Кто такой сергий радонежский кратко детям: Краткая биография Радонежского Сергия, интересное о святом для детей всех классов

Краткое сообщение о сергии радонежском для детей. Краткая биография сергия радонежского для детей

Родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, которые жили на территории княжества Ростовского. Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей — Стефан, Варфоломей, Петр. Вскоре Ростов был разорен, и семья переехала в Радонеж, который находился под властью московского князя.

Варфоломею плохо давались науки, он сильно переживал. Но мальчик старался, и усердно молился. Однажды ему явился инок. Инок благословил мальчика, и с тех пор он без труда усваивал все науки. Когда родители Варфоломея состарились, то они ушли в . Вскоре Кирилл и Мария умерли. Тогда Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру, и вместе со Стефаном решили принять монашеский постриг.

Варфоломей и Стефан долго готовились к постригу. Братья срубили в Радонежском лесу келью, где они горячо молились. Через некоторое время, живя в труде, братья возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о нем разнеслась во все уголки . Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный братьями. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи. В иночестве Варфоломей стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию. Говорят, что с медведем научился ладить монах. Люди рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах и Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Разносившаяся слава о Сергии Радонежском, приводила в лес много самых разных людей. Кто приезжал сюда ненадолго, искать уединения и покоя, кто-то, как Сергий Радонежский. хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. Пройдет немного времени и вокруг Троицкого собора, появится много домиков, в которых жили монахи.

Сергий Радонежский не чем не отличался от своих братьев.

Также носил воду, колол дрова, возделывал землю, молился. Несколько раз выдавались трудные годы, не хватало еды. Тогда в Радонежский лес, большие московские монастыри присылали, кто что мог: пшено, рожь…

Обитель, построенная Сергием Радонежским, росла. Вскоре ему предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным. В итоге, обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского, через какое-то время стать игуменом его же обители.

Шли годы. начинала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы, примером для всех стал Сергий Радонежский. Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества, благодаря нему в народе царили патриотические настроения. Именно Сергий Радонежский благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя . Помимо благословления, он отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, благословление и Божья помощь, сыграли в этой великой ратной победе не последнюю роль.


Сергий Радонежский, после , прожил еще 20 лет. Вклад его, в дальнейшее развитие русского государства, огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, свести братоубийственные усобицы практически на «нет». Сергием Радонежским был разработан устав для монахов. Устав был принят с благословления митрополита Алексия. По данному уставу, в будущем жили практически все монастыри России. Перед смертью он благословил на игуменства обителью своего ученика Никона. На месте обители построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра — одно из самых благодатных мест на русской земле. Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших , канонизирован русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем.

Как гласит предание, Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского – жили в деревне около Ростова Великого. Жили очень просто. Были людьми тихими, спокойными, верующими.

Еще до своего рождения Сергий проявил себя не как обычный человек. Когда его беременная мать была в церкви, он кричал так, что слышали окружающие и поражались этому. Родители решили посвятить свое дитя Богу. После этого женщина стала усиленно поститься и молиться. Третьего мая Мария родила сына, которого назвали Варфоломеем.

После рождения младенец не желал брать грудь матери, если она питалась мясной пищей. Пришлось Марии поститься и дальше. На сороковой день после рождения мальчика крестили.

В семь лет Варфоломея отправили в школу. Но учеба не давалась мальчику, чему очень огорчались и он, и его родители. И вот в один из дней отрок встретил в лесу монаха и рассказал ему о своей беде. Святой человек встал вместе с Варфоломеем на молитву, дал ему кусочек просфоры и сказал, что от Бога мальчик уразумеет грамоту. С того момента Варфоломей стал учиться хорошо. Взрослые поражались этому.

Когда Варфоломей подрос, то продолжал усиленно молиться и поститься, и стал испрашивать у родителей благословения уйти в монастырь. Но Кирилл и Мария попросили его ухаживать за ними, потому что они стары и слабы и не могут сами вести хозяйство. Варфоломей согласился.

После смерти родителей юноша осуществил свою заветную мечту. В двадцать три года он отдал свою долю наследства родственникам и подстригся в монахи под именем Сергий. Затем он отправился в глухой лес, где построил деревянную церковь. Жизнь мужчины была тяжела. Он молился, постился, работал не покладая рук, часто голодал. В лесу к Сергию стал приходить медведь, монах подкармливал его. Постепенно зверь стал почти ручным. Год длилась эта дружба человека и лесного зверя.

Слухи о Сергии распространялись. Разные люди стали приходить и проситься жить вместе с ним. Постепенно среди леса был выстроен монастырь. Сергия назначили игуменом, хоть он и был против этого. Жили монахи бедно, много трудились. Беспрестанно молились и постились.

Возделывали огород, но еды не всегда хватало. Иногда монахи выживали только благодаря помощи извне. Сергий работал наравне со всеми. Монастырь разрастался. Приходили новые люди, желающие жить вдали от света и познавать Бога. Они строили кельи подсобные помещения, вспахивали и засаживали поля. Вскоре маленький монастырь превратился в Троице-Сергиеву лавру. Сергия стали звать Радонежским. Прославился он, как великий молитвенник и чудотворец.

Однажды, во времена, когда Русь еще платила дань татаро-монгольскому игу, князь Димитрий Донской собрал войско для последней битвы с Мамаем. И для благословения посетил Сергия Радонежского, т.к. слышал о чудесах и о предсказаниях святого. Князь получил благословение на битву. Дмитрий Донской победил.

Умер святой в конце четырнадцатого века. Чувствуя, что уже умирает, Сергий собрал вокруг себя братию, помолился и отдал душу Богу.

«Житие Сергия Радонежского»

Мультимедийный проектор с экраном, ноутбук

Домашнее задание: прочитать отдельные главы из «Жития Сергия

Радонежского»

    Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

«Житие Преподобного Сергия Радонежского».

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,

И тот сказал: «Ты духом светел.

Ты сможешь хорошо учиться И перед Богом отличиться».

Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,

Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,

С медведем даже подружился.

Был сердцем чист, молился много.

И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,

К нему тянуться люди стали.

Сперва ученики-монахи К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.

Все так старались сделать дело:

Обитель Божию построить И жизнь на Божий лад настроить.

Так жил подвижник Православья,

Свою показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело — Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом — Сергии Радонежском. Сведения о его жизни дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому , который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского»

написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Как вы думаете, почему автор называет Преподобного Сергия «светилом светлым»?

2. Повторение изученного.

Назовите, к какому жанру древнерусской литературы относится произведение Епифания Премудрого? В каком году оно было написано? (В 1417-1418 годах) А что такое «житие»? Что характерно для этого жанра? (Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых).

Что представляет собой композиция жития? Как построено житие, назовите его части? (Состоит из трех частей. Вступление — автор поясняет причины написания; основная — повествование о жизни святого; похвала святому).

Композиция жития на доске

    Вступление.

    Рассказ о жизни святого

а) рождение, детство, юность;

б) подвиги благочестия и творимые чудеса при жизни;

в) кончина и посмертные чудеса.

    Похвала святому.

презентации.

Давайте теперь обратимся к самому житию.

Рождение

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года.

Детство

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Юность

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь — нынешняя Троице-Сергиева лавра (по- гречески лаура — крупный, большой монастырь). «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее». Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.

основанная когда-то юным отшельником.

Троице-Сергиева лавра

В северо-восточной части Московской области расположен город под названием Сергиев Посад. В центре его находится ансамбль Троице- Сергиевой Лавры — памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города. Почитая великого молитвенника Сергия, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.

Общественное служение Сергия Радонежского

Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов — Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им «крепко бороться по Христе на врагов его». Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

Сергий — чудотворец

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Старость и кончина преподобного Сергия

Сергий Радонежский достиг глубокой старости. За шесть месяцев до кончины он передал игуменство ученику своему Никону, а сам предался совершенному безмолвию. Кончина его последовала после продолжительной болезни 25 сентября в 1391. Через 30 лет, 5 июля 1422 г., совершилось открытие мощей Сергия. Тогда же было установлено местное празднование его памяти в монастыре 25 сентября. В 1448 или 1449 году Сергий был причислен митрополитом Ионою к лику всероссийских святых.

В Успенском соборе находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь собора.

Заключение

Радонежский чудотворец — наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами — телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.

Нам нужно знать эти корни — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

Троице Сергиева Лавра находится в центре одного из красивейших городов нашей страны — Сергиевом Пасаде. Здесь великолепные церкви и монастыри, также здесь создавались первые российские куклы и другие игрушки. Это удивительный город. Глядя на него, не перестаешь восхищаться красотой и величием русской земли. Об этом городе люди не раз слагали песни, и одну из них в исполнении Юлии Славянской мы сейчас прослушаем.

Тихий свет на Маковце — горе Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре Молится с небес о нас с тобой.

что представляла сооои композиция жития?

Кем и когда было написано «»Житие Сергия Радонежского»?

(Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г.)

От каких родителей родился Сергий?

Какое имя получил мальчик при крещении?

Как учился Варфоломей? Кто помог ему в учении?

Куда переехали родители мальчика?

Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?

Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?

В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?

Как Сергий примирил русских князей? Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают? (На его богоизбранность.)

Назовите, какими качествами наделил автор своего героя? Есть ли у него отрицательные качества? (Милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, смирение, прозорливость, настойчивость, и т. д. Герой жития не мог обладать отрицательными качествами) А каким самым главным качеством должен был обладать святой? (Верить в бога)

Есть ли в житии упоминание о реальных исторических событиях? (Да. Реальное переплетается с фантастикой)

Поучительна ли жизнь героя? (Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали, трудолюбию и настойчивости в достижении цели)

5. Подведение итога урока

У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая мысль: жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч — но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Так ли это? Варфоломея была мечта: он хотел уйти в монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не было отчаянием или бегством от мира. Это был самостоятельный шаг к утраченной свободе. Помимо этого Сергий был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей)

Какова идея жития? Что хотел показать Епифаний Премудрый в своем произведении? (Епифаний стремился показать величие и красотуобитель — первый крупнейший монастырь. Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело преп. Сергия. Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи преп. Сергия; художественные ценности — духовная литература, жития преп. Сергия, иконы, картины М. Нестерова; храмы, освещённые во имя преп. Сергия) Библиотека духовно — нравственной культуры казачат:

Звучит пасхальное стихотворение: «Христос Воскрес!» (А. Майков)

« Пасхальное» (С. Гусельников)

Пасхальный рассказ: «Светлый гость» (И. Росеев)

Пасхальные игры: «Пасхальное гнёздышко», « Где яички варятся?» Загадки.

Выставка рисунков.

Прослушивание проектных работ и сообщений

Статья рассказывает о краткой биографии Сергия Радонежского — знаменитого русского монаха, причисленного православной церковью к лику святых.

Краткая биография Радонежского: молодые годы

Точная дата рождения Радонежского неизвестна. Официальная церковь считает, что он родился в 1341 г. неподалеку от Ростова. При крещении мальчик был наречен Варфоломеем. Родители Сергия принадлежали к боярскому сословию и были очень набожными людьми. С 10 лет будущего монаха отдали учиться грамоте, которая, однако, давалась мальчику с большим трудом.
Во всей биографии Радонежского много неясного и неопределенного. Реальные факты переплетены с вымышленными легендами и притчами, подчеркивающими божественный дар монаха. Одна из них объясняет внезапно возникший у мальчика дар к грамоте тем, что он повстречал странника, который в молитве попросил у Бога наделить Радонежского способностями.
Радонежский не оставил после себя никаких письменных источников, поэтому о его биографии известно в основном в житии, написанном его учеником. Житие было впоследствии переработано. По церковным обычаям оно наполнено библейскими мотивами и изобилует чудесами, сопутствующими жизненный путь старца. Тем не менее, критический анализ позволяет выделить исторические факты и определить основные этапы жизни Радонежского.
Семья Варфоломея была принудительно переселена Иваном Калитой в с. Радонеж, от которого и происходит известная фамилия святого. Как явствует из свидетельств, Варфоломей с детства ощущал свою богоизбранность и мечтал стать монахом. Осуществить свою мечту он смог в результате трагедии: родители Радонежского умерли, и он поселился в монастыре. Его не устраивала слишком вольная монашеская жизнь, он стремился к более строгому служению и почитанию Бога. После недолгой жизни в монастыре Радонежский основывает в глухом лесу собственную церковь Святой Троицы.
Через какое-то время он призывает к себе игумена Митрофана, который совершает обряд пострижения Варфоломея, получившего имя Сергия. Новость о новом молодом монахе, который в тяжелых условиях отдает всего себя в руки Господа быстро распространяется по соседним территориям. Религиозное самоотверженное служение было очень популярно, если можно так выразиться, в то время. К отшельнику стекается большое количество людей, умоляющих его взять их к себе. Поначалу монах ограничился двенадцатью сподвижниками по числу апостолов Христа. Однако постепенно стал принимать и других монахов. Это позволило Сергию в 1345 г. перестроить небольшую церковь в монастырь, прославившийся под названием Троице-Сергиевой лавры. Радонежский был поставлен игуменом и получил сан священника.

Краткая биография Радонежского: всенародное почитание

Вокруг монастыря стали возникать села, развиваться сельское хозяйство. Прежнее глухое место стало многолюдным развитым центром.
Заслугой Радонежского стало введение в своем монастыре «общежитийного» устава, согласно которому все монахи были абсолютно равны друг перед другом. В русских монастырях того времени человек, постригшийся в монахи, сохранял все свои мирские права и привилегии. Сергий отменил это правило. Его монастырь стал своеобразной демократической общиной, объединенной общим и обязательным физическим трудом, сочетавшимся со служением Богу. Благодаря деятельности Радонежского по всей Руси стали создаваться в необжитых местах монастыри нового типа, становящихся постепенно центрами духовной и хозяйственной жизни. Людям нравилась аскетичность и простота жизни монахов. Росло почитание Сергия Радонежского.
Слава Радонежского распространилась по всей Руси. Помимо огромных масс простого народа за благославлением к Сергию начинают обращаться знатные люди и князья. Монах не только принимал посетителей, но и ходил, пренебрегая опасностью, в различные земли с целью призывать князей к праведной жизни. Для Сергия идеалом были христианское милосердие, любовь и сострадание. Большая заслуга монаха состоит в том, что он призывал к прекращению междоусобиц на Руси и многое сделал для создания единого Русского государства.
По широко известной версии он благославил Дмитрия Донского перед знаменитой Куликовской битвой, что стало одной из причин великой победы над татаро-монголами. Он даже отправил своих монахов на битву, нарушив канонические правила. Радонежский учил, что даже человек, посвятивший себя Богу, должен взять в руки оружие, если его родине грозит гибель.
Сергий Радонежский прожил долгую жизнь и умер в 1392 г. Его останки почитаются как мощи святого и служат объектом религиозного поклонения. Насчет причисления Радонежского к лику святых также существуют разногласия. Его широкое почитание началось задолго до установления твердых правил канонизации. Независимо от официальной даты Сергий заслужил широкую народную любовь, которая затем была просто подтверждена православной церковью.

История Куликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателем Троице-Сергиевой ларвы Сергием Радонежским. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в «Сказании о Мамаевом побоище» и «Житии Сергия Радонежского», преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донскогоперед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Этот эпизод из биографии Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которая хранится в Третьяковской галерее (видео сюжет об истории создания этой картины смотрите в 7-м выпуске программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра»

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

Более подробные сведения о биографии Сергия Радонежского можно почерпнуть в следующих изданиях, интересных как взрослым, так и детям:

1. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/ Сост. иеромон. Никон (Рождественский), впоследствии архиеп. Вологодский и Тотемский. – Сергиев Посад: СТСЛ, 2004. – 336 с.

2. Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. – М., 2004. – 184 с.

3. Выступивший из границ времени…Преподобный Сергий Радонежский в избранных сочинениях и произведениях искусства XIV – начала XX века. – Москва: Лето, 2013. – 176 с.

4. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца: 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Ризницы Троице-Сергиевой Лавры/Авт.-сост. Аксенова Г.В. – М., Культурно просветительный фонд им. нар. арт. С. Столярова, 1997. – 236 с.

5. Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., посл. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

6. Житие преподобного Сергия Радонежского/Авт.-сост. М.А.Письменный. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 160 с.

7. Борисов С.Н. Сергий Радонежский. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 298 с.

Детство преподобного Сергия и переселение родителей его в Радонеж

О детстве преподобного сложно рассказать больше, чем изложено в его житии. Учеба, начавшаяся в возрасте семи лет, шла непросто. Варфоломей отставал от своих сверстников, что приносило ему скорби. Скорби породили молитву. Молитва же не осталась неуслышанной. Чудесным образом отроку была подана способность к грамматике, о чем подробнее, нежели даже о других событиях из жизни святого, рассказал Епифаний. Речь идет о явлении отроку Варфоломею монаха-схимника, по молитвам которого мальчику было дано выучить не дававшуюся ему до того грамматику. 

Отметим бытовую деталь. Отрок встретил схимника в лесу, куда отец отправил его искать убежавших жеребят. Быт даже знатнейших из ростовских бояр был прост: боярский сын приставлен к работе, подобно тому как гомеровский Одиссей, будучи царем о. Итака, сам пас собственное стадо овец. Позднее сыновья Кирилла построили в лесу под Радонежем первую на Маковце часовню. Очевидно, что они не были изнежены. И если это не стало следствием скудости хозяйства Кирилла, то можно предположить, что отец готовил юношей в воины.

В Ростове было и где, и чему учиться. Уже рассказывалось об ученых книжниках, вышедших из стен ростовских училищ. Атмосферы книжности невольно должен был вкусить и отрок Варфоломей. Знаменитые библиотеки уцелели, татарские набеги обошли стороной Ростовскую землю.

Обучение отрока Варфоломея. 
Миниатюра их рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Из собрания Троице-Сергиевой Ла
вры

Важно и то, что Ростов — первый церковный центр Северо-Востока. Здесь же находилась древнейшая епископская кафедра, на протяжении почти всего XIII века остававшаяся единственной наряду с Новгородом (помимо митрополичьей, формально считавшейся пребывающей в Киеве). И лишь меньше чем за пятьдесят лет до рождения преподобного Сергия появилась Тверская кафедра. Троицкая летопись под 1314 годом сообщает о смерти владыки Симеона, который назван епископом Ростовским и одновременно Владимирским. Следует понимать, что под формальной властью ростовского владыки пребывала епархия, охватывавшая помимо самого Ростова Москву, Владимир, Ярославль, Углич, Кострому, весь северный край (включая Белозерск). Обилие монастырей и монашествующих должно было внушить молодому человеку настроение к монастырской жизни. Епифаний описывает стремление к постничеству и богослужению у Варфоломея с младенчества. Современные светские писатели даже предполагают, что сложности, с которыми он столкнулся во время учебы, были естественным следствием постничества. Человеку же церковному уместнее видеть в этом особый Промысл Божий, как если бы болезнь сия была не к смерти, а к славе Божией.

Епифаний подробно повествует о переселении семьи в Радонеж. Событие это настолько примечательно на фоне происходивших на Руси процессов, что редкое затрагивающее первую половину XIII века современное исследование по русской истории оставляет без анализа или хотя бы упоминания это место из «Жития преподобного Сергия». Кирилл разорился. Как пишет биограф преподобного Сергия, этому, помимо уже упомянутых княжеских визитов в Орду, способствовали хлебные неурожаи, татарские набеги, дани и «выходы». Но более всего, повествует преподобный Епифаний Премудрый, погнал его из родной стороны на худостное житие в Радонеж приход Туралыковой и Федорчуковой рати 1328 года, с которыми, как читаем в «Житии преподобного Сергия», «отошли от князей ростовских слава, честь» и прочие владетельные атрибуты.

Преподобный Кирилл посылает отрока Варфоломея на поиски потерявшихся лошадей.
Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.

Простые объяснения, что помянутая татарская рать непосредственно нанесла ущерб имуществу ростовского боярина, не могут быть приняты. Туралыкова рать не была направлена ни против Ростова, ни против Руси в целом, она была послана громить мятежную Тверь. В 1326 году (15 вгуста) там произошло восстание, которое, может, и не заметили бы в Орде, если бы оно не стоило жизни двоюродному брату хана Узбека, именуемому в русских источниках «Щелкан Дюдене- вич», «Шевкал», что, видимо, соответствует татарскому Чол- хан. Отряд Чолхана разместился в городе, что было для Твери необычно и вызвало перетолки. По обычаям Орды кровь чингизида (потомка Чингисхана) не могла быть оставлена неотомщенной. Потому убийство Чолхана неизбежно влекло татарский набег. Поводом для восстания стала потасовка, случившаяся между Дудко, дьяконом одного из тверских храмов, и татарином из отряда Чолхана, пытавшимся отнять у того упитанную лошадку. Дьякон крикнул о помощи. Дело пошло дальше — ударили в набат. И в городе началось избиение татар. Ответ последовал скоро. Рать в пятьдесят тысяч воинов (пять туменов), возглавляемая послами теменниками Туралыком и Федорчуком, жестоко наказала Тверь и ее пригороды (Кашин). Татарское войско сопровождали и русские князья: суздальский Александр Васильевич и московский Иван Данилович. Великий князь Александр Михайлович Тверской бежал в Новгород. Великое княжение Узбек передал суздальскому князю Александру Васильевичу, а год спустя оно перешло Ивану Калите. 

На Руси и в Орде одержали победу враги усилившегося Тверского княжества. Можно предположить, что сторонники тверской линии в Ростове тоже подвергались гонениям, и беда с Кириллом случилась именно потому, что он имел какое-то отношение к тверской партии. Во всяком случае, иную связь между упомянутым Епифанием Федорчуковым погромом Твери и переселением боярина Кирилла из Ростова в Радонеж предположить сложно.

Известие Епифания о «московских насилиях» над именитыми ростовцами и отходе от ростовского дома к Москве «чести и славы и княжения» не может быть истолковано в смысле, что тогда Ростов был присоединен к Москве и перестал быть удельным княжеством. Присоединение Ростова к московским землям, по русским летописям, произошло значительно позже — уже при Дмитрии Ивановиче Донском, в 1365 году. Влияние Москвы на Ростов, безусловно, имело место в 20—30-е годы XIV столетия, хотя Ростов и не утрачивал своего удельного положения. 

Еще историк Татищев отмечал, что в начале XIV века Ростов был разделен на две «половины», именовавшиеся по двум ростовским церквам Борисоглебской стороной и Сретенской стороной. Князем одной из них (Борисоглебской) был зять Ивана Даниловича Калиты — Константин Васильевич. Князь Сретенской стороны Феодор (1311—1331 год) нам интересен тем, что с ним обязательствами службы был связан боярин Кирилл. По некоторым признакам видно, что в конфликте Москвы с Тверью Ростов играл самостоятельную роль, причем по большей части в союзе с Тверью. Оба враждующих князя — Юрий Даниилович Московский и Михаил Тверской — были женаты на ростовских княжнах. Соответственно в ростовской политической элите были сторонники и Твери, и Москвы. Партии эти временами преобладали друг над другом. На Ростовский стол садились князья — сторонники то Твери, то Москвы. Позиция князя отражала настроение боярства. К тому времени тверичи возобладали над москвичами. Это становится яснее, если обратить внимание на тот факт, что порой за «грехи» тверского князя доставалось Ростову. Например, в 1317 году Юрий Московский с отрядом Кавдыгея по пути в Тверь сжег Ростов, что может говорить об отношениях Ростова и Москвы в контексте соперничества последней с Тверью.

В 1318 году в Твери при загадочных обстоятельствах умерла жена Юрия Даниловича Московского Агафья — сестра хана Узбека, носившая до крещения имя Кончака. Немедленной реакцией был «приезд» целенаправленно не в Тверь, а именно в Ростов «посла» Кончи и наказание Ростова (речь об этом набеге уже заходила при определении даты рождения преподобного Сергия). Агафья же была похоронена не в Твери, а в Ростове, в принадлежавшей Москве церкви Богородицы, на земле, которую Юрий еще в 1297 году получил как приданое за ростовской княжной, вступая в первый брак. То, что в 1322 году с Ахмыловой ордой на Ростов идет Иван Калита, тоже говорит о непростых отношениях Ростовской земли и Москвы. 

Князь Сретенской половины Ростова Феодор правил недолго, до 1331 года. Он не оставил взрослых наследников, способных постоять за себя, и потому его удел, как предполагают историки, был включен в состав Великого княжества Владимирского. Следует пояснить, что титул великого князя был не просто почетным званием, дававшим его носителю номинальное превосходство чести над остальными русскими князьями, а предоставлял возможность присоединить к собственной земле еще и дополнительные территории. Поскольку с великокняжеского удела татары собирали особую дань (что, собственно, и вменялось в обязанность великому князю), Орда время от времени вмешивалась в наследственные дела князей и передавала в состав великокняжеского удела выморочные земли, т. е. земли, не имеющие прямых наследников, либо наследников, права которых Орда не считала нужным принимать во внимание. К примеру, так было с Переяславлем, который сначала достался по наследству Даниилу Московскому, но в середине XIV века по непонятным причинам вошел в великокняжеский удел. Таким же образом фискальная административная единица Ростова, потерявшая своего князя Феодора, сделалась частью Великого княжества Владимирского. А великим князем владимирским к тому времени (1332 г.) стал известный своей «любовью» к Твери и ее сторонникам московский князь Иван Данилович Калита.

Переселение семьи отрока Варфоломея из Ростова в Радонеж.
Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Из собрания Троице-Сергиевой Лавры

Умерший князь Феодор Васильевич, по всей видимости, и был лидером протверского движения в Ростове. Именно ему и служил боярин Кирилл. Со смертью князя он оказался на распутье. 

У Феодора остался сын-младенец Андрей, права которого, собственно, и были попраны передачей отцовского удела в состав Великого княжества Владимирского. С политической точки зрения это вполне логично. Великий князь из московского княжеского дома, говоря современным языком, употребил свой кредит доверия в Орде, чтобы лишить базы тверскую боярскую партию в Ростове, отняв у князя, вокруг которого она сосредоточилась, удел. Малолетний князь Андрей был отправлен княжить в крохотный Бохтюжский удел в северной стороне Ростовского княжества. 

Право в XIV веке предусматривало, что бояре за себя и за своих детей клялись князю «в верной службе», в том, что всегда и во всем будут «хотеть добра» ему и его детям, по совести, без утайки сообщать своему господину о всяком «лихе и добре», касающемся его, не нарушать клятвы и «не отъезжать» от него. Между сторонами существовали взаимные обязательства: боярин должен был служить князю (это давало ему право требовать такой службы, судить и казнить), а князь обязался оказывать покровительство и защиту, держать боярина в чести — обеспечивать ему почет, достойное место на службе и соответствующие материальные выгоды. Отъезд боярина к другому князю был поступком, имеющим правовые последствия: если отъезжающий предварительно не заявлял о своей обиде, т. е. о нарушении князем этих условий, и не получал от князя удовлетворения или отказа, то его отъезд считался клятвопреступлением и изменой. Однако со смертью князя Феодора Васильевича у Кирилла оказались развязаны руки: смерть князя освобождала его от клятвы, и он мог располагать собой. Кирилл мог присягнуть малолетнему князю Андрею, отправиться с ним в его новый удел либо отъехать в другое княжество. То, что Кирилл оказался в итоге в Радонеже, говорит о его выборе. Видимо, эта не формальная, но моральная измена младенцу князю мучила его до конца дней. И, вероятно, именно этого ростовского князя Андрея, а не владельца Радонежа, поминала семья Кирилла в своих фамильных синодиках, оказавшихся в итоге в храме апостола Иоанна Богослова Ростовского кремля. 

Но история взаимоотношений Кирилла и преподобного Сергия с князем Андреем на этом не закончилась. Забегая вперед: сын «изменившего» князю-младенцу Кирилла через сорок лет способствовал, прямо или косвенно — неизвестно, возвращению повзрослевшего князя на родительский Ростовский стол. В 1363 году митрополит Алексий направил преподобного Сергия в посольство к Ростовскому князю Константину Васильевичу, некогда покорному Ивану Калите. Ростовский князь пытался теперь играть самостоятельную игру, противную Москве, выступая против притязаний малолетнего внука Калиты Дмитрия Донского на великое княжение, отнятое у москвичей союзными Ростову суздальскими князьями. Итогом дипломатической миссии преподобного Сергия стало оставление князем Константином своего стола. Его занял наследник князя Сретенской половины Феодора — князь Андрей Усретинский-Бохтюжский. Но пока до счастливого завершения этого круга таинственно связанных событий было еще далеко, и Кирилл оказался перед разгневанным на ростовских сторонников Твери великим князем Иваном Калитой.

К прочим несчастьям добавилось и то, что примерно в это же время (1331—1332 гг.) татары потребовали с Руси «выхода» дополнительно к обычным выплатам, понадобившегося им, видимо, на военные нужды. Установлено, что Орда вела войну где-то на юге, против ясов, что, естественно, требовало денег. По русским летописям можно проследить, сколько раз великий князь ездил к татарам и собирал дань по Руси: в Орду с пустыми руками не наведывались. В тот период великий князь бывал в Орде практически каждый год: в 1331— 1332, 1333—1334, 1336, 1338—1339 годах. Таким образом, можно предположить, что на приобретенный великим князем Ростов навалилась новая неприятность, которая, возможно, вызвала недовольство. Лишенные сантиментов москвичи ответили насилием, тем более обидным и болезненным, что раньше такого местные князья не делали со своим именитым боярством.  

Историк А. Н. Насонов пишет, что с конца XIII века право сбора дани в Ростово-Суздальской земле перешло от баскаков к местным князьям, которые сами передавали ее в Орду через великого князя. Так что в Ростове от приездов чужаков, пусть даже и русских, за деньгами уже давно отвыкли. Вероятно, дополнительные тяготы в первую очередь легли на плечи сторонников тверской партии, чем Москва убивала сразу двух зайцев: собиралась сверхустановленная дань и ослаблялась враждебная Москве часть местной элиты. 

Епифаний описывает эпизод подобной расправы: посланные Калитой наместники Миня и Василий Кочева «обесих стремглав епарха Аверкия», т. е. несчастного Аверкия подвесили за ноги, вниз головой. Он едва остался жив.

Среди московских воевод, погибших во время битвы сторожевого московского полка с Ольгердовой ратью у реки Тростны, упомянут Дмитрий Минин, по всей видимости, сын Мини, что учинил описанные Епифанием в «Житии преподобного Сергия» «московские насилия» в Ростове (ПСРЛ. Т. XXIV. С. 125).

О финансовых причинах «московских насилий» говорит тот факт, что Кирилл обеднел. Видимо, свирепая московская «административная деятельность» коснулась его непосредственно.

Н. С. Борисов в работе «Сергий Радонежский» предлагает интересное толкование житийному рассказу о «епархе Аверкии». Дешифровка основывается на наблюдении за художественным стилем Епифания Премудрого — сюжеты Священного Писания он вплетает в собственное повествование. Поэтому в этом рассказе проглядывает библейская аллюзия. Должность, которую Епифаний присваивает боярину Аверкию, в русской администрации не встречается. Зато наименование «епарх» упоминается в Ветхом Завете во Второй Книге Маккавейской (см.: 2 Мак. 4:27-28) в рассказе о взыскании Менелаем дани, которая нерадиво собиралась Состратом — «епархом». При этом за недоимки Сострат, подобно боярину Аверкию, был подвергнут истязаниям.

Епифаний риторическим приемом хотел передать искушенному в Священном Писании читателю, что насилия московских наместников были связаны именно с взысканием татарского «выхода», а Аверкий подвергся глумлению либо как упорный, сознательный неплательщик, либо как городской чин, ответственный за проводившийся накануне поездки Калиты в Орду сбор дани.

Существует также мнение, что «московские насилия» были направлены против городского самоуправления — вечевого строя. Ростов как раз и был таким древним вечевым центром Северо-Восточной Руси. При этом важно отметить, что «насилия» эти последовали за нашествием Федорчуковой и Туралыковой рати, которое стало наказанием за восстание, произошедшее по сигналу вечевого колокола. Исходила ли инициатива уничтожения вечевых порядков от Узбека или же это было делом самого Калиты, но после разгрома Твери в 1327 году Иван Данилович увез в Москву тверской вечевой колокол со Спасского собора. Возможно, что и Аверкий был представителем местного ростовского самоуправления, с которым боролся Калита.

Историческая правда была на стороне Калиты. Но можно ли строго судить тех, кто ему противился? Москва была меньшим из уделов и княжений, род ее князей велся от младшего из сыновей Александра Невского. По всем правилам лествич- ного старшинства, если уж кто и имел право на первенство на Руси, то точно не московские «выскочки» — Даниловичи.

Москва в представлениях людей того времени — нахрапистый провинциал, разбогатевший неведомым образом и с неуемной наглостью, опираясь на Орду, претендующий на то, что ему не принадлежит по праву. Наверное, не случайно Узбек не решился в полной мере сразу вручить Калите великое княжение, дав ему преимущество перед другим его родичем, потомком старшего брата Невского — Александром Васильевичем Суздальским, разделив удел великого князя между двумя «героями» подавления тверского восстания. А ведь татар в вопросе, кому вручить ярлык, прежде интересовало, сколько князь обещает давать «выходу».

Избиение епарха Аверкия. Книжная миниатюра.
Рукописное лицевое «Житие преподобного Сергия Радонежского». XVI в.
Из собрания Троице-Сергиевой Лавры

Не способствовала проявлению симпатий к Москве и сама история с подавлением Твери. И тут было в чем запутаться. С одной стороны, все понимали, что противостоять Узбеку — самоубийство. Героизм кончался плохо и для смельчака князя, и для его земли. Летопись со свойственной ей деликатностью сообщает, что, узнав о гибели в Твери Чолхана, Узбек «оскорбел зело». Это дипломатичное замечание современному человеку следует понимать в том смысле, что хан был взбешен. Рязанский князь Иван Ярославич, оказавшийся на то время в Орде, был под горячую руку без лишних рассуждений убит. Опасность положения понимал не только Калита, и потому деятельных союзников у Александра Тверского на Руси не было. Ограничиться пришлось моральной поддержкой. А вот признание нравственного превосходства Твери над «московскими карателями» было всеобщим.

Летописцы донесли до нас то, как понимались причины тверского восстания: размещенный в Твери отряд Чолхана должен был извести христианскую веру на Руси, отнять у князей русских власть и отдать ее непосредственно татарам. Конечно, Тверь, воспротивившаяся этой мнимой или реальной угрозе, привлекала сердца русских сильнее, чем Москва, в угоду татарам устроившая погром этому намечавшемуся центру русского объединения. Воистину, лучше грешным быть, чем грешным слыть. Неудивительно, что и сердце боярина Кирилла было не на стороне Ивана Калиты.

Но Федорчукова рать была низшей точкой падения русских. Оттолкнувшись от нее, Русь в «великой тишине», которую ей обеспечил на сорок лет Калита, смогла подняться и окрепнуть. Летописцы отмечают, что следующее большое нашествие на Русь произошло только в 1368 году и было оно не татарским, а литовским: тверской князь Михаил Александрович навел литовские войска своего зятя Ольгерда на московские пределы. Описывая события литовского нашествия, отразить которое у малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, не было возможности, хронографы вспоминают именно Федорчукову рать: «Се же первое зло Москве от Литвы створися, от Федорчуковы бо рати Татарския в сорок лет и едино лето таково ино не бывало ничтоже» (ПСРЛ. Т. XXIV. С. 126).

Источник: Т. Крючков. Преподобный Сергий Радонежский и его окружение. Исторический очерк. М., Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.


18 августа 2020

Поделиться

Преставление преподобного Сергия Чудотворца, игумена Радонежского

Тропарь и кондак

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, близ Ростова, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные вельможи Кирилл и Мария (память 28 сентября). Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни, и когда священник произнес: «Святое для святых».

Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.

В возрасте семи лет Варфоломея отправили учиться вместе с двумя его братьями: старшим братом Стефаном и младшим братом Петром. Его братья учились успешно, а Варфоломей отставал в учебе, хотя учитель уделял ему много особого внимания. Родители ругали ребенка, учитель отчитывал его, а одноклассники высмеивали его непонимание. Наконец, Варфоломей со слезами умолял Господа даровать ему способность читать.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил ангела, посланного Богом в образе монаха. Старец стоял в молитве под дубом в поле. Варфоломей подошел к нему и, поклонившись, подождал, пока старец окончит молитву. Монах благословил его, поцеловал и спросил, что ему нужно.

Варфоломей ответил: «Всей душой хочу научиться читать и писать. Святый отче, моли Бога за меня, чтобы Он помог мне стать грамотным». Преподобный исполнил просьбу Варфоломея, вознеся свою молитву к Богу. Благословляя ребенка, он сказал ему: «Отныне, дитя мое, Бог дает тебе понять чтение и письмо, и в этом ты превзойдешь своих братьев и сверстников» (См. знаменитую картину М. Нестерова «Видение Варфоломея»).

Тогда старец взял сосуд и дал Варфоломею кусочек просфоры. «Возьми, дитя, и ешь», — сказал он. «Это дается вам в знак благодати Божией и для понимания Священного Писания». Старец хотел уйти, но Варфоломей попросил его зайти в гости к родителям. Его родители с радостью приняли гостя и оказали ему свое гостеприимство.

Старец ответил, что подобает сначала вкушать духовную пищу, и велел сыну читать Псалтирь. Варфоломей начал читать, и его родители были поражены той переменой, которая произошла с их сыном. На прощание старец пророчески сказал о преподобном Сергии: «Твой сын будет велик пред Богом и людьми. Он станет избранным жилищем Святого Духа».

После этого святое дитя без труда читало и понимало содержание книг. Он с особым усердием погрузился в молитву, не пропуская ни одной церковной службы. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. По средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой.

Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья поженились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковом монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа.

Позже старший брат Стефан овдовел и стал монахом в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в лес (12 верст от Радонежа) жить в глуши. Сначала сделали кельи, а потом малый храм, и по благословению митрополита Феогноста он был освящен во имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустыне, Стефан оставил брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился со святителем Алексием, впоследствии митрополитом Московским. (12 февраля).

7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал в силе. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.

Их опытный духовный наставник отличался необычайной любовью к работе. Своими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, пек хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно брался за другие дела. Тяжелый труд преподобный Сергий сочетал с молитвой, бдением и постом.

Братия была поражена, что при таких тяжелых нагрузках здоровье их проводника не ухудшилось, а наоборот, стало еще крепче. Не без труда умоляли преподобного Сергия принять должность игумена обители.

В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто иноки имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.

Сообщения о подвигах преподобного Сергия стали известны еще в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал преподобному крест, «параман» (монашеская одежда, четырехугольная ткань, привязанная шнурками к груди и надеваемая под другими одеждами, и украшенный символами Страстей Господних) и схиму в благословение на новые дела, и грамоту благословения, в которой Патриарх советовал избранникам Божиим устроить общежительный монастырь. Преподобный отправился с патриаршей грамотой к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгий образ общежития. Иноки стали роптать на строгость монастырского устава, и преподобный Сергий принужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Дела в бывшем монастыре быстро пришли в замешательство, и оставшиеся иноки обратились к преподобному Алексию с просьбой вернуть святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю и оставил вместо себя в Киржачском монастыре своего ученика святителя Романа.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворения. Он вырастил мальчика в тот момент, когда отчаявшийся отец разочаровался в своем единственном сыне как в потерянном. Слухи о чудесах, творимых преподобным Сергием, стали быстро распространяться, и к нему стали приходить больные, как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не уходил от преподобного Сергия, не получив исцеления немощей и назидательного совета. Все прославляли преподобного Сергия и почитали его наравне с древними святыми отцами. Но человеческая слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом монашеского смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший преподобного Сергия, находился в пути из своей епархии в Москву. Дорога проходила в восьми верстах от Сергиева монастыря. Намереваясь на обратном пути посетить обитель, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, брат духовный». В это время преподобный Сергий сидел на трапезе за трапезой с братией. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочел молитву и возвратил святому Стефану ответное благословение. Некоторые из учеников, изумленные необыкновенным поступком преподобного Сергия, поспешили к указанному месту и убедились в истинности видения.

Постепенно монахи стали свидетелями и других подобных действий. Однажды за Литургией со святителем служил Ангел Господень, но преподобный Сергий по смирению своему запретил кому-либо рассказывать об этом до самой смерти.

Преподобный Сергий был связан со святителем Алексием тесными узами духовной дружбы и братской любви. Святитель Алексий на склоне лет призвал к себе преподобного Сергия и просил его принять сан русского митрополита, но преподобный Сергий смиренно отказался от предстоятельства.

Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в монастырь преподобного Сергия просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Сбылось пророчество преподобного Сергия: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и положили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время сражения преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.

За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.

Достигнув старости и предвидя за шесть месяцев свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В спокойном уединении преподобный Сергий почил ко Господу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз созвал братию, чтобы дать им последнее наставление: «Братия, внимайте себе. Имейте прежде страх Божий, чистоту души и нелицемерную любовь…»

Чем Сергий Радонежский отличался от других детей. Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Чудесное учение грамоте отрока Варфоломея — условное название события, описанного в известном литературном памятнике — житии Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием Мудрым. Случившееся чудо, по словам жития, позволило отроку Варфоломею, будущему преподобному Сергию, овладеть грамотой, которая прежде ему не давалась. Она легла в основу знаменитой картины Нестерова «Видение отроку Варфоломея». Изображен на клеймах житийных икон преподобного Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский, благодаря указанному событию, почитается православными как покровитель студентов.

О литературном памятнике

Словарь книжников и книжников
Древняя Русь

Являясь также одной из вершин русской агиографии, Житие Сергия Радонежского, как и Слово о Стефане Пермском, является ценным источником информации о жизни Московской Руси в 14 веке. Он содержит большое количество имен, начиная от людей, переселившихся с родителями Сергия из Ростовской области в Радонеж, и заканчивая митрополитом и великим князем Московским, появляющимся в некоторых его эпизодах. В отличие от «Слова о жизни и учении», эта Жизнь полна чудес. В середине XV в. дополнил его в плане посмертных чудес, но и в чем-то укоротил и переставил Пахомий Серб.

Прохоров Г.М.

История описываемого события

АВЕРЬЯНОВ : Родился в семье ростовского боярина Кирилла. Соответственно, вся семья, по легенде, жила в небольшой деревне под Ростовом. Я имею в виду Ростов Великий. Где позже было село Варница.

В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии: «первый Стефан, второй — сей Варфоломей, третий Петр…»

Усилия учителя не принесли плодов: «отрок не слушал его и не мог учиться». Варфоломея ругали родители, наказывала учительница, упрекали товарищи, но он «со слезами молился Богу».

Чудесное обучение грамоте

Житие святого рассказывает об этом совсем по-другому:

В конце молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании познать грамоту и неспособности побороть ее, а затем спросил ему: «Отче Святый, моли Бога о мне, чтобы я научился читать и писать». Старец после усердной молитвы дал отроку частицу святой просфоры, а Варфоломей «отверзал уста свои и ел дарованное ему». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет уметь читать и писать лучше своих братьев и сверстников.

Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами умолял его, чтобы старец поселился в доме его родителей». Удивленный старик поспешил войти в родительский дом. Гостю предложили угощение, но перед трапезой старец «вошел в молитвенный храм, то есть часовню», взяв с собой Варфоломея, которому велел читать псалом. Мальчик отказался, но старец ответил, что с этого дня Господь дарует ему умение читать и писать. «И тут случилось нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, стал очень хорошо и стройно петь псалмы; и с этого часа он стал хорошо грамотен». Родители и братья Варфоломея были удивлены происшедшей с ним переменой и «прославили Бога, подавшего ему такую ​​благодать».

Когда Варфоломей и старец вышли из часовни, родители поставили еду перед старцем. По окончании трапезы старец благословил родителей и хотел уйти, но они умоляли его задержаться. Их тревожило значение чуда, предшествовавшего рождению Варфоломея.

  1. Расскажите нам о родителях Варфоломея. Какие отношения сложились в семье?
  2. Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, это были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень набожные, «с крепким и серьезным образом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика отправляли смотреть за лошадьми в поле), не баловали. Странников всегда принимали в их доме, и связанные с ними «ищущие, мечтательно противные будням» сыграли свою роль в судьбе Варфоломея. Семь лет ему дали научиться читать и писать, но науки мальчику не давались, и родители его любезно поощряли.

    «Замечательные… отношения с родственниками». И мать, и отец с ранних лет Варфоломея чувствовали что-то необычное в сыне. Всегда тихая, молчаливая, ласковая, но «с определенной печатью». Он очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком изнуряет себя. Мать умоляла сына не насиловать себя, но он благоговейно, но твердо возражал.

  3. Какие события, произошедшие с Варфоломеем в детстве, свидетельствуют о его избранности?
  4. Варфоломею не давали науки, и мальчик очень расстроился. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их искать.

    В поисках жеребят встретил под дубом черноризского старика. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил помолиться, чтобы Бог помог ему преодолеть грамоту. Старец помолился, а потом вынул из-за пазухи ковчег, взял кусок просфоры, благословил ею Варфоломея и велел есть. «Отныне, — сказал он, — вы овладеете грамотой лучше, чем братья и товарищи».

  5. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и России?
  6. Сергий Радонежский отличался любовью к Богу, великим терпением, смирением, трудолюбием, совестливостью, природной скромностью, умением оставаться в тени, являясь для всех источником духовного света, любовью к людям и родной земле и готовностью посвятить ей свою жизнь.

  7. Прочитать полную историю Б.К. Зайцев о Сергии Радонежском. Перескажите на уроке эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
  8. Вы можете выбрать разные эпизоды долгого пути превращения Варфоломея в Сергия Радонежского. История лучше всего спланирована.

    Учимся читать и писать, неудачи и встреча со стариком. «Это дано вам в знак благодати и для понимания Священного Писания».

    «Вартоломей и Степан избрали место верстах в десяти от Хотькова» и основали Троицкий монастырь. Затем «Вартоломей в полном одиночестве продолжил свой полуночный подвиг». Сергий в монастыре. Он упрям, терпелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий во всем подавал пример.

    «Братия хотела, чтобы Сергий стал игуменом.»

    «Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…» «После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началось генеральное сражение, на гигантском по тем временам фронте, в десяти верстах». «Монах в этот час молился с братией в своей церкви». материал с сайта

  9. Рассмотрим репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан в картине чудесный момент встречи со старцем?
  10. На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но, как написано в тексте его жизни, «не нашел того, что искал. Под дубом я встретил «старца черной ризницы в сане пресвитера». Очевидно, старец его понял:

    Чего ты хочешь, мальчик?

    Варфоломей сквозь слезы говорил о своем горе и просил молиться, чтобы Бог помог ему преодолеть букву.

    И под тем же дубом встал старик помолиться.

  11. Чем, на Ваш взгляд, отличается канонический (созданный по строгим правилам) быт от художественного авторского текста?
  12. Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалась жизнь: он содержит эпизоды, важные для писателя для создания образа героя, отличается более свободной композицией. Канонический текст более строг, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Не нашли то, что искали? Используйте поиск

На этой странице материал по темам:

  • Сюжетная встреча Варфоломея с The Elder
  • Эссе на теме Серджия Радона
  • 55555555 года.
  • как Сергий Радонежский научился грамоте
  • тексты докладов на тему Сергий Радонежский

Расскажите нам о родителях Варфоломея. Какие отношения сложились в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, это были люди тихие и спокойные, добропорядочные и справедливые, очень набожные, «с крепким и серьезным образом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика отправляли следить за лошадьми в поле), его не баловали. Странников всегда принимали в их доме, и связанное с ними «ищущее, мечтательно сопротивляющееся обыденности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семь лет ему дали научиться читать и писать, но науки мальчику не давались, и родители ласково его напутствовали.

«Замечательные… отношения с родственниками.» И мать, и отец с ранних лет Варфоломея чувствовали в своем сыне необычность. Всегда тихая, молчаливая, ласковая, но «с определенной печатью». Он очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком изнуряет себя. Мать умоляла сына не насиловать себя, но он благоговейно, но твердо возражал.

Какие события, произошедшие с Варфоломеем в детстве, свидетельствуют о его избранности?

Варфоломею не давали науки, и мальчик очень расстроился. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их искать.

В поисках жеребят встретил под дубом черноризского старика. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил помолиться, чтобы Бог помог ему преодолеть грамоту. Старец помолился, а потом вынул из-за пазухи ковчег, взял кусок просфоры, благословил ею Варфоломея и велел есть. «Отныне, — сказал он, — грамоте вы овладеете лучше, чем ваши братья и товарищи».

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и России?

Сергий Радонежский отличался любовью к Богу, великим терпением, смирением, трудолюбием, совестливостью, природной скромностью, умением оставаться в тени, являясь для всех источником духовного света, любовью к людям и родному краю и готовность посвятить этому свою жизнь.

Читать полную историю Б.К. Зайцев о Сергии Радонежском. Перескажите на уроке эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Вы можете выбрать разные эпизоды долгого пути превращения Варфоломея в Сергия Радонежского. История лучше всего спланирована.

Обучение чтению и письму, неудачи и встреча со стариком. «Это дается вам в знак благодати и для понимания Священного Писания».

«Вартоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова» и основали Троицкий монастырь. Затем «Вартоломью в полном одиночестве продолжал свой полуночный подвиг». Сергий в монастыре. Он упрям, терпелив и «боголюбив». «Жили тихо и сурово. Сергий во всем подавал пример».

«Братия хотела, чтобы Сергий стал игуменом.»

«Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…» «После трапезы Преподобный благословил князя и всю его свиту, окропил их святой водой.» «Началось генеральное сражение, на гигантском по тем временам фронте, в десяти верстах». «Монах в эти часы молился с братией в своей церкви».

Рассмотрим репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан в картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но, как написано в тексте его жития, «не нашел того, что искал. пресвитер. «Видно, старец понял его:

Чего ты хочешь, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы говорил о своем горе и просил молиться, чтобы Бог помог ему преодолеть букву.

И под тем же дубом старик встал помолиться.

Чем, на Ваш взгляд, отличается каноническая (созданная по строгим правилам) жизнь от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалась жизнь: он содержит эпизоды, важные для писателя для создания образа героя, отличается более свободной композицией. Канонический текст более строг, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Как бесплатно скачать эссе? . И ссылку на это эссе; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в ваших закладках.

Дополнительные сочинения по теме


    Жанр произведения — психологический рассказ. Герои — мальчик, дядя, мама, бабушка. Сюжет — мальчик умоляет дядю показать ему цифры и доставить маленькие детские радости. Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, заставляя его расплакаться. Развязка — ребенок учится писать цифры. Это рассказ об отношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти навстречу ребенку, часто просто из-за собственной лени. Иногда это имеет значение
    Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начале жизни будущего писателя: «1891 год. В Киеве, на Госпитальной улице, которая, как и большинство киевских улиц, шла в гору, в доме № 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос в окружении заботы. Отец был внимательным, заботливым, а мать веселой и очень жизнерадостной женщиной. Смех. А вот в
    Какие нравственные черты человека поэтизируются Хемингуэем в рассказе «Старик и море»? Какова основная мысль рассказа? В основе рассказа лежит авторская идея «трагического стоицизма»: перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек должен сохранять достоинство и мужество. Поединок старого рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
    Интегрированный урок в 8 классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как завершающий урок после изучения темы «Икона. Иконография святых. Оформление: записи колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры; репродукции икон преподобного Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звенит звонок.) Учитель. Звонят колокола колокольни Троице-Сергиевой Лавры. На протяжении многих веков колокольный звон сопровождал жизнь человека: он возвещал о приближении неприятеля, звал воинов, дружинников на битву, приветствовал победу,
    В качестве домашнего задания детям было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, что создает в нашем восприятии образ преподобного Сергия Радонежского, заступника и молитвенника о земле русской. Подсказка, как выполнить задание: отметьте карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях напишите условные обозначения (р. — поступок; пор. — портрет; пов. — поведение; др. — другие персонажи о герое. ; периф. — перифразы;
    Глава I Краткое предисловие, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно быть разумным и «очень-очень умным дядей при воспитании детей. Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II описывает события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день «научись читать, рисовать и писать цифры» ленивый дядя
    Сказки о музыке Как мальчик знакомился с нотами Вечером мальчик долго не мог уснуть. Долгое время спало солнце, и спала вся Земля. Только звезды не спали. Звонили сверху. Мальчик очень хотел поймать песню звезд, но звезды были слишком высоки. «Музыка, помоги мне поймать песню звезд», — попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. Звезды сверкали в ее бездонных глазах. Ее солнечные кудри сияли, как песня солнца.

В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии: «первый Стефан, второй — сей Варфоломей, третий Петр…»

Усилиями учителя сделал не принесли плода: «отрок не послушал его и не мог научиться». Варфоломея ругали родители, наказывала учительница, упрекали товарищи, но он «со слезами молился Богу».

Обучение грамоте Варфоломея

Житие святого описывает его обучение грамоте следующим образом:

В конце молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании познать букву и неспособности преодолеть ее, а затем попросил его: «Отче Святый, помолись за меня Богу, чтобы я научился читать и писать». Старец после усердной молитвы дал отроку частицу святой просфоры, а Варфоломей «отверзал уста свои и ел дарованное ему». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет уметь читать и писать лучше своих братьев и сверстников.

Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами умолял его, чтобы старец поселился в доме его родителей». Удивленный старик поспешил войти в родительский дом. Гостю предложили угощение, но перед трапезой старец «вошел в молитвенный храм, то есть часовню», взяв с собой Варфоломея, которому велел читать псалом. Мальчик отказался, но старец ответил, что с этого дня Господь дарует ему умение читать и писать. «И тут случилось нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, стал очень хорошо и стройно петь псалмы; и с этого часа он стал хорошо грамотен». Родители и братья Варфоломея были удивлены происшедшей с ним переменой и «прославили Бога, подавшего ему такую ​​благодать».

Когда Варфоломей и старец вышли из часовни, родители поставили еду перед старцем. По окончании трапезы старец благословил родителей и хотел уйти, но они умоляли его задержаться. Их беспокоил вопрос, что означает чудо, предшествовавшее рождению Варфоломея:

Старец ответил родителям, что «Бог избрал их сына еще до его рождения». Тогда старец сказал, что после его отъезда они сами убедятся, что Варфоломей «хорошо знает все буквы и понимает все священные книги». Он добавил, что их сын будет «прославлен перед Богом и людьми благодаря своей добродетельной жизни». Наконец заговорил старец Епифаний Премудрый.

Сочинение о Сергии Радонежском мы сможем написать после ознакомления с сочинением Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Житие преподобного Сергия Радонежского описал Борис Зайцев. Произошло это в 1925 году. В произведении преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает о знаменитом святом, которого все почитали на Руси, а чтобы мы познакомились с Сергием Радонежским, предлагаю вашему вниманию маленького Зайцева преподобного Сергия Радонежского , кто расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события происходили с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, носившая под сердцем младенца, была в храме на службе, все услышали трижды младенческий крик из чрева. Женщина стала волноваться, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о случившемся с ней событии, священник сказал, что ребенок в будущем будет служителем Святой Троицы.

Он был ребенком, очень любившим природу, которому родители с детства прививали чувство ответственности и долга. Будущему преподобному Сергию письмо давалось очень тяжело и по этому поводу он очень волновался, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старик, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей преодолеет букву и будет читать Библию. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет и приведет к пониманию Божьих заповедей. Так и случилось. Мальчик начал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей Сергий ушел в лес, где была построена церковь Святой Троицы, а немного позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь известен как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, также озабоченному угрозой со стороны орды, пришлось даже благословить воинов на сражения, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но в битве с монголо-татарами вышло победителем.
После смерти Сергия от сердца его исходило благоухание, и провожать его приходило множество народа.

Далее в очерке о Сергии Радонежском я выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас истине, труду, вере, мужественности. А чтобы больше узнать о житии святителя, советую познакомиться с Зайцевым и его преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полной версии его труд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *