Главный герой недоросль фонвизина: Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Содержание

Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной темой произведения стало воспитание молодых дворян, которое имело много недостатков. Пьеса написана по правилам распространённого тогда литературного направления “классицизм”. Типичным приёмом является употребление говорящих имён и фамилий, которые точно передают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Описание героев произведения можно использовать при подготовке к сочинению или другой творческой работе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

Главный герой, невежественный юноша 16 лет.

В образе Митрофана автор высмеивает грубость, необразованность и злонравие российского дворянства. Митрофан — единственный ребенок в семье — живёт с родителями. Он абсолютно невежествен. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе. Персонаж предстаёт перед читателем как избалованный и не уважающий окружающих молодой человек. Он презирает собственного отца, льстит матери и пользуется её расположением.

Подробная характеристика Митрофана.

Стародум

Дядя и опекун Софьи.

В “Недоросле” герой Стародум высказывает позицию автора. Его имя относит его к поколению придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью, не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.
Подробная характеристика Стародума.

Простакова

Узловой отрицательный персонаж.

Показана как необразованная и невежественная помещица. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства, — её сын. Основной характеристикой этого образа является безумное, животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что всё, что хорошо Митрофану, – полезно. По её мнению, способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.
Подробная характеристика Простаковой.

Софья

Юная девушка, сирота.

Потеряла отца в младенчестве, мать — за полгода до описываемых событий. Образованная, умная, добродетельная девушка. Дворянка, помещица, на чьё имение позарились Простаковы. Единственная и горячо любимая племянница Стародума, который сделал её богатой наследницей. Поначалу ей прочили выйти замуж за Скотинина, затем — за Митрофана, но сердце её принадлежит только Милону.

Подробная характеристика Софьи.

Милон

Молодой дворянин, возлюбленный Софьи.

Один из положительных персонажей пьесы. Образцовый офицер, прекрасно образованный, просвещённый человек. При всех своих достоинствах отличается большой скромностью. С Софьей составляет гармоничную пару. По замыслу Фонвизина, является представителем нового, молодого поколения, способного возродить Россию, сделать её лучше и сильнее.
Подробная характеристика Милон.

Правдин

Государственный служащий.

Он отправлен в деревню с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмёт верх, и имение у жестокой и деспотичной женщины будет изъято.

Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Мужчина средних лет, супруг г-жи Простаковой и отец Митрофанушки.

Дворянин, помещик. Недалёкий, необразованный мужчина, привыкший во всём слушаться свою деспотичную жену. Для него характерны такие черты, как безвольность, инфантильность, апатичность. Не имея собственного мнения, он не способен принимать решения. В своём доме играет подчинённую роль.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Няня Митрофана.

Образ Еремеевны олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому, как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой.

Второй крайне отрицательный персонаж. Его фамилия и единственная страсть — свиньи — говорят сами за себя. Имеет некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой были чужды просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Подробная характеристика Скотинина.

Кутейкин

Один из учителей Митрофана.

Церковнослужитель, в прошлом семинарист, который бросил семинарию на первом курсе из-за своих ничтожных умственных способностей. Тёмный, малограмотный человек, приставленный Простаковой к Митрофану преподавать грамоту. За три года обучения не способен научить великовозрастного барского сына даже азам грамматики.

Цыфиркин

Единственный честный учитель Митрофана.

Отставной сержант, который всю свою жизнь отдал армии, но, выйдя в отставку, был вынужден зарабатывать на хлеб преподаванием математики. Это трудолюбивый, честный, добрый человек, который берётся за любую работу, даже если плохо в ней разбирается. Несмотря на все старания Цыфиркина, Митрофан не способен освоить даже простейшие математические знания. Будучи честным перед самим собой, отказывается брать деньги за обучение, так как Митрофан так ничему и не научился.

Вральман

Немец, учитель Митрофана.

Обучает Митрофана французскому языку и прочим наукам. На деле Вральман сам ничего не знает, но ловко пускает пыль в глаза недалёким Простаковым, убеждая их в собственных способностях. Благодаря лести и потаканию прихотям Митрофана Вральман живёт в доме своих хозяев как равный. Это невежественный лгун, привыкший подстраиваться под обстоятельства и во всём искать свою выгоду. В итоге выясняется, что в прошлом Вральман работал кучером у Стародума.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого тёмному. Анализ положительных персонажей не даёт ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с глупостью. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблемы, поднятые в произведении, могут быть использованы как иллюстрации различных социальных и нравственных проблем при написании сочинений и творческих работ.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Таня Дуровна

    18/18

  • Ярослав Севостьянов

    17/18

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

Характеристика Митрофана в комедии Недоросль кратко, образ Митрофанушки с цитатами героя для сочинения

Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.

Возраст — 15 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянской семьи.

Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.

Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.

Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.

Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.

«…дворянин, малый молодой…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешность

Митрофану пошёл 16-ый год.

«Он хотя и шестнадцати лет…»

Источник: Действие второе, явление 2

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».

Источник: Действие первое, явление 1

«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».

Источник: Действие первое, явление 2

Черты характера и поступки

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»
Источник: Действие первое, явление 4

«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«А я матушкин сынок».

Источник: Действие третье, явление 5

Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.

«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»

Источник: Действие второе, явление 4

Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…»
Источник: Действие второе, явление 4

«Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору».
Источник: Действие третье, явление 7

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.

«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».

Источник: Действие третье, явление 8

Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.

«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят…»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Воспитание

15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»

Источник: Действие третье, явление 5

«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Источник: Действие третье, явление 8

Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.

«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины».

Источник: Действие первое, явление 6

К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.

«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь».
Источник: Действие второе, явление 2

Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.

«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
Источник: Действие второе, явление 4

Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6

Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.

«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю».
Источник: Действие четвертое, явление 8

Характеристика Митрофана другими героями

Мать (г-жа Простакова)

Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.

«Жених хоть кому…»

Источник: Действие третье, явление 5

«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».

Источник: Действие третье, явление 5

Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.

«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».

Источник: Действие третье, явление 8

Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.

«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

«Погибла я совсем!.. Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Простаковой.

Отец (г-н Простаков)

Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.

«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».

Источник: Действие первое, явление 4

Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Дядя (Скотинин)

Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

Подробная характеристика Скотинина.

Учителя

Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

«Цыфиркин … Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6

Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».

Источник: Действие пятое, явление 6

Стародум

При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…»

Источник: Действие третье, явление 5

Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.

«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».

Источник: Действие четвертое, явление 8

«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо».
Источник: Действие четвертое, явление 8

Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Стародума.

Правдин

Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.

«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Правдин. Грубиян!»
Источник: Действие пятое, явление последнее

Подробная характеристика Правдина.

Софья

Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

Источник: Действие второе, явление 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!

Биография

Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.

По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.

Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.

За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.

Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.

Образ Митрофана

Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.

Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.

Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.

5 фактов о Митрофане

  • В комедии «Недоросль» Фонвизин дал героям говорящие имена и фамилии. Так, имя Митрофан выбрано им неслучайно — в переводе с греческого языка оно означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать.
  • Недорослями в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Однако благодаря произведению Фонвизина так стали называть всех недалёких, грубых и невоспитанных молодых людей, а имя Митрофанушка стало нарицательным.
  • Согласно официальной версии, прототипом Митрофана Простакова стал юный Алексей Оленин, будущий государственный деятель и историк. Его поведение было далёким от идеала, однако впоследствии он смог встать на путь исправления собственных слабостей и пороков.
  • Фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, а хочу жениться» стала по-настоящему крылатой.
  • Фонвизину удалось мастерски обличить пороки персонажа при помощи едкой сатиры. «Единственный памятник народной сатиры» — называл произведение «русского Мольера» А. С. Пушкин.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» — остросоциальное сатирическое произведение, которое благодаря поднятым темам не утрачивает своей популярности и по сей день. Большую роль в этом сыграл яркий, самобытный образ главного героя. Характеристика Митрофанушки, несмотря на большую долю сатиры, является отражением серьезной проблемы — моральной деградации общества, отвергающего развитие, образование.

Отношение к Митрофану раскрывается по мере повествования. И если поначалу он вызывает лишь насмешку и презрение, то в дальнейшем роль героя углубляется, и на поверхности оказывается вся его уродливая, пугающая сущность. Анализ личности Митрофана Простакова будет особенно полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе, а также при написании сочинения.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику героя по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дима Соколов

    5/10

Характеристики простейшего первого действия. Характеристика и образ простака в комедии «Недоросль» фонвизина очерк

Комедия Фонвизина «Недоросль» относится к классическим произведениям, без которых невозможно рассмотрение традиций социальной комедии и сатиры в русской литературе в целом. Автор мастерски изображает типичных персонажей глубинки, окостеневших, грубых, необразованных, но носящих важные титулы и гордящихся своим благородством.

Важную роль в отражении авторской позиции и всего замысла произведения играет такой характерный персонаж, как госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится любимый сын, а также не слишком любящий муж, который просто не смеет возражать своей властной жене. На самом деле она недалекая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом и социальном благополучии своей семьи. Ей явно не хватает и образования, и банального воспитания, и такта, однако этот персонаж не лишен сильных чувств, и вовсе не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты характера не так уж и сложны для понимания, они достаточно ясно прописаны Фонвизиным, так как сама Простакова не является ни загадочным лицом, ни слишком глубокой в ​​своем внутреннем содержании дамой. С одной стороны, она жестока и беспощадна, готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она настолько проникнута любовью к сыну, что не желает замечать его самых явных недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного персонажа.

К основным чертам героини также можно отнести недоброжелательность, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна тем, что происходит вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и социального устройства, даже политики и экономики, насколько она вообще способна в них разбираться.

Еще одной важной чертой этой героини является ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие какого-либо развития – залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачки повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить ребенка от этих вредных наук.

Именно таков ее психологический портрет: с годами типичное сознание властной помещицы буквально «убило» в ней все человеческое. Ею движет только жажда власти, и даже добрые чувства оборачиваются чем-то негативным: любовь к мужу превращается в команду, нежность к сыну — в сверхопека. Мелкие, но значимые черты автор прорисовывает через детали, например, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова, получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова — центральный образ в комедии, вокруг которой вращается сразу несколько сюжетных линий. Однако гораздо важнее то, что она олицетворяет всех старых помещиков, над которыми высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова снова играет центральную роль, как раз через социальную смерть этой «злобной ярости» показывает главную мысль автора. Ей неизбежно пришел конец, как и всей системе мелкобуржуазного общества. На протяжении всей комедии Простакова происходит воплощение мелкобуржуазных порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии обрисовывает все те черты, которые так ненавистны ему в современном обществе. Барыня за людей своих крепостных не считает; для нее они лишь бездушные и не слишком умные машины для выполнения приказов. Они обязаны терпеть любое наказание от нее с ним или без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь благих намерений и нуждаются в «ежах».

Не считает интересы и чувства других людей чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, и это тупиковый путь развития, поэтому он и приводит к такому трагическому финалу. Лишение Простаковой села в конце — прямое указание автора на печальный конец всякого мещанства, которое за свои преступления должно быть лишено всего имущества. В то же время будущее государства, по Фонвизину, остается за такими персонажами и классами, как Софья и Милана.

Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина

Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывает о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главные участники — Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум с племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сына, слишком опекает и сводничает с ним, потакая всем его капризам и капризам, отчего Митрофан растет абсолютно зависимым человеком, уровень развития которого совершенно не соответствует его возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. Свое будущее она видит в сыне, все время повторяя: «Вот мой сын — мое единственное утешение!». И при этом она ничего не делает для того, чтобы из сына выросло что-то путешествующее. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, а сам он учиться не хочет. Однако мать считает своего сына самым лучшим и образованным, хотя от этого ленивца ни умом, ни знаниями и не пахнет.

Со своим мужем госпожа Простакова ведет себя так, как будто вообще не считает его человеком, тем более главой семьи. Она сама решает все вопросы, игнорируя его мнение и пренебрегая им, если это касается Митрофана.

Госпожа Простакова — жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может строго наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг болен. Госпожа Простакова делает выговор Еремеевне за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка объедался за обедом булочек, а Еремеевна выказывала по этому поводу заботу, она говорит: «Тебе шестую булку жалко, скотина? Какое усердие». Ей и в голову не приходило, что переедание не пойдет сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнями и обдирать их, как липку, просто по прихоти

Госпожа Простакова обращается с Софьей как со злой хозяйкой. Она всегда груба и холодна. Но как только она узнает, что Стародум, дядя Софьи, оставил ее племяннице большое наследство, она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет ее «дорогой подругой». Теперь Простакова хочет женить сына на Софье, чтобы получить все ее деньги в качестве приданого, отказав в этом своему брату, хотя ранее была согласна на этот брак. Узнав, что Софья обручена с миланским офицером и что Стародум согласился на это, Простакова хочет заставить и обманом заставить сына жениться на девушке. Однако ее план провалился. По закону у нее отняли деревню, лишив ее власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не считалась с интересами и чувствами других людей, из-за чего потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает отрицательные черты недалёкого, беспринципного человека, обладающего властью, который своими действиями навлекает беду на себя и своих близких. Автор показывает, что можно получить богатство, не теряя чести и человеческого лица. И такие люди, как Простакова, в конце концов, расплачиваются за весь причиненный вред.

В произведении он описал нетривиальных персонажей, имена которых сегодня используются как имена нарицательные для описания характерных типов. Госпожа Простакова – мать главного героя. Она является одним из отрицательных героев комедии. Жестокая крепостница, всюду проявляющая деспотизм, она жадна и презрительна. Иногда ее поступки вызывают насмешки. Характеристика этого образа продумана Фонвизиным до мелочей, а персонаж отличается психологизмом.

История создания

Идея создания пьесы возникла у Фонвизина в 1778 году, а работа была завершена в 1782 году. В это время наступила эпоха правления. Герои произведения стали олицетворением типичных представителей тогдашнего общества. В то время в стране царил культ просвещенной монархии и подъем научного и культурного развития. Сама императрица попустительствовала тому, чтобы горожане и дворяне следовали пропагандируемой идее просвещения.

Работая над комедией, Фонвизин разделял идеи, присущие представителю его социального положения. В комедии он отразил реальное положение дел, показав слабости проводимой политики. Спектакль стал образцом классической драматургии. В произведении используются «говорящие» фамилии, что также позволяет отнести его к образцам классицизма. К положительным героям повести относятся Софья и Милон, к отрицательным — Простаков и он сам. Имена персонажей раскрывают доминирующую черту в их образах. Так, например, Правдин становится носителем морали в комедии.

Роль в спектакле «Недоросль»


В произведении наглядно показано, как воспитание и нравы, привитые в семье, формируют личность и черты ее характера. Простакова выросла в помещичьей семье, где склонность к образованию не поощрялась. Материальный достаток в ее семье ценился выше, поэтому жестокость по отношению к крепостным заложена у помещицы на генетическом уровне, из жажды нажиться. Стоит напомнить, что она была одной из восемнадцати детей. В семье выжило только двое детей. Даже с учетом статистики смертности этот факт ужасает.

Биография Простаковой не способствовала расширению ее кругозора. Ее муж не был отягощен знаниями и честолюбием. Муж не мог положительно повлиять на нее, так как глупость и пассивность были свойственны и ему. Они были приправлены трусостью и нежеланием брать на себя ответственность. Необходимость взять на себя роль хозяйки дома и главы семьи сделала Простакову грубой, усилила ее отрицательные качества.


В то же время помещица, которая воспринимается только как злая фурия, является заботливой матерью. Митрофанушка — ее единственная любовь. Сын, как и муж, не ценит старания женщины. Горе падает на помещицу, когда Митрофан решает уйти от нее, а муж не встает на защиту Простаковой.

Сын деспотической любовницы ничем не отличался от своей матери. Он был ограниченным, жадным и грубым. В 16 лет он прослыл инфантильным парнем, неспособным к самостоятельности. Ленивец развлекался, не зная забот и невзгод реальной жизни. Мать воспитывала его в любви, оберегая от труда, поэтому юноша рос «неженкой».


Митрофан во всем слушается маму и, как и она, не признает влияния воспитания. Когда встает вопрос женитьбы Софьи, выясняется, что он не понимает смысла брака, потому что просто не дорос до него. Брак становится средством улучшения благосостояния семьи. Отказ молодого человека от матери закономерен, ведь она сама привила ему неуважение к семье, зависимость от денег и власти. Правдин, как собственник, представляет для Митрофана больший интерес, чем его мать. Отсутствие авторитета отца и необразованность привели к тому, что Простакова лишается самого главного, что у нее есть.

Простакова противопоставляется Правдину и Стародуму, которые ратуют за просвещение, упрекая помещиков в устаревшем укладе. Как и Простакова, Стародум — отец представителя нового поколения, но его отношение к воспитанию отличается от правил, установленных в доме будущего родственника. Помещик прививает Софье любовь к учебе, тягу к знаниям и размышлениям.


Он воспитывает личность. Взгляды героев на управление имением разнятся, как и взгляды на отношения с крепостными. Просветитель Правдин спасает крестьян Простакова, спасая их от обычной помещичьей жестокости.

Противопоставляя две кардинально разные точки зрения, автор работы подчеркивал необходимость социальных реформ. При всей глупости и суровости Простакова представляет дворянство, чьи устои изжили себя, и разочарованную женщину, резко потерявшую все, что у нее было. Вопреки драматическим канонам, отрицательный персонаж, помещик, вызывает жалость и сочувствие. Присущий образу психологизм делает его новаторским.

Котировки


Иллюстрация к спектаклю «Недоросль»

Речь помещицы Простаковой характеризует подход к хозяйству крестьян и обычный быт. Фразы, которые она использует в диалогах, красноречиво описывают бедственное положение, в котором оказались крепостные из-за глупости барыни и ее отсутствия интереса к образованию.

«…все, что было у крестьян, мы отобрали, ничего содрать не можем. Такая беда! — наглядно демонстрирует скупость, жадность и деспотизм Простаковой, готовой наголо грабить собственных мужиков.

Женщина обращается с крепостными, как с плебеями, без стеснения ругает их, на чем стоит мир.

«…А ты, быдло, подойди поближе…», — говорит она портному Тришке, унижая его.

Простакова считает постоянные разборки с крепостными работой, требующей времени и сил. Хотя ее внешний вид и не говорит о том, что женщина может вступить в драку с обычными мужчинами, на деле получается иначе:

«…С утра до вечера, словно повешенная за язык, рук не кладу на: либо ругаю, либо дерусь; Вот как хранится дом, отец мой! — сетует Простакова.

Жадность, неумение грамотно управлять, незаинтересованность в правильном подходе в общении в полной мере характеризуют Простакову.

характеристики госпожи Простаковой?

  1. Дворянка, живет в деревне, имеет крепостных, словом, типичный пример жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит все под своим контролем — от бытовых мелочей до собственного мужа, который ни в коем случае не смеет с ней спорить.
    Простакова неграмотна и необразованна и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия совести и честности героине не знакомы. Простакова стремится выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану, который является главной радостью Простаковой, образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но она делает это только из-за столичной моды и не заботится о том, как и чему будут учить ее сына.
    Главное для Простаковой – собственное благополучие и благополучие сына. Она пойдет на любой обман и подлость, используя все уловки и уловки, лишь бы не потерять свое благополучие. Она живет по установленным ею принципам, главный из которых – беспринципность.
  2. ПРОСТАКОВА героиня комедии Д. И. Фонвизина Подлесок (1781). Сюжет пьесы Фонвизина строится вокруг событий, происходящих в деревне, где живет вся семья Простаковых-Скотининых в ожидании свадебного сговора Тараса Скотинина с дальней родственницей Простаковых Софьей. Знакомая современникам Фонвизина повесть в среднем, мещанском жанре литературы, приблизившая своих героев к реальной жизни русских зажиточных дворян и мещан. Г-жа П. живет, как и тысячи ее соотечественниц на русских просторах: ведет хозяйство, бьет мужа, держит в ужасе дворы, воспитывает сына Митрофанушку, готовит его в люди. То ругаю, то дерусь, и вот так хранится дом, простодушно признается сама П. Сценическая жизнь героини Фонвизиной полна бурных событий. Интрига пьесы движима главным образом ею: она вступает в сговор с братом без согласия невесты Софьи, но, узнав из письма дяди Стародумы, что Софья стала богатой невестой, решает женить на ней Митрофана. Изменив тактику и усмирив разбушевавшегося Скотинина, П. в пылу схватки обнаруживает в своем доме Стародум, приехавший за Софьей. Узнав, что у него уже есть на примете жених для племянницы, он пытается насильно выдать Софью замуж за Митрофана, для чего организует похищение девушки. Домашняя тюремщица, злая фурия в отношениях с мужем и братом, П. безрассудно активно творит историю дома по тому образу, который был заложен в ее бытии житейскими умениями великого и древнего рода Приплодин- Скотинины. В. О. Ключевский называет содомом неопрятных инстинктов тот образ жизни, который воспроизводит П. Ее власть, данная ей по закону, сила дикой самоутверждающейся наглости, не противостоит в общественной морали. Ей, эпатажной в доме, удается оставаться в рамках негласно принятых норм поведения: Разве я не силен в своем народе. Обуздание П., случившееся в финале, было случайностью, что сразу поняли современники Фонвизина, а отчасти и персонажи комедии. Даже Еремеевна, всем сердцем преданная Простаковым, вглядываясь в бессознательную хозяйку, всплеснув руками, говорит: Она проснется, отец мой, она проснется. В сюжете есть только одна линия, имеющая для П. глубокое драматическое содержание. Это ее отношения с Митрофаном: сын матери, так же, как и она сама, не пренебрегая никакими средствами, добивается исполнения ее желаний, состоящих в чревоугодии и праздности. . Он, видя, что планы матери рухнули и все катится к черту, в ответ на ее порыв: Ты одна у меня осталась, заявляет: Да избавься И злая ярость падает в обморок от потрясения. Проснувшись, в отчаянии П. восклицает: У меня нет сына.
  3. Центральный персонаж спектакля — госпожа Простакова. Она ведет хозяйство, бьет мужа, держит в ужасе дворы, воспитывает сына Митрофана. «Я ругаюсь, потом дерусь, и так хранится дом». Никто не осмеливается противопоставить ее власти: «Разве я не сильна в своем народе?».
    Речевая характеристика — основной способ создания образа Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Госпожа Простакова называет прислугу «ворами», «каналами», «зверем», «собачьей дочкой». К Митрофану обращаются: «друг мой сердца», «голубчик». Гостей встречают уважительно: «рекомендую вас дорогой гость», «добро пожаловать».
    В образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и жадная «презренная ярость» любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой.

Простаков, характеристике которого посвящен данный обзор, является второстепенным персонажем известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Он интересен тем, что оттеняет черты характера своенравной жены, занимающей видное место в произведении. Он отец главного героя Митрофанушки, и его личность отчасти объясняет характер юноши, которого автор описывает как избалованного юношу узкого ума.

Личность

При анализе этой пьесы особое внимание следует обратить на роль, которую Простаков играет в развитии сюжета. Характеристика этого героя позволит учащимся понять образ жизни, который вела эта знатная семья. Школьникам нужно указать фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего ожидать от этого человека.

Действительно, Простаков по натуре очень простодушный, он почти ни о чем не думает, позволяя жене вести хозяйство и воспитывать сына. Он робок и даже забит: нагрубить ему может любой, например, жена часто грубит ему и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания в адрес мужа.

Изображение Героя

Простаков, характеристика которого обязательно должна включать анализ степени его образования, судя по отзывам окружающих, человек узкого ума. Этим и объясняется тот факт, что его жена захватила всю власть в доме и поместье в свои руки. У него нет собственного мнения, он полностью обеспечил жену решением бытовых проблем. Герой периодически подчеркивает, что во всем полагается на нее, и это лишний раз доказывает, что она настоящая хозяйка в доме.

Очевидно, Фонвизин в данном случае играет на контрасте: робкий муж и жестокая жена. Простаков, характеристика которого невозможна без сравнения с образом жены, под пером талантливого драматурга выглядит полной ее противоположностью. В общих сценах эта разница между персонажами особенно бросается в глаза читателю. Автор создал комедию ситуаций, в которых каждый персонаж является носителем какого-то недостатка, и в то же время подверг критике социальную действительность современного ему времени, когда помещики вели праздный образ жизни.

Социальный подтекст

Характеристика Простакова должна включать анализ его социального положения: без этого невозможно будет понять авторский замысел. Дело в том, что Фонвизин создал актуальное для своего времени произведение. Поэтому все его персонажи очень узнаваемы, ситуации типичны для русской действительности второй половины XVIII века.

Герой — дворянин, помещик, т. е. представитель того сословия, которое в рассматриваемое время было привилегированным и считалось господствующим. Эти люди пользовались всеми привилегиями, которые давало им правительство. При Екатерине II они были освобождены от обязательной военной и гражданской службы, которая отныне стала добровольной. Поэтому многие остались в деревне, в своих имениях, занимаясь домашними делами или праздно проводя время.

Отец Митрофанушки тоже относится ко второй категории. А хозяйкой дома занималась госпожа Простакова. В характеристике этой героини показан образ жестокой, но незаурядной женщины. Она занимается домашним хозяйством и заботится о воспитании сына, а муж вообще ничего не делает. Скорее он напоминает ребенка, который тоже нуждается в заботе и внимании. Так автор высмеял многих знатных помещиков, которые не утруждали себя никакими обязательствами и отказывались служить. Поэтому спектакль получился особенно актуальным, живым и узнаваемым.

Внешний вид

Характеристика Простакова также должна включать краткий обзор его поведения и внешности. Судя по замечаниям жены и окружающих, герой выглядит растерянным и рассеянным человеком. Он невнимательный, медлительный, медлительный. Часто не может найти ответа, заикается и с трудом находит слова. Герой несколько мешковатый, одежда, судя по комментариям жены, на нем плохо сидит.

О костюме мужа заботится госпожа Простакова, характеристика которой раскрывает ее как женщину властную, но не лишенную некоторого вкуса. Очевидно, что у него нет чувства стиля, и его совершенно не волнует, как он выглядит на публике и в обществе. У героя явно нет того, что она называла хорошими, светскими манерами. Он не умеет принимать гостей согласно этикету и лишь несколько теряется в присутствии посторонних посетителей.

Сравнение героев

Как правило, характеристика Простаковых не вызывает у учащихся больших затруднений. «Недоросль» — это пьеса, которая, как было сказано выше, представляет собой комедию положений и характеров. Все персонажи раскрываются как через собственные реплики, так и через высказывания и комментарии других. Простаковы в этом отношении не были исключением. Несмотря на разительную разницу в характерах, обоих объединяет одно – это их слепая любовь к сыну. Отец Митрофанушки, как и мать, понимает все его недостатки: лень, глупость и недальновидность, но не делает никаких попыток исправить юношу. Пожалуй, это главная ошибка обоих персонажей.

Супружеские отношения

В анализе рассматриваемой пьесы важное место занимает характеристика Простаковых. «Недоросль» — произведение, в котором автор выпукло и ярко изобразил представителей дворянства, а также зарождающуюся интеллигенцию. Родители главного героя вполне узнаваемы по своему отношению друг к другу, а также к сыну. Госпожа Простакова не уважает своего мужа и не воспринимает его как владельца имения. В свою очередь, последний мирится с отведенной ему ролью. Однако этот персонаж интересен тем, что говорит все, что думает. Таким образом, характеристика Простакова из комедии «Недоросль» позволяет лучше понять образ его жены, занимающий главное место во всем произведении.

Он откровенен в своих высказываниях, наивен и простодушен, что вызывает сильное раздражение у жены, предпочитающей идти на различные уловки и уловки ради достижения своей цели. Часто читатель видит происходящее его глазами. Он хочет верить, потому что он настолько добродушен, что не способен лгать.

смысл комедии. Суть и смысл комедии «Недоросль» Что означает название комедии «Недоросль»

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недорослях» Фонвизин смело взялся за борьбу с общественной «злобой». Автор смотрел на писателя как на «блюстителя общего блага». России его эпохи.И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с разнузданностью общественной морали — все это были болезненные, злободневные задачи времени, ставившие самой жизнью и требующие разрешения. Фонвизин разрешил их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия заставила его задуматься над этими вопросами, пробудила гуманные чувства, вызвала негодование против угнетения человеческой личности, подтолкнула к критике деспотизма и самодержавия. Так что высокое идейное содержание комедии определило ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия «Недоросль» не утратила своего значения, однако, и в последующие эпохи. Недаром, почти через полвека после появления комедии, Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «отличный сатирик разбил невежество в народной комедии».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостного быта была пропитана таким горячим негодованием, что звучала как могучий призыв к освобождению, и не только к абстрактно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-просветительскому. Историческое освобождение народа от угнетателей. В этом и заключалось объективное общественное значение «Недорослей», которого комедия не могла утратить, по крайней мере, до реформы 1861 года. Фонвизин, «сатира на храброго правителя», действительно был «другом свободы» (Пушкин).

В то же время широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвели эту комедию в ранг художественного памятника эпохи. «Недоросль» — крупная веха в развитии русской литературы, наметившая поиски новых путей в нашей драматургии. Формально, не порывая еще с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской дореволюционной буржуазной драмы, Фонвизин стал «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он проложил путь художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» стала высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Подлеска» уже парализованный Фонвизин пытался писать в драматической форме. Несколько попыток такого рода сохранились. В частности, до нас дошла еще одна комедия Фонвизина «Выбор губернатора». Но она сильно уступает по всем параметрам не только Подлеску, но и Бригадиру.

В истории русской реалистической драматургии интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Это, во-первых, родоначальник обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия 18 века. Живые образы комедии «Недоросль» явились первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только эта прочно утвердилась на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает блестящую серию комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослями» — «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии 19 века.век.

подлесок

недоросший , подрост, муж.

1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и еще не поступивший на государственную службу ( ист. ). «Я жил несовершеннолетним, гонялся за голубями и играл в чехарду с дворовыми мальчишками.» Пушкин .

2. Глупый и простодушный юноша из богатой семьи (из комедии Фонвизина «Недоросль», ср. Митрофанушка).

Словарь забытых и трудных слов XVIII-XIX вв.

1. Подросток, несовершеннолетний.

* Я родился, бедняга, С глупых лет скитаюсь сиротой ; Подлесок, на мне бедном женились. .. // Пушкин. Стихи // *

2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и еще не поступивший на государственную службу.

* [ Простаков :] Ведь мой отец, пока Митрофанушка еще недоросток, пока его балуют . // Фонвизин. Подлесок //; Я жил несовершеннолетним, гонялся за голубями и играл в чехарду с дворовыми мальчишками . // Пушкин. Капитанская дочка // *

Словарь Ожегова

подлесок

H E ДОРОСЛЬ, I, m.

1. В России XVIII века: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и еще не поступивший на государственную службу.

2. пер. Глупый юноша-недоучка (разговорная ирония).

Словарь Ефремовой

Подрост

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Подрост

Термин, соответствующий нынешнему «несовершеннолетний» и применявшийся в Московском государстве к сыновьям дворян и боярским детям до 15 лет, от которой началась боевая зрелость сыновей служилых людей в отечестве. В 15-летнем возрасте Н. компенсировались местным и денежным жалованьем и либо допускались к отцу в поместье, либо размещались отдельно и иногда «с размахом», т. е. целыми небольшими группами. Перечисления Н. производились в особых «списках» и десятинах; в делах Герольдмейстерской канцелярии есть целые книги о Н., так как и этот термин перешел в XVIII в., получив в конце века насмешливое значение и увековеченный комедией Фонвизина. Документы о Н. см. в делах ранга, сената и геральдики, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции, а их печатные списки — в десятках, изданных В. Н. Сторожевым.

Тема сегодняшнего рассказа — история создания и анализа фонвизинского «Недоросля». Творчество автора екатерининской эпохи не утратило своей актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В данной работе будет затронут ряд проблем и вопросов, которые во все времена привлекают читателей.

Анализ «Недорослей» Фонвизина должен включать краткую характеристику персонажей этой драмы. Также стоит поговорить об идее русского писателя. Что вдохновило Фонвизина на написание популярной уже более двухсот лет комедии? Какие недостатки общества в первую очередь хотел высмеять автор в своем эссе? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем перейти к анализу фонвизинского «Недоросля», следует рассказать об основных событиях, изображенных в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматическом произведении эпохи классицизма, происходят в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простакова. Что означает название комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что оно имеет негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях 18 века. Современники писателя употребляли этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим специального удостоверения, свидетельствующего о том, что они получили образование. Этот документ выдан учителем. Если у молодого человека не было аттестата, его не принимали на службу и не разрешали жениться.

Сына зовут несовершеннолетним в комедии главного героя-помещика Простакова. Произведение начинается со сцены, происходящей в ее доме. Простакова сердится на Тришку за то, что он сшил для ее сына Митрофанушки слишком широкий кафтан. То, что слуга не имеет необходимых навыков в пошиве одежды, и давать ему такие указания изначально было ошибкой, она не принимает во внимание.

Шестнадцатилетний мальчик не проявляет особого усердия в учебе, чему способствует невежество и глупость его матери. Об этих персонажах мы поговорим позже. Сначала автор знакомит читателей с Софьей, положительной героиней произведения.

Девушка не так давно живет в доме Простаковой. Она родственница помещика, и у нее нет никакого состояния. По крайней мере, так считает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от дяди Стародумы. Госпожа Простакова не может прочитать сообщение, потому что не умеет читать и писать. Правдин, прочитав письмо, рассказывает ее резюме. В «Подлеске» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чем письмо, полученное Софией? Стародум пишет племяннице, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова считала, что девочка сирота. Но неожиданный поворот событий подсказывает, что племянницу Стародум можно выдать замуж за нерадивого Митрофана.

Скотинин тоже начинает мечтать о женитьбе на Софье. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве до того, как осиротела. Вскоре она снова встретится с молодым человеком, и он спасет ее от притязаний наемника Скотинина и деспота Простакова.

Стародум прибывает в небольшой городок, где происходят основные события. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Отдельного внимания заслуживают педагоги сына Простаковой.

Кутейкин — семинарист-недоучка. Цыфиркин — сержант в отставке. Вральман, фамилия которого очень красноречиво говорит о его человеческих качествах, Митрофанушка ничему не учит, потому что сам мало что знает. Как уже упоминалось, раньше он работал кучером. Но его уволили, он не нашел подходящей работы, и поэтому стал учителем. Тот факт, что Вральман некомпетентен в преподавании, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Идея комедии «Недоросль» возникла у Фонвизина в 1778 году. Русский писатель более года провел во Франции, где изучал юриспруденцию и философию. Он наблюдал, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. Вернувшись домой, Фонвизин приступил к написанию произведения. На это у него ушло более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была очень оригинальной в то время. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина показалась цензорам интересной, но в ней было слишком много смелых ремарок. Премьера спектакля состоялась в 1782 году. Произведение Фонвизина имело оглушительный успех. Правда, театр, на сцене которого ставилась пьеса, был почти закрыт. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права является основной темой комедии, которая рассматривается в данной статье. По Фонвизину, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18 в. помещики часто поручали воспитание своих детей недоучкам-дьячкам, неграмотным няням, иностранцам с сомнительным образованием. Такие «учителя» способны учить только таких юношей, как Митрофанушка — центральный персонаж комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор данной работы на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни чести, ни достоинства. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственные и государственные законы. Остроту драматическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, имеющая, однако, случайный характер. Если бы Стародум вовремя не вернулся из Сибири, а Правдин не получил приказа забрать имущество Простаковой, все не закончилось бы для Софьи так хорошо. Она не ушла бы из города с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недорослях» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, практически все они имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи — представители старой знати, пытающиеся всеми силами держаться за отжившие идеи феодального строя. Им противостоят герои, поддерживающие идеи Просвещения, — Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные персонажи

Среди персонажей комедии можно выделить несколько двойных пар. Итак, Софья противостоит Митрофанушке. Стародум является приверженцем просветительских взглядов. Это человек нового времени. Поэтому он является противоположностью помещицы Простаковой. Милон противостоит Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разведением свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недорослей» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Все за него делает мать, прислуга или няни. От Простаковой парень перенимает неудержимую страсть к деньгам. Он, как и его мать, груб, неуважителен к своим родным. Безволие Митрофанушка унаследовал от отца. Шестнадцатилетний мальчик не хочет учиться, но хочет жениться. Он противоположность Софьи, образованная, серьезная, интеллигентная девушка с непростой судьбой.

Простаков

При анализе «Недорослей» Фонвизина следует обратить внимание на отрицательную героиню. Простакова женщина необразованная, глупая, но в то же время очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки превыше всего. Но в воспитании она допускает роковые ошибки, потому что ничего не знает о правильных педагогических методах. Она относится к своему сыну так, как когда-то ее родители относились к ней. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица использует исчерпанные ценности и идеи.

Стародум

При анализе фонвизинского «Недоросля» особое внимание следует уделить герою, который символизирует просветительские идеи, о которых мало что было известно в России XVIII века. Стародум общается с Софьей совсем иначе, чем Простакова и Митрофанушка. Он использует совершенно другие методы воспитания. Разговаривая с Софьей на равных, он наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает решений за нее. Стародум хочет, чтобы ее племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, но не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил своего идеального воспитателя и родителя. Стародум — авторитетная сильная личность, прошедшая долгий путь. Для современных читателей этот герой, конечно, не идеальный воспитатель. Но он произвел сильное впечатление на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями.

До того, как Фонвизин написал комедию «Недоросль», этим словом обозначали человека, не достигшего совершеннолетия (на тот момент ему был 21 год). Название произведения прямо не относится к Митрофанушке, главному герою комедии, а скорее охватывает целое поколение того времени.

Основными темами этой комедии были проблемы дворянского воспитания и нравственности дворян того времени.

Так какова основная мысль, заключенная Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она простая. Автор хотел сказать читателю, что малолетний останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это касается не только конкретного героя. Митрофанушка – сатирический образ, которым автор высмеивает молодых дворян того времени. В наше время имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, дурак и невежда.

При дословном переводе имени «Митрофан» получается словосочетание «показывая свою мать», что прямо относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменьку», выросшую в окружении неучей и дураков. Фонвизин подчеркивает, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних заданий. Отсюда вытекает второстепенная тема этой комедии: даже если молодой дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, эти черты будут уничтожены родителями и учителями мелкого дворянина. Фонвизин говорит, что дворянских детей надо воспитывать как граждан своей страны и ее будущих руководителей, а не как халявщиков и неучей.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и характеризует не конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение молодых дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения становится понятно, что виновата среда и среда, в которой выросли дворянские дети, и решение этой проблемы требует много времени. Такие «Недоростки» встречаются и в 21 веке, что подчеркивает актуальность данной работы в наши дни.

Смысл названия комедии Подлесок

Смысл названия, на мой взгляд, вполне ясен. Главный герой — Митрофанушка — и есть подлесок. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и порочной дамы, и она видит в сыне свою единственную радость. Она ужасно избаловала его. Он очень капризен, вреден.

Митрофан много ест — пирожки всякие, и после этого ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Его ругают все: слуги, учителя… он очень глуп. Я имею в виду, трудно учиться. За три года он не научился ни читать, ни считать. Но он говорит, что просто не хочет учиться, а уже хочет жениться.

Мама называет его ребенком хрупкого телосложения. Он на такой диете, в воздухе, махается так, что ни один кафтан не влезает.

То есть он как бы вырос телом, но не дорос умом до совершеннолетия. Он ведет себя хуже ребенка! То на няню, которая так его любит, то кричит и ругается, то зовет на помощь. Только дядя с кулаками, как Митрофанушка, кричит на него: «Мама, защити!» (Он же няня.)

А еще говорит маме, что так и быть, он покажет свои знания, хотя их там нет. Парень думает, что пришел час его воли. Я делаю то, что хочу! Круто, но рано.

От матери, только ее обвиняли в жестокости и тому подобном, он сразу отказывается. Это страшный удар для нее! Она даже готова убить за него, но он ее не любит, плюет на нее.

Про попу он, вообще, говорит, что дрянь. Без уважения!

Я бы с таким парнем не дружил. У него там нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце работы я решил, что хорошо, если он будет просто подлеском. Вот если бы он всему научился, стал бы вежливым, то мог бы стать таким страшным негодяем. Он мог обмануть всех! Так что очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Он не вырос хорошим человеком, но и не стал по-настоящему плохим человеком.

Что означает название комедии Подлесок?

У комедии Д. Фонвизина очень «говорящее» и символичное название, но чтобы понять ее основной смысл, нужно знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России вышел указ об обязательном поступлении дворян на службу при условии получения ими надлежащего образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать ум, и ввел понятие «недоросль», т.е. человек без образования. Несовершеннолетним не разрешалось вступать в брак, так как они считались безответственными людьми, не готовыми к взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена несовершеннолетнему Митрофану, который не хочет ничему учиться, несмотря на то, что родители наняли для него учителей. И откуда в нем такое желание, ведь мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота не нужна! Да и учителей нанимали не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что это «подобало» это делать. Неудивительно, что он так многому не научился за эти годы.

Считая науку бесполезной и утомительной, Митрофан больше ценит уроки кучера Вральмана, который учит правилам светской жизни. Главное, окружить себя такими же людьми, которые также не стремятся к образованию и просвещению, ценя лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недоростков того времени — незрелых, апатичных, невежественных, ставящих государство и положение выше чести и достоинства. Когда его мать, потерявшая власть, нуждалась в его поддержке, он лишь холодно оттолкнул ее, бросив жестокое «отстань». Действительно, «злоба — достойный плод». Несмотря на свой фактический возраст, он всего лишь ребенок, избалованный матерью и огражденный от всех невзгод с самого детства. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце работы Правдин справедливо заметил, что от такого сотрудника пользы стране не будет.

Писатель придавал большое значение воспитанию молодежи, отмечая, что только надлежащее образование и культурный уровень могут сделать ее достойными государственными деятелями. Название комедии вскоре стало нарицательным и пошло в народ: отныне всех неучей и лентяев будут называть «низкорослыми» и «митрофанушками». При этом все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

«Подлесок» — самое известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила общественно-общественный характер. Так как она придает большое значение любым именам и званиям, а автор выбрал их не случайно, то и слово «недоросль» имеет свою коннотацию. При Петре I несовершеннолетними называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второе значение — глупый юноша и недоучившийся. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан — сын помещиков Простаковых. Сама мать юноши весьма невежественна и глупа, обладая при этом деспотичным и злобным характером. Вместо того, чтобы научиться хоть чему-то и научить сына, она часто кичится своим невежеством, говоря, что она, как истинная дворянка, не переставала уметь читать. По ее мнению, счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакова отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих, не учиться, сидеть дома без дела и не ходить на работу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, арифметики и французского. Однако делается это не для того, чтобы просветить юношу, а для того, чтобы не отставать от других вельмож. Поэтому Митрофан не особо напрягает ум и вообще ничего не может делать на уроках. В результате он учится уже несколько лет, и до сих пор не может связать два слова в предложение или сделать простейшие математические упражнения. Своим поведением и речью автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности несовершеннолетнего. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинство других. Так, например, он часто грубит своей няне и няне Еремеевне, которая его с детства кормит, одевает, оберегает от всякого зла. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матери, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан — древнегреческое мужское имя, обозначающее «откровенная мать». Все, что известно об отце юноши, это то, что он не смеет ни в чем возражать жене и безропотно выполняет все ее распоряжения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *