Кто написал александра невского: Информация про кантату Александра Невского

Содержание

Как создавалась музыка к фильму «Александр Невский»

Музыку к фильму создал выдающийся композитор XX века Сергей Прокофьев. Она оказалась настолько сильной и так захватила самого автора, что впоследствии Прокофьев объединил музыкальные фрагменты в единое произведение — кантату «Александр Невский». Вся страна знала (и знает по сей день) ее знаменитую четвертую часть «Вставайте, люди русские!».

В работе над историческим шедевром встретились два гения. Эйзенштейн сам обратился к Прокофьеву в 1938 году с предложением озвучить фильм. Задача, поставленная перед композитором, была грандиозной — музыкально отобразить подвиг русского народа и князя с его дружиной в борьбе против западных захватчиков. Прокофьев, являющийся горячим почитателем творчества режиссера и высоко ценивший кинематографический дар своего тезки, не раздумывая, взялся за дело.

Для начала он отправился не куда-нибудь, а в Голливуд — лично ознакомиться с приемами и техникой музыкальной записи. Американские режиссеры Мамулян и Дисней охотно помогли гостю из советской России. В павильонах американских кинокомпаний Прокофьев быстро набрался необходимого опыта, и со свойственным ему талантом быстро схватывать все самое передовое, не только в музыкальной теории, но и в технических приемах, определил, что нужно делать.

Некоторые недоброжелатели композитора на родине не сомневались: согласие на работу над «Невским» для Прокофьева является лишь предлогом для того, чтобы побыстрее уехать из СССР и стать эмигрантом, подобно Игорю Стравинскому и Сергею Рахманинову, талант которых обеспечил обоим безбедную жизнь на Западе. Можно было даже не сомневаться: в Америке композитор быстро превратился бы в богатого человека. Казалось, постоянно раскручиваемая машина репрессий не оставляла композитору иного выбора… Но Сергей Прокофьев, к удивлению подобных предсказателей, вернулся. Да, он понимал, что происходит. Наверняка имели место колебания и раздумья, однако возможность сотрудничать с гениальным режиссером Сергеем Эйзенштейном перевесила все сомнения.

Осознавая важность музыкального сопровождения для своего детища и стремясь достичь наивысшего эффекта при слиянии действия и музыки, кинорежиссер встречался с Прокофьевым почти ежедневно, сразу же после съемок показывая ему тот или иной отснятый фрагмент и желая, чтобы тот его озвучил. Иногда Прокофьев «бежал впереди паровоза», заранее сочиняя тот или иной музыкальный «кусок», что неудивительно: композитора переполняло вдохновение. В таких случаях Эйзенштейну ничего не оставалось, кроме как создавать зрительный ряд, подстраиваясь под музыку, которая покоряла его своим трагизмом и силой художественного воздействия.

Впоследствии критики писали: «Следуя ключевой теме противостояния народа и внешнего врага, режиссер с композитором хотели выделить два основных направления музыки: патриотическая тема, русская — и тема интервенции, латинская. Последняя должна была передавать ощущение поддельности, лживости, скрытой угрозы и быть «неприятной для русского уха». И это улавливается в эпизодах крестоносцев в Пскове и молитвы. Вторая — более светлая, с героическим пафосом и чувством готовности к самопожертвованию, как в композиции «Вставайте, люди русские!». Обе темы сталкиваются, чередуясь и переплетаясь, в грандиозной сцене битвы».

Результат не замедлил сказаться. По мнению американского режиссера Сидни Люмета, сцена Ледового побоища является «единственным музыкальным оформлением, остающимся полноправным произведением искусства».

Студия на Потылихе, где Прокофьев проводил целые дни, наблюдая за съемками и принимая самое активное участие в процессе звукозаписи, стала местом не только его совещаний с режиссером, но и написания многих отрывков. Благодаря такому взаимодействию, работа продвигалась на удивление быстро. Композитор не чурался «черновой работы» звукорежиссера, проводя многочисленные эксперименты. Так, он заметил, что если трубы направлены прямо в микрофоны, получается резкий тембр. Прокофьев решил использовать неприятное для уха звучание для характеристики лагеря крестоносцев и просил музыкантов играть фанфарные темы очень близко к микрофонам. Благодаря приобретенным в Голливуде навыкам и собственным опытам он добился того, что в музыке отчетливо слышались карканье ворона, военные сигналы, ржание лошадей, треск льда.

Помимо добровольно взятой на себя ноши с звукозаписью, композитору приходилось не менее плотно сотрудничать с историками и литераторами: тема требовала детального проникновения в реалии той эпохи, включая знакомство со средневековыми католическими песнопениями и органным сопровождением гимнов. Несмотря на то, что написание основной части текста взял на себя поэт Владимир Луговой, Прокофьев внес в либретто свою весомую лепту. Хотя речь шла о далеком XII веке, новаторство композитора сказалось в современном звучании всех фрагментов, в которые с присущим ему бесстрашием он внес свой фирменный «прокофьевский» авангардизм, сочетая его с классическими приемами и мелодиями, своей простотой сразу же запоминающимися зрителю (все те же «Вставайте, люди русские!» — явный тому пример). И «немецкая» и «русская» музыкальные линии звучали одинаково мощно и сильно.

В то время, как на «Мосфильме» проходили батальные съемки, порядком подуставший Прокофьев проводил лето на Северном Кавказе, но и там творческие мысли не оставляли его. Вернувшись осенью, Прокофьев внес в партитуру окончательные, завершающие дополнения, блестяще справившись с трудным заданием. Музыкальная часть «Александра Невского» была завершена. Кое-что поменялось в процессе подготовки фильма к показу, но главное осталось без изменений.

Сталин, не дожидаясь выхода фильма на широкий экран, потребовал показать работу. К счастью для двух Сергеев, вождь остался доволен картиной. Уже после того, как 1 декабря 1938 года состоялась премьера, Прокофьев садится за сведение всех фрагментов в кантату и следующие несколько месяцев почти «не встает из-за рояля», добиваясь органичного соединения частей в единое целое. Явный успех «Александра Невского», который сразу же завоевал признание у зрителей и восторженные отзывы музыкальных специалистов (а прежде всего — одобрение «человека с трубкой»), окрылял композитора.

Впоследствии Прокофьев признавался, что задача создания отдельного произведения на основе фильма оказалась чрезвычайно сложной и отняла много времени и сил. Иногда ему казалось, что проще было написать новую музыку, чем днями и ночами мучиться над связками. Некоторые части партитуры остались нетронутыми — таковы «Вступление», «Песня об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские». Остальное пришлось изменять, дорабатывать, а с некоторыми частями пришлось и вовсе расстаться. После раздумий и творческих поисков Прокофьев решительно вычеркнул музыку к поединку князя с тевтонским магистром. Кроме того, новая партитура нуждалась в новой оркестровке — прежний вариант, рассчитанный на экспериментальные, «голливудские» эффекты, целиком «заточенный» под сопровождение фильма, просто технически не мог исполняться в филармониях. И эту чрезвычайно сложную задачу адаптации произведения к исполнению в оперных залах Прокофьев выполнил с присущим ему блеском, создав семь частей, каждая из которых имела свое название.

«Русь под игом монгольским» — первая часть кантаты, емкая и сжатая. Это вступление ко всему циклу. Музыка передает пустынное сожженное пространство, оставшееся после татаро-монгольского нашествия, и создает печальное настроение. По мнению критиков: «Прокофьев (…) тонко сумел подчеркнуть ощущение времени и пустоты с помощью сочетания очень высоких и очень низких звуков, звучащих в унисон. Дикая чужая монгольская тема проводится вместе с печальными напевами широкого дыхания».

Вторая часть — «Песня об Александре Невском», символизирующая собой тему Русской земли — выражает поистине богатырскую мощь. Мелодия хора близка к русским былинам. «Особый склад придает звучание арф, имитирующих перебор гуслей».

«Крестоносцы во Пскове» — третья часть. Она пронизана ужасом. Прокофьев «применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Грубое, диссонансное звучание только усиливает эффект от этой темы и выделяет средний эпизод, в который возвращается русский напев, только в нем передается уже народный плач».

Четвертая часть носит название «Вставайте, люди русские!». Она наиболее известна в народе, благодаря запоминающейся мелодии и патриотическому звучанию хора. Патетика первых строф перетекает в плавное звучание песни «На Руси родной не бывать врагу».

«Ледовое побоище» — пятая часть, центральная и наиболее монументальная и в кантате, и в фильме. Столкновение сил добра и зла сопровождается запоминающимися музыкальными образами. Угрюмое спокойствие Чудского озера, карканье ворон, волнение дружинников, вглядывающихся вдаль, резкие звуки рыцарских труб, угрожающая монотонность латинского гимна («… ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» из-за особенности их построения. Весьма точно Прокофьев сумел подобрать чужеродный звук, чтобы показать врагов»), накатывающая тревога — и, наконец, треск и лязганье схватки, которая посредством инструментов и силой таланта композитора впечатляет своей эпичностью, сменяются радостной победной мелодией в тот момент, когда новгородцы с дубинами и топорами начинают гнать захватчиков. И вновь в конце картины звучит тема «На Руси родной не бывать врагу».

Шестая часть — «Мертвое поле». Скорбное звучание темы напоминает плач по погибшим за родину дружинникам.

«Въезд Александра во Псков» — седьмая часть. Финальный хор звучит торжествующе, прославляя Русь-победительницу.

Кантате «Александр Невский», как и многим другим работам композитора, предстояло триумфальное шествие по оперным и филармоническим сценам всего мира. Она часто исполняется и в наши дни.

Кантату «Александр Невский» исполнят в новосибирском храме — Статьи — Музыка

12 июня отмечается день рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Фото предоставлены автором.

В День России, 12 июня, на территории новосибирского Троице-Владимирского собора, одного из самых больших храмов в Зауралье, под открытым небом пройдет светомузыкальное действо «Александр Невский» на музыку С.

Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Глинки.

— В истории России 12 июня – это еще и день рождения князя Александра Невского, с чьим именем связано начало кардинальных преобразований в Российском государстве. В честь этого события мы исполним одно из самых известных сочинений Сергея Прокофьева – Кантату «Александр Невский». Это большое вокально-инструментальное произведение, в котором заняты Новосибирский симфонический оркестр, Новосибирская хоровая капелла, приглашенные коллективы и солисты. На сцене будет более 200 человек, дирижер – маэстро Томас Зандерлинг, — рассказал генеральный директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников.

В исполнении кантаты примет участие сводный хор из четырех коллективов: Новосибирская хоровая капелла, Академический хор «Ах НЭТИ» Ассоциации выпускников НГТУ-НЭТИ, Академический хор им. Юрия Брагинского Новосибирского государственного технического университета и Хор НГУАДИ «Jam Sound» — всего более 120 человек. Сольную партию исполнит меццо-сопрано Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура».

В проекте задействованы две звонницы – колокольня Троицкого собора и музыкальные колокола в оркестре.

В постановке используются стихи Константина Симонова из поэмы «Ледовое побоище», написанной почти в одно время с выходом фильма Эйзенштейна, что «превращает» кантату в «ораторию», и еще два музыкальных опуса: «Праздничная увертюра»  Шостаковича и отрывок из Акафиста Святому Благоверному князю Александру Невскому.  Будут задействованы светодиодные экраны, декорации, яркие световые эффекты, видеографическое сопровождение высокого качества.

Напомним, кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» возникла из музыки к одноименному фильму, который был снят в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино – а Прокофьева натолкнул на мысль написать на материалах киномузыки кантату. В первые дни Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» передавался по радио во всех концах страны, стал настоящим символом времени.

Теги:

НовосибирскДень РоссииАлександр БочарниковТроице-Владимирский соборСветомузыкальное действо «Александр Невский»Томас Зандерлинг

Новости СМИ2

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА «МУЗЫКА»

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ

1 4010

2

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Щедрый дар Родиона Щедрина

Сегодня празднует 90-летие живой классик композиторского дела.

16 декабря 2022

1 0920

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Старейший хор мальчиков России впервые выступит в «Сириусе»

Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки дебютирует в «Сириусе» праздничными программами в честь Нового года и Рождества.

15 декабря 2022

3 5310

0

ИНТЕРВЬЮ МАТЕРИАЛ

«В будущем хочется видеть Флейтовый Фестиваль Должикова, который расширит свои возможности».

Специально для «Ревизора.ru».

2 декабря 2022

1 6490

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

В Казани объявили победителей регионального отборочного тура Всероссийского культурно-благотворительного фестиваля «Добрая волна»

Результаты предоставлены пресс-службой смотра.

28 ноября 2022

5740

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Преемственность поколений и юные дарования

Концерт-закрытие Флейтового Фестиваля Должикова состоялся в Большом зале ДШИ им. Римского-Корсакова

28 ноября 2022

6280

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Посвящение учителю

Гала-концерт Флейтового фестиваля Должикова, посвящённый 90-летию со дня рождения Юрия Николаевича Должикова

28 ноября 2022

1 9040

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле

25 ноября 2022

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ

8720

2

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Дед Гриша, писатель Ёжиков и тролль Вася – лауреаты детской литературной премии «Большая сказка»

Награждали сказочных существ и их создателей в стенах РГДБ.

16 декабря 2022

9040

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

В Санкт-Петербурге пройдет предпремьерный пресс-показ фильма «Северяне»

16 декабря 2022

1 4010

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Щедрый дар Родиона Щедрина

Сегодня празднует 90-летие живой классик композиторского дела.

16 декабря 2022

1 4330

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

45 лет без Александра Галича

15 декабря 1977 года погиб один из крупнейших русских бардов.

16 декабря 2022

1 4790

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Как встречать новый 2023 год

Покровителем наступающего года является Черный Водяной Кролик.

15 декабря 2022

1 0920

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Старейший хор мальчиков России впервые выступит в «Сириусе»

Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки дебютирует в «Сириусе» праздничными программами в честь Нового года и Рождества.

15 декабря 2022

7920

0

СТАТЬИ МАТЕРИАЛ

Модная верхняя одежда 2022-2023 гг

14 декабря 2022

НОВОСТИ

Новые материалы

ЛИТЕРАТУРАСтатьи

Дед Гриша, писатель Ёжиков и тролль Вася – лауреаты детской литературной премии «Большая сказка»

МУЗЫКАСтатьи

Щедрый дар Родиона Щедрина

ОБЩЕСТВОСтатьи

В Санкт-Петербурге пройдет предпремьерный пресс-показ фильма «Северяне»

В Москве

ТЕАТРСтатьи

Встреча с театром

ОБЩЕСТВОСтатьи

В Москве пройдет спектакль «Рабочий и колхозница.

Гала. 85 лет любви»

МУЗЫКАСтатьи

Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация

Новости музыки

Умер азербайджанский советский композитор Октай Раджабов

Сегодня 18:59

В «Сириусе» прозвучат романсы Рахманинова

Сегодня 15:15

20 декабря в зале «Зарядье» стартует Первый Московский зимний музыкальный фестиваль

Сегодня 14:08

В Санкт-Петербурге стартует форум-фест Jazz Across Borders

Сегодня 13:20

Конкурс музыкантов «Созвездие» собрал рекордное количество заявок на участие

Сегодня 12:47

Григорий Лепс уехал из России?!

Вчера 20:02

Маша Распутина уничижительно отозвалась о песне ANNA ASTI

Вчера 14:11

Родион Щедрин первым получит новую медаль Чайковского

14 декабря 20:06

В московском Доме музыки пройдёт XIII Московский Рождественский фестиваль духовной музыки

14 декабря 20:00

ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ

Прокофьев — Александр Невский — Обзор хорошего музыкального гида

./images/backcol1.gif»>


Сергей Прокофьев

Александр Невский

Клаудио Аббадо

Полиграмма 447419

[произошла ошибка при обработке данной директивы]



Купить Amazon International



Или купить здесь:

Больше подобных
[произошла ошибка при обработке этой директивы]

Сергей Прокофьев

ПРОПАГАНДА — (n) — Кампания по распространению средств массовой информации, предназначенная для воздействия на умы и эмоции общества с определенной целью, будь то военная, политическая или экономическая.

Было бы хорошо, если бы музыка была чистой и невинной. Искусство ради искусства и все такое. Но это бывает редко.

Сегодня кантату Прокофьева Александр Невский слушают как масштабное концертное произведение для оркестра и хора, основанное, несомненно, на исторических событиях, но не имеющее отношения к современному миру.

На самом деле, это было частью очень важного политического инструмента в 1938 году. Александр Невский был фильмом, снятым известным русским режиссером Сергеем Эйзенштейном на музыку Прокофьева, и выпущенным в том же году, мир на грани войны.

Александра Невского (в центре)

Фильм рассказывает историю Александра, новгородского князя тринадцатого века. Князь Александр стал национальным героем, когда возглавил армию, разгромившую вторгшихся шведов в 1240 году у реки Неве (отсюда и его имя).

Два года спустя королевству угрожает банда тевтонских рыцарей. Некоторые российские лидеры считают, что подписание мирного соглашения с оккупантами — лучший вариант для них, но они получают меньше голосов и называются предателями и трусами.

Александр формирует армию и побеждает рыцарей, заманивая их на замерзшее озеро. В этой знаменитой «Ледовой битве» враг терпит поражение, его тяжелые лошади и доспехи слишком тяжелы для льда, который трескается, отправляя их в водяную могилу.

Параллели с современной историей были очевидны для Сталина; Родине угрожают немецкие захватчики, их дом, религия и культура поставлены на карту. Ходили даже разговоры о договоре с немцами. Сталин полностью поддержал фильм как пропагандистский, чтобы сплотить русских, несмотря на почти невероятные разногласия.

Потом вдруг Сталин подписал пакт о ненападении с Германией, и Александр Невский фильм стал запрещен и забыт, особенно в России. Только когда Германия вторглась в Россию, несмотря на договор, фильм снова можно было показать, и он стал боевым кличем в СССР.

Как кино, Александр Невский был новаторским. Кульминационная Ледовая битва, занимающая половину фильма, эффектно поставлена, и с тех пор ее сцены часто имитируют в фильмах.

Музыка Прокофьева была названа величайшей музыкой из когда-либо написанных фильмов. Оно настолько переплелось с кино, что невозможно представить кино без него. С тех пор многие его части были включены в музыку к фильмам, в первую очередь тема из « Челюстей» .

Во времена, когда Невский был запрещенным фильмом, Прокофьев взял его и вылепил концертную кантату. В то время как несколько тем и повторяющиеся последовательности были проигнорированы, самая важная музыка нашла отражение в новой работе, и именно эта версия чаще всего записывается сегодня.

Шесть частей богаты русскими народными мелодиями, скорбью поля боя, патриотическим задором народа. Изюминкой, как и в фильме, является Ледовое побоище, которое начинается тихо, зловеще и медленно перерастает в безумие, изображающее безумие войны.

Запись Аббадо обычно считается лучшей. Страстный, лиричный, торжествующий. Имейте в виду, что эта запись проверит ваши динамики на пределе их возможностей, а может быть, и за их пределами.

Для тех, кто заинтересован, DVD фильма с полностью восстановленным саундтреком можно купить на Amazon здесь.

Для тех, кому нужна оригинальная музыка к фильму (а не переработанная кантата) и только что записанная, вы можете получить ее здесь.

Пожалуйста, поддержите Good-Music-Guide.com
, купив этот компакт-диск по этой ссылке.

Sergei Prokofiev
Alexander Nevsky cantata
Leutenant Kije Suite
Scythian Suite
London Symphony Orchestra
Claudio Abbado

    Alexander Nevsky, Op.78
  1. Russia Under The Mongol Yoke
  2. Песня об Александре Невском
  3. Крестоносцы во Пскове
  4. Восстань, русский народ
  5. Ледовая битва
  6. Поле Мертвых
  7. Въезд Александра во Псков

    Скифская сюита, ​​для оркестра, соч. 20

  8. Поклонение Велесу и Але
  9. Вражеский бог и танец духов тьмы
  10. Ночь
  11. Славный уход Лолли и шествие Солнца

    Лейтенант Киже, Op. 60

  12. Рождение Киже
  13. Романтика
  14. Свадьба Кидже
  15. Тройка
  16. Погребение Киже

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – Сергей Прокофьев

100 ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕХ ВРЕМЕН

Оригинальная рецензия Крейга Лысого Коммунистическая партия; «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь: десять дней, которые потрясли мир» (1928). К сожалению, ошибочный набег на Запад, чтобы снимать фильмы, не сдерживаемые требованиями советского реализма, привел к тому, что он впал в немилость. По возвращении в Советский Союз в 1932 году он медленно реабилитировался, и удача улыбнулась ему, когда Сталин одобрил производство фильма об Александре Невском. Министерство культуры поручило Дмитрию Васильеву следить за тем, чтобы Эйзенштейн укладывался в график и бюджет. Сценарий написали Эйзенштейн и Петр Павленко. Телегеничный Николай Черкасов сыграет главную роль, его поддержат Николай Охлопков в роли Василия Буслаева и Андрей Абрикосов в роли Гаврило Олексича. Сергей Эйзенштейн создал Александра Невского во время мрачной пелены сталинской эпохи. Фильм предлагает очевидную аллегорию исторической германо-российской неприязни, а также растущее недоверие и напряженность в отношениях с нацистским режимом. История прославляет князя Александра Невского, который достигает апофеоза, переходящего в легенду после того, как он привел армии Святой Матери России к победе над крестоносцами-католическими тевтонскими рыцарями.

Действие фильма происходит в России примерно в 1242 году н. э. Тевтонские рыцари, германский католический военный орден Священной Римской империи, начали новый крестовый поход против язычников и приверженцев русского православия, веры, которую они считают отступнической. Они вторгаются в Россию, грабят город Псков и жестоко убивают его жителей. Князь Александр Невский, правитель Новгородской республики, призывает к оружию и собирает большое войско. Затем он сплачивает простых людей, чтобы они присоединились к нему в защите Святой Матери России, чтобы вернуть Псков и сокрушить германских захватчиков. Две армии встречаются на замерзшем Чудском озере, где Невский одерживает решающую победу, разгромив германских захватчиков. Невский признан национальным героем и вошёл в легенду. Первоначальный выпуск фильма был сокращен по приказу Сталина, который он подписал 23 августа 1919 года.39 пакт о ненападении Молотова-Риббентропа и не хотел сеять недоверие к немцам. Однако, когда 22 июня 1941 года немцы вторглись в Советский Союз, разгневанный Сталин приказал распространить фильм, чтобы вдохновить и побудить людей к войне. Информации о бюджете фильма нет. Однако в 1941 году он был удостоен Государственной премии Советского Союза — Сталинской премии. «Александр Невский» сегодня является одним из величайших образцов националистического пропагандистского фильма.

Сергей Эйзенштейн давно восхищался музыкой Сергея Прокофьева, считая его единомышленником, понимающим его творческий замысел. Прокофьев недавно вернулся в Россию после 18-летней разлуки, очень хотел работать и приветствовал приглашение Эйзенштейна взяться за проект. Музыка была написана нетрадиционно, поскольку он сочинил музыку на основе чернового варианта изображений до того, как Эйзенштейн снял фильм. Интересно и то, что Эйзенштейн временами адаптировал свою съемку к музыкальному эскизу, сочиненному Прокофьевым. Прокофьев понимал, что это по своей сути патриотический фильм, для которого потребуется вся тяжесть его классической подготовки. Поэтому неудивительно, что его музыка изобилует патриотическим националистическим пафосом. Прокофьев прямолинейно и беззастенчиво изображает бойцов; вторгшиеся католические тевтонские рыцари поддерживаются двумя темами; Тема тевтонских рыцарей изобилует жестокостью и брутальностью, выражаясь в виде повторяющейся конструкции из четырех нот угрожающими, диссонирующими валторнами варвара. Его артикуляция медленная и преднамеренная. Тема крестоносца проста по конструкции, предлагая повторяющееся латинское пение «Pereginus expectavi, pedes meos in cymbalis». Фраза тарабарщина; «Как иностранец, я ожидаю, что мои ноги будут обуты в тарелки». Я вижу, что Прокофьев либо плохо советовался, либо подбирал слова по звучанию. В любом случае, эта тема эффективна в противопоставлении бича латинской церкви в Риме.

Для русских у нас есть две темы: фраза A русской темы звучит торжественно, как гимн, а фраза B украшает нас волнующим лиризмом, полным тепла. Вторая тема — «Песнь об Александре Невском» — предлагает классическую конструкцию АВА. Фраза A звучит как торжественный гимн, а фраза B предлагает патриотический призыв к оружию. На личностном уровне песня служит идентичностью Александра Невского, а на надличностном уровне она представляет русский народ. Прокофьев наполнил свой звуковой ландшафт патриотическими гимнами, а его вызывающая воспоминания музыка привнесла величие, драматизм и вдохновляющую резонирующую силу, которая универсальна в своей привлекательности. Человеческий голос занимает видное место в этой партитуре и представлен либо великолепным соло для меццо-сопрано Евгении Гороховской, либо хоралом мужского или смешанного хора. Должен сказать, что хоровое письмо волнует и часто достигает чудесного общения с оркестром, вознося героическое повествование фильма в царство возвышенного. Композитор Андре Превен однажды заметил, что музыка Прокофьева к «Александру Невскому» была «величайшей музыкой из когда-либо написанных фильмов, заключенной в худшем из когда-либо записанных саундтреков». К счастью для нас, партитура была восстановлена ​​во всем своем первоначальном величии и захватывающем дух блеске.

«Прелюдия» была задумана исполнительным продюсером Джоном Гоберманом и специалистом по реконструкции музыки и оркестровщиком Уильямом Броном, чтобы служить увертюрой, призванной задать тон фильму и заинтересовать зрителей. Она взята из кантаты Прокофьева «Александр Невский» и музыкально родственна реальной партитуре фильма. Его задняя половина использовалась для поддержки вступительных титров фильма, которые изначально состояли из белых кириллических букв на черном фоне, поддерживаемых тишиной. Я считаю, что первоначальная концепция Эйзенштейна в отношении вступительных титров была художественной ошибкой, а импорт драматической музыки, использованной творческой группой, был намного лучше. Мы открываемся драматичными заявлениями воинственных валторн и смелых оркестровых восхождений, которые предваряют грохот литавр, из которых рождается диссонирующий валторн barbaro тевтонской темы. Тема сеет угрозу и жестокость, гротескный диссонанс страха перед рыцарями-захватчиками. Diminuendo открывает мрачный звуковой ландшафт запустения, который поддерживает череду вступительных титров. Мы приближаемся к скрипкам ди Сперанца, которые говорят о грядущих ярких днях.

После вступительных титров идет «13 век». Белый шрифт на черном фоне говорит о том, что это был XIII век и тевтонские рыцари продвигались к западной границе России. Россия лежит, истекая кровью и в хаосе после монгольского бедствия, ее земли опустошены из-за многолетней бойни войны. Россия вынуждена платить ежегодную дань хану, и Александр Невский, предложенный много лет назад в качестве заложника, возмужал вместе с ними. Прокофьев сеет мрачную завесу опустошения, поддерживающую сценарий. Входим в собственно фильм с видом на степь, усеянную останками скелетов и оружием. Соло гобоя affanato обращается к мрачному зрелищу, к которому вскоре присоединяются родственные деревянные духовые инструменты, полные траура и струн запустения, которые играют на высоком темном сустейне баса. Слияние кинематографии и музыки идеально задумано и исполнено. «Плещеево озеро» предлагает волнующую хоровую музыку. Невский был призван новгородцами для защиты от нашествия шведов. Он ведет дерзкую атаку, которая застает шведов врасплох и приносит ошеломляющую победу. Следующая песня представляет собой волнующую песнь в исполнении полного мужского хора. Он изобилует благоговейным благородством, гордостью и патриотизмом, заканчиваясь славным росчерком.

«Это случилось у реки Невы, у больших вод. Там вырубаем вражеских воинов шведской армии. О, как мы дрались, как мы их рубили! Как мы разрезали их корабли на куски! Взмахнули топором и показалась улица, вонзили копья и открылся переулок. Мы скосили шведских захватчиков, как траву на выжженной земле. Мы никогда не отдадим нашу русскую землю. Те, кто нападут на Россию, встретят свою смерть. Вставай, Россия, на врага, вставай на оружие, славный Новгород!»

В «Пскове в огне» тевтонские рыцари в белых плащах стоят над сожженным и разграбленным городом, где на улицах лежит перебитое большинство жителей. Повторяющиеся валторны варварские декларации тевтонской темы звучат жестокостью и зверством. Религиозные ауры, передаваемые органом, соединяются в нечестивом общении, когда мы видим связанных выживших, ожидающих своей участи, когда епископ объявляет, что они должны принять правление Рима или умереть. На 1:48 струнные аффанато поддерживают народное горе, поскольку заключенных приказывают казнить за то, что они демонстративно выражали поддержку России. «Смерть богохульнику!» начинается с скорбной фразы B на русскую тему, когда Ольга бросается к своему отцу, приговоренному к смерти. В 0:46 звучит диегетический рог, отмечающий смертный приговор. В 1:09рыцари продвигаются вперед с чудовищной целью и начинают бойню, которую несут страшные рога их темы, теперь усиленные повторяющимися латинскими песнопениями темы крестоносцев «Pereginus expectavi, pedes meos in cymbalis». Поистине злая синергия достигается, когда мы видим, как невинных жестоко и безжалостно убивают. Мы заканчиваем, как мы начали, скорбным воспроизведением русской темы, когда мы видим, как гроссмейстер бросает маленьких детей в яму для костра.

В «Восстань, народ России» нас ждет еще один великолепный саундтрек. Новгородские бояре заручаются поддержкой князя Александра для защиты города от немцев. Он принимает мантию лидера и заявляет, что для победы потребуется пополнить ряды армии за счет вербовки крестьян. Прокофьев предлагает воодушевляющую экспозицию Русской темы для хора и оркестра, изобилующую патриотическим пафосом, поскольку мы видим монтаж сцен, в которых крестьяне отвечают на призыв Александра присоединиться к нему в защите Святой Матери России от немецких захватчиков. Вот;

«Вооружайтесь, русские люди, на бой праведный, на смертельный бой; встаньте, люди свободные и храбрые, на защиту нашей прекрасной родины! Живым воинам высокое почтение, воинам павшим бессмертная слава! За родной дом, за русскую землю встаньте, люди, русский народ! В нашей великой России, в нашей родной России не будет жить врагу: Вооружись, восстань, родная матушка Россия! Никакой враг не пойдет по Русской земле, никакие иноземные войска не нападут на Россию; невидны пути в Россию, никакой враг не разорит русских полей».

В 3:19 мы меняем сцену на Новгород на вершине праздничных колоколов, когда Александр марширует в город во главе своей армии, которую несет благородная интерпретация русской темы. Брак повествования Эйзенштейна и музыки Прокофьева великолепен. «Тевтонский лагерь» изображает епископа, благословляющего рыцарей, собравшихся на мессу. Прокофьев поддерживает сцену латинским пением Темы Крестоносца, к которому присоединяется религиозный орган. Когда приходит известие, что принц Александр привел свою армию на поле битвы, Великий магистр упивается этой новостью и будит своих людей готовиться к битве. «Лагерь Невского: Ночь перед битвой» рассказывает о князе Александре, размышляющем о завтрашней битве. Темная и искаженная передача тевтонской темы говорит о его мыслях, и мы заканчиваем задумчивым изложением русской темы.

Следующие шесть подсказок включают в себя общий счет, который сосредоточен на великой битве. «Ледовая битва: 5 апреля 1242 года» начинается зловеще, когда рассвет приносит свет, который показывает две армии, сражающиеся друг против друга через замерзшее озеро. Прокофьев сеет напряжение и тревогу жуткими фигурами скрипок и призраком Тевтонской темы, которым противостоят нерешительные рожки Русской темы. Латинское пение темы крестоносцев начинается в 1:51, когда мы видим, как епископ благословляет рыцарей. В 2:12 военная интерпретация тевтонской темы начинается зловещим крещендо, когда немцы атакуют русские позиции. Когда мы приближаемся к атакующим рыцарям, начинается ускорение, которое усиливается темой крестоносца на 4:19., который теперь усилен дополнительными словами; «Pereginus expectavi, pedes meos in cimbalis. Signiferos ut Crusis arma vincunt; Hoste perivimus». (Да победит оружие крестоносцев! Пусть погибнет враг!») Счет замолкает, когда две армии сталкиваются. В «Ледовом побоище: Сражайся за Россию!» Князь Александр приказывает своему правому и левому флангам атаковать и окружить немцев. Они несутся в скачущем исполнении русской темы, движимой бравурными рожками. Героические трубы звучат в 0:57, когда русские фланги врезаются в немецкие войска. Мощная и движущая русская тема сейчас набирает силу, поскольку мы видим, как меняется ход битвы.

«Ледовое побоище: копья и стрелы» рассказывает о том, как русские бьют немцев, быстро продвигаемых потоком яростных струн и трелей деревянных духовых. В 0:26 немцы отступают и формируют оборонительную фалангу, которая отражает неоднократные атаки русских. Тевтонская тема объединяется в мощном взаимодействии с хоральной темой крестоносцев, и теперь она получает господство, поскольку ход битвы возвращается к немцам. В 2:15 серия роговых струнных фигур и ударных залпов стрел выстрелила в убегающих русских. Мы приближаемся к темноте, поскольку немцы снова переходят в наступление и атакуют русские позиции. В «Ледовом побоище: Дуэль с Великим Магистром» смерть одного из сыновей князя Александра приводит его в ярость, и он ведет штурм, который отбрасывает немцев. Когда русские перехватывают инициативу, принц Александр проезжает через строй и вызывает Великого Магистра на дуэль. Битва не подсчитывается, и музыка звучит только во время дуэли двух командиров верхом. Когда двое мужчин сражаются, их состязание тем изобилует ударами наковальни, но русская тема берет верх над бравурными рогами, гребень которых венчает, когда Гроссмейстера избивают и берут в плен.

«Ледовое побоище: битва выиграна» раскрывает маршрут немцев, которые выходят из строя после того, как их лидер падает и попадает в плен. Мы видим, как немецкий лагерь захвачен, его священники предаются мечу, а их войска бегут вместе с русскими войсками, преследующими их безжалостно. Русская тема триумфальна и празднична, украшена игривым пикколо и устремляется все дальше вперед для великолепного бравады. На 1:56 лютые рога объявляют тевтонскую тему, которая поддерживает пленение предателя Твердило. Медленно, по мере того, как немцам удается восстановить свои ряды, их мрачная тема вновь возникает и возобновляет борьбу с русской темой. Мы плавно переходим к «Ледовому побоищу: Разломы льдов», где немцы сосредоточили свои ряды в оборонительной позиции. Их совокупный вес заставляет лед ломаться, и они падают в ледяную воду. Прокофьев поддерживает их кончину бурей перкуссии, включая громоподобные литавры, удары тарелок и гонга и оглушительные удары наковальни. Осажденная теперь тевтонская тема звучит в последний раз, но растворяется в гротескном глиссандо тромбона, когда последний рыцарь исчезает в водной пучине.

«Поле мертвых» предлагает очень трогательную реплику и высший балл. Мы являемся свидетелями разрушений и кровопролития войны, павших, раненых, борющихся за жизнь, и женщин, ищущих своих сыновей и мужей. Мрачный пейзаж Прокофьев поддерживает тренодом, из которого возносится первозданный вокал меццо-сопрано Евгении Гороховской щемящей скорби;

«Я пойду по заснеженному полю, я полечу над полем смерти. Я буду искать доблестных воинов, моих невест, моих дюжих юношей, Здесь лежит один, сраженный дикой саблей; там лежит пронзенный стрелой. Из их ран кровь лилась дождем на нашу родную землю, на русские поля. Тот, кто падал за Россию благородной смертью, будет благословлен моим поцелуем в его глаза, а храброму отроку, который остался жив, я буду верной женой и любящим другом. Я не выйду замуж за красивого мужчину; земное очарование и красота быстро увядают и умирают. Я выйду замуж за храброго мужчину. Обратите на это внимание, храбрые воины!»

В «Пскове: Шествие павших и суд над пленными» торжествующий князь Александр входит в Псков. Звон колоколов возвещает повторение ноющей трагедии Прокофьева, когда толпы склоняют головы перед павшими, которые были доставлены домой, чтобы упокоиться. На 1:21 повторяющиеся струнные фигуры агитато поддерживают вход немецких пленных и Великого Магистра. В 1:44 торжественный въезд князя Александра через городские ворота, толпа аплодирует герою Отечества. Прокофьев подкрепляет свою поездку триумфальной репризой мелодии песни «Александр». Когда он едет по улице, матери передают ему своих детей, которых он поднимает, чтобы покатать на коленях. Трогательная экспозиция Русской Темы раскрывается с изысканной красотой. В 3:11 фигурки струнного агитато повторяются, когда тевтонские рыцари и предатель Твердило запряжены и тянут сани. Мы заканчиваем благородным исполнением русской темы, изобилующей праздничными колоколами, когда князь Александр достигает собора и спешивается. На этом реплика альбома заканчивается, но есть дополнительная музыка. Князь Александр произносит речь, полную патриотического порыва, призывая народ праздновать эту победу и быть всегда бдительными. Затем он проявляет милосердие и освобождает немецких пехотинцев. Струнные фигурки агитато возвращаются, когда он выкупает рыцарей. Пока он размышляет о судьбе Твердило, ажиотаж возвращается, когда камера перемещается по павшим. Он оставляет это на усмотрение народа, и толпа с ужасной местью обрушивается на Твердило, Великого Магистра и монаха.

В «А теперь празднуем!» Гаврило завоевывает руку Ольги и Василима, девицы-воительницы Василисы. При этом князь Александр заказывает торжество, а Прокофьев поддерживает репризу потока яростных струнных и трелей деревянных духовых, использованных в реплике «Копья и стрела». В «Последнем припеве» фильм завершается этими словами князя Александра;

«Скажи всем на чужбине, что Россия живёт! Те, кто приходят к нам в гости, пусть приходят без страха. Но те, кто придет к нам с мечом, от меча и погибнут. На этом Россия стоит и будет стоять вечно!»

Великолепно завершает Прокофьев финальной гордой репризой «Песни об Александре Невском» полным хором, завершающейся росчерком.

Я хотел бы поблагодарить Джона Годермана и RCA Victor Records за долгожданную перезапись шедевра Сергея Прокофьева «Александр Невский». Реконструкция партитуры и оркестровка Уильяма Брона были выдающимися, а качество звука превосходным, обеспечивая превосходное впечатление от прослушивания. Прокофьев написал свою музыку, не просматривая ни одной киноленты, вдохновленный образами и сценарием Эйзенштейна до фильма. Счет начинается мрачно с истекающей кровью России и хаосом после монгольского бедствия. Мы слышим русское возрождение с вдохновенным хоровым призывом к оружию «Восстань, народ России!» Однако именно с эпическими репликами «Ледового побоища» (9-14), кульминацией саундтрека является ошеломляющая парад выдающихся реплик действия, где Прокофьев доводит свой оркестр до патриотического пыла потрясающим взаимодействием немецкой и русской тем. Россия, наконец, торжествует, когда лед на озере трескается и ледяные воды Чудского озера поглощают тевтонских рыцарей. На мой взгляд, Прокофьев продемонстрировал мастерство своего искусства, обнажив жестокость, трагедию и героизм этого эпического столкновения цивилизаций. После битвы меццо-сопрано Евгения Гороховская волнует наши сердца, когда она поет ноющую скорбь в «Поле мертвых». Партитура достигает своего эмоционального апогея, когда Александр Невский и его героические русские войска с триумфом возвращаются в Псков, что Прокофьев славно поддерживает праздничным исполнением Александровской и русской тем. Ребята, эта музыка достигла возвышенного слияния с кинематографией и повествованием Эйзенштейна. Я считаю его одним из лучших в прокофьевском каноне и шедевром Золотого века. Я настоятельно рекомендую вам приобрести этот качественный альбом для вашей коллекции.

Я прикрепил ссылку на Youtube для тех из вас, кто не знаком, чтобы насладиться партитурой:
https://www.youtube. com/watch?v=OZDMgrxfK44

Купить саундтрек Александра Невского в магазине Movie Music UK Store

Трек Листинг:

  • Прелюдия (3:47)
  • 13 век (1:29)
  • Плещеево озеро (2:28)
  • Псков в огне (2:27)
  • Смерть Богохульнику! (3:16)
  • Встань, Народ России (4:13)
  • Тевтонский лагерь (2:35)
  • Лагерь Невского: Ночь перед битвой (0:52)
  • Ледовое побоище: 5 апреля 1242 года (6:08)
  • Ледовое побоище: Сражайся за Россию! (1:51)
  • Ледовое побоище: Копья и стрелы (2:55)
  • Ледовое побоище: Дуэль с Великим Магистром (1:22)
  • Ледовое побоище: Битва выиграна (3:33)
  • Ледовое побоище: Ледоход (1:43)
  • Поле Мертвых (5:37)
  • Псков – Шествие Павших и Суд над пленными (4:10)
  • А теперь празднуем! (1:02)
  • Финальный припев (0:49)

Продолжительность: 50 минут 17 секунд

RCA Victor Red Seal 09026-68642-2 (1938/1993)

Музыка композитора Сергея Прокофьева .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *