Кто такой молчалин каковы детали его биографии: что говорят о нем другие герои, как сам себя характеризует (3 явл.3 действ.), как относится к Софье и Лизе, смысл поступков

что говорят о нем другие герои, как сам себя характеризует (3 явл.3 действ.), как относится к Софье и Лизе, смысл поступков

А.С.Молчалин — секретарь Фамусова,пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру.Фамилия Молчалина оправдывается его поведением.»Вот он на цыпочках и небогат словами»,-говорит Чацкий.Молчалин на вид скромный молодой человек.Он играет на флейте,любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой,уступчивостью,кротостью.Она не понимает,что все это маска,которая служит М-ну для достижения жизненной программы.

Цель жизни М-на блестящая карьера,чины,богатство.Высшее счастье он видит в том,чтобы «и награжденья брать и весело пожить».Для этого он выбрал самый верный путь:лесть,угодничество.Если Если Максим Петрович — тип подхалима предшествующей эпохи,то Молчалин — угодник нового времени,действующий более тонко и не менее успешно.»Он дойдет до степеней известных,ведь нынче любят бессловесных»,- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает,как ему надо себя вести,и определяет свою тактику:

Во-первых,угождать всем людям без изъятья —
Хозяину,где доведется жить,
Начальнику,с кем буду я служить,
Слуге его,который чистит платья,
Швейцару,дворнику,для избежанья зла,
Собаке дворника,чтоб ласкова была.

Молчалин трепещет перед Фамусовым,говорит учтиво,прибавляя «с»:»с бумагами-с». Он заискивает перед влиятельной Хлестовой.Заботливо составляет ей партию для игры в карты,восторгаясь ее собакой:

Ваш шпиц — прелестный шпиц,не более наперстка,
Я гладил все его- как шелковая шерстка.

Он добивается цели: Хлестова называет его «мой дружок»и»мой родной».

С Софьей он держится почтительно,прикидываясь влюбленным,ухаживает за ней не потому,что она ему нравится,а потому,что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере.Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе,что любит Софью «по должности».Молчалин говорит,что в его лета не должно сметь свое суждение иметь».

И он объявляет почему:

Ведь надобно зависеть от других,
В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество вышестоящим- вот жизненный принцип Молчалина,уже приносящий ему известный успех.

«С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил»,-говорит он Чацкому,прибавляя,что у него есть два таланта:»умеренность и аккуратность». Готовый на подлости богатства и чинов,он и к другим подходит с той же меркой.Думая,что расположение Лизы легко купить,он обещает подарить ей «туалет прехитрой работы».В решительный момент,когда Софья прерывает его объятья с Лизой,Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей,а потому, что испугался за свою карьеру.Когда же появляется Чацкий,окончательно струсивший Молчалин спасается бегством.Это вызывает негодование Чацкого. «Молчалины блаженствуют на свете!»- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником «мильона терзаний» умного,благородного Чацкого,виновником трагедии Софьи.

Грибоедов, в своей комедии «Горе от ума» создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин. Он является ярчайшим представителем людей, которые живут в наше время. Давайте разберемся в его характере подробнее.

Молчалин это небогатый молодой человек родом из Твери, которого Фамусов взял к себе на службу и дал чин коллежского асессора. Мы можем предположить, что Молчалин – безродный человек, вероятно из семьи мещан.

Фамусов так и говорит о нем: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство».

Я считаю, что Молчалина можно охарактеризовать как трусливого и низкого человека. Самой заметной чертой его характера является молчаливость – что сразу видно по его фамилии. («Молчит, когда его бранят», «Ни слова вольного, и так вся ночь проходит») Он никогда не выражает свое собственное мнение, в общении предпочитает короткие обрывчатые фразы. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» — утверждает Молчалин.

Он будто боится не угодить своей репликой своему собеседнику. Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: «угождать всем людям без изъятья». Его услужливость переходит границы, допустимые моралью. Резкий контраст этому способу общения мы видим при диалоге Молчалина с Лизой.

Он принимает ее за «свою», поэтому не боится откровенно выражать свое мнение, говорить то, что думает. Ей же он говорит о своих несерьезных намерениях в отношениях с Софьей, утверждает, что любит ее лишь «по должности» . Он признается, что использует Софью для своей выгоды. Это описывает его как порочного, трусливого человека, который, пытаясь выбиться в люди, пробивает себе дорогу молчаливой ложью и услужливостью. О большинстве качеств Молчалина мы узнаем из реплик других героев. Сначала Софья описывает его как прекрасной душевной организации человека: «Молчалин за других себя забыть готов», «Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…». Из ее слов прекрасно видно, как она любит его. Чацкий же, напротив, относится к Молчалину с глубочайшим презрением.

Он открыто сомневается в его способностях и не верит в то, что он может чего-то добиться. Чацкий считает Молчалина глупцом, «жалчайшим созданьем», не способным ни на какие осознанные действия. Но после Чацкий понимает, что это лишь маска Молчалина, что на самом деле он хитрый и беспринципный человек, который знает, как добиться своих целей. Чацкий говорит, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Молчалин так же по-разному относится к другим героям комедии. С людьми выше него по чину он услужлив, не смеет сказать лишнего слова. С Чацким он позволяет себе не только высказывать свое мнение, но и давать ему советы. Ведь Чацкий не только ровесник Молчалина, но еще и чинов никаких не имеет. Поэтому Молчалин не видит причин для своей обычной услужливости в присутствии Чацкого. Отношение других героев к Молчалину и его отношение к ним характеризует его как безнравственного человека, видящего в других лишь чины и звания, не принимающего во внимание душу человека.

Таким образом, Грибоедов создал отрицательный, но интересный для изучения образ в своей комедии. Такие молчаливые лжецы существуют и в современном обществе. И долг каждого человека искоренять в себе все те качества, которые есть в нем, развивать в себе все самое доброе, светлое, а не низменное и фальшивое. Каждый должен стараться не быть Молчалиным.

Алексей Степанович Молчалин — один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своё жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения свои целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»).

С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».

Молчалин обладает говорящей фамилией. «Вот он на цыпочках и небогат словами» — говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции.

Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»

Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми. Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.

В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин — главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру.

Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.

Ооо «тид «Русское слово рс»


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.М., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 336 с.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………………………………………………… 4

Примерное планирование уроков литературы в 9 классе ………………………………………… 5

Введение

Урок 1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской

литературы. Основные этапы развития русской литературы. ……………………………………. 8

Литература Древней Руси

Урок 2. Общая характеристика древнерусской литературы.

Историческая основа «Слова о полку Игореве». …………………………………………………… 11

Урок 3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы —

«Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины. …………15

Урок 4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос,

эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной поэзией,

метафорический пейзаж. ……………………………………………………………………………. 17

Урок 5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к сочинению. ……………….19

Литература ХVIII века

Урок 6. Общая характеристика литературы ХVIII в.

Понятие о классицизме. Русский классицизм. ……………………………………………………. 20

М.В. Ломоносов

Урок 7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения,

ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха

(«Письмо о правилах российского стихотворства»). ……………………………………………. 23

Урок 8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии

М.В. Ломоносова (Ода 1747 г. , «Утреннее размышление о

Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве»,

«Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). ……………………………………………..25

Г.Р. Державин

Урок 9. Г.Р. Державин. Судьба и поэзия. ………………………………………………………….. 29

Урок 10. Три памятника в русской литературе. ………………………………………………… 32

Д.И. Фонвизин

Урок 11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля».

Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики.

Элементы классицизма в комедии. ………………………………………………………………. 34

Урок 12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине.

Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую

оценку происходящего. …………………………………………………………………………… 36

Урок 13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия»

или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии.

Бессмертие комедии Фонвизина. ………………………………………………………………… 38

Урок 14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». ……………… 40

А.Н. Радищев

Урок 15. А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность,

творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»

(главы «Пешки», «Любани»). ……………………………………………………………………… 43

Урок 16. «Путешествие из Петербурга в Москву»

(главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека

на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм. ……………………… 45

Н.М. Карамзин

Урок 17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. ……………………………………….. . 49

Урок 18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей,

черты сентиментализма в повести. ………………………………………………………………. 50

В.А. Жуковский

Урок 19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского. ………………………………………… … 53

Урок 20. Элегии и баллады В.А. Жуковского. ……………………………………………………. 55

Урок 21. Самостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского. …………………………… 56

Литература первой половины ХIХ в.

Урок 22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в.

Литературные течения этого периода. …………………………………………………………… 57

А.С. Грибоедов

Урок 23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя.

Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях

о путях их осуществления. ………………………………………………………………………… 61

Урок 24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения. ………………. 67

Урок 25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии. ………………………………….. 70

Урок 26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии. …………………………. 75

Урок 27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии. ………………………. 79

Урок 28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение. …………………… 83

Урок 29. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии. …………………………………….. 89

Урок 30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова

«Горе от ума». Сюжет и композиция. …………………………………………………………….. .. 92

Урок 31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии.

Смысл названия. Проблема ума в комедии. ………………………………………………………. 97

Урок 32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин. ………………. 104

Урок 33. Кто же Чацкий — победитель или побежденный?

И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». ……………………………………………………………… 107

Урок 34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». …………………………… 110

А.С. Пушкин

Урок 35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.

Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве

А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.). ……………………………………………………… … 113

Урок 36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». ………………………. 118

Урок 37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». ……………………………… …… 121

Урок 38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии»,

«Я вас любил», «Мадонна». …………………………………………………………………… … 124

Урок 39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина. …………………………………………… . 128

Урок 40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». …………………………………………… …… 129

Урок 41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин».

Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни»

первой трети ХIХ в. Роль посвящения. ……………………………………………………… …. —

Урок 42. Комментированное чтение 1 главы романа.

Историческая и общественная обусловленность характера Онегина.

Причины его разочарованности в жизни. ………………………………………………… ……. 133

Урок 43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин».

Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе.

Татьяна и Ольга. ……………………………………………………………………… …… ….. 134

Урок 44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны

как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина,

значительность личности героини. ………………………………………………………………. 138

Урок 45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина.

Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны. ……………… ……… 139

Урок 46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта. …………….. 143

Урок 47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского.

Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью. …………………………………………. 146

Урок 48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина». ………………………………….. 148

Урок 49. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе. …………………… …….. 150

Урок 50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению. ………… 152

Уроки 51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». ………. 154

М.Ю. Лермонтов

Урок 53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. …………………… 156

Урок 54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта»,

«Пророк», «Поэт», «Кинжал». ………………………………………………………………… … 159

Урок 55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума». ……………… ………. 163

Урок 56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова.

«Как часто пестрою толпою окружен…», « Когда волнуется желтеющая нива. ..»,

«Родина», «Прощай, немытая Россия…». ………………………………………………………… 165

Урок 57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы,

но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва»

(«Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»). ……………………………………………………….. 170

Урок 58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. ………………………….. 173

Урок 59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени». …………………………………………………………………………. 175

Урок 60. Анализ повести «Бэла». ………………………………………………………………… 177

Урок 61. Анализ повести «Максим Максимыч». ……………………………………………… . 179

Урок 62. Анализ повести «Тамань». ……………………………………………………………… 182

Уроки 63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники

(Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. ……………………………… ….. 186

Урок 65. Анализ повести «Фаталист». …………………………………………………… .…… 191

Уроки 66-67. Развитие речи. Сочинение по роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». ……………………………………………………. 195

Н.В. Гоголь

Урок 68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор». ………………… 199

Урок 69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести».

Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности —

центральная тема произведения. ……………………………………………………………… … 202

Урок 70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники.

Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою. …………………………. 206

Урок 71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица»

в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести. …………………………. 209

Урок 72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях».

Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя

как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ I главы. ………………………………213

Уроки 73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души». ……………… ..224

Урок 75. Губернский город в поэме «Мертвые души».

Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х. ……………………………………………………………………. 230

Урок 76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы. ……………………………………………………. 235

Урок 77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.)

Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги. ………………………………….. 239

Урок 78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души». …………………………………… 242

Урок 79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. …………………………… 244

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга представляет собой пособие для учителей, работающих в девятых классах, и включает в себя разработки уроков по темам от древнерусской литературы до произведений Н. В. Гоголя.

Цель предлагаемого пособия — помочь учителю-словеснику найти правильные ориентиры в сложной ситуации, связанной с переходом на концентрическую программу по литературе, рекомендованную Министерством образования с 2000/01 учебного года.

В книге представлены разработки 80 уроков литературы в 9 классе. В центре внимания — анализ текстов произведений древнерусской литературы, классической русской литературы ХVIII и первой половины ХIХ в. Остальные 22 урока (из 102 программных часов по литературе) учитель по своему усмотрению может посвятить обзорному знакомству с литературой второй половины ХIХ и ХХ вв. (по концентрической программе) или изучению зарубежной литературы, а также внеклассному чтению (по линейной программе). Книгу можно использовать и при подготовке уроков в 10 классе, т.к. некоторые темы (по А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю) рассмотрены подробнее, чем рекомендуется по концентрической программе 9 класса.

Предложенные уроки содержат богатый информационный дополнительный материал как для учителя, так и для учащихся с разным уровнем подготовки и могут быть вариативно использованы в соответствии с потребностями конкретного класса и интересами учителя. Привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть авторскую позицию и способы ее воплощения, аргументированно интерпретировать текст произведения — таковы основные задачи уроков, представленных в данном пособии.

Выражаем надежду, что предложенные нами методические рекомендации, отражающие опыт многолетней работы в школе, будут полезны учителям-словесникам и станут в определенном смысле отправной точкой в их собственном творчестве.

Желаем УСПЕХА!

Авторы

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

В 9 КЛАССЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Вводный урок. Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.


ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

2. Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

3. Герои и события в «Слове о полку Игореве». Идейный центр поэмы — «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе родины.

4. Образ автора «Слова о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной поэзией, метафорический пейзаж.

5. Величие и бессмертие древнерусской поэмы. Подготовка к сочинению.
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

6. Общая характеристика литературы ХVIII в. Понятие о классицизме. Русский классицизм.


М.В. Ломоносов

7. М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт. Судьба М.В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»).

8. Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова (Ода 1747 г., «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения).
Г.Р. Державин

9. Г.Р. Державин. Судьба и поэзия.

10. Три памятника в русской литературе.
Д. И. Фонвизин

11. Д.И. Фонвизин и его время. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии.

12. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

13. Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина.

14. Контрольное сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
А.Н. Радищев

15. А.Н. Радищев — гражданин, патриот, писатель. Судьба, личность, творчество А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Пешки», «Любани»).

16. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Медное», «Едрово», «Спасская полесть», «София»). Право человека на личную свободу. Вера в великое будущее России. Сентиментализм.
Н.М. Карамзин

17. Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба.

18. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Жизнь простых людей, черты сентиментализма в повести.
В.А. Жуковский

19. Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского.

20. Элегии и баллады В.А. Жуковского.

21. Самостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского.


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

22. Художественный мир русской литературы 10-20-х гг. ХIХ в. Литературные течения этого периода.


А.С. Грибоедов

23. А.С. Грибоедов. Становление личности писателя. Единство идеалов с декабристами и расхождение в представлениях о путях их осуществления.

24. Загадка «Горя от ума». Особенности драматического произведения.

25. Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии.

26. Фамусов — Чацкий — София. Анализ II действия комедии.

27. София — Чацкий — Молчалин. Анализ III действия комедии.

28. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

29. Прозрение героев. Анализ IV действия комедии.

30. Жанровое своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума». Сюжет и композиция.

31. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Смысл названия. Проблема ума в комедии.

32. Молодое поколение в комедии. Загадка Софии. Чацкий и Молчалин.

33. Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

34. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин

35. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Тема «дружества святого» в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября» (1825 г.).

36. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

37. Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар».

38. Тема любви в лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Мадонна».

39. Тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

40. Контрольная работа. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

41. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» первой трети ХIХ в. Роль посвящения.

42. Комментированное чтение 1 главы романа. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

43. Комментированное чтение 2 главы романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

44. Комментированное чтение 3 главы. Письмо Татьяны как выражение ее чувств, движения ее души. Глубина, значительность личности героини.

45. Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина. Контраст между «картинами счастливой любви» и участью Татьяны.

46. Комментированное чтение 5 главы. Завязка трагического конфликта.

47. Комментированное чтение 6 главы. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью.

48. Комментированное чтение 7 главы. «Без Онегина».

49. Татьяна и Онегин в 8 главе. Проблема счастья в романе.

50. Итоговый урок по роману «Евгений Онегин». Подготовка к сочинению.

51-52. Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


М.Ю. Лермонтов

53. М.Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова.

54. Тема поэта и толпы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт», «Кинжал».

55. Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума».

56. Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…», « Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…».

57. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет…», «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»).

58. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова.

59. Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

60. Анализ повести «Бэла».

61. Анализ повести «Максим Максимыч».

62. Анализ повести «Тамань».

63-64. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера.

65. Анализ повести «Фаталист».

66-67. Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


Н.В. Гоголь

68. Н.В. Гоголь. Судьба писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая зрелость — «Миргород», «Петербургские повести», «Ревизор».

69. Цикл повестей Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Столкновение мечты и действительности — центральная тема произведения.

70. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к герою.

71. Изменения в характере Башмачкина. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Фантастическое окончание повести.

72. «Мертвые души» — поэма о «небокоптителях». Замысел и его осуществление. Смысл названия. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Анализ I главы.

73-74. Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

75. Губернский город в поэме «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IХ, Х.

76. Образ Чичикова. Анализ ХI главы.

77. Души живые в поэме Гоголя. (Изображение народа.) Единство эпического и лирического в поэме. Мотив дороги.

78. Заключительный урок по поэме «Мертвые души».

79-80. Развитие речи. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

УРОК 1

ВВОДНЫЙ УРОК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИСТОРИИ

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья…

И.А. Бунин. «Слово»

ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?

Слово учителя

Иногда дата написания произведения неизвестна, но ее можно более или менее точно вычислить, опираясь на содержание текста. Так, мы не знаем конкретного времени создания величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», но из летописей нам известно, что поход Игоря, о котором идет речь в произведении, состоялся 23 апреля 1185 г., следовательно, оно не могло быть написано раньше. В «Слове» говорится о переславском князе Владимире Глебовиче и галицком князе Ярославе Осмомысле как о живых, а оба умерли в 1187 г. Значит, «Слово» было написано в период с 1185 по 1187 г.

Какие еще текстовые «ориентиры» могут подсказать время написания произведения?
2. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:

— Былина «Садко»;

— «После бала» Л.Н. Толстого;

— «Бородино» М.Ю. Лермонтова;

— «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

— «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина;

— «Песня о Соколе» М. Горького.

3. На какие основные вопросы отвечает история литературы? (Что из себя представляет данное произведение? Почему, в каких условиях возникло? Каким потребностям общества отвечало? Как соотносится с творческим путем писателя, с движением литературы в целом? Какое значение для общества и литературы имело и имеет?)

4. Чем постижение жизни с помощью художественной литературы отличается от научного познания?
II. Основные этапы развития русской литературы. Лекция с элементами беседы.

В процессе лекции в тетрадях заполняется следующая таблица:



Этап

Авторы и произведения (примеры)

Что нового внес данный этап в развитие литературы?

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Скачать 0,7 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Кэлвин Кулидж — факты, прозвище и жена

(1872-1933)

Краткое содержание

Кэлвин Кулидж родился в Плимуте Нотч, штат Вермонт, 4 июля 1872 года. Кулидж поднялся по служебной лестнице в правительстве Массачусетса как прогрессивный республиканец. Избранный вице-президентом США в 1920 году, он стал президентом после смерти Уоррена Дж. Хардинга в 1923 году. Кулидж, также известный как «Молчаливый Кэл», решил не баллотироваться на второй срок. Он умер в Нортгемптоне, штат Массачусетс, 5 января 1933 года.0003

Молодость и карьера

Джон Кэлвин Кулидж-младший родился в Плимут-Нотч, штат Вермонт, 4 июля 1872 года. Его отец, Джон Кулидж, был успешным фермером и мелким бизнесменом, работавшим в Палате представителей Вермонта и в Сенат Вермонта, а также другие местные офисы. Мать Кулиджа умерла, когда ему было 12 лет, а его сестра-подросток, Эбигейл Грейс Кулидж, умерла несколько лет спустя.

Самый ранний американский предок Кулиджа, Джон Кулидж, эмигрировал из Англии около 1630 года и поселился в Массачусетсе. Прапрадед Кулиджа, которого также звали Джон Кулидж, был офицером Войны за независимость.

Кулидж учился в колледже Амхерст в штате Массачусетс, а затем поступил на обучение в юридическую фирму в Нортгемптоне. В 1897 году он был принят в коллегию адвокатов, а в 1898 году открыл собственное адвокатское бюро.

В 1905 году Кулидж женился на Грейс Анне Гудхью, учительнице школы для глухих. Эти двое были почти противоположностями: в то время как Грейс была разговорчивой и общительной, Кальвин был стойким и серьезным. Брак окажется очень счастливым и успешным в ближайшие десятилетия.

В 1896 году Кулидж провел местную кампанию за кандидата в президенты от республиканцев Уильяма МакКинли. В 1898 августа он выиграл выборы в городской совет Нортгемптона, а затем в офисы городского солиситора и секретаря суда. В 1906 году Кулидж был избран в Палату представителей Массачусетса как прогрессивный республиканец. Он продолжал служить мэром Нортгемптона, прежде чем вернуться в законодательный орган штата, на этот раз работая в Сенате.

После своего избрания в январе 1914 года Кулидж произнес речь под названием «Имейте веру в Массачусетсе», в которой резюмировал свою философию управления. Его репутация росла с публикацией его речей. Он был избран вице-губернатором, а затем губернатором в 19 веке.18 гонка.

Кризис во время пребывания Кулиджа на посту губернатора привлек к нему внимание всей страны. В 1919 году многие бостонские полицейские объявили забастовку после того, как комиссар городской полиции попытался заблокировать их объединение в профсоюзы с Американской федерацией труда. Кулидж взял ситуацию под свой контроль, вызвав Национальную гвардию и откровенно поговорив с лидером AFL Сэмюэлем Гомперсом. Его действия, разочаровывающие сторонников организованных рабочих, сделали Кулиджа фаворитом среди консерваторов страны и заложили основу для его президентской кампании в 1919 году.20.

Вице-президентство и президентство

После 10 бюллетеней республиканские делегаты остановились на сенаторе Уоррене Г. Хардинге из Огайо в качестве своего кандидата на пост президента в 1920 году, а Кулидж был назначен вице-президентом. Хардинг и Кулидж сокрушительно победили своих противников Джеймса М. Кокса и Франклина Д. Рузвельта, захватив все штаты за пределами Юга.

Кулидж был первым вице-президентом, который присутствовал на заседаниях кабинета министров, помимо выступлений с речами и выполнения других официальных обязанностей. Кулиджи посещали вечеринки в Вашингтоне, где гости отмечали лаконичную и тихую манеру поведения «Молчаливого Кэла».

2 августа 1923 года президент Хардинг умер во время путешествия по Калифорнии. Кулидж был в Вермонте, посещая дом своей семьи, в котором не было ни электричества, ни телефона, когда посыльный принес известие о смерти Хардинга. Он был приведен к присяге своим отцом, который был нотариусом.

Кулидж выступил перед Конгрессом в декабре, произнеся первую президентскую речь, которая будет передана нации по радио. Его повестка дня во многом отражала повестку дня Хардинга. Позже в том же году Кулидж подписал Закон об иммиграции, ограничивающий иммиграцию из стран Южной и Восточной Европы.

Президент Кулидж был выдвинут на пост президента в 1924 году. Однако вскоре после съезда он пережил личную трагедию. У младшего сына Кулиджа, Кэлвина-младшего, образовался инфицированный волдырь, и через несколько дней он умер от сепсиса. Кулидж впал в депрессию. Несмотря на свою сдержанную кампанию, он получил большинство голосов избирателей в 2,5 миллиона голосов по сравнению с общим количеством голосов двух его противников.

Политика

Во время президентства Кулиджа Соединенные Штаты пережили период быстрого экономического роста, характерный для «ревущих двадцатых». За исключением поддержки тарифов, Кулидж пренебрегал регулированием. Некоторые современники и историки обвиняли его идеологию невмешательства в Великую депрессию. Кулидж также с подозрением относился к иностранным союзам, препятствуя членству Америки в Лиге Наций. Как и Хардинг, Кулидж отказался признать Советский Союз.

Кулидж высказался за гражданские права. Он отказался назначать на должности каких-либо известных членов Ку-клукс-клана, назначал афроамериканцев на государственные должности и выступал за законы против линчевания. В 1924 году Кулидж подписал Закон об индейском гражданстве, предоставивший полное гражданство всем коренным американцам и позволивший им сохранить племенные права на землю.

Летом 1927 года Кулидж отправился в Блэк-Хиллз в Южной Дакоте. Во время своего отпуска Кулидж сделал короткое заявление, в котором указывалось, что он не будет баллотироваться на второй полный срок на посту президента. В заявлении говорилось: «Я не собираюсь баллотироваться в президенты в 1928».


  • Имя: Кэлвин Кулидж
  • Год рождения: 1872
  • Дата рождения: 4 июля 18720047
  • Пол: Мужской
  • Наиболее известен: Кэлвин Кулидж был президентом Соединенных Штатов с 1923 по 1929 год. Кулидж был известен своим тихим поведением, за что получил прозвище «Молчаливый Кэл».
  • Отрасли
    • Политика США
  • Знак зодиака: Рак
  • Школы
    • Колледж Амхерст
  • 9006 9006 9004 U.S. Вице-президент
  • Год смерти: 1933
  • Дата смерти: 5 января 1933
  • Штат смерти: Массачусетс
  • Город смерти: Нортгемптон
  • Страна смерти: США
  • Мы стремимся к точности и справедливости. т выглядеть правильно, свяжитесь с нами!

    • Название статьи: Биография Кэлвина Кулиджа
    • Автор: Редакторы Biography.com
    • Название веб-сайта: Веб-сайт The Biography.com
    • URL-адрес: https://www.biography.com/policy-figures/calvin-coolidge
    • Дата доступа:
    • Издатель: A&E; Телевизионные сети
    • Последнее обновление: 22 августа 2019 г.
    • Оригинал Дата публикации: 2 апреля 2014 г.

    • Рождество — это не время и не сезон, а состояние души.

    Биография У. Г. Зебальда, превратившего свои заимствования в прочное искусство

    Книги|Биография У. Г. Зебальда, превратившего свои заимствования в долговечное искусство

    Реклама

    Продолжить чтение основной истории

    Книги of The Times

    Кредит….

    Когда вы покупаете книгу, прошедшую независимую рецензию, через наш сайт, мы получаем партнерскую комиссию.

    В. Г. Зебальд, пожалуй, самый почитаемый немецкий писатель второй половины 20 века. Наиболее известные его книги — «Эмигранты», «Кольца Сатурна», «Аустерлиц», изданные здесь между 1997 и 2001 — классно трудно классифицировать.

    Кэрол Энджер, автор новой биографии «Говори, тишина: В поисках В. Г. Зебальда», любит называть их, заимствуя у писателя Майкла Гамбургера, «эссеистической полуфантастикой». Я предпочитаю комментарий одного из учеников Зебальда, который сказал, что его потусторонние фразы напоминают «то, как писали бы мертвые».

    Его темы — бремя Холокоста, бойни истории в целом, конец природы, важность одиночества и тишины — просеяны в отчаянные книги, которые могут напоминать путевые заметки экзистенциального толка.

    Его затуманенные выдумки оставляют открытыми обвинения в скуке и претенциозности. Заманчиво назвать его «кататоническим экспрессионистом», как Слэб, странствующий художник из романа Томаса Пинчона «V».

    Тем не менее, у Себальда есть философский порыв и он передает мирскую меланхолию; его вымыслы читаются как длительные галлюцинации. Он звучит как никто другой, что интересно, потому что один из выводов из биографии Энджера — это то, как много Себальд украл у невольных других.

    «Говори, тишина» — первая полная биография Себальда (1944–2001). Писать было нелегко. Энджер, опубликовавшая жизнеописания Примо Леви и Джин Рис, не получила разрешения цитировать многочисленные письма Себальда и другие частные источники, а также была ограничена в своих возможностях цитировать непосредственно работы, посвященные ее предмету.

    Вдова Зебальда, бывшая Уте Розенбауэр, отказалась сотрудничать. В отместку Энджер не печатает имя Уте в книге до страницы благодарностей и не указывает ее в указателе. Уте и дочь (неназванная в книге), которые были у нее с Себальдом в 1972, по сути, не существует в этой биографии, что преувеличивает ощущение изоляции Себальда.

    Эту книгу было нелегко написать по другим причинам. Себальд был последовательным лицемером почти во всех аспектах своей жизни и работы. Один пример: во взрослом возрасте он носил имя «Макс», говоря людям, что это его третье или шестое имя. Это не так. Он выдумал.

    Он безжалостно украл у Кафки, Витгенштейна и многих других до такой степени, что некоторые из его книг почти стали коллажами. Подобно Монтеню, он, казалось, не считал свои заимствования, а взвешивал их. Он привлекал к своей работе людей, которых знал, и привел многих из них в ярость, в результате чего его мать только в одном случае потеряла своих друзей. Что еще более проблематично, Зебальд преодолел моральные опасности, присущие немецкому писателю, присваивающему еврейские рассказы.

    Чтобы создать образ Жака Аустерлица, например, историка архитектуры из «Аустерлица», который в более позднем возрасте узнает, что он еврей, которого доставили в Лондон в возрасте 4 лет детским транспортом, Себальд взял многие ключевые детали из мемуаров. под названием «Ребенок Розы» Сузи Беххёфер.

    В ответ она опубликовала эссе под названием «Лишение моего трагического прошлого автором бестселлеров». Она хотела, чтобы Себальд признал свой долг перед ее книгой. Неясно, сделал бы он это, но он умер до того, как вопрос удалось решить.

    Кэрол Энджер, автор книги «Говори, молчи: в поисках В. Г. Зебальда». Кредит… Клэр МакНэми

    Энджер, дочь еврейских беженцев, бежавших от нацизма, идет по натянутому канату на ассигнованиях Зебальда. Он был, пишет она, «немецким писателем, наиболее глубоко взявшим на себя бремя ответственности Германии за Холокост». Он превратил свои заимствования в долговечное искусство.

    Зебальд родился в немецкой деревне Вертах, что в Баварских Альпах. Его отец воевал в армии Гитлера, и юный Винфрид, как его тогда называли, презирал его.

    Его отец ценил порядок и чистоту. Уинфрид намеренно отрезал кусок масла, чтобы вывести его из себя. Он смотрел на отца и шевелил пальцами под носом, как пародия Чарли Чаплина на Гитлера.

    Молодой Уинфрид был красив и харизматичен, но в нем были семена его более поздней меланхолии. В подростковом возрасте он узнал, что у него порок сердца. Во время учебы в колледже он баловался театром и студенческой журналистикой, а затем пошел в академию.

    Он любил говорить своим ученикам хорошо подумать, прежде чем стать писателем, потому что вы будете несчастны, если будете писать, и еще более несчастны, если не будете. Он не работал серьезно и систематически над своим неакадемическим письмом, пока ему не исполнилось 40 лет.

    Себальду было трудно писать; он чувствовал себя избитым после дня, проведенного за пишущей машинкой. Он вообще чувствовал себя избитым. Он страдал от псориаза, болей в почках, мигрени, проблем со спиной, временной потери зрения. Он выглядел старше, чем был.

    Если намеки на смерть были постоянными, он иногда относился к ним с юмором. Он сказал покойному любовнику, пишет Энджер, «что если кто-то позвонит, кого он не узнает», сказать им, что «он был на грани самоубийства».

    У него было много фобий. Огонь был один. Первое, что он делал в отелях, — проверял размещение пожарных лестниц. У него также была фобия быть скучным.

    Себальд стал международной фигурой после того, как его работу поддержала Сьюзан Зонтаг. Перечитывая недавно его книги, я нашел много выигрышных моментов, но мне вспомнился друг, который сказал мне, что библиотека в аду будет состоять исключительно из книг, которые защищает Зонтаг.

    Себальд был ужасным, легко отвлекающимся водителем. Он сворачивал с дороги, рассказывая историю или глядя на придорожные цветы. В этой книге собраны списки его несчастных случаев. Некоторые предположили, что авария, которая в конце концов убила его, могла быть самоубийством.

    Книга Энджера местами неуклюжа и странно структурирована. Он наверняка избегает того, что биограф Майкл Холройд назвал «тюрьмой хронологии». Читатели, еще не знакомые с работами Себальда, сочтут ее синопсисы его книг трудными для разбора. Но ее биография приобретает упрямое достоинство.

    Когда Себальд был ребенком, его любимый дедушка любил говорить ему с серьезным лицом, что едет грузовик, чтобы доставить дырки для сыра Эмменталер.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *