Джонатан Свифт – биография, фото, личная жизнь, книги
Биография
Острое перо ирландского и английского философа и сатирика Джонатана Свифта наделало много шума в годы его жизни. Современникам писатель запомнился как автор памфлетов, наделенных глубокой иронией, а в мире прославился романом «Путешествия Гулливера». Свифт всегда скрывался под псевдонимами или вовсе не указывал авторство, но читатели непременно узнавали его по исключительному стилю.
Детство и юность
Будущий писатель родился в Дублине 30 ноября 1667 года — через два месяца после смерти отца, мелкого судейского чиновника. Мальчику досталось имя родителя – Джонатан. Вдова Свифта-старшего осталась с двумя детьми на руках и без средств к существованию, к тому же новорожденный оказался крайне болезненным ребенком с врожденной патологией.
Джонатан Свифт в молодостиПомучившись некоторое время, мама решила отдать Джонатана на воспитание обеспеченному брату покойного супруга Годвину Свифту, который был на хорошем счету в адвокатском обществе.
Мальчик окончил лучшую в Ирландии гимназию «Kilkenny», школьные годы переживал тяжело – пришлось забыть о вольной, но бедной жизни, адаптируясь к строгим гимназическим условиям. В 14 лет Джонатан поступил в колледж Тринити при Дублинском университете, откуда вышел со степенью бакалавра и стойким отвращением к наукам.
Литература
Творческая биография писателя началась во время вынужденного переезда в Англию. Дядя разорился, а на родине вспыхнула гражданская война. Джонатану Свифту пришлось самостоятельно зарабатывать на хлеб, и он по протекции матери заступил на пост секретаря к богачу и дипломату Уильяму Темплу. Начинающему литератору предоставили свободный пропуск к солидной библиотеке работодателя.
Писатель Джонатан СвифтВ гостях у Темпла бывали видные деятели и представители богемы того времени, общение с которыми тоже подготовило почву для писательского таланта Свифта. Молодой поэт, а именно с поэзии и коротких эссе Джонатан зашел в литературу, в дальнейшем помогал своему благодетелю писать мемуары.
Из Британии Свифт дважды возвращался на родину. В 1694 году молодой человек, окончив магистратуру в Оксфорде, принял духовный сан англиканской церкви и стал священником в церквушке небольшого ирландского села. А чуть позднее продолжил службу в столичном соборе Святого Патрика. Параллельно становится автором ярких, острых политических памфлетов на злобу дня.
Книга Джонатана Свифта «Сказка бочки»Однако обязанности священника Джонатану быстро надоели, и он вновь приехал в Англию. Здесь из-под его пера вышла череда поэм, а также притчи «Битва книг» и «Сказка бочки». Последнее произведение стало очень популярным – народ его полюбил, а церковь жестоко осудила, хотя писатель и не думал критиковать религию, просто пародировал гордость.
Интересно, что собственное творчество литератор не собирался афишировать – все произведения были обнародованы анонимно. В будущем этой идее Джонатан Свифт не изменял. Впрочем, все вокруг знали, кто автор этих сатирических книг, поэм и опусов.
Расцвет сатирического таланта писателя пришелся на 1710-е годы. Джонатан Свифт обрел финансовую независимость, заступив на пост декана собора Святого Патрика, и спокойно наслаждался литераторством. Его поэмы, памфлеты и статьи наполнились гневом по поводу социальной несправедливости, царящей в обществе, критикой власти и религии. В 1720 году центральной темой творчества становится проблема автономии Ирландии, которую англичане нещадно пытались разорить.
Народная любовь и почитание обрушилась на Джонатана после анонимных «Писем суконщика», которые вышли из-под типографских станков многотысячным тиражом. Они призывали игнорировать английские деньги и не покупать товары, произведенные в Британии. Поднялась волна негодования, да так, что Лондон был вынужден поменять наместника, который назначил вознаграждение тому, кто укажет автора «Писем».
Книга Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»Попытки найти виновных оказались тщетными, а Англии пришлось пойти на экономические уступки.
После этих событий Свифта возвели в ранг национального героя, его портретами был обвешан весь Дублин. Вскоре случился очередной скандал, на сей раз по поводу резких высказываний на тему нищеты. Писатель посоветовал правительству, которое не в силах прокормить подрастающее поколение, продавать детей на мясо и кожу.
За работу над самым знаменитым романом о путешествиях Гулливера Свифт засел в начале 20-х годов 18 столетия. Первые две книги фантастического произведения, высмеивающего человеческие пороки и несовершенства общества, вышли в 1726 году, а спустя год читатели получили еще два тома. Судовой врач Гулливер знакомится с нравами и обычаями стран лилипутов, великанов и разумных лошадей, попадает на летающий остров, государство чародеев, бессмертных людей и даже в закрытую в те времена для европейцев Японию.
Иллюстрация к книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»Тетралогия имела оглушительный успех, в дальнейшем став классикой литературы и вдохновением для десятков режиссеров.
Даже в Россию книги попали сравнительно быстро: в 1772 году их перевел с французского писатель Ерофей Каржавин. Изначально роман имел объемное название, впрочем, это почти точный перевод оригинала — «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».
Личная жизнь
Личная жизнь Джонатана Свифта выглядит довольно странной. Писателя связывали романтические отношения с двумя девушками, которых звали одинаково – Эстер.
В годы работы у Темпла молодой человек познакомился в его доме с 8-летней дочкой служанки Эстер Джонсон. Возрастная разница в 15 лет не помешала подружиться: Джонатан стал наставником и учителем девочки, которую называл Стеллой, а в будущем и возлюбленным. В разлуке автор «Гулливера» ежедневно писал девушке нежные, проникновенные письма, превратившиеся после его смерти в книгу «Дневники для Стеллы».
После кончины матери осиротевшая Эстер переехала в Ирландию, поселившись в доме любимого, хотя для окружения девушка была не больше чем воспитанницей писателя.
Биографы предполагают, что в 1716 году пара даже обвенчалась, но официальных подтверждений этот факт так и не получил.
Еще одну женщину, с которой Свифт был замечен в любовных отношениях с 1707 года, звали Эстер Ванхомри. Девушка-сирота с легкой руки Джонатана носила прозвище Ванесса. Ей тоже посвящены трогательные, грустные письма.
Ванесса умерла от туберкулеза в 1723 году, а спустя пять лет скончалась Стелла. Писатель тяжело переживал потерю любимых женщин, эти трагедии подорвали здоровье как физическое, так и психическое. Но мужчине еще предстояло пройти долгий жизненный путь.
Смерть
Несколько лет до смерти Джонатан Свифт страдал от душевной болезни. В письмах друзьям жаловался на плохое настроение и всепоглощающую скорбь. Психическое расстройство прогрессировало, а в 1742 году писатель пережил инсульт и вовсе оказался недееспособным – не мог передвигаться, потерял речь. Мужчине назначили опекуна. Умер сатирик на родине в октябре 1745 года.
Свифт подготовился к кончине еще в 1731 году, написав поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», в которой обозначил собственное кредо – «лечить испорченность людскую» жестоким смехом. В 40-м году из-под пера писателя вышла эпитафия, выгравированная потом на надгробии, а также он завещал почти все накопления на строительство больницы для психически больных. Вскоре после смерти писателя построили «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов», двери которого до сих пор открыты.
Библиография
- 1697 — «Битва книг»
- 1704 — «Сказка бочки»
- 1710-1714 — «Дневник для Стеллы»
- 1726 — «Путешествия Гулливера»
СВИФТ, ДЖОНАТАН | Энциклопедия Кругосвет
СВИФТ, ДЖОНАТАН (Swift, Jonathan) (1667–1745), английский сатирик, церковный деятель, публицист. Родился 30 ноября 1667 в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование – сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686.
Взрыв насилия, захлестнувшего Ирландию в 1689, вынудил Свифта искать убежища в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора, жившего в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699. Во время одной из своих отлучек из Мур-Парка, в 1695, Свифт был рукоположен в священники Англиканской церкви и весь следующий год служил в Килруте, на севере Ирландии. К концу этого периода жизни Свифт практически закончил одно из своих знаменитых сатирических произведений, Сказку бочки (A Tale of A Tub, 1704).
Сказка бочки вышла в свет без указания имени автора и наделала немало шума, закрепив за Свифтом славу острослова, после того как его авторство было раскрыто. Многие из его сочинений напрямую ставили будоражащие общество вопросы. В своем первом памфлете Раздоры и распри в Афинах и Риме (The Contests and Dissentions at Athens and Rome, 1701) Свифт выступил с теорией о должном равновесии между короной и обеими палатами парламента.
Столь же внятно прозвучали Соображения англиканского церковника (Sentiments of a Church of England Man).
В политических воззрениях (чему свидетельством его памфлеты), как и в своих партийных привязанностях, Свифт оставался весьма близок к вигам, и именно в качестве язвительного вига и литератора Аддисон и Стил привлекли его к участию в журнале «Татлер». Однако Свифт вскоре почувствовал, что политика правительства вигов идет не на пользу Англиканской церкви, поэтому, когда в 1710 к власти пришли тори, Свифт перешел на их сторону. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, более умело, чем вожди вигов, и доверили ему свой журнал «Экзаминер».
В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в таких памфлетах, как Поведение союзников (The Conduct of the Allies, 1711), Свифт защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало назначение его в 1713 настоятелем (деканом) собора св.
Патрика в Дублине – поощрение щедрое, хотя он надеялся на епископство либо на место настоятеля большого прихода в Англии. Треволнения этих лет наряду с подробностями его повседневной жизни ярко запечатлены в Дневнике для Стеллы (Journal to Stella) – собрании писем, адресованных Эстер Джонсон и ее компаньонке Ребекке Дингли. С обеими дамами Свифт познакомился в Мур-Парке, но в начале 1710-х они жили в Дублине.
После кончины королевы Анны и возвращении вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни. Какое-то время он уединенно жил в Дублине, однако в 1720 вновь начал интересоваться общественными делами. Публикацией Писем суконщика (Drapier’s Letters, 1724) с яростными нападками на ряд финансовых мероприятий, которые собиралось провести в Ирландии правительство Р.Уолпола, Свифт утвердил себя в качестве выразителя чаяний ирландского народа. В других памфлетах – иногда житейски бесхитростных, иногда остро сатирических, как Скромное предложение (A Modest Proposal, 1729), – он выявляет социально-экономические бедствия, терзавшие Ирландию в 18 в.
В 1720–1736 написаны многие лучшие его стихи, замысел же книги Путешествия Гулливера (Gulliver’s Travels) был воплощен в годы, непосредственно предшествовавшие ее публикации в 1726.
Умер Свифт 19 октября 1745.
Как публицист Свифт имеет мало равных в истории английской литературы. Успех его частично объясняется его прозаическим стилем, которым он владел мастерски. Ему повезло со временем: он жил в эпоху, когда из языка ушла причудливость раннеанглийской прозы, и в то же время язык его времени – еще не гладкая, причесанная речь стилизаторов 18 в. Проза Свифта не выпячивает себя – это всегда сильное, прямое, ясное и очень действенное заявление на избранную тему. Так, в «Экзаминере» мы видим, как изо дня в день меняется тон его высказываний – в зависимости от обсуждаемого предмета, – и в Письмах суконщика он приноравливает стиль к тем общественным группам, которые хотел задеть этим произведением. Как пропагандист и агитатор Свифт не имел соперников при жизни, оставаясь и по сей день одним из величайших мастеров литературы этого рода.
Сатирическая проза – его самое главное достижение. Подобно всем подлинным сатирикам, Свифт – прежде всего моралист, обличающий порочность и глупость рода человеческого во имя добродетели и здравого смысла.
На первый взгляд, Путешествия Гулливера – это рассказ о забавных похождениях, книга для детей. На самом деле это глубокая сатира: Свифт показывает неразумие людей и при этом чутко откликается на социально-политическую обстановку в Англии 18 в. Сначала Гулливер попадает в Лилипутию, страну карликов. Политические распри, придворные интриги, мелочная зависть обитателей Лилипутии выглядят особенно смехотворными в столь миниатюрном обществе. Затем он посещает Бробдингнег, страну огромных, как башни, великанов. Когда он славит перед ними Англию, это потешает их так же, как его смешило тщеславие лилипутов. По ходу своего третьего путешествия Гулливер посещает летающий остров Лапуту (Остров Чародеев) и землю Струльдбругов. Народы этих стран дошли до пределов ученого педантизма и литературного буквализма, донельзя извратили историю, без конца ее переписывая, познали проклятье будто бы столь желанного бессмертия.
Наконец Гулливер совершает путешествие в страну гуигнгнмов, где правят благородные и в высшей степени разумные лошади, которым прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом обличье, униженные настолько, что их вид, как и поведение, лишний раз свидетельствуют о том, сколь низко может пасть человек, если позволит страстям господствовать над разумом.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Джонатан Свифт | Poetry Foundation
Англо-ирландский поэт, сатирик, эссеист и политический памфлетист Джонатан Свифт родился в Дублине, Ирландия. Он провел большую часть своей ранней взрослой жизни в Англии, прежде чем вернуться в Дублин, чтобы служить деканом собора Святого Патрика в Дублине в течение последних 30 лет своей жизни. Именно на этом более позднем этапе он написал большинство своих величайших произведений.
Наиболее известен как автор книг Скромное предложение (1729 г.), Путешествия Гулливера (1726 г.) и A Tale Of A Tub (1704 г.) Свифт широко известен как величайший прозаик-сатирик в истории английской литературы.
Отец Свифта умер за несколько месяцев до рождения Джонатана, а его мать вернулась в Англию вскоре после родов, оставив Джонатана на попечение своего дяди в Дублине. У большой семьи Свифта было несколько интересных литературных связей: его бабушка, Элизабет (Драйден) Свифт, была племянницей сэра Эразма Драйдена, дедушки поэта Джона Драйдена. Тетя той же бабушки, Кэтрин (Трокмортон) Драйден, приходилась двоюродной сестрой Элизабет, жене сэра Уолтера Рэли. Его прапрабабушка, Маргарет (Годвин) Свифт, была сестрой Фрэнсиса Годвина, автора The Man in the Moone , который повлиял на некоторые части Путешествий Гулливера Свифта . Его дядя, Томас Свифт, женился на дочери поэта и драматурга сэра Уильяма Давенанта, крестника Уильяма Шекспира.
Дядя Свифта был благотворителем Джонатана, отправив его в Дублинский Тринити-колледж, где он получил степень бакалавра и подружился с писателем Уильямом Конгривом. Свифт также учился на степень магистра до того, как Славная революция 1688 года вынудила Джонатана переехать в Англию, где он работал секретарем у дипломата. Он получил степень магистра в Харт Холле Оксфордского университета в 169 г.2, и, в конце концов, степень доктора богословия в Тринити-колледже в Дублине в 1702 году.
Поэзия Свифта связана либо взаимосвязями с поэзией его современников и предшественников, либо реакцией на нее. На него, вероятно, повлияли, в частности, писатели эпохи Реставрации Джон Уилмот, граф Рочестерский, и Сэмюэл Батлер (который разделял склонность Свифта к восьмисложным стихам). Возможно, он позаимствовал советы у поэтов эпохи Возрождения Джона Донна и сэра Филипа Сиднея. Помимо этих незначительных заимствований его современников, его долги почти ничтожны. В эпоху Августа, в эпоху, когда оригинальность не обязательно ценилась выше других добродетелей, его поэтический вклад был поразительно оригинальным.
При чтении стихов Свифта в первую очередь поражает их кажущаяся скудость аллюзии и поэтического приема. Любой может сказать, что то или иное стихотворение сильное, нежное, живое или яростное, но литературная критика кажется неадекватной, чтобы объяснить, почему. Несколько недавних критиков тщательно изучили его использование аллюзии и изображения, но с частичным успехом. По-прежнему представляется оправданным вывод о том, что прямолинейный поэтический стиль Свифта редко требует тщательного анализа, его аллюзии редко оживляют целое литературное прошлое, а его образы сами по себе не очень интересны. В целом стихи Свифта читаются быстрее, чем стихи Джона Драйдена или Александра Поупа, с гораздо меньшим орнаментом и скрытым остроумием. Очевидно, он намеревается подвести читателя логикой рассуждений к нескольким выводам, которые он выдвигает. Он, кажется, ожидает, что читатель оценит значение аргумента в целом после одного полного и быстрого прочтения. Для читателей Свифта куплет не будет медленно вращаться сам по себе, демонстрируя замысловатые узоры и фиксируя сложные отношения между вымышленными мирами и современной жизнью.
Стихи на самом деле не всегда так скудны, как Свифт хотел бы убедить своих читателей, но он, кажется, намеренно вызывает у них нежелание внимательно рассматривать стихи в поисках свидетельства технических знаний. Он делает это отчасти тем, что довольно явно выступает против некоторых поэтических условностей, отчасти тем, что открыто заявляет, что отвергает поэтический ханжество, а отчасти тем, что представляет себя — во многих своих стихах — совершенно прямолинейным человеком, неспособным на хитрость поэта. С помощью этих стратегий он отвлекает внимание от своего обращения с образами и размером, даже в тех случаях, когда он был технически изобретателен. Однако по большей части впечатление скудости вполне правильное; а если судить по единственному критерию технической плотности, то его следует признать ничтожным поэтом. Но техническая плотность является поэтической добродетелью только потому, что она симулирует и сопровождает тонкость мысли. Можно возразить, что стихи Свифта создают плотность другого рода: например, «Судный день» инициирует тонкий мыслительный процесс, который происходит после, а не во время чтения стихотворения, в то время, когда ум более или менее оторван от печатной страницы.
Можно было бы также возразить, что Свифт силой восполняет то, чего ему не хватает в плотности: что сила впечатления, создаваемого его прямотой, дает толчок к длительной медитации очень высокого качества. На этом основании, оценивая Свифта за то, чем он является на самом деле и что он делает, следует считать его крупной фигурой как в поэзии, так и в прозе.
В 1742 году Свифт перенес инсульт, в результате чего он не мог говорить. Он умер три года спустя и был похоронен в соборе Святого Патрика в Дублине.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
Викторины- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.


