Кто написал произведение тоска – Тоска (рассказ) — Википедия

Содержание

Образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова |LITERATURUS: Мир русской литературы

Иона. «Тоска».
Художники Кукрыниксы
Крестьянин Иона является главным героем рассказа «Тоска» Чехова, написанного в 1886 году.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по рассказу «Тоска»
Все материалы по творчеству Чехова

Образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова


Главный герой рассказа — крестьянин Иона Потапов. Он служит извозчиком в Петербурге. Судя по всему, он живет и работает в деревне («с плугом»), но приезжает в столицу на заработки (это было обычным явлением среди крестьян):
«Извозчик Иона Потапов…» 
«Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин…»
Вероятно, извозчик Иона является немолодым мужчиной:
«Да… Стар уж стал я ездить…»
 
«Старик вздыхает и чешется…»  
Иона — бедный крестьянин. Его «лошаденка» отличается худобой, а сам старик, судя по всему, носит старую одежду:
«Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку.» 
«Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…» (о шапке Ионы)
Несколько дней назад у Ионы случилось страшное горе — у него умер сын. Убитый горем старик уже несколько дней пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но ему это не удается. Очевидно, в Петербурге у него нет близких людей:
«Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника.» 
«А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.»
 
«Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… «
Судя по всему, Иона является вдовцом. Из родных у него есть дочь Анисья, которая осталась в деревне:
«В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить…» 
«— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный. 
— Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля… Хи-хо-хо… Могила, то есть!.. «
Иона является забитым, робким человеком. Он покорно сносит хамство и пренебрежение со стороны окружающих людей:
«— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова? 
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника. 
— Гы-ы… — смеется он. — Веселые господа… дай бог здоровья!»
Судя по всему, Иона — незлой, доброжелательный человек. Он ведет себя вежливо и приветливо с окружающими. К сожалению, люди не всегда отвечают ему тем же:
«Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним. 
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он. 
— Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!»
К сожалению, в таком большом городе, как Петербург, не находится никого, кто бы выслушал несчастного Иону. Отчаявшись искать поддержку среди людей, старик идет к своей лошади и рассказывает ей все. Лошадь оказывается единственным живым существом, которое способно выслушать несчастного старика:
«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… 
Иона увлекается и рассказывает ей всё…»

Таков цитатный образ и характеристика Ионы в рассказе «Тоска» Чехова: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по рассказу «Тоска»
Все материалы по творчеству Чехова

www.literaturus.ru

Читать книгу Тоска Антона Чехова : онлайн чтение

Антон Чехов
Тоска

Кому повем печаль мою?..

Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих лошадей, тому нельзя не думать…

Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина все нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.

– Извозчик, на Выборгскую! – слышит Иона. – Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

– На Выборгскую! – повторяет военный. – Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега… Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места…

– Куда прешь, леший! – на первых же порах слышит Иона возгласы из темной движущейся взад и вперед массы. – Куда черти несут? Пррава держи!

– Ты ездить не умеешь! Права держи! – сердится военный.

Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.

– Какие все подлецы! – острит военный. – Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.

Иона оглядывается на седока и шевелит губами… Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.

– Что? – спрашивает военный.

Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

– А у меня, барин, тово… сын на этой педеле помер.

– Гм!.. Отчего же он умер?

Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:

– А кто ж его знает! Должно, от горячки… Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля.

– Сворачивай, дьявол! – раздается в потемках. – Повылазило, что ли, старый пес! Гляди глазами!

– Поезжай, поезжай… – говорит седок. – Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!

Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется… Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой…

По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.

– Извозчик, к Полицейскому мосту! – кричит дребезжащим голосом горбач. – Троих… двугривенный!

Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены… Что рубль, что пятак – для него теперь все равно, были бы только седоки… Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.

– Ну, погоняй! – дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. – Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти…

– Гы-ы… гы-ы… – хохочет Иона. – Какая есть…

– Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..

– Голова трещит… – говорит один из длинных. – Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили.

– Не понимаю, зачем врать! – сердится другой длинный. – Врет, как скотина.

– Накажи меня бог, правда…

– Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.

– Гы-ы! – ухмыляется Иона. – Ве-еселые господа!

– Тьфу, чтоб тебя черти!.. – возмущается горбач. – Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, черт! Но! Хорошенько ее!

Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:

– А у меня на этой неделе… тово… сын помер!

– Все помрем… – вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. – Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?

– А ты его легонечко подбодри… в шею!

– Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?

И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.

– Гы-ы… – смеется он. – Веселые господа… дай бог здоровья!

– Извозчик, ты женат? – спрашивает длинный.

– Я-то? Гы-ы… ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена – сырая земля… Хи-хо-хо… Могила то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив… Чудное дело, смерть дверью обозналась… Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну…

И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они наконец приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…

Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.

– Милый, который теперь час будет? – спрашивает он.

– Десятый… Чего же стал здесь? Проезжай!

Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу.

«Ко двору, – думает он. – Ко двору!»

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора Иона сидит уже около большой, грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…

«И на овес не выездил, – думает он. – Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело… который и сам сыт и лошадь сыта, завсегда покоен…»

В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.

– Пить захотел? – спрашивает Иона.

– Стало быть, пить!

– Так… На здоровье… А у меня, брат, сын помер… Слыхал? На этой неделе в больнице… История!

Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется… Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой… Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про нее нужно поговорить… Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать… А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.

«Пойти лошадь поглядеть, – думает Иона. – Спать всегда успеешь… Небось выспишься…»

Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…

– Жуешь? – спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. – Ну, жуй, жуй… Коли на овес не выездили, сено есть будем… Да… Стар уж стал я ездить… Сыну бы ездить, а не мне… То настоящий извозчик был… Жить бы только…

Иона молчит некоторое время и продолжает:

– Так-то, брат кобылочка… Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Взял и помер зря… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?

Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…

Иона увлекается и рассказывает ей всё…

iknigi.net

ТОСКА | Психология темпоральная

Тоска – чувство, стесняющее даже дух человека, вызывающее томление его души, мучительную грусть; чувство, граничащее с душевной тревогой, беспокойством, боязнью, иногда смешиваемое со скукой, горем, печалью, и скорбью. Как может психолог-психотерапевт пройти мимо столь сложного феномена и не задуматься над ним? Глава «Тоска» написана специально для книги «Психотерапия для России» с целью внести ясность в столь сложную тему, которая так близка и так мало понятна русскому человеку.

Содержание глава
  1. Причины душевной тревоги у исследователей тоски.
  2. Определение понятия «тоска».
  3. Тоска Чехова.
  4. Тоска по родине Цветаевой.
  5. Тоска группы «Многоточие».
  6. Тоска о прошлой жизни.
  7. Тоска – разрыв с самим собой.
  8. Россия и тоска.
  9. Признаки тоски.
  10. Усиливать тоску.
  11. Следствия тоски.
  12. Выход из тоски и ее преодоление.
  13. Произведения искуства о тоске.
  14. Состояние тоски снимается.
  15. Как преодолеть тоску?
Более подробное изложение

1. Почему тема тоски вызывает у меня душевный трепет?

  • Потому ли, что она для меня очень значима?
  • Или потому, что она актуальна для россиян вообще?
  • Потому ли, что тема тоски подводит нас к теме смерти, а некоторых к суициду?
  • более подробно >>>

 

2. Определение понятия «тоска»

ТОСКА — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. Тоска по родине обращается иногда в телесную болезнь, с изнурительною лихорадкой. Тоска берет глядеть на него, докучает. Тоска бешеная! от скуки, безделья.  более подробно >>>

 

3. Тоска Чехова

В состоянии тоски человеку нужна душевная поддержка другого человека или животного. Яркий пример мы видим в рассказе Чехова «Тоска», где главный герой, извозчик Иона, не найдя понимания среди людей в своем горе, рассказывает о нем лошади.

более подробно >>>

 

4. Тоска по родине Цветаевой

Сложность чувств поэтессы относительно тоски по родине мы видим в первых же строках, когда она пишет, что тоска для нее «давно разоблаченная морока». Давно она идентифицировала свою тоску и, не смотря на это, не может от нее избавиться. … Здесь мы можем взять одну важную мысль – доводы сознания в борьбе с тоской слабы, так как ее причины, истоки глубже. … Как бы там ни было, рациональная психотерапия в работе с тоской не может быть эффективной.

более подробно >>>

 

5. Тоска группы «Многоточие»

Текст песни «Щемит в душе тоска» группы «Многоточие» (российская рэп-группа, существовавшая с 1998 года по 2006, являясь одной из самых известных рэп-групп России; фанаты и критики приписывали эту группу к таким жанрам, как гангста-рэп («гоп-хип-хоп») и политический рэп. Автором — Р.Аляутдинов).

На сердце боль, взгляд смотрит в небо
Ждет ответа
Душа не верит в то, что нету,
Тебя уже нету…
Щемит в душе тоска, да синий сигаретный дым
Въедается в глаза, как будто слезы пытаясь выжать ….

В итоге можем сделать некоторые выводы относительно природы чувства тоски у автора песни, и, вероятно, у той социальной группы, которую он представляет.

Причины тоски в следующем: на сердце боль от потери друга, и вместе с этим нет объяснения этой боли ….  Алкоголизм, наркомания и суициды – следствие тоски и того, что душа не получает ответа, брошена сама на себя в состоянии безвременья.

более подробно >>>

 

6. Тоска о прошлой жизни

Тоска о прошлой жизни — сложный феномен, который не так уж редок. Человек явно чувствует связь с определенным типажом, героем, или представителем социального слоя прошедшего времени. Ему кажется, что прошедшее время никуда не уходило, что оно подменяет собой настоящее, что лицо не родное, и во всем проступает личность из прошлого времени.

более подробно >>>

 

7. Тоска – разрыв с самим собой

Потеря своего лица, безвременье, так как закрыто влекущее видение будущего, нет и будоражащей сознание памяти предков. Это и разрыв с прошлым, и разрыв со всем миром в настоящем. Душа осталась сама с собой в чистом сознании, но страх преграждает движение к бессознательному, диалог с ним, где есть пути к вечному и святому.

более подробно >>>

 

8. Россия и тоска

Тема тоски, на мой взгляд, актуальна для россиян вообще.

В России чувство тоски может доминировать в связи с всеобщим состоянием безвременья. Но кто-то его преодолеет первым, и мы его заметим. Это и будет настоящий лидер нации.

более подробно >>>

 

9. Признаками тоски может быть следующее: слезы, печаль, грусть, гнев, одиночество.

10. Усиливать тоску могут: стыд, тревога, одиночество, отвращение, презрение, дождь, печальные картины жизни и произведения искусства, планеты и звезды, скука.

11. Следствием тоски могут быть: смерть, депрессия, стресс, отчаяние, открытие диалога с бессознательным.

 

12. Выход из тоски и ее преодоление

Выход из тоски и ее преодоление – не одно и то же. Выход предполагает возвращение в то состояние, которое предшествовало тоске, то есть обратно. Преодоление же – это переход через препятствие. Таким образом, человеку в состоянии тоски может оказываться помощь на двух разных методологических основаниях. Первое, предполагается, что погружение в состояние тоски – это погружение в те сферы душевных переживаний, которые находятся на каком-то дне сознания ….

более подробно >>>

 

13. Есть уверенность, что душа человека всегда, в большей или в меньшей степени, тоскует по своей прародине, по своему первоисточнику.

Согласно Платону  знание -это воспоминание. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину … и может интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем.

более подробно >>>

 

14. Состояние тоски снимается иногда вторым или третьим сеансом маскотерапии, когда в работе над портретом клиент замечает, что в его портрете проступают не только его черты, но и черты архетипических образов человечества, рода и этноса. Таким образом, мы расширяем взгляд человека на свою природу, приоткрывая ему видение Вечного, и выводя его с территории безвременья.

более подробно >>>

 

15. Как преодолеть тоску? (из личного опыта)

 

Книга «Психотерапия для России», частью которой является настоящая глава, призвана выполнить ту роль портрета для страны, которую он играет в психотепевтическом процессе маскотерапии для отдельной личности.

 

skravchenko.ru

Джакомо Пуччини, опера «Тоска»: краткое содержание

Итальянские композиторы известны во всем мире. Один из них — Джакомо Пуччини (фото его представлено ниже). Это автор оперы под названием «Тоска». Именно об этом произведении мы и поговорим сегодня.

Опера «Тоска», краткое содержание которой представлено в этой статье, открывается тремя сокрушительными аккордами. Они всегда используются далее для характеристики Скарпиа. Этот персонаж — зловещий шеф полиции, беспощадный, хотя и утонченный внешне человек. Он олицетворяет собой реакционные силы Италии. В этой стране в 1800 году Наполеон считался апостолом свободы, что нашло отражение в таком произведении, как опера «Тоска». Краткое содержание продолжается открытием занавеса, означающим начало первого действия.

Начало первого действия

Занавес поднимается сразу же после вступительных аккордов. Зрителю предстает внутренний вид находящейся в Риме церкви Сант-Андреа делла Балле. В одну из ее боковых дверей заходит человек в оборванных одеждах, дрожащий от страха. Это Анджелотти, политический узник, бежавший из заключения. Он скрывается в церкви. Сестра его, маркиза Аттаванти, под статую Мадонны спрятала ключ от семейной капеллы, в которой и скрывается ее брат. Анджелотти сейчас лихорадочно его ищет. Опера Пуччини «Тоска» продолжается тем, что, этот герой, найдя его, поспешно отпирает дверь капеллы и скрывается в ней. Он успевает это сделать до того, как входит ризничий с едой и вещами для художника, работающего здесь.

Ризничий приходит к Каварадосси

Ризничий занят своими мыслями. Он говорит о чем-то сам с собой, идя к месту работы художника. Ризничий недоволен, что черты одной из прихожанок проступают в образе святой. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого живописца. Вот появляется и сам художник, Марио Каварадосси. Он начинает работать над изображением Марии Магдалины. На мольберте находится картина, законченная наполовину. Каварадосси поет арию «Свой лик меняет вечно». В ней он сравнивает с чертами своей возлюбленной, Флории Тоски (знаменитой певицы), наброски своего портрета.

Художник обнаруживает беглеца

Ризничий уходит. Художник обнаруживает Анджелотти, который полагает, что церковь пуста и решает выйти из укрытия. Испуг его при виде художника тут же сменяется радостью — они с Марио старые друзья. Художник теперь не оставит в беде беглого узника. Однако разговор их прерывает стук в дверь.

Появление в церкви Флории Тоски

Хотите узнать, чем продолжается опера «Тоска»? Краткое содержание знакомит читателя с дальнейшими событиями. Флория Тоска просит открыть дверь в церковь. Каварадосси, едва заслышав голос женщины, заталкивает обратно в капеллу своего друга, чтобы он спрятался там. Флория входит. Это изумительно красивая женщина, одетая великолепно. Она, как и большинство других красавиц, легко поддается ревности. Сейчас это чувство возбуждает в ней портрет, который пишет Каварадосси. Она узнает белокурую красавицу. Художнику стоит некоторого труда успокоить свою возлюбленную. Флория не способна долго сердиться на Марио, и они договариваются после беседы встретиться на вилле художника после вечернего спектакля Флории во дворце Фарнезе. Анджелотти после ее ухода вновь выходит из своего укрытия. Его уводит Каварадосси, для того чтобы спрятать у себя дома.

Шеф полиции ищет беглеца

Сюжет оперы «Тоска» стремительно развивается. Приходят новости о том, что Наполеон потерпел поражение на севере Италии. Священники в церкви ведут приготовления для совершения богослужения по этому поводу. Скарпиа входит в самый разгар его подготовки. Шеф полиции ищет беглого Анджелотти. Вместе со Сполеттой, своим сыщиком, он находит множество свидетельств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди улик эти действующие лица пьесы обнаруживают, например, веер с гербом Аттаванти. Скарпиа использует его хитроумно для того, чтобы возбудить ревность Флории, к которой пылает страстью.

Богослужение

Богослужение начинается. Большая процессия входит в церковь. Пока звучит в честь победы над Бонапартом Te Deum, Скарпиа стоит сбоку. Шеф полиции надеется на то, что сможет избавиться от конкурента, и использует для этого ревность Флории. Если удастся его план, Каварадосси окажется на эшафоте, и он получит Тоску. Перед тем как падает занавес, Скарпиа преклоняет колена в молитве перед кардиналом, но мысли его поглощены дьявольским планом.

Начало второго действия

Во дворце Фарнезе вечером этого же дня отмечается победа над Бонапартом. Звуки музыки доносятся сквозь открытые окна отделения полиции, находящегося тут же, во дворце. Скарпиа в своем кабинете думает о событиях этого дня. Он посылает со Скьярроне, своим жандармом, записку Тоске, а также получает сообщение от сыщика Сполетты. Тот обыскал дом Каварадосси, однако Анджелотти там не нашел, но видел Тоску. Сполетта арестовал Каварадосси, который находился во дворце.

Допрос Каварадосси и Тоски

Пока звучит голос Флории, исполняющей сольную партию, ее возлюбленного допрашивают в кабинете Скарпиа, однако безрезультатно. Когда появляется Флория, Каварадосси успевает ей шепнуть, что шефу полиции ничего не известно, и что ей не следует говорить о том, что она видела у него в доме. Скарпиа распоряжается увести художника в камеру пыток. Жандармы исполняют этот приказ, а вместе с ними и палач Роберти.

После этого Скарпиа принимается допрашивать Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но лишь до тех пор, пока не слышит стоны Каварадосси, доносящиеся из камеры. Не в силах этого вынести, она выдает место, где находится Анджелотти. Это колодец в саду. Изможденного пытками Каварадосси доставляют в кабинет Скарпиа. Художник сразу же понимает, что его возлюбленная предала его друга. Сразу же после этого приходят новости о том, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать радости. Он поет песнь, восхваляющую свободу. Скарпиа приказывает отвести его в тюрьму и казнить на следующее утро.

Убийство Скарпиа

Затем шеф полиции снова начинает коварный разговор с Флорией. Во время этого диалога включается в такое произведение, как опера «Тоска», ария Тоски. Флория поет «Только пела, только любила». Это страстное обращение к музыке и любви — двум силам, которым Тоска посвятила всю свою жизнь. Женщина решается принести себя в жертву ради спасения любимого.

Скарпиа теперь объясняет, что, так как он уже распорядился казнить Каварадосси, следует произвести хотя бы фальшивые приготовления к казни. Он зовет Сполетту и дает ему необходимые распоряжения, а также выписывает пропуска для того, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим. Однако в тот момент, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь заключить женщину в свои объятия, Тоска вонзает в шефа полиции кинжал. Оркестр в это время играет три аккорда Скарпиа, но теперь очень тихо.

Флория моет руки, а затем берет пропуска из руки Скарпиа, ставит с обеих сторон от головы убитого по свече и кладет на его грудь распятие. Занавес падает тогда, когда Флория исчезает из кабинета.

Начало третьего действия

Довольно спокойно начинается заключительное действие. Ранняя утренняя песнь в исполнении пастушонка звучит за сценой. Местом третьего действия служит крыша римского замка Сант-Анджело. Именно сюда должен быть приведен для казни Каварадосси. Ему предоставляется короткое время для приготовления себя к смерти. Это время он использует для того, чтобы написать Тоске последнее письмо. Это очень трогательная сцена, которая предстает зрителям в третьем действии (опера «Тоска»). Ария «Тоски», которую поет Каварадосси в этот момент, называется «В небе звезды горели».

Страстный дуэт возлюбленных

Затем появляется Флория. Она показывает возлюбленному спасительные пропуска и рассказывает, как ей удалось убить шефа полиции. Страстный любовный дуэт предвкушает счастливое будущее. Затем Тоска говорит, что Каварадосси следует пройти фарс ложной казни, а затем они вместе убегут.

Трагический финал

Входит ведомый Сполеттой расчет. Перед ним встает Марио. Звучит выстрел, художник падает. Уходят солдаты. Флория падает на тело убитого возлюбленного. Она осознает лишь теперь, что Скарпиа обманул ее. Патроны оказались настоящими, и Каварадосси убит. Рыдая над его трупом, молодая женщина не замечает шагов вернувшихся солдат. Они нашли тело Скарпиа. Сполетта пытается схватить Флорию, однако женщина его отталкивает, взбирается на парапет и бросается вниз с крыши замка. Солдаты, замершие в ужасе, стоят неподвижно, пока звучит мотив предсмертной арии Каварадосси.

Так заканчивается опера «Тоска». Краткое содержание, изложенное нами, конечно, даже близко не передает всего великолепия этого произведения. Безусловно, стоит по возможности посмотреть его в театре. Итальянские композиторы считаются одними из лучших в мире. Опера, созданная Джакомо Пуччини, в очередной раз доказывает это.

fb.ru

Краткое содержание «Тоски» Чехова, почему люди бывают одиноки среди людей

Человеческое равнодушие и абсолютная нечувствительность к боли и душевным терзаниям других людей не раз становились главными темами в произведениях многих классиков. Рассказ Чехова «Тоска» является одним из таких. В нем просто, но в то же время, очень глубоко переданы страдания одного извозчика, которому и хотелось бы рассказать о них хоть кому-нибудь, да вот только никто не хочет выслушать. И, в конце концов, оказывается. Что даже животное милосерднее человека.

В центре повествования – самый обычный извозчик, он беден, устал и растерян. Это типичный образ «маленького человека», которого никто не замечает и на которого, по сути, всем наплевать. Зовут героя рассказа Иона Потапов, и это само по себе удивительно, потому что обычно таким имена и, тем более, фамилии таких людей никому не интересны, и в произведениях не упоминаются.

Итак, сидит Иона Потапов в своей повозке и ожидает, когда же кто-нибудь воспользуется его услугами. Тут же стоит и запряженная лошаденка, которая, кажется, о чем-то думает. Да и как не думать существу, оторванному от знакомого с детства плуга, от родных деревенских просторов и переброшенному в чуждый городской мир вечно куда-то спешащих людей. Так и стоят эти двое, дожидаясь работы и глубоко погрузившись в собственные размышления.

Первым просит его подвезти до нужного места (улицы Выборгской) богатый барин. И вот ему-то и решает Иона рассказать о своем горе, и тут читатель впервые сталкивается с этой самой тоской. Оказывается, неделю назад у извозчика умер сын, и растерянному отцу необходимо высказаться, излить свое горе, но его пассажиру это совершенно не интересно. Он отмахивается от «маленького человека», просто для приличия спросив «Отчего же он умер?». Извозчик и рад бы ответить, и уже было открывает рот, но тут слышится ругань, кто-то из темноты кричит на них, что они едут не туда, и барин быстро сводит разговор на нет. Так читатель сталкивается с первым проявлением равнодушия к человеческому горю.

И вот пассажир ушел, и опять Иона сидит один, и опять тоска наваливается, давит на грудь, сердце, ее бы излить, да некому. Следующие, кому потребовались услуги извоза, оказались трое подвыпивших парней. Они вроде веселые, но в то же время не прочь и ударить старого извозчика, потому что, на их взгляд, он едет не достаточно быстро. Но парни шутят, и с ним горе вроде отпускает, и Иона опять пытается заговорить о сыне, но, понятно, компании это не интересно. И лишь один на ходу бросает расхожую фразу: «Все помрем…» Сочувствия нет и тут.

Наконец, рабочий день окончен, желающих куда-либо поехать все равно нет, и старый извозчик возвращается туда, где он проводит ночи – в рабочую ночлежку. Как выясняется, и дома в традиционном представлении, у этого человека нет. Лишь некоторые подсказки в произведении (грезы лошадки о плуге, слова об оставшейся в деревне дочери Ионы Агафьи) дают возможность думать, что он приехал из деревни. И что-то где-то там и осталась его настоящая жизнь.

Сидя у грязной печи и не имея ни малейшего желания спать, герой видит, как стает один из спящих тут же солдатов, молодой парень, проснувшийся от жажды. Ему Иона снова пытается рассказать о сыне, о его продолжительной болезни и трудной, бессмысленной в понимании старика, смерти, но видит, что тут уже снова спит. И тогда, вздыхая, несчастный отец, так и не нашедший поддержки и понимания у людей, идет к своей верной лошаденке и начинает говорить с ней.

И по его простым словам читатель понимает, как старику тяжело, какое неизбывное горе давит его, и как тяжело держать это все в груди. А лошадь… Лошадь – простое животное, но, слыша тоскливый голос хозяина, она словно понимает его настроение и внимательно слушает. Кажется даже, что понимает. И, увлекшись, Иона наконец-то все рассказывает, что так печалит его.

В рассказе “Крыжовник” Чехова говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил меркантильной идее — иметь усадьбу с крыжовником.

Еще у нас есть обзор одного из самых известных произведений А. П. Чехова – «Смерть чиновника». Это короткий, но очень глубокий рассказ. Прочитать о нем вы можете в этом обзоре.

Значение произведения «Тоска»

Рассказ написан в очень тяжелой атмосфере безысходности. Какого-то повального равнодушия и неумения слушать. Тоска, что распирает душу несчастного отца, недавно потерявшего сына (а вполне возможно, что еще раньше у него умерла жена, ведь о скорби матери в рассказе нет ни слова, значит, нет и матери), сравнивается с огромным потоком, который если бы излить из груди, затопил бы весь мир. Так представляет свое состояние сам Иона, и таки оно видится читателю. Однако вылить никак, и от этого становится еще хуже.

Но только ли о равнодушии рассказ? Нет. Скорее, он именно о той самой всепоглощающей тоске, когда ни работа, ни сон, ни отдых не приносят никакого избавления, и в голове постоянно сидит одна и та же мысль: «Рассказать, поделиться». Иона – человек простой, он не умеет рефлексировать, не может самостоятельно разобраться с тем, что ощущает. Поэтому он и ищет помощи у людей, но так и не находит.

Люди – это не жестокое стадо, которому наплевать на всех других. Нет, просто каждый человек погружен в свой собственный мир, в свои проблемы, интересуется лишь своей жизнью, и закрыт для переживания другим. Однако такое отношение справедливо лишь в отношении мужчин, по крайней мере, так думает извозчик. Ему бы с бабой поговорить, которые хотя бы начинают плакать едва услышат о смерти. Но нет и таких баб рядом. Никого нет. Кроме старой верной лошади.

Желание выговориться
На протяжении всего произведения главный герой ищет поддержки у людей, он настроен на разговор, ему требуется выговориться. Потому что думать про смерть ребенка Иона не может, он старается забить свою голову совершенно иными размышлениями, а вот именно сказать людям – это то, что требуется извозчику. Да вот только слушать никто и не хочет.

Почему бывает одинок человек

Тема одиночества среди людей (помним, что извозчик – профессия все же публичная, она сродни современным таксистам, которым всегда есть с кем поговорить) – одна из ключевых во всем творчестве А.П. Чехова. В его рассказах часто героями являются те самые «маленькие люди», безумно одинокие и глубоко несчастные. Эта тема особенно ярко проступает и принимает уже воплощенный облик в другом знаменитом творении этого же автора – «Человек в футляре». Иона, по сути, замкнут в таком же футляре, и вырваться из него не представляется возможным.

Итак, безысходная, неизбывная тоска по родному человеку и недоумение: «Почему он, а не я?», терзают душу героя. Ионе сложно еще и оттого, что сам в себе разобраться он не может, ему даже думать об умершем сыне страшно. Говорить вот не страшно, а думать не может. И все это вместе погружает его в футляр еще больше, давит со всех сторон.

В рассказе изумительно описан образ той самой тоски: огромный, рвущийся наружу поток, способный затопить весь мир, но сжатый в чем-то, напоминающем яичную скорлупу, и заключенный в самом центре груди. Именно так представляет себе свои переживания старый извозчик, потому он и нуждается в разговоре.

Но мир жесток. Жесток и равнодушен, и абсолютно никому вокруг нет никакого дела до «маленького человека». Его дело – везти, а разговоры по душам пусть оставит при себе. Никого не волнует чужое, и, к сожалению, такое же отношение осталось и до сих пор. Мир не поменялся, да и человек остался прежним.

Иона вздыхает и рассказывает все единственному живому существу, понимающему его (и по половому признаку тоже женщине) – лошади. И ему, наверное, становится легче.

Краткое содержание “Тоски” Чехова

5 (100%) 4 votes

r-book.club

Чехов А. П. Тоска- краткие содержания произведения помогите плиз?!!! =(

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «ТОСКА».

Изложение сюжета рассказа Чехова «Тоска»
Человек и общество в изображении А. П. Чехова (по рассказам «Злоумышленник» , «Тоска» )
Змея и рыба (Армянская сказка)
Мой дедушка
Человек, на которого я хочу быть похожей. Произведение-описание

Вечером, когда пушистый снег медленно мягким пластом ложится на «крыши, лошадиные спины, плечи, шапки» , извозчик Иона Потапов, весь белый, как привидение, все сидит на козлах без работы, сидит не двигаясь. Снег облепил уже и его лошаденку, ставшую похожей на «копеечную пряничную лошадку» , и его самого. Иона погружен в задумчивость, «погружена в мысль» , вероятно, и его лошаденка: «Кого оторвали от плуга, от привычных, серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать… »

Иона давно уже ждет седока, но никто его не окликает. Вдруг: « Извозчик, на Выборгскую! » — ив сани садится военный. Иона трогает с места; снег отпадает от его спины, с крупа лошади. Они двигаются с места и тут же раздаются крики извозчиков, которым Иона помешал. Военный сердится: «Ты ездить не умеешь! » Иона оборачивается к седоку, шевелит губами. Военный, не поняв, переспрашивает и слышит в ответ: «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер» . — «Гм! Отчего же он умер? » — «Должно, от горячки… Три дня пролежал в больнице и помер… »

Иона отвлекся от дороги и со всех сторон опять кричат ему: «Сворачивай, дьявол… » Военный торопит Иону: «Этак мы и до завтра не доедем» , и тот послушно машет кнутом, подгоняя лошадь. Военный закрывает глаза и больше уже не расположен слушать. Иона высаживает седока и снова застывает на козлах на несколько часов. Снег все идет и идет.

Наконецтрое молодых людей, «двое высоки и тонки, третий мал и горбат» , окликают его и забираются в сани. Они обещают Ионе двугривенный. Для такого расстояния этихденег мало, но извозчику все равно, лишь бы кого-нибудь везти. Слушая перебранку седоков. Иона понемногу отвлекается от своей тоски. Когда разговор заходит о «какой — то Надежде Петровне» , Иона оборачивается к молодым людям: «Ау меня на этой неделе … тово… сын помер» . — «Все помрем… — вздыхает горбач. — …Ну, погоняй, погоняй! »

Седоки ругаются, что Иона долго везет их, и вдруг один из них спрашивает, есть ли у извозчика жена. Иона криво усмехается: «Таперя у меня одна жена — сырая земля… Сын — то вот помер, а я жив… смерть дверью обозналась… » Он хочет рассказать дальше, но седоки заявляют, что уже приехали.

Иона опять одинок. Мимо извозчика бегут люди, не замечая ни его, ни его тоски. Вот он видит дворника и решает заговорить с ним, но дворник грубо велит ему не задерживаться, проезжать. Ионе невмоготу. Он заезжает на постоялый двор. Там на полу, на скамьях храпит народ. В одном из углов поднимается молодой извозчик и тянется к ведру с водой. « Ау меня, брат, сын помер», — сообщает ему Иона. Но молодой уже укрылся столовой и спит. Как молодому извозчику хотелось пить, так Ионе хотелось поговорить. Ему нужно было описать кому — то похороны и поездку в больницу за одеждой покойного, рассказать, что в деревне осталась дочка, да мало ли еще о чем… «Слушатель должен был охать, вздыхать, причитывать… » Он выходит на улицу поглядеть лошадь. Кобыла жует сено, потому что «на овес не выездили» , и он обращается к ней: «Так — то, брат, кобылочка. Нету Кузьмы Ионыча… Приказал долго жить… Таперя, скажем, у тебя же-ребейочек и ты этому жеребеночку родная мать… И вот, скажем, этот жеребеночек приказал долго жить… ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…

Иона увлекается и рассказывает ей все…»

otvet.mail.ru

ТОСКА

Тоска – чувство, стесняющее даже дух человека, вызывающее томление его души, мучительную грусть; чувство, граничащее с душевной тревогой, беспокойством, боязнью, иногда смешиваемое со скукой, горем, печалью, и скорбью. Как может психолог-психотерапевт пройти мимо столь сложного феномена и не задуматься над ним? Глава «Тоска» написана специально для книги «Психотерапия для России» с целью внести ясность в столь сложную тему, которая так близка и так мало понятна русскому человеку.

Содержание глава
  1. Причины душевной тревоги у исследователей тоски.
  2. Определение понятия «тоска».
  3. Тоска Чехова.
  4. Тоска по родине Цветаевой.
  5. Тоска группы «Многоточие».
  6. Тоска о прошлой жизни.
  7. Тоска – разрыв с самим собой.
  8. Россия и тоска.
  9. Признаки тоски.
  10. Усиливать тоску.
  11. Следствия тоски.
  12. Выход из тоски и ее преодоление.
  13. Произведения искуства о тоске.
  14. Состояние тоски снимается.
  15. Как преодолеть тоску?
Более подробное изложение

1. Почему тема тоски вызывает у меня душевный трепет?

  • Потому ли, что она для меня очень значима?
  • Или потому, что она актуальна для россиян вообще?
  • Потому ли, что тема тоски подводит нас к теме смерти, а некоторых к суициду?
  • более подробно >>>

 

2. Определение понятия «тоска»

ТОСКА — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. Тоска по родине обращается иногда в телесную болезнь, с изнурительною лихорадкой. Тоска берет глядеть на него, докучает. Тоска бешеная! от скуки, безделья.  более подробно >>>

 

3. Тоска Чехова

В состоянии тоски человеку нужна душевная поддержка другого человека или животного. Яркий пример мы видим в рассказе Чехова «Тоска», где главный герой, извозчик Иона, не найдя понимания среди людей в своем горе, рассказывает о нем лошади.

более подробно >>>

 

4. Тоска по родине Цветаевой

Сложность чувств поэтессы относительно тоски по родине мы видим в первых же строках, когда она пишет, что тоска для нее «давно разоблаченная морока». Давно она идентифицировала свою тоску и, не смотря на это, не может от нее избавиться. … Здесь мы можем взять одну важную мысль – доводы сознания в борьбе с тоской слабы, так как ее причины, истоки глубже. … Как бы там ни было, рациональная психотерапия в работе с тоской не может быть эффективной.

более подробно >>>

 

5. Тоска группы «Многоточие»

Текст песни «Щемит в душе тоска» группы «Многоточие» (российская рэп-группа, существовавшая с 1998 года по 2006, являясь одной из самых известных рэп-групп России; фанаты и критики приписывали эту группу к таким жанрам, как гангста-рэп («гоп-хип-хоп») и политический рэп. Автором — Р.Аляутдинов).

На сердце боль, взгляд смотрит в небо
Ждет ответа
Душа не верит в то, что нету,
Тебя уже нету…
Щемит в душе тоска, да синий сигаретный дым
Въедается в глаза, как будто слезы пытаясь выжать ….

В итоге можем сделать некоторые выводы относительно природы чувства тоски у автора песни, и, вероятно, у той социальной группы, которую он представляет.

Причины тоски в следующем: на сердце боль от потери друга, и вместе с этим нет объяснения этой боли ….  Алкоголизм, наркомания и суициды – следствие тоски и того, что душа не получает ответа, брошена сама на себя в состоянии безвременья.

более подробно >>>

 

6. Тоска о прошлой жизни

Тоска о прошлой жизни — сложный феномен, который не так уж редок. Человек явно чувствует связь с определенным типажом, героем, или представителем социального слоя прошедшего времени. Ему кажется, что прошедшее время никуда не уходило, что оно подменяет собой настоящее, что лицо не родное, и во всем проступает личность из прошлого времени.

более подробно >>>

 

7. Тоска – разрыв с самим собой

Потеря своего лица, безвременье, так как закрыто влекущее видение будущего, нет и будоражащей сознание памяти предков. Это и разрыв с прошлым, и разрыв со всем миром в настоящем. Душа осталась сама с собой в чистом сознании, но страх преграждает движение к бессознательному, диалог с ним, где есть пути к вечному и святому.

более подробно >>>

 

8. Россия и тоска

Тема тоски, на мой взгляд, актуальна для россиян вообще.

В России чувство тоски может доминировать в связи с всеобщим состоянием безвременья. Но кто-то его преодолеет первым, и мы его заметим. Это и будет настоящий лидер нации.

более подробно >>>

 

9. Признаками тоски может быть следующее: слезы, печаль, грусть, гнев, одиночество.

10. Усиливать тоску могут: стыд, тревога, одиночество, отвращение, презрение, дождь, печальные картины жизни и произведения искусства, планеты и звезды, скука.

11. Следствием тоски могут быть: смерть, депрессия, стресс, отчаяние, открытие диалога с бессознательным.

 

12. Выход из тоски и ее преодоление

Выход из тоски и ее преодоление – не одно и то же. Выход предполагает возвращение в то состояние, которое предшествовало тоске, то есть обратно. Преодоление же – это переход через препятствие. Таким образом, человеку в состоянии тоски может оказываться помощь на двух разных методологических основаниях. Первое, предполагается, что погружение в состояние тоски – это погружение в те сферы душевных переживаний, которые находятся на каком-то дне сознания ….

более подробно >>>

 

13. Есть уверенность, что душа человека всегда, в большей или в меньшей степени, тоскует по своей прародине, по своему первоисточнику.

Согласно Платону  знание -это воспоминание. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину … и может интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем.

более подробно >>>

 

14. Состояние тоски снимается иногда вторым или третьим сеансом маскотерапии, когда в работе над портретом клиент замечает, что в его портрете проступают не только его черты, но и черты архетипических образов человечества, рода и этноса. Таким образом, мы расширяем взгляд человека на свою природу, приоткрывая ему видение Вечного, и выводя его с территории безвременья.

более подробно >>>

 

15. Как преодолеть тоску? (из личного опыта)

 

Книга «Психотерапия для России», частью которой является настоящая глава, призвана выполнить ту роль портрета для страны, которую он играет в психотепевтическом процессе маскотерапии для отдельной личности.

 

skravchenko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *