Кто такой холоп в древней руси: Холоп древней Руси кто это

Смерды и холопы в древней Руси: их сходство и различие

Часто в книгах и статьях по истории Киевской Руси можно слышать термин «смерд», который порой путают с другим похожим «холоп». В нашей статье мы разберем, кем были смерды и холопы в Киевской Руси, поговорим об их сходстве и различии.

Кто такие смерды

В средние века смердами называли обычных крестьян, сам термин имеет индоевропейское происхождение, перевести его можно как «зависимый» или «простой человек». Смерды обычно занимались сельским хозяйством: земледелием, ухаживали за скотом, и в целом были зависимы от местного феодала, обычно князя. Тем не менее, первоначально смерды все же были свободными крестьянами, но после принятия крепостного права они стали уже юридически «принадлежать» феодалу: князю или боярину.

Несмотря на свое фактически подневольное положение смерды, тем не менее, обладали некоторыми правами свободных людей:

  • Они могли иметь как собственную землю, так и собственно имущество.
  • Свое имущество и земли они могли передавать по наследству детям или другим родственникам.

И только в том случае, если у умершего смерда не было наследников, тогда его имущество отходило князю.

Несмотря на наличие собственного земельного надела, смерд был обязан также обрабатывать поля князя или боярина, которому «принадлежал».

Также смерды-мужчины несли воинскую повинность – в военное время они принимали участи в походах в составе дружины князя, обычно в качестве пехоты. Впрочем, были и богатые смерды, которые могли участвовать в походах в качестве конницы (для этого понятно надо было иметь своего коня), а порой даже и откупиться от воинской повинности предоставив войску князя лошадей.

После принятия христианства на Руси смердов стали называть крестьянами, в то время как термин «смерд» также долгое время оставался в употреблении, но со временем приобрел ярко выраженный негативный оттенок.

Холопы и их отличие от смердов

Если смерды изначально были все же вольными крестьянами, которые впоследствии попали в феодальную зависимость, то холопами изначально называли фактически рабов. Юридический статус холопов, пожалуй, был даже хуже чем у рабов в Римской империи, хозяин мог с ними распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и наказывать, применять физическую силу. За убийство чужого холопа полагался штраф как за порчу чужого имущества, фактически холопы и рассматривались как имущество.

В отличие от смердов холопы не могли:

  • иметь собственную землю,
  • оставлять и получать наследство,
  • участвовать в общественной жизни.

Холопами люди становились в наказание за тяжелые проступки и преступления. Например, князь, разгневанный на крестьянина за какую-то провинность мог отобрать все его имущество, а его понизить до статуса холопа. Также холопами становились должники, которые не могли выплатить своих долгов. Свободная женщина, выходящая замуж за холопа, также становилась рабом. И, разумеется, дети, рожденные в семьях холопов, также автоматически становились холопами.

Обычно холопам давали самую грязную, черновую работу, порой их обучали каким-то полезным ремеслам, чтобы затем их можно было дороже продать. В очень редких случаях князь мог дать холопу вольную, после чего он переходил в уже более высокий статус смерда/крестьянина.

Впоследствии холопы стали делить на классы, различали три основных класса:

  • Большие холопы
  • Малые холопы
  • Боевые холопы

Большими холопами звали фактически привилегированных рабов, тех кто владел какими то полезными ремеслами и умениями. Например, среди них были ответственные за кухню повара, управляющие поместьем. В подчинении у больших холопов находились малые холопы, их участь была незавидной, именно им поручали всю черновую и тяжелую работу по хозяйству.

Отдельную категорию составляли так званные боевые холопы, они входили в княжеское войско и боевую дружину. Также именно боевые холопы считались самыми привилегированными, даже больше чем большие холопы. В боевые холопы отбирали самых сильных и смелых из холопов.

В мирное время боевые холопы также занимались обучению ратному делу, совершенствовали свои навыки во владении разным типом оружия, езде верхом. За их обучение и снаряжение платил князь. Тем не менее боевые холопы не получали награды в военных походах. Даже завоеванная добыча у них оставалась в редких случаях, так как ее отбирали свободные солдаты или князь. За малейшую провинность боевой холоп мог быть разжалован, после чего его продавали в какое-нибудь поместье, где он становился обычным малым холопом.

Литература и полезные ссылки

  1. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.».
  2. Свердлов Б.М. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси в VI – XVI вв.».
  3. Фроянов И.Я. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории».
  4. Греков Б.Д. «Киевская Русь»

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail. com или в Фейсбук, с уважением автор.

Исторический сайт Путешествия во времени


Как жили холопы в древней Руси

Холопство в Русском государстве было отменено Петром I 19 января 1723 года, благодаря докладным депешам генерала Чернышева.

По правовому сборнику «Русская Правда» на Руси холопом можно было стать несколькими путями:

  1. Против воли человека.
  2. С согласия человека, решившего стать холопом.

Группа по неволе

Пленники

Во время войн Киевской Руси с иноземцами в плен попадало многочисленное количество людей. Их было настолько много, что один пленник стоил гораздо дешевле, чем домашняя скотина (свинья или овца). Чтобы продать побыстрее такой товар, цену назначали минимальную. Пленники считались одним их прибыльных источников дохода во время военных походов.

Преступники

Провинившиеся или попавшиеся на воровстве, убийстве, по законам Русской Правды отдавались московским князьям в холопы. Причем разгневавшийся князь мог обратить в холопы не только преступника, но и всю его семью. Их называли холопами, доставшимся им «по вине».

Должники 

К ним относятся торговцы, которые нечестно торговали, занимались пьянством, расточительством. Недобросовестные торговцы отдавались на усмотрение кредиторам в качестве холопов.

Дети холопов.

Согласно законам Русской Правды, естественный прирост от холопов принадлежит господину и входит в ее состав.

К добровольной группе относятся 3 подгруппы

  1. Торговля собой при свидетелях за минимальную сумму.
  2. Брак с холопом или челядью.
  3. Вступление в должность тивуна или ключника.

Составлялось соглашение на добровольное холопство. В те времена, чтобы избежать голодной смерти, многие люди добровольно отдавали себя и своих детей в холопы. В Русской Правде оговаривался срок службы в течение года. Затем холоп подлежал освобождению. Этому ограничению способствовало влияние церкви и духовенства.

Работа которой занимались холопы

Крестьяне работающие в поле. Фото 1911 год.

Их труд широко используют в домашнем хозяйстве князья и бояре, как в городе, так и в загородных поместьях. Холопы работали на земле, выполняли черную работу, обучались ремеслам. Конечно труд холопа-ремесленника оценивался дешевле по сравнению с профессионалами. Холопы-ключники ценились еще дороже, так как были приближенными лицами своих господ, выполняя функцию государственного управления в суде или в сфере финансов. Это можно было поручить только несвободному человеку, так как холоп всегда будет верен хозяину. Впоследствии из некоторых обязанностей холопов образовались важные государственные должности.

Рынок по продаже холопов

На Руси выгодно торговали холопами, помимо меда, воска и меха. Их выставляли на продажу как розничный товар не только на Руси, но и за границей. По цене русский холоп стоил дешевле заморских, так как часто убегал от своих хозяев.

Холопские разряды

Все холопы делились на «большие» и «меньшие».

Первая группа состояла из ключников и тивунов, и была немногочисленной.

Вторая группа составляла основную чернорабочую силу. Их было большинство. К ним относились: конюхи, пастухи, кузнецы и другие ремесленники.

Статус холопа перестал действовать по указу Петра I и основная их часть стала называться крепостными людьми.

  • Исторические моменты

Россия фальсифицирует свое рабовладельческое и крепостническое прошлое

Организация Объединенных Наций отмечает 2 декабря как Международный день борьбы за отмену рабства. В этот день в 1949 году Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию, запрещающую торговлю людьми и эксплуатацию.

В этом году МИД России отметил этот день постом в Твиттере с пропагандистской карикатурой эпохи советского диктатора Иосифа Сталина. На карикатуре под табличкой с надписью «Колонизаторам ответить!» виден синий архивный штамп.

В посте МИД России в Twitter появилась пропагандистская карикатура эпохи советского диктатора Иосифа Сталина.

Поверх оригинальной карикатуры министерство добавило новую новую подпись: «Международный день борьбы за отмену рабства». Министерство отметило официальные аккаунты Африканского союза, представителей африканских стран в ООН и национальных правительств африканских стран.

В твите говорилось: «Наша страна была одной из немногих, которые никогда не занимались работорговлей».

Это неверно.

Холопство (русское название рабства) практиковалось в Московском государстве, предшественнице Российской империи, со средних веков до 1723 года, когда Петр Великий упразднил его.

По законам о холопстве, изложенным в «Русской Правде», сборнике государственно-правовых норм 11 9015-го -го века, холоп был не «субъектом», а «объектом» права. Наказания за убийство своего холопа не было, а лишь небольшой денежный штраф за убийство чужого холопа.

Тремя распространенными причинами стать холопом, согласно «Русской правде», были: плен с последующей торговлей товарами или деньгами; продан в холопство в качестве наказания за преступление; или кабальное холопство, банкротство или неспособность платить налоги или долги. Выйти замуж за холопа означало стать холопом, и дети, рожденные от несвободных родителей, были холопами.

Холопы использовались в качестве каторжных работ, в основном в колхозах и на полях. В среднем на одного помещика приходилось 600 холопов.

Другая форма несвободы – крепостное право – узаконенная собственность на людей как на рабочую силу, существовала в Российской империи с момента ее образования до XIX века. Крепостных покупали и продавали. Отмена крепостного права в 1861 г. освободила около 10,5 млн человек.

В своей книге 1961 года «Властелин и крестьянин в России: с девятого по девятнадцатый век» историк Принстонского университета Джером Блюм описывает крепостное право как рабство. Он и другие историки отмечают, что разница между рабством и крепостным правом заключалась в том, что рабы принадлежали своим хозяевам, а крепостные принадлежали земле и продавались и покупались вместе с землей.

Но к 1720-м годам юридическое различие между рабами и крепостными в Российской империи было ликвидировано.

В конце XIX -го

-го века российские газеты еще печатали объявления типа: «Продается крепостная девушка с маленьким ребенком за 50 рублей серебром и 10 рублей ассигнаций (бумажных денег)», Российское информационное агентство «Лента.ру» писала в 2016 году в материале под заголовком «350 лет рабства: кто в России больше всего пострадал от крепостного права и его отмены».

Картина русского художника XIX века Василия Перова «Возвращение крепостных из могилы». (искусство с открытым исходным кодом)

Женщины продавались дешевле мужчин, а в Новгородской области (средняя Россия) можно было купить крепостную женщину за пять рублей и гуся за 1,25 рубля. Здоровый мужчина будет стоить 400 рублей, пишет «Лента.ру» со ссылкой на историка Сергея Кочережко.

Русские помещики славились жестоким обращением со своими крепостными. Смерть крепостного после побоев или какого бы то ни было наказания или издевательств со стороны господина не считалась преступлением по русским законам.

Молодые женщины умирали в два раза чаще, чем мужчины.

В 1768 году Дарья Салтыкова, помещица, владевшая фермами и хоромами в Московской, Волгоградской и Костромской губерниях, была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за «истязание и убийство» своих крепостных.

Салтыковой было 26 лет, когда умер ее муж, и она унаследовала около 600 крепостных. В последующие семь лет Салтыкова убила 138 из них, в основном женщин и молодых девушек, обвиняемых в недостаточном мытье полов и недостаточной чистоте одежды.

Салтыкова обливала жертву кипятком или поджигала ей волосы. Затем конюхи пороли преступников, морили их голодом и зимой привязывали голыми на улице.

Дело Салтыковой было одним из «очень немногих» дел, дошедших до суда, который чаще всего наказывал крепостных, жаловавшихся на жестокое обращение, а не их господ. По данным русскоязычного исторического сайта History.ru, жестокость помещиков и убийства крепостных были «очень обычным явлением».

Хотя советский плакат Министерства иностранных дел России осуждал империализм, сама Россия была печально известна своей жестокой колониальной политикой, которая привела к вымиранию целых наций, низведя другие до статуса «этнических меньшинств».

В своей недавно опубликованной книге «Несостоявшееся государство: Путеводитель по расколу России» британско-американский исследователь русской истории Януш Бугайски утверждает, что Россия остается империей и что продолжающаяся военная агрессия Москвы в Украине носит колониальный характер.

Отвечая на вопросы «Полиграф.инфо» о заявлении МИД России, Бугайский сказал:

«Все российские империи практиковали различные формы рабства. Царская империя навязала крестьянским массам тягостную форму крепостного права, родственную рабству.

«Советско-коммунистическая империя установила систему ГУЛАГа, которая поработила миллионы людей в качестве бесплатной рабочей силы и навязала систему «внутренней колонизации» для извлечения максимальной продукции из обедневшего крестьянства. Он также депортировал целые народы в Сибирь, на Дальний Восток и Крайний Север в качестве бесплатной рабочей силы для освоения отдаленных регионов.

«И царская, и советская империи также занимались национальным геноцидом и искоренением нерусских культур. Эта колониальная империя еще не полностью демонтирована.

«Национальные республики и области в Российской Федерации продолжают эксплуатироваться из-за их природных ресурсов и дешевой рабочей силы. Москва скрыла свое колониальное рабство от внешнего мира, изображая из себя защитника колонизированных народов от западного империализма. Но, как показало вторжение в Украину, расизм, колониализм и империализм глубоко укоренились в истории и культуре России».

От крепостного до русского солдата

От крепостного до русского солдата

Элиза Кимерлинг Виртшафтер

Твердая обложка ISBN: 9780691636412 92 доллара США/72 фунта стерлингов Мягкая обложка ISBN: 9780691607894 $37.00/£30.00 электронная книга ISBN: 9781400860999 Доступно как PDF 25,90 долларов США / 21,00 фунтов стерлингов 37,00 $ / 30,00 £

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl.

South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Добавить в корзину Добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим нашу страницу часто задаваемых вопросов , когда она станет доступна.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Соединенное Королевство
  • Европа
  • Элиза Кимерлинг Виртшафтер
    Коллекции:
  • Библиотека наследия Принстона

      Твердая обложка

      Купить это
      • Скачать обложку

      Вот первая социальная история, посвященная простому солдату в русской армии первой половины XIX века — рассмотрение солдат как социального класса и армии как социального института. Предоставляя всестороннее представление об одной из самых важных групп в российском обществе накануне великих реформ середины 1800-х годов, Элиза Виртшафтер вносит большой вклад в наше понимание сложной социальной структуры России. Основанная на обширных исследованиях ранее неиспользованных советских архивов, эта работа охватывает широкий круг тем, касающихся повседневной жизни в армии, включая призыв на военную службу, продвижение по службе и социальную мобильность, семейное положение, обучение, полковую экономику, военную юстицию и отношения между солдатами. и офицеры. Автор делает акцент на социальных отношениях и нормах поведения в армии, но она также обращается к более широкой проблеме отношения общества к самодержавию, в том числе к постоянному напряжению между потребностью царского государства в военной эффективности и его уравновешивающей потребностью поддерживать традиционные нормы неограниченного патерналистская власть. Изучая военную жизнь с точки зрения ее воздействия на солдат, она анализирует две основные проблемы царской социальной политики: как мобилизовать ресурсы общества для удовлетворения государственных нужд и как способствовать модернизации (в данном случае военной эффективности), не нарушая социальных укладов, основанных на крепостном праве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *