Врубель М.А. «Демон сидящий»
поделиться: |
Зал 33.
В 1891 году, к 50-летию со дня смерти Михаила Лермонтова, был издан двухтомник сочинений поэта с иллюстрациями лучших художников того времени. В юбилейное издание вошли также работы Михаила Врубеля, это были иллюстрации, выполненные черной акварелью к поэме «Демон». В это же время художник написал картину «Демон сидячий», ставшую первой и самой известной картиной, посвященной герою поэмы Лермонтова.
Над «Демоном» Михаил Лермонтов работал десять лет. Написанное в 1839 году произведение не допускалось к печати цензурой и впервые было издано только в 1860 году.
Вспомним поэму. Печальный Демон пролетает над прекрасными горами и реками Кавказа. Но ничто его не привлекает, ему скучно, надоела даже безграничная власть над землей. И вдруг он увидел приготовление к свадьбе дочери грузинского князя Гудала. В отчем доме, в ожидании свадьбы прекрасная девушка Тамара исполняет танец с бубном.
Демон вновь возвращается к поместью Гудала и тоже любуется красавицей Тамарой. В его душе зарождаются чувства, он не может допустить свадьбу и поступает, как злой тиран. Демон напускает на жениха разбойников. Отняв все свадебные подарки, они ранят, а затем и убивают возлюбленного княжны.
Тамара оплакивает любимого, она не может заснуть, но чей-то ласковый голос успокаивает ее. Каждый вечер красивый «пришелец» прилетает к ней на крыльях. Девушка понимает, что это не ангел, а, скорее, злой дух и просит отца отдать ее в монастырь.
Но и здесь ее преследует этот приятный голос и те же глаза неземного гостя. Княжна влюбляется и молится ему. Однако, Демон знает, что близость смертной девушки с неземным существом приведет ее к гибели. Он пытается воспротивиться своим чувствам, но его крыло не поднимается и он остается с княжной. Демон воплощается в прекрасного мужественного крылатого юношу, клянется в любви, в том, что не обманет Тамару.
Вскоре сторож, проходя мимо кельи монахини, он услышал необычные звуки нежности и любви, а затем — стон и предсмертный крик Тамары.
Отец похоронил Тамару высоко в горах, где стоит небольшой храм, куда добраться не может ни один человек.
Демон на картине Врубеля изображен на фоне гор и алого заката. Мы видим прекрасного, но одинокого юношу. Он сидит в окружении цветов, но в цветах нет жизни, они, словно застывшие кристаллы, а облака выглядят каменными. Демон печален, а его сжатые руки говорят о сомнениях и переживаниях, он спокоен, но в тоже время это властный и сильный духом юноша.
Его душа мечется в поисках смысла жизни, но на его вопросы нет ответа ни на земле, ни на небе. Демон Врубеля — это не абсолютное зло, а существо страдающее. Он способен любоваться природой и сочувствовать Тамаре, потерявшей жениха, и в то же время убить ее поцелуем.
Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в 1890 году. Позже в 1899 году он написал «Демона летящего». В отличие от неподвижного персонажа первого полотна, здесь владыка мира изображен в потоке воздуха, в свободном полете. Работа «Демон поверженный», написанная в 1901–1902 году, наполнена хаосом падения. На полотне мы видим героя с отчаянно раскинутыми руками и бессильными, сломанными крыльями. Эту картину он исправлял даже во время представления ее на выставке на глазах изумленной публики. Демон высосал у художника все силы и опустошил его душу. Судьба художника трагична — смерть малолетнего сына, безумие и слепота.
←
Назад:
Сорокин Е.С. «Развал»
Дальше:
Поленов В.Д. «Московский дворик»
→
поделиться: |
поделиться: |
А. Г. Рубинштейн. Опера «Демон»
23.08.2016Автор записи —
Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» – с ее романтической идеей благородного бунтарства, сюжетом о возвышенной любви и кавказскими пейзажами – не раз привлекала внимание композиторов. Б. Фитингоф-Шель написал на сюжет поэмы оперу «Тамара», П. Бларамберг – музыкальные картины, Э. Направник – одноименную симфоническую поэму, но самым известным музыкальным воплощением лермонтовского произведения стала опера А. Г. Рубинштейна. Композитор задумал оперу «Демон» в 1871 году, но не сразу ему удалось найти поэта, который создал бы либретто. Он пытался сотрудничать с А. Майковым, затем – с Я. Полонским, но эти попытки оказались неудачными. Потом Рубинштейн привлек к работе над либретто историка литературы П. А. Висковатова – он прекрасно знал биографию и творчество М. Ю. Лермонтова, но поэтическим даром наделен не был. Кроме того, либреттист и композитор разошлись во взглядах на оперную драматургию, в процессе работы между ними возникли разногласия, а затем и конфликт. А. Г. Рубинштейн сам переработал либретто, созданное П. А. Висковатовым.
Опера «Демон» отличается от литературного первоисточника по своему образному строю – в ней в значительной степени утрачен мятежный дух лермонтовской поэмы, Демон М. Ю. Лермонтова – в первую очередь бунтарь, Демон А. Г. Рубинштейна – скорее лирический герой. Единственное, что напоминает о его сущности богоборца – монолог «Проклятый мир…» в прологе, имеющий речитативную природу и мало связанный с последующей музыкальной характеристикой героя.
Преобладание лирической линии определило интонационный склад оперы – мелодии по своей природе близки к жанру романса (одна из арий Демона даже прямо названа романсом). В определенной степени это связано и с тем, что А. Г. Рубинштейн обладал мелодическим даром, но искусством речитатива владел в меньшей степени – поэтому речитативное начало в произведении играет несравненно меньшую роль, чем кантиленные мелодии. Они поражают своей красотой, очень легко запоминаются. Достоинствами этих мелодий искупаются даже некоторые недостатки произведения – например, недостаточная выразительность речитативов или неубедительность финала оперы. Среди лирических сцен оперы особая роль принадлежит сценам диалогическим – именно они играют главную роль в драматургии оперы «Демон», преодолевая замкнутость номерной структуры.
Драма лирических героев оперы «Демон» предстает на колоритном фоне. Место действия – Кавказ – позволило воссоздать в музыке оперы восточный колорит. По воспоминаниям П. А. Висковатова, во время работы над либретто А. Г. Рубинштейн показывал ему мелодии народных песен – грузинских и кавказских. Эта музыкальная стихия сполна воплотилась во многих сценах оперы: шествие каравана, хор девушек «Ходим мы к Арагве светлой», на фоне которого беззаботно разливаются колоратуры Тамары, исполненное лирического чувства ариозо Синодала «Обернувшись соколом», и в особенности – в танцах во втором акте («После Лезгинки в «Руслане» и Нубийской пляски в «Троянцах» Г. Берлиоза я лучших восточных танцев не знаю», – говорил об этих танцах Ц. Кюи).
Опера «Демон» была написана А. Г. Рубинштейном достаточно быстро – всего за три месяца – настолько захватил композитора этих сюжет. Но ждать постановки пришлось долго: автор представил партитуру в дирекцию Мариинского театра в 1871 году, но премьера оперы «Демон» состоялась лишь в январе 1875 года. Произведение не было благосклонно принято критикой – лишь немногие отзывались о нем положительно, и одним из таких критиков был Г. Ларош. Он был убежден, что опера непременно встретит у публики сочувственный отклик, поскольку «Рубинштейн обращается к массе, говорит языком понятным и простым». Действительно, опера нашла путь к сердцам слушателей. А. Г. Рубинштейном создано немало опер в разных жанрах – комические оперы «Попугай» и «Среди разбойников», историческая «Куликовская битва», большая опера «Нерон», лирическая «Фераморс» – но все эти произведения ныне забыты (лишь «Эпиталаму» из оперы «Нерон» певцы-баритоны часто включают в концертные программы) – и только лирическая опера «Демон» прочно заняла место в репертуаре и завоевала любовь публики.
Новой – и неожиданной – страницей в сценической судьбе оперы «Демон» стало исполнение заглавной партии Ф. Шаляпиным. Певец словно «вернул» оперу к ее литературному первоисточнику, взяв в своей интерпретации курс не на лирическое начало, а на идею богоборчества, «вызова небу». К такой трактовке оперы «Демон» располагала историческая обстановка: Ф. И. Шаляпин исполнял партию Демона незадолго до революции 1905 года – и герой выглядел подлинным «вождем небесных революций» («Не хватает только, чтобы Демон разбрасывал прокламации «Долой самодержавие», – заметил один критик)… Впрочем, продолжения такая интерпретация образа не получила – она не находила опоры в музыке А. Г. Рубинштейна. Его «Демон» все-таки остается образцом лирической оперы.
Музыкальные сезоны
демонов от Imagine Dragons — Songfacts
Лицензия Эта песня
Тексты
Artistfacts
SongFacts®:
Imagine Dragon чему он способствовал. Английский хип-хоп продюсер наиболее известен как соавтор хитового сингла Эминема «Love The Way You Lie» и успешной мелодии Dr Dre «I Need A Doctor».
Алекс Да Кид и инженер продюсера Джош Моссер написали песню вместе с группой. В нем солист Дэн Рейнольдс предупреждает любимого человека не приближаться к нему слишком близко, поскольку у него «темно внутри». Он более чем осознает свое несовершенство и хочет защитить любимого человека от самого себя.
Продолжительность всего 2:55, это один из самых коротких хитов своего времени. Он сокращает время, минуя вступление и переходя сразу к куплету («Когда дни холодны…»). Песня основана на своей истории, так что прямое знакомство с ней играет на ее силе. Песня также резко обрывается, подчеркивая тему: «Здесь прячутся мои демоны».
Название альбома Night Visions органично сошлось и связано с этой песней. Вокалист Дэн Рейнольдс объяснил: «Мы все сидели в комнате и писали, что для нас значит группа и звучание альбома. Мы все имеем дело со своими собственными демонами и тревогами, но мы обнаруживаем, что ничто так не успокаивает ум, как творчество. песни для альбома были написаны глубокой ночью, а некоторые лирические темы взяты из моих снов, даже из некоторых ночных кошмаров.0015 Night Visions подошел, он просто идеально подходил. Мы надеемся, что это вдохновит других на творчество и преодоление их собственных трудностей». демоны. Режиссер Исаак Халасима добавил фрагмент в конце клипа, показывающий, как группа посвящает свой хит «It’s Time» больному раком Тайлеру Робинсону. 17-летний фанат впоследствии умер от болезни.0005
Песня находилась в чарте Hot 100 61 неделю. При этом Imagine Dragons стали первой группой, две песни которой провели в чарте не менее 60 недель. («Радиоактив» провел в Hot 100 рекордные 87 недель.) Вы ожидаете .
- Другие песни из Imagine Dragons
- Другие песни от Alex Da Kid
- Другие песни за 2012 год
- Lyrics to Demons
- Imagine Dragons Artistfacts
Комментариев: 8
Другие факты о песне:
Atomic Dog
Джордж КлинтонЭлектронные инструменты в «Atomic Dog» представляют грядущую компьютерную эру, которая уравновешивается инстинктивной собакой, которая лает и пыхтит на протяжении всей песни.
Танцы в темноте
Брюс Спрингстин«Танец Карлтона» Альфонсо Рибейро был вдохновлен танцевальными движениями Брюса Спрингстина и Кортни Кокс в видео «Танцы в темноте».
Рок-н-ролл
Led ZeppelinПо словам Джейсона Бонэма, который заменял своего отца на воссоединениях Led Zeppelin, «Rock And Roll» — самая сложная песня Led Zep для исполнения на барабанах.
Гарри Патч (Памяти)
RadioheadПесня Radiohead «Гарри Патч (Памяти)» рассказывает о последнем выжившем ветеране Первой мировой войны, сражавшемся в окопах.
Армия семи наций
Белые полосыДжек Уайт получил прозвище «Армия семи наций» после того, как он неправильно произносил «Армия спасения», когда был маленьким.
Я и Бобби МакГи
Дженис ДжоплинПесня «Я и Бобби МакГи» была написана Крисом Кристофферсоном и впервые записана Роджером Миллером. Знаменитая версия Дженис Джоплин превратила Бобби в мальчика.
Выбор редакции
N.W.A против всего мира
Написание песенКак американские гангста-рэперы вошли в историю, получив запрет в Великобритании.
Роб Томас из Matchbox Twenty
Интервью с авторами песенРоб Томас о своих сеансах социальной дистанции, в главной роли с верблюдом, и о своей дружбе с Карлосом Сантаной.
Стивен Тайлер из Aerosmith
Интервью с авторами песенТайлер рассказывает о своей настоящей любви: написании песен. Как он идентифицирует красоту в мелодии и превращает печаль в искусство.
Queen
Правда или вымыселScaramouch, шумиха и саундтрек к супергероям — узнайте, сможете ли вы узнать настоящие истории Queen.
Том Кейфер из Cinderella
Интервью с авторами песенТом рассказывает об эволюции песен Золушки на протяжении первых трех альбомов и о том, как он пишет как сольный исполнитель.
Тест Eagles Lyrics
Музыкальный тестМного жизненных уроков в этих текстах Eagles. Сможете ли вы сопоставить их с правильной песней?
Американский Демон
Элиот Несс и охота на американского Джека Потрошителя
Автор: Дэниел Сташауэр
29,99 $
Доступно в цифровом аудио!
HardcoverDigital Audioe-BookTrade PaperbackFormat
Об этой книге
New York Times автор бестселлеров и обладатель премии Эдгара Дэниел Сташоуер возвращается с American Demon , историческим настоящим преступлением с легендарным полицейским Элиотом Нессом в главной роли.
Сведения о книге
New York Times автор бестселлеров и лауреат премии Эдгара Дэниел Сташауэр возвращается с Американский демон , историческое настоящее преступление с легендарным полицейским Элиотом Нессом в главной роли.
В Бостоне был свой Душитель. В Калифорнии был Убийца Зодиака. А в разгар Великой депрессии в Кливленде жил Безумный мясник из Кингсбери-Ран.
5 сентября 1934 года молодой пляжный бродяга сделал ужасную находку на берегу озера Эри в Кливленде: нижнюю половину женского туловища, аккуратно отрезанную по пояс. Жертва, получившая прозвище «Владычица озера», была лишь первой из дюжины мясников. В течение следующих четырех лет по городу будет разбросано еще двенадцать тел. Тела были расчленены с хирургической точностью и обескровлены. Некоторые были обезглавлены еще при жизни.
Ужас охватил город. На фоне растущего шума осажденный мэр Кливленда обратился к своему недавно назначенному директору общественной безопасности: Элиоту Нессу. Несс приехал в Кливленд только что после своих громких подвигов в Чикаго, где он и его банда «Неприкасаемые» возглавили наступление на бутлегерскую империю Аль Капоне. Теперь ему предстоит столкнуться с делом, которое перевернет его легендарную карьеру.
Удостоенный наград писатель Дэниел Сташауэр проливает новый свет на одну из самых известных загадок в анналах преступности и раскрывает захватывающую историю охоты Несса на убийцу-садиста, который был столь же гениален, сколь хладнокровен и собран, вдохновлен кто смог спрятаться у всех на виду. American Demon реконструирует эту решающую битву умов между героем и сумасшедшим.
Imprint Publisher
Minotaur Books
ISBN
9781250041166
In The News
«Знаменитый полицейский следователь охотится на ужасного убийцу. Положите это на двойную купюру. Пойду сделаю попкорн». –
Stashower представляет собой цельное повествование об ужасной криминальной волне, наполненное яркими деталями». – The Wall Street Journal
«Сташауэр проводит тщательный анализ и раскрашивает каждую сцену яркими, жуткими деталями. Вы будете потеть, читая это». – The Washington Post
«Держитесь в пути… [ American Demon ] помещает вас прямо на место происшествия, описывая жуткие ужасы [американского] Джека Потрошителя, а также рассказывая о том, как начинал борец с преступностью Элиот Несс. собирая расследование по кусочкам, по одному кусочку головоломки за раз». — Forbes
« American Demon, , помимо своего вклада в жанр американской криминальной документальной литературы, очеловечивает Несса и обеспечивает честное изображение сложного человека и правдивые истории, которые закрепили его место в истории». — Хроники Фулбрайта
«Анналы настоящих преступлений редко бывают такими же хорошими, как American Demon … Здесь нет спойлеров, но только наша настоятельная рекомендация: American Demon стоит поискать и прочитать, чтобы сделать собственные выводы». — AirMail
«Сочетание загадочного нераскрытого преступления с детальным изображением американской иконы делает еще одного победителя для этого талантливого автора». – Publishers Weekly (помечено звездочкой)
«[Сташауэр] ловко противопоставляет битву Несс против институциональных антагонистов увлекательно рассказанному, тревожному рассказу о поисках печально известного убийцы… захватывающему и освещающему».
«Этот рассказ представляет собой захватывающий криминальный триллер, который рисует картину Несс, которая значительно отличается от версии, которую мы видели в Неприкасаемые … Фанаты настоящих преступлений захотят, чтобы этот фильм был в их списках TBR». — Booklist
«Личная связь [Сташауэра] с городом вдохнула жизнь в хорошо проработанный и пугающий рассказ». – Журнал библиотеки
«Портрет Несса, сделанный Сташауэром, состоит из нескольких слоев, и он ярко воссоздает сломанную систему». – Minneapolis Star Tribune
«С точки зрения исторических преступлений Stashower не имеет себе равных».— Akron Beacon Journal
«Бойкий, стремительный детективный роман». – The Columbus Dispatch
«Красиво оформленная книга понравится ярым фанатам Несса и любителям настоящих преступлений». – New York Journal of Books
«Лауреат премии Эдгара Сташауэра («Час опасности: Тайный заговор с целью убийства Линкольна перед гражданской войной») подходит к этому материалу с упорством питбуля и пишет со стальной журналиста старой школы, подходящего месту и времени книги… захватывающая, сбивающая с толку настоящая криминальная история, переплетенная с детальным исследованием характера — не преступника, а его несовершенного преследователя». – Shelf Awareness
«Дэниел Сташауэр обладает даром заглядывать в темные, темные уголки американской истории и раскапывать самые леденящие кровь и захватывающие истории. «Американский демон» — это запутанная детективная история о серийном убийце, который наводил ужас на страну в муках Великой депрессии, и его заклятом враге, знаменитом законнике Элиоте Нессе, который сражался с собственными демонами. Stashower ловко сочетает тщательное исследование с захватывающим повествованием, чтобы придать этой повествовательной истории все острые ощущения лучшего криминального романа».
«Легендарный Элиот Несс идет по следу дьявольского серийного убийцы — Ганнибал Лектер, бегущий на высоте Великой депрессии. И все это правда. Когда дело доходит до документальной исторической криминальной литературы, Сташауэр неприкасаем». — Харлан Кобен, New York Times автор бестселлера Win
«Дэн Сташауэр использует как перо писателя, так и взгляд историка, чтобы пролить новый свет на одно из самых загадочных нераскрытых дел в истории». – Донна Эндрюс, New York Times автор бестселлера Murder Most Fowl
«Культовый законник Элиот Несс хорошо известен своим первым действием: помог арестовать Аль Капоне вместе с его бесстрашной бандой неприкасаемых. В American Demon Дэниел Сташауэр глубоко и увлекательно погружается в еще более интригующую вторую роль Несса: в роли комиссара по безопасности в Кливленде в эпоху Великой депрессии, где он боролся с безудержной коррупцией и руководил охотой на причудливого и загадочного серийного убийцу.