Кто написал садко былина: Какой автор у былины садко

Содержание

Кто написал былину «Садко»? | KtoiKak.com

Кто написал сказку «Садко» и когда Вы узнаете в этой статье.

Кто написал «Садко»?

Автор былины «Садко» — народ.

Но записываются и передаются былины сказителями.  Из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).

Наиболее полная версия былины «Садко» была записана Андреем Сорокиным.

Былина «Садко» год написания точно не известен. Андрей Сорокин издал ее в 1910 году.

О чем былина «Садко»?

Садко — бедный гусляр из Новгорода, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого».

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске.

Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

В некоторых вариантах былины Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.

Первая из них даёт необычную версию: Садко здесь — не гусляр и вообще не природный новгородец, а некий приезжий с Волги молодец; он передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги. Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Затем Садко вступает в одну из новгородских братчин, устраивает пир и затевает с новгородцами спор: бьётся об заклад, что на протяжении трёх дней подряд будет скупать все товары, выставленные в Новгороде на продажу. В отличие от традиционной версии, у Кирши Данилова Садко побеждает: он действительно скупает все товары без остатка, включая битые горшки.

Вторая песня о Садко из сборника Кирши Данилова посвящена его приключениям в подводном царстве, которые изображаются в традиционном русле.

Кто написал садко автор

Главная » Raznoe » Кто написал садко автор


Кто написал былину «Садко»?

Кто написал сказку «Садко» и когда Вы узнаете в этой статье.

Кто написал «Садко»?

Автор былины «Садко» — народ.

Но записываются и передаются былины сказителями.  Из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).

Наиболее полная версия былины «Садко» была записана Андреем Сорокиным.

Былина «Садко» год написания точно не известен. Андрей Сорокин издал ее в 1910 году.

О чем былина «Садко»?

Садко — бедный гусляр из Новгорода, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого».

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

В некоторых вариантах былины Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.

Первая из них даёт необычную версию: Садко здесь — не гусляр и вообще не природный новгородец, а некий приезжий с Волги молодец; он передаёт Ильмень-озеру поклон от его сестры Волги. Ильмень в благодарность помогает молодцу разбогатеть: выловленная в большом количестве рыба обращается в деньги. Затем Садко вступает в одну из новгородских братчин, устраивает пир и затевает с новгородцами спор: бьётся об заклад, что на протяжении трёх дней подряд будет скупать все товары, выставленные в Новгороде на продажу. В отличие от традиционной версии, у Кирши Данилова Садко побеждает: он действительно скупает все товары без остатка, включая битые горшки.

Вторая песня о Садко из сборника Кирши Данилова посвящена его приключениям в подводном царстве, которые изображаются в традиционном русле.

ktoikak.com

Былина «Садко» краткое содержание и анализ :

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Былина «Садко»: краткое содержание для детей

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Царь морской

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Садко обещает выкупить весь товар

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

В царстве морском

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Родные края

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

Былина «Садко»: краткое содержание и автор

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.

www.syl.ru

Садко

Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает – былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.

История создания

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имя ученых неизвестно).

Василий Щеголенок

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Александр Гильфердинг

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и нередко путешествовал по морю.

Кирша Данилов

Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют схожие сказание других народов мира. У немцев это Зигфрид, у финнов — Вяйнемейнен, у французов – упомянутый ранее Садок и другие.

Биография

Садко вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам – «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.

Садко

Единственное, что приносит юноше деньги, – игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.

Садко и морской царь

После третьего концерта из воды выходит морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

«Как ударишь о велик заклад,И поди свяжи шелковой неводИ приезжай ловить в Ильмень-озеро:Дам три рыбины – золота перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

Все случилось, как и обещал царь. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Нижнем Новгороде.

Тут сказка об удачливом гусляре раздваивается. В оригинальной версии Садко проигрывает в споре. Как бы ни старался купец, с наступление утра Великий Новгород вновь полон товаров, привезенных с разных сторон света.

Купец Садко

Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире:

«Не я, видно, купец богат новогородский – побогаче меня славный Новгород».

Существует альтернативный конец эпоса. В нем купец Садко выигрывает спор и скупает все товары Новгорода, в том числе и осколки битой посуды. Время не стоит на месте, дело Садко процветает. Молодой купец закупает корабли и поставляет товар в Золотую Орду. В очередном путешествии на корабли надвигается буря. Знающие моряки утверждают, что необходимо заплатить дань морскому царю, иначе торговый флот потонет.

Садко жертвует собой, чтобы спасти груз и работников. Мужчина попадает в морское царство. Старый знакомый купца рад новой встрече. Царь подводного мира просит героя сыграть на гуслях. За подобными развлечениями проходит время. Понимая, что стал заложником, Садко обращается с молитвой к Николаю Чудотворцу.

Николай Чудотворец

Покровитель путешественников нашептывает герою, как выйти невредимым из сложившейся ситуации. Все сбывается в точности, как предрекал православный святой. Садко притворяется, что сломал гусли. В награду за прекрасную игру морской царь предлагает купцу жениться на одной из трехсот дочерей. Мужчина выбирает в жены младшую — Чернавушку.

На следующее утро Садко просыпается в родном Новгороде. Корабли с товаром дошли до родины без помех. В благодарность за помощь Садко с женой выстраивают церковь Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу).

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил Николай Римский-Корсаков. История создания произведения достаточно долгая. Опера выросла из симфонической поэмы, которую композитор написал еще в 1867 году.

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.

Сергей Столяров в роли Садко

В 1952 году состоялась первая и на данный момент единственная экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, — Сергей Столяров и Алла Ларионова — отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка — простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.

Садко в мультфильме студии «Мельница»

В 2018 году выходит новый анимационный фильм от студии «Мельница». В этой комедии режиссера Виталия Мухамедзянова Садко вновь предстоит совершить морское путешествие.

Интересные факты

  • Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени — царский друг или богатый гость.
  • В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
  • Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.

Цитаты

«Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь — не судьба нам».«Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим». «У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты».

Фото

24smi.org


Смотрите также

  • Кто создал первый пк
  • Кому подарили первую игрушечную паровую машинку
  • Ведьмак 3 создатели
  • Детство отрочество юность кто написал
  • Сколько заработал создатель спиннера
  • От создателей супернянь
  • Три богатыря кто написал
  • Кто написал место встречи изменить нельзя
  • Имперский марш кто написал
  • Кто придумал алису селезневу
  • Ну кто придумал расстояния

18. Садко (Николай Римский-Корсаков) – Оперный писец

nickfuller Опера XIX века, Николай Римский-Корсаков, русская опера

21 декабря 2018 г. 9 минут

Sadko ( SADCO )

Опер-билина в 7 Tableaux

от Nikolai Rimsky-Korsakov

Libretto: Nikolai Rimsky-Korsakov, vladiMir-stas-stastre , Николай Финдейзен и Владимир Бельский

Составлено по былине Садко, богатый купец, Сказка о морском царе и премудрой Василисе, Голубиная книга и др. старинные баллады и русские сказки

Впервые исполнено: Театр Солодовникова, Москва, 7 января 1898 г. (по старому стилю, 26 декабря 1897 г.)

Садко — замечательная опера — но, может быть, это на любителя.

Римский-Корсаков, один из величайших оркестровщиков классической музыки, очаровывает. Для музыкального воображения и чувства удивления это потрясающе, но любой, кто ожидает оперу, подобную Пуччини или Чайковскому

Евгений Онегин будет разочарован. Психологии и натурализма мало, но Римского-Корсакова интересует не это. (Тем, кто хочет более драматическую обычную оперу, стоит посмотреть «Царская невеста» .) Он хотел воссоздать мир русских легенд, менее известных на Западе. Я вырос, читая мифы и легенды, в том числе русские сказки, так что это для меня родина.

Опера по мотивам былины , русские былины, повествующие о приключениях богатырей – Ильи Муромца, великана Святогора, и Владимира Яркого Солнышка, князя Киевского. Их часто исполняли, чтобы успокоить море, которое бушует и разбивается, поднимается и опускается, через эту оперу из открывающихся тактов.

Садко — менестрель, который хочет стать купцом-торговцем. Он мечтает плыть по синим морям и исследовать дальние страны. Так же, как Садко отправляется на поиски новых стран, Римский-Корсаков ищет новые территории.

В каждой своей новой работе я пытаюсь сделать что-то новое для себя. С одной стороны, меня подталкивает мысль, что таким образом [моя музыка] сохранит свежесть и интерес, но в то же время моя гордость побуждает меня думать, что многие грани, приемы, настроения и стили , если не все, должно быть в пределах моей досягаемости.

Садко — многогранная жемчужина, сияющая множеством оттенков, как постоянно меняющееся, беспокойное море.

Римский-Корсаков пишет природу (море, луга, реки, бури), сверхъестественное, героизм Садко, отчаяние жены Любавы. Он путешествует из человеческого мира — шумного города Новогорода с его гильдиями и пристанями — к берегам озера Ильмень, кораблям в море и глубинам океана, царству Морского царя и его дочери Волховой.

Иностранные купцы воспевают чудеса своей родины: Варангии (где живут викинги) с ее бушующим океаном и скалистыми скалами; гордый торговый город Венеция, где дож каждый год женится на море; и усыпанные бриллиантами пещеры Индии, сказочной страны жемчуга, сапфиров и фениксов, пение которых заставляет людей забыть обо всем.

Гипнотически прекрасная «Песня индийского купца» (когда-то переделанная в джазовый хит — и послушайте эту оркестровую аранжировку) может быть единственным известным фрагментом, но вся партитура прекрасна, смешивая инструментальную магию Римского с большой оперой и вагнеровской симфонией. пишу.

В то время как Римский-Корсаков старался сделать что-то новое в каждом произведении, опера перерабатывает музыкальную картину 30-летней давности (1867 г., переработка 1869 и 1892 гг.), на которой изображено море, визит Садко ко двору морского царя, танец на свадьбе дочери короля и дикая буря. Композитор «использовал материал моей симфонической поэмы для этой оперы, а ее мотивы как

лейтмотивов для оперы».

Садко , как и многие русские оперы, демонстрирует влияние французской большой оперы с ее драматическими сценами, большими хоровыми сценами и балетом. История напомнила мне «9» Мейербера.0023 Африкан (Васко да Гама) ; дальновидный герой бросает вызов властям, отвергнут и любит двух женщин, одну из которых — экзотическую принцессу из далекого королевства. Римский-Корсаков по праву гордился Tableau IV, сценой в общественном месте (на пристани), с ариями заграничных купцов и контрапунктными хорами купцов, богомольцев и обывателей.

Опера тоже ответ Вагнеру. Римский присутствовал на первом российском производстве кольца в 1888–1889 годах. Он восхищался оркестровкой Вагнера, но ненавидел вагнеризм, «своего рода культ, своего рода религию в искусстве», и считал, что Вагнер развратил следующее поколение западных музыкантов. (См. Мьюир и Белина-Джонсон, Вагнер в России, Польше и Чехии .)

Как и Вагнер, Римский-Корсаков писал собственные либретто, но с иными эстетическими целями. Вагнер написал «мифическую драму», сублимируя музыку к драме и используя скандинавские или немецкие мифы и легенды, чтобы раскрыть то, что он считал универсальными истинами о человеческом состоянии. Римский-Корсаков ставил музыку выше драмы; он использует музыку для изображения той или иной легенды (здесь — жизнь новогородского купца XII в., создание реки Волховой и городской речной/морской торговли), но легенда — это и эшафот для музыки; история служит музыке.

Это не значит, что в опере нет чувства. Небольшая интимная картина 3 фокусируется на Любаве, которая опасается, что Садко ее не любит. Он уплывает в Таблице 4; его путешествие означает для него свободу, успех и приключение, а для нее — живое вдовство. Нам предлагается одновременно восхищаться мужеством Садко и сочувствовать жене, которую он бросает.

В опере он упрекает богатых купцов, которые копят золото, а не торгуют; торговцы видят в нем возмутителя спокойствия, который на стороне бомжей; и он выигрывает их имущество в пари и использует их, чтобы одеть бедняков. Он становится народным героем в превосходных 19-ти годах Александра Птушко.52 (лауреат «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля 1953 года), в котором использована музыка Римского-Корсакова.

Он будоражит народ и низвергает капиталистов, которые объедаются, пока бедняки страдают, — но понимает, что разбрасывание купеческих богатств на бедняков и раздача им роскошных одежд не помогло истинно бедным: хромые, старики, нищие. Он клянется торговать со всем миром, чтобы принести пользу своему сообществу.

«Иди, Садко, работай для народа!»


Роли

SADKO , Gusli-Player and Singer в Novgorod (тенор) : Anton Sekar-Rozhansky

Lyubava Buslayevna , его молодая жена 3333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333н.

Джордж Нелепп в роли Садко (Таблица 1). (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)

Фома Назарич , дуайен, старец Новгородский (тенор)

Лука Зинович , воевода, староста новгородская (бас)

Нежата , юная гуслярка из Киева (контральто) : Варвара Страхова

Дуда ,

Сопель скоморох (городской артист) (тенор)

Варяг (Викинг) Купец   (бас) : И. Алексанов


7 Индийский Купец 09 0000 Шаляпин в роли Варяга Купца0010 (тенор) : Yekab Karklin

Венецианский купчик (баритон) : I. Petrov

Okian-More (Ocean-Sea), The Sea Bass) : Anton Bedlevich), The Sea Bass)

Волхова , прекрасная принцесса, его младшая, любимая дочь (сопрано)

Михаил Врубель. Надежда Забела-Врубель в образе княгини Волховой 1898 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)


Synopsis based on Piotr Kaminski,  Mille et un opéras,  Fayard, Paris, 2003

Musical Structure

Introduction: The Blue Ocean


TABLEAU I

Богатый цеховой особняк в Новгороде

Государственный академический Большой театр СССР, 1952 год. 0174
  • Хор и Сцена
  • Речитатив и Ария (Садко)
  • Сцена
  • Песня и Пляска Менестрелей
  • Богатые новгородские купцы празднуют свой достаток. Молодой бард Нежата воспевает богатыря Вольха Всеславевича, завоевавшего Индию. Торговцы хотят песню, воспевающую славу их города. Бард Садко, вместо того чтобы играть на своих гуслях , предлагает авантюру: спуститься на Ильмень-озеро с лучшими новгородскими товарами и переправить корабли по суше в море. Это был бы шанс посетить дальние страны, продать товары и привезти драгоценные камни для украшения города. Его предложение вызывает ссору; Старейшины города Фома Назарич и Лука Зинович отвергают его предложение. Садко уходит разочарованный, а игры и пляски продолжаются.


    ТАБЛИЦА II

    Берега озера Ильмень

    И. Билибин. Ночь на берегу озера Ильмень. Эскиз декорации, 1914 г.  (Источник: http://allrus. me/russian-medieval-epic-sadko/)
    • Хор Прекрасных Дев Подводного Царства
    • Круглая Песня Садко
    • Дуэт и Хор ( Садко, Морская царевна)

    Садко сидит и думает на берегу. Привлеченные его голосом, княгиня Волхова и ее спутники выходят из моря и присоединяются к изумленному менестрелю. Они требуют от него еще одну песню. Волхова говорит ему, что она дочь морского царя, и предлагает ей руку, обещая ему в знак своей любви трех золотых рыбок; она будет ждать его на дне океана.

    Когда Морской Король поднимается из глубин и приказывает своим юным дочерям вернуться, они превращаются в лебедей и улетают за горизонт.


    TABLEAU III

    An attic in Sadko’s quarters
    • Lyubava’s Recitative and Aria

    Lyubava Buslayevna, Sadko’s wife, suffers by his absences, his dreams in which she plays no part, and his lost love . Садко возвращается, все еще опьяненный морем. Не в силах больше ждать, он отвергает L и бежит на городскую площадь в поисках необычных приключений.


    ТАБЛИЦА IV

    Пристань в Новгороде, на берегу озера Ильмень

    FF Fedorov, 1935: -Садко/)
    • Скастовка и Lookout
    • Песни иностранных торговцев:
    1. Песня Varangian Merchant
    2. Song
    3. Sondshant
    4. Sondshant
    5. 2ENSHANT
    6. 2ENSHANT
    7. Song

    8. .0172 Finale
    9. Толпа с восторгом наблюдает за иностранными кораблями, только что пришвартованными к пристани. Варяжские (викинги), индийские и венецианские купцы обещают большие богатства. Два пристава обеспокоены распространением подрывных идей Садко и приказывают двум дуракам, Дуде и Сопелю, поиздеваться над ним. Внезапно появляется Садко и возвещает о чуде: озеро Ильмень полно золотых рыбок. Над ним издеваются, и делаются ставки. Благодаря обещанию Волховой Садко ловит трех золотых рыбок, которые тут же превращаются в золотые слитки. Приставы в отчаянии, ведь теперь у Садко есть средства для реализации своих амбиций. Нежата поет песню во славу. Но куда он пойдет? Трое иностранных купцов хвастаются своей родиной.

      Садко выбирает Венецию. Любава безуспешно пытается удержать Садко. Корабли зовут.


      Tableau v

      Мирное пространство на океане
      FF Fedorov, 1935. (Источник: Http://allrus.meadive-medivefic- EP).
    10. Ария Садко
    11. Сцена и интермеццо
    12. В одном из своих многочисленных плаваний корабль Садко внезапно останавливается посреди моря; Морской король требует дань. Они выбрасывают за борт бочки, полные сокровищ, но силы моря требуют человеческой жертвы: Садко. Он ходит по доске со своим драгоценным гусли , и тонет в морских глубинах, а его корабль наконец уплывает.


      ТАБЛИЦА VI

      Морские глубины
      И. Билибин. Подводное царство . Эскиз декорации, 1914 г.  (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)
      • Похвал (Садко)
      • Шествие морских чудес
      • Свадебная песня
      • Танцы подводного царства :
      1. Танцы рек и ручьев
      2. Танцы какой-то рыбы
      3. Общий танец и финал

      Морской царь и Волхова упрекают Садко в том, что он никогда не платил дани. Морской царь хочет его наказать, но заступается Волхова, превознося его достоинства как певца. За песней Садко в честь морского царства следует пышный водный спектакль, показывающий брак Волховой с героем. Подводный танец вызывает огромный шторм. Десятки лодок тонут. Внезапно появляется Видение; это древний Герой, который заканчивает хаос и произносит свой приговор: власть Морского царя кончилась, Волхова поднимется на поверхность, чтобы стать рекой, а Садко вернется в Новгород, который один отныне будет пользоваться его песнями. Садко и Волхова поднимаются на поверхность в раковине, которую тянут косатки.

      ТАБЛИЦА VII

      Новгород, зеленый луг на берегу озера Ильмень
      • Оркестровая интродукция
      • Колыбельная (Волхова)
      • Финал
      • Берега озера Ильмень спит. Волхова поет колыбельную и уходит. Жалобный голос Любавы будит Садко. Он узнает свою жену и бросается ей в объятия; они больше не будут разделены снова. Как только рассеялись туманы, мы видим, как 30 кораблей Садко спускаются по новой реке: Волхове, пересекающей озеро и связывающей Новгород с далекими морями. Весь мир воспевает новую эру процветания города.



        Смотреть: Спектакль Мариинского театра, Санкт-Петербург, 1994 год, дирижер Валерий Гергиев, в главных ролях Владимир Галузин (Садко), Марианна Тарасова (Любаша) и Валентина Цидипова (Волхова).

        В этой прекрасной постановке использованы декорации Константина Коровина из постановки 1920-х годов.

        Посмотреть постановку можно здесь:

        Послушать: Компания Philips выпустила компакт-диск с тем же исполнением, что и на Decca set Римский-Корсаков: 5 опер . Остальные четыре оперы — «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка», и «Царская невеста ». Это потрясающая сделка, но в ней нет либретто.



        Нравится:

        Нравится Загрузка…

        Садко Он герой! | Чарующая русская опера: Царица из состояния на сцену

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте

        Расширенный поиск

        • Иконка Цитировать Цитировать

        • Разрешения

        • Делиться
          • Твиттер
          • Подробнее

        См.

        Народицкая Инна,

        Садко Он герой!’

        ,

        Чарующая русская опера: Царица от государства к сцене

        (

        2011;

        онлайн-издание,

        Oxford Academic

        ), 927iorg, 19 января 2012 г. 10.1093/acprof:oso/9780195340587.003.0110,

        , по состоянию на 21 ноября 2022 г.

        Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте

        Расширенный поиск

        Реферат

        Нравится Млада , Римский-Корсаков Садко продолжает традиции русских опер-сказок, сочетая фольклор и фантастику, язычество и православие, массовые и интимные сцены, коллективные славянские и разнообразные (восточные и западные) другие. В обеих операх представлены волшебные царевны (принцессы), населяющие морские глубины и управляющие ночным миром снов и теней, тем самым расширяя сочетание царственной женственности, волшебства и воды в русалках. Но Садко реверсирует как Русалка так и Млада . Герой, не утонувший в воде и не влекомый к эфирным высотам, процветает, покоряя грозную Морскую Царевну. Чужая и волшебная, она не побеждена русским богатырем, а напротив, увлеченная им, охотно превращается в реку. Вспыльчивый нрав Садко и его связи с русскими былинами делают его невосприимчивым к психозу девятнадцатого века. Он музыкант, сочинитель песен и воссоздатель собственной судьбы.0023 Былина , давно известная и воспетая. Композитор изображает музыканта (и себя) героем; его Садко — художественное проявление национального мужского характера, энергичного, опирающегося на свои далекие исторические корни, пользующегося женской поддержкой, свободного от тени могущественных героинь — исторических или магических могучих героинь.

        Ключевые слова: фольклор, язычество, православие, царевна, женский пол, былина

        Предмет

        Музыковедение и история музыкиОпераМузыка барокко

        В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

        Войти

        Получить помощь с доступом

        Получить помощь с доступом

        Доступ для учреждений

        Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

        Доступ на основе IP

        Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

        Войдите через свое учреждение

        Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

        1. Нажмите Войти через свое учреждение.
        2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
        3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

        Войти с помощью читательского билета

        Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

        Члены общества

        Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

        Войти через сайт сообщества

        Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

        1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
        2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

        Вход через личный кабинет

        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

        Личный кабинет

        Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

        Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

        Просмотр учетных записей, вошедших в систему

        Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

        • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.
        • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

        Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

        Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *