Кто такие хавариджи: Кто такие хариджиты и что стало причиной возникновения этого течения?

Кто такие хариджиты и что стало причиной возникновения этого течения?

Кто такие Хариджиты?

Предыдущая часть

Хариджиты (خوارج‎‎‎; хаваридж – выступившие, вышедшие, покинувшие) – первое в истории Ислама религиозно-политическое движение, секта, сформировавшаяся как религиозный протест против политического решения последнего из праведных халифов Али бин Абу Талиба в ходе действия битвы при Сиффине.

Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.

Али в наследство досталось общество, раздираемое междоусобными интригами и серьезными политическими волнениями. Первое, что требовали от Али после его избрания халифом — это расследование убийства Усмана и наказания виновных. Такое требование к Али выдвинули жена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аиша, наместник Сирии и Палестины, ко всему прочему являвшийся родственником Усмана, Муавия, и Тальха бин Убайдуллах.

Однако Али не спешил расследовать убийство своего предшественника, что было однозначно воспринято его оппонентами как покровительство убийцам. В Шаме и Мекке, регионах, в которых авторитет и политическое влияние Муавии, Аишы и Тальхи были особенно сильны, недовольство политикой Али набирало обороты. В Дамасской мечети Муавия выставил на обозрение окровавленную рубашку Усмана и отрубленные пальцы его жены Наили (в момент, когда убийцы занесли над Усманом меч, Наиля пыталась прикрыть руками голову мужа). Последствием этого противостояния стала печально известная  «Верблюжья битва», в которой погиб Тальха бин Убайдуллах и многие другие сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а Аиша пленена, доставлена под стражей в Мекку, где и была отпущена.

Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации.

Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.

Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.

Идеология хариджитов, как мы упомянули выше, стоит на тезисе «Ля тахкима илля лиллях» (Судить вправе только Аллах), что отвергает идею о любых попытках цивилизованного решения политических или религиозных проблем. Основным средством доказательства своей правоты хариджиты считают вооруженную борьбу и физическое устранение оппонентов. Результатом такого их подхода к решению политических вопросов стало убийство Али фанатиками-хариджитами.

Один из них, Абдурахман ибн Мулджам, чудом выживший после сокрушительного поражения хариджитов от Али при Нахраване, решил, во что бы то ни стало, убить халифа. Окончательно он утвердился в своих планах после женитьбы на Катаме бинт аль-Шиджн, потерявшей в битве при Нахраване отца и брата, бывших хариджитами и воевавших в этой битве против Али. В качестве махра девушка попросила, среди прочего, убийство Али, желая мести за родных.

В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.

Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).

Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.

Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.

Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.

По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:

  1. Ибадиты полагают, что большой грех, совершаемый мусульманином, выводит его из Ислама и за это он будет навечно ввергнут в Ад. Позиция ортодоксальной школы заключается в том, что мусульманин, совершавший большие грехи, предстанет перед Аллахом и если Аллах пожелает, то накажет грешника Адом, или же простит, если пожелает. Но даже если Аллах и накажет грешника огнем, то, благодаря наличию у грешника имана, наказание будет иметь временный характер.
  2. Ибадиты отрицают возможность лицезрения Аллаха в следующей жизни.
  3. Ибадиты, как и мутазилиты, отверждают, что Коран сотворен (махлюк). Не та книга, которая действительно создана посредством бумаги и чернил, а извечный сыфат «Речь» (Аль-Калям Нафсий).

Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.

Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году».

[«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].

Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:

«Появятся люди со стороны востока, которые (много и хорошо) читают Коран, а он не будет доходить ниже их глоток (метафора, означающая, что они не будут понимать истинный смысл Корана), они будут пересекать Ислам (т. е. выходить из него) словно стрела, выпущенная из лука, и не возвратятся к нему (Исламу), если даже стрела вернется обратно. Их признак – бритье голов» («Фатхуль-Бари», № 7562; «Муснад» имама Ахмада, № 11188; «Далаилу нубувват» аль-Байхаки, № 2740; и т. д.). «Люди в моей общине, их признак – бритье головы, читающие Коран, но суть его не будет достигать ниже глотки, они будут пересекать Ислам (выходить из религии), словно стрела, выпущенная из лука, они (т.

е. эти люди) худшие из творений» («Муснад» имама Ахмада, № 20551). От Абу-Са‘ида аль-Худри: «Поистине, вслед за этим моим временем придут люди, которые будут читать Коран, но он не уйдёт дальше их горла. Они пройдут через религию подобно проходу стрелы через ее добычу. Они будут убивать мусульман и оставлять одних идолопоклонников. Если бы я встретил их, поистине, я убил бы их путём, которым был убит народ Ад (адитов) [то есть всех]».

Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».

Islam-Today

Разъяснение о том, кто такие хариджиты

Хвала Аллаху.

Хариджиты – одна из заблудших, отклонившихся групп. Это подтверждается священными текстами и единодушным мнением ученых. Передается в хадисе от Йусайра ибн ‘Амру, что он спросил Сахля ибн Хунайфа: Слышал ли ты, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-нибудь о хариджитах? Он сказал: Я слышал, как он говорил, указывая рукой в сторону Ирака: „Оттуда выйдет народ, который будет читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток. И они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени“ (аль-Бухари № 6934, Муслим № 1068).

Сообщается, что Ибн Аби Ауфа передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Хариджиты – это собаки Огня (Ибн Маджа № 173). Аль-Альбани в Сахих Ибн Маджа сказал, что хадис достоверен.

Хариджиты следуют своим страстям и нововведениям, они отдалились от пути последователей Сунны и единой общины. Однако, несмотря на их нововведения, мы не считаем их неверующими, как и других последователей нововведений.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: Мазхаб шафиитов и большинство великих ученых считают, что хариджиты неверующими не являются, как и кадариты, большинство му‘тазилитов и остальные люди, следующие своим страстям (Шарх Муслим. Т. 7. С. 160).

Шейху-ль-ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:

Отклонившиеся хариджиты те, с кем сражаться приказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. С ними сражался повелитель правоверных, один из праведных халифов ‘Али ибн Абу Талиб. О необходимости сражаться с ними сподвижники пророка, последователи /таби‘ины/ и поколения после них придерживались единодушного мнения. ‘Али ибн Абу Талиб, Са‘д ибн Абу Ваккас и другие сподвижники не считали их неверующими, напротив, несмотря на то, что они сражались с ними, они считали их мусульманами. ‘Али не стал сражаться с ними до тех пор, пока хариджиты не пролили запретную кровь и не напали на имущество мусульман. И тогда он стал сражаться с ними, чтобы остановить несправедливость и притеснение с их стороны, но не потому, что они неверующие. Именно поэтому их женщин он не брал в качестве пленниц, а их имущество не брал в качестве трофеев (Маджму‘-уль-фатауа. Т. 3. С. 282).

Ибн ‘Абидин, да помилует его Аллах, сказал:

«Если во время дискуссии и опровержения течения му‘тазилитов и подобных им было объявлено о том, что их слова приводят к неверию, то это еще не указывает на их неверие. Потому что если человек высказал мнение, из которого вытекает новый смысл, то не обязательно человек верит в этот новый смысл.

К тому же они говорили подобное потому, как основывались на шариатское, по их мнению, доказательство. И даже если они не правы и совершили ошибку» (Хашийа Ибн ‘Абидин. Т. 3. С. 46).

Шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Салих аль-Махмуд, да хранит его Аллах, был спрошен: Являются ли хариджиты неверующими?

Он ответил:

Среди ученых по этому вопросу имеются разногласия. Верное мнение же гласит, что неверующими они не являются. ‘Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, задали вопрос: „Являются ли они неверующими?“ Он ответил: „Они убежали от неверия“. Они стали совершать нововведение – обвинять других в неверии. И нам не стоит совершать нововведение, обвиняя в неверии их. Таково более верное, если это угодно Всевышнему Аллаху, мнение. Несмотря на то, что их нововведение называют нововведением, выводящим из Ислама (Шарх китаб люм‘атуль-и‘тикад. Т. 7. С. 26).

Среди нововведений, распространенных среди хариджитов, следующие:

— они считают, что вера не увеличивается и не уменьшается;

— считают человека неверующим, если он оставил обязательное по Шариату /ваджиб/;

— считают человека неверующим, если он совершил большой грех;

— сражаются при помощи оружия против тех последователей Ислама, кто разногласит с ними.

Для дополнительной информации обратитесь также к ответу на вопрос № 175217.

А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.

хариджитов — Исламские исследования — Оксфордские библиографии

Введение

Хариджиты (араб. khawarij ; поют. khariji ) были первой идентифицируемой сектой ислама. Их идентичность возникла, когда последователи Мухаммеда попытались определить, в какой степени можно отклоняться от идеальных норм поведения и при этом называться мусульманином. Крайняя позиция хариджитов заключалась в том, что мусульмане, совершающие тяжкие грехи, фактически отвергают свою религию, вступая в ряды отступников, и поэтому заслуживают смертной казни. Эта позиция считалась чрезмерно ограничительной большинством мусульман, а также умеренными хариджитами, которые считали, что мнимый мусульманин не может быть объявлен неверующим (9).0005 кафир ). Хариджиты считали, что жить среди тех, кто не разделял их взглядов, было запрещено, поэтому они получили название, под которым они известны в господствующей исламской историографии — хаваридж означает «отделившиеся» или «вышедшие из общины». Радикальные хариджиты, с другой стороны, объявляли тех, кто не согласен с их позицией, отступниками, и они периодически совершали военные нападения на основные мусульманские центры, пока они не перестали представлять военную угрозу в конце 8 века н.э. Хариджиты были также известны как Haruriyah (от Harura , местонахождение одного из их основных лагерей в Ираке) и в более общем смысле ghulat (экстремисты).

Обзоры

Конкретным контекстом появления хариджитов была борьба за лидерство в мусульманской общине после убийства третьего халифа Усмана в 656 г. н.э. Лидеры общины выбрали двоюродного брата и зятя Мухаммеда, Али ибн Аби Талиба, в качестве преемника Усмана. Али пользовался широкой поддержкой, основанной на его репутации человека набожного, мудрости и мужества. Некоторые поддерживали его, потому что он был ближайшим выжившим родственником Мухаммеда мужского пола. Однако Муавия, губернатор Дамаска, восстал против руководства Али. В битве при Сиффине (в современной Сирии) в 657 г. н.э. войска Али были готовы победить силы Муавии, когда последний обратился за арбитражем. Али согласился, после чего некоторые из его сторонников отвернулись от него. Полагая, что Муавия и его сторонники отступили в результате своего восстания, некоторые считали, что Али был обязан сражаться с ними и что его победа была предопределена Богом. Таким образом, соглашение об арбитраже было нарушением божественной воли, сделав Али и его сторонников также отступниками. Эта фракция — хариджиты — продолжала сражаться против войск Али, и в конце концов Али был убит хариджитом в 661 г. н. э. Хотя радикальные хариджиты в конечном итоге потерпели поражение от халифских сил и практически исчезли в городских районах, некоторые умеренные группы хариджитов выжили, особенно в сельских и племенных районах, где они продолжают существовать и сегодня. Кроме того, радикальное наследие хариджитов было возрождено в контексте террористической деятельности некоторых мусульманских групп в конце 20-го века. Кроун 2006 и Салем 1956 содержат лучшие обзоры истории и идеологии хариджитов. Kenney 2006 характеризует хариджитов как политических мятежников и, следовательно, предшественников современных воинствующих движений.

  • Кроун, Патрисия. Божье правление: правительство и ислам . Нью-Йорк: Колумбийский ун-т. Press, 2006.

    Обсуждается позиция хариджитов в отношении управления, политической теории, восстания и радикального эгалитаризма. Этот том в значительной степени опирается на хариджитский текст 8-го века Послание Салима ибн Заквана (Оксфорд, 2001 г. ), но включает в себя широкий спектр других классических источников. Особенно полезен своим подробным описанием происхождения хариджитов.

  • Кенни, Джеффри Т. Мусульманские повстанцы: хариджиты и политика экстремизма в Египте . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Press, 2006.

    Начинается с обсуждения происхождения хариджитов и обсуждает четырех классических историографов/ересиографов: аль-Ашари, аль-Багдади, Ибн Хазма и аль-Шахрастани. Суть текста в современном экстремизме в Египте и в том, что его называют хариджизмом или неохариджизмом.

  • Салем, Эли Адиб. Политическая теория и институты хавариев . Балтимор, Мэриленд: Университет Джона Хопкинса. Press, 1956.

    Классическая трактовка хариджитов. Салем исследует появление хариджитов, отмечая, что не существует единой «хариджитской» идентичности. (Салем считает ваххабитов Саудовской Аравии современным проявлением хариджитов.) Включает обсуждение хариджитских представлений о государстве, законе, джихаде и социальной теории. Это полезный обзор досовременных источников о хариджитах.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Кто такие хариджиты? — Ислам вопрос и ответ

Хвала Аллаху.

Кто такие хавариджи?

Хавариджи (хариджиты) являются одной из отклоняющихся сект, что подтверждается текстами и консенсусом ученых. Аль-Бухари (6934) и Муслим (1068) передали, что Юсайр ибн Амр сказал: «Я сказал Сахлу ибн Хунайфу: «Вы слышали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил что-нибудь о хариджитах?» Он сказал: Я слышал, как он сказал — и он указал рукой на Ирак — «Оттуда выйдут люди, которые читают Коран, но он не пройдет дальше их ключиц. Они выйдут из ислама, как стрела из добычи».

Ибн Маджа (173) передал, что Ибн Аби Авфа сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хавариджи – псы Ада». (Классифицирован аль-Албани как достоверный в Сахихе Ибн Маджа) 

Являются ли хариджиты неверующими?

Хавариджи — последователи капризов, желаний и нововведений, которые отклонились от пути Ахл ас-Сунна уаль-Джамаа, но мы не называем их неверующими из-за их нововведений, в отличие от других, которые следуют прихотям и желания.

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: 

«Мнение аш-Шафии и большинства его коллег-ученых состоит в том, что хариджитов нельзя называть неверующими; это также относится к кадарийам и большинству мутазилитов и других групп, которые следуют прихотям и желаниям». (Шарх Муслим, 7/160)

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: 

Хаваридж, который отклонился от пути, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам сражаться , и с кем сражался Амир аль-Муминин Али (да будет доволен им Аллах), один из праведных халифов, и с кем единогласно согласились ведущие ученые ислама среди сахабов, табиинов и тех, кто пришел после них после сражения не были названы неверующими Али ибн Аби Талибом, Саадом ибн Аби Ваккасом и другими сахабами; скорее, они считали их мусульманами, хотя и сражались с ними, а Али не сражался с ними до тех пор, пока они не проливали кровь незаконно и не совершали набеги на имущество мусульман; затем он сражался с ними, чтобы отразить их проступки и агрессию, а не потому, что они были неверующими. Поэтому он не брал их женщин в плен и не захватывал их имущество в качестве добычи». (Маджму‘ аль-Фатава, 3/282)

Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) сказал: 

«Даже если вы обнаружите, что некоторые ученые в контексте дебатов с мутазилитами и другими группами используют слово куфр (неверие) при опровержении их аргументы, они имели в виду, что их (мутазилитов) аргументы неизбежно составят неверие, не подразумевая, что они сами были неверующими, потому что то, что может быть заключено из точки зрения, не обязательно должно быть приписано тому, кто придерживается этого мнения. .

Более того, они думают, что у них есть шариатские доказательства, подтверждающие их точку зрения, даже если они ошибаются и впадают в заблуждение». (Хашият ибн Абидин, 3/46)

Шейха Абд ар-Рахмана ибн Салиха аль-Махмуда (да сохранит его Аллах) спросили: Являются ли хариджиты неверующими? Он ответил: ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) спросили о них: «Они неверующие?» Он сказал: Они бежали от неверия, но они впали в новшество, называя других неверующими; мы не будем впадать в новшество, навешивая на других ярлыки неверующих и, таким образом, навешивая на них ярлык таковых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *