Сеньоры и вассалы
… Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Общественные и исторические науки > История > История средних веков > Справочные материалы по истории средних веков > В западной Европе утверждается феодализм (9-11 вв.) > Сеньоры и вассалы
Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод».
Феод — это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим») своему вассалу — подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля.
Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов — графов и герцогов — отдавать приказания их вассалам.
Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал:
собирал налоги с населения;
имел право судить;
мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир.
Между сеньором и вассалом как бы заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство.
Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные воины. Их целью был захват:земель, населенных крестьянами;
знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение;
добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.).
От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.
За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир, объявляла тяжким грехом нападение, совершенное, например, в праздники Рождества Христова и Пасхи. Иногда время с вечера субботы и до утра понедельника провозглашалось мирным. Греховным в любое время объявлялось нападение на безоружных — женщин, священников, крестьян, а также на тех, кто отправился в путь, чтобы посетить христианские святыни (этих людей называли паломниками). Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание.
Постепенно враждующие феодалы начали договариваться между собой:как бы ни ссорились, нельзя грабить храмы, земледельцев на полевых работах, разрушать мельницы во владениях друг друга. Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли.
То время, когда европейские государства распались на феодальные владения, власть королей была невелика, а крупные землевладельцы в своих феодах обладали правами государей, называют временем феодальной раздробленности.
Другие записи
10.06.2016. “Всеобщие кормильцы”
Так с полным на то основанием называли крестьян многие средневековые писатели. Крестьяне составляли огромное большинство населения Европы в 9-11 вв. За их счет жили все господа — церковные (епископы, начальники…
10.06.2016. “Те, кто молятся”
В средние века было распространено учение о том, что все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями):»те,…
Сеньоры и вассалы | История Средних веков.
Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тестВ условиях частых войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим; они владели большей частью главной ценности — земли. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство и власть. Вокруг неё строились и отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод. Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют
Мало какое понятие вызывает столько споров среди историков, как феодализм. В узком смысле его сводят к отношениям, связанным с наделением феодом. В этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества. В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.
Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам — тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод — вассалом.
Вассал тоже мог раздать части своего феода во владение своим людям. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалась как бы лестница, где каждый мог быть одновременно и вассалом, и сеньором. Такой порядок называют « феодальной лестницей» или феодальной иерархией.
Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. За ними следовали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины. Они уже были сеньорами только для своих крестьян, которые, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы». Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Загрузка.
..
| Вассальная клятва. Средневековая миниатюра |
Отношения между сеньорами и вассалами не везде были одинаковыми. В Англии и Германии все феодалы обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Обязанности вассала состояли в военной конной службе и в помощи сеньору советом и деньгами (например, для выкупа сеньора из плена). Сеньор же должен был защищать вассала и не лишать его феода без веской причины. Хотя конфликты между сеньорами и вассалами были обычным делом, но отобрать феод у вассала было сложно, ведь такие вопросы решал суд пэров — равных ему других вассалов этого же сеньора.
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу:
Что такое феодализм?
Составьте схему «феодальной лестницы».

Почему сеньор обязательно должен был передавать значительную часть своих земель вассалам?
Материал с сайта http://Doklad-Referat.ru
Загрузка…
Интересные факты и сведения о жизни людей в Вассальные земли Роль вассалов в феодализме
Крестьяне, или дворяне, которые работали на землях вассалов, платили взносы в обмен на использование его земли. Сборы обычно были в виде труда на вассальной земле. Средневековые крепостные, или дворяне, должны были работать примерно 3 дня в неделю на земле, отведенной вассалам. Средневековые вассалы и феодальная система Лорды и вассалы Вассалы Вассалы
|
Обязанности лордов и женщин
Из всех отношений на протяжении всей истории отношения между лордом и вассалами могут быть самыми известными. Всем известны легенды о героическом рыцарстве, верности, доверии и чести между лордами и их вассалами.
Но в отношениях было гораздо больше, чем рассказывают сказки. Это было партнерство, которое было абсолютно необходимо любому лорду, чтобы получить и сохранить власть и влияние, и это влекло за собой большую ответственность и ожидания от каждой группы по отношению к другой. Отношения между сеньором и вассалами способствовали формированию самой основы европейского феодального общества в средние века.
Это была система, основанная на чести и скрепленная честью. Сеньор надеялся, что его вассалы будут соблюдать свою часть соглашения, а вассалы надеялись, что их сюзерен поддержит свою. На самом деле, слово «благородный» было одним из пяти слов, которые вассал должен был всегда помнить и относиться к своему господину.[1] Также было сказано, что «господин должен действовать по отношению к своему верному вассалу взаимно…»[2] Без этого доверия и чести система вообще не работала бы: она бы рухнула.
Однако, несмотря на то, что партнерство лордов и вассалов действительно было связано с большим доверием, это также было формальное, публичное, юридически обязывающее соглашение.
В одной феодальной присяге на верность вассал клянется: «Я желаю N. быть верным и верным, любить все, что он любит, и избегать всего, чего он избегает, в соответствии с законами Бога и порядком мира […] на условие, которое он будет соблюдать по отношению ко мне, поскольку я заслуживаю этого». [3] Когда вассал приводился к присяге под сеньором, церемония проводилась для всеобщего обозрения: «со сложенными руками, окруженными руками графа, они были связаны поцелуем».[4] Итак, если вассал нарушал соглашение со своим господином, он подвергался публичному позору и унижению. Все бы знали, что вассал не имеет чести и нарушил клятву своему господину.
Однако эти отношения были не только светскими. Были также обязанности, возложенные на Церковь. Церковь часто принимала участие в соглашениях между лордами и вассалами и ожидала от лордов такого же обращения и лояльности, как и от своих вассалов. Настоятели отдельных церквей часто действовали как своего рода «мини-лорды» над обычными землевладельцами.
Аббат Стефан Св. Мария из Троншенна писал в 1223 году, что «Роберт Ворм из Нивеля и его жена Анна владеют в феодальном праве от этой церкви десятью бонариями земли […] при том условии, что тот, кто унаследует землю […] были обязаны заплатить названной церкви за помощь или выкуп земли сто солидов…»[5] Отдельные церкви отдавали лордам земельные наделы, а в обмен ожидали, что лорды будут платить дань уважения (с их лояльностью и их деньги) этой конкретной церкви и защищать ее и ее земли от вреда.
Однако не только прямая связь с религией делала договоры между лордами и вассалами такими важными, а связанные с ними обязанности такими серьезными, но и более косвенные. Лорды даже заставляли своих новых вассалов присягать на верность «мощам святых»[6] и часто включали такие фразы, как «Господом»,[7] «законы Бога»,[8] «Клянусь на этих четырех Евангелиях от Бога»[9] и «по милости Божьей»[10] при приведении вассала к присяге или обсуждении клятв верности. Этот религиозный элемент помог еще больше укрепить отношения между сеньорами и вассалами.
Поскольку религия проникла во все аспекты средневековой европейской жизни, клятвы, обещания и обязанности воспринимались тем более серьезно, когда церковь или религия вообще были вовлечены. В некотором смысле лорды и вассалы теперь несли ответственность не только друг перед другом, но и перед своей религией. Когда это произошло, соглашение заключалось уже не между двумя людьми, а между человеком и Богом. Это подняло отношения лорда и вассала до уровня святого завета.
Господство и вассалитет также помогли установить своего рода мутуалистическую социальную защиту для всех участников. Если на сеньора нападали, его вассалы давали присягу и по договору были обязаны немедленно прийти ему на помощь и при необходимости отдать свою жизнь. В то время как вассалам, возможно, приходилось рисковать своей жизнью ради своего лорда, лорд также помогал защищать своих вассалов. Если вассал был убит, лорд оставил за собой право собрать вергильд с нарушившей стороны; «если кто-нибудь осмелится убить его, пусть знает, что он будет признан виновным в его вергильде в 600 шиллингов».
с сортировкой или превентивной защитой. Отношения между лордом и его вассалами были симбиотическими: обе стороны извлекали из этого большую выгоду.
В то время как сеньор был выше своих вассалов, вассалы не оставались без страховки и надежной защиты от несправедливых, несправедливых, тиранических лордов. Лорд должен был хорошо относиться к своим вассалам и быть верным им так же, как они были верны им.
Было сказано, что «это правильно, что те, кто предлагает нам нерушимую верность, должны быть защищены с нашей помощью».[12] На самом деле были приняты законы, чтобы убедиться, что это произошло. Вассал мог законно покинуть службу сеньора, если он мог доказать, что против него была совершена несправедливость или преступление сеньором. Если сеньор «желал несправедливо обратить его в рабство», «совершил прелюбодеяние с женой своего вассала», «умышленно напал на него с обнаженным мечом» или если сеньор смог защитить своего вассала после того, как он передал ему свои руки и не сделал этого», вассал мог оставить службу своего лорда на законных основаниях.
[13] Это удерживало лордов от превращения вассалов в рабов по прихоти или по какой-либо другой корыстной причине и помогало защищать права вассалов. Эти и другие подобные законы удерживали лордов на своих местах и создавали страховочную сеть для вассалов.
Без господства и вассалитета средневековое европейское феодальное общество не могло бы функционировать так, как раньше. Система лордов-вассалов была основана на чести, предлагала защиту всем, кто был вовлечен и верен друг другу, и даже включал отдельные церкви. Самое главное, главная обязанность лордов и вассалов друг перед другом заключалась в том, чтобы быть лояльными и защищать друг друга от посторонних. Эти тесные отношения между лордами и вассалами помогли создать и сильно повлияли на средневековое европейское феодальное общество, каким оно известно сегодня.
[1] Фульберт Шартрский, О феодальных обязательствах (1020)
[2] Там же.
[3] «Англо-саксонская форма похвалы», в Две феодальные клятвы верности
[4] Феодальные церемонии XII века
[5] Аббат Святой Марии Тронкьенской, Reef for Наследование феодального владения (1233)
[6] Дань уважения и верность графу Фландрии (1127)
[7] «Англосаксонская форма признания» в Две феодальные клятвы верности
[8] Там же.


Средневековые вассалы имели власть над крестьянами, обладая привилегиями, включая охотничьи и судебные права.
Ожидается, что вассалы будут сражаться и предоставлять солдат и оружие из его поместья.