Кто составлял старшую дружину князя: Дружина князя на Руси

Trojden | Государство и общество: Клоков В. А.

Организация управления государством. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский — старший в роду Рюриковичей. Ему подчинялись младшие родственники — владетели земель (княжеств), входивших в состав государства. Ежегодно с наступлением зимы великий князь с дружиной отправлялся в полюдье — объезд подвластных Киеву земель. При этом он надолго останавливался в племенных центрах, жители которых должны были содержать всю его дружину. Князь забирал меха, мед, воск, хлеб, заранее приготовленные местной родоплеменной знатью. Весной он возвращался в Киев. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополе, где люди князя закупали оружие, дорогие ткани, сосуды, вино. Оставшаяся часть дани шла на содержание великокняжеского двора и дружины.

Во время полюдья великий князь вершил суд, обсуждал с местной знатью важные вопросы. Нередко, особенно при смене правящего князя, подвластные Киеву племена восставали и переставали платить дань.

Новому князю приходилось вновь подчинять их. В 945 г., после полюдья в земле древлян, Игорь неожиданно вернулся к ним с малой частью своей дружины и потребовал новой дани. Древляне, справедливо решив наказать князя, разгромили его дружину и казнили Игоря.

Костюм русской княгини. Реконструкция С. Стрекалова

Преемница Игоря княгиня Ольга наладила новую систему сбора дани. Полюдье было отменено. Взамен были установлены заранее оговоренные сторонами размеры дани и места ее сбора — погосты. Они стали центрами государственной власти на местах. Сбором дани занимались теперь представители знати племен, входивших в состав Киевской Руси — «старцы градские» и «нарочитая чадь». По существу, реформа Ольги заменила дань регулярно собираемым государственным налогом.

В основе сложившейся в Древнерусском государстве системы управления лежали как родовые узы семейства Рюриковичей, так и личные связи между князем и его дружиной. Родственники великого князя, бояре — старшие дружинники и старцы градские — составляли постоянный совет.

Позднее он получил название Боярской думы. При Владимире Святославиче был изменен прежний принцип взаимоотношений с руководством племенных союзов, входивших в состав государства. Его сыновья заменили в качестве великокняжеских наместников представителей местных племенных вождей. Управление на местах помогали осуществлять дружинники. Они ведали сбором дани и податей, вершили суд и расправу от имени своего князя, занимались взысканием штрафов, торговых и иных пошлин. Тысяцкие и сотники, командовавшие местным ополчением, были представителями прежней родоплеменной верхушки общества.

Князь сосредоточивал в своих руках военную, судебную, законодательную и исполнительную власти. В известном смысле его дружина была государством (если понимать этот термин в узком смысле слова — как власть, стоящую над обществом).

Первые княжеские усобицы. Русская земля считалась общей родовой собственностью всех Рюриковичей — от старейшего в семье до самого младшего княжича. При этом она состояла из неравных по значимости уделов. Важнейшим после Киева был Новгород, далее следовали Чернигов, Переяславль, Смоленск, Волынь и другие центры княжений. Наиболее важные уделы доставались членам великокняжеской семьи по принципу первородства. В случае смерти князя удел доставался не сыну умершего, а его следующему по старшинству родственнику. Подобная система получила название «лествичного» («лестничного») порядка престолонаследия.

Всегда мог найтись претендент на великокняжеский престол или на какой-либо из уделов, которого не устраивал полученный им удел. Усобицы были неизбежны. После смерти Владимира Святославича вспыхнула длительная борьба между его сыновьями. Первым в 1013 г. поднял мятеж правивший в Новгороде Ярослав. В ходе развернувшейся смуты от рук старшего брата Святополка трагически погибли Борис и Глеб, позднее причисленные церковью к лику святых. За это преступление Святополк получил прозвище Окаянный (то есть стал подобен библейскому братоубийце Каину).

Во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения Ярослав выступил походом против киевского князя Святополка. Тот, в свою очередь, призвал на помощь печенегов. Потерпев поражение, Святополк бежал в Польшу, к своему тестю королю Болеславу Храброму. Польский король в 1018 г. вместе со Святополком разгромил войска Ярослава и занял Киев. Святополк обещал расплатиться с поляками русскими землями, на которые они претендовали. Однако Ярослав, поддержанный новгородцами и всей Русской землей, изгнал Святополка и занял великокняжеский стол.

Ярослав Владимирович (1019—1054) упрочил внутренний мир в державе, увеличил число племен, плативших дань Киеву, содействовал распространению христианства на Руси. Успешно правивший государством, князь получил прозвище Мудрый. Однако, подобно отцу, Ярослав осуществил раздел державы между своими сыновьями, которые вовлекли Русь в новую усобицу. От княжеских войн, участниками которых были степняки-кочевники, страдали экономика и обороноспособность Руси.

Для прекращения усобиц в 1097 г. на съезд в город Любеч съехались внуки и правнуки Ярослава Мудрого. Они поклялись, что будут сообща бороться с внешними врагами Руси. Еще одним решением Любечского съезда стал отказ от прежнего принципа наследования. Уделы закреплялись за отдельными княжескими семьями. Это была попытка пресечь самую основу усобиц: стремление князей Рюриковичей к занятию более значимого, чем полагалось по «лествичному» порядку престолонаследия, удела. Теперь княжество после смерти отца доставалось не брату, а сыновьям. Новый принцип наследования, выраженный в емкой форме княжеского приговора «каждый да держит отчину свою», ознаменовал собой юридическое оформление начавшегося политического дробления Древнерусского государства.

Половецкий хан. Реконструкция О. Федорова

Последний период единства Древней Руси связан с княжением внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха (1113—1125). Благодаря достойной позиции в ходе усобиц и долголетней успешной борьбе с половцами он занял великокняжеский стол. Став великим князем, Владимир Всеволодович силой подчинил себе практически всех русских князей. Политику Владимира Мономаха продолжил его сын Мстислав Великий (1125—1132), однако уже после его смерти на Руси возобладали центробежные процессы. На смену единому государству с центром в Киеве пришла совокупность самостоятельных княжеств и земель, властители которых лишь формально признавали первенство великого киевского князя.

Со второй половины XI по начало XIII в. русские княжества вели ожесточенную борьбу с новыми повелителями степей — половцами. На борьбе с неприятелем негативно сказывались княжеские усобицы, так как русские князья нередко приводили из степи половецкие отряды, которые использовали в борьбе с неприятелем. Инициатором совместного отпора врагу выступил Владимир Мономах. В результате похода 1111 г. с боем был взят главный половецкий город Шарукань на реке Северский Донец. Новые походы русских против половцев вынудили кочевников уйти на время в глубь степей.

Община и вотчина в Древней Руси. Земледельцы-общинники жили в небольших неукрепленных деревнях. Центром нескольких деревень являлся погост — крупное село, в котором производился сбор налогов и находились представители княжеской администрации.

В соседской общине каждая семья имела в распоряжении выделенный общиной пахотный надел. Семье принадлежали дом и приусадебный участок. Пашня и остальные угодья являлись собственностью общины.

Великий князь, считавшийся верховным собственником всей земли в государстве, передавал дружинникам право сбора дани в отдельных местностях. На доход, полученный с этих земель, дружинник (или представитель княжеской администрации) содержал дом, семью, слуг, приобретал вооружение и лошадей. Право сбора дани с населения той или иной округи не переходило по наследству, а было всего лишь пожалованием князя за несение военной службы. Подобная схема пожалования была схожа с той, которая практиковалась во Франкском государстве начиная с Карла Мартелла.

Во второй половине XI — первой половине XII в. на месте прежних пожалований образуется вотчина — наследственное земельное владение. Однако, в отличие от Западной Европы, где были сильны традиции частной собственности, закрепленные римскими правовыми нормами, вотчинная собственность на Руси была прежде всего государственной — княжеской.

Владельцы вотчин — бояре, монастыри, церковные иерархи — считались всего лишь наследственными держателями земли.

Процесс захвата земель крестьян-общинников сопровождался не только насилием со стороны князей и бояр, но и добровольным переходом крестьян под их покровительство. Хозяйство вотчинника с обширной пашней, выпасами и лугами, тягловым скотом, закромами, полными зерна, запасами необходимых орудий труда (серпов, топоров, плужных лемехов) было относительно устойчивым даже при неблагоприятных условиях. Попавший в трудное положение общинник мог либо просить купу — деньги, зерно, лошадь, орудия труда — в залог земли или отработки в хозяйстве вотчинника, либо заключить с ним договор (ряд) на пользование инвентарем, лошадью — опять-таки под залог земли или отработки в хозяйстве вотчинника. Не выполнившие условия ряда или не отдавшие купу общинники превращались в зависимых от вотчинника людей.

Суд во времена Русской Правды. Художник И. Билибин

Крестьянин-общинник. Реконструкция М. Герасимова

Постепенно часть некогда свободных крестьян-общинников попадала в зависимость от крупных собственников земли. За пользование землей, вошедшей в состав вотчины, крестьяне несли определенные повинности. В податном и административном отношениях государство имело дело с общинами, представлявшими интересы входивших в них крестьян. Сельские миры объединялись в волости, представлявшие собой низшую административно-территориальную единицу Древнерусского государства. В волостях и в городах важнейшие вопросы решались на вече — общем собрании свободного люда. Вотчинное хозяйство наряду с соседской общиной становится основной формой социально-экономической организации общества.

Социальная структура общества. Русская Правда. Длительное время регулирование отношений в обществе происходило на основе обычного права. Первым писаным сводом норм древнерусского права стала Русская Правда, составленная при Ярославе Мудром и его преемниках. Она отразила разделение населения Древней Руси на свободных и зависимых людей. Свободными были крестьяне-общинники, горожане, представители высших слоев общества. Представители господствующего слоя общества — князья, бояре, дружинники и другие «княжьи мужи» — различались по количеству находившейся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. На них же распространялся особый порядок наследования (собственность могла передаваться не только сыновьям, но и дочерям), за нанесение им ущерба или их убийство устанавливались более высокие штрафы.

Городское население — ремесленники и торговцы, в отличие от жившей в городе княжеской и боярской прислуги, участвовали в работе городских вечевых собраний. Они могли также выступать истцами, ответчиками и свидетелями в суде, проводить собственное расследование по имущественным делам. Такими же правами пользовались и свободные крестьяне-общинники — «люди», как их называет Русская Правда. Люди обладали определенным имуществом, которое они могли завещать детям (при этом землю — только сыновьям).

Зависимое население Древней Руси составляли закупы, рядовичи, холопы. Закупы (от слова купа) были разорившимися общинниками, попавшими в долговую кабалу и вынужденными работать на заимодавца. При этом закуп продолжал вести свое, самостоятельное хозяйство. Рядовичи (от слова ряд) по большей части были лишены личной свободы на весь срок действия договора. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи. По отношению ко всем крестьянам употреблялось наименование смерды. Они платили дань князю, постепенно происходило сужение рамок их личной свободы.

Наиболее бесправной частью населения Древней Руси были рабы. В Русской Правде они упоминаются под разными названиями: холопы, челядь. Холопы обрабатывали пашню вотчинника, пасли его скот, выполняли строительные и другие работы. Холопы-ремесленники работали на хозяйственном дворе вотчинника. Челядь прислуживала в его доме. Главными источниками рабства были плен и продажа в рабство. Не выполнившие свои обязательства закупы и рядовичи также пополняли ряды холопов. Наряду с вольными слугами обязанности представителей вотчинной администрации — дворецкого, тиуна (ключника), пашенного старосты могли выполнять и холопы.

Все, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию. Рабы не могли выступать свидетелями в суде. Русская Правда законодательно зафиксировала разделение общества на свободных и зависимых людей, определила судебные и имущественные права великокняжеской власти.

Подведем итоги

В X — начале XII в. на Руси сложилось общество, многими чертами схожее с обществом раннесредневековой Европы. Однако влияние государственных институтов на общество было здесь более всеобъемлющим. Государственная собственность доминировала. Вотчинные (феодальные в своей основе) формы собственности были более слабыми и складывались позднее, чем в Западной Европе. Поэтому Русь позже, чем западные соседи, вступила в период политической раздробленности.

ВОПРОСЫ

1. В чем заключалось сходство и различие государственного устройства Франкской империи и Древней Руси?

2. Какое значение имели решения, принятые на любечском съезде князей 1097 г.? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины?

4. Выделите и охарактеризуйте основные группы населения Древнерусского государства. В чем заключалось различие в правах свободного и зависимого населения?

ЗАДАНИЯ

1. В Русской Правде говорилось: «Если же челядин скроется у варяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет». Какие категории населения упомянуты в документе? В чем состоит разница в их положении?

2. Продолжите составление хронологической таблицы: «Основные события истории Древней Руси в IX — начале XIII в.».



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница