Кто такие аккадцы: Недопустимое название | Воины и военная техника вики

Аккад — Всемирная историческая энциклопедия

Карта Аккадской империи

Nareklm (GNU FDL)

Аккад был центром Аккадской империи (2334-2218 гг. до н.э.), первое многонациональное политическое образование в мире, основанное Саргоном Древним (правил в 2334-3379 гг. до н.э.), который объединил Месопотамию и установил модель управления для последующих месопотамских правителей с целью следования ей или попытки ее улучшения. Аккадская империя установила ряд «первых», которые впоследствии стали стандартом.

Никто не знает где находился Аккад, как он приобрел известность или как именно город пришел в упадок; и все же когда-то он был центром Аккадской империи, которая правила на обширных просторах региона древней Месопотамии. Известно, что Аккад (также известен как Агаде́) был городом расположенном вдоль западного берега реки Евфрат, возможно между городами Сиппар и Киш( возможно, между Мари и Вавилоном или даже в других местах вдоль Евфрата). Согласно легенде, он был построен царем Саргоном Древним, который объединил Месопотамию под властью своей Аккадской империи и установил стандарт для будущих форм правления в Месопотамии.

Саргон ( или его писцы) утверждал, что что Аккадская империя простиралась от Персидского залива через современный Кувейт, Ирак, Иорданию, Сирию (возможно, Ливан) через нижнюю часть Малой Азии до Средиземного моря и Кипра (есть также утверждение, что она простиралась до Крита в Эгейском море). Хотя размеры и масштабы империи, базирующейся в Аккаде, оспариваются, нет никаких сомнений в том, что Саргон Древний создал первую многонациональную империю в мире.

Король Урука и возвышение Саргона

Язык на котором говорил город, аккадский, уже использовался до расцвета Аккадской империи (а именно в богатом городе Мари, где обширные клинописные таблички помогли определить события для более поздних историков), и вполне возможно, что Саргон восстановил Аккад, а не построил его. Следует также отметить, что Саргон не был первым правителем объединившим разрозненные города и племена под единым управлением. Король Урука, Лугальзагеси, уже добивался такого, хотя и в меньших масштабах.

Он был побежден Саргоном, который усовершенствовав модель данную ему Уруком, сделал свою собственную династию больше и сильнее. Историк Гвендолин Лайк пишет, » Согласно его собственным записям, он [Саргон] провел широкую кампанию за пределами Месопотамии и обеспечил доступ ко всем основным торговым путям, морским и сухопутным» (8). Пока Лугальзагеси преуспевал в покорении городов Шумера, Саргон был полон решимости завоевать весь известный мир. Историк Уилл Дюрант пишет:

Восток и запад, север и юг, великий воин шествовал, завоевав Элам, омыв свое оружие в знак триумфа в Персидском заливе, пересек Западную Азию, достиг до Средиземноморья, и основал первую великую империю в истории. (121-122)

Аккадский царь

Sumerophile (Public Domain)

Империя стабилизировала регион Месопотамии и способствовала развитию искусства, литературы, науки, достижений сельского хозяйства и религии. Согласно списку шумерских королей, было пять королей Аккада: Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Син ( также известный как Нарам-Суэн), и Шаркалишарри, который поддерживал династию на протяжение 142 лет вплоть до ее падения. В это время аккадский язык пришел на смену шумерскому в качестве языка общения, за исключением священных служб, а аккадская одежда, письменность и религиозные обряды проникли в обычаи завоеванных народов региона. Глубокое понимание взлета и падения Аккада (условно говоря) лучше всего достигается путем изучения правителей города и империи, которую они поддерживали.

Правление Саргона

Саргон Древний либо основал, либо восстановил Аккад, покорил «четыре уголка вселенной» и поддерживал порядок в его империи.

Саргон Древний либо основал, либо восстановил Аккад и правил им с 2334-2279 гг. до н.э. Он покорил то, что называл «четырьмя уголками вселенной» и поддерживал порядок в империи с посредством неоднократных военных кампаний.Стабильность, обеспечиваемая этой империей, привела к строительству дорог, улучшению ирригации, расширению сферы влияния в торговле, а также вышеупомянутым достижениям в области искусств и наук.

Аккадская империя создала первую почтовую систему, где глиняные таблички с надписями клинописью аккадского алфавита были завернуты во внешние глиняные конверты, помеченные именем и адресом получателя и печатью отправителя. Эти письма мог открыть только тот, кому они предназначались, потому что не было другого способа открыть глиняный конверт, кроме как сломав его.

Для того, чтобы сохранить свое присутствие по всей империи, Саргон стратегически расставил своих лучших и наиболее доверенных людей на руководящие посты в различных городах. «Гражданами Аккада», как они называются в последующих вавилонских текстах, были губернаторами и администраторами в более чем 65 различных городах. Саргон также умело назначил свою дочь Энхедуанну Верховной жрицей Инанна в Уре, и через нее, похоже, удавалось манипулировать религиозными/культурными делами издалека. Энхедуанна признана сегодня первой в мире писательницей, известной по имени, и, судя по тому, что известно о ее жизни, она, похоже, была очень способной и могущественной жрицей в дополнение к созданию своих впечатляющих гимнов Инанне.

Преемники Саргона: Римуш и Маништушу

Саргон правил на протяжение 56 лет и после его смерти его преемником стал его сын Римуш (правил в 2279-2271 гг. до н.э.), который продолжил тесно следовать политике отца. Города бунтовали после смерти Саргона, и Римуш провел первые годы своего правления восстанавливая порядок. Он шел против Эламаа, который он победил, и утверждал, что вернет огромное богатство обратно в Аккад. Он правил всего лишь девять лет до тех пор пока он не умер и его место занял его брат Маништушу (правил в 2271-2261 до н.э.). Есть некоторые предположения, что Маништушу привел к смерти своего брата, чтобы получить трон.

История вновь повторилась после смерти Римуша, и Маништушу пришлось подавлять распространившиеся по всей империи восстания, прежде чем приступить к управлению своими землями. Он улучшил торговлю, и согласно его письменам, он также вел торговлю на большом расстоянии с Маганом и Мелуххой (предположительно находившиеся в Верхнем Египте и Судане). Он также возглавил большие строительные проекты по всей империи, и предположительно был тем, кто заказал постройку Храма Иштар в Ниневии, который считался крайне впечатляющим образцом архитектуры.

Далее, он возглавил земельную реформу, и, судя по тому, что известно, улучшил империю его отца и брата. Сегодня в Лувре (Париж) можно увидеть Обелиск Маништушу, который описывал распределение земельных участков. Его смерть в некотором роде загадка, но, по мнению некоторых ученых, в том числе Лейка, «Маништушу был убит своими придворными с помощью цилиндрических печатей», хотя никаких определенных мотивов убийства предложено не было (111).

Нарам-Син: Величайший из Аккадских королей

Маништушу наследовал его сын Нарам-Син ( также Нарам-Суэн), который правил с 2261-2224 год до н.э. Как его отец и дядя до него, Нарам-Сину пришлось подавлять восстания по всей империи перед тем, как смог начать управлять страной, однако как только он начал, империя процветала под его правлением. В течение 36 лет своего правления он расширил границы империи, сохранял порядок внутри нее, улучшил торговлю, и лично выступал в походах со своей армией за пределы Персидского залива, и возможно даже в Египет.

Победная стела Нарам-Сина ( в настоящее время находящаяся в Лувре) празднует победу Аккадского монарха над Сатуни, королем Луллубеи ( племя в горах Загроса) и изображает Нарам-Сина возвышающегося на гору, топчущего тела своих врагов по образу и подобию бога. Как и его дедушка он провозгласил себя «королем четырех уголков вселенной», но в более смелой манере начал подписывать свое имя знаком, обозначающим себя богом наравне с любым из месопотамского пантеона.

Стела в честь победы Нарам-Сина

Jan van der Crabben (CC BY-NC-SA)

Несмотря на его впечатляющее правление, которое считается расцветом Аккадской империи, последующие поколения ассоциирует его с Проклятьем Агады, литературным текстом ( месопотамского литературного жанра Нару) приписываемый к Третьей Династии Ура, но также текст мог был быть написан ранее. В нем рассказывается захватывающая история о попытке одного человека силой вырвать ответ у богов, и этим человеком является Нарам-Син. Согласно тексту, великий бог Энлиль отозвал свое благоволение из города Аккада и тем самым запретил другим богам входить в город и благословлять его своим присутствием.

Нарам-Син не знает, что он мог сделать такого, что могло бы вызвать такое недовольство, и поэтому он молиться, просит о знаках и предзнаменованиях, и впадает в депрессию продолжительностью в семь лет пока он ждет ответа от богов. Наконец, устав ждать, он собирает армию и и марширует к Храму Энлиля в Экуре города Ниппур, который он уничтожает. Он «приставляет свои лопаты к его корням, свои топоры к фундаменту, пока храм, подобно мертвому солдату, не падает ниц» (Лейк, 106).

Эта атака, конечно же, провоцирует гнев не только Энлиля но и других богов, которые отправили гутеев, «людей, которые не знают запретов, с человеческими инстинктами, но собачьим интеллектом и обезьяньими чертами» (Лейк, 106), вторгнуться в Аккад и разрушить его. После вторжения гутеев распространился голод, мертвые остаются гнить на улицах и в домах, а город в руинах, и таким образом, согласно рассказу приходит конец Аккаду и Аккадской империи, жертве высокомерия одного короля перед лицом богов.

Однако, нет никаких исторических записей того, что Нарам-Син когда-либо провоцировал насильственное сокращение Экура в Ниппуре или разрушение храма Энлиля, и считается, что Проклятье Агады было более поздним произведением, написанным для выражения » идеологической озабоченности в правильном взаимоотношении между богами и абсолютным монархом» (Лейк, 107), чей автор выбрал Аккад и Нарам-Сина в качестве сюжетов из-за их, к тому времени, легендарного статуса .

Согласно историческим записям, Нарам-Син почитал богов, был изображен рядом с ними в храмах и был унаследован своим сыном Шаркалишарри, который правил с 2223-2198 год до н.э.

Упадок Аккада

Правление Шаркалишарри было трудным с самого начала, поскольку ему тоже пришлось приложить немало усилий для подавления восстаний после смерти своего отца, но в отличие от своих предков, казалось, ему не хватало способности поддерживать порядок и он не смог предотвратить последующие нападения на империю извне. Лейк пишет:

Несмотря на его попытки и военный успех, он не смог защитить свое государство от распада, и после его смерти, письменные источники иссякли во времена усиления анархии и неразберихи.(159)

Интересно, что известно, что «его самый значимый архитектурный проект была реконструкция Храма Энлиля в Ниппуре» и возможно это событие вкупе с вторжением гутинианцев и распространением голода породило более позднюю легенду, которая переросла в Проклятие Агады. Шаркалишарри вел почти непрерывную войну против эламитов, аморитов, вторгшихся гутиев, но именно вторжению гутиев чаще всего приписывают крах Аккадской империи и последовавший за этим темный век Месопотамии.

Однако последние исследования утверждают, что скорее всего изменение климата, которое способствовало голоду, и возможно разрыв торговых связей, ослабевшее империю до такой степени, что вторжения и восстания, которые в прошлом были подавлены, более не были так легко преодолимы. Два последних короля Аккада после смерти Шаркалишарри, Дуду и его сын, Шу-турул управляли только областью вокруг города, и редко упоминаются в связи с империей. С расцветом города Аккада его падение- загадка, и все, что известно на сегодняшний день это то, что однажды этот город существовал, чьи короли правили огромной империей, первой империей в мире, затем стал воспоминанием и легендой.

АККАД • Большая российская энциклопедия

Авторы: С. С. Соловьёва, С. А. Зинченко (Культура, искусство), Е.  М. Фраёнова (Культура, музыка)

Голова аккадского правителя (возможно, Саргона Древнего)из Ниневии. Бронза. 23 в. до н. э.

АККА́Д (Ак­ка­де, Ага­де), древ­ний го­род в сев. час­ти Ниж­ней Ме­со­по­та­мии, точ­ное ме­сто­по­ло­же­ние ко­то­ро­го не­из­вест­но (воз­мож­но, близ г. Сип­пар; совр. Абу-Хаб­ба, Ирак). А. имел бух­ту и при­стань, ку­да при­бы­ва­ли су­да из да­лё­ких стран. По­кро­ви­тель­ни­цей го­ро­да счи­та­лась бо­ги­ня Иш­тар, ко­то­рой был по­свя­щён храм Эул­маш. В 24–22 вв. до н. э. А. стал цен­тром од­но­им. го­су­дар­ства, вклю­чив­ше­го всю Ниж­нюю Ме­со­пота­мию и ус­та­но­вив­ше­го своё влия­ние над Эла­мом. Поздне́е назв. «А.» рас­про­стра­ни­лось на ис­то­рич. об­ласть Ср. Дву­ре­чья. Воз­вы­сил го­род и стал ос­но­ва­те­лем гос-ва Ак­кад Сар­гон Древ­ний (ак­кад. Шар­рум­кен – «Царь ис­ти­нен»), пра­вив­ший в 2316–2261 до н. э. С не­го на­ча­лась ди­на­стия Сар­го­ни­дов, пред­став­лен­ная его сы­новь­я­ми Ри­му­шем и Ма­ни­шту­шу, вну­ком На­рам-Су­эном, пра­вну­ком Шар­ка­ли­шар­ри и др. ме­нее из­вест­ны­ми пра­ви­те­ля­ми. Ещё при Сар­го­не под власть А. по­пал Шу­мер по­сле раз­гро­ма им сою­за шу­мер­ских но­мов во гла­ве с его ли­де­ром Лу­галь­за­ге­си. Од­на­ко се­па­ра­ти­ст­ские на­строе­ния и мя­те­жи там не пре­кра­ща­лись. Сар­го­ни­ды ве­ли ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку, со­вер­шая по­хо­ды на се­вер Дву­ре­чья, в Ма­лую Азию, Элам, мор­ские экс­пе­ди­ции вдоль по­бе­ре­жий Пер­сид­ско­го зал. и на его ост­ро­ва, на­па­дая на Эб­лу в Си­рии, воюя с лул­лу­бея­ми в го­рах Ира­на. Сам Сар­гон, напр., уча­ст­во­вал в 34 сра­же­ни­ях и был про­слав­лен в по­эме «Царь бит­вы».

«Музыкант с лютней». Деталь цилиндрической печати. Алебастр. Ок. 2350–2170 до н. э. Британский музей (Лондон).

В А. раз­ви­ва­лось ир­ри­гац. хо­зяй­ст­во, ока­зы­ва­лось по­кро­ви­тель­ст­во раз­ви­тию тор­гов­ли и ре­мес­ла, функ­цио­ни­ро­ва­ла еди­ная сис­те­ма мер и ве­са. Ук­ре­п­ля­лась ар­мия – уже при Сар­го­не она на­счи­ты­ва­ла 5400 вои­нов, со­сто­яв­ших на цар­ском до­воль­ст­вии. Ар­мия бы­ла мо­биль­ной в бою, со­стоя­ла из лёг­кой пе­хо­ты (луч­ни­ков, ко­пей­щи­ков и се­ки­ро­нос­цев). Цар­ская власть уси­ли­ва­лась, не­ко­то­рым ца­рям да­же воз­да­ва­лись бо­жеств. по­чес­ти. Управ­ле­ние на мес­тах осу­ще­ст­в­ля­лось на­ме­ст­ни­ка­ми из чис­ла цар­ских род­ст­вен­ни­ков, пред­ста­ви­те­лей ло­яль­ных ме­ст­ных ди­на­стий и чи­нов­ничь­е­го ап­па­ра­та. Ро­ди­чи ца­ря вво­ди­лись и в жреч. клир: напр., дочь Сар­го­на – Эн­хе­ду­ан­на – бы­ла вер­хов­ной жри­цей в г. Ур. Цар­ское хо­зяй­ст­во рас­ши­ря­лось за счёт хра­мо­вых и об­щин­ных зе­мель. Пре­стиж А. был ве­лик: его пра­ви­те­ли на­зы­ва­ли се­бя «ца­ря­ми 4 стран све­та» и да­же «все­лен­ной». Од­на­ко мя­те­жи по­ко­рён­ных го­ро­дов, не­до­воль­ство от­стра­нён­ной от вла­сти ро­до­вой ари­сто­кра­тии, за­го­во­ры при­двор­ных и кон­флик­ты со жре­че­ст­вом, ра­зо­ре­ние об­щин­ни­ков при­ве­ли гос-во Ак­кад к упад­ку. В ито­ге оно не ус­тоя­ло пе­ред на­ше­ст­ви­ем гор­цев-ку­ти­ев и бы­ло под­чи­не­но ими в сер. 22 в. до н. э. За­тем оно во­шло в со­став цар­ст­ва III ди­на­стии Ура, вклю­чив­ше­го в се­бя как Шу­мер, так и Ак­кад. Как и вся тер­ри­то­рия Дву­речья, А. под­верг­ся ра­зо­ре­нию во вре­мя втор­же­ния амо­ре­ев на ру­бе­же 3–2-го тыс. до н. э. В даль­ней­шем А. уже не как по­ли­тич. еди­ни­ца, а как ис­то­рич. об­ласть вхо­дил в со­став Ва­ви­лон­ско­го и Ас­си­рий­ско­го гос-в. Го­род А. и его хра­мы упо­ми­на­ют­ся в За­ко­нах Хам­му­ра­пи (18 в. до н. э.), пе­ре­пис­ке Асар­хад­до­на (7 в. до н. э.), ци­лин­д­ре Ки­ра (6 в. до н. э.). Вре­мя его ис­чез­но­ве­ния с ис­то­рич. кар­ты не­из­вест­но, ар­хео­ло­га­ми он не об­на­ру­жен. Ис­то­рия А. за­пе­чат­ле­лась в цар­ских над­пи­сях, ле­ген­дах, по­эмах, ре­лиг. гим­нах (их ка­нон, по­свя­щён­ный 42 бо­гам шу­ме­ро-ак­кад­ско­го пан­те­о­на, соз­дан уже упо­ми­нав­шей­ся Эн­хе­ду­ан­ной), т. н. оми­на – «пред­ска­за­ни­ях». Об А. го­во­рит­ся в «По­эме об Эр­ре» (бо­ге чу­мы), лит. про­из­ве­де­ни­ях «Про­кля­тие Ага­де» и «Плач над ги­белью Ага­де».

От А. по­лу­чил назв. «вос­точ­носе­мит­ский» – ак­кад­ский яз., при­над­ле­жав­ший к се­мит­ской вет­ви аф­ра­зий­ской язы­ко­вой се­мьи, позд­нее раз­де­лив­ший­ся на 2 диа­лек­та: ас­си­рий­ский и ва­ви­лон­ский. Ак­кад­ца­ми ста­ло име­но­вать­ся се­ми­то­языч­ное на­се­ле­ние Ср. Дву­ре­чья.

Гильгамеш. 8 в. до н. э. Лувр (Париж).

В ис­то­рии изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ства по­ня­тие «ак­кад­ский пе­ри­од» по­ни­ма­ет­ся бо­лее ши­ро­ко, чем в ис­то­рич. нау­ке, и час­то рас­про­стра­ня­ет­ся на по­сле­ак­кад­ское вре­мя (до прав­ле­ния Гу­деа и Ур-Нам­му вклю­чи­тель­но). Осн. осо­бен­но­сти иск-ва А. свя­за­ны со сме­шан­ным ха­рак­те­ром на­се­ле­ния и про­ник­но­ве­ни­ем не­ка­но­нич. мо­ти­вов в офиц. иск-во. Од­на из важ­ных со­став­ляю­щих ге­не­зи­са иск-ва А. – ху­дож. куль­ту­ра Шу­ме­ра. Па­мят­ни­ки иск-ва А. от­ли­ча­ют­ся от шу­мер­ских боль­шей сво­бо­дой вы­бо­ра тем (фольк­лор­ные, ми­фо­ло­гич. и лит. сю­же­ты в глип­ти­ке) и свое­об­ра­зи­ем ком­по­зи­ции, ос­но­ван­ной на кон­тра­сте об­щей ста­ти­ки и ди­на­ми­ки ка­ж­дой фи­гу­ры в от­дель­но­сти. В круг­лой пла­сти­ке по­яв­ля­ет­ся об­раз иде­аль­но­го пра­ви­те­ля – вои­на с пра­виль­ной пе­ре­да­чей про­пор­ций и порт­рет­ных черт (брон­зо­вая го­ло­ва пра­вите­ля, т. н. Го­ло­ва Сар­го­на Древ­не­го из Ни­не­вии, 23 в. до н. э., Ирак­ский му­зей, Ба­гдад). Для ак­кад­ских рель­е­фов ти­пич­ны мно­го­пла­но­вые ди­на­мич. диа­го­наль­ные ком­по­зи­ции с тен­ден­ци­ей к объ­ём­но­сти, с вве­де­ни­ем эле­мен­тов пей­за­жа и от­ка­зом от ис­кус­ствен­ной рит­ми­за­ции и сти­ли­за­ции (сте­ла На­рам-Су­эна из Суз, по­свя­щён­ная его по­бе­де над гор­ным пле­ме­нем лул­лу­бе­ев, 23 в. до н. э., Лувр, Па­риж). Для глип­ти­ки А. свой­ст­вен­но стрем­ле­ние к мо­де­ли­ров­ке фи­гур, точ­ной пе­ре­да­че де­та­лей и про­ду­ман­ным ком­по­зи­ци­ям. Пе­ча­ти ре­ше­ны пре­дель­но ла­ко­нич­но, про­стран­ст­во не за­гро­мо­ж­де­но из­лиш­ни­ми эле­мен­та­ми, над­пи­си ста­но­вят­ся цен­тром ком­по­зи­ции, де­лая её ге­раль­ди­че­ской. По­яв­ля­ют­ся лич­ные пе­ча­ти с ин­ди­ви­дуа­ли­зир. изо­бра­же­ни­ем. В ар­хи­тек­ту­ре А. сло­жил­ся но­вый тип хра­ма – зик­ку­рат. Иск-во А. ока­за­ло влия­ние на ху­дож. куль­ту­ру Дву­ре­чья 2-й пол. 3-го тыс. – 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. (позд­не­шу­мер­ское и ва­ви­лон­ское иск-во).

Му­зы­ка. Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов (с ли­ра­ми, ар­фа­ми, про­доль­ны­ми флей­та­ми, си­ст­ра­ми, буб­на­ми, ба­ра­ба­на­ми) на ци­лин­д­рич. пе­ча­тях, сви­де­тель­ст­вую­щие о пре­ем­ст­вен­но­сти с муз. куль­ту­рой Шу­ме­ра. К куль­ту­ре А. от­но­сит­ся ис­то­ри­че­ски пер­вое из­вест­ное изо­бра­же­ние струн­но­го щип­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та с не­боль­шим кор­пу­сом, в совр. ор­га­но­ло­гии по­лу­чив­ше­го назв. лют­ни с длин­ной шей­кой.

О ли­те­ра­ту­ре А. см. в ст. Шу­ме­ро-ак­кад­ская ли­те­ра­ту­ра.

Саргон | История, достижения, факты и определение

бронзовая голова короля

Смотреть все медиа

Расцвет:
ок. 2400 г. до н. э. — ок. 2201 г. до н. э.
г.
Должность/Офис:
король (2334BC-2279BC), Аккад

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Саргон , по имени Саргон Аккадский , (год расцвета в 23 веке до н.э.), древний месопотамский правитель (годы правления около 2334–2279 до н.э.), который был одним из первых великих строителей империи в мире, завоевавшим всю южную Месопотамию. а также части Сирии, Анатолии и Элама (западный Иран). Он основал первую семитскую династию в регионе и считался основателем месопотамской военной традиции.

Жизнь

Саргон почти полностью известен благодаря легендам и сказкам, сопровождавшим его репутацию на протяжении 2000 лет клинописной истории Месопотамии, а не документам, написанным при его жизни. Отсутствие современных записей объясняется тем фактом, что столица Агаде (Аккад), которую он построил, никогда не была обнаружена и раскопана. Он был разрушен в конце династии, которую основал Саргон, и больше никогда не был заселен, по крайней мере, под именем Агаде.

Согласно сказке, Саргон был человеком скромного происхождения, который сделал себя сам; садовник, найдя его младенцем, плавающим в корзине по реке, воспитал его в своем собственном призвании. Его отец неизвестен; его собственное имя в детстве также неизвестно; его мать, как говорят, была жрицей в городе на среднем Евфрате. Поднявшись, таким образом, без помощи влиятельных родственников, он добился должности виночерпия правителя города Киша на севере древней страны Шумера. Событием, которое привело его к превосходству, стало поражение Лугалзаггиси из Урука (библейский Эрех, центральный Шумер). Лугалзаггиси уже объединил города-государства Шумера, победив каждый из них по очереди, и заявил, что управляет землями не только шумерских городов-государств, но и землями, расположенными далеко на западе, вплоть до Средиземноморья. Таким образом, Саргон стал царем всей южной Месопотамии, первым великим правителем, для которого семитский язык, известный как аккадский, был естественным от рождения, а не шумерский, хотя некоторые более ранние цари с семитскими именами записаны в списке шумерских царей. Победа была обеспечена, однако, лишь многочисленными сражениями, так как каждый город надеялся вернуть себе независимость от Лугалзаггиси, не подчиняясь новому сюзерену. Возможно, еще до этих подвигов, когда он собирал последователей и войско, Саргон назвал себя Шарру-кин («Праведный царь») в поддержку воцарения, не достигнутого в старом городе путем наследственной преемственности. Однако исторические записи все еще настолько скудны, что существует полный пробел в информации, относящейся к этому периоду.

Не довольствуясь господством в этой области, его желание обеспечить благоприятную торговлю с Агаде по всему известному миру вместе с энергичным темпераментом привело Саргона к победе над городами от среднего Евфрата до северной Сирии и богатых серебром гор южной Анатолии. Он также доминировал в Сузах, столице эламитов, в горах Загрос на западе Ирана, где были обнаружены единственные действительно современные записи о его правлении. Его слава была такова, что некоторые купцы в анатолийском городе, вероятно, в центральной Турции, умоляли его вмешаться в местную ссору, и, согласно легенде, Саргон с отрядом воинов совершил баснословное путешествие к до сих пор ненайденным город Бурушанда (Пуршаханда), в конце которого для разрешения спора требовалось лишь его появление.

В результате военной доблести и способности Саргона организовывать, а также наследия шумерских городов-государств, которые он унаследовал в результате завоеваний, и существовавшей ранее торговли старых шумерских городов-государств с другими странами, торговые связи процветала долина Инда, побережье Омана, острова и берега Персидского залива, лазуритовые рудники Бадахшана, кедры Ливана, богатые серебром горы Тавр, Каппадокия, Крит и, возможно, даже Греция.

Во время правления Саргона аккадский язык был адаптирован к письменности, которая ранее использовалась в шумерском языке, и новый дух каллиграфии, который виден на глиняных табличках этой династии, также ясно виден на современных цилиндрических печатях с их красиво расположенными и исполненные сцены мифологии и праздничной жизни. Даже если это новое художественное чувство не обязательно следует приписывать непосредственно личному влиянию Саргона, оно показывает, что в его новой столице не только военные и экономические ценности были важны.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Поскольку современные записи отсутствуют, невозможно указать последовательность событий его правления. Ни количество лет, в течение которых он жил, ни момент времени, когда он правил, не могут быть точно установлены; 2334 г. до н. э. теперь считается датой начала династии Агаде, и, согласно шумерскому царскому списку, он правил 56 лет.

Последняя часть его правления была отмечена восстаниями, которые более поздняя литература достаточно предсказуемо приписывает кощунственным действиям, которые он якобы совершил; но это можно не принимать во внимание как стандартную причину, приписываемую всем бедствиям как шумерами, так и аккадцами. На самом деле проблемы, вероятно, были вызваны неспособностью одного человека, каким бы энергичным он ни был, управлять такой огромной империей без развитой и проверенной администрации. Нет никаких доказательств того, что он был особенно суровым или что шумеры не любили его за то, что он был семитом. Империя не распалась полностью, поскольку преемники Саргона смогли контролировать свое наследие, и последующие поколения считали его, возможно, величайшим именем в своей истории.

Наследие

Приписывая свой успех покровительству богини Иштар, в честь которой была возведена Агаде, Саргон Аккадский стал первым великим строителем империи. Два более поздних ассирийских царя были названы в его честь. Хотя кратко записанная информация его предшественника Лугалзаггиси показывает, что экспансия за пределы шумерской родины уже началась, более поздние жители Месопотамии смотрели на Саргона как на основателя военной традиции, проходящей через всю историю их народа.

Стефани Мэри Далли

Аккад — Энциклопедия всемирной истории

Аккад был резиденцией Аккадской империи (2334–2218 гг. до н. э.), первого многонационального политического образования в мире, основанного Саргоном Великим (годы правления 2334–2279 до н. э.). ), который объединил Месопотамию под своим правлением и установил модель для более поздних месопотамских царей, которым следуют или пытаются превзойти. Аккадская империя установила ряд «новинок», которые позже стали стандартом.

Никто не знает, где был расположен город Аккад, как он возвысился или как именно он пал; однако когда-то он был резиденцией Аккадской империи, правившей обширным пространством области древней Месопотамии. Известно, что Аккад (также называемый Агаде) был городом, расположенным на западном берегу реки Евфрат, возможно, между городами Сиппар и Киш (или, возможно, между Мари и Вавилоном или, даже, в другом месте вдоль Евфрата). Согласно легенде, он был построен царем Саргоном Великим, который объединил Месопотамию под властью своей Аккадской империи и установил стандарт для будущих форм правления в Месопотамии.

Удалить рекламу

Реклама

Саргон (или его писцы) утверждал, что Аккадская империя простиралась от Персидского залива через современные Кувейт, Ирак, Иорданию, Сирию (возможно, Ливан) через нижнюю часть Малой Азии до Средиземного моря и Кипра (есть также утверждают, что он простирался до Крита в Эгейском море). Хотя размер и размах империи, основанной в Аккаде, оспариваются, нет никаких сомнений в том, что Саргон Великий создал первую многонациональную империю в мире.

Король Урука и восстание Саргона

Городской язык, аккадский, уже использовался до возникновения Аккадской империи (особенно в богатом городе Мари, где обширные клинописные таблички помогли более поздним историкам определить события), и возможно, что Саргон восстановил Аккад , а не построил его. Следует также отметить, что Саргон был не первым правителем, объединившим разрозненные города и племена под одной властью. Король Урука Лугалзагеси уже добился этого, хотя и в гораздо меньших масштабах, под своим правлением.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Он потерпел поражение от Саргона, который, улучшив модель, данную ему Уруком, сделал свою династию больше и сильнее. Историк Гвендолин Лейк пишет: «Согласно его собственным надписям, он [Саргон] провел обширную кампанию за пределами Месопотамии и обеспечил себе доступ ко всем основным торговым путям по морю и по суше» (8). В то время как Лугалзагеси удалось подчинить себе города Шумера, Саргон намеревался завоевать известный мир. Историк Уилл Дюрант пишет:

На восток и запад, север и юг могучий воин прошел маршем, завоевав Элам, омыв свое оружие в символическом триумфе в Персидском заливе, пересек Западную Азию, достигнув Средиземного моря и основав первую великую империю в истории. (121-122)

Аккадский правитель

Шумерофил (общественное достояние)

Эта империя стабилизировала регион Месопотамии и способствовала развитию искусства, литературы, науки, сельскохозяйственных достижений и религии. Согласно шумерскому списку царей, в Аккаде было пять правителей: Саргон, Римуш, Маништусу, Нарам-Син (также известный как Нарам-Суэн) и Шар-Кали-Шарри, которые поддерживали династию в течение 142 лет, прежде чем она рухнула. В это время аккадский язык пришел на смену шумерскому в качестве лингва-франка, за исключением священных служб, а аккадская одежда, письмо и религиозные обряды проникли в обычаи завоеванных в регионе. Полное понимание взлета и падения Аккада (условно говоря) лучше всего достигается путем изучения правителей города и империи, которую они поддерживали.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Правило Саргона

Саргон Великий либо основал, либо восстановил город Аккад, завоевал «четыре угла вселенной» и поддерживал порядок в своей империи.

Саргон Великий либо основал, либо восстановил город Аккад и правил с 2334 по 2279 год до нашей эры. Он завоевал то, что он назвал «четырьмя углами вселенной», и поддерживал порядок в своей империи с помощью неоднократных военных кампаний. Стабильность, обеспечиваемая этой империей, привела к строительству дорог, улучшению ирригации, расширению сферы влияния в торговле, а также к упомянутым выше достижениям в области искусства и науки.

Аккадская империя создала первую почтовую систему, в которой глиняные таблички с надписями аккадской клинописью были завернуты во внешние глиняные конверты, отмеченные именем и адресом получателя и печатью отправителя. Эти письма мог открыть только тот, кому они предназначались, потому что не было другого способа открыть глиняный конверт, кроме как сломать его.

Удалить рекламу

Реклама

Чтобы сохранить свое присутствие во всей империи, Саргон стратегически поставил своих лучших и пользующихся наибольшим доверием людей на руководящие должности в различных городах. «Граждане Аккада», как их называет более поздний вавилонский текст, были губернаторами и администраторами более чем в 65 различных городах. Саргон также ловко назначил свою дочь Энхедуанну верховной жрицей Инанны в Уре и, похоже, через нее смог управлять религиозными/культурными делами издалека. Энхедуанна признана сегодня первой в мире писательницей, известной по имени, и, судя по тому, что известно о ее жизни, она, кажется, была очень способной и могущественной жрицей в дополнение к созданию своих впечатляющих гимнов Инанне.

Преемники Саргона: Римуш и Маништусу

Саргон правил 56 лет, и после его смерти ему наследовал его сын Римуш (годы правления 2279-2271 до н. э.), который строго придерживался политики своего отца. Города восстали после смерти Саргона, и Римуш провел первые годы своего правления, восстанавливая порядок. Он провел кампанию против Элама, которого победил, и в надписи утверждал, что принесет в Аккад большое богатство. Он правил всего девять лет, прежде чем умер, и ему наследовал его брат Маништусу (годы правления 2271–2261 до н. Э.). Есть предположение, что Маништусу убил своего брата, чтобы занять трон.

История повторилась после смерти Римуша, и Маништусу пришлось подавить массовые восстания по всей империи, прежде чем заняться управлением своими землями. Он расширил торговлю и, согласно его надписям, вел дальнюю торговлю с Маганом и Мелуххой (считается, что это Верхний Египет и Судан). Он также предпринял большие строительные проекты по всей империи и, как полагают, приказал построить храм Иштар в Ниневии, который считался очень впечатляющим памятником архитектуры.

Удалить рекламу

Реклама

Далее он провел земельную реформу и, насколько известно, улучшил империю своего отца и брата. Обелиск Маништусу, описывающий распределение земельных участков, сегодня можно увидеть в Лувре в Париже. Его смерть является своего рода загадкой, но, по мнению некоторых ученых, в том числе Лейка, «Маништусу был убит своими придворными с их цилиндрическими печатями», хотя определенного мотива убийства не было предложено (111).

Нарам-Син: величайший из аккадских царей

Маништусу наследовал его сын Нарам-Син (также Нарам-Суэн), правивший с 2261 по 2224 год до нашей эры. Как и его отец и дядя до него, Нарам-Сину пришлось подавить восстания по всей империи, прежде чем он смог начать править, но как только он начал, империя процветала под его правлением. За 36 лет своего правления он расширил границы империи, поддерживал порядок внутри, расширил торговлю и лично совершил поход со своей армией за Персидский залив и, возможно, даже в Египет.

Стела Победы Нарам-Сина (в настоящее время находится в Лувре) празднует победу аккадского монарха над Сатуни, королем Луллуби (племя в горах Загрос), и изображает Нарам-Сина, восходящего на гору, попирающего тела своих врагов, в образе бога. Как и его дед, он провозгласил себя «царем четырех четвертей вселенной», но, сделав более смелый шаг, начал писать свое имя знаком, обозначающим себя богом наравне с любым богом в месопотамском пантеоне.

Удалить рекламу

Реклама

Стела Победы в Нарам-Сине

Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)

Несмотря на его впечатляющее правление, считающееся расцветом Аккадской империи, более поздние поколения будут ассоциировать его с Проклятием Агаде , литературным текстом (жанра месопотамской литературы Нару), приписываемым Третьей династии Ура, но который мог были написаны ранее. В нем рассказывается захватывающая история о попытке одного человека силой вырвать ответ у богов, и этим человеком является Нарам-Син. Согласно тексту, великий шумерский бог Энлиль лишил Аккад своего удовольствия и тем самым запретил другим богам входить в город и благословлять его своим присутствием.

Нарам-Син не знает, что он мог сделать, чтобы навлечь на себя это неудовольствие, и поэтому молится, просит знамений и предзнаменований и впадает в семилетнюю депрессию, ожидая ответа от бога. Наконец, устав ждать, он собирает свою армию и направляется к храму Энлиля в Экуре в городе Ниппур, который он разрушает. Он «приставляет свои лопаты к его корням, свои топоры к основаниям, пока храм, как мертвый солдат, не упадет ниц» (Лейк, 106).

Это нападение, конечно, вызывает гнев не только Энлиля, но и других богов, которые посылают гутиев «народ, не знающий запретов, с человеческими инстинктами, но собачьим разумом и с чертами обезьяны» (Лейк, 106) для вторжения в Аккад. и опустошить его. Повсеместный голод после нашествия кутиев, трупы остаются гниющими на улицах и в домах, а город лежит в руинах и так, по сказанию, кончается город Аккад и Аккадская империя, жертва одного царя высокомерие перед богами.

Однако нет никаких исторических записей о том, что Нарам-Син когда-либо сокращал Экур в Ниппуре силой или разрушал храм Энлиля, и считается, что Проклятие Агаде было гораздо более поздним произведением, написанным для выражения «идеологической озабоченности». для правильных отношений между богами и абсолютным монархом» (Лейк, 107), автор которой выбрал Аккад и Нарам-Син в качестве подданных из-за их, к тому времени, легендарного статуса. Согласно историческим записям, Нарам-Син чтил богов, его собственное изображение помещалось рядом с их изображением в храмах, и ему наследовал его сын Шар-Кали-Шарри, правивший с 2223 по 219 год.8 г. до н.э.

Третья династия Ура, ок. 2050–1950 гг. до н. э.

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Упадок Аккада

Правление Шар-Кали-Шарри с самого начала было трудным, поскольку ему тоже пришлось приложить немало усилий для подавления мятежей после смерти отца, но, в отличие от своих предшественников, он, похоже, не умел поддерживать порядок и был не в состоянии предотвратить дальнейшие атаки на империю извне. Лейк пишет:

Несмотря на его усилия и успешные военные кампании, он не смог защитить свое государство от распада, и после его смерти письменные источники иссякли во времена возросшей анархии и неразберихи. (159)

Интересно, что известно, что «самым важным его строительным проектом была реконструкция храма Энлиля в Ниппуре» и, возможно, это событие вкупе с нашествием кутиев и повсеместным голодом породило более позднюю легенду, переросшую в Проклятие Агаде . Шар-Кали-Сарри вел почти непрерывную войну против эламитов, амореев и вторгшихся кутиев, но именно кутианское вторжение чаще всего приписывают краху Аккадской империи и последовавшим за этим темным векам Месопотамии.

Недавние исследования, однако, утверждают, что, скорее всего, именно изменение климата вызвало голод и, возможно, нарушение торговли, ослабив империю до такой степени, что вторжения и восстания, которые в прошлом подавлялись, больше не могли быть подавлены. справиться так легко. Последние два царя Аккада после смерти Шар-Кали-Шарри, Дуду и его сын Шу-Турул, правили только территорией вокруг города и редко упоминаются в связи с империей. Как и в случае возникновения города Аккад, его падение является загадкой, и все, что известно сегодня, это то, что когда-то существовал такой город, цари которого правили огромной империей, первой империей в мире, а затем перешли в память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *