Идейно художественное своеобразие оды вельможа: Какова идея и основная мысль оды вельможа. Анализ стихотворения Державина «Вельможа. Сочинения по темам

Содержание

Г.Р. Державин

Уже с первой половины XVIII века в русской поэзии определились две противоположные струи: »высокая»‘, одическая, ломоносовская струя и струя сатирическая — Кантемировская. В творчестве одного писателя они могли переплетаться, но всегда оставались изолированными друг от друга. Ода должна была прославлять, а сатира обличать. В творчестве Державина одическая и сатирическая струя синтезируются. По словам самого Держа­вина, он «с 1779 года избрал совсем особый путь». Особенно ярко нова­торство проявилось в ‘»Оде на смерть князя Мещерского» и в «Стихах на рождение в Севере порфирородного отрока'». Свои «Стихи» Державин на­чинает с мифологических образов, но снижает их с помощью метода бур­лескной перелицовки, в то же время отказываясь от пародии. Задача Дер­жавина — поэтически воссоздать картину русской зимы, поэтому мифоло­гический Борей превращается в русского деда мороза, а нимфы и сатиры превращаются и «шутку», которая не мешает передавать подлинность рус­ских нравов.

В «Стихах» проявилась и особенность мировосприятия Дер­жавина — он не стал воспевать в будущем императоре земного бога, а обра­тился к нему с добрым пожеланием: «Будь на троне человек».

«Екатерининские» оды Державина

«Фелица» представляет оду нового типа — в ней Державину удалось соединить «высокие» (одические) и — низкие» (сатирические) начала. В об­разе «премудрой», «богоподобной царевны» Фелицы поэт восхваляет Ека­терину II, создавая ее портрет в новой манере, принципиально отличаю­щейся от традиционной одописи. Это не земное божество, а деятельная и умная «Киргиз-Кайсацкая царевна», которая изображается и как частное лицо в повседневной жизни, и как правительница, что обуславливает деле­ние оды на две части, Фелице противопоставлен образ порочного «мур­зы’; что определяет жанровое своеобразие оды: она сливается с сатирой. Мурза в изображении Державина — это и собирательный образ, включаю­щий в себя порочные черты екатерининских вельмож, но это и сам Держа­вин.

В этом заключена новизна пути, избранного поэтом. Лирическое «я» в русской оде 1740 — 770-х голов сливалось с «мы», поэт считал себя выра­зителем мнений народа. В «Фелице» лирическое ‘V приобретает конкрет­ность — среди персонажей оды появляется сам одический поэт. Он и «мур­за’ — носитель всех пороков, и поэт, достойный воспевать идеальную го­сударыню. Речь поэта в «Фелице» свободная, непринужденная, пронизан­ная подлинным лиризмом. Державин развивает в оде образы, созданные Екатериной в ее «Сказке о царевиче Хлоре», что дает автору возможность пользоваться шуткой, остроумными намеками. «Фелица» была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классиче­ской оды. «‘Екатерининская» тема в творчестве Державина продолжается стихотворением «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы» и в знаменитом «Видении мурзы».

Сатирические оды Державина

В своих «Записках» Державин признавался, что «дух его склонен всегда к морали». Его сатирические стихи не являются образцами «чистой» сатиры, обличительный элемент в них сочетается с поучительным и хва­лебным. К сатирическим одам примыкают религиозно-обличительные, по большей части представляющие собой переложения псалмов. Ода «Вла­стителям и судиям» (1780 — 1787) представляет собой переложение 81 псалма. Она обращена к высшей власти — в ней поэт устами «всевышнего бога» провозглашает обязанности «властителей и судей» и призывает бога ниспровергнуть неправедную власть; В условиях эпохи религиозно-обличительная ода Державина получила отчетливое политическое звуча­ние и была названа Екатериной II «якобинскими стихами».

Подлинно гражданские темы и мотивы звучат в оде «Вельможа» (1794), Обличение современного поэту «вельможества» ведется с граждан­ской точки зрения, хотя в оде сохраняется религиозно-нравственный эле­мент. В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть ис­тинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-гражданина.

Ос­новная часть произведения — сатирическая, в которой по контрасту с пре­дыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного вельможи. Заключи­тельные строфы вновь звучат в торжественном тоне оды — в них поэт воз­вращается к мысли об истинном назначении вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в «Фелице», уже не уходит из его творчества. По мне­нию исследователей, в образе человека-гражданина есть и реальные черты самого Державина, администратора и государственного деятеля.

Художественное своеобразие творчества Державина. Его новаторство как ноша

Классицизм диктовал разделение поэзии на жанры, что определяло закон единства стиля. Каждому жанру соответствовала своя тема, которая требовала своего языка и точно обозначенной образной системы. Держа­вин разрушал каноны классицизма, смело смешивал «‘высокое» и «низкое», «возвышенное» и «смешное», следуя за реальной действительностью, в ко­торой все явления находятся в тесной взаимосвязи Содержание, соответ­ствующее оде, он излагает жанром анакреонтической песни, сочетает хва­лебную оду с сатирой и т.

д.

Державин изображает реальный мир во всем многообразии особен­ностей присущих ему явлений, что обуславливает индивидуальность сти­ля. Об этом писал Гоголь: «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от не­обыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и про­стыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина». Соединение вы­соких слов с низкими я лирические жанрах запрещалось классицизмом, и это правило смело нарушает Державин (в этом отношении показательно стихотворение «Снигирь»).

В современном литературоведении сосуществуют разные точки зре­ния по вопросу (принадлежности Державина к тому или иному литературному направлению. Рассматривая Державина как фигуру переходного времени, следует отметить его связь с классицизмом, сентиментализмом, предромантизмом и реализмом.

Практическое занятие. Тема № 5. Мир и человек в поэзии г.Р. Державина.

Образ автора в поэзии г.Р. Державина

1. Жанровый канон оды и пути его преодоления в русской поэзии XVIII века. Какое место было отведено поэту в эстетике классицизма? Каковы основные формы выражения авторского начала в оде?

2. Автобиографическая основа одического творчества Державина. Поэзия Державина как «воссоздание в художественном слове личности самого поэта, его неповторимой, конкретной индивидуальности'» (Г. Гуковский). В тексте стихотворений отметить фрагменты, подтверждающие мысль об автобиографическом характере творчества поэта. Охарактеризовать лирического героя стихотворений и соотнести эту характеристику с собственными представлениями о Державине.

3. Продемонстрировать на примерах, как Державин решает задачу изображения конкретного человека и его бытия. Изображение собственной жизни Державиным. На материале посланий «К первому соседу» и «Храповицкому» проследить эволюцию авторского отношения к действительности.

4. Образ автора в оде «Фелица». ‘»Раздвоение» автора; несовпадение автора и мурзы. С какой целью используется в произведении прием «чужой точки зрения»?

5. Формы выражения личности автора в послании «Евгению. Жизнь Званская». Жанр и стиль стихотворения. Переосмысление идиллического канона в послании. Идиллический пафос прославления жизни на лоне природы. Идеализация простоты и естественности. Перекличка с реальными фактами жизни Державина. Создание национального колорита. Синтез традиционного идиллического и реального, бытового. Соединение контрастных начал (реальность — условность; эпичность — лирическое переживание восторга и радости бытия) и двух разных пластов повествования (повествование и «воспевание», «прославление»). Тема творчества в послании, образ поэта; изображение творческого процесса в условиях повседневной жизни. Что позволило А.С. Пушкину взять эпиграфом к стихотворению «Осень» строки из послания «Евгению. Жизнь Званская'»‘

6. Почему державинское и пушкинское стихотворения Г П. Макогоненко назвал «звеньями одной цепи»?

7. Связь эволюции образа автора с эволюцией художественного метода поэта. Особенности художественного метода стихотворений Державина «Памятник» и «Признание».

Тексты

Державин Г.Р. На смерть князя Мещерского; Кружка; К первому соседу*; На рождение в Севере порфирородного отрока; Властителям и судиям; Фелица*: Бог; Осень во время осады Очакова; Видение мурзы; Прогулка в Царском селе; На птичку; Ласточка; Вельможа; Приглашение к обеду; К лире; К самому себе; Дар; Русские девушки: Снигирь; Водопад; Лебедь; Памятник*; Храповицкому (1797)*; Евгению. Жизнь Званская*; Признание*; «Река времен в своем стремленьи…» / Г.Р. Державин // Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. — Л„ 1970. — С. 560, 561 — 564, 576,582-585.

Основная литература

Западов В.А. Державин и поэтика русского классицизма / В. А. Западов // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. — Л., 1984. — С. 26 —

Ходасевич В.Ф. Державин / В.Ф. Ходасевич. — М., 1988. 283 с*.

Сенчина Л.Т. Идиллические мотивы в творчестве Г.Р. Державина / Л.Т. Сенчина// XVIII век : Язык, жанр, стих. — Донецк, 1996. — С. 68 — 74.

Погосян Е.А. Традиционная одическая фразеология в творчестве Державина / Е.А. Погосян // Лотмановский сборник, 2. — М., 1997. — С. 449 — 480.

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю.М. Лотман. — СПб., 2002. — С. 233 — 254.

Дополнительная литература

Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина / Г.П. Макогоненко. — М., 1969.-С. 367-417.

Западов А.В. Поэты XVIII века : А. Кантемир. А. Сумароков. В. Майков.

М. Херасков. Литературные очерки / А.В. Западов. — М., 1984. — С. 185 -190*.

Просцевичус В. Э. «…Но всякий человек есть ложь» (Об отношениях «автор — адресат» в оде Г.Р. Державина «Фелица») / В.Э. Просцевичус // XVIII века : Язык, жанр, стих. Донецк, 1996. — С. 57 — 63.

Литературные движения: Хронология, значение и события

Называете ли вы себя ненасытным читателем или нет, литература оказывает значительное влияние на всю нашу жизнь. Сегодняшние художественные начинания, в том числе фильмы, телевидение, YouTube и даже интернет-знаменитости, во многом обязаны литературе. Конечно, пытаться понять литературу в целом — геркулесова задача. Но один из способов получить общее представление — разбить его на литературных движения (или эпохи).

Что такое «литературные течения»?

Литературное течение или эпоха – это совокупность литературных произведений (пьесы, романы, повести, сериализованные рассказы, поэмы), сочиненных в течение определенного периода времени или эпохи. Этот корпус литературных произведений сгруппирован на основе определенных признаков, таких как общая точка зрения, философия или идеология, эстетика, школа мысли или ее социальные, политические и культурные влияния.

Точно так же, как у вас есть более одного мнения, философии или идеи о вещах, происходящих вокруг вас, так же и у литературных текстов и авторов или поэтов, которые их сочиняют. Это означает, что между литературными движениями часто существует значительное совпадение, когда две разные или даже противоречащие друг другу литературные группы или философии сосуществуют в один и тот же период времени. Изучая литературные течения и литературный канон, полезно изучить обстоятельства, вызвавшие необходимость рождения и процветания определенной идеи, философии или точки зрения.

Почему литературные движения важны?

Хотя вы определенно можете читать литературный текст, не зная, к какому литературному движению он принадлежит, знание литературного течения и периода времени, к которому он принадлежит, безусловно, улучшит ваше понимание и, возможно, даже удовольствие от него. История и литература идут рука об руку. Изучение контекста литературного произведения и литературного движения, к которому оно принадлежит, приведет к лучшему его пониманию и усилению способности его анализировать. У вас будут не только мнения, но и обоснованных мнений о том, что вы анализируете.

Хронологическое развитие литературных движений в Англии

Продолжительность литературного движения (ок.)

Староянге 450-1066

Средний английский 1066-1500

Therenaissance 1500-1660

Элизабтан. Эпоха 1603-1625

Период Реставрации 1660-1700

Романтический период 1785-1832

Викторианский период 1832-181901

Модернизм 1914-1945

Постмодернизм 1945-н.в. 450 г. н.э. до нормандского завоевания в 1066 г. н.э. Древнеанглийский язык является самой ранней формой письменного английского языка, и на него повлияли языки англосаксов, а также латынь. В то время происходил языковой обмен между странами Западной Европы, особенно Германией, Италией и Францией. Вот почему мы можем найти следы немецкого, латинского и французского языков в староанглийском (а также в современном английском языке). Англо-саксы и юты поселились в Британии, принеся с собой свой язык и культуру.

В этот период латынь была языком ученых (и образования), поэтому она имела широкий словарный запас, включая слова для обозначения флоры и фауны, элементов и металлов, предметов домашнего обихода и всевозможных медицинских, социальных, политических и военных концепции. К этому времени викинги уже утвердились в Британии и еще больше повлияли на народную речь. Говорят, что древнескандинавский язык ввел в английский язык местоимения третьего лица во множественном числе. Королю Альфреду (ок. 849–899) приписывают поощрение распространения образования в Британии. Староанглийский начал терять свои флективные окончания вместе с другими лингвистическими изменениями, что привело к переходу от древнеанглийского к тому, что стало среднеанглийским.

Ключевые произведения
  1. Беовульф (ок. 700-1000 гг. н.э.): Беовульф , автор которого неизвестен, является одним из наиболее переводимых произведений на древнеанглийском языке. Это «эпическая поэма», написанная в германской героической традиции и состоящая примерно из 3180 строк. Поначалу произведение содержало в основном языческие элементы, к которым позже добавились элементы христианские. В произведении изображен герой Беовульф, который побеждает множество монстров и врагов и в конечном итоге становится королем гатов. Современные переводы «Беовульфа» сделаны Симусом Хини и Дж. Р. Р. Толкином. Будучи профессором средневекового факультета в Оксфорде, Толкин был экспертом в древнеанглийском и среднеанглийском языках, и вы можете видеть влияние Беовульф в трилогии Властелин колец .
  2. Гимн Кедмона (ок. . 731 г. н.э.): Гимн Кедмона был составлен нортумбрийским монахом по имени Достопочтенный Беда и повествует о неграмотном пастухе, которого коснулся Бог и который поет в его честь. Некоторые страницы поэмы можно найти в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.

Среднеанглийский (1066-1500)

Обзор

Среднеанглийский период длился около 300 лет. Норманнское завоевание 1066 года значительно повлияло на грамматику, правописание, произношение и словарный запас древнеанглийского языка. Среднеанглийский язык удивительно близок к английскому языку, который мы знаем сегодня. Большая часть текстов этого периода носит религиозный характер, наряду с некоторыми художественными текстами. Даже они содержат религиозные темы и символы. Примерно в 1400 году начался Великий сдвиг гласных, приведший к значительным изменениям в английском произношении.

Великий сдвиг гласных длился с ок. 1400-1700 и ознаменовали сдвиг в английском произношении. Произошло значительное изменение долгих гласных звуков, а также заглушение некоторых согласных. Это произошло в результате миграции больших групп людей, приведшей к смешению акцентов и французского влияния в результате норманнского завоевания, а также войны с Францией.

Ключевые работы
  1. Кентерберийские рассказы : Джеффри Чосер Кентерберийские рассказы (ок. 1387 г.) — наиболее известное произведение этого периода. Чосер — известный автор, оказавший значительное влияние на развитие английского литературного канона. Незавершенная работа сохранилась в 92 рукописях и состоит из историй, рассказанных группой паломников во время паломничества из табард-инн в Саутварке к святыне святого Томаса Бекета в Кентербери, отсюда и название. Хотя Чосер планировал написать 100 сказок, сохранились только 24.
  2. Ла Морт д’Артур : В произведении, написанном Томасом Мэлори и опубликованном в 1485 году, представлены истории о легендарном короле Камелота, короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Это один из самых важных текстов литературы о короле Артуре, в котором затрагиваются темы рыцарства и чести.

Ренессанс (1500-1660)

Обзор

Ренессанс как движение зародился в Западной Европе, прежде всего в Италии, и основывался на принципах гуманизма. Ренессанс знаменует возрождение общества, культуры и искусства в возрождении энтузиазма в отношении классической культуры, что ведет к инновациям и реформам по всей Европе. Ренессанс значительно проявился в искусстве, архитектуре, литературе, научном прогрессе и технике, а также в политике. Эпоха Возрождения также ознаменовала подъем таких фигур, как Леонардо да Винчи, Микеланджело в Италии и известных авторов, таких как Уильям Шекспир, Кристофер Марло и Эдмунд Спенсер в Англии.

KeyWorks
  1. Королева фей : « Королева фей » Эдмунда Спенсера (1590) — это эпическая поэма, впервые ставшая известной как «спенсеровская строфа», состоящая из 9-строчных блоков стихов. Первые 8 строк спенсеровской строфы написаны пятистопным ямбом, а последняя — гекзаметром ямба. Говорят, что главный персонаж был основан на королеве Елизавете I, которая оказала покровительство Спенсеру.
  2. Шекспир написал Ромео и Джульетта (1597) и Макбет (1603). Обе пьесы содержат универсальные темы любви и зависти.
  3. Потерянный рай : Основополагающая работа Джона Мильтона, Потерянный рай (1667) — эпическая английская поэма, повествующая об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада и падении дьявола.

Елизаветинская эпоха (1558-1603)

Обзор

Название этого литературного направления происходит от имени правившей в то время королевы Англии Елизаветы I. Великий покровитель искусств, королева Елизавета I приглашала артистов выступать для она и ее двор, включая Уильяма Шекспира. Она сама была поэтессой и оказалась компетентным правителем. Она пережила многочисленные покушения, и ей приписывают победу над испанской армадой. Она изображала себя «Королевой-девственницей» (например, на своих картинах), чтобы показать, что она замужем за Британией. Благодаря ее покровительству искусство процветало во время ее правления, и поэтому его часто называют «Золотым веком». Из-за ее огромной популярности во многих произведениях есть персонажи, отсылающие к ней, например, в « 9» Эдмунда Спенсера.0015 Королева фей .

Keyworks

Как вы заметили, есть некоторое совпадение между эпохой Возрождения и елизаветинской эпохой, с некоторыми общими литературными текстами. Помимо упомянутых в разделе эпохи Возрождения, другие популярные произведения елизаветинской эпохи включают:

  1. Трагическая история доктора Фауста (1592) Кристофера Марлоу, вдохновленного оригиналом Гёте.
  2. Каждый в своем юморе (1598), написанный Беном Джонсоном, который считается вторым по значимости английским драматургом после Уильяма Шекспира.

Эпоха Якова (1603-1625)

Обзор

Как и елизаветинская эпоха, эпоха Якова названа в честь правящего монарха, короля Якова I. Она называется «якобинской», а не «джеймсовской» эрой. поскольку «Якобус» — это латинская версия имени короля. Якобинский стиль можно идентифицировать в произведениях литературы, архитектуры, изобразительного искусства и декора.

KeyWorks
  1. Произведения, собранные Фрэнсисом Бэконом: Фрэнсис Бэкон был влиятельной фигурой эпохи Якова в области литературы и науки. Он признан отцом эмпиризма, метода исследования и сбора данных. Некоторые из его известных работ: Прогресс в обучении (1605), Novum Organum (1620), Эссе (1625), Мужское рождение времени (1605).
  2. Жизнь Шекспира охватила елизаветинскую эпоху, а также эпоху Якова. Во время правления короля Якова I он произвел Король Лир (1606) и Буря (ок. 1610) . Его театральная труппа получила королевское покровительство и, следовательно, стала известна как «Слуги короля», а не как «Слуги лорда-камергера». В состав The King’s Men также входили считавшиеся знаменитостями того времени Лоуренс Флетчер и Ричард Бербедж.

Период Реставрации (1660-1700)

Обзор

Мы называем эту эпоху Реставрацией из-за восстановления английской монархии. В 1649 г., английский монарх Карл I был казнен, а страной управляли высшие министры и должностные лица парламента и Государственного совета под руководством лорда-протектора Оливера Кромвеля. Так продолжалось до прибытия сына короля Карла II в 1660 году. Период без правящего короля известен как Междуцарствие года. С приходом Карла II английская монархия была восстановлена. Литература, выпущенная в этот период, называется литературой о реставрации, поскольку значительная ее часть была реакцией на реставрацию. В период междуцарствия были навязаны пуританство и строгий образ жизни, поэтому литературные произведения периода Реставрации и комментарии к жизни до Реставрации.

Основные произведения
  1. Реставрация Драма: Пьесы периода Реставрации делятся на жанры и включают Героическую драму ( Джона Драйдена «Завоевание Гранады» из 1670 г.), комедию Реставрации ( Деревенская жена Уильяма Уичерли из 1675 г.) ), и эффектная реставрация или машинная игра .
  2. Проза: В период Реставрации проза варьировалась от религиозной до философской и журналистской. Художественная литература также становилась все более популярной. Ключевые работы включают «9» Джона Баньяна.0015 Путешествие пилигрима (1678), Два правительственных трактата Джона Локка (1689) и Любовные письма Афры Бен между дворянином и его сестрой (1684). Другими известными авторами периода Реставрации являются Уильям Темпл и Изаак Уолтон.

Романтический период (1785-1832)

Обзор

Романтический период развил свои отличительные черты как реакцию на неоклассицизм*. индивидуализм, характерный для большинства текстов того периода. Два поколения поэтов-романтиков внесли значительный вклад в английский литературный канон. Именно в этот период группа авторов и поэтов, отдыхавших в Швейцарии, бросила вызов. Задача, поставленная лордом Байроном, заключалась в том, чтобы написать историю о привидениях, которая соответствовала бы атмосфере виллы Диодати, где они жили в то время. Победительницей этого конкурса стала Мэри Шелли, написавшая свою основополагающую работу 9.0015 Франкенштейн (1818 г.) и, следовательно, стал известным автором. На период романтизма значительное влияние оказали социальные, политические и культурные события того времени, особенно промышленная революция и эпоха Просвещения*.

Неоклассицизм (как следует из названия) черпал вдохновение в классицизме. Неоклассические тексты воздавали должное классическим текстам, таким как тексты греческих писателей Софокла и Аристотеля. Неоклассическая литература характеризуется разумом, обоснованием, точностью и порядком. Примером неоклассического произведения является «9» Джона Драйдена.0015 Драматической поэзии: эссе (1668).

Эпоха Просвещения шла параллельно неоклассицизму и совпадала с ним. Основными чертами Просвещения были: стремление к знаниям, применение разума и научный прогресс. Акцент был также сделан на человеческом счастье, разнообразии, терпимости, свободе и чувстве общности. Примером произведения эпохи Просвещения является « Кандид » Вольтера (1759 г.).

KeyWorks
  1. Поэзия: Первое поколение поэтов-романтиков включает Уильяма Блейка, Сэмюэля Тейлора Кольриджа и Уильяма Вордсворта. Второе поколение поэтов-романтиков включает лорда Байрона, Перси Б. Шелли и Джона Китса. Эти поэты внесли значительный вклад в английский литературный канон. Некоторые из их наиболее важных работ включают Лирические баллады (1798), Песни невинности и опыта (1794), She Walks in Beauty (1814), Ozymandias (1818), Ода осени (1819). Шотландские поэты тоже создавали романтические стихи, такие как Роберт Бернс A Red, Red Rose (1794) . Фигура байронического героя была установлена ​​в произведениях лорда Байрона, в частности, в эпической поэме Дон Жуан (1819).
  2. Проза: Романтический роман был продуктом этого периода. Мэри Шелли произвела Франкенштейна (1818 г.), который имел романтическое влияние, а также выражал увлечение готикой, гальванизмом и электричеством. Работы Джейн Остин также подвергали критике институт брака и чувствительность. Шотландский писатель сэр Вальтер Скотт написал чрезвычайно популярную книгу «9».0015 Айвенго (1819 г.) и исторический роман Роб Рой (1817 г.).
  3. Драма: Второе поколение романтиков пыталось писать для сцены, но не все их попытки были успешными, и именно пьесы Шекспира продолжали доминировать на сцене.

Викторианский период (1832-1901)

Обзор

Как и елизаветинский век, викторианский период назван в честь монарха Англии, королевы Виктории, которая была коронована в 1837 году. к мистицизму, спиритуализму и сверхъестественному. Готическая фантастика стала популярной. Был огромный прогресс в технологии, науке, эволюции, медицине и промышленности, и эти аспекты отражены в викторианской литературе. Обращение с женщинами и детьми также было важной темой для обсуждения в викторианской литературе. Серийные публикации также стали популярными. Чарльз Диккенс опубликовал множество рассказов частями. Хотя он стремился развлечь публику, он часто использовал свои публикации как средство комментировать и критиковать определенные аспекты викторианского общества.

Викторианский роман стал настолько популярным и привлекательным, что сегодня «неовикторианский роман» стал популярным жанром. Неовикторианские тексты, хотя и написаны в наше время, происходят в викторианскую эпоху и часто содержат образ «убежища». Кроме того, культура чтения трансформировалась по мере того, как стали популярными периодические издания и брошюры, а библиотеки увеличили желание читать.

KeyWorks
  1. Джейн Эйр : Роман Шарлотты Бронте (опубликованный в 1847 году) продолжает пользоваться популярностью и был экранизирован в многочисленных фильмах, ограниченных сериалах и пересказах.
  2. Грозовой перевал : Как и произведение ее сестры, Эмили Бронте « Грозовой перевал » (1847 г.) является непреходящим литературным произведением.
  3. Произведения Чарльза Диккенса: Некоторые из них изначально публиковались серийно. Работы Диккенса включают Оливер Твист (1837-9), Николас Никльби (1838-9), Рождественская песнь (1843) и Большие надежды (1860-61 ).
  4. Викторианская поэзия: такие поэты, как Роберт Браунинг ( The Pied Piper of Hamelin опубликовано в 1842 г.), Элизабет Барретт Браунинг ( Poems опубликовано в 1844 г.) и Альфред Теннисон ( Break, Break, Break (1842) и Crossing the Bar (1889)) опубликовали свои стихи в викторианский период.
  5. Произведения Оскара Уайльда также публиковались в викторианский период, но более подходяще относятся к другому литературному периоду, называемому fin de siècle . Fin de siècle переводится как «начало века» и как литературное движение отмечено эллинизмом, упадком, цинизмом и скукой. Хорошим примером работы этого периода является «9» Уайльда.0015 Портрет Дориана Грея (1891).

Модернизм (1914-1945)

Обзор

По мере развития общества, особенно в области науки и техники, возникло новое стремление к инновациям в искусстве и философии. Инновации в технологиях, таких как фотография, движущееся изображение, поток сознания и чувство саморефлексии, пронизывали работы, появившиеся в этот период. Абстракционизм и формализм также стали ключевыми чертами модернизма. Писатели порвали с устоявшимися литературными традициями, чтобы подчеркнуть самосознание и фрагментарный характер памяти и современного общества. Более того, теории Фрейда и Юнга также оказали значительное влияние на литературу. Известные авторы и поэты этого периода включают Джеймса Джойса, Т. С. Элиота, У. Б. Йейтса, Сэмюэля Беккета и Вирджинию Вульф.

KeyWorks
  1. Улисс : текст Джеймса Джойса, опубликованный в 1922 году, представляет собой модернистский роман, в котором характерен поток сознания, в котором персонаж Леопольд Блум записывает свои мысли, когда он идет по Дублину в обычный день в 1904 году.
  2. Пустошь : Это стихотворение, опубликованное в 1922 году Т. С. Элиотом, примечательно своим интроспективным и мрачным тоном, характерным для модернизма. Миссис Дэллоуэй .

Постмодернизм (с 1945 г. по настоящее время)

Обзор

Хотя многие ученые расходятся во мнениях по поводу этого термина, причем некоторые используют «метамодернизм» или «постгуманизм», большое количество ученых называют литературный период, следующий за модернизмом, постмодернизмом, поскольку он рассматривается как реакция на своего предшественника. Постмодернизм, как и модернизм, характеризуется фрагментарными нарративами и самоанализом, но отвергает «великие нарративы» литературных произведений. Вместо этого он использует скептицизм, методы самореференции и мракобесие, выступая против простых повествований и конкретных бинарных оппозиций (таких как женщина/мужчина, я/другой, объект/субъект). Постмодернисты верят в точное отражение текущего состояния общества, которое разбито, разъединено, неясно, иррационально и многогранно. Многочисленные литературные теории процветали под влиянием постмодернизма, такие как феминистская теория, квир-теория и экокритика.

KeyWorks
  1. Широкое Саргассово море : Этот роман Джин Рис, опубликованный в 1966 году, был написан как приквел к событиям, произошедшим в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр », и критикует патриархат, колониализм и ассимиляцию.
  2. В результате глобализации и урбанизации постмодернизм распространился по всему миру, и некоторые известные постмодернисты включают Умберто Эко из Италии, написавшего Имя розы (1980), и Курта Воннегута, написавшего Slaughterhouse-Five (1969), Маргарет Этвуд, написавшая Oryx and Crake (2003), Тони Моррисон, написавшая Beloved (1987), и Э. Л. Доктороу, написавшая Ragtime (1975) и The March (2005 г.).

Понимание литературных движений

Литературные течения не имеют четкой, черной и белой границы. Есть некоторое совпадение с другими движениями и периодами, и некоторые тексты могут принимать только некоторые черты движения, дистанцируясь от других. Кроме того, упомянутые примеры представляют собой лишь очень небольшое количество произведений английского литературного канона. Когда вы пишете о литературных движениях, подумайте об историческом контексте и о политическом, социальном, экономическом и технологическом влиянии на автора или поэта.

Литературные направления – основные выводы

  • Литературные направления имеют определенные общие характеристики в совокупности литературных произведений. На эти характеристики повлияли социальные и политические обстоятельства, в которых они были написаны.
  • Литературные направления часто пересекаются, и в любой данный период могут одновременно существовать различные школы мысли
  • Ключевые литературные течения включают:
  • 1. Древнеанглийский
  • 2. Среднеанглийский
  • 3. Ренессанс
  • 4. Елизаветинская эпоха
  • 5. Якобинская эпоха
  • 6. Период Реставрации
  • 7. Романтический период
  • 8. Викторианский период
  • 9. Модернизм 9.0062 9.0062

Полный надежд романтизм Джона Китса

Обзор Оды Китса: речь любовника Анахид Нерсесян (Verso 2022)

У меня было то, что я в частном порядке называл поэтическим блоком в течение нескольких лет: я едва могу это прочитать, я, конечно, не могу это написать, и трудно что-либо толком прочитать об этом. Раньше я жил поэзией и до сих пор иногда зарабатываю на жизнь тем, что преподаю ее. Это странное чувство, не обязательно незнакомое мне, но необычно расположенное: относиться ко всей форме так же, как я так часто чувствовал в прошлом влюбленность, романтические или сексуальные связи и даже отношения. Я был слишком близок к этому, а потом не выдержал; это напомнило мне о силе чувства, к которому я больше не мог получить доступ, и поэтому я хотел скрыть его из виду. Чтение Анаид Нерсесян Оды Китса: Беседы любовника , в этом контексте, были похожи на встречу с кем-то новым после долгого периода сна: головокружительное чувство связи, пробуждение определенных возможностей.

Правда, мое собственное отношение к поэзии нетипично: для многих этот жанр вызывает равнодушие или смущение. Те, кто пишет это, часто чувствуют себя вынужденными принять оборонительный тон, чтобы опровергнуть предположение, что это одновременно и чрезмерно, и смущающе. Поэзия связана с подростком: Бен Лернер, пишущий в Ненависть к поэзии в 2016 году: «Если вы взрослый достаточно глуп, чтобы сказать другому взрослому, что вы (все еще!) поэт, они часто будут описывать вам свое отпадение от поэзии: Я написал это в старшей школе ; Я пробовал себя в колледже . Сейчас почти никогда не пишут».

Одним из наиболее устойчивых символов этого подросткового отказа быть оцепеневшим к миру, безусловно, является Джон Китс, поэт-романтик, родившийся в Лондоне в 1795 году и умерший от туберкулеза в возрасте двадцати пяти лет. Он увековечен, по крайней мере в народной памяти, как деликатный, чувствительный персонаж, который так и не вырос: его современники, такие как Уильям Вордсворт, объявляли его произведения «нездоровыми» или, подобно лорду Байрону, высмеивали его стихи как «мыслительные». мастурбация» («Поэзия Джона, писавшая в постель» — еще одно прозвище Байрона).

Нерсесян подходит к этой репутации прямо, отмечая, что она отчасти проистекает из его классового положения — У. Б. Йейтс описал его как «грубого сына ливрейного конюха» — и из его связи с «известными радикалами». ” В самом деле, нет ничего извиняющего в рассказе Нерсесян о Китсе , , и она ясно дает понять во введении, что эта книга не для тех, кого еще нужно убедить в ценности стихов, в центре которых она находится: «Если вы» Я никогда раньше ничего не читал об одах Китса, эта книга не должна быть вашей первой остановкой». Отвергая требование о том, что для поэзии нужны оправдания, Нерсесян берется за проект внимательного чтения, настаивая на том, что ее предметом является не какое-то клише романтического эскапизма, а, скорее, интенсивно политический способ взаимодействия с миром и его описания.

Китс в этой книге «общеизвестно привлекателен» не из-за его гениальности, а из-за его «повреждения»: анекдоты рисуют картину беспокойного мальчика, «всегда в крайностях», подростка, который ухаживал за своей матерью на смертном одре и который — несмотря на рост ниже пяти футов — запомнился друзьям детства как человек, чья «склонность» была не к поэзии, а «к дракам». Хотя в конце концов он вырос из борьбы, Нерсесян предполагает, что его стихи, во всей их эмоциональной крайности, являются продолжением существовавшей ранее «охоты за укромными уголками, где могут задерживаться и усиливаться страстные и длительные чувства всех видов, частные миры, которые на самом деле не существуют». частный.»

Это мнение разделяют многие, кто читает и пишет о Китсе, но его прочтение отличается утверждением, что в таких «неуправляемых» чувствах есть нечто по своей сути политическое: проверка того, что значит быть «по-настоящему свободным». Таким образом, Оды Китса продолжают проект предыдущей книги Нерсесяна, Форма бедствия, , читая стихи как тексты в общении с Карлом Марксом. Для этого она следует предположению Джорджа Бернарда Шоу о том, что в поэзии Китса мы можем найти «чистокровного современного революционера» (действительно, в своих письмах Китс как защищал Французскую революцию, так и настаивал на том, что Англии давно пора совершить собственную) .

Отвергая требование о том, что для поэзии нужны оправдания, Нерсесян берется за проект внимательного чтения, настаивая на том, что ее предметом является не какое-то клише романтического эскапизма, а, скорее, интенсивно политический способ взаимодействия с миром и его описания.

«Если бы можно было представить Карла Маркса, пишущего стихотворение вместо трактата о Капитале, — писал Шоу в 1921 году, — он бы написал «Изабеллу». «Изабелла; или горшок с базиликом» (1818 г.) — это длинное повествовательное стихотворение, основанное на итальянской сказке XIV века из романа Джованни Боккаччо «9».0383 Декамерон . В нем Изабелла, «обогатившаяся за счет товаров предков», влюбляется в Лоренцо, одного из служащих своего брата, вместо дворянина, за которого ее семья хочет, чтобы она вышла замуж: когда ее секрет раскрывается, взаимосвязанный механизм семьи и собственности объединяется. чтобы убедиться, что Лоренцо убит. Узнав об этом от его призрака во сне, Изабелла выкапывает тело своего возлюбленного и зарывает его голову в горшок с базиликом, за которым она ухаживает, плача и тоскуя, пока не «умирает в одиночестве».

Легко читать «Изабеллу» как марксистскую поэму: в ней несколько строф посвящены эксплуатации, на которой основано богатство предков Изабеллы, тому, как «многие утомленные руки утомляли их / В горящих рудниках и шумных фабриках»; как «Для них цейлонский ныряльщик затаил дыхание, / И пошел весь голый к голодной акуле». Труднее сделать то, что делает Нерсесян: взять декларацию Шоу и распространить ее на оды. Для этого она цитирует книгу «Частная собственность и коммунизм» 1844 года: «Формирование пяти чувств — это труд всей мировой истории вплоть до настоящего времени». Уничтожение частной собственности, продолжает Маркс, ведет к «полному освобождению всех человеческих чувств», потому что только благодаря этому упразднению «эти чувства и свойства стали субъективно и объективно человеческими». Только так «глаз» может стать «человеческим глазом».

Читая так, Китс становится мыслителем, подобным Марксу, хотя и в совершенно ином ключе: писатель, «также озабоченный деформацией всех аспектов человеческой жизни под влиянием капитала». Приверженность Китса Негативным Способностям, термин, придуманный поэтом, который Нерсесян определяет как подобную хамелеону способность художника «полностью входить в психическую и чувственную орбиту других существ», можно рассматривать как активацию марксистского принципа: человеческая природа — это общественная природа, и всем нам вредят системы эксплуатации и неправильного использования.

Среди многих даров интерпретации Китса Нерсесяном есть понимание того, что по-настоящему любить значит быть открытым миру, несмотря на его великую боль и из-за нее. Если чтение этой книги было для меня сродни испытанию романтической связи после периода, определяемого ее отсутствием, стоит исследовать это чувство дальше. Китс, в конце концов, поэт-романтик с большой буквы и писатель, глубоко связанный с самой идеей «любовной поэзии» как в своих стихах, так и в письмах к своей невесте Фанни Браун.

В ее чтении «Оды Психее», любовной поэмы, действие которой происходит после завершения, в котором говорящий Китса встречается с Амуром и Психеей, «спокойно дышащими, на лежащей траве / Их руки обнялись, и их перья тоже, Нерсесян утверждает, что ода действует как любовная поэма и как социальная критика. Бок о бок объятия Амура и Психеи — бога любви и смертной женщины, ставшей богиней души, — это ответ на «поблекшую олимпийскую иерархию», стремившуюся разлучить их. Это также видение «совершенной любви», которая избегает гендерных ограничений: любовники Китса «плавают в эйфории множественного числа от третьего лица». Эта совершенная любовь не стирает страданий — особенно сильно страдает Психея, претерпевая в оригинальном рассказе Овидия ряд испытаний, поставленных ревнивой Венерой, — а скорее демонстрирует свою ценность: она «делает нас достойными любви, — пишет Нерсесян, — а не в каком-то узком мазохистском смысле, а потому, что страдание дает нам доступ к коллективному существованию, к жизни, которую мы разделяем с другими в силу того, что вообще живы».

«Петерлоо, кажется, не остановил мир Китса на его оси». Как, чем мы можем сопоставить революционного, протомарксистского Китса с этим поэтом, который написал такое глубоко нереволюционное стихотворение, вскоре после того, как узнал о таких ужасах?

Оды Китса , таким образом, представляют собой проект чтения очень, очень известных стихов против течения: возвращения, в некотором смысле, срочности к тексту. В своем эссе об «Оде на греческую урну» Нерсесян довольно полно порывает с критическим консенсусом. Стихотворение, начинающееся со слов «Ты все еще ненасиловал невесту тишины, / Ты, приемный ребенок тишины и медленного времени», является основой школьной программы среднего и высшего образования, экфрастическим текстом, который описывает то, что обычно считается композицией Мрамор Элгина, ваза Таунли, картины Клода Лоррена и неоаттическая ваза Сосибиос, которую Китс рассматривал в Британском музее. Поперек урны «лесной историк» изображает «легенду с листочками», достаточно захватывающую, чтобы вызвать ряд риторических вопросов:

Что это за люди или боги? Что за девицы?

Что за безумная погоня? Какая борьба за побег?

Какие дудки и тимпаны? Какой дикий экстаз?

Прочтение стихотворения Нерсесяном, однако, разрушает самоуспокоенность на расстоянии, делая в центре внимания этих «женщин жалких» и их «борьбу за бегство». «Греческая урна», утверждает она, повествует о сексуальном насилии: ее вступительная речь, в которой традиционное «О» заменено на «Ты», является «свистом», а действие вращается вокруг изображения «изнасилования, которое вот-вот произойдет». ». Этот оратор, как утверждает Нерсесян, в своем головокружительном вуайеристском возбуждении «похож на насильника».

Внимательное прочтение стихотворения, ясное и трогательное, переплетается с более широким рассмотрением переплетения истории литературы и интимного насилия, а также с историей из жизни самого Нерсесяна: сексуальные домогательства со стороны учителя латыни, столь настойчивые и так жестоко пресекаемые самой школой, что она вообще бросила изучение языка, «большая потеря». Это удивительное прочтение стихотворения, искусно обработанное и живое в его сложностях: Китс здесь понимается как играющий своего рода гротескную пародию, образец того, как наивные романтические идеалы могут прикрывать жестокость и насилие. Обращая внимание на стихотворение — чтение за пределами его репутации — Нерсесян показывает нам, как читать Китса с политической точки зрения, работая с тем, что есть, а не пытаясь превратить его текст в доказательство мнения: это стихотворение о власти, о том, кто может быть зрителем. , и кто будет преследовать. «Кто эти идут на жертву?»

Тем не менее, марксистское прочтение Китса Нерсесяном сталкивается с необходимыми трудностями. Последняя глава в книге является одновременно и самой убедительной, и самой разочаровывающей, поскольку она читает «идеальную и непростительную» оду «Осени» рядом с «Революционным письмом № 7» поэтессы-битницы-феминистки Дайан ди Прима. Последнее начинается так: «Есть те, кто может рассказать вам, / как делать коктейли Молотова, огнеметы, бомбы, все, что вам может понадобиться». Напротив, «Осени» — это не стихотворение, которое пропагандирует изготовление самодельного оружия: это стихотворение о «сезонах туманов и нежной плодоносности». Помещая такой текст рядом с явным поэтическим одобрением ди Прима революционного насилия, Нерсесян прямо сталкивается с больным вопросом среди тех, кто пытается извлечь конкретный политический смысл из произведений Китса.

«Осени» — наиболее точно датированная из од, а это значит, что мы знаем, что Китс написал ее 19 сентября 1819 года, вскоре после прочтения газетных сообщений о резне в Петерлоо. Месяцем ранее солдаты на лошадях ворвались в толпу, собравшуюся на полях Святого Петра в Манчестере, чтобы потребовать парламентской реформы, в результате чего восемнадцать человек погибли и многие получили ранения. В отличие от своего современника Перси Биши Шелли, написавшего «Маску анархии» в ответ на события в Петерлоо и общее чувство возмущения по поводу резни, которое разделялось между политическими кругами, «Питерлоо, похоже, не остановил мир Китса на его оси. ». Как же тогда мы можем сопоставить революционного, протомарксистского Китса с этим поэтом, написавшим такое глубоко нереволюционное стихотворение вскоре после того, как узнал о таких ужасах?

Вместо того чтобы искажать стихотворение Китса в поисках идеологической ясности, Нерсесян сосредотачивается на совершенстве самого текста. Полнота стихотворения показывает нам, что «проблема с красотой не в том, что она такая хрупкая, а в том, что она такая прочная». Именно в этом для нее заключается ценность поэзии Китса: она показывает нам, что мы «привязаны, несмотря ни на что, к этому месту, которое было использовано против нас».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *