Кто правил россией в 1896 году: Последний российский император Николай II с детства был «обручён Царству»

Последний российский император Николай II с детства был «обручён Царству»

18 (6 по старому стилю) мая 1868 года в Царском Селе родился Николай Романов – Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский Николай II, последний российский император.

Жизни и правлению Николая II посвящены подборки «Николай II и Александра Фёдоровна» в коллекции «Государственная власть» и «Николай II (1868–1918)» в коллекции «Династия Романовых. Земский Собор 1613 года» на портале Президентской библиотеки. Это не только подлинные документы той эпохи, но и редкие изоматериалы: фрагменты первых кинохроник «Коронация Николая II, 14 (26) мая 1896 года», «Царь и царская семья», «Прибытие Президента Франции А. Фальера на встречу с Императором Николаем II, Ревель, 28 июля (10 августа) 1908 года»; альбом «Император Николай II в Пскове: к 80-летию отречения от престола», «Альбом любительских фотоснимков быта царской семьи и поездок Николая II в действующую армию в Севастополь, Одессу, Киев, Могилёв и другие города» и др. Эти же темы освещаются в статье «Родился последний российский император Николай II» в рубрике «День в истории» портала Президентской библиотеки.

О воспитании и образовании его императорского высочества рассказывает профессор истории Сергей Ольденбург в своем фундаментальном труде «Царствование императора Николая II» (1939): «Он с детства был „обручён Царству“, и это наложило особый отпечаток на всё Его воспитание. Образование Он получил весьма тщательное. С детства Его обучали иностранным языкам, которыми Он овладел в совершенстве. После общеобразовательного курса, пройденнаго под общим руководством ген. Данилевича, Наследник получил высшее юридическое и высшее военное образование, причём Его преподавателями были выдающиеся профессора высших учебных заведений… По окончании теоретической подготовки, Наследник ознакомился с практикой военного дела, состоя в рядах лейб-гвардии Преображенскаго полка…, и начал приобщаться к государственным делам, председательствуя в комитетах, заседая в Государственном Совете и Комитете Министров».

2 ноября (20 октября) 1894 года в Крыму скончался Александр III. За несколько часов до кончины умирающий император обязал сына подписать Манифест о восшествии на престол.

26 (14) ноября Николай II сочетался браком с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, в крещении Александрой Фёдоровной. Их коронация состоялась через два года и была омрачена трагедией – массовой давкой на Ходынском поле во время раздачи подарков.

Как писал фельетонист Илья Василевский в доступной на портале Президентской библиотеки книге «Николай II» (1923), «говорить о царствовании Николая II – легко, говорить о личности Николая – трудно. И это не только потому, что царствование его было на виду, а личная жизнь скрыта, но ещё и потому, что человек – это всегда загадка, всегда тайна и мистика».

Сергей Ольденбург в уже упоминавшемся издании «Царствование императора Николая II» цитирует германского поверенного в делах графа Рекса: «Редко народ имел при восхождении на престол его монарха такое неясное представление об его личности и свойствах характера, как русский народ в наши дни». По мнению историка, Николай «…обладал живым умом, быстро схватывающим существо докладываемых ему вопросов… У Него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. <…> Император Николай II – это признают и Его враги – обладал совершенно исключительным личным обаянием».

Николаю II пришлось править в очень сложной внутри- и внешнеполитической ситуации. Мелкие и крупные противоречия и конфликты, дипломатические и военные, как на Западе, так и на Востоке; рост революционного движения в стране требовали от императора принятия на себя всей полноты ответственности. Как писал Ольденбург, «Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на Нём, что Он отвечает за них перед престолом Всевышняго. <…> Из этого вытекало и отношение к ограничению власти – которое Он считал переложением ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавшим, по Его мнению, на слишком большое влияние в государстве».

Первым серьёзным испытанием для Российской империи в XX веке стала Русско-японская война 1904–1905 годов. Патриотический подъём первого года сменился унынием, хотя Николай и считал неудачи временными. Поражение в Русско-японской войне стало первым за полвека.

Развитие промышленности привело к усилению рабочего движения, росту забастовок. Расстрел рабочей демонстрации в Петербурге в Кровавое воскресенье 22 (9) января 1905 года положил начало первой русской революции. Вину за случившееся оппозиция возлагала на императора Николая.

В августе 1905 года была учреждена Государственная дума, что не смогло предотвратить всероссийскую политическую стачку, а 17 (4) октября император подписал манифест, даровавший населению демократические свободы, и забастовки стали стихать.

Переломным моментом в судьбе Российской империи и Николая II стала Первая мировая война. В августе 1915 года император занял пост главнокомандующего вместо своего дяди Николая Николаевича. «Сменив своего дядю, Николай писал жене: „Начинается новая чистая страница, и что на ней будет написано – один бог всемогущий ведает“», – отметил библиограф, историк литературы Владимир Семенников в книге «Политика Романовых накануне революции» (1926).

Обострение внутренних проблем в стране, огромные жертвы, разруха, голод, массовые выступления против власти привели к тому, что 15 (2) марта 1917 года в Пскове Николай II подписал отречение от престола, передав корону своему брату Михаилу Александровичу, который её не принял.

В марте 1917 года по приказу Временного правительства Николай и Александра были арестованы, а в августе вместе с ближайшим окружением сосланы в Тобольск. В мае следующего года их перевели в Екатеринбург. Президиум Екатеринбургского областного совета рабоче-крестьянского правительства постановил расстрелять Николая Романова и телеграммой затребовал санкцию у председателя Совнаркома Владимира Ленина и председателя ЦИК Якова Свердлова.

В ночь с 16 (3) на 17 (4) июля 1918 года в подвале дома Ипатьева Николай II, царица Александра, пятеро их детей и несколько приближённых без суда и следствия были расстреляны. Как говорит Василевский в упомянутом издании «Николай II», «правительство Колчака производит подробное „следствие о кошмарном злодеянии“. По словам екатеринбургского красноармейца Анатолия Якимова в его показании следователю по особо важным делам, „всех их было 13 человек, 13-й доктор“. „Их пришлось пристреливать и добивать прикладами, прикалывать штыками“».

После многолетних исследований останков, обнаруженных под Екатеринбургом в 1997 году, в Петропавловском соборе Петербурга было совершено их торжественное захоронение. В 2000 году Николай II и члены его семьи были канонизированы Русской Православной церковью.

Один день Николая Александровича – Власть – Коммерсантъ

2K 15 мин. . ..

&nbspОдин день Николая Александровича

       80 лет назад в Екатеринбурге был расстрелян последний русский император. Трудно представить себе человека, который бы меньше подходил для того, чтобы самодержавно править Россией, чем Николай II. Он мог быть кем угодно, но царем он быть не мог никогда. Последний русский император потерял моральное право править своим народом уже в день своего официального вступления на престол.



       Обер-прокурор Синода Победоносцев писал: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного, сознания».
       В этих словах многократно проклятого большевиками монархиста изложена важная особенность монархической концепции власти. Духовное единство между правящими и управляемыми основывается на согласии, основывающемся на строгом распределении ролей, каждая из которых должна неукоснительно исполняться. Отход от этого принципа подрывает моральный авторитет власти и вызывает сомнения в народе, достоин ли монарх права единолично определять его судьбу.
       «Государь — посредник между Богом и своим народом»,— писал Николаю II Победоносцев. Подобная ответственность накладывает очень жесткие обязательства, и неудивительно, что даже в глазах истовых монархистов с каждым поколением оставалось все меньше людей, достойных нести на своих плечах столь тяжкое моральное бремя. На горе Николая II это бремя оказалось для него абсолютно непосильным.
       Дневники, которые вел последний император на протяжении тридцати шести лет, не пропуская ни дня, демонстрируют удивительный психологический феномен: описывая прожитые за день события, Николай Романов ни разу за все годы не усомнился в своих действиях и словах.
Удивительно самодостаточный, интересующийся прежде всего делами своей семьи и погруженный в них с головой, царь не мог быть не только отцом своему народу, но даже злым отчимом. Приятная атмосфера в семье была для российского монарха гораздо важнее общественных настроений и тем более жизней его подданных.
       Ровно за 22 года до гибели своей и своей семьи, закрывая в июле 1896 года следствие о гибели около двух тысяч человек на Ходынском поле, Николай руководствовался интересами прежде всего своей семьи, а не закона и государства. Он искренне так и не смог понять, почему после этого к нему постепенно прилепилось прозвище «кровавый».
       Как ни странно, но глубоко верующий монархист в мае 1896 года мог точнее предсказать будущее царя, чем любой из современных ему историков. Именно с этого момента началось «раздвоение духовного сознания» народа и власти, приведшее Николая II в Ипатьевский дом.
       
       После скоропостижной смерти в октябре 1894 года Александра III трон наследовал его старший сын Николай.
Но государем Российской империи он мог стать лишь после совершения обряда «священного коронования». Подготовка к нему началась после окончания годичного траура. Коронование наметили на 14 мая 1896 года. Торжества должны были продлиться с 6 по 26 мая. Эти дни выбраны не случайно — 6 мая был день рождения царя, 25 мая — день рождения царицы.
       Громоздкий ритуал, сроки и смета расходов были утверждены Николаем II еще в январе 1896 года. После чего заработал могучий бюрократический механизм самодержавия. В программе торжеств были балы, парады, встречи и обеды с представителями всех сословий, многочисленные развлечения и фейерверки. Как обычно, народные гуляния были запланированы на Ходынском поле, а процедура «священного коронования» — в Успенском соборе. Программа праздников была стандартной, отличаясь от коронований деда (Александра II) и отца лишь подчеркнутым русофильством церемоний и большей масштабностью.
       Поначалу все шло по плану. Николай II и Александра Федоровна приехали в Москву, поселившись по традиции в загородном Петровском дворце. Затем начались многочисленные встречи с иностранными послами, государями и принцами, съехавшимися на коронование самого могущественного монарха мира на тот момент. Каждый вечер Москва освещалась иллюминацией. Через несколько дней чета переехала в Кремль, где 14 мая и состоялось «священное коронование». С этого дня начинаются поздравления, балы и развлечения.
       17 мая едва не разразился скандал. На вечер было запланировано парадное представление в Большом театре, состоящее по традиции из первой и последней сцен оперы Глинки «Жизнь за царя» и модного балета «Прелестная жемчужина». В роли одной из «жемчужин» на сцену вышла первая и последняя официальная любовница Николая II, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская. На этом настоял Николай, хотя его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, была против.
       В 20.40, когда императорская чета под крики «ура» вошла в царскую ложу, Петербургское шоссе было уже запружено толпами народа и повозками. Люди шли артелями и семьями. В окрестностях закрывались фабрики и лавки, пустели московские трущобы. Из Москвы и губерний люди спешили на Ходынское поле, чтобы занять к десяти часам утра 18 мая место поближе к раздаче «царских гостинцев».
       «Гостинец» был действительно привлекателен — он состоял из «эмалированной кружки с позолотой и с вензелем Их величества, фунтовой сайки, полуфунтовой колбасы, вяземского пряника с гербом, мешочка сладостей и орехов в три четверти фунта», завернутых «в оранжевый платок с видом Кремля и четырьмя гербами». Всего для раздачи было подготовлено 400 тысяч узелков, 30 тысяч ведер пльзенского пива и 10 тысяч ведер меда.
       Задолго до празднеств о царских щедротах писала официальная и частная печать столичных и губернских городов. Но поскольку в деревнях газет никогда не читали, то крестьяне шли на Ходынку из-за слуха о раздаче коров.
       К 23.10, то есть к окончанию представления в Большом театре, на Ходынке появились первые раненые, доставленные в городские больницы.
       «Давка была страшная. Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые как в тисках, они колыхались вместе с массой… полагаю, что не менее нескольких сотен тысяч человек»,— писал Гиляровский в репортаже «Катастрофа на Ходынском поле», опубликованном в газете «Русские ведомости» 20 мая 1896 года.
       Когда царь и царица под звуки гимна выходили из театра, трагедию еще можно было предотвратить. Но генерал-губернатор и обер-полицмейстер после исполнения вместе с залом «Боже, царя храни» несколько задержались в театральном буфете, где для именитых гостей были приготовлены «фрукты, чай, мороженое, конфеты и подавалось шампанское».
       
       «После пяти часов утра уже очень многие в толпе лишились чувств, сдавленные со всех сторон. Над миллионной толпой начал подниматься пар, похожий на болотный туман. Это шло испарение от этой массы, и скоро белой дымкой окутало толпу, особенно внизу, во рву, настолько сильно, что сверху, с вала, местами была видна только эта дымка, скрывающая людей.
Около шести часов в толпе чаще и чаще стали раздаваться стоны и крики о спасении»,— пишет Гиляровский.
       До открытия буфетов оставалось еще четыре часа. В этот момент к Ходынке подошли несколько сотен пьяных рабочих с Прохоровских мануфактур, которые, по воспоминаниям очевидцев, потребовали начала бесплатной попойки и раздачи «гостинцев».
       Измученные ожиданием люди подхватили требование. Несколько артельщиков, ответственных за «гостинцы», открыли буфеты и начали раздачу узелков.
       «У первых палаток крикнули ‘раздают’, и огромная толпа хлынула влево… Страшные, душу раздирающие стоны и вопли огласили воздух… Напершая сзади толпа обрушила тысячи людей в ров, стоявшие в ямах были затоптаны… Напиравшая толпа прижимала людей к буфетам и давила»,— описывал увиденное Гиляровский. Принято считать, что он был единственным журналистом, описавшим трагедию. Но это не так. 20 мая 1896 года были опубликованы еще два не подписанных репортажа.
       «Толпа двигается, не имея возможности смотреть себе под ноги. Встретился ров или яма с ползущими краями, и падение неизбежно… а задние ряды, не подозревая, что делается впереди, идут через эту яму, уже выровненную телами впереди шедших, чтобы на одной из следующих ям упасть в свою очередь и самим послужить также мостом для напирающих сзади…» — описывал происходящее один из безымянных очевидцев.
       Редкие цепи казаков и полицейских были сметены. Напор толпы был так силен, что гнулись даже железные столбы. «Это продолжалось не более десяти мучительнейших минут… Толпа быстро отхлынула назад…» — фиксирует Гиляровский.
       Довольно скоро появились представители городской власти. Из города вереницей подъезжали фуры и телеги для перевозки раненых в больницы, а мертвых на кладбище.
       «Груды тел начали разбирать, отделяя мертвых от живых… Трупы были вынуты из ям и разложены кругом палаток на громадном пространстве. Изуродованные, посиневшие, в платье разорванном и промокшем насквозь, они были ужасны..
. Большинство погибших — рабочие, женщины, подростки, старики, но немало и женщин в шляпках, есть гимназисты, мужчины в цилиндрах и с золотыми часами. После того как схлынула толпа, на поле, кроме трупов, оставалась масса шапок, шляп, частей одежды, зонтиков, тростей, башмаков…» — продолжает безымянный очевидец.
       Окончательных данных о погибших и раненых не существует. В правительственном сообщении говорилось о 1282 погибших, частная печать писала о 1138, а двадцать лет спустя большевистские агитаторы, готовя народное мнение к убийству царя, говорили уже о десяти тысячах погибших. Но, видимо, наиболее достоверна другая цифра: на Ваганьковском кладбище, на которое свезли всех погибших на Ходынке, было вырыто в тот вечер 1800 могил.
       
       Царю доложили о трагедии в 10.30 утра. В 12.30 за семейным завтраком решили не отменять праздничных мероприятий, запланированных на 18 мая. Это вызывает удивление даже по прошествии многих лет.
       Дело в том, что на второй день после прибытия царя в Москву, 7 мая, стало известно о смерти австрийского эрцгерцога Карла-Людвига. В знак траура в Москве тут же были отменены запланированные на тот день церемонии. Были даже, как записал в дневнике Николай II, отменены столь любимые им «объезд лагеря и зоря с церемонией (смотр гарнизона — Ъ)».
       К сожалению, трупы Ходынки не стали таким поводом. Развлечения продолжались и в тот день, и еще неделю, вплоть до дня рождения «любимой Аликс».
       «Подавленные ужасными сценами, народные массы стали большею частью расходиться. В течение почти целого дня тянулся народ длинными вереницами обратно. Все шли усталые, измученные, бледные, пораженные случившимся»,— пишет безымянный наблюдатель.
       Навстречу на телегах везли свежие гробы.
       Этих людей и эти гробы должен был видеть Николай II, направляясь из Кремля по Петербургскому шоссе к Ходынке. Вместе с ним навстречу телегам с трупами шли толпы к Ходынке за дармовым угощением и «царскими гостинцами».
       На поле шумел праздник. Раздавались «гостинцы», пиво и мед лилось рекой, «знаменитый канатоходец Молодцов» ходил по канату с кипящим самоваром, в трех театрах, смонтированных на поле, показывали спектакли — «Руслан и Людмила», «Конек-Горбунок», «Ермак Тимофеевич, или завоевание Сибири». Развлекал публику дрессировщик Дуров, гвоздем его программы были «козел, ехавший на волке», и «кошка, танцующая на голове дога».
       Когда в 14.10 Николай II с Александрой вошли в двухэтажный царский павильон, покрытый громадным жестяным куполом, сверкавшим на солнце, его встретили криками «ура», гимном, пушечным залпом, в небо взвились воздушные шары, а двухтысячный хор исполнил «Славься» из оперы «Жизнь за царя». Помахав уже подвыпившей толпе, через двадцать пять минут Николай уехал на встречу с поместными дворянами и старшинами.
       А вечером был бал, который устраивал французский посол Луи-Густав Монтебелло. Открыли бал царь в паре с супругой посла и царица с послом.
       Перед сном царь записывает в дневнике: «До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки, и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!. .. Отвратительное впечатление осталось от этого известия… Обедали у мама в 8 ч. Поехали на бал к Montebello. Было очень красиво устроено, но жара стояла невыносимая. После ужина уехали в 2 ч.».
       Поздним вечером на Воробьевых горах был фейерверк, осветивший Москву. К тому времени на Ваганьковском кладбище заканчивали рыть могилы.
       
       В тот же день было начато расследование, которое возглавил бывший министр финансов, обер-церемониймейстер коронования граф Пален. Уже через неделю он указал на виновников трагедии — начальника городской полиции обер-полицмейстера Власовского и генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова.
       Мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, потребовала наказать виновников, чтобы снять все обвинения с царя. Но остальные Романовы были против наказания.
       Николай пишет в дневнике: «25 мая. Суббота. Второй день рождения дорогой душки Аликс, что она празднует в России. Дай Бог, побольше таких дней в нашей жизни!… Брожение в семье по поводу следствия, над которым назначен Пален!… Вечером все было улажено! Уехали ночевать в Петровское (Петровский дворец находится в ста метрах от Ходынки.— Ъ). Ночь была дивная».
       Эта запись означает, что Николай отверг предложение матери. Впоследствии он возвращается к этой теме лишь раз, чтобы принять окончательное решение: «11 июля. Четверг. Принял гр. Палена, который окончил порученное ему расследование следствия по Ходынскому несчастию… В 12 1/2 ч. был молебен и обычный большой завтрак… Купался с Мишей (младший брат.— Ъ) в море».
       Тема была исчерпана. Уволен был обер-полицмейстер, а дядя царя великий князь Сергей Александрович остался править Москвой до 1905 года, когда был убит террористами.
       С течением времени были забыты и непосредственные виновники, и заказанные царем молебны по погибшим, и посещение вместе с царицей больниц с ранеными, и деньги, выделенные пострадавшим, и организация похорон. До сих пор в народной памяти Ходынка связана с именем Николая II.
Тогда он и потерял моральное право быть русским царем, хотя всегда готов был жертвовать собой.
       
ВЛАДИСЛАВ ДОРОФЕЕВ
       
——————————————————-
       Эдвард Радзинский: Ходынка — это ошибка царя
       По мнению члена государственной комиссии по идентификации и захоронению царских останков Эдварда Радзинского, который дал интервью корреспонденту Ъ Татьяне Новиковой, бессмысленно обвинять Николая II в трагедии на Ходынке.
       
— Почему Николай II так пассивно отреагировал на Ходынку? Почему он не сделал никакого заявления?
       — Здесь нет ничего загадочного. Такие ошибки в начале царствования свойственны правителям, которые не являются гениальными. Николай II не был гениальным правителем, он вообще не был готов царствовать.
       Ситуация была психологически крайне сложной для него. Его отец, Александр III, умер внезапно. Со смертью отца ушел страх. А страх венчает пирамиду власти в автократической системе. В результате люди перестали чувствовать свою ответственность.
       Трагедия Ходынки была сигналом исчезновения у людей чувства ответственности, которое всегда держалось на страхе. В этом была вся история, и в этом был главный урок Ходынки.
       Николая II нельзя за нее упрекать, его можно только жалеть. Он был слабый царь. Хотя он и понял, что для общества кровь, пролитая в день священной коронации, была необычайно дурным предзнаменованием, предсказанием бед будущего царствования. Он очень переживал по этому поводу, ездил в больницы, навещал раненых вместе с царицей.
       — Почему он не наказал виновников?
       — Царь понял, что общество требует крови великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, который и был ответственен за все безобразие, которое случилось на Ходынке. Сергей Александрович был дядей Николая, к тому же женатым на сестре царицы. Поэтому наказать его, как требовало общество, царь не решился.
       Он решил, что лучше сделать вид, будто ничего не произошло. Кроме того, он не сразу понял размеры несчастья. Он попытался его замять, но сделал это нелепо. Именно поэтому Николай в тот день ничего не отменил, поэтому они решили вечером пойти на бал, хотя его мать требовала, чтобы он не шел.
       В общем, как сказал наш известный классик, это было больше чем преступление, это была ошибка. Точнее, это было и преступление, и ошибка, когда он отправился на бал. Потом Николай это понял, но было уже слишком поздно.
       — Ставилась ли Ходынка Николаю II в вину большевиками?
       — Ходынка никогда не была главным обвинением против царя. Даже со стороны большевиков. Его нельзя было расстреливать за Ходынку, он не принимал в ней участия. Не он организовывал ее, он сам стал как бы жертвой. Даже не как бы, а точно жертвой.
———————————————————
       
Из трактата Никколо Макиавелли «Государь»:
       — «Государь должен стараться избегать таких дел, которые вызвали бы к нему ненависть и презрение. Всякий раз, как он этого избегнет, государь сделает свое дело, а от прочих укоров никакой опасности для него не будет. Государя презирают, если считают его непостоянным, легкомысленным, изнеженным, малодушным, нерешительным. Этого государь должен остерегаться, как подводного камня, и надо ему умудриться сделать так, чтобы в поступках его признавались величие, смелость, обдуманность, твердость; по частным же делам подданных государю надо стремиться к тому, чтобы приговор его был нерушим, и утвердить о себе такое мнение, чтобы никто не подумал обмануть государя или перехитрить его».
       — «Государь должен быть настолько мудр, чтобы уметь избегать бесславия таких пороков, которые лишали бы его государства, других же пороков, не угрожающих его господству, он должен беречься, если возможно; если же он не в силах этого сделать, то может дать себе волю без особенных колебаний. Наконец, пусть он не страшится дурной славы тех пороков, без которых ему трудно спасти государство.
       Поэтому государю не надо бояться прозвища скупца — ведь со временем его всегда сочтут более щедрым, когда увидят, что благодаря его бережливости ему хватает имеющихся доходов. Скупость — это один из пороков, благодаря которым государь царствует. К вещам, которых государь должен больше всего беречься, относится возбуждение к себе презрения и ненависти, а щедрость ведет тебя к тому и другому.
       Государь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему нужно удержать своих подданных в единстве и верности. Гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым. Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не заслужить любовь, то избежать ненависти, потому что вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным.
       Разумный государь не может и не должен быть верным данному слову, когда такая честность обращается против него. Великие дела творили как раз государи, которые мало считались с обещаниями, хитростью умели кружить людям головы и в конце концов одолели тех, кто полагался на честность. Государю должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным, должно и быть таким — но при необходимости нужно стать иным и уметь превратиться в противоположное. Государь должен не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».
       — «Хорошо примененными жестокостями можно назвать такие, которые совершаются только один раз из-за необходимости себя обезопасить. Жестокости применены дурно, если вначале редки, а с течением времени все разрастаются. Поэтому надо хорошо помнить, что, овладевая государством, государь должен обдумать все неизбежные жестокости и совершить их сразу, чтобы не пришлось каждый день повторять их и можно было успокоить людей и привлечь к себе благодеяниями. Дело в том, что обиды следует наносить разом, потому что тогда люди меньше чувствуют их в отдельности и поэтому они меньше озлобляют. Напротив, благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запечатлелись. Властитель — и это самое важное — должен уметь жить со своими подданными так, чтобы никакие случайные обстоятельства — счастливые или несчастные — не заставляли его меняться. Ведь если такая необходимость настанет в дни неудач, то зло уже будет не ко времени, а добро твое окажется бесполезным, потому что его сочтут сделанным поневоле, и не будет тебе за него никакой благодарности».
       — «Государю необходимо жить с народом в дружбе, иначе у него в несчастии нет спасения. Умный государь должен измыслить такой порядок, при котором его сограждане во все времена и при всех обстоятельствах будут нуждаться в государстве и в нем самом. Государь должен помнить, что в природе человека чувствовать себя обязанным и за добро, которое делает он сам, и за добро, которое делается ему».
       — «Государь не должен иметь другой цели, другой мысли, кроме войны, ее учреждений и правил, ибо это — единственное ремесло, подобающее повелителю. Можно видеть, что, когда государи думали больше об утонченной жизни, чем об оружии, они лишались своих владений».
       — «Люди, которые из частной жизни, единственно по милости судьбы, становятся государями, держатся у власти лишь с большими усилиями. Если не быть великим человеком по уму и по воле, непостижимо, как можно повелевать тому, кто всегда жил частной жизнью».
       
Подписи
       Ходынка. Через несколько часов после трагедии народ вновь потянулся на гуляния
       Это та самая кружка, из-за которой погибло около двух тысяч человек
       Это лубок, но он вполне правдиво передает настроение и атмосферу коронации 14 мая 1896 года
       Когда трупы увезли, Николай II посетил Ходынку, а затем пообедал с дворянами в Петровском дворце, который полтора столетия был загородной резиденцией русских монархов. С тех пор дворец совсем не изменился
       Погибших на Ходынке хоронили на Ваганьковском кладбище. Про этот памятник все забыли
       На этом рисунке в газете «Русские ведомости» (#137 от 20 мая 1896) очень хорошо показаны ямы, рвы, обрывы и колодец, куда люди падали и гибли сотнями
       Ходынское поле начинается за московским аэровокзалом. В советское время здесь был аэродром, а теперь просто пустырь, на котором иногда запускают авиамодели
       

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Звуковые волны призывают

7 известных картин в Швейцарии

Отключение интернета в Казахстане — последний эпизод зловещей тенденции: цифровой авторитаризм

Права женщин в царской России. Изгои истории

Оттепель 1980-х годов позволила российским историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими методами интерпретации исторических событий. Эти подходы проложили новый путь интерпретации истории, позволив отказаться от чисто описательных методов. С 19В 90-е годы начало формироваться новое понимание прав женщин в добольшевистской России.

Я рос, слушая советскую пропаганду, восхваляющую режим за то, что он так много дает женщинам: образование, возможность делать карьеру и деньги наравне с мужчинами, льготы для матерей, разводы и так далее. В какой-то мере реальность подтверждала посыл партии. Женщины работали учителями, врачами и инженерами. Валентина Терешкова даже летала в космос. Возможно ли подобное во времена царской власти? Нет, конечно нет. Вот почему наши учебники истории изображали жизнь в дореволюционной России полной страданий и эксплуатации, сопровождавшейся восстаниями и войнами. Затем 1917 Наступила большевистская революция, которая изменила Россию и мир, по крайней мере, так нас учили.

2 января 2019 г. — Ирина Юкина — История и памятьВыпуск 1 2019Журнал

Невский проспект в Санкт-Петербурге ок. 1900 г. Фото: (CC) commons.wikimedia.org

Игнорируется историками-марксистами

Вышеупомянутый способ интерпретации российской истории был подкреплен марксизмом, который был доминирующей идеологией Советского Союза. Это была единственная доктрина, позволившая объяснить и интерпретировать социальные и исторические исследования. Сосредоточив внимание на классах как на главных действующих лицах, советские исторические исследования полностью игнорировали индивидуалистическую перспективу. Еще хуже обстояло дело с женщинами. Хотя женщины составляют половину населения, их вкладу в развитие общества не уделялось должного внимания советскими историками. Словно предполагая, что пролетариат состоит только из мужчин, марксизм игнорировал женщин. Гендерные различия не укладывались в ее теоретико-методологические рамки.

Кроме того, советские историки толком не знали тех немарксистских подходов к истории, которые развивались в то время в свободном мире. У них не было доступа к трудам зарубежных коллег. Таким образом, только во время перестройки 1980-х годов и позже, после распада Советского Союза в 1990-х, мы обнаружили разные подходы к социальным наукам, а также визуальный и антропологический сдвиг в исследованиях истории. Мы впервые услышали о новых дисциплинах в историографии – истории детства, женской истории, истории душевного здоровья, истории повседневности и т. д.

Разумеется, перестройка позволила выйти за рамки марксистской догмы. Раньше беспрепятственно можно было изучать лишь некоторые женские темы, которые власти считали непровокационными и безобидными. Однако они были методологически слабыми и содержали серьезные ошибки, свидетельствующие о устаревшем исследовательском мастерстве ученых. Таковы были первые монографии о женщинах в России, изданные в конце 1970-х гг. Перестройка 1980-х годов позволила историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими трактовками исторических событий. Индивиды и индивидуализм снова стали ядром научных исследований. И, кроме того, гендерный подход к историческим исследованиям проложил новый способ интерпретации прошлого, позволив отойти от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало развиваться новое направление в отечественной историографии. Эта область была женской историей.

В результате этих новых подходов стало очевидно, что советское государство не давало женщинам «всего». Это стало ясно после того, как исследователи начали раскрывать, что российская правовая система не была столь репрессивной по отношению к женщинам, как это когда-то предполагалось. Таким образом, большевики унаследовали достаточно прогрессивный законодательный подход в отношении женщин, особенно по сравнению с другими странами того времени. Во-вторых, женщины в России смогли добиться довольно многого, в основном благодаря собственной инициативе, трудолюбию и солидарности. В-третьих, советским властям удалось навязать идею о том, что женский труд должен быть сосредоточен на общественном производстве и работе по дому, и все это под видом эмансипации.

Правовое и фактическое неравенство

В целом, правовое положение женщин в дореволюционной России определялось многими факторами: классовым, национальным, религиозным, семейным положением, местом жительства – и это самые важные из них. Таким образом, не только законы, но и обычаи оказывали значительное влияние на положение женщины в обществе. В этом контексте важно отметить, что законы Российской империи не распространялись одинаково на все части страны. Более того, в западных и северо-западных регионах юридически обязательными были акты других европейских стран. Среди них Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., 1896 ГК Германской империи, ГК Австрийской империи 1811 г., Саксонского ГК 1863 г. и др. Эти законы регламентировали жизнь жителей Царства Польского, Бессарабии, Великого княжества Финляндского, Прибалтийских губерний, Полтавской и Черниговской губерний.

Безусловно, класс играл очень важную роль в определении положения женщины. Показательно, что дворянкам предоставлялись права собственности, что позволяло им свободно распоряжаться своим имуществом — движимым и недвижимым — и получать образование. У них также было больше прав, когда они были заперты в тюрьме. Еще одним фактором была религия, что также объясняет, почему правовая система различает замужних и незамужних женщин. Бесспорно, в царской России существовало юридическое и фактическое неравенство между мужчинами и женщинами. Первое можно в значительной степени интерпретировать как наследие римского права, которое послужило основой для многих европейских правовых систем. Россия здесь не была исключением, но все же имела свои особенности.

В целом организация общественной жизни и правовая система предполагали разделение: публичная сфера принадлежала мужчинам, а частная – женщинам. В результате женщины должны были быть женами, матерями или хозяйками. Их роль заключалась в заботе о детях и домашнем хозяйстве. Эта идеология соответствовала христианскому вероучению, провозглашающему, что Ева была создана после Адама. Популярным также было убеждение, что женщины — слабый пол не только физически, но и интеллектуально. Излишне говорить, что такие предположения привели к ограничению прав женщин и поставили их в подчиненное положение по отношению к мужчинам.

Эти идеи были обычным явлением в большинстве общественных сфер Российской империи, за некоторыми исключениями в интеллектуальных кругах. Такое положение вещей казалось нормальным для многих женщин, пока модернизация 1860-х годов не начала переворачивать старые образы мышления. В результате реалии нового образа жизни столкнулись со старыми представлениями. Эти изменения не могли не затронуть женщин. Однако уже существующие ограничения, которые испытывали российские женщины, не позволяли плавно перейти к реформированному обществу. Тем не менее, существующие законы устарели и уже не соответствуют новой реальности. Изменения в правовой системе происходили медленно, особенно для женщин. Более того, любая попытка женщины жить по-другому считалась аморальной, подозрительной или даже преступной.

Брак

Несмотря на новые обстоятельства, женщины из дворян и среднего класса оказались в, мягко говоря, сложном положении. Многие разрывались, не зная, следует ли им следовать старым нормам, которые, как они опасались, могли привести к потере социального статуса. В то же время после отмены крепостного права и распродажи имений у них было немного возможностей для заработка. Им нужно было найти новое место в меняющемся мире. Новые возможности и новые возможности казались особенно привлекательными для молодого поколения. Какие препятствия тогда стояли на их пути?

Единственным официальным способом заключить брак в царской России был церковный обряд. Многие не соглашались с этой системой, и росла потребность в введении гражданского брака (который был бы официально признан государством и нес бы ответственность обеих сторон). Однако незарегистрированный в церкви брак означал проблемы с имущественными и наследственными правами. Таким образом, многие женщины, не признанные законными женами, не могли защитить себя в суде, а их дети не были признаны законными. Проблема усугублялась тем, что православные, католические и протестантские священники отказывались регистрировать этих детей (они были крещены подкидышами и сиротами и вообще не имели никаких прав).

Согласно имперскому российскому законодательству, муж был главой семьи. В этом свете положения, устанавливающие права и обязанности супругов, были написаны скорее как моральные постулаты, чем отражали юридический язык. Так, закон гласил, что муж должен «любить свою жену, как свою плоть, жить с ней в согласии, уважать ее, защищать ее и прощать ее недостатки». Жена, в свою очередь, должна была «повиноваться мужу, как главе семьи, любить и уважать его и оставаться послушной».

Женщины, вышедшие замуж за мужчин из более высокого социального класса, автоматически поднялись по социальной лестнице. Это было возможно потому, что в соответствии с законом женщины наделялись правами и привилегиями своих мужей, а также их сословиями, чинами и титулами. Они могли сохранить эти привилегии даже после смерти мужа или после развода. В качестве жен женщины принимали имена и титулы своих супругов и не теряли этих титулов даже в том случае, если их муж терял свое имущество.

Женщины должны были изменить свою фамилию после замужества, но они также могли сохранить свою девичью фамилию. Это стало довольно популярным к концу 19 века. Врачи, учителя, медсестры добавляли свою фамилию до замужества, чтобы их пациенты и клиенты знали, с кем имеют дело. Женщины, выбравшие более артистичные профессии, сохранили свои фамилии и часто брали псевдонимы. В отличие от западных обществ, в России женщинам разрешалось сохранять фамилии своих мужей после развода и независимо от причины развода.

Права собственности

Мужчины, как главы семей, должны были материально содержать своих жен и детей. Если они потерпят неудачу, жена может обратиться в суд. В свою очередь, от женщин не требовалось материально содержать своих мужей, если только они не были в состоянии обеспечить семью. Такая договоренность действовала и тогда, когда жена уже не жила с мужем, и в сложившейся ситуации винили именно его. Если же жена отказывалась жить с мужем, который был готов быть с ней, то он уже не был обязан содержать свою жену. В последнем случае, если жена хотела получать финансовую поддержку от мужа и при этом жить раздельно, она должна была доказать, что совместное проживание «невозможно» или что муж выселил ее из дома.

В целом российское гражданское право исходило из того, что в отношении имущества супруги являются самостоятельными лицами. Исключения из правил были зафиксированы в западных частях страны, которые регулировались наполеоновским кодексом, значительно ограничивавшим имущественные права женщин в пользу их мужей. Кроме того, по сравнению с другими европейскими правовыми системами, российское законодательство предоставляло замужним женщинам больше свободы собственности. Таким образом, в случае семейных конфликтов женщины, имевшие некоторое имущество, могли вести самостоятельную и финансово стабильную жизнь, что подрывало стабильность традиционной семьи. С 19женщины стали составлять значительную часть рабочей силы Российской империи, что также означало, что многие из них имели собственный доход. Однако заработная плата женщин была значительно ниже, чем заработная плата мужчин за выполнение той же работы. Однако тот факт, что женщины имели право на финансовую поддержку своих мужей, а также могли получать доход от оплачиваемой работы, стал восприниматься как дискриминация мужчин. Точно так же мужчины не имели права на получение пенсии своих супругов после их ухода из жизни, а жены гражданских и военных чиновников пользовались таким правом. Следовательно, идея равноправия супругов широко обсуждалась в царской России. Однако это было не в то время, когда это было реализовано.

Может показаться, что русские женщины в то время были привилегированы с правами собственности по сравнению с женщинами в других частях мира. Однако на практике все обстояло совсем не так. Только образованные и «честолюбивые» женщины могли ознакомиться с законом и отстоять свои права в суде. Большинство женщин придерживались традиционной модели поведения. Кроме того, несмотря на формулировку правовых положений, именно мужья как главы семей пользовались правами на недвижимую собственность. Российская правовая система поощряла и создавала идею мужской власти как института и основы семьи.

Еще одно ограничение, с которым сталкивались женщины в имперской России, было связано с отношениями родителей и детей. Закон предоставил отцам преимущество и больше прав в определении способов воспитания детей и управления их имуществом. В отношениях с собственными родителями женщины также находились в невыгодном положении с точки зрения наследственных прав. После смерти родителей, например, первыми в очереди на наследство стояли сыновья, а дочери имели право на одну восьмую часть движимого имущества и одну четверть недвижимого имущества. Если в семье не было детей мужского пола, сестры делили наследство поровну.

Гражданство

Положение о видах на жительство, введенное в 1894 г., требовало от всех российских граждан дворянского происхождения получения паспорта в качестве личного удостоверения личности. Однако мужчины также могли носить другие типы удостоверений личности. Каждый из них мог служить в качестве удостоверения личности, например, документ с рабочего места. Напротив, у женщин не только не было столько удостоверений личности, но их имена были записаны в паспортах их мужей вместе с детьми. Таким образом, можно было сказать, что паспорт мужчины был семейным документом, поскольку в нем были сведения о его жене и детях. Это также означало, что в имперские времена свобода передвижения для женщин была сильно ограничена.

Однако в России всем известно, что чем строже правила, тем свободнее их выполнение. В то время женщинам не нужно было никакого удостоверения личности, если они жили в своем родном городе, где все друг друга знали. В больших городах дела обстояли по-другому, где арендодатели должны были проверять удостоверения личности арендаторов и сообщать в полицию, если кто-то совершал правонарушения. Количество женщин, нуждавшихся в дополнительном подтверждении места жительства, постоянно росло. Найти лазейку в указе о документах, удостоверяющих личность, было практически невозможно. Жены чиновников получали прописку по месту работы мужа, а неслужилый дворянин по полицейскому участку. Такие строгие правила было трудно соблюдать в реалиях повседневной жизни XIX века. век.

Возможность получить паспорт во многом зависела от социального и материального положения женщины, а также от ее вероисповедания. Крестьянки в начале ХХ века могли похвастаться наибольшей свободой в этом вопросе. В основном они жили в деревнях, где потребность в личных документах не была так важна. Тем не менее, процесс модернизации побудил многих женщин переехать в более крупные города, чтобы стать работающими женщинами, и паспортные ограничения для этой категории женщин были значительно ослаблены. Женщинам, проживающим в городах, также было легче получить паспорт.

Незамужние провинциальные женщины обходили закон и «неразумный деспотизм» своих семей, вступая в фиктивные браки примерно с середины 19 века. Они договаривались с симпатичным неженатым другом-мужчиной, получали родительское благословение и проходили обряд бракосочетания, чтобы переехать в столицу, где новый муж выдавал жене разрешение на отдельный вид на жительство. Все осложнится спустя годы, когда фиктивные супруги решат создать свои собственные семьи. Разводы были разрешены, но бюрократические процедуры занимали много времени и их было трудно обработать. Тем не менее, было несколько исторических примеров фиктивных браков со «счастливым концом».

Расторжение брака

В отличие от европейских гражданских кодексов, в российском законодательстве ничего не говорится о раздельном проживании супругов. Тем не менее, в России XIX века супруги могли состоять в официальном браке, но не жить вместе. Ясно, что такая практика противоречила церковным учениям и законам. Однако все оказалось гораздо проще, чем развестись. Бракоразводный процесс во многом зависел от конфессиональной принадлежности в Российской империи. Российское гражданское законодательство действительно содержало правила развода для православных христиан или смешанных браков, когда один из супругов принадлежал к православной церкви. Статья 45 предусматривала, что развод может быть разрешен церковным судом, если одна из сторон требует его при следующих обстоятельствах: а) есть доказательства участия одной стороны во внебрачной связи; б) если одна из сторон не выполняет свой супружеский долг совместного проживания; в) если один из супругов осужден и лишен всего своего имущества по решению суда; г) или в случае, если один из супругов пропал без вести и его местонахождение неизвестно.

После подачи заявления в церковный суд консистория приступает к следственному процессу. Церковный суд сам собирал доказательства и одновременно пытался отговорить супругов от развода. Этот судебный процесс по своему характеру был похож на любой другой. Любое решение консистории могло быть отменено высшими церковными властями. Тем не менее, этот процесс был бы долгим и трудным, а в случае прелюбодеяния еще и унизительным. К концу 19 века число разводов только возросло.век. Из-за сложностей развода многие пары договаривались просто жить раздельно, оставаясь при этом официально в браке. По данным официальной демографической статистики Санкт-Петербурга, в 1910 г. было 0,16% разведенных мужчин и 0,26% разведенных женщин различного социального происхождения

. Российская империя показывает, что, несмотря на некоторые особенности, многие права развивались по тому же пути, что и в Западной Европе. В последние годы существования Российской империи произошел большой скачок и юридические изменения благодаря деятельности феминистского движения, находившегося под влиянием Первой мировой войны и 19-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *