Лев Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
Родился в Ясной Поляне Тульской губернии, был четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т. к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847 году подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести «Казаки» (1852–1863), в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896–1904, опубликована в 1912).
Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.). Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он даже отправился за границу для того, чтобы ознакомиться со школами Европы.
В сентябре 1862 года Лев Николаевич женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам, однако уже к осени 1863 года был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир».
Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 году вышел в свет роман «Воскресение». Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».
Поздней осенью 1910 года, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции, он и провел последние семь дней своей жизни.
Взаимоотношениям писателя с женой и тайне ухода Льва Николаевича Толстого из дома посвящена пьеса Марюса Ивашкявичюса «Русский роман». В 2018 году на большой сцене Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» впервые был представлен одноименный спектакль в постановке московского режиссера Марата Гацалова.
Спектакль Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова «Война и мир» по роману Льва Толстого представлен в рамках гастролей театра к 85-летию Новосибирской области (2022).
Лев Николаевич Толстой
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич, граф (28 августа (9 сентября) 1828 г., Ясная Поляна, ныне Щекинского района Тульской области, – 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово, ныне станция Лев Толстой в Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне), писатель, мыслитель, педагог. В 1841–1847 гг. жил в Казани, где учился в университете один год на восточном отделении философского факультета и два года на юридическом факультете. В 1851 г. уехал на Кавказ на военную службу, в 1854–1855 гг. участвовал в обороне Севастополя.
В первый период педагогической деятельности (1859–1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии, учителям которых всячески помогал.

После завершения работы над романом «Война и мир» (1869) начался второй период педагогической деятельности Толстого, содержанием которого было создание «Азбуки» – комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя (кн. 1–4, 1872). Созданная писателем своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления: все материалы – слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки – отражали жизнь русского крестьянства, использовались произведения фольклора, басенные сюжеты, были включены также этнографические и географические сведения.


Педагогические идеи Толстого могут быть поняты только в контексте его творчества, стержневой проблемой которого был вопрос о смысле жизни человека и человечества.
Толстой и в своих педагогических сочинениях предстает, с одной стороны, как учитель – новатор, практик и организатор, с другой – мыслитель, стремящийся решать кардинальные философские и психологические проблемы: единства сознания и жизни; взаимосвязи конечного и бесконечного; развития самосознания, генезиса индивидуального и общественного сознания и ряд других.

Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Становление личности Толстой понимал как формирование ее нравственной сферы в различных видах деятельности. Толстой привлек внимание российской общественности к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, открывающихся в ходе этического познания. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
В статьях Толстого на темы воспитания существенное значение имеют высказывания о методах педагогического исследования. Особо важную роль он придавал изучению опыта, превращению каждой школы в «лабораторию творческого труда учителей и учащихся». Мастерски владевший методом педагогического наблюдения и умевший глубоко проникнуть в духовный мир ребенка, Толстой может считаться одним из русских педагогов, положивших начало экспериментальной работе в условиях повседневных школьных занятий.

Задачи педагогической науки, по мысли Толстого, заключаются в «изучении условий совпадения» деятельности «образовывающего и образовывающегося» на пути к единой цели, а также в изучении условий, которые препятствуют такому совпадению. Большое значение Толстой придавал уточнению понятий «образование», «обучение», «воспитание», «учение», «преподавание». При этом он столкнулся с тем, что имеющихся понятий недостаточно для точного объяснения существенных отношений индивидуального и общественного опыта. Считая, что существует общая закономерность психического развития человека, усваивающего основы современной ему культуры, Толстой стремился выявить «закон движения к равенству знаний и неизменный закон движения вперед образования». Образование, включающее обучение и воспитание, по мнению Толстого, столь же объективный процесс, как и явления природы.

В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Придавая исключительно важное значение преемственности культуры, Толстой пытался определить содержание школьного обучения, исходя из основных исторических форм мышления (логической, художественной), соответствующих им учебных предметов (математических, естественных, языковых) и способов передачи знания. С новым содержанием образования он связывал преодоление «ложного» миропонимания.
Особую роль в педагогической концепции Толстого приобрела проблема новых методов обучения и формирования жизненно важных для учащихся понятий.

Отстаиваемая Толстым идея свободного развития ребенка предполагала формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей, определяя стиль школы в целом. В религиозно-нравственном учении Толстого центральное место заняла идея духовного роста человека. Содержание жизни каждого человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я») и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. По Толстому, обретение нравственного смысла жизни – источник психического здоровья и творческой энергии и, наоборот, утрата смысла приводит к экзистенциальному вакууму («Исповедь»).

В образе Бога Толстой видел выражение смысла, целей жизни и самого процесса нравственного совершенствования, открывающее перед человеком понятие разумной веры, совести как постоянного внутреннего ориентира.
Обращаясь к таким важнейшим нравственным постулатам, как Бог, добро, вера, душа, совесть, любовь, жизнь, благо, в последней большой работе «Путь жизни» Толстой рассматривал самосознание и духовное совершенствование как те пути, на которых человек реализует свои творческие возможности. Учить воспитанника жизни – значит помогать ему построить себя как личность, в согласии с совестью и разумом.
Обобщенный нравственный опыт человечества, по Толстому, – это наука человековедения, цель которой указывать различные образцы приложения нравственного сознания к жизни. Это не свод норм, правил, понятий, категорий, а своего рода общечеловеческий идеал, образ долженствования.
Попытку конкретизировать содержание воспитания Толст предпринял в статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам», где выделил разделы: «разум», «любовь», «совершенствование», «усилие», «мысли», «слова», «поступки–дела», «соблазны внутренние и внешние».

Педагогическое творчество Толстого утверждало идею о том, что воспитание оправдано лишь как самовоспитание, а самовоспитание есть постоянная устремленность, прорыв к новым уровням бытия, этически более значимым горизонтам человеческого существования.
Процесс осмысления педагогического наследия Толстого оказался чрезвычайно сложным.

Н. В. Кудрявая
Российская педагогическая эциклопедия : в 2 т. – М., 1999. – Т. : М–Я. – С. 441–443.
Сочинения Л. Н. Толстого
Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – 542 с. – Библиогр.: с. 515-536, 538-540. – [74.03 2531729 Т 53].
Азбука ; Новая азбука / Л. Н. Толстой ; [ст., справ. материалы и сост. В. Г. Горецкого, Г. В. Карпюка]. – М. : Просвещение, 1978. – 511 с. : ил. – [4р Т 53].
Воспитание в свободе : пед. ст. и заметки, тексты для детей / Л. Н. Толстой ; [сост. М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный ; гл. ред. С. Н. Савушкин]. – М. : Карапуз : Сфера, 2005. – 239 с. : ил. – (Педагогика детства). – [74.03(аб) Т 53].
Толстой : [Избр. тр.] / Л. Н. Толстой ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. Ф. Егоров]. – М. : Амонашвили, 1997. – 221 с. – (Антология гуманной педагогики). – [74.03 2800567 Т 53].
Литература о Л. Н. Толстом
«Азбука» Л. Н. Толстого и отечественная педагогика середины XIX – начала XX века / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 96–97.
Духовное становление личности в педагогике отечественной культуры : [взгляды Ю. П. Азарова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого] / Л. С. Зорилова // Педагогика отечественной культуры и современность : сб. науч. тр. – М., 1998. – С. 17–25. – [71.4 3200711 П 24].
Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого / Н. В. Кудрявцева, М. А. Чудакова // Образование и о-во. – 2007. – № 5. – С. 97–102.
Использование рассказов Л. Н. Толстого из «Азбуки» в формировании у дошкольников чувства комического / О. М. Попова, Е. Е. Бердюгина // Актуальные вопросы развития личности. – Шадринск, 1995. – С. 41–50. – [88.8 2724498 А 437].
Образование и культура в творчестве Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. – 230 с. – (Библиотека студента). – Библиогр.: с. 212–222. – [74. 03 3276500 Л 84].
Образование и нравственное становление человека в зеркале религиозно-философских исканий Л. Н. Толстого / М. А. Лукацкий // Образование и о-во. – 2005. – № 3. – С. 107–114. – Библиогр.: с. 114.
Педагогика Л. Н. Толстого: социальный аспект : учеб. пособие / Р. В. Раджабова ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала : Овчинников, 2010. – 87 с. – Библиогр.: с. 83–86. – [74.03 3365919 Р 151].
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого / Г. Светлова // Дошк. воспитание. – 2003. – № 9. – С. 76–88.
Педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы современной педагогики / Г. В. Кондратьева // Гаудеамус. – 2002. – № 1. – С. 181–186.
Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей / А. К. Базилевская // Культурология : дайджест. – М., 2005. – № 4. – С. 35–45. – [87.667.1 3274782 К 906].
Педагогические открытия Льва Толстого : [о взглядах Л. Н. Толстого на воспитание детей в рамках мировой гуманист. мысли] / Т. Т. Бурлакова // Шк. образование. – 2008. – № 2. – С. 84–96.
Педагогическое наследие Л. Н. Толстого : [сб. ст. / редкол. В. Б. Мошкевич, Н. И. Никольская]. – Тула : [Тульск. пед. ин-т], 1975. – 79 с. – [8р П 24].
Педагогическое открытие вселенского масштаба : [к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого] / И. Ф. Гончаров, И. П. Тюриков // Вестн. Герцен. ун-та. – 2008. – № 12. – С. 51–62. – Библиогр.: с. 62.
Призвание высокое и благородное : (Л. Н. Толстой о роли учителя) / С. С. Глущенко // Открытая шк. – 2003. – № 5. – С. 12–15.
Проблема интереса в педагогическом творчестве Л. Н. Толстого / В. Б. Бондаревский // Совет. педагогика. – 1968. – № 12. – С. 116-123.
Резонанс : «рецепт» от Л. Н. Толстого : [сочинения в пед. практике Толстого] / П. А. Гапоненко // Лит. в шк. – 2008. – № 2. – С. 47.
Л. Н. Толстой в оценке П. Ф. Каптерева / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 65–76. – Библиогр.: с. 76.
Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание / М. Е. Стеклов // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 85–88. – Библиогр.: с. 88.
Толстой и детство / Т. М. Афанасьева. – М. : Знание, 1978. – 95 с. : ил. – (Народный университет. Педагогический факультет ; № 9). – [8р А 941].
Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский о личности учителя / Н. В. Носкова // Сред. проф. образование. – 2009. – № 3. – С. 81–83. – Библиогр.: с. 83.
Л. Н. Толстой и русская школа / А. А. Шаталов // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 86–93. – Библиогр.: с. 93.
Толстой как представитель свободного воспитания : [о пед. взглядах Л. Н. Толстого] / М. А. Чудакова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. – 2004. – № 1. – С. 70–75.
Л. Н. Толстой – народный учитель / В. А. Вейкшан. – М. : Учпедгиз, 1959. – 102 с. – [371 В 263].
Л. Н. Толстой – народный учитель / Д. И. Латышина // Нач. шк. – 2008. – № 8. – С. 3–6.
Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 144 с. – [371 В 263].
Л. Н. Толстой о воспитании человека / А. А. Шаталов ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. – 217 с. – (Библиотека педагога-практика). – [74.00 2823559 Ш 28].
Л. Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчеством / Л. В. Тодоров // Совет. педагогика. – 1975. – № 10. – С. 113-121.
Лев Толстой против «европейничанья» : [Толстой о применении зарубеж. опыта в рос. шк.] / Г. В. Кондратьева // Математика в шк. – 2008. – № 7. – С. 62–67. – Библиогр.: с. 67.
Л. Н. Толстой – редактор журнала «Ясная Поляна» / Н. А. Смирнов. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1972. – 87 с. : ил. – [8р С 506].
Лев Толстой: уроки педагогики : [пед. наследие писателя] / Н. В. Кудрявая // Человек. – 2000. – № 1. – С. 137–147.
Философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого и проблемы духовного развития личности ребенка / Т. Т. Бурлакова // Толстовский ежегодник. – М., 2001. – С. 325–335. – [83.3(2Рос=Рус) 3240858 Т 529].
ТОЛСТОЙ, Анна Каренина, первое издание, 1878 г.
- Наши заметки и ссылки
- Физическое описание
- Запросить дополнительную информацию/расценки на доставку
Наши заметки и ссылки
Первое полное издание и первое книжное издание знаменитого романа.
Толстой начал писать Анна Каренина в начале 1873 г .; в мае 1873 г. он закончил первый набросок. Последует много набросков: Толстой искал идеальное начало, идеальное имя для своей героини, идеально сбалансированные сюжетные линии. В одном из набросков Анна названа Пушкиной: Толстой передал ей физические черты старшей дочери Пушкина Марии («маленькие своенравные завитки кудрявых волос, которые всегда вырывались на шее и висках», далее пер. Ч. Гарнетта). Несколько набросков открывались сценой на колхозной ярмарке: Ордынцев (будущий Левин) выставляет свой скот и случайно встречает Алабина (будущий Стива). В другом наброске Татьяна (будущая Анна) уходит от мужа к Балашову (будущий Вронский), разводится, но, несчастная в обществе новых беспутных друзей, топит себя в Неве. В конце концов Толстой пришел к выбору, который сделал роман правильным.
Вступительная строка – «Все счастливые семьи одинаковы; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — легло в основу знаменитого «принципа Анны Карениной» в социальных науках, популяризированного Джаредом Даймондом в его книге 1997 года « Ружья, микробы и сталь ». Психоаналитики до сих пор используют «поток сознания» Анны перед ее самоубийством в качестве достоверного описания депрессии и нарциссического расстройства (например, Невилл Симингтон, Narcissism: A New Theory , 1993). Роман Толстого и по сей день продолжает звучать в различных дисциплинах, но мы по-прежнему восхищаемся им прежде всего как новаторским литературным текстом. Термин «поток сознания» не применялся к литературе до 19 в.18; он стал литературным приемом в «Улиссе» Джеймса Джойса (1920) и «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф (1925). Толстой использовал этот прием за 50 лет до этого, улавливая невыразимые, мимолетные мысли сбитых с толку человеческих существ. Важную роль в романе играют и сны: «Задолго до Фрейда Толстой видит в бессознательном силу, определяющую характер и направляющую судьбу… На первой же странице Облонскому снятся стеклянные столы, поющие «Il mio tesoro»… Эта нелепая картина лучше тысячи слов определяет характер Стивы — как нечто легкое, пустое, очаровательно звенящее» (Юрий Сапрыкин).
Толстой закончил писать Анну Каренину в 1877 году. Роман был впервые опубликован частями в консервативном периодическом издании «Русский вестник» в 1875-1877 годах, но редактор Михаил Катков, сторонник русского национализма, отказался от публикации последней части , где Толстой высмеивает участие России в сербско-турецкой войне 1876-77 годов, например: «Все, что обычно делает праздная толпа, чтобы убить время, было сделано теперь на благо славянских государств. Балы, концерты, обеды, спичечные коробки, дамские платья, пиво, рестораны — все свидетельствовало о симпатиях к славянским народам». Чтобы завершить серийное издание, Толстому пришлось опубликовать часть 8 отдельной книгой в 1877 году. Таким образом, это книжное издание является первым полным изданием, а также первым книжным изданием романа.
Толстой изобразил многих исторических личностей в Анне Карениной (Мария Сухотина в роли Анны, Николай Раевский в роли Вронского, Прасковья Уварова в роли Кити и др. ). Роман представляет собой грандиозную фреску русского общества после экономических и социальных потрясений, вызванных отменой крепостного права в 1861 году. «Толстой, как помещик и как участник различных общественных организаций (переписи и голодоморов, например) пережил важные события переходного переворота» (Лукач, 118). Однако сила романа в его интимных сценах: занятия любовью Анны и Вронского; рождение первого ребенка Левина; Мысли Анны перед самоубийством. Впервые в мировой литературе эти интимные моменты запечатлены с такой степенью реалистичности.
Теодор (Федор Федорович) Рис был немец по происхождению владельцем типографии в Москве, которую он открыл в 1865 году. Он также опубликовал первое издание Война и мир Толстого в 1868 году.
“ Анна Каренина есть совершенство как произведение искусства… ничего подобного нет в европейской литературе в современную эпоху» (Достоевский, Дневник писателия, 1877, наш перевод)
«Мы не должны принимать Анну Каренину за произведение искусства; мы должны воспринимать это как часть жизни» (Мэттью Арнольд, «Очерки критики», вторая серия, 1888 г. ).
«Читать кат-сцену в Анна Каренина , скачки-сцену, встречу Анны и ее любимого Сережи. Друзья мои, в присутствии такого искусства слова меня не устраивают; Я могу только крикнуть тебе: «Читай, читай и читай!» Читайте смиренно, читайте с восхищением. Чтение Толстого в этом духе само по себе будет для вас воспитанием вашего высшего художественного чувства» (Иван Панин, «Лекции о русской словесности», 1889).
«Толстой не описывает «вещь», скачки. Он рассказывает о превратностях человеческих существ» (Георг Лукач, «Расскажи или опиши», 1936).
«У Толстого, вероятно, были довольно двойственные отношения с Анной. И в этом для меня непреходящее очарование романа. Что она персонаж, временами жестокий, но временами она также — она не лицемерка и верит во что-то прекрасное. И поэтому Анна одновременно ужасна и прекрасна, и я думаю, именно поэтому я люблю ее» (Джо Райт, режиссер « Анна Каренина » с Кирой Найтли в главной роли, интервью NPR, 16 ноября 2012 г. ).
“ Анна Каренина включает внутренний монолог собаки [часть 6, гл.12], задолго до Кафки (Бен Паркер, Моменты реализма, 2015)
Библиография
Килгур 1196; Лесман 2251; Симмонс, стр. 340, 346–347; Сапрыкин, Юрий, «Анна Каренина».
Лукач, Дьердь, «Писатель и критик: и другие очерки». США, iUniverse, 2005 г.; Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995; Паркер, Бен, «Моменты реализма», 28 июля 2015 г.
Физическое описание
Три тома 8vo (22×16 см): 369 стр., 493 стр., 413 стр., все вкл. титул и полутитул.
Переплет
Современная четверть теленка на коричневой ткани, позолоченный корешок с выпуклыми лентами.
Состояние
Незначительные небольшие повреждения текста, такие как небольшие дырочки, закрытые разрывы, иногда заделываемые, оклейка, окрашивание, карандашные аннотации и т. д., некоторые листы усилены на желобе, особенно. названия тт. 1-2; крепления немного потерты, конечности стерты; но звуковая копия в хорошем состоянии.
Домашняя страница — Bernard Quaritch Ltd
Фолио, стр. 8 (введение), с 9 полностраничными пластинами, содержащими черно-белые фотографические репродукции картин на плотной бумаге с печатными описаниями под ними; фотопортрет Толстого на титульном листе в цветной рамке из ниспадающих листьев, текст в орнаментальной рамке; Прекрасная копия в оригинальных картонах, с полноцветной иллюстрацией крестьянской сцены художника Стефана Колесникова.
Добавлено в вашу корзину:
Русские Мужики. Картины художника Н. Орлова, с предисловием Левы Николаевича Толстого. Картины Н. Орлова с предисловием Льва Николаевича Толстого].
Оформить заказ
Первое и единственное издание этого альбома, состоящее из девяти черно-белых репродукций народных картин крестьянского художника Николая Орлова, предваряемое 8-страничным предисловием Толстого. Реалистическое изображение русского общества, особенно крестьянства, было любимым делом Толстого и является ключевой чертой многих его самых известных произведений, в том числе «Казаки» и «Анна Каренина».
Николай Орлов (1863-1924) обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Большинство его работ посвящено крестьянству, особенно проблемам бедности и социальной несправедливости. Друг Толстого, он был частым гостем в Ясной Поляне. Результатом этих общих взглядов является настоящая работа:
«Публикация этого альбома картин Орлова — прекрасное дело. Орлов — мой любимый художник, а он мой любимый, потому что тема его картин — моя любимая тема, русский народ, настоящая русская соль земли, крестьянский народ, а не народ, победивший Наполеона и покоривший и покоривший другие народы. , не те люди, которые, к несчастью, так быстро научились делать автомобили, железные дороги, революции, а также и парламенты… а те смиренные, трудолюбивые, христианские, кроткие, терпеливые люди, которые вскормили и теперь несут на своих плечах все те которые ныне мучают и усердно развращают их…
«Одно и то же мы с Орловым любим в этих людях, кроткую, терпеливую душу, просвещенную христианством, которое так много сулит тем, кто способен его понять…» (отрывок из предисловия Толстого).
Общая тема серии — искушение, с которым христианская крестьянская душа должна столкнуться и преодолеть, каждая картина сопровождается пояснительным комментарием. В предисловии Толстой дает свой комментарий, указывая на трогательную человечность образов. Наряду со сценами смерти и эмиграции, пожалуй, самым трогательным является изображение солдата-крестьянина, возвращающегося домой после долгой службы и обнаруживающего, что его жена родила ребенка в его отсутствие. Она становится на колени перед ним, умоляя его о прощении, он явно глубоко тронут, но благодаря своей христианской вере он может простить ее.
Вас также может заинтересовать в…
В РОЗОВОМ ПЕРГАНЕ [NAKATENUS, Wilhelm.]Het hemelsch palm-hof, beplant met verscheyde schoone gebeden, oeffeningen, en litanien.
Красиво переплетенный экземпляр одного из самых популярных молитвенников в Нидерландах. Первоначально опубликованный на немецком языке как Das himmlisch Palm-Gärtlein (1660) кельнским иезуитом Вильгельмом Накатенусом, он был анонимно переведен на голландский (автор «H.