получили уникальное право бежать к имперской казне и брать столько золота и столько драгоценных камней, сколько они могли унести, процедура, известная на древнескандинавском языке как polutasvarf («дворец грабеж»). [15] Эта привилегия позволила многим варягам вернуться домой богатыми людьми, что побудило еще больше скандинавов записаться в гвардию в Miklagarðr (швед. = Miklagård = «Великий город», т.е. Константинополь). [15]

Лояльность варягов стала тропой византийских писателей. Рассказывая о захвате своим отцом Алексеем императорского престола в 1081 году, Анна Комнина отмечает, что ему советовали не нападать на варягов, которые все еще охраняли императора Никифора, ибо варяги «считают верность императорам и защиту их особ семейной традицией». , своего рода священное доверие». Она отметила, что эту верность «они сохраняют в неприкосновенности и никогда не потерпят малейшего намека на предательство». [16] В отличие от местной византийской гвардии, которой так не доверял Василий II, верность варяжской гвардии была связана с положением Императора, а не с человеком, восседавшим на троне. Это стало ясно в 969 году, когда гвардейцы не смогли отомстить за убийство императора Никифора II. Слуге удалось позвать охранников, пока Император подвергался нападению, но когда они прибыли, он был мертв. Они сразу же преклонили колени перед Иоанном Цимисхием, убийцей Никифора, и приветствовали его как императора. «Живым они защищали бы его до последнего вздоха: мертвому не было смысла мстить за него. У них теперь был новый хозяин». [17]

Эта репутация превосходит правду как минимум в двух зарегистрированных случаях. В 1071 году, после того как император Роман IV Диоген потерпел поражение от султана Алп-Арслана, был совершен дворцовый переворот, прежде чем он смог вернуться в Константинополь. Цезарь Иоанн Дукас использовал варяжскую гвардию, чтобы свергнуть отсутствующего императора, арестовать императрицу Евдоксию и провозгласить императором своего племянника, пасынка Диогена Михаила VII. Таким образом, вместо того, чтобы защищать своего отсутствующего императора, варяги использовались узурпаторами, доказывая свою лояльность трону, если не всегда нынешнему занимающему этот трон. В более зловещем эпизоде ​​историк Джоаннес Зонарас сообщает, что гвардия восстала против Никифора III Ботаниата после ослепления генерала Никифора Вриенния в 1078 году, «планируя убить его», но была подавлена ​​верными войсками. Впоследствии они попросили и получили помилование. [18]

3. Рунические камни

Карта географического распространения варяжских рун. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1614144

Византийский крест на U 161, крест, который сегодня является гербом муниципалитета Тэби. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1179796

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии, вероятно, сделанная членами Варяжской гвардии. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1905170

По всей Скандинавии есть несколько приподнятых каменных памятников, называемых руническими камнями. Многие из них относятся к эпохе викингов, и многие из них связаны с варяжской гвардией. Эти варяжские рунические камни увековечивают память различных павших воинов с помощью вырезанных рун и упоминают путешествия на Восток ( Austr ) или восточный маршрут ( Austrvegr ) или в более конкретные восточные места, такие как Гардарики (сегодня это Россия и Украина). Потери, понесенные Варяжской гвардией, отражены самой большой группой рунических камней, рассказывающих о заграничных путешествиях, таких как те, что называются греческими руническими камнями. [19] Воздвигнуты бывшими членами Варяжской Гвардии или в память о них. Меньшая группа состоит из четырех итальянских рунических камней, воздвигнутых в память о членах Варяжской гвардии, погибших на юге Италии.

Древнейшие из греческих рунических камней представляют собой шесть камней в стиле RAK, который датируется периодом до 1015 года нашей эры. [20] Группа состоит из рунического камня Skepptuna U 358, рунического камня Västra Ledinge U 518, рунического камня Nälberga Sö 170 и рунического камня Eriksstad Sm 46. [21]

Одним из наиболее примечательных поздних рунических камней в стиле Pr4 является рунический камень Эда U 112, большой валун на западном берегу озера Эд. В нем рассказывается, что Рагнвальд, капитан варяжской гвардии, вернулся домой, где ему были сделаны надписи в память о его умершей матери. [21]

Самые молодые рунические камни в стиле Pr5, такие как рунный камень Эда U 104 (в настоящее время находится в Эшмоловском музее в Оксфорде), датируются периодом 1080–1130 годов, после чего рунические камни вышли из моды. [21]

Варяги не вернулись домой без того, чтобы так или иначе запечатлеться в византийской культуре, о чем свидетельствует византийский крест, высеченный на руническом камне Рисбайл начала XI века U 161, который сегодня является гербом — герб Тэби, тримуниципального населенного пункта и резиденции муниципалитета Тэби в графстве Стокгольм, Швеция. [22] Руны были сделаны викингом Ульфом из Борресты, см. рунический камень Оркеста U 344, в память о другом Ульфе, в Сколхамре, и по просьбе отца последнего. [22]

4. Норвежские саги

Согласно сагам, западноскандинавцы поступили на службу в гвардию значительно позже восточноскандинавов. В саге о Лаксделе сообщается, что исландец Болли Болласон, родившийся ок. 1006 г., был первым известным исландцем или норвежцем в Варяжской гвардии. [23] Путешествуя в Константинополь через Данию, он провел много лет в Варяжской гвардии; «и считался самым доблестным во всех делах, которые испытывают человека, и всегда шел рядом с теми, кто был в первых рядах». [24] Сага также описывает наряды, которые его последователи получили от Императора, и влияние, которое он имел после своего возвращения в Исландию:

Варяжская гвардия упоминается также в Саге о Ньяле в отношении Кольскегга — сказал исландец прибыл сначала в Хольмгард (Новгород), а затем в Миклагард (Константинополь), где поступил на службу к Императору. «Последнее, что о нем слышно, это то, что он женился там на жене, и был вождем над варягами, и оставался там до дня своей смерти». [25]

Одним из членов Варяжской гвардии был будущий король Норвегии Харальд Сигурдссон III, известный как Харальд Хардраде («Жесткий правитель»). [26] Покинув родину, Харальд отправился сначала в Гардарики, а затем в Константинополь, куда прибыл в 1035 году. как в южной Италии и Болгарии. Подробный отчет о путешествиях Харальда Сигурдссона можно найти в «Саге Харальда Сигурдссона».

За время службы в Варяжской гвардии Харальд заработал звания манглавитов и спатарокандидатосов . Но его служба закончилась его заключением в тюрьму за незаконное присвоение имперской добычи, захваченной во время его командования. Он был освобожден после свержения императора Михаила V, и источники саги предполагают, что именно его послали ослепить императора, когда он и его дядя бежали в церковь Студийского монастыря и цеплялись за алтарь.

Затем Харальд попытался покинуть свой пост, но получил отказ. В конце концов он сбежал и вернулся домой в 1043 году, став королем Норвегии, прежде чем погиб в битве при Стэмфорд Бридж во время вторжения в Англию в 1066 году.0003

Варяжская гвардия обрела часть своего старого скандинавского колорита, когда внук Харальда Хардрада, Сигурд I из Норвегии, отправился в норвежский крестовый поход на Святую землю. После сражений с мусульманами король Сигурд в 1110 году позволил остальным своим войскам, которые первоначально насчитывали 6000 человек, присоединиться к варяжской гвардии. Король Сигурд вернулся домой с менее чем сотней своих личных гвардейцев.

Большинство древнескандинавских рассказов о норвежцах или исландцах в варяжской гвардии относятся к 13 веку и свидетельствуют о неизменном интересе и в целом положительном отношении к Византии в западноскандинавском культурном ареале. [27]

Варяги в Византии: Варяги и их бесстрашные завоевания

Обновлено 27 мая, 2015 — 22:07 Райли Винтерс

Относительно хорошо известно, что викинги были одними из величайших путешественников, торговцев и наемников в истории. Их досягаемость простиралась далеко, поскольку им приписывают открытие Северной Америки и Гренландии, их имена вселили страх в сердца многих жителей материковой Европы. Однако иногда менее известно, как далеко простиралась рука викингов. На самом деле их культура простиралась на восток до Турции и России, достигнув кульминации их прямого влияния в создании Киевского государства Русь, просуществовавшего вплоть до тринадцатого века.

Согласно Русской первичной летописи , одному из основных текстов, документирующих влияние викингов на Россию, варяги, как их называли греки и восточные славяне, поселились в Ладоге, Россия, в середине 750-х годов, а затем в соседний Новгород. В отличие от следов скандинавских викингов, их поселения изначально не были мирными, поскольку они требовали дани с покоренных ими народов, балтийских финнов и славян. Из-за этого их сначала на время изгнали из Новгорода. Однако интрига заключается в том, что финны и славяне вскоре начали ценить правила, которые варяги принесли в их общину, и поэтому варяги умоляли вернуться и принести с собой те самые правила. Именно тогда впервые фиксируется предводительство Рюрика (830-870), от которого идет русская родословная.

Картина вождя Рюрика, датированная 1672 годом. ( Wikimedia Commons )

Двоюродный брат Рюрика Олег отвечал за продвижение варягов из Новгорода дальше на юг, в конце концов захватив Киев в 882 году. и выковать место варяжской власти там. Это место стало столицей федерации славянских государств, получившей название Киевское государство Русь. Вслед за Олегом во времена правления Владимира Великого варяги приняли христианство и их последующее обращение. Потомки Рюрика и Олега продолжали управлять Киевским государством, что в конечном итоге привело к основанию царства России.

Крещение и христианизация киевлян, картина Клавдия Лебедева. Нарисовано до 1916 года. ( Wikimedia Commons )

  • Период викингов старше, чем предполагалось?
  • Загадочные поселенцы достигли «шага в Америку» раньше викингов
  • Долгое прощание со скандинавским язычеством и христианизация трех царств

Неудивительно, что варяги были такими же агрессивными, как и их северные предшественники. В то время как желание названных викингов состояло в том, чтобы расширить свои земли и богатства через Атлантику и вниз в Англию, одним из главных приоритетов варягов было получение неиспользованных богатств восточного мира. Они были настолько сильны и настойчивы, что намеренно развязывали войны с народом Византии, чтобы в случае их победы воровать.

Варяги были силой, с которой нужно было считаться, потому что они контролировали две основные торговые точки с востока на запад. Волжская торговля была маршрутом девятого века, соединяющим Северную Русь, известную варягам как Гардарики, и Ближний Восток, называемый Серкланд. Торговый путь был известен переправкой товаров и богатств из Балтийского моря в Каспийское и оставался основной формой транспортировки и торговли до упадка серебра в одиннадцатом веке. В это время свое место занял Днепровский путь, протянувшийся от Черного моря до столицы Византии Константинополя, так как его непосредственность к столице обеспечивала защиту от турок.

Карта европейской территории, населенной восточнославянскими племенами в 8-9 веках. 2010. Автор: SeikoEn. ( Wikimedia Commons )

Когда эпоха викингов закончилась, на востоке прекратился приток скандинавов в их регион, и варяги начали ассимилироваться и вступать в брак с туземцами. Ко времени падения Киевской Руси в 1240 году от рук монголов варяги стали относительно неотличимы от коренных славян. Несмотря на такое слияние этносов, важно провести различие между варягами и варягами для лучшего понимания их влияния на историю России.

Избранное изображение: Приглашение варягов: Рюрик и его братья Синеус и Трувор прибывают в земли ильменских славян в Старой Ладоге. Написана до 1913 г. Виктором М.Васнецовым. ( Wikimedia Commons )

Читать Часть 2 – Варяжская гвардия: Берсерки Византийской империи 0002 Кросс, Сэмюэл Хаззард и Ольгерд П. Шербовиц-Ветзор. Русская первичная летопись: Лаврентьевский текст (Средневековая академия Америки: Нью-Йорк, 2012.)

Д’Амато, Раффаэле и Джузеппе Рава. Варяжская гвардия 988-1453 (Men-at-Arms) (Osprey Publishing: Oxford, 2010.)

Davidson, HR Ellis. Дорога викингов в Византию (George Allen & Unwin Ltd.: Лондон, 1976 г.)

Дучко, Владислав. Русь викингов: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Брилл: Лейден, 2004.)

Уинрот, Андерс. Эпоха викингов (издательство Принстонского университета: Принстон, 2014 г.)

«Предполагаемая хронология событий докиевского и раннего киевского периодов». Вашингтонский университет. По состоянию на 20 мая 2015 г. http://faculty.washington.edu/dwaugh/hstam443/K-chron2.html

 

Связанные статьи о древнем происхождении

24 апреля, 2023 — 14:54 Sahir

Что уж говорить об удаче новичка! Детектив-любитель обнаружил очень ценные сокровища викингов на кукурузном поле на северо-западе Дании. Он включает в себя серебряные украшения и почти 300 невероятно редких…

23 апреля, 2023 — 17:00 Робби Митчелл

Народ хайда в Канаде имеет богатую историю, насчитывающую более 10 000 лет. Они были известны своей военно-морской мощью и стратегическим использованием океана, что поддерживало их за счет торговли и…

20 апреля, 2023 — 21:00 Робби Митчелл

Что приходит на ум, когда вы думаете о викингах? Грабить и грабить? Боевые кличи и боевой дух? Как насчет вечеринок? Правильно, викинги тоже умели хорошо проводить время. Приемные залы,…

18 апреля, 2023 — 22:58 Эшли Коуи

Новое исследование бросает вызов предыдущим представлениям о том, почему викинги покинули свои поселения в Гренландии. Выяснилось, что этот северный исход был вызван не политическими спорами или социальными волнениями, а Маленьким…

17 апреля, 2023 — 14:54 Nathan Falde

Когда норвежские колонисты прибыли в Гренландию в 10 веке, им нужно было много дерева для строительства домов, складских помещений и кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *