Кто сказал бытие есть небытия нет: Почему бытие есть, а небытия нет? Знакомимся с философией древнегреческой Элейской школы — Нож

Парменид цитата: Бытие есть, а небытия нет

—  Парменид

ἔστι γὰρ εἶναι ͵ μηδὲν δ οὐκ ἔστιν

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 22 мая 2020 г.

Темы
бытие, небытие

Парменид
5древнегреческий философ и политический деятель -501 — -470 до н.э.

Похожие цитаты

„Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие.“

—  Фёдор Михайлович Достоевский русский писатель, переводчик, философ 1821 — 1881

„Время — это отношение бытия к небытию.“

—  Фёдор Михайлович Достоевский русский писатель, переводчик, философ 1821 — 1881

Из записных тетрадей.

„Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.“

—  Парменид древнегреческий философ и политический деятель -501 — -470 до н.э.

„Творчество — переход небытия в бытие через акт свободы.“

—  Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874 — 1948

„Жизнь – выбор, который может превратиться в небытие или в частичку бытия.

—  Зафар Мирзо 1972

„Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и возможного — исполнение; из длинного и короткого — форма. Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе последующее.“

—  Лао-цзы древнекитайский философ -604

Без источников

„Дух божий нашел тончайшую отдушину в этом чуде анализа, уроде из мира идей, двойственной сущности, находящейся между бытием и небытием, которую мы называем мнимым корнем из отрицательной единицы.“

—  Готфрид Вильгельм Лейбниц немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед; основатель и первый прези… 1646 — 1716

Без источников

„Существованию Бога нет начала и нет конца. То есть он не возник из небытия и никогда не перейдет в небытие. Он всегда был, Он есть и никогда не прекратит Свое существование.“

—  Рамбам еврейский философ, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы 1138 — 1204

О Боге иудаизма

„Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном противоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т. е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга.“

—  Мирза Фатали Ахундов азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист и общественный деятель, поэт и драматург 1812 — 1878

„В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.“

—  Лао-цзы древнекитайский философ -604

„Самоутверждение человека тем сильнее, чем больше небытия он может вместить в себя.“

—  Пауль Тиллих 1886 — 1965

„Только то, что не является ничем из того, что мы видим, есть бытие, бытие того, что мы видим.“

—  Мераб Мамардашвили советский философ 1930 — 1990

„Человек не устраним из философии. Познающий философ погружен в бытие и существует до познания бытия и существования, и от этого зависит качество его познания. Он познает бытие, потому что сам есть бытие.“

—  Николай Александрович Бердяев русский христианский и политический философ 1874 — 1948

О философии

„Жизнь-это драма,и кто в нее не вписался-уходит в небытие.“

—  Татьяна Егоровна Соловова

„Нас всех когда-нибудь поглотит небытие, умейте забывать об этом — вот в чем заключается мудрость.“

—  Анатоль Франс французский писатель и литературный критик 1844 — 1924

„Категория бытия (существования вообще) конкретизируется в категории общественного бытия“

—  Василий Петрович Тугаринов советский философ 1898 — 1978

199
Соотношение категорий исторического материализма

„Нет обладания, есть только бытие, только жаждущее последнего вздоха, жаждущее задохнуться бытие.“

—  Франц Кафка австрийский писатель, основоположник модернизма в литературе 1883 — 1924

„Бытие определяет сознание: «Куда бы уже, наконец, определить это сознание?» — мучилось бытие.

—  Андрей Гарольдович Кнышев писатель-сатирик 1956

„Податливый холст и масляные краски или непрочная бумага, в качестве безразличной белой пустоты принимающая отпечаток гравюры, — все они в сравнении с камешками мозаики, или стеклом витража, или грунтованной мелом иконной доской выявляют черту как бы онтологической ущербности: их вещность неплотна и эфемерна,— если это не совсем небытие, то во всяком случае «еще-нe-бытие», пассивно дожидающееся прикосновения «творца», чтобы стать бытием, и притом любым, какого бы он ни пожелал.“

—  Сергей Сергеевич Аверинцев русский советский филолог, культуролог, историк культуры, философ, литературовед, библеист, переводчик, поэт 1937 — 2004

«Золото в системе символов ранневизантийской культуры»

„Таким образом, сущность вещей есть «необходимое бытие», и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущности нельзя признать «возможным бытием», нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущности вещей, представляющей собою единое и необходимое бытие, не предшествовало и не последует небытие, и эта сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря.

—  Мирза Фатали Ахундов азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист и общественный деятель, поэт и драматург 1812 — 1878

Связанные темы

  • Бытие
  • Небытие

2.4. Размышления о бытии (Парменид). Краткая история философии [Нескучная книга]

2.4. Размышления о бытии (Парменид)

Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень любопытные выводы.

Это понятие, говорит Парменид, происходит от глагола «быть», который в личной форме звучит как «есть». Следовательно, бытие – это все, что есть, все, что существует. Но если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не было в прошлом? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое сейчас есть и которого не было раньше, произошло из ничего. Но из ничего не может произойти нечто. Таким образом, если что-то сейчас есть, то это означает, что оно было. Другое дело, что оно могло быть в прошлом в иной форме, но его не могло не быть вовсе. Далее, если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не будет в будущем? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое есть сейчас и которого не будет в будущем, обратится в ничто. Но нечто не может обратиться в ничто. То есть, если что-то сейчас есть, это обязательно означает, что оно будет и в дальнейшем. Правда, оно может перейти в иную форму существования, но не может исчезнуть вообще. Итак, получается, что если что-то сейчас есть, то это непременно означает, что оно было и будет, то есть что оно из ниоткуда не взялось и не может в ничто превратиться или существует вечно. Из самого понятия «бытие», как видим, следует его вечность. То, что существует, обязательно вечно. Если же чего-то нет сейчас, то это значит, что его не было и не будет, ибо в противном случае пришлось бы предположить, что нечто обращается в ничто, из которого потом опять возникает нечто. Парменид произнес знаменитое высказывание, которое кажется на первый взгляд бессмысленным: «Бытие есть, небытия же нет».

На самом деле в этой фразе подытожено все, что было нами сказано: если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность, как мы уже отметили, вытекает из самого понятия бытия и является его первым и наиболее существенным признаком.

Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет. Следовательно, делимое то есть, то нет. А бытие есть всегда, и потому оно неделимо. Но если это так, то оно нечто сплошное, не состоящее из частей; и тогда возможно ли в нем какое-либо движение? Ведь если есть части и границы, то перемещение вполне допустимо. Но если что-то является абсолютно цельным и сплошным, то в нем ничего не может двигаться. Значит, бытие неподвижно. Но любое движение – это всегда какое-нибудь изменение. Стало быть, бытие еще и неизменно. Итак, в результате чисто логического, умозрительного рассмотрения бытия у нас получилось, что оно обязательно вечно, неделимо, неподвижно и неизменно.

Такую картину бытия нарисовал нам разум. Но чувства наши (зрение, осязание и др.) рисуют совершенно другую картину: мы видим, что все не вечно (т. е. возникает и уничтожается), делимо (состоит из частей), движется и меняется. Какая же из двух картин истинна: та, которую нам рисуют несовершенные и грубые чувства, коими наделены все вообще живые существа, или же та, которую нам рисует несомненно более тонкий и совершенный по сравнению с чувствами разум, имеющийся только у человека? Картина, представляемая нам разумом, является правильной, утверждает Парменид. Чувства же нас обманывают. Мы видим мир делимым, подвижным и изменчивым, на самом же деле он неделим, неподвижен и неизменен, только мы этого не видим, но понимаем разумом. Значит, действительно, или подлинно, существует не то, что мы чувствуем (воспринимаем органами чувств), а то, что мы мыслим (воспринимаем разумом). Такой вывод кажется необычным и странным, но мы уже видели, что подобную идею (о несовпадении чувственной и рациональной картины мира) высказывали, помимо Парменида, многие философы.
Заслуга элейского мыслителя заключается в том, что он сформулировал ее очень точно и ярко, придав ей законченный, классический вид.

Проверь себя

1. Что означает философское понятие «бытие»?

2. Как Парменид предлагает рассмотреть бытие? Какие выводы делает он из этого рассмотрения?

3. Какие две противоположные картины мира мы можем себе представить? Какая из них является истинной с точки зрения Парменида и почему?

4. Какие еще греческие мыслители говорили о несовпадении чувственного и рационального представлений о мире?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

20. Элейская школа: Парменид

20. Элейская школа: Парменид Парменид (кон. VI – сер. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

ПАРМЕНИД ДИАЛЕКТИКА ОДНОГО И ИНОГО КАК УСЛОВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ

ПАРМЕНИД ДИАЛЕКТИКА ОДНОГО И ИНОГО КАК УСЛОВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОРОЖДАЮЩЕЙ МОДЕЛИ Когда Платон говорит о своих идеях, он всегда имеет в виду идеи как порождающие модели. Однако он далеко не всегда анализирует существо этой порождающей модели. И только в

2.

Парменид

2. Парменид Парменид представляет собою замечательную фигуру в элеатской школе; он приходит к более определенным понятиям, чем Ксенофан. Он происходил, согласно Диогену (XI, 21), из пользовавшегося уважением богатого рода и родился в Элее. О его жизни нам, однако, мало

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ Искусство подражает бытию, вещам. Что такое бытие, вещи, по Аристотелю?7. Символизм. Я уже исследовал этот вопрос в специальном изложении[673] , и мне остается сейчас формулировать выводы моего исследования для вскрытия существа эстетического мировоззрения

Парменид

Парменид Парменид был полнейшей противоположностью Гераклита. В то время как в каждом слове Гераклита чувствуется гордость и величие истины, истины, познанной путем интуитивным, а не добытой при помощи тщательных усилий логических выводов; в то время как он, словно

2.

4. Размышления о бытии (Парменид)

2.4. Размышления о бытии (Парменид) Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень

Парменид

Парменид а) Путь истины. Истинно-сущееПо указаниям Платона, Сократ в ранней молодости беседовал с Парменидом, который посетил Афины, когда ему минуло 65 лет. Дело было, значит, в 50-х годах V в., так что философская деятельность Парменида относится к первой половине V

Парменид и элейская школа

Парменид и элейская школа Более или менее одновременно с философией Гераклита появилась в Греции философская доктрина, которая была прямо противоположна его взглядам. В ней отрицалась изменяемость мира, и в устойчивости усматривалась исходная черта бытия. Доктрина

Парменид. Размышления о бытии

Парменид. Размышления о бытии Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист»

V. Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» Учение Платона об «идеях» не осталось неизменным. В диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» Платон подверг выработанную им самим теорию «идей» суровой критике.Мы видели, что учение Платона об

Гераклит и Парменид

Гераклит и Парменид Гераклит (Heraclitus) и Парменид (Parmenides) принадлежат ко второму поколению греческих философов. Первый философ, Фалес, образно говоря, «открыл свои умственные очи» и увидел природу, physis. В этом смысле Парменид и Гераклит имели перед умственными очами не

III. сознании и бытии,

III. сознании и бытии, III. В таком же диалектическом взаимоотношении находятся и понятия сознания и бытия. Правда, это есть, в сущности, повторение антиномии субъекта и объекта, но я хочу поговорить об этом ввиду той страстности, которая обычно сопровождает лозунг «бытие

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия — изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону — на устойчивость,

Глава V.

ПАРМЕНИД

Глава V. ПАРМЕНИД Греки не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей практике. Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничто не изменяется. Парменид был уроженцем Элеи, что в Южной Италии; расцвет его деятельности приходится на первую

Различие и небытие у Платона «Софист

»

В « Софисте » Платон через Гостя из Элеи показывает, какими знаниями обладают софисты. Поскольку он заключает, что опыт софистов коренится в обмане, он должен показать, что обман существует. Для этого он приводит примеры двух видов копирования: законного копирования создания подобия и неправомерного копирования создания видимости. Мы считаем, что различие внешности-подобия может быть противоречивым, так как оказывается то, что не , в то, что : к чему можно применить то, что не ? Чтобы сохранить философскую позицию, мы должны каким-то образом примирить с тем, что не является , с и с тем, что является .

Парменид предполагает, что то, что не есть , не существует никоим образом, и нам следует избегать попыток придать какой-либо смысл такому понятию: «Никогда не навязывается нам то, чего нет; ваша мысль далека от этого пути исканий» (237). Посетитель отмечает, что ложные заявления применяются есть от до то, что не есть или не есть от до то, что есть , поэтому должен быть какой-то способ существования того, что не есть . Софисты защищают Парменида, говоря, что ложность утверждений не существует для того, чтобы мы могли полагаться на них, как предполагает даже изречение Парменида: утверждениям невозможно применить то, что не является , к какой-либо вещи , поскольку существование подразумевается. по самой природе вещь . Посетитель быстро сглаживает это, различая употребление имени от упоминания имени, указывая, что имя без ссылки «окажется только именем имени и ничем иным» (244d). К сожалению, различие между употреблением и упоминанием показывает нам только то, что происходит, когда то, что не , это то, что , а не то, как может возникнуть ситуация; как имя без ссылки существует? Платон считает, что , будучи , имеет свою собственную форму, и, поскольку оно отличается от всего остального, оно должно быть в некотором роде единственным существующим. Чтобы что-то еще существовало, оно должно участвовать в бытии, но не быть бытием ; , равное , не тождественно всем существующим вещам, однако все существующие вещи разделяют , равное 9.0004 . Поскольку есть формы, которые не являются , а являются , уже не проблематично сказать, что есть и те, которые не являются . У Платона нет проблем с включением среднего значения между существующим и несуществующим, поскольку представление о том, что становится , является по крайней мере одним из таких случаев, как отмечалось ранее в диалоге. Посетитель нажимает на точку:

Посетитель :Кажется, когда мы говорим то, что не , мы не говорим что-то противоположное то, что , но только чем-то отличным от него.
Теэтет : Почему?
Посетитель : Вот так. Когда мы говорим о чем-то как о малом, не кажется ли вам, что мы указываем на малое, а не на равное?
Теэтет : Конечно нет.
Посетитель : Значит, мы не согласимся с тем, кто говорит, что отрицание означает обратное. Мы признаем только одно: когда «не» и «не-» ставятся перед именами, которые следуют за ними, они указывают на что-то иное , чем имена или, вернее, иные вещи, к которым применяются имена, следующие за отрицанием.

257b

Посетитель обращает внимание на то, что , будучи , не единственная форма, которая разделяет все формы; все формы разделяют в разные , так как каждая форма отличается от других. Две всепроникающие формы противопоставлены друг другу, каждая разделяет все, оставаясь вне всех остальных. Это противопоставление порождает не что иное, как форму небытие , результат отличия от равно . Не только было показано, что небытие существует таким образом, как оно существует, но также показано, как этот факт следует из существования дифференциации:

Посетитель : Но мы не только показали, что те, которые не . Мы также вызвали появление того, что оказывается формой , а не . Поскольку мы показали, что природа отличается от есть, раздробленное между всеми существами по отношению друг к другу, мы осмелились сказать, что то, что не есть , на самом деле есть именно это, а именно каждая часть природы иного, противопоставленная тому, что есть . .. [Мы должны] сказать, что виды смешиваются друг с другом, что то, что есть , и разные пронизывают их всех и друг друга, что разные разделяют в то, что есть , и так, из-за того, что обмен, есть. Но он не скажет, что оно есть то, чем оно причастно, но что оно отлично от него и необходимо, потому что оно отличается от тем, что , явно может быть то, что не . С другой стороны, то, что есть , имеет долю в различных , так что, будучи отличным от всех других, оно не есть ни каждое из них, ни все остальные, кроме самого себя. Итак, то, что есть , бесспорно не есть миллионы вещей, и все остальные вместе взятые, а также каждая из них во многом есть и также не во многом.

258d

После небольшого (разумеется, менее сложного) рассуждения, связывающего небытие с речью и софистом, легко появляется определение софиста и диалог заканчивается.

Подходит ли мое прочтение «Софиста»?

Небытие | Encyclopedia.com

Небытие или, в современном философском смысле, ничто есть отрицание бытия; как таковое его следует отличать от зла, которое есть лишение бытия. Небытие есть бытие разума, т. е. смысл его конституируется через отнесение к бытию посредством отрицания, которое есть акт рассудка (Аристотель, 9).0003 Мета. 1003б 10; 1004а 9–12; thomas aquinas, Summa theologiae 1a, 16.3 ad 2, 5 ad 3, 7 ad 4; Вер. 1,5 объявление 2). Поскольку бытие имеет много смыслов, небытие, продукт его отрицания, также имеет много смыслов ( Meta. 1089a 16). Так, Плотин называет Единое, а также материю и зло небытием, потому что они не суть сущность, которую он отождествляет с бытием ( Эннеады 1. 8.3.1–8; 3.6.7.9–13; 3.8.10.28–32;5.2.1.1–7). 5.5.6.1–13).

Небытие не является независимым от бытия и не конституируется небытием, как утверждал Г. В. Ф. Гегель. В своем адекватном и ассимилирующем схватывании бытия интеллект производит — как бы побочный продукт — то, что неадекватно или неассимилировано бытию, а именно небытие. Бытие очевидно для интеллекта как не ничто. Однако это «не ничто» не есть то, что обусловливает бытие; скорее быть не ничто просто потому, что быть есть.

Теологическая истина творения из ничего углубляет метафизику небытия. «Из ничего» не означает, что ничто само по себе является своего рода материей, из которой возникают существа. Скорее, это подразумевает, что бытие тварей — как причастность и, следовательно, нетождественность с бытием Бога — становится возможным благодаря божественному разумению того, что просто отлично от Бога. Но то, что просто отлично от Бога, Существующего Существа, есть «чистое» ничто. Твари не могли бы существовать иначе, чем Бог, если бы до сотворения Бог не знал того, что просто отлично от Него Самого. Этот «другой» никоим образом не измеряет знание Бога, но зависит от него. Божественные идеи как образцы творений представляют собой божественную сущность, известную как способную к сопричастности. Поскольку участие подразумевает различие, Бог должен знать, чем творения отличаются от Его собственного существа (9).0003 дефицит vero esse; ср. Св. Фома Аквинский, C. gent. 1.54), а также способы имитации. Но то, что просто отлично или отлично от существующей полноты бытия ( esse ), есть ничто. Такое объяснение избегает пантеизма и объясняет разнообразие бытия, не предполагая материю или возможности независимыми от творения и не вводя реального разнообразия в Бога, источник разнообразия бытия. Сущность, а не ничто, есть внутренний принцип конечности существ, отличных от Бога. Тем не менее небытие есть условие возможности протекания сущности (как принципа, ограничивающего эссе существ) от Бога.

Для Парменида и Горгия небытие ни в каком смысле не существует. В Пармениде (142A; 161E–164B) и Sophist (237A–239E; 257B–259B) Платон предполагает реальность небытия, которая является основанием для становления и множественности (ср. Аристотель, Phys. 191a 23– 191б 34). Для Аквината первое разделение или оппозиция — это разделение между бытием и небытием; из этой первой инаковости ( alteritas ) проистекает множественность существ и их отличие друг от друга и от Первопричины ( В Боете. де Трин. 4.1). Для Б. Паскаля человек есть середина между Богом и ничем, так что ничто есть одна из крайностей, определяющих бытие человека. Для Г. Бергсона ничто не есть псевдоидея, возникающая в результате обобщения вытеснения одного сущего другим. Для М. Хайдеггера ничто — это и завеса, и раскрытие «быть», потому что «быть» не есть совокупность «того, что есть». В страхе, пафосе небытия или « небытия » «быть», человек выходит за пределы сущего или «того, что есть» к самому «быть». Для Ж. П. Сартра человек есть свое собственное ничто и бытие, в котором ничто не приходит в мир, потому что изначальная текучесть и инобытность сознания не удерживается никаким бытием-в-себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *