«Недоросль» смысл названия комедии Фонвизина
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.
Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».
В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться.
Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета).
После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Роман Павлушкин
14/18
Раяна Муслимова
18/18
Елена Шультайс
18/18
Гоша Кишенёв
18/18
Chika Az
14/18
Соня Лойко
18/18
Яромир Корнишков
12/18
Зоя Васильевна
18/18
Даниэль Жестков
16/18
Вадим Беккер
17/18
Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин Д.
И.
- Смысл названия комедии Недоросль
До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.
Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.
Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.
При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.
Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.
Смысл названия комедии Недоросль
Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.
Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.
Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.
Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.
То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке. )
И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.
От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.
Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения!
Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.
В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!
Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.
Какой смысл названия комедии Недоросль?
Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.
В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.
Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.
Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.
Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.
← Характеристика и образ Софьи↑ Фонвизин Д.И.Тема и идея комедии Недоросль →
Смысл названия комедии Недоросль
Несколько интересных сочинений
смысл комедии. Значение имени Д.И. Комедия
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» — одно из ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор акцентирует внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время — более чем через три столетия после ее написания. Произведение, созданное Фонвизиным, сложно сравнить с традиционными классическими комедиями, ведь иронический фарс, насмешка над пороками общества, злободневные темы в пьесе выглядят столь же забавно, сколь и трагично. Используя приемы контраста, насмешки, иронии, драматург подводит читателя к глубокому смыслу и сути «Подлеска».
Идеологический смысл комедии «Недоросль»
На первый взгляд произведение представляет собой обычную бытовую пьесу — центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязан вокруг замужества Софьи. Девочка рано потеряла родителей и сейчас живет на попечении семьи помещиков Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта», решает выдать Софью без ее согласия замуж за ее брата — Скотинина. Однако известие о том, что девушка стала наследницей огромного состояния, а к ней со дня на день приезжает дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в качестве нового жениха своего низкорослого сына Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за любимого Милона.
Даже из краткого описания «Недорослей» становится понятно, что сюжет пьесы идеально вписывается в каноны классических комедий. Однако произведение дополняется второстепенной сюжетной линией, связанной с Митрофаном — глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он самый комичный персонаж пьесы — самые нелепые сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще в «Недорослях» всего два забавных персонажа — Митрофан и Скотинин. Они забавляются своей глупостью, непониманием, когда лучше промолчать, чем говорить нелепости.
«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания — так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Впрочем, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, что тоже вызывает смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Тираническая, жестокая и грубая по отношению к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит радости ни в своем «угрюмом дураке» муже, ни в сыне, которого она слепо любит. Даже ее высказывания о том, как правильно считать (сцена урока Цыфиркина), забавны, а скорее высмеивают нравы старого дворянства, чем она сама. По активности и влиянию в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако, если мужчина отстаивает гуманистические, высоконравственные идеалы, то Простакова является носительницей «своей», помещичьей морали, предписывающей наибольшую ценность деньгам. и чины над жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.
Главный смысл «Недоросля» заключается именно в этом противопоставлении двух радикально противоположных взглядов — нового, гуманного, просветительского и отжившего, помещичьего. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последней, но и на необходимости изменить взгляды старой знати, иначе «плоды недоброжелательности» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этой недоброжелательности в самом воспитании — Простакова и Скотинин переняли их взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как основы гуманизма были заложены в Софье ее родителями.
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросль» вытекает из идейного смысла комедии — воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. Согласно традициям классицизма, имена персонажей во многом дополняют характеристику действующих лиц и дополнительно раскрывают авторский замысел. Фонвизин дал Скотинину такую фамилию неспроста. Кроме того, помните, что Простакова получила только фамилию от мужа, она же Скотинина. Митрофан — сын Скотининой. А персонажи действительно напоминают животных — они неграмотны, глупы, привыкли искать только свою выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них напрочь отсутствует такая черта, как принципиальность и собственное достоинство). Примечательно и то, что Митрофана учат люди низших сословий, по сути, слуги. В селе Простакова за скотом ухаживают слуги, поэтому юноша с детства воспитывается не достойным дворянином, а, в лучшем случае, слугой.
Фонвизин не только разоблачает невежество Скотининых, противопоставляя их носителям высоких человеческих идеалов — Правдиным, Стародумом, Софьей, Милоном, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость развития личности. Именно в этом суть работы. Фонвизин считал, что как только каждый «митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, русское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – это напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости совершенствоваться каждый день, чтобы не уподобиться Митрофану.
Проверка работы
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 гг. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определив главный вопрос комедии — просвещение и просвещение русского дворянства. 18 века.
Чтобы понять значение названия «Подлесок», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступить на гражданскую или военную службу. Однако главным условием продвижения по карьерной лестнице было получение документа об образовании. Юноши, которые еще учились или только собирались пойти учиться, официально именовались «несовершеннолетними».
В произведении Фонвизина «недоростком» является сын Простаковых — Митрофан.
».
Митрофан — классический представитель целой части молодого русского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодальной знати, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но ранняя готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан в силу необразованности и должного воспитания морально и умственно намного «моложе» своего возраста.
После выхода пьесы смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина, помимо исторической трактовки, получил второй, иронический смысл. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Подлесок», открывает для себя не только художественный мир авторской иронии и прекрасного стиля, но и усваивает вневременные ценности, важные для формирования и самовоспитания настоящего человека.
Artwork test
Традиционно под понятием недоросток подразумевался молодой дворянин лет 16, не поступивший на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», это слово получило второе значение — глупый юноша, недоучка.
Комедия о недоростках несет в себе не только идею осмеяния недостатков подрастающего поколения, но и тревогу за будущее Родины, для которой будет нынешний подлесок, подрастающие крепостные, погрязшие в глупости и невежестве ответственный.
Митрофан как представитель подрастающего поколения
Митрофан рос эгоистичным и деспотичным ребенком, не отвечающим за свое поведение и поступки. С детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, и не только на прислугу, но и на собственную мать. Он не ценит хорошего отношения к себе и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него, само собой разумеющееся.
Он смелый и дерзкий на словах, но многие забавные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корыстолюбие и эгоизм – главные качества Митрофана. Он умеет приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам — в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него ничего не значит — как только она теряет власть над ситуацией, он легко ей отказывает.
Причины невежества Митрофана
Сын отрекся от матери в трудную для нее минуту. Для Простаковой это был настоящий удар. Эта ситуация в какой-то степени вызывает чувство жалости к героине. Но это только ее вина — Митрофан — результат ее воспитания.
Именно с матери он взял пример общения с людьми — относиться к ним не как к личностям, а как к объектам. Самостоятельность у него не могла развиться, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться молодых людей.
Заключение
После появления в печати пьесы «Недоросль» имя Митрофанушка становится нарицательным. Обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет своей актуальности и в наше время.
Денис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования, существовавшую в дворянских семьях, и создает образы невежественных помещиков.
Значение слова «подлесок»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «подлесок». Значение названия комедии трудно определить, не разобравшись в его значении. Первоначально так называли молодых дворян, еще не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Второй смысл появился после выхода комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалеких юношей, недоучек. Главный герой комедии Митрофанушка является олицетворением юноши, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» понять будет гораздо легче.
Вопросы, поднимаемые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, господствующие среди представителей этого сословия.
Фонвизин подобрал очень смело и оригинально для написания пьесы «Недоросль». Значение названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, разоблачающей жизненный путь Простаковых и Скотининых.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, это плачевное состояние нравственных устоев общества. Через замечания Стародумы и Правдина автор выражает мысль о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего света послужили причиной полного произвола. В результате представители дворянства забыли о своих обязанностях и сословной чести, что практически привело к вырождению сословия.
Так освещается проблема деградации представителей знати в пьесе «Недоросль». Значение названия комедии раскрывается полнее, если знать пороки общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, это вопрос образования. Фонвизин очень подробно рассматривает его в произведении «Подлесок». Смысл названия комедии во многом обусловлен пробелами в этой области. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, есть приговор воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так беспокоит автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого служить Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов, при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии Митрофана не было других желаний, кроме как гонять голубей, есть и жениться.
Придворная жизнь — пример такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служить на благо государства.
идея комедии
Значение названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более понятным, если мы обратимся к мысли, которую автор заложил в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недоростком» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.
Значение имени главного героя
Дословно переводится на русский язык как «открывающий свою мать», что означает, что он подобен ей. И есть. Мама мальчика – лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, смекалки, а использует эти качества исключительно в своих интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалован, вздорен, капризен.
Смысл названия пьесы «Подлесок» раскрывается в еще большей степени после осознания того, что название выбрано автором не случайно.
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, насколько много образования поднимает в своем творчестве Фонвизин, нужно понимать, что происходит в современном обществе.
Конечно, школа в наши дни не всегда способна вызвать у ребенка интерес к учебе. Кроме того, многие родители стремятся дать воспитание, потому что нужно, для галочки, часто донося это понимание до ребенка.
В итоге получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не утратила своей актуальности.
Чему комедия может научить ребенка
Основные тезисы, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль», были изложены выше. Характеристика комедии не может быть полной без указания того, чему это произведение может научить ребенка.
На примере Митрофанушки, над которым высмеивает автор, восьмиклассник может прийти к пониманию того, как важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.
Актуальность этой комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разного возраста с удовольствием смотрят его, смеются и, конечно же, делают необходимые выводы.
Эта комедия — несравненное зеркало.
Ключевский В.О.
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил российскую действительность периода правления Екатерины II и поставил вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительным стеклом, современники Фонвизина видели «болезни» своего общества и собственные пороки.
Комедия «Недоросль» включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль по этой пьесе собирал аншлаги и надолго вошел в театральный репертуар. «Недоросль» называли спектаклем для школьников и школьниц, так как его обычно ставили во время зимних каникул. Но и взрослые с удовольствием посмотрели комедию. Фонвизин заставлял их смеяться, возмущаться или расстраиваться вместе с их несовершеннолетними подростками. Он представил им художественное воплощение их собственной жизни, пустой и грубой, но знакомой. Наверное, честные по отношению к себе люди с горечью повторили про себя восклицание Простакова-батюшки: «Мы хорошие!».
Мы живем в другой ситуации, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это значит, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Несмотря на наивность и шаблонность композиции пьесы, схематичность и плоскостность характеров, непонятный устаревший язык пьесы, откровенное морализаторство и морализаторство, ее главный конфликт между старым и новым в обществе, разоблачение болезней человеческий разум и душа остаются актуальными и сегодня.
Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как его невежественные родители изуродовали его разум и душу. Даже если бы для его воспитания нанимали хороших учителей, а не невежд, то толку от этого было бы мало. Или, скорее, это привело бы к большому вреду. Невежество и злобность Митрофанушки не так опасны, как образование, помноженное на злорадство. По словам Стародумы, Фонвизин учит молодежь: «Имейте сердце, имейте душу, и во всякое время будете мужчиной. Ум, если это просто ум, самый пустяк; мораль дает прямую цену разуму. Эта идея, повторявшаяся более двухсот лет с момента первой постановки пьесы, остается актуальной и сегодня. Нередки примеры негативной деятельности умных, образованных, но злонамеренных, духовно и нравственно испорченных людей. Поэтому Фонвизин предлагает при воспитании подростка на примерах из жизни исторических деятелей указывать на «два места: в одном, как великие люди содействовали благу своего отечества; в другом, как недостойный дворянин, употребивший во зло свою доверенность и власть, с высоты своего пышного благородства свалился в бездну презрения и упрека.
Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобряется культурная почва, по которой мы ходим и чьими злаками питаемся. Этот исторический интерес не мог быть замечен в комедии современниками ее автора: наблюдая через него они нас, своих внуков, не видели, мы через него видим их, наших дедов». Учителя, родители и воспитатели сегодняшних малолетних подростков могут сказать об этой пьесе перефразированными словами Стародумы: «Читай, читай! Кто написал «Недоросль», не испортит нравов своим пером».0003
Советское искусство, культура СССР
Александр Ширвиндт
Александр Ширвиндт окончил Театральное училище. Щукина, а затем стал там преподавать. Он играл на ведущих сценах страны, сам ставил спектакли и писал к ним сценарии. Более 20 лет был бессменным художественным руководителем Театра Сатиры. В кино артист снимался у известных советских режиссеров – Эльдара Рязанова, Марка Захарова и Виктора Бутурлина. Ширвиндт стал известен после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», где он сыграл друга главного героя.
Ирония судьбы или С легким паром
Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Поздний ребенок музыканта Анатолия Ширвиндта и редактора концертного отдела Московской филармонии Раисы Ширвиндт. В годы Великой Отечественной войны семья переехала в город Чердынь Пермского края России. Там будущий артист пошел в первый класс. Позже он вспоминал, что «учитель был замечательным».
Александр Ширвиндт в детстве
В 1943 году Ширвиндты вернулись в столицу, в коммуналку в Скатертном переулке. Следующие девять лет Александр Ширвиндт учился в ближайшей к Москве общеобразовательной школе № 110. Он участвовал в постановках школьного драмкружка, был пионервожатым, часто устраивал розыгрыши. Одноклассники прозвали его Ширва.
В итоге Александр Ширвиндт поступил в музыкальную школу. Однако никакого рвения к учебе он не проявлял. Ширвиндт проучился несколько лет и бросил это заведение.
Ревизор (фильм-спектакль)
Ширвиндт в школе и на сцене театра
Александр Ширвиндт хотел попасть в Театр им. Вахтангова, но его не взяли. В 1956 году поступил в труппу Театра-студии киноактёра. Через год Ширвиндт перешел в Театр им. Ленинский комсомол (ныне «Ленком»).
Александр Ширвиндт проработал в Ленкоме до 1968 года. Дебютировал в роли белого офицера в постановке Бенедикта Норда по пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная». В постановке «Чайка» артист сыграл писателя Бориса Тригорина, в спектакле «Снимаем кино» ему отведена роль кинорежиссера Федора Нечаева, а в произведении «Мольер» — французского короля Людовика XIV. Всего на сцене этого театра Александр Ширвиндт исполнил более 30 ролей.
Факты прошедшего дня
После Ленкома Александр Ширвиндт пару лет работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, а в 1970 году ушел в Театр Сатиры. Там Ширвиндт не только играл на сцене – более 30 ролей, – но и писал сценарии, а также ставил спектакли. Среди них — «Недоросль» по комедии Дениса Фонвизина, «Швейк, или Гимн идиотизму» по роману чешского писателя Ярослава Гашека, «Слишком женатый таксист» по мотивам комедии британского драматурга Рэя Куни.
В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем Театра Сатиры.
Орнифль Спектакль театра сатиры
Александр Ширвиндт в кино и на телевидении
Александр Ширвиндт дебютировал в кино в 1956 году. В советской комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она тебя любит» он сыграл эстрадного певца Вадима Ухов. На гонорар за эту картину Ширвиндт «скупился с родителями и купил свою первую машину — старую «Победу».
Параллельно с театральной деятельностью Александр Ширвиндт продолжал сниматься в кино. Известность ему принесла роль в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Он сыграл Павла, с которым дружил главный герой Евгений Лукашин, а также прочитал закадровый текст от автора. Особенно Ширвиндту запомнились съемки знаменитого эпизода в бане, где друзья по сюжету встречали Новый год.
Миллион в брачной корзине 1985
В итоге на съемки эпизода ушёл дополнительный день, и актёры снова разыграли сцену с обычным реквизитом.

Помимо этой знаменитой ленты, Ширвиндт снялся в фильмах Эльдара Рязанова «Старые разбойники», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и других. Чаще всего он играл колоритных персонажей в небольших ролях.
Александр Ширвиндт также снимался у других известных советских режиссеров. Актер сыграл одноглазого шахматиста-любителя в мини-сериале Марка Захарова «12 стульев», одного из друзей-холостяков в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», бывшего мужа главной героини. в мюзикле Виктора Бутурлина «Аплодисменты, аплодисменты…». Всего в его фильмографии, наряду с фильмами-спектаклями, более 60 фильмов.
В 1970-х Ширвиндт стал вести телепередачи: «Нас семеро и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи» и другие. Вместе со своим другом, художником Михаилом Державиным, он участвовал в музыкальной программе «Утренняя почта», а также выступал на юбилеях, концертах, капустниках и новогодних «Голубых огоньках».
Александр Ширвиндт в молодости
Личная жизнь художника
В 1957 году Александр женился на архитекторе Наталье Белоусовой.