Психея (мифология) | это… Что такое Психея (мифология)?
Антонио Канова, «Амур и Психея» (Лувр)
У этого термина существуют и другие значения, см. Психея (значения).
Психе́я или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии [1] олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифах то её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь [2]. Хотя представления о душе встречаются начиная с Гомера, но миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».
Содержание
|
Миф об Амуре и Психее (по Апулею)
В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.
В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.
Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала все, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.
Эрот и Психея в искусстве
Эрот и Психея в литературе
Миф об Эроте и Психее послужил сюжетом для многих литературных произведений.
- Жан де Лафонтен, «Любовь Психеи и Купидона»
- Ипполит Фёдорович Богданович, «Душенька»
- Джон Китс, «Ода Психее»
- Клайв Степлз Льюис, «Пока мы лиц не обрели»
- Валерий Брюсов, «Психея»
- Александр Куприн, «Психея»
Эрот и Психея в изобразительном искусстве
- Антонио Канова, «Амур и Психея»
- Адольф Вильям Бугро, «Похищение Психеи»
- Огюст Роден, «Амур и Психея»
- Фрасуа Жерар, «Амур и Психея, или Психея, получающая первый поцелуй любви»
Эрот и Психея в музыке
- Сезар Франк, оратория «Психея» для хора и симфонического оркестра
- Группа Психея.
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.344-345, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.170
- ↑ См. Фульгенций. Мифологии III 6; Первый Ватиканский мифограф III 29.
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
- Лосев о Психее
- Психея в «Энциклопедии античной мифологии»
- Античные истоки образа Психеи (Роман Войтехович)
Психея | это… Что такое Психея?
Психея(Psyche, Ψυχή), т. е. “душа”. Девушка, любимая Эротом, изображающаяся иногда в виде бабочки. О ней сложился следующий рассказ, показывающий, как человеческая душа возвышается над несчастьями. Психея была младшей и самой красивой из трех дочерей царя, и своей красотой вызывала зависть Афродиты. Богиня приказала Эроту возбудить в ней любовь к какому-нибудь недостойному человеку. Эрот вместо этого сам полюбил ее, унес ее в уединенное место и стал посещать ее каждую ночь, но так, что она не видела его. Злые сестры Психеи однако уверили ее, что ее таинственный супруг страшное чудовище; Психея, желая сама убедиться в этом, зажгла лампу, пока Эрот спал, нечаянно капнула на плечо его горячим маслом, отчего он проснулся. Так как увидев его, она нарушила данное ему обещание, то Эрот покинул ее. Психея долго искала его, испытала всевозможные бедствия и, наконец, пришла в жилище Афродиты, которая обошлась с ней крайне сурово и заставила ее исполнять тяжелые работы.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ПСИХЕЯПсихе (ψυχη «душа, дыхание»), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. П. отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма и его частями. Дыхание человека сближалось с дуновением, ветром, вихрем, крылатостыо. Души умерших представляются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла под Троей появляется в сопровождении вихря (Philostr. Heroic. Ill 26). П. представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в вид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим (Ovid. Met. XV 374). Греческое слово «П.» означает «душа» и «бабочка» (Аристотель, История животных, IV 7). П. представлялась и как летящая птица. Души умерших в виде рисуются летающими (Hom. Od. XI 37, 605), они слетаются на кровь (XI 36-43), порхают в виде теней и сновидений (XI 217-222). Душа Патрокла удаляется с «писком» (Ною. II. XXIII 100), причём употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в вид с писком нетопырей (Horn. Od. XXIV 5-9). П. представлялась в виде орла, устремляющего ввысь свой полёт. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как П. — душа (Ноm. Н. XVI 530; Od. I 322). Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану вместе с кровью (Нот. II. XIV 518 след.) или её вырывают вместе с остриём копья (XVI 505). По Пифагору, П. питается кровью; кровь — «седалище души» (Serv. Verg. Aen. V 79).
Лит.: Андерсон В., Роман Апулея и народная сказка, т. 1, Казань, 1914; Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 41-45; Reitzenstein R., Das Marchen von Amor und Psyche bei Apuleius, Lpz., 1912; Mosca В., La favola e il problema di Psiche, Adria, 1935; Dyrott A., Das Märchen von Amor und Psyche, Köln, 1941; Swahn J.
A. Ф. Лосев.
В античном искусстве П. изображается в виде бабочки или крылатой девочки (этрусские скарабеи, рельефы, терракота). На геммах 3-1 вв. до н. э. встречаются бесчисленные трактовки темы П. и Амур; особенно популярен сюжет ловли П. — бабочки Амуром с горящим факелом в руке. Бабочка П. изображалась на многих надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпейских фресках П. изображалась с атрибутами муз — грифелем и флейтой. Многочисленные эроты и П., занятые собиранием цветов, работами на маслобойне, встречаются на фресках дома Веттиев в Помпеях. К теме Амур и П. обращались Джулио Романо, Рафаэль, П. П. Рубенс, А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Аллегорическое толкование мифа об Амуре и П. у Кальдерона в двух ауто. К теме П. обращались Ж. Лафонтен («Любовь П. и Купидона»), Мольер (драма «П.») и др.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Психея— олицетворение человеческой души; изображалась в образе бабочки или девушки. Любовь Психеи и Эрота (Амура) — распространенный сюжет в литературе, изобразительном искусстве.
// Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Купидон и Психея // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Пан и Психея // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Свадьба Психеи // Адольф-Вильям БУГРО: дети Амур и Психея // Адольф-Вильям БУГРО: Психея и Амур // Адольф-Вильям БУГРО: Похищение Психеи // Генрих ГЕЙНЕ: Психея // Генрих ГЕЙНЕ: Психея // Джон КИТС: Ода Психее // Валерий БРЮСОВ: Психея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: К Психее // Владислав ХОДАСЕВИЧ: «Психея! Бедная моя!..»
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Амур и Психея.
Амур и Психея.
Картина Ф. Жерара.
1798.
Париж.
Лувр.
Эрот и Психея.
Эрот и Психея.
Римская мраморная копия.
С греческого оригинала первой половины II в до н. э.
Рим.
Капитолийские музеи.
Антонис ван Дейк. Амур и Психея. Около 1638 г.
Кем была Психея в греческой мифологии?
Психея — один из самых знаменитых персонажей греческой мифологии. Известная как богиня души, ее имя означало «дыхание жизни», и она была тесно связана с внутренним человеческим миром. Ее красота соперничала с красотой Афродиты, богини любви. Рожденная смертной, она завоевала любовь сына Афродиты Эроса, бога желаний. Она выполнила ряд невыполнимых задач для Афродиты, а позже получила бессмертие и статус богини, чтобы выйти замуж за Эроса. Давайте подробнее рассмотрим ее биографию и то, как она разворачивалась.
Психея родилась поразительно красивой смертной женщиной
Психея была младшей из трех дочерей неназванных короля и королевы. Ее красота была настолько необычайной, что почти затмила красоту Афродиты, богини любви. Апулей пишет: «(она была) настолько совершенна, что человеческая речь была слишком бедна, чтобы описать или даже восхвалять ее удовлетворительно». Ее красота стала настолько известной, когда она стала старше, что гости стекались со всех соседних стран, осыпая ее подарками и восхищением. Афродита была возмущена тем, что ее затмила смертная женщина, поэтому она вынашивала план.
Эрос влюбился в Психею
Психея должна была выйти замуж за монстра
Вам понравилась эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Годы шли, а Психея так и не нашла себе мужа. Вместо этого мужчины просто поклонялись ей, как если бы она была богиней. В конце концов родители Психеи посетили оракула Аполлона, чтобы спросить, что можно сделать. Оракул велел им одеть дочь в погребальные одежды и встать на вершину горы, где она встретит своего будущего мужа, страшного змея, которого все боялись. В ужасе они выполнили задание, оставив бедную Психею на произвол судьбы. Находясь на вершине горы, ветерок отнес Психею в далекую рощу, где она и уснула. Проснувшись, она оказалась возле дворца из золота, серебра и драгоценных камней. Невидимый мужской голос приветствовал ее и сказал, что дворец — ее дом, а он — ее новый муж.
Вместо этого она нашла таинственного любовника
Новый возлюбленный Психеи приходил к ней в гости только ночью, под мантией-невидимкой, уходя до восхода солнца, чтобы она никогда не видела его лица. Она полюбила его, но он не позволил ей увидеть себя, сказав ей «любить меня как равного (скорее), чем обожать меня как бога». В конце концов, Психея больше не могла сопротивляться искушению увидеть своего нового возлюбленного, и, посветив ему в лицо свечой, она увидела, что это был Эрос, бог желаний. Как только она узнала его, он улетел от нее, а она осталась в поле возле своего старого дома. Тем временем Эрос был сильно обожжен каплями воска свечи от света Психеи.
Афродита поставила перед ней ряд невыполнимых задач
Психея день и ночь скиталась в поисках Эроса. В конце концов она пришла к Афродите, умоляя ее о помощи. Афродита наказала Психею за то, что она влюбилась в бога, поставив перед ней ряд, казалось бы, невыполнимых задач, в том числе отделить разные зерна друг от друга, состригать блестящее золотое руно со спин свирепых баранов и собрать черную воду из реки Стикс. С помощью различных мифических существ Психея смогла выполнить их все вместе со своим последним испытанием, чтобы получить красоту Прозерпины в золотой шкатулке.
Психея стала богиней души
К настоящему времени Эрос был полностью исцелен, и, узнав о борьбе Психеи, он полетел ей на помощь, умоляя Юпитера (Зевса в римской мифологии) сделать ее бессмертной, чтобы они могли быть вместе. Юпитер согласился при условии, что Эрос поможет ему всякий раз, когда он увидит красивую молодую женщину, с которой он хотел бы быть. Юпитер провел собрание, на котором приказал Афродите больше не причинять Психеи вреда, и превратил Психею в богиню души. После ее преобразования она и Эрос смогли пожениться, и у них родилась дочь по имени Волуптас, богиня удовольствия и наслаждения.
Психея — Энциклопедия всемирной истории
Психея — богиня души в древнегреческой и римской мифологии. Рожденная смертной женщиной, ее красота соперничала с красотой Афродиты (Венеры) и вызывала любовь сына Афродиты, Эроса, бога желаний. Выполнив ряд, казалось бы, невыполнимых задач, чтобы быть с Эросом, Психея получила бессмертие и сама превратилась в богиню.
Хотя историю Психеи и Эроса (Купидона) можно найти в греческом искусстве, относящемся к IV веку до н.0079 Метаморфозы , или Золотой осел , написанный Апулеем.
Удалить рекламу
Реклама
Истоки у Апулея
Метаморфозы«Метаморфозы » — единственный древнеримский роман, написанный на латыни, который полностью сохранился. Написанная во II веке н. э. Апулеем, писателем и философом из римской провинции Нумидия, « Метаморфозы », также известная как «Золотой осел» , состоит из одиннадцати книг.
Это следует за историей Люциуса, человека, чье желание видеть и практиковать магию приводит его к тому, что он случайно превращается в осла. Это отправляет Люциуса в путешествие, во время которого он слышит множество историй. Одна из них — сказка об Амуре и Психее, рассказанная полностью. Апулей посвящает этой сказке книги с четвертой по шестую из серии «Золотой осел ». Хотя есть свидетельства того, что история Амура и Психеи появлялась в греческих произведениях искусства еще в 4 веке до нашей эры, именно благодаря включению этой истории Апулеем в свой роман подробности дошли до современных читателей и ученых.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Купидон и Психея
Венера не могла вынести возмущения от того, что смертная женщина затмила ее красотой и поклонением.
В безымянном городе жили-были король и королева, у которых было три дочери. Хотя двое старших были красивы, младшая, Психея, обладала еще большей красотой, которая была «настолько совершенной, что человеческая речь была слишком скудна, чтобы описать или хотя бы восхвалять ее удовлетворительно» (Апулей, 59). ). Красота Психеи прославилась, привлекая толпами незнакомцев из соседних стран, чтобы просто посмотреть на нее. Эти паломники осыпали ее дарами и подношениями, таким видом почтения, которое прежде оказывалось только самой Венере. Так много людей пришли поклониться красоте Психеи, что пренебрегли алтарями и храмами Венеры. Это сильно оскорбило богиню любви, которая не могла вынести негодования от того, что ее затмила красота и поклонение смертной женщины.
Планируя месть, Венера призвала своего сына Купидона (Эроса), бога физической любви и желания. Хитрый и озорной, Купидон был известен своими стрелами, которые часто попадали в цель, заставляя влюбляться тех, в кого они попадали. Никто, от смертного до бога, не был застрахован. Венера объяснила сыну, как ее презирали, и приказала ему заставить Психею влюбиться в какое-то отвратительное существо, чтобы наказать ее. По словам Апулея:
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Каким бы безответственным он [Купидон] уже был по натуре, Венера еще более возбудила его своими словами; и отведя его в город и показав ему Психею… она изложила ему всю историю этой соперничающей красавицы. Стеная и вопя от негодования: «Узами материнской любви, — говорила она, — умоляю тебя, сладкими ранами твоих стрел, медовыми ожогами твоих прикосновений, отомсти за свою мать, отомсти за нее Накажите беспощадно эту надменную красавицу… Пусть эта девушка будет охвачена жгучей страстью к низшему из людей… к тому, кто настолько деградировал, что во всем мире он не может найти убогости, равной своей собственной». (Апулей, 60)
Готовясь выполнить приказ своей матери, Купидон взял свои стрелы и отправился в спальню Психеи, пока она спала. Увидев ее так близко, он был поражен ее красотой, коснувшись ее острием стрелы. От этого прикосновения она проснулась и посмотрела в его сторону. Хотя она не могла видеть его, потому что он был невидим, это испугало Купидона, который в суматохе ранил себя собственной стрелой. После этого Купидон беспомощно влюбился в Психею.
Статуя Амора и Психеи
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Между тем, путники продолжали появляться, чтобы поклониться красоте Психеи. Со временем обе ее старшие сестры вышли замуж за принцев, но сама Психея не могла найти мужа, так как оказалось, что мужчины больше стремились поклоняться ей, чем жениться на ней. Родители Психеи, встревоженные отсутствием женихов, испугались, что чем-то оскорбили богов, и посетили оракула Аполлона. На вопрос, за кого Психея выйдет замуж, оракул ответил, что девушку нужно одеть в погребальное одеяние и оставить на вершине горы, где она встретит своего мужа, ужасного змеетворения, которого боялись даже боги. Согласно Апулею, оракул говорил:
Удалить рекламу
Реклама
На вершине горы, о король, разоблачи служанку
На похороны венчаться в ритуальном наряде.
Ни один человеческий зять не твой,
Но что-то жестокое, свирепое и змеиное;
То, что поражает мир, летая на крыльях,
Огнём и сталью всё преследует;
Сам Юпитер, тот, кого боги почитают,
На что смотрит со страхом темный поток Стикса.
(Апулеев, 61)
У обезумевших короля и королевы не было другого выбора, кроме как выполнить приказ богов. Приняв свою судьбу, Психея облачилась в траурное одеяние и позволила увести себя на горную вершину, где осталась одна ждать мужа. Пока она ждала, легкий ветерок Зефира, западный ветер, отнес ее в рощу, где она тут же заснула. Проснувшись, Психея обнаружила рядом с рощей великолепный дворец с золотыми колоннами, серебряными стенами и мозаичными полами, украшенными драгоценными камнями. Пока она бродила по залам дворца, бестелесный голос велел ей устроиться поудобнее и что все, что она видит, принадлежит ей. Голос угостил ее купанием и пиршеством, где она развлекалась невидимым пением под невидимую лиру.
Этот невидимый человек, в котором Психея вскоре поняла, что он ее новый муж, посещал Психею во дворце всегда в темноте ночи и уходил до восхода солнца, запрещая ей смотреть на него. Поначалу боязливая, Психея постепенно стала с нетерпением ждать визитов мужа и вскоре даже влюбилась в него. Тем не менее, ее муж не позволял ей смотреть на него, говоря ей, что он предпочел бы, чтобы она «любила меня как равного, чем обожала меня как бога» (Снегирь, 84).
Отказ от Психеи
Со временем, как бы Психея ни ждала ночных посещений мужа, днём ей станет грустно и одиноко. Однажды ночью она сказала мужу, что хотела бы увидеть своих сестер, чтобы сообщить им, что она жива. Ее муж не мог видеть Психею в такой печали и согласился позволить ей увидеть их, но повторил свое предупреждение, что, что бы ни говорили ей сестры, Психея не должна смотреть на него. Если бы она это сделала, он бы оставил ее навсегда. Психея пообещала, что не предаст доверие мужа, сказав:
Удалить рекламу
Реклама
Я умру сотней смертей, прежде чем позволю лишить себя этого восхитительного брака с тобой. Ибо я люблю и обожаю тебя с рассеянностью, кто бы ты ни был, как я люблю свою собственную жизнь; Сам Купидон не сравнится с тобой. (Апулеев, 65)
Зефир перенес сестер Психеи во дворец, и трое братьев и сестер воссоединились. Психея показала им окрестности, и, увидев великолепие нового дома Психеи, сестер охватила ревность. Они задавали Психее множество вопросов, в частности, о ее муже. Сначала Психея рассказала им, что он красивый юноша, который проводит дневное время на охоте в горах, но ее сестры продолжали давить, и Психея была вынуждена сказать им правду, что она не знает, кто он такой, и что она никогда не знала, кто он такой. видел его лицо.
Статуя Купидона и Психеи
Кэрол Раддато (CC BY-SA)
Затем ее сестры рассказали ей о своих подозрениях, напомнив Психеи, что было предсказано, что она выйдет замуж за ужасного зверя. Они предположили, что змей собирается поглотить Психею, и что она должна приготовить лампу и острый нож у своей постели. Как только ее муж заснул, Психея должна была посмотреть ему в лицо и, если это был змей, предсказанный оракулом, она должна была «отсечь голову чудовища и тем самым вернуть себе [свою] свободу» (Снегирь, 85).
Психея пыталась сопротивляться этим мыслям, но даже после ухода сестер их советы остались в ее голове. Чем больше она думала об этом, тем больше задавалась вопросом, почему ее муж скрывается, и ее любопытство росло. В ту ночь, когда ее муж уснул, она взяла фонарь и посмотрела на него. То, что она увидела, было не монстром, а богом Купидоном, красоту которого она узнала:
Убрать рекламу
Реклама
Она увидела густую голову золотых волос, с которых капала амброзия, молочно-белую шею и румяные щеки, над которыми красиво укладывались рассыпавшиеся локоны… На плечах летающего бога сверкали крылья, росисто-белые с блестками блеск… У изножья кровати лежали лук, колчан и стрелы, милостивое оружие великого бога (Апулей, 73).
Когда она наклонилась, чтобы лучше рассмотреть его лицо, капля горящего масла из фонаря упала на плечо Купидона, разбудив его. Не говоря ни слова, бог расправил крылья и вылетел в окно, бросив жену. Психея выпрыгнула из окна, пытаясь последовать за ним, но вместо этого упала на землю. Когда она встала, то поняла, что и роща, и дворец исчезли, а она оказалась в поле недалеко от города, где жили ее сестры.
Купидон и Психея
Джузеппе Мария Креспи (общественное достояние)
В слезах Психея нашла их и рассказала им о случившемся, а ее сестры, делая вид, что скорбят о несчастье Психеи, на самом деле обрадовались, полагая, что теперь, когда Купидон покинул Психею, он может выбрать одну из них. На следующее утро две сестры отправились к горе, откуда Зефир отнес их во дворец, и спрыгнули с вершины, намереваясь быть пойманными и унесенными Западным ветром. Но Зефир не догнал их, и они разбились насмерть.
Испытания Психеи
Психея скиталась день и ночь, не принимая пищи и отдыха, ища своего мужа. Пока Психея молила о помощи, Церера, богиня земледелия, сжалилась над ней. Церера сказала Психеи, что если она отправится на Венеру и пообещает ей служить, она сможет добиться прощения Венеры и получить разрешение быть с Купидоном. Тем временем Венера узнала о тайном браке между Психеей и ее сыном и помогала вылечить Купидона после полученного им ожога.
Когда Венера вернулась и обнаружила, что задание выполнено, она пришла в ярость, ожидая, что Психея не сможет выполнить задание.
Когда Психея предстала перед ней, разъяренная Венера приказала своим служанкам, Тревоге и Печали, выпороть, избить и издеваться над ней, прежде чем отправиться к самой девушке. Затем она взяла зерна пшеницы, ячменя, проса, мака, чечевицы и бобов, смешала их вместе и бросила в кучу перед Психеей. Венера приказала Психее отделить и рассортировать все зерна до вечера. После ухода Венеры Психея беспомощно сидела перед этой невыполнимой задачей. Но муравей, наблюдавший за этой встречей, сжалился над ней. Он собрал всех остальных муравьев в своем муравейнике, и они подошли к куче, аккуратно разделив и рассортировав все зерна по кучам, прежде чем исчезнуть из виду. Когда Венера вернулась и обнаружила, что задание выполнено, она пришла в ярость, ожидая, что девушка не сможет выполнить задание.
На следующее утро она дала Психее еще одно невыполнимое задание: пересечь реку и добыть сверкающие золотом руны со спин буйных баранов, пасшихся на другом берегу. Психея подошла к берегу реки, намереваясь скорее утопиться, чем рисковать быть забоданной тараном, но река заговорила с ней, сказав: «Психея, испытанная многими страданиями, не оскверняй моей святых вод своей жалкой смертью» (Апулей , 83). Река велела Психее спрятаться, пока бараны не успокоятся под полуденным солнцем и успокаивающим речным бризом. Как только они расслабились, Психея смогла срезать шерсть с их спин, не вызывая их гнева.
Третьей задачей Психеи был сбор черной воды из реки Стикс. На этот раз, пока она размышляла, как этого добиться, сам Юпитер сжалился над ней. Юпитер послал большого орла, который принес ей воду. Тем не менее, Венера все еще была неудовлетворена и приказала Психее выполнить четвертое и последнее задание. Она должна была отправиться в подземный мир с золотым ящиком, в котором она должна была получить дозу красоты Прозерпины, королевы подземного мира.
Психея, открывающая золотую коробку
Джон Уильям Уотерхаус (общественное достояние)
Вскоре после того, как Психея отправилась в путь, она наткнулась на высокую башню, которая подсказала ей, где найти вход в преисподнюю и как безопасно найти Прозерпину. Психея вняла этим указаниям и вскоре оказалась во дворце Прозерпины. Следуя предупреждениям башни, Психея отказалась от предложения богини удобного сидения и обильной еды, удовлетворившись тем, что сидела на земле и ела только корку хлеба. Она передала послание Венеры, и Прозерпина приняла просьбу, наполнив своей красотой золотую коробку.
Как только Психея благополучно выбралась из подземного мира, ее заинтриговало содержимое ящика. Любопытство взяло над ней верх, и она решила открыть его. Внутри она не нашла ничего, кроме темного облака, которое заставило ее погрузиться в глубокий сон:
.«Какая же я дура, — сказала она, — что носила в себе божественную красоту и не угощала себя ни малейшей ее частичкой, чтобы, может быть, угодить моему прекрасному любовнику». Сказав так, она открыла коробку. Но она не нашла в нем ничего, никакой красоты, а только адский сон… который, когда крышку сняли и выпустили, тотчас овладел ею и разлился черным облаком забвения по всему ее телу, так что, охваченная им, она рухнула на то место, где стояла на тропе, и лежала неподвижно, просто спящий труп. (Апулей, 87)
К этому моменту рана Купидона полностью зажила. Не в силах больше терпеть разлуку с Психеей, он сбежал из дома матери в поисках жены. Он нашел ее там, где она лежала, спала, и закрыл коробку, прежде чем разбудить ее. Затем Купидон отнес коробку на Венеру, прежде чем полететь на Юпитер, прося его сделать Психею бессмертной. Юпитер согласился при условии, что Купидон будет помогать ему всякий раз, когда ему попадется на глаза прекрасная служанка.
Юпитер провел собрание, на котором предостерег Венеру от дальнейшего причинения Психеи вреда. Затем он вручил Психее чашу с амброзией, напитком богов, сказав ей: «Выпей это, Психея, и стань бессмертной». Таким образом, Психея превратилась в богиню души и официально вышла замуж за Купидона. В честь праздника был устроен большой свадебный банкет. У Психеи и Купидона родилась дочь Волуптас (по-гречески Гедона), олицетворение наслаждения и наслаждения.
Свадебный банкет Амура и Психеи
Рафаэль (общественное достояние)
Интерпретации и наследие
Сказка об Амуре и Психее сохранилась на протяжении веков, что, естественно, породило множество интерпретаций. По крайней мере, еще в 6 веке нашей эры писатели рассматривали эту историю как аллегорию о человеческой душе. Писатель Фульгенций, рассматривая эту историю с христианской точки зрения, сравнивает Психею с Адамом, чьи греховные странности привели к изгнанию из рая. Другие, такие как Джованни Боккаччо, писавший в 14 веке нашей эры, сравнивают брак между Психеей и Купидоном со связью между человеческой душой и Богом. Совсем недавно эта история была проанализирована с помощью различных психологических и феминистских интерпретаций.
Томас Снегирь в своей Мифологии Снегири передает другую аллегорическую интерпретацию. Он отмечает, что греческое слово для обозначения бабочки — psyche , что также совпадает с их словом для души. Снегирь пишет, что нет лучшего изображения души более прекрасной, чем бабочка, «вырвавшаяся на блестящих крыльях из могилы, в которой она лежала». Точно так же, пишет Снегирь, человеческая душа очищается страданиями и несчастьями и «таким образом готовится к наслаждению истинным и чистым счастьем» (Снегирь, 89).).
Наследие Психеи также отражено в различных произведениях искусства и литературы на протяжении веков. Кольца с изображениями Купидона и Психеи были найдены еще во времена римской Британии, а также были найдены гравированные драгоценные камни из Британии, изображающие Купидона, поджигающего бабочку. Эти находки могут свидетельствовать о том, что у Купидона и Психеи могли быть религиозные последователи.
С тех пор эта история, а также их брак стали популярной темой для многих художников, от Рафаэля до Гойи и Эдварда Мунка.