Кто такой алексей михайлович: Исторический парк «Россия – Моя история»

Содержание

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Тишайший (10.03.1629-29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А. М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет — письму, а с 9 — церковному пению (столповому знамени, а также строчному и демественному пению — у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А. М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А. М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих.

Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с. Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А. М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению и исключительная любознательность. А. М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила — «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления.

Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ)

Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ)

В 14 лет А. М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А. М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим».

В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп.
Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678).

Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией).

Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь. После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

М. более не нуждался в его опеке.

Городские восстания, вызванные ростом косвенных налогов, в 1648-1650 гг. прокатились по всей стране, затронув и Сибирь. Соляной налог пришлось отменить. Восстания повлияли на ускорение кодификации законодательства. По приговору царя с Боярской думой в июле 1648 г. комиссии из 5 лиц было поручено составить проект нового Уложения. 1 сент. 1648 г. в Москве собрался земский Собор из «выборных людей разных чинов государства», к-рый в 1649 г. принял Уложение (см. Соборное Уложение 1649 г.). Для укрепления власти и авторитета самодержавного монарха в Уложение были введены статьи, по к-рым даже «умысел» на здоровье, жизнь и честь государя были возведены в ранг тягчайших гос. преступлений. Уложение окончательно закрепило крестьян за помещиками, прикрепило посадское население городов к тяглу. В дальнейшем Соборное Уложение пополнялось «новоуказными статьями» — «о татебных, разбойных и убийственных делах», «о вотчинах и поместьях», о смертной казни за самовольный выход тяглых людей из посада и др.

Уложение в главе «О богохульниках и о церковных мятежах» ужесточило меры (вплоть до сожжения) против еретиков. Уложение поставило духовенство под юрисдикцию светского суда по гражданским делам, тем самым ограничивалась компетенция церковного суда. Судебные дела (исключая собственно церковные) духовных лиц были переданы светским судебным учреждениям и созданному в 1650 г. Монастырскому приказу, к-рый занимался также определенными адм. вопросами жизни Церкви. Статьи Уложения 1649 г. не распространялись на Патриарха и находящихся в его вотчинах людей, к-рых судил сам Патриарх (из Патриаршего суда исключались лишь дела о «душегубстве и разбоях»). Уложение 1649 г. легло в основу последующего законодательства. Одновременно проводилась кодификация церковного права. В 1650 г. была издана новая Кормчая книга, а также ряд царских и Патриарших указов, регламентировавших духовную жизнь об-ва.

При А. М. проходила централизация местного и центрального управления, расширение самодержавной власти царя и угасание значения земских Соборов: после Собора 1653 г. , принявшего решение о воссоединении Малороссии с Россией, земские Соборы в царствование А. М. уже не собирались. А. М. рассматривал царскую власть как установленную Богом, считал монарха источником «права и милости». Называя себя «государем Святой Руси», А. М. рассматривал ее как оплот вселенского Православия. При А. М. продолжался рост приказной бюрократической системы. Количество приказов к концу его царствования возросло вдвое (с 40 до 80), а число приказных людей — более чем в 3 раза (с 800 до 2800). Приказы учреждались как для новых отраслей управления, так и для управления вновь приобретенными территориями (Смоленский, Сибирский, Малороссийский, Литовский). В 1654 г. был учрежден Тайный приказ (действовал до 1676), служивший личной канцелярией царя: через него проходили разнообразные дела, касавшиеся как вопросов гос. управления, так и частного хозяйства и личного обихода царя.

При А. М. значительную часть рус. войска составили организованные по западноевроп. образцу «полки иноземного строя», первый опыт создания к-рых был предпринят при царе Михаиле Феодоровиче. Это были регулярные конные (драгунские и рейтарские) и пехотные (солдатские) полки, устройством к-рых занимались приглашенные иностранные специалисты. Из Европы приглашались также техники, мастеровые, архитекторы, живописцы, лекари, аптекари. В 1652 г. их поселили в московской пригородной Немецкой слободе, к-рая стала проводником зап. культурного влияния в России. Правительству А. М. и правосл. Церкви приходилось вести борьбу против усилившейся в то время экспансии католичества, лютеранства, кальвинизма и проч. «еретических учений». Ограничивались контакты правосл. рус. людей с католиками, лютеранами и кальвинистами. Православным запрещалось посещать костелы и кирхи, а иноземцам в России — правосл. храмы. Был установлен запрет на ввоз книг иностранной печати, кроме напечатанных Греческой Церковью.

В 1647 г. А. М. сблизился с кружком «ревнителей благочестия», возглавлявшимся царским духовником, настоятелем Благовещенского собора протопопом Стефаном Вонифатьевым. Деятели кружка стремились к упорядочению церковной жизни, богослужения, распространению проповеди.

Первым заметным достижением боголюбцев стало отстаивание «единогласия». При А. М. было запрещено одновременное совершение неск. чинопоследований или частей одного чинопоследования («многогласие»), широко практиковавшееся с целью сокращения богослужения. Постановление о «единогласии» было принято еще Стоглавым Собором (1551), однако «многогласие» в богослужении продолжало существовать и даже распространялось, службы совершались быстро и «со всяким небрежением». Патр. Иосиф, несмотря на письменные и словесные просьбы боголюбцев и самого царя, не осмеливался исправить положение. В февр. 1651 г. состоялся по этому вопросу Собор, на к-ром по настоянию А. М. и Стефана Вонифатьева было решено держаться «единогласия» при чтении. В следующем, 1652 г., А. М. принял меры против «раздельноречного» пения (хомонии). Была составлена комиссия из 14 лучших дидаскалов (музыкальных учителей), но ряд обстоятельств помешал ей исполнить поручение. Окончательно этот вопрос был решен комиссией из 6 дидаскалов в 1667 г.
Предпринимались меры по искоренению язычества и суеверия в народе. Указы 1648-1649 гг. запрещали принимать в домах скоморохов, исполнять «бесовские игры» и песни, гадать, «праздновать купалу, прыгать через костры», запрещались святочные игры ряженых, гадания, «волшебство».

В 1653-1655 гг. была проведена церковная реформа, к-рая имела целью упорядочение связей РПЦ с К-польским Патриархатом, правосл. Церквами укр., белор. земель, Молдавии и Балканского п-ова, что способствовало бы укреплению авторитета Русского гос-ва. Все это требовало унификации церковной обрядности, богослужебных книг, иконописания, даже церковной архитектуры. Особое место в реформе заняла справа церковных книг, задачей к-рой было установление правильного текста, искаженного при переписке (см. Книжная справа). Приглашены были справщики — ученые греч. и укр. монахи, к-рые проводили сравнение рус. богослужебных книг с совр. греческими. В 50-60-х гг. происходила подготовка к реформе певч. искусства (см. Истинноречие, Раздельноречие).

На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения, а также новшеств в области нотации и теории музыки. А. М. проявил себя как распевщик и переписчик певч. сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть» (ГИМ. Син. певч. № 52. Л. 185), богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи нек-рых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слезы» и др. — РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. № 337. Л. 12, 13). Не сохранились, но известны по описи царской б-ки 1682 г. 6 тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и др. муз. рукописи, выполненные А. М. (Протопопов. С. 130).

Осуществлять богослужебную реформу был призван энергичный и деятельный Патриарх Никон (Минов), к-рый обратил на себя внимание царя в 1646 г., когда приехал в Москву за «милостыней» для Кожеезерского мон-ря, где был тогда настоятелем. Никон так понравился царю, что тот оставил его в Москве, сделав настоятелем Новоспасского мон-ря. В 1649 г. Никон был поставлен митр. Новгородским, а в 1652 г. по настоянию царя — Патриархом Московским и всея Руси. Он пользовался полным доверием царя, к-рый советовался с ним не только по духовным вопросам, называя его «собинным другом». Никон энергично взялся за проведение реформы, применяя жесткие меры. Церковная реформа встретила сильное сопротивление со стороны части духовенства, знати и простонародья — ревнителей «древлего благочестия», в значительном числе отделившихся от Церкви в раскол старообрядчества и подвергшихся суровым преследованиям. Властный и честолюбивый, усвоив себе титул «великого государя», Никон активно вмешивался даже в ход гос. дел, при этом стремясь поставить власть Патриарха выше царской. Все это привело к конфликту между А. М. и Патриархом, завершившемуся разрывом в 1658 г. Никон демонстративно снял с себя Патриаршее облачение, надел скромное монашеское одеяние и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь в надежде, что царь придет к нему с повинной. Однако эти надежды не оправдались. В 1664 г. Никон вернулся в Москву, но при попытке занять Патриаршую резиденцию его по приказу царя выслали обратно. В 1666-1667 гг. в Москве был созван церковный Собор при участии Вост. Патриархов (см. Большой Московский Собор), к-рый утвердил церковные нововведения, осудил действия Никона и лишил его сана Патриарха. Никон в защитительном трактате «Разорение» обвинял А. М. и его правительство в покушении на церковную свободу и независимость.

На Соборе А. М. столкнулся с оппозицией иерархов, указавших на ряд недостатков в церковном управлении. Архиереи высказали недовольство несоблюдением в России «древнего апостольского и соборного правила» — собираться дважды или по крайней мере 1 раз в год Архиерейским Соборам «для исправления церковных дел»; отрицательно отнеслись к положению, что в церковном управлении, как у Патриарха в его приказах, так и у проч. архиереев, епархиальные дела решают преимущественно светские чиновники, а все духовенство, начиная с митрополитов, во всех делах судится по Уложению А. М. в Монастырском приказе. Собор запретил привлекать священников и монахов «в мирские судилища», суд над духовенством в епархиях должны были осуществлять назначенные архиереями духовные лица. Светские вассалы епископа (владычные бояре) могли вершить свой суд лишь над светскими людьми во владениях Церкви. Если Стоглавый Собор сохранил суд светских чиновников над духовными лицами, совершившими тяжелые уголовные преступления, то решения Собора 1666-1667 гг. передавали и этот вид суда архиерею, к-рый должен был наказать «по священным правилом»; лишь при повторном совершении такого преступления священник, предварительно лишенный сана, мог быть передан в руки светских судей. Дела о спорах между духовенством и мирянами должен был также рассматривать духовный суд. Архиереи постановили созывать дважды в год епархиальные Соборы духовенства.

Важной основой отношений светской власти к духовной послужило покаянное обращение («Молебное послание») А. М. к мощам сщмч. митр. Московского Филиппа (Колычёва), убитого в 1569 г. по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В послании осуждался царский произвол и заявлялось о необходимости следовать законным установлениям во взаимоотношениях между царем и духовной властью.

При А. М. сложились следующие принципы взаимодействия Церкви и гос-ва. Царь имел право «предложения» кандидата на Патриарший престол, влиял на избрание епархиальных архиереев и утверждал настоятелей мон-рей. Он часто издавал указы относительно церковных дел от своего имени и от имени Патриарха, созывал Соборы. К царю обращалась церковная власть за содействием в борьбе с противниками Церкви и в ограждении своих прав, нарушаемых влиятельными лицами. Царь также обращался за содействием к Церкви. Он совещался с Патриархом не только по церковным, но и по гос. делам. Представители духовенства присутствовали на всех земских Соборах, где решались важные внутри- и внешнеполитические вопросы. Патриарх имел право печалования — ходатайства перед царем за осужденных и опальных лиц. Церковь активно привлекала светскую власть для борьбы с расколом. При этом А. М. был сторонником преимущественно нерепрессивного разрешения конфликта со старообрядчеством, при нем лидеры раскола приглашались ко двору, призывались на церковных Соборах к покаянию и примирению с Церковью.

В царствование А. М. значительно расширилась территория страны. В 1654 г. в состав России добровольно вошла Левобережная Украина (Малороссия). В связи с начавшейся войной с Польшей (1654-1667) А. М. издал воззвание ко всем сынам правосл. Церкви, духовным и мирским людям царства Польского и княжества Литовского, в к-ром призывал их переходить на сторону рус. государя. После вступления московских войск в пределы Белоруссии Могилёв, Полоцк, Гомель, Витебск и др. города сдались им без боя. В нач. 1655 г. были взяты Вильна, Ковно, Гродно и Пинск. Под власть рус. царя перешли вся Белоруссия и многие местности Литвы. В освобожденном крае восстанавливалось Православие: освящались оскверненные, запустелые, вновь построенные правосл. церкви и мон-ри, была учреждена Полоцкая (1656) епархия, к-рой, так же как и Могилёвской епархии, было предписано «иметь повиновение и послушание» Патриарху Московскому. В результате русско-польск. войны к России отошли Киев с прилегающей к нему областью по правому берегу Днепра, Северская земля с Черниговом и Стародубом, Смоленская земля со Смоленском. За период царствования А. М. число епархий Русской Церкви возросло с 12 до 20. Во время войн с Польшей и Швецией А. М. молился о победе рус. войска в Троице-Сергиевом и Саввином Сторожевском мон-рях, лично участвовал в походах. Во время военных действий А. М. побывал в Витебске, Полоцке, Могилёве, Гродно, Ковно, Вильне, ознакомился там с новыми порядками и обычаями. По возвращении в Москву он внес перемены в придворный обиход, заимствовав нек-рые черты украинско-польск. уклада.

А. М. оказывал значительную помощь вост. Патриаршим престолам и мон-рям, принимал многочисленные правосл. посольства. Царь неоднократно обращался к правосл. Патриархам за консультациями и помощью в решении проблем внутрицерковной жизни, в частности в «деле Патриарха Никона». С одной стороны, А. М. придавал большое значение единению правосл. мира и был готов прилагать необходимые усилия, чтобы «обновити и подутвердити соуз церковнаго общаго нашего мира» (грамота к Паисию, Патриарху К-польскому, цит. по: Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. СПб., 1884. Т. 2. С. 562). С др. стороны, Вост. Патриархи активно поддерживали в А. М. представление о рус. государе как о защитнике и покровителе вселенского Православия. А. М. состоял в постоянной переписке с Предстоятелями правосл. Церквей, многие правосл. иерархи посещали Россию в царствование А. М. В 1649 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней на Гроб Господень, на покрытие долгов Святогробского храма ему были переданы дары на сумму более 5 тыс. р. Патриарх Паисий заметил нек-рые различия между греч. и рус. богослужебными обычаями, о чем сообщил А. М. и Патриарху Московскому Иосифу. Было принято решение — для изучения греч. богослужебной практики отправить на правосл. Восток в свите Патриарха Паисия сведущего в греч. языке надежного человека — старца Арсения (Суханова). 8 дек. 1650 г. Арсений (Суханов) вернулся в Москву и привез «Статейный список», содержавший прения Арсения с греками о различиях в богослужении. В 1651 г. Арсений вновь уехал на Восток и вернулся спустя 2 года с «Проскинитарием», в к-ром также говорилось о расхождениях в церковных чинопоследованиях и обычаях. В нач. 1654 г. Арсений снова был послан на Восток, на сей раз с «казной великой», для приобретения греч. богослужебных книг, наибольшее число к-рых он купил на Афоне. Всего же Арсением было приобретено более 500 книг, использовавшихся рус. справщиками в ходе церковной реформы.

В 1650 г. в Москву прибыл митр. Назаретский Гавриил, а весной 1653 г.- находившийся на покое бывш. К-польский Патриарх свт. Афанасий III Пателларий. В 1655-1656 гг. в Москве находились Патриархи Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил, к-рые участвовали в Соборах, рассматривавших справу богослужебных книг. Вост. Патриархи были призваны А. М. и Патриархом Никоном быть судьями в их противостоянии. В 1663 г. Патриархами К-польским Дионисием, Александрийским Паисием, Антиохийским Макарием и Иерусалимским Нектарием был подписан томос, поддержавший А. М. в его конфликте с Никоном. Томос утверждал главенство царя как единоличного властителя, осуждал усвоение к.-л. духовным лицом звания «государя» и т. д. В 1666-1667 гг. в Большом Московском Соборе приняли участие Патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, к-рые после соборного осуждения и низложения Никона отправили о том грамоты Патриархам Иерусалимскому Нектарию и К-польскому Парфению.

При А. М. выросло число рус. городов, развивалось мануфактурное производство, большого размаха достигла внутренняя и внешняя торговля, проходила активная колонизация Вост. Сибири и Дальн. Востока. Промышленники и искатели добычи доходили до берегов Ледовитого и Тихого океанов и до границ Китая. Правительство закрепляло приобретение новых земель постройкой городов и крепостей-острогов: были основаны Нерчинск (1653), Иркутск (1652), Селенгинск и ряд др. городов. Установились дипломатические отношения с Персией и Китаем, развивались регулярные торговые и дипломатические связи с западноевроп. гос-вами. Значительных успехов Россия при А. М. достигла в культурном развитии. Увеличилось число грамотных людей, появились первые школы и учебники. Построены великолепные храмы (св. прор. Илии в Ярославле, ансамбли Нов. Иерусалима под Москвой, царские дворцы в Кремле и с. Коломенском). В архитектуре сформировался новый стиль — нарядное московское «нарышкинское барокко». В изобразительном искусстве получила распространение «парсунная» (портретная) живопись. Выдающимся живописцем был Симон Ушаков, стремившийся к реалистическим формам в иконописи и портрете. При дворе А. М. появился первый драматический театр, к-рый ставил пьесы в основном на библейские сюжеты.

1 сент. 1674 г. А. М. объявил сына Феодора наследником престола. А. М. похоронен в кремлевском Архангельском соборе, его царствование заложило основу для преобразований Петра I.

Соч. : Молебное послание государя Алексея Михайловича к мощам святого митрополита Филиппа // СГГД. М., 1822. Ч. 3; Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856; Сказание об Успении Пресвятой Богородицы, правленное царем Алексеем Михайловичем / Изд. С. А. Белокуровым // ЧОИДР. 1894. Кн. 3; Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1896. Т. 5: Письма царя Алексея Михайловича. Дневальные записки приказа Тайных дел 7165-7183 гг. // ЧОИДР. 1908. Кн. 1, 2; Сочинения царя Алексея Михайловича // ПЛДР. XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 499-513.

Ист.: Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича. М., 1882; Посольство Кунрода фан Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу / Пер. с гол. Б. Койэт; введ., примеч. и указ. подгот. А. М. Ловягин. СПб., 1900.

Лит.: Мейерберг А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 г. М., 1874; Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович // ИВ. 1886. № 5. С. 265-275; Забелин И. Е. Черты русской жизни в XVII-м столетии: (По поводу кн.: «Собрание писем Царя Алексея Михайловича» // Отечественные записки. Т. 110. Янв. С. 325-378; он же. Домашний быт русских царей в XVI-XVII ст. М., 1915. Т. 1. Ч. 2; Эйнгорн В. О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 4. С. XIV, 370; Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Он же. Российские самодержцы. М., 1900; Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 19064; Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. М., 1906; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909-1912. М., 1996р. 2 т.; он же. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. Серг. П., 1914; Кореневский Н. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона. К., 1912; Тихомиров Н. M., Епифанов П. П. Соборное Уложение 1649 года. М., 1961; Душечкина Е. В. Царь Алексей Михайлович как писатель: (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 184-188; Шульгин В. С. Религия и Церковь // Очерки русской культуры XVII в. М., 1979. Ч. 2. С. 288-312; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер роспева // ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1988. Т. 3; Волков М. Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское Православие: вехи истории. М., 1989. С. 153-229; Кристенсен С. О. История России в XVII в.: Обзор исследований и источников. М., 1989; Кротов М. Г. Послание царя Алексея Михайловича о смерти Патриарха Иосифа // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 2. С. 149-178; Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Т. 10-12 // Соч.: В 18 кн. М., 1990. Кн. 5; 1991. Кн. 6; Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета Церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 283-293; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3; Демидова Н. Ф., Морозова Н. Е., Преображенский А. А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича // ПКНО. 1991. М., 1997. С. 107-110; Полознев Д. Ф. Письма русских архиереев царю Алексею Михайловичу 1662 г.: (К истории внутрицерковной борьбы в связи с «делом Никона») // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 61-80.

В. А. Фёдоров

Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы

Перейти к содержимому

Записи

Опубликовано

Домашнее музицирование было одним из любимейших развлечений в дворянских семьях.

Читать далее ««И фортепьяно вечерком…» Домашнее музицирование в модной картинке конца XVIII – XIX вв.»

Опубликовано

Часть 1. Во время строительства Покровского собора в середине XVI …

Читать далее «Удивительное убранство Покровского собора Ч. 2 Спирали на рёбрах шатра центральной церкви»

Опубликовано

Народный костюм Воронежской губернии красив, самобытен и ярок. В отделе …

Читать далее «Воронежские работы Сергея Павлова»

Опубликовано

120 лет назад, 24 (11) и 26 (13) февраля 1903 …

Читать далее ««Последний бал Российской империи»: маскарад 1903 года»

Опубликовано

Сологуб Ф. К. Книга сказок — Москва: Гриф, 1905 «Книга …

Читать далее «Сказки злого волшебника»

Опубликовано

Продолжаем разговор о популярных в первой половине XIX столетия флоральных …

Читать далее «В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть II.»

Опубликовано

Выставка «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города» представляет городские образы …

Читать далее «Модельеры и дизайнеры на выставке «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города»»

Опубликовано

В дни, когда до весны осталось всего ничего, но погода …

Читать далее «В царстве Флоры. Символика растительных мотивов в культуре первой половине XIX века. Часть I.»

Опубликовано

В Историческом музее хранится золотой кувшин VII – VIII веков. …

Читать далее «Золотой кувшин из «Золотой кладовой»»

Опубликовано

В фонде живописи XIX века Государственного исторического музея до 1961 …

Читать далее «Сцена пленения дивизионного генерала Д.Ж. Вандама»

Опубликовано

В фонде фотографии Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея хранится …

Читать далее «Насветевич, «Старый Егерь» и гвардейское знамя»

Опубликовано

«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм». Коко …

Читать далее «Жакет, спенсер, болеро»

Алексей Михайлович Мартынов | Лиц

Мартынов Алексей Михайлович

Кобрин → Выдающиеся личности → Мартынов Алексей Михайлович

У каждого города есть заветные имена, которые никогда не забываются. Они, как звезды на небе, светят долго и щедро, освещают исторический путь людям, являясь образцом служения Отечеству и ближнему. Такой путеводной звездой для кобринчан стал Алексей Михайлович Мартынов.

Его жизнь подтверждает афоризм Гёте: «Таланты формируются в покое, а характеры – среди житейских бурь». И первых, и вторых на жизненном пути Алексея Михайловича Мартынова девяносто пять лет было вполне достаточно. Он пережил две мировые войны, лично видел в глазах последнего российского императора Николая II, был свидетелем возникновения, расцвета и упадка огромного государства – СССР. Его жизнь не была богата выдающимися событиями мирового масштаба, однако на каждом зигзаге судьбы присутствовала только одна страсть – творить, что сделало его самым известным и родным человеком на Кобринчине.

Алексей Михайлович Мартынов родился 7 августа (20 августа по новому стилю) 1904 года в городе Кобрине в семье народного учителя Михаила Яковлевича Мартынова и Параскевы Антоновны, урожденной Писаревич. С самого раннего детства одаренность мальчика имела естественный и благодатный выход. С 1911 г. ребенок отчужден для обучения в Кобринской церковно-приходской школе, но в связи с военными действиями 1915 г. учеба была прервана, и семья эвакуирована в г. Рогачев Могилевской губернии. Там Мартынов продолжил свое учение в реальном училище. В 1919 года его отец был назначен заведующим школой в селе Городецкий Аппарат сельсовета. В этом селе зимой 1920 — 21 гг. Алексей Михайлович стал учителем школы ликбеза, а с марта 1921 г. работал учителем в селе Николаевка. В мае 1922 г. отец скоропостижно скончался от инсульта на 65-м году жизни, проработав учителем 49 лет. Параскева Антоновна решила вернуться в Кобрин, где у родителей был деревянный домик с приусадебным участком. Здесь А.М. Мартынов работал разнорабочим преимущественно на сезонных работах и ​​на лесозаводе, затем занимался огородничеством на приусадебном участке. Забота матери и младших детей, постоянные напряженные обстоятельства не позволяли юноше идти учиться дальше. Но стремление стать компетентным было настолько сильным, что он занялся самообразованием и очень преуспел на этом поприще. Его интересы и увлечения были исключительно широкими, охватывали разные области знаний и искусств. Алексей Михайлович самостоятельно изучил и хорошо знал английский, французский, немецкий, польский и украинский языки, владел эсперанто. Помимо языкознания увлекался чтением произведений классиков мировой литературы. Самостоятельные первые попытки написания увенчались появлением ряда любопытных рассказов и повести «Владыка мира», ставшей попыткой автора изложить свое философское мировоззрение. О серьезности интереса к литературному творчеству свидетельствует переписка с русскими писателями и издателями, проживающими в эмиграции в странах Западной Европы. Сохранились письма Михаила Арцибашева, Марка Алданова и Михаила Осоргина. Было послание и от Ивана Бунина, в котором великий писатель, увидев в Мартынове зерна таланта, рекомендовал ему не бросать занятий литературой, но в то же время советовал иметь более стабильный источник дохода. Любовь к этому виду искусства прослеживалась на протяжении всей творческой деятельности Алексея Михайловича Мартынова. В его доме сохранилась богатейшая библиотека уникальных книг, стены украшают портреты любимых писателей и поэтов. Литературно-публицистическое наследие Алексея Михайловича впечатляет читателей и сегодня, а своеобразный стиль изложения материала не оставляет сомнений в авторстве.

Талант всегда многогранен, не последнее место в широком спектре увлечений заняло рисование. В семейном архиве встречаются подлинный карандашный портрет и исторические зарисовки, поражающие точностью изображения и подмеченным характером. Эти миниатюры убеждают нас в обоснованности желания Михаила Яковлевича Мартынова отдать сына учиться в Санкт-Петербургское художественное училище. Но войны и революции следовали за мечтами.

Музыкальный вкус формировался под влиянием народных песен, Алексей Михайлович любил их слушать и исполнять. В советское время увлекался творчеством Владимира Высоцкого, видимо, увидев в его бунтарском духе созвучие с собственной судьбой.

Мартынов в совершенстве знал мировую историю и историю Кобринщины. Недаром его статьи стали первоисточником по изучению и осмыслению родного края. У него был какой-то необычный интерес ко всему окружающему. Не было такого вопроса, который бы застал его врасплох. Он мог общаться с людьми любого интеллектуального уровня, поражал собеседников своей эрудицией, хотя диплома о высшем образовании не имел.

После воссоединения Западной Беларуси с БССР в 1939 Алексея Михайловича привлекли на работу во Временное управление Кобринского уезда для налаживания службы связи, затем он стал организовывать городскую библиотеку, заведующей которой проработал до начала войны.

Во время оккупации Мартынову удалось избежать принудительной мобилизации на работу в Германию. С мая 1942 г. работал кладовщиком и жестянщиком в строительной фирме. Затем при содействии бывшего подпольщика белополяка Алексея Куреши стал связным партизанским отрядом Чапаева, снабжая партизан нужными им материалами со склада. Впоследствии выполнял разведывательные задачи в тылу врага, полученного от оперативника партизанского отряда Чапаева С. И. Шмырева. Он рисковал жизнью, когда, благодаря своей грамотности и наблюдательности, по заданию штаба Красной Армии прокладывал в родном городе расположение вражеских дотов, дзотов, противотанковых рвов и боевых соединений противника.

Сразу после изгнания гитлеровских оккупантов по заданию райкома комплекта белья Мартынов восстановил работу городской библиотеки, а в ноябре 1944 г. был призван в ряды Советской Армии. Служил писарем в ряде художественных частей. После демобилизации около года работал техником-инвентаризатором. А с 4 августа 1946 года назначен директором Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова. Для тех времен это было необычным назначением. Известно, что партия, особенно на посты в области идеологии, ставила коммунистов, в редких случаях – перспективных комсомольцев. Но Мартынов не был и не стал ни тем, ни другим, и жизнь доказала, что власть не ошиблась в «беспартийном большевике».

Алексею Михайловичу Суворовский домик достался в весьма плачевном состоянии. Фашистские оккупанты использовали его под конюшню, закрыв начальную украинскую школу. В июле 1944 года перед солдатами, освобождавшими город, предстал лишь каркас здания с покоробившимися стенами и ветхой гонтовой крышей. Местные жители чуть не разобрали строение на топливо, но благодаря стараниям и энтузиазму Мартынова домик не только уцелел, но и стал визитной карточкой Кобрина, получив известность за пределами республики. Тридцать два года Алексей Михайлович находился на «капитанском мостике» музея, отдаваясь любимому делу, исследовал историческое прошлое родного города, написал более семидесяти статей, публиковался в республиканских и местных органах печати. Посетил ряд стран, более чем в ста пятидесяти городах мира, использовал полученные сведения и экспонаты для пополнения музея. Когда в городе Измаиле были найдены ядра для орудий далеких суворовских времен, директор музея привез их в чемоданах. Бесценное оружие восемнадцатого века он доставил из Ленинграда, вез его в сумке в общем вагоне поезда, подложив под голову вместо подушки.

С 1965 по 1972 год Мартынов на общественных началах возглавлял Кобринское отделение добровольческого общества охраны памятников истории и культуры. Он не только занимался сохранением существующих памятников, но и инициировал работу по увековечиванию мест, связанных с историческими событиями, на территории Кобринщины. В 1974 году к тридцатилетию освобождения Беларуси по инициативе Алексея Михайловича и при его непосредственном участии были установлены двадцать четыре обелиска с мемориальными досками, посвященными событиям Великой Отечественной войны.

По его инициативе в 1948 году в г. Кобрине был основан парк культуры и отдыха им. А.В. Суворов, первый директор которого Василий Иванович Харитонюк был близким другом коллеги. Благодаря активной деятельности А.М. Мартынова в 1950 г. в Кобрине установлены два бюста Суворова, а в 1964 г. – памятник А.В. Суворова работы Чеботырева. Алексей Михайлович проделал огромную работу по установлению даты первого письменного упоминания о городе Кобрине, и в каждое дело вкладывал душу и сердце.

Мартынов, несмотря на загруженность, постоянную занятость, успел познакомиться с достопримечательностями мирового уровня, побывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее и даже побывал в Лувре. Восхищался произведениями искусства, историческими памятниками, которые ему посчастливилось видеть, но экспонаты кобринского музея были ему дороже. Он до мельчайших подробностей знал историю каждой улочки, каждого старинного дома, сам того не подозревая, постепенно стал хранителем истории города, где родился, вырос и состоялся как личность.

Уже находясь на пенсии, Алексей Михайлович, несмотря на возраст, не снижал темпов деятельности на избранном пути. По спорным вопросам истории к нему обращались, как к своеобразному справочному бюро.

Высокий интеллект, дипломатичность, умение объективно оценивать возможности каждого человека, тактичность в общении, тонкий юмор, а порой и тонкая ирония привлекали к нему людей. Он никогда никого не обижал и не унижал. Присущая скромность не позволяла Мартынову просить за себя и за себя. Но, если надо было спросить, или решить вопрос во благо общего дела, равных ему не было.

Алексей Михайлович спокойно относился к материальным благам. Он испытывал потребность только в воздухе и книгах, на которые уходила половина зарплаты. Когда с наступлением товарного голода и вместе с ним духовного оскудения люди отсортировывали из лавок нужное и ненужное, Мартынов усердно копался в книжной лавке, пополняя библиотеку.

Он не придавал большого значения внешнему виду человека, для него более важную роль играла душа, а не оболочка. У Алексея Михайловича было много сторонников, среди которых следует назвать его тезку Алексея Михайловича Сущука. Друзья взаимно дополняли друг друга, несмотря на разный темперамент и полярность взглядов.

Мартынов, следуя суворовской традиции, укреплял дух, утомляя тело. Мало кто знал, что, заболев туберкулезом легких в тридцатилетнем возрасте, он вылечился самостоятельно голоданием. Йога и плавание стали обязательным элементом его жизни. Единственным транспортным средством на улицах города, и до последних дней жизни, служил велосипед.

Мартынов Алексей Михайлович скончался 15 ноября 1999 года. За активную краеведческую деятельность награжден медалью Н. К. Крупской, множеством грамот, именных подарков, был почетным гражданином г. Кобрина. Но лучшая награда – добрая память о нем в гневе кобринчан. Библиотека и ее главное детище – музей имени А.В. процветают в городе установления связи. Суворова.

К столетию со дня рождения А.М. Мартынова наш музей выступил с инициативой назвать одну из новых улиц Кобрина его именем, а на доме № 39 по улице Красноармейской, где жил Мартынов, установить мемориальную доску.

Река времени катит волны. Не спешит – впереди вечность. И проходят людские судьбы по его берегам. Чья-то жизнь течет тихо и незаметно, а след других таков, что их судьба, светлый образ вплетается в историю навсегда.

Елена Рысь, менеджер. научно-экспозиционный отдел
Кобринский военно-исторический музей имени А.В. Суворова.



Навигация
Материалы



Наши партнеры

Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, 1916 г. плакаты и эстампы Anonymous

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Аноним

Художественный плакат

Другие продукты…

  • Невероятное качество печати жикле
  • Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
  • Гарантия цвета более 100 лет

Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

£17,95Специальное предложение Был . Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).

  • Плакат изобразительного искусства
  • Картинка в рамке
  • Холст
  • Открытка
  • Поздравительная открытка

Закрыть

Информация о размерах

Размеры
Общий размер х см (х дюйм)
Художественное произведение х см (х дюйм)
Бордюр (крепление) см верх/низ (в)
см лево право (в)
Глубина 3,8 см (1,5)
Лицевая часть рамы 2см (0,79 дюйма)
Глубина 2,3 см (0,9 дюйма)

Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

Наши принты

Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати прошли независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

Узнайте больше о наших репродукциях.

Произведено в Великобритании

Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

Доставка и возврат

Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой. все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой. все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом. все открытки отправляются в течение 1-3 дней. все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

Изображения товара Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, 1916

Подробнее о товаре Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, 1916 г.

Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, 1916 год

Аноним

Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, 1916. Частная коллекция.

Найти похожие изображения

зум

Узнайте больше

Еще работы художника Аноним.

Посмотреть коллекцию Образы наследия.

Поиск похожих картин
  • 1916
  • Алексей Михайлович
  • Алексей Михайлович
  • Алексис I
  • Алексей I России
  • Алексей Россия
  • аристократия
  • обручение
  • невеста
  • жених
  • Дмитрий Семенович (1875-1947)
  • Конец 19 — начало 20 вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *