Абуали Ибни Сино
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.
Биография
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили.
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата.
![](/800/600/http/azsstatic.com/1226/conversions/avicena-biografia-large.jpg)
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
![](/800/600/http/image1.slideserve.com/3116728/1980-4-9-17-l.jpg)
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
29.01.2020 16:34 7485 Исторические личности
Абу Али Ибн Сина | Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан
Абу Али Ибн Сина
Ибн Сина, Абу Али (лат. Авиценна) (980–1037), ученый-энциклопедист, врач, философ.
Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980.
Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, в то время столицы греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля.
Если Начала Евклида и Алмагест Птолемея не доставляли юному Ибн Сине больших трудностей, то Аристотелева Метафизика потребовала от него немалых усилий. До сорока раз принимался он за чтение, но не мог постигнуть глубины ее содержания, пока не натолкнулся у книготорговца на сочинение ал-Фараби О целях метафизики, комментария к труду Аристотеля.
«Я вернулся домой, – рассказывает Ибн Сина в Жизнеописании, – и поспешил ее прочесть, и тотчас же раскрылись для меня цели книги, так как я знал ее наизусть». В эти же годы написал первые самостоятельные трактаты и даже вступил в научную переписку-полемику с ал-Бируни.
В 1002–1005 находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030, во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье и 18 июня 1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).
Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб, написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т. д.
Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в 12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для европейских медиков.
Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет Книга о душе. Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036.
Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания. В учении Ибн Сины постоянно присутствуют два подхода в описании мира: физический и метафизический. Когда он рассуждает как «физик», то рисует картину сущего в категориях движения, пространства, времени, естественного детерминизма, располагает сущее в порядке от простого к сложному, от неживого к живому и заканчивает наиболее сложным организмом, наделенным разумом, – человеком. В этой картине разум рассматривается как тесно связанный с телом, с материей: «Души возникают тогда, когда возникает телесная материя, годная для того, чтобы ею пользовалась душа» (Книга о душе). Эта материя – мозг, разным отделам которого соответствуют разные психические процессы. «Хранилище общего чувства есть сила представления, и она расположена в передней части мозга.
Вот почему, когда эта часть повреждена, сфера представления нарушается. Хранилищем того, что воспринимает идею, является сила, называемая памятью, и она расположена в задней части мозга. Средняя часть мозга создана в качестве места силы воображения». Рассматривая разные психические состояния и явления: сон, сновидения, способность внушения, предсказания, пророчества, размышляя о таинствах и чудесах, Ибн Сина призывал «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы».
Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).
Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным.
Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.
Другим важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом также и как особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным».На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих – он постигает их непосредственно, интуитивно. «В приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сущего» (О душе). Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме (Указания и наставления).
В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» (О душе). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Соответственно и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: Трактат о Хайе, сыне Якзана, Послание о птицах, Салман и Абсаль и др.
Мудрость сквозь века. Абу Али Ибн Сина
3882
«Безделье и праздники не только порождают невежество,
они являются причинами болезней» .
(Абу Али ибн Сина)
Уже более десяти веков имя Абу Али ибн Сины стоит в одном ряду с бессмертными мыслителями и учеными всего мира. Он является крупнейшим представителем корифеев и просветители Средней Азии.Натуралист и математик, философ и медик, литературовед и поэт — и это не несколько человек, это один человек!
Вклад Ибн Сины в науку и культуру неоспорим. Он обладал энциклопедическими знаниями и делал открытия в различных науках. Ценнейшее наследие Абу Али ибн Сины занимает исключительно важное место в истории развития мировой цивилизации.
Небольшое село Афшана, расположенное в 30 км от Бухары, является родиной Ибн Сины. В 980 году здесь родился мальчик по имени Хусейн. Известно, что с ранних лет будущий ученый проявлял незаурядные способности и таланты. Отец Абдулла забрал пятилетнего Хусейна в Бухару, чтобы сын получил хорошее образование. Там Хусейн выучил арабский язык, а к 10 годам знал Коран наизусть. Мальчик успешно освоил такие науки, как арифметика, мусульманское право, геометрия.
В своей автобиографии ученый вспоминал о приезде в Бухару известного ученого Абу Абдуллы Натили, который давал ему уроки логики и философии. Начиная с 14 лет Хусейн начал самостоятельно изучать астрономию, метафизику, геометрию, а затем и медицину. В 16 лет юноше удалось настолько основательно и глубоко овладеть медицинской наукой, что к нему за советом обращались именитые врачи того времени. Однажды бухарский эмир попросил его о помощи.
Ибн Сина с большим рвением и страстью всю ночь осваивал геометрию, астрономию и музыку. Больше всего он любил медицину. Он знал труды древнегреческих философов и ученых, среди которых Гиппократ, Платон и Аристотель.
Ибн Сина написал свой философский труд «Исследования о духовных силах» в 17 лет. Кто бы мог подумать, что юноша может так зрело говорить о скрытых смыслах? В возрасте 21 года ученый написал книгу «Аль-Маджмул», в которой автор поделился своими мыслями о поэтике, риторике и других науках.
В 1005 году Ибн Сина переехал в Хорезм. Через семь лет он переехал в Джурджан, затем в Хорасан и Иран. В Джурджане Ибн Сина начал работу над знаменитым многотомным трудом «Канон врачебной науки». Больше всего Ибн Сина хотел широкой популяризации науки врачевания. Его творчество актуально и в наши дни. К научным выводам Ибн Сины обращаются врачи и ученые всего мира. Ведь его идеи актуальны и сегодня. Например, ученый писал, что гораздо важнее предотвратить болезнь, чем вылечить ее:
Симптомов много,
Я их подробно описывал ранее,
И еще раз повторяю: лечите причины;-
Это главный принцип нашей медицины.
Еще при жизни Ибн Сина стал знаменитостью. В Европе его называли Авиценной (латинизированное произношение его имени). Авиценна оставил огромное наследие: труды по медицине, книги по логике, физике, математике и другим наукам. Он написал более 450 работ, до нас дошло лишь около 240 из них.
Ибн Сина умер 24 июня 1037 года. Несомненно, наследие Авиценны является ценным даром для поколений не только сегодня, но и для всех последующих поколений, по крайней мере, на несколько столетий вперед.
Абу Али Ибн Сино (Авиценна)
- Дом
- Узбекистан
- Известные люди
- Ибн Сино (Авиценна)
Абу Али ибн-Сина (Авиценна) родился в 980 году в селении Афшана близ Бухары в семье финансового чиновника.
Еще в детстве Ибн-Сина вместе с отцом прибыл в Бухару. Он познакомился с Кораном в самые ранние годы своей жизни, а также с греческой философией, геометрией и индийскими расчетами.
Научные интересы Ибн-Сины развивались в двух направлениях: медицине и философии. К семнадцати годам он стал полностью развитым ученым и добился большого престижа как врач.
Однажды он был приглашен к больному Нуху ибн-Мансуру, правившему Бухарой, и вылечил его. В награду Ибн-Сина получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой.
После свержения Саманидов и взятия Бухкары Караханидами (между 992 и 999 гг.) Ибн-Сина отправился в Ургенч, во дворец Хорезм-шаха, где работало немало выдающихся ученых.
В то время в Хорезме правил Абуи-Аббас Мамун (999-1016), который покровительствовал ученым, поэтам и живописцам.
Философия Ибн-Сины, изложенная в «Китаб аш-Шифа» («Книге исцеления»), составляет целую эпоху в истории восточной философии. Тем не менее, именно его классический сводный труд по медицине принес ему мировую известность «Китаб аль-Канун фит-тиб» (Канон медицинской науки). Перевод этого произведения на латинский язык был сделан в конце 15 9 в.0082-й век среди инкунабул. Через сто лет, в 1593 году, в Риме вышло ее арабское издание. Впоследствии она неоднократно публиковалась вплоть до 17 века и стала одной из самых популярных работ по медицине на Западе. Канон оказал непосредственное влияние на западную медицину.
О врачебной практике Ибн-Сины слагались легенды. Одна из них гласит, что после смерти он оставил своим ученикам сорок ампул с приказом давать ему ежедневные вливания по одной ампуле в течение сорока дней. Когда ученик ввел 39 -й -й ампулы, он увидел, что щеки учителя порозовели, губы стали багровыми, а волосы и усы почернели так, что казалось, он вот-вот откроет глаза.