Кто первым принял крещение из русских князей: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Крещение Руси: от язычества к христианству

Сегодня, 28 июля, отмечается 1029-летие крещения Руси и День памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.   

Ряд историков и экспертов считают установленным тот факт, что князья Аскольд и Дир с боярами и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским патриархом Фотием I в середине 860-х годов. По другим источникам – во времена Василия I (867 – 886 годы) и патриарха Игнатия (867—877 годы). Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым, крещением Руси.

Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство, стала княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Произошло это в 957 году. Называются и другие даты, но эта более аргументирована. Дело в том, что в 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи.

При крещении получила имя Елена. Есть мнение, что о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной. Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников и вовсе были убиты.

Археологии тоже подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам.

Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После булгар пришли посланцы от Римского папы. Они заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию». Однако Владимир отослал их обратно: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. Князь знал, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом. Он спросил посланцев, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами.

Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, немцев и греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Историки полагают, что принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Он открывал перспективы для дальнейшего военного и экономического роста.

Как бы там ни было, но согласно «Повести временных лет» в 6496 году от сотворения мира, то есть приблизительно в 988 году нашей эры, киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего в царствование императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра.

После крещения Владимир, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестоких междоусобицах, имевший 6 жён и около 800 наложниц, не чинивший доселе препятствий человеческим жертвоприношениям, преобразился. Он даже вознамерился было ввести неслыханное до сих пор в человеческой истории новшество – отменить смертную казнь для разбойников. Правление Владимира отмечено появлением на Руси благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен. Заботился о пропитании неимущих киевлян. Господдержку получило строительство и украшение храмов. Была открыта первая школа. Началась подготовка русского духовенства. 

Достоверно известно, что крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа, и было связано с очень заметным сопротивлением православной культуре.  Так, например, по Иоакимовской летописи Новгород оказал активное сопротивление введению христианства. Он был крещён в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьём Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни, который приходился братом матери князя Владимира – Малуши и тысяцкого Путяты.

В Ростове и Муроме сопротивление христианству продолжалось до 12-го века. Несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Окончательно жители того же Ростова были крещены епископом Исаией, вошедшим на кафедру в 1078 году.

Исландские саги гласят, что Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Византийская православная культура быстро привилась на Руси. Этому способствовал тот факт, что к тому времени она была уже достаточно «ославянена». Дело в том, что центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой Киевская Русь имела устойчивые связи. Ничего удивительного в том, что самобытная русская письменная традиция быстро развивалась. При Ярославе Мудром (1019 – 1054 годы), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры.

 

Вместе с тем, принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, которые до того пользовались великокняжеским покровительством. Исследователи полагают, что восстание волхвов во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 и 1071 годах сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый жестоко расправился с волхвами исключительно с целью навести порядок в подвластных ему областях. А убийство волхва в Новгороде в 1070-х годах дружиной князя Глеба было совершено в ходе религиозного конфликта, который переплетался с борьбой против власти Киева.

Но даже в этой ситуации уже в Х – ХI веках, помимо Киева, первые епархии Русской Православной Церкви были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде, Юрьеве, Чернигове, Владимире-Волынском.

Споры о переходе Руси в христианскую веру не прекращаются до сих пор. Но никто не отрицает, что такой переход оказал на дальнейшее развитие государства благотворное влияние.

Новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные племена в единый народ. Жителей Руси перестали считать варварами и стали принимать на равных с другими европейскими государствами. Крещение Руси стало событием, которое предопределило развитие культуры всех восточнославянских народов. 

«Время, – отмечает губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, – подтвердило правильность выбора. Отказ от язычества дал мощный импульс развитию Руси. Ценности Православия сплотили весь народ, всё государство.

Христианские традиции были основой уклада жизни Симбирской губернии, которую можно было назвать обителью сотен храмов и монастырей. В канун Первой мировой войны в нашей епархии насчитывалось 890 приходов.

Сегодня на симбирско-ульяновской земле мы снова видим подъём веры, возвращение к главным ценностям Православия. Ближайшие годы мы объявили в регионе Десятилетием доброты.

После почти века отступления от веры, в 1989 году, на всю Ульяновскую область действовало 9 приходов. Но спустя всего лишь одно десятилетие их было зарегистрировано уже 100. Сейчас в регионе насчитывается 237 храмов и часовен. Из них 191 действуют, 10 восстанавливаются, 36 строятся. В 2015 году открыт Спасо-Вознесенский собор, великое освящение которого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 2017 году Ульяновская область отмечает юбилейные даты: 465-летие со дня совершения первого богослужения на территории нашего региона с участием царя Ивана Грозного и 185-ю годовщину создания Симбирской епархии Русской Православной Церкви. Уверен, что они дадут новый виток духовному развитию нашего края».

Виктор Никитин  

Культура Донбасса — Крещение Руси. История

Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Нет в исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства и крещения.

Лев Николаевич Гумилёв, историк: «Победа православия подарила Руси её тысячелетнюю историю».

Крещение Руси – термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской церкви (некоторые исследователи полагают, что «крещение» состоялось позже: в 990 или 991 году).

Выражение «Крещение Руси» есть в Повести временных лет:

«В лето 6582 (1074 год). …Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской». В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В.Н. Татищевым («крещение славян и Руси») и Н.М. Карамзиным («крещение России»). Наряду с ним в литературе также используются иные термины: «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира».

Предыстория

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862) и Болгарии (864-920). Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах. После нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877).

Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причём её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей –нательных крестов, свечей и другого. Они фиксируются уже с середины – третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства – в городах и на погостах (дружинных центрах и торгово-ремесленных поселениях): в Киеве, вблизи Смоленска, в районе Чернигова, под Ярославлем. Известны монеты на Руси с нанесёнными на них граффити, передающими крест и молот Тора. Такие византийские монеты носились как иконы. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становилась синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «двоеверия». В некоторых захоронениях знати, совершённых в языческих некрополях X века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда.

Крещение князя Владимира

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар. После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 лето от сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской церкви. Это произошло в Херсонесе, в Крыму. После чего, в царствование императоров-соправителей Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. В целом в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше.

Помимо киевской митрополии, епископские кафедры были основаны в пяти городах — Новгороде, Чернигове, Переяславле Южном, Полоцке и Белгороде (ныне село Белогородка Киевской области). Во всех этих городах, кроме Белгорода, к XI веку имелись каменные храмы. В Белгороде следы каменного строительства выявлены с XII века (церковь Апостолов), но ранее на этом месте находилась деревянная церковь. Во второй половине XI века епархии были основаны в Юрьеве на реке Рось и в Ростове Великом. Первая каменная постройка в Ростове — Успенский собор был заложен, согласно летописям, в 1161—1162 годах, вместо сгоревшей «чудной» церкви.

Георгий Флоровский, протоиерей: «История русской культуры начинается с Крещения Руси».

Мифы, связанные с Крещением Руси

От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств. При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны. Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.

Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.

Значение Крещения Руси

Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В.Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для русской цивилизации, пишет: «…Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь».

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Принятие христианства вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, академик, филолог: «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. […] Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие».

Историография

Русская церковно-историческая литература XIX — начала XX века историю христианства в России и Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века, связывая её с деятельностью апостола Андрея Первозванного. Официальное издание Московской патриархии в 1971 году писало: «По преданию, лучи христианской веры озарили пределы России уже в первые десятилетия христианства. Начало христианизации Руси это предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, бывшего на Киевских горах <…> В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это подготавливало величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и последовавшее за этим в 989 году крещение Руси». Указание 989 (а не 988) года соответствовало преобладавшей в то время точке зрения в советской исторической науке о том, что событие имело место после 988 года.

История установления памятной даты

День Крещения Руси – государственная памятная дата Российской Федерации, законодательно установленная 31 мая 2010 года в память о крещении Руси, отнесённом к 988 году. Отмечается ежегодно 28 июля, как день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси. Как и все памятные даты в России, День Крещения Руси не является выходным днём.

27 июня 2008 года, в год празднования 1020-летия Крещения Руси, от имени Архиерейского собора Русской православной церкви Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с предложением: «…Учитывая значимость для народов России, Украины и Белоруссии Крещения Руси, которое определило их исторический путь, Собор полагает, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мог бы отмечаться в России как государственный праздник…»

31 мая 2010 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Федеральный закон № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1. 1 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ „О днях воинской славы и памятных датах России“», согласно которому в России установлена новая памятная дата – 28 июля – «День крещения Руси».

СВЯТОЙ ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ

Святитель Николай Велимирович

Князь Владимир первым принял и избрал Царство Небесное вместе с русским народом. Говорю «с народом», потому что до него были отдельные личности, присоединявшиеся к Царству Небесному, как его бабка Ольга, Феодор и Иоанн – мученики Киевские и другие. Но Владимир первым встал на Крестный путь вместе со всем своим народом. Для него это не могло не быть связано с большой внутренней борьбой, борьбой духовной и более напряженной, чем та, которую пережил сербский король Лазарь и последний император России. Этим двоим, воспитанным христианами, оставалось только выбрать из двух вариантов – твердо стоять или нет на установленном пути христианского самопожертвования. Но в то время язычнику Владимиру, сыну человека, называемого «барсом диким», предстояло решиться на совершенно новый путь, совершенно неизвестный до того времени на Руси. Тот человек, который не удержался ни от каких земных наслаждений, дошедший до предела всякой распущенности, разврата, бесконтрольной кровожадности, воровства, насильственной мести, должен был умереть со своей старой душой и начать жить с новой. По словам Христа, «потерявший душу свою спасет ее». Выбрать смерть духовную, я думаю, труднее, чем выбрать смерть телесную, потому что духовная смерть, которую избрал блудный князь Киевский, была не смерть временная, которая бывает единожды, а смерть ежедневная и многократная, по слову апостола. Павел: «Братья, я каждый день умираю!» Принимая христианскую веру, Владимир знал, что выбирает самую трудную из трех доступных религий. Летописцы утверждают, что он долго размышлял, прежде чем решился принять его. Он знал, что христианская религия есть путь крестный, и что путь крестный означает, прежде всего, отступление от прежних юродивых путей, разрыв со старыми привычками, со старой душой. Он также знал, что мало стащить Перуна с киевских холмов и погрузить его в Днепр, но что он сам и каждый из его подданных должен также изгнать из своей души всех идолов. Но горе, идолы славян, как и все идолы, сочинены богами земными, суетами величайшими с самыми возвышенными именами, — глухими и онемевшими агентами царства земного, приковавшими души людей к земле, обещавшими только царство земное, призрачное удача мира, которую ни один человек никогда не видел своими глазами. Славянское идолопоклонство с центром в Киеве сделало славян самым диким народом Европы. Как был Владимир – язычник, таковы были и русские славяне: дикое стадо воров, грабителей, обжор, пьяниц, губителей. Их вдовы были заживо сожжены на костре. Они приносили убитых детей в жертву идолам. Они вызывали страх и трепет у всех культурных народов, особенно у Византии, самой культурной из них. Их величайшим удовольствием было разрушение того, что они не построили, и разграбление того, чего они не заработали. Какая сила под солнцем могла превратить это дикое стадо в народ, приручить его, возродить, преобразить, воскресить, дать ему святую душу вместо звериной? Только сила веры Христовой могла произвести среди русских такое сверхъестественное чудо. Он превратил волка Владимира в ягненка Владимира. Побывав ловеласом, Владимир сразу распустил свой гарем и стал жить разумно. Владимир – обжора и пьяница – начал поститься, и притом голодать до изнеможения; того самого Владимира, который издевался над мусульманской верой за запрет употребления в пищу свинины и вина. Владимир Кровопролитник стал ходить по больницам и тюрьмам, раздавая милостыню и утешение. Владимир — сова и тусовщик — стал проводить ночи в слезных молитвах, в поклонах и поклонах, в размышлении о суде Божием и душе своей. Владимир Бессовестный сделался скромнее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, раскаявшегося и милосердного самаритянина. Словом, Владимир-идолопоклонник преобразился и стал христианским угодником Божиим так, как если бы со стены стерли изображение беса и на его месте нарисовали изображение Ангела. Действительно, это было более шокирующее чудо, чем превращение червяка в бабочку.

 Говорят, никаких чудес на могиле святого Владимира не произошло. Но не совершил ли этот избранный человек величайшее чудо при жизни над собой? Все чудеса, которые с верой совершают святые, как исцеления от болезней, избавление от страстей, возрождение грешных, все те чудеса, которые Владимир совершал над собой. Если бы на его могиле совершались еще какие-то чудеса помимо тех, что были первоначальными, я думаю, что люди объявили бы его богом, а не святым.

Само преображение, происшедшее в душе Владимира при жизни, есть такое великое чудо, что его можно приписать не столько усилиям человека, сколько силе и милости Божией. Быть может, кто-то из тех, кто пытается дойти до понимания промысла Божия, недоумевает, почему Бог избрал крестителем и возродителем русского народа такого человека, который в первой половине своей жизни переплюнул во зле едва ли не всех своих языческих предков и современников . Ну неужели Тот же Тот, Кто превратил гонителя Савла в Апостола Христовой веры, не знал, что Он делал, когда избрал такого язычника, как Владимир, для величайшей миссии для такого великого народа? Действительно, трудно выделить все нити в точной ткани Божественного Промысла, но в данном случае нить можно различить достаточно легко. А именно, кающегося грешника нужно было поставить во главе всех русских поколений. На пороге новой России нужно было поставить посвященного язычника, чтобы он мог стоять, как медный змей, и своим примером предостерегать, ободрять и исцелять всех спотыкающихся и падших сыновей России в грядущие времена. Величайшим видом исцеления был бы пример этого исцеленного русского князя, который когда-то был болен, так что, видя его, все другие с радостью бежали бы к тому самому, что исцелило его. Среди всех чудес, которые совершаются с верой во Христа, самое полезное — это превращение грешника в праведника. Ознаменованный этим чудом, святой Владимир стоит ныне у ворот христианской Руси и как бы громко возвещает каждому русскому: «Я был ночью, а стал днем! Кем ты был и во что теперь превращаешься?

«Владимир Солнышко Красивое!» так русский народ называет своего праотца. Этими словами разумный и благочестивый народ лучше всех других описал лицо крестившегося, крестившего князя. Грубая, чувственно-телесная масса стала «прекрасным солнцем». Это действительно произошло с Владимиром. А Владимир оставался «прекрасным солнцем» на протяжении всей истории русского народа, в течение последних девяти веков. В те девять веков на Руси жило много святых мужей и жен, чудотворцев и угодников, среди которых и два сына Владимира – святые Борис и Глеб. Они исцеляли больных, изгоняли бесноватых, воскрешали мертвых. Но все они должники святого Владимира. И всем им было легче стать святыми, чем Владимиру, великому князю и богатому человеку, который должен был пройти через игольное ушко, чтобы войти в Царство Небесное и не имевший предшественников в Минее. святых своего народа.

Таким образом, святой князь Владимир не был ни просто обыкновенным великим человеком среди других великих людей, ни обыкновенным святым среди святых. Он был первооткрывателем величия и святости среди русского народа, а вместе с тем первым политиком, сделавшим долгосрочное величие и долгую кровь государственной программой. Достойна восхищения государственная программа, которую невозможно выполнить, пока каждый гражданин не выполнит ее в себе, по личному примеру Владимира! Со времени того богоугодного государственного деятеля начинается новая Россия, новый народ. Святой Владимир превратил долгую русскую ночь в светлый русский день. Если бы кто-нибудь выкопал подземную реку и вывел ее на поверхность, вырубил для нее новое русло на земле под солнцем и потом использовал ее в сотне разных направлений, то его работа была бы не хуже работы Владимира, хотя бы и был намного меньше и легче, чем его работа. Помраченная русская языческая толпа стала через крещение и со временем «прекрасным солнцем», сияющим среди других народов. Мы можем также воскликнуть: «О русский народ, прекрасное солнце!»

Если мы теперь оглянемся вокруг и проследим жизнь русского народа со времен святого князя Владимира доныне, то увидим, что он шел по тому пути, на который был поставлен духом и примером своего крестителя. Поколение за поколением рождалось на Русской земле и перед ней ставился выбор между двумя царствами; они выбрали небесное царство и ушли. Миллионы за миллионами пришли в мир, приняли на себя крест Владимирский и вопием Христу: «Осанна!» они освободили место для следующих миллионов. Жатва Христова становилась все больше и обильнее. Но это историческое течение русской жизни не было без препятствий, не без колебаний, не без огненных испытаний. Он включал в себя остановки, ожидание немощных и утомленных, призыв заблудших, омовение запачканных, как и положено всякому путнику. Река русской народной истории текла в известном направлении — и это самое главное — иногда быстро, иногда медленно, иногда так спокойно, что трудно было различить, движется ли она вперед или назад.

Вы слышали об удивительном психологическом феномене, который случался с некоторыми людьми, когда в момент смертельной опасности они видели, как перед их глазами пролетела вся их жизнь – от рождения до момента опасности. Я считаю, что в дни нынешней смертельной опасности, гнетущей русский народ, хотя бы некоторые из них должны иметь возможность увидеть подобный обзор всего прошлого своего народа – от крещения в Киеве до наших дней. Если бы мы попытались вообразить в своей душе и ощутить тот ужас, который ныне царит над Россией, наши глаза открылись бы для того, чтобы увидеть русское прошлое предшествующих девяти веков. И мы бы увидели, что на протяжении всей своей истории русская жизнь была классически ясной. Мы увидим шесть периодов русской истории со времен святого Владимира до наших дней; и приближается седьмая вместе с семью тайнами Христовыми.

Первый период, Владимирский, соответствует таинству святого Крещения. Он краток, но чрезвычайно важен — из-за поворота жизни русского народа, из-за его вступления на новый путь к новой определенной цели.

Второй период следует за первым и длится до татарского ига. Этот период соответствует таинству Миропомазания. В этот период народ исцелялся от остатков язычества и укреплялся в религии креста. То возрождение, которое случилось с Владимиром, должно было произойти в каждой русской душе индивидуально, и каждая душа в отдельности должна была быть запечатлена печатью небес. А миропомазание как таинство означает укрепление в вере печатью дара Святого Духа.

Третий период прошел под властью монголов. Этот период соответствует таинству покаяния. Грехи, накопившиеся на душе народа за время свободы, должны были быть унесены жестоким ветром рабства – на Руси при монголах и на христианских Балканах при турках. Замедлившуюся реку жизни нужно было перенаправить на склон и в каменистое русло, чтобы она могла течь быстрее и ее воды очистились. Во время рабства люди молчат, вспоминают прошлое и каются. Рабство самым плодотворным образом повлияло на то, что, казалось, всегда было целью русской истории, целью, ясно и твердо поставленной святым Владимиром. Целью было очищение души от праха и избрание Царства Небесного.

Четвертый период – от свержения монгольского ига до царя Петра. Освобождение началось с Куликовской битвы, за девять лет до Косовской битвы, которая должна была привести сербский народ в рабство. Этот сияющий период свободы соответствует таинству брака. Душа народа, очищенная страданиями, обручена и всецело отдана своему Небесному Жениху. Христос царствует на Русской земле всецело. Русская земля украшена бесчисленными святыми, как небо звездами. Христово рвение пронизывает всех и каждого – от Царя и Патриарха до бездомного и безмозглого скитальца. Одним словом – свадьба, единение с Богом!

Пятый период – от царя Петра до Первой мировой войны. Этот период соответствует таинству Елеосвящения. В этот период русская интеллигенция затухает и колеблется. Она уходит из России с полнотой народных добродетелей и возвращается с полнотой иноземных заблуждений. Начинается раскачка. Среди образованных возникают ожесточенные разногласия и споры, но не по мелочам, а о смысле жизни, о национальной программе святого Владимира. Раны открываются все чаще и чаще, и разложение распространяется по городам. Церковь в селах еще остается украшенной невестой Христовой, в то время как в городах она становится больничной сиделкой, с заботой и печалью присматривающей за больными. Лихорадочными темпами растет число тех, кто выбирает земное царство. Затонувший Перун со своим семейством идолов высовывает голову из Днепра. Но дух святого Владимира бьет его по голове. Река русской жизни значительно замедляет свое течение, и, как следствие, на ее поверхности появляется грязь. Но река очень глубокая. Его глубина — душа многих миллионов.

Шестой период – от Первой мировой войны, вернее, от мученической кончины Царя-мученика продолжается до сегодняшнего дня. Бог попустил «князю мира сего» владычествовать над святой Русью. Бог допустил на время, чтобы исполнялась не Его воля, а греховная воля, отрекающаяся от Царствия Небесного и избравшая земное царство. Языческий, довладимирский дух царит над Россией. Тот темный и злой дух всеми силами старается отвратить реку русской жизни от солнца Христова и превратить ее в подземную реку. Но русский народ причащается. Этот период соответствует таинству Причащения. Русский народ никогда так искренне не соединялся со своим возлюбленным Христом, как теперь, когда неверующие плюют на образ Христа. Никогда еще Кровь Христова не казалась им такой сладкой, как теперь, когда она запрещена и когда так трудно ее дать. О, сладкая Кровь Иисуса, как невыразимо сладка стала ты для тех сыновей и дочерей России, кровью и слезами которых ныне причащается Русская земля!

А завтра начнется седьмой период русской истории. Это будет соответствовать таинству Посвящения. На многострадальный народ святого Владимира изольется новая благодать Святого Духа. Народ русский станет народом святым и будет как сияющая звезда среди других народов — «солнышко прекрасное» среди племен земных.

Итак, история России макрокосмически представляет духовную драму святого Владимира, как Владимир микрокосмически представляет всю историю крещеной Святой Руси.

Теперь давайте обратимся к современному состоянию мира.

Неся на себе кровь [Первой] мировой войны, современный мир глубоко увяз в пошлости и пошлости. Таким образом, ей нужен не один святой — одного было бы недостаточно, — а целый освященный и святой народ. Этому народу нужно пройти через внутреннюю борьбу Владимира в эти дни, чтобы Царство Небесное воцарилось над земным. Этот народ должен пережить много ударов и через них очиститься от греха, подобно тому, как ткань белеет, когда ее гладят валиком. Его нужно окрестить огнем пыток и слез, чтобы смягчить, сделать благородным, благочестивым, совершенным. Мир ждет появления такой нации. Кто эта долгожданная нация? Это нация, о которой мир теперь не может сказать ничего ясного и конкретного; о чем они бессвязно и как бы в бреду лепечут на всех пяти континентах. Это нация судьбы, которую судьба угнетает, чтобы получить от нее наилучший хлеб для духовной трапезы голодного мира. Русский народ теперь живет разделенным на мучеников и гонителей. Оба бесконечно мучаются. Мы искренне желаем, чтобы они оба были спасены. Этой борьбой самовоспитания русский народ готовится к своей великой миссии среди человечества; она готовится к тому, чтобы ясно произнести «новое слово».

Это новое слово не будет принципиально новым. Оно существовало в начале русской истории и было чудодейственным в случае с князем Владимиром. Им русский народ имеет жизнь и им присоединен к Царствию Небесному на прошедшие девять веков. Это то самое слово, которое совершило первое чудо на земле, когда превратило воду в вино, и первое чудо на Руси, когда оно превратило гнилую языческую воду в духовное вино, в Небесное питье.

Своим первым крещением водой и духом, при святом князе Владимире, Русь спасла христианство. А именно, в то время, когда православная вера, имея опору в святой Византии, — не по причине своей слабости, а по причине слабостей человеческих — ослабела совершенно: когда, с другой стороны, политическая вера Запада, смешавшись вино с водой, боролся с князьями мира сего за власть над земным царством, христианство было на смертном одре, а истинные христиане в великой печали и смятении. Тогда Промысел Божий передвинул на помощь истинной вере целый материк, целый муравейник, неведомый до того времени. Это была Русь святого Владимира. Теперь, когда, с одной стороны, сосуды христианской веры, как на Востоке, так и на Западе, недостаточно сильны, чтобы помочь оглохшему и измученному миру; и когда, с другой стороны, глубоко укоренившееся идолопоклонство под многими именами подняло голову на всех пяти континентах; теперь Промысел Божий вновь призывает Владимирскую Святую Русь на помощь христианству, а значит, и всему человечеству. Я думаю, что эта помощь будет состоять в том, чтобы подойти к шкале ценностей, чтобы склонить их, прибавляя достаточное количество к той стороне, которая выбирает Царство Небесное во имя Сына Божия.

Время грядет и уже настало, когда крещеная и мученичеством освященная Святая Русь свяжет всех идолов моды, которые ныне угнетают ее, и, подобно святому Владимиру, выбросит их из русской земли в бесконечная пропасть.

Наступает время и уже настало, когда не только иконы будут восстановлены на Руси, как это делается сейчас, но когда сонм русских святых, от святого Владимира до святого Серафима и последних мучеников во главе с Царь-мученик, возвестит небу и земле, что весь русский народ, обновленный во Христе, возрожденный через муки, вновь крещенный кровью, как таковой готов помочь всему миру.

Наступает время, братия, и близко настало, когда запятнанный и состарившийся от скорбей образ русского народа воссияет, как солнце, и просветит всех сидящих «во мраке и тени смертной». ». Тогда все народы мира с благодарностью воскликнут: «Наша Россия, наша мученица, наше прекрасное солнце!» точно так же, как русский народ всегда и особенно сегодня кричал: «Владимир, прекрасное солнышко!»

Блаженны в эти дни плачущие вместе с Россией, ибо вместе с ней утешитесь! Блаженны ныне скорбящие с Россией, ибо скоро с нею возрадуетесь!

15/28 июля 1932 г. Белград, Сербия

988 Владимир принимает христианство | Журнал христианской истории

В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.

Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена по крайней мере одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.

Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.

Покупка церкви

Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).

История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».

Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие, слово, означавшее «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.

В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.

Ковка народной церкви

Знаменательный для церковной истории Владимир приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения, иначе они будут считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.

Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *