Кто начал реформацию: Реформация в Германии — урок. История, 7 класс.

Содержание

рождение современной Европы • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и филь­мам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристо­кратов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизи­ции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного пред­ставления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания.

Анна Серёгина

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН

Тезисы

Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и глав­ной ее задачей было изменить сообщество верующих. И като­лики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения ее учения, строго контролировавших свое поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массо­вых проповеднических кампаний и создания новой системы европей­ского образования.

Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принес с собой конфликты — кровавые войны, преследова­ние религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии. Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом. История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.

Именно Реформация определила облик современной Европы. Прине­сенные Реформацией конфессиональные различия сказались на евро­пейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время нацио­нальные государства принимали отчетливые конфес­сиональные очер­тания: так, например, Британия мыслилась как протестантское госу­дарство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.

Интервью с лектором

— Расскажите, почему вы стали заниматься именно Рефор­мацией?

— Меня довольно рано, еще в студенчестве, начал привлекать период XVI–XVII веков в Европе. С одной стороны, он совсем не похож на со­временную жизнь, а с другой — именно тогда появляются первые ее предзнаменования. И особенно важной частью этого меняющегося мира мне казалась религиозная история. Меня интересовали люди, за­хва­ченные переменами — религиозным расколом, новыми догматами, политическими конфликтами и так далее. Как они реагировали на пе­ре­мены? Как себя вели и что значила тогда для людей их конфессио­наль­ная принадлежность — была ли она важнее, чем семейные или друже­ские связи, например? Большая удача, что моя работа позволяет искать ответы на эти вопросы.

— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?

— Историю Реформации начали сочинять уже в пору самой Реформа­ции — и этот период продолжает интересовать историков до сих пор; о нем пишут романы и снимают фильмы. Такое внимание не случайно: в событиях той эпохи ищут истоки современного общества, в котором религиозные кон­фликты никуда не делись. Параллели порой ока­зы­ваются неожиданно болезненными: именно период религиозных конфликтов подарил Европе террористические акты, самым известным из которых, хотя и несостоявшимся, был Пороховой заговор 1605 года — попытка английских католиков взорвать английский парламент. Вообще то, как рассказывается история Реформации, начиная с XVI века и по сей день, — это отражение того, как за 500 лет изме­ни­лись пред­ставления об обществе, религии и самом человеке.

— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в историю Реформации, как бы вы это сделали?

— Я бы позвала людей в музей, взглянуть на картины Тициана, Вела­скеса или ван Дейка, а потом в театр, на спектакли по пьесам этого периода. А потом попросила бы зрителей задуматься о том, почему лучшие произведения европейской живописи связаны с католиче­скими странами, а протестанты — за единственным исключением Голлан­дии — не имели развитого изобразительного искусства, хотя в области слова преуспевали — достаточно вспомнить Шекспира. Одним словом, влияние религиозного конфликта XVI–XVII веков на культуру Европы наглядно видно до сих пор.

— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?

— Очень интересна история интеллектуальной культуры раннего Но­во­го времени. Ведь она отражает быстро меняющийся и увеличи­ваю­щий­ся мир и сама стремительно меняется, в буквальном и пере­носном смысле меняя язык — переходя с латыни на национальные языки и рез­ко расширяя свою аудиторию, а также и осваивая новые способы опи­са­ния мира. Когда выпадает возможность, с удовольствием совершаю вылазки в эту увлекательную область знания.

Где узнать больше

Николай Кареев. «История Западной Европы в Новое время. Том 2. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках» (1893)

До сих пор лучшее на русском языке изложение политической истории европейской Реформации. Одновременно это и прекрасное отражение исторического знания своей эпохи, и ее конфессиональных предрас­судков, которые, преодолев географические барьеры, прижи­лись в Рос­сии, казалось бы не имевшей отношения к рели­ги­озным конфликтам XVI–XVII веков.

Хилари Мантел. «Вулфхолл» (2011), «Внесите тела» (2013)

Автор дважды получила Букеровскую премию за эти романы, посвя­щенные жизни архитектора английской Реформации Томаса Кромвеля. В книгах Мантел прекрасно показано соединение политических, религиозных и личных мотивов, которое предопре­делило ход рели­гиозной истории раннего Нового времени. Мантел рассказывает о том, как изменения в религиозной жизни, навязанные правительством Англии, сказывались на жизни рядовых англичан — и сторонников Реформации, и тех, кто не стремился к переменам.

Жан Делюмо. «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (2003)

Исследование известного французского историка отлично показывает, как работала кампания по воспитанию христианина у католиков и у протестантов. В книге показывается, как проповедники всех кон­фессий учили прихожан постоянно контролировать свои поступки и побуждения через насаждение в них чувства собственной вины и греховности.

Фильмы и сериалы о тюдоровской Англии: «Тюдоры», «Другая Болейн», «Елизавета. Золотой век»

Прекрасно иллюстрируют живучесть конфессиональной мифологии — представлений о «прогрессивных», «свободолюбивых» протестантах (англичанах) и «силах зла» (католической Испании) — в современной массовой культуре.

Выставка к лекции

К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки под­го­товили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483–1546). На ней представлены автограф Лютера, Библии, изданные в его пере­воде на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.

1 / 15

Портрет Мартина Лютера. Гравюра офортом и резцом Себастьена Пинзио. Середина XVIII векаОтдел изоизданий РГБ

2 / 15

Портрет Филиппа Меланхтона. Гравюра резцом монограммиста HG. Конец XVI века

Филипп Меланхтон (1497–1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.

Отдел изоизданий РГБ

3 / 15

Мартин Лютер. Письмо к Иоахиму II, маркграфу Бранденбургскому. Виттенберг, 1545 год

Письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505–1571).

Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации.

Отдел рукописей РГБ

4 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

5 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

6 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

7 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

8 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

9 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

10 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

11 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

12 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

13 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

14 / 15

Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

15 / 15

Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге. Гравюра на стали А. Шидтейса. Третья четверть XIX века

РГБ

Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.

Иллюстрация: Эгберт ван Хемскерк II. Лютер в аду. 1700–1710 годы
Musée international de la Réforme

Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс. — Объяснение материала.

Комментарии преподавателя

Реформация и Крестьянская война в Германии.

Ре­фор­ма­ци­ей на­зы­ва­ют дви­же­ние за пе­ре­строй­ку хри­сти­ан­ской церк­ви конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Со­вре­мен­ни­ков по­ра­жа­ло ли­це­ме­рие выс­ших са­нов­ни­ков церк­ви, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли непри­хот­ли­вость и воз­дер­жа­ние от свет­ских на­сла­жде­ний, а сами жили в рос­ко­ши, жадно на­кап­ли­вая огром­ные бо­гат­ства, зна­чи­тель­ную долю ко­то­рых со­став­ля­ли до­хо­ды от про­да­жи ин­дуль­ген­ций — спе­ци­аль­ных пап­ских гра­мот, сви­де­тельств об от­пу­ще­нии как со­вер­шен­ных, так и еще не со­вер­шен­ных гре­хов. Свет­ская власть воз­му­ща­лась по­сто­ян­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ин­три­га­ми пап и кар­ди­на­лов, их вме­ша­тель­ством во внут­рен­ние дела ев­ро­пей­ских го­су­дарств.

В конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Гер­ма­ния была со­став­ной ча­стью Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­ри­и­гер­ман­ской нации. Кня­зья иг­ра­ли боль­шую роль в жизни Гер­ма­нии. Семь кня­зей-кур­фюр­стов, из­би­рав­шие им­пе­ра­то­ра, вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­ва­ли уси­ле­нию его вла­сти и остав­ля­ли за собой право са­мо­сто­я­тель­но ре­шать важ­ные дела. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь пре­тен­до­ва­ла на пер­во­сте­пен­ную роль в жизни раз­дроб­лен­ной Гер­ма­нии. Она имела здесь го­раз­до более ши­ро­кое поле де­я­тель­но­сти, чем в стра­нах с силь­ной цен­траль­ной вла­стью. Ка­то­ли­че­ской церк­ви при­над­ле­жа­ли огром­ные зе­мель­ные вла­де­ния и даже го­ро­да. Всю Гер­ма­нию за­по­ло­ни­ли про­дав­цы ин­дуль­ген­ций, свя­тых ре­лик­вий и раз­лич­ные сбор­щи­ки пла­те­жей в поль­зу церк­ви.

Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Гер­ма­нии с вы­ступ­ле­ния уче­но­го бо­го­сло­ва из го­ро­да Вит­тен­бер­га Мар­ти­на Лю­те­ра. Пред­ки Лю­те­ра были кре­стьяне. От них он уна­сле­до­вал уме­ние вы­сто­ять в самых труд­ных си­ту­а­ци­ях. Семья Мар­ти­на была бедна. Вос­пи­та­ние дома было стро­гое, побои слу­жи­ли глав­ным пе­да­го­ги­че­ским сред­ством. Еще ре­бен­ком он решил уйти в мо­на­стырь, чтобы спа­стись от ни­ще­ты. Лютер окон­чил Эр­фурт­ский уни­вер­си­тет и стал уче­ным-бо­го­сло­вом.

 Мар­тин Лютер

В 1517 г. Мар­тин Лютер вы­сту­пил с «95 те­зи­са­ми» про­тив тор­гов­ли ин­дуль­ген­ци­я­ми. По­сту­пок Лю­те­ра вы­звал воз­му­ще­ние Папы Рим­ско­го, под­пи­сав­ше­го от­лу­че­ние от церк­ви для непо­кор­но­го про­фес­со­ра. И в 1521 г. Мар­ти­на Лю­те­ра вы­зва­ли на им­пер­ский суд в город Вормс. Дру­зья от­го­ва­ри­ва­ли Мар­ти­на от по­езд­ки на суд. Но он по­доб­но Яну Гусу про­явил му­же­ство и явил­ся на суд. По до­ро­ге к Ворм­су Лю­те­ру устра­и­ва­ли тор­же­ствен­ные встре­чи, со­би­ра­лись толпы на­ро­да, ко­то­рым он читал свои про­по­ве­ди. На суде им­пе­ра­тор (Карл V) по­тре­бо­вал от Лю­те­ра от­речь­ся от сво­е­го уче­ния. Но Лютер, об­ра­ща­ясь к со­бра­нию, ска­зал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог по­мо­жет мне. Аминь». Во время его вы­ступ­ле­ния по залу раз­но­си­лись воз­гла­сы одоб­ре­ния. Мно­гие ду­ма­ли, что после суда Мар­ти­на Лю­те­ра ждет такая же судь­ба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке сак­сон­ский князь Фри­дрих. Уче­ние Лю­те­ра стало рас­про­стра­нять­ся в Гер­ма­нии. Лютер осуж­дал про­да­жу ин­дуль­ген­ций; счи­тал, что свя­щен­ни­ки нужны лишь для того, чтобы объ­яс­нять ве­ру­ю­щим Свя­щен­ное Пи­са­ние, а не для того, чтобы быть по­сред­ни­ка­ми между Богом и лю­дь­ми; он от­ста­и­вал идею оправ­да­ния верой — че­ло­век сам несет от­вет­ствен­ность за свои по­ступ­ки и обес­пе­чи­ва­ет спа­се­ние своей души верой в Бога; счи­тал, что цер­ковь долж­на от­ка­зать­ся от бо­гатств; что Свя­щен­ное Пи­са­ние долж­но быть до­ступ­но каж­до­му хри­сти­а­ни­ну, а не толь­ко свя­щен­ни­ку, зна­ю­ще­му ла­тынь; из всех цер­ков­ных та­инств он пред­ла­гал оста­вить толь­ко те, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии, — кре­ще­ние и при­ча­ще­ние. Ос­но­ван­ная на уче­нии Лю­те­ра цер­ковь стала на­зы­вать­ся лю­те­ран­ской. Борь­ба за Ре­фор­ма­цию ши­ри­лась.

Летом 1524 г. в Гер­ма­нии на юге стра­ны вос­ста­ли кре­стьяне. Во­ждем на­род­ной Ре­фор­ма­ции стал свя­щен­ник Томас Мюн­цер.

Томас Мюн­цер

В 1525 г. уже почти все гер­ман­ские земли охва­ти­ло дви­же­ние, на­зван­ное ис­то­ри­ка­ми Ве­ли­кой кре­стьян­ской вой­ной. В чем ее глав­ные при­чи­ны? Раз­ло­же­ние тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства и раз­ви­тие то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний рож­да­ли у дво­рян и кня­зей по­треб­ность в уве­ли­че­нии де­неж­ных до­хо­дов. Они стали за­хва­ты­вать об­щин­ные земли и со­кра­щать кре­стьян­ские на­де­лы, уве­ли­чи­вать на­ту­раль­ный и де­неж­ный оброк, бар­щи­ну. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звон­кую мо­не­ту. Стра­да­ли кре­стьяне и от роста цен. При­ток зерна и се­реб­ра из Но­во­го Света вы­звал ре­во­лю­цию цен — день­ги обес­це­ни­лись, цены на то­ва­ры вы­рос­ли. После упла­ты се­ньо­ру у кре­стьян ни­че­го не оста­ва­лось и мно­гие об­ра­ща­лись к ро­стов­щи­кам. Ос­нов­ным рай­о­ном вос­ста­ния стал юго-за­пад стра­ны. 40 тысяч че­ло­век бо­ро­лись про­тив гнета свет­ских и ду­хов­ных фе­о­да­лов. Была со­став­ле­на про­грам­ма «Две­на­дцать ста­тей», в ко­то­рой вос­став­шие тре­бо­ва­ли от­ме­ны лич­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян, огра­ни­че­ние цер­ков­ной де­ся­ти­ны, бар­щи­ны и штра­фов. Борь­ба кре­стьян за­кон­чи­лась по­ра­же­ни­ем. За по­дав­ле­ни­ем вос­ста­ния по­сле­до­ва­ли же­сто­кие рас­пра­вы над участ­ни­ка­ми; был каз­нен и Томас Мюн­цер.

Лютер резко осу­дил по­встан­цев и Мюн­це­ра, за­кре­пив свой союз с кня­зья­ми и го­род­ской вер­хуш­кой. Те­перь, после по­ра­же­ния на­род­ной Ре­фор­ма­ции, мно­гие кня­зья боль­ше не счи­та­ли под­держ­ку Лю­те­ра опас­ным делом. В его уче­нии их чрез­вы­чай­но при­вле­ка­ли идеи се­ку­ля­ри­за­ции и гла­вен­ства го­су­дар­ства над цер­ко­вью. Когда на рейхс­та­ге 1529 г. ка­то­ли­ки ока­за­лись в боль­шин­стве и по­тре­бо­ва­ли от­ме­нить за­во­е­ва­ния Ре­фор­ма­ции, сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. С этого вре­ме­ни их стали на­зы­вать про­те­стан­та­ми.

В 1555 г. был до­стиг­нут Аугс­бург­ский мир. Ка­то­ли­че­ство и про­те­стант­ство при­зна­ва­лось рав­но­прав­ны­ми, но право опре­де­лять ре­ли­гию по­дан­ных предо­став­ля­лось толь­ко кня­зьям: «Чья стра­на, того и вера…». В Гер­ма­нии об­ра­зо­ва­лись две груп­пи­ров­ки кня­жеств: на юге и за­па­де стра­ны пре­об­ла­да­ли ка­то­ли­ки, на се­ве­ре и во­сто­ке про­те­стан­ты. В про­те­стант­ских кня­же­ствах гла­вой церк­ви при­зна­вал­ся князь, ему было под­чи­не­но осо­бое ве­дом­ство, рас­по­ря­жав­ше­е­ся цер­ков­ны­ми де­ла­ми. Про­те­стант­ские про­по­вед­ни­ки — пас­то­ры — на­хо­ди­лись на го­су­дар­ствен­ной служ­бе. Лю­те­ран­ская цер­ковь стала учре­жде­ни­ем, под­чи­нен­ным князю. Пыш­ные цер­ков­ные об­ря­ды были от­ме­не­ны. Из церк­вей убра­ли скульп­ту­ры, упразд­ни­ли по­кло­не­ние ико­нам и свя­тым мощам. Цер­ковь стала де­ше­вой.

 «Чья стра­на, того и вера»

Ре­фор­ма­ция по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу была рас­про­стра­не­на в Ан­глии, Дании, Нор­ве­гии, Ис­лан­дии, Шве­ции, Фин­лян­дии.

Распространение Реформации в Европе.

Ре­фор­ма­ция, на­чав­шись в Гер­ма­нии, вско­ре охва­ти­ла Ни­дер­лан­ды, Ан­глию, Скан­ди­на­вию, Фран­цию, Швей­ца­рию. Не везде она про­во­ди­лась по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу. По­яви­лись дру­гие про­те­стант­ские те­че­ния. Так, в Швей­ца­рии воз­ник каль­ви­низм (на­прав­ле­ние про­те­стан­тиз­ма, со­здан­ное фран­цуз­ским тео­ло­гом и про­по­вед­ни­ком Жаном Каль­ви­ном). Ор­га­ни­за­ция каль­ви­нист­кой церк­ви от­ли­ча­лась как от ка­то­ли­че­ской, так и от лю­те­ран­ской. Со вре­ме­нем сто­рон­ни­ки Каль­ви­на по­яви­лись во мно­гих стра­нах: в Ан­глии (там они на­зы­ва­лись пу­ри­та­на­ми), в Ни­дер­лан­дах, во Фран­ции. Позд­нее эми­гран­ты пе­ре­нес­ли ре­ли­ги­оз­ное уче­ние Каль­ви­на в Новый Свет. Про­те­стан­тизм нанес силь­ный удар по по­зи­ци­ям ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­ли­ти­ка Рима, при­зван­ная оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стант­ских уче­ний, по­лу­чи­ла на­зва­ние «контр­ре­фор­ма­ция». Ее под­дер­жа­ли Ис­па­ния, Фран­ция, а также часть гер­ман­ских и ита­льян­ских зе­мель. Контр­ре­фор­ма­ция со­сто­я­ла из раз­лич­ных по сво­е­му ха­рак­те­ру мер: от по­пы­ток сдер­жан­ной ре­фор­ма­ции ка­то­ли­че­ства до си­ло­вых ме­то­дов борь­бы с про­те­стан­тиз­мом. В 1534 году был ос­но­ван орден иезу­и­тов, глав­ной целью ко­то­ро­го было укреп­ле­ние по­зи­ций ка­то­ли­че­ской церк­ви по всему миру. В от­ли­чие от сред­не­ве­ко­вых мо­на­хов, иезу­и­ты жили в миру. Они участ­во­ва­ли в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни, ока­зы­вая вли­я­ние в ин­те­ре­сах ка­то­ли­че­ской церк­ви: вхо­ди­ли в до­ве­рие к го­су­да­рям, вы­со­ко­по­став­лен­ным чи­нов­ни­кам и вель­мо­жам, убеж­дая их про­во­дить по­ли­ти­ку в ин­те­ре­сах Папы Рим­ско­го. Иезу­и­ты от­кры­ва­ли школы, ко­то­рые от­ли­ча­лись в XVI–XVII вв. вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

Жан Каль­вин

Жан Каль­вин ро­дил­ся и про­вел юность во Фран­ции, по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, затем увлек­ся уче­ни­ем ре­фор­ма­то­ров. Го­не­ния на про­те­стан­тов во Фран­ции вы­ну­ди­ли Каль­ви­на пе­ре­се­лить­ся в Же­не­ву. Здесь вы­хо­дит его зна­ме­ни­тый труд «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской вере». В ос­но­ве уче­ния Каль­ви­на лежит тео­рия бо­же­ствен­но­го пред­опре­де­ле­ния. Каль­вин счи­тал, что до­стичь веч­но­го спа­се­ния удо­сто­е­ны лишь немно­гие. Че­ло­век может лишь на­де­ять­ся, что верно ис­пол­ня­ет свое при­зва­ние и пред­опре­де­лен к спа­се­нию. Бог дает че­ло­ве­ку знак — успех в делах. Каль­вин под­чер­ки­вал вы­со­кое до­сто­ин­ство труда, оправ­ды­вал на­ко­пи­тель­ство, счи­тал лень ве­ли­чай­шим по­ро­ком, осуж­дал цер­ков­ные празд­ни­ки, пред­пи­сы­ва­ю­щие ве­ру­ю­щим не ра­бо­тать в эти дни. Под воз­дей­ствие уче­ния Каль­ви­на воз­ник новый тип де­ло­во­го че­ло­ве­ка — тру­до­лю­би­во­го, бе­реж­ли­во­го.

По ука­за­нию Каль­ви­на в Же­не­ве был со­став­лен про­ект но­во­го цер­ков­но­го устрой­ства. Те­перь об­щи­на ве­ру­ю­щих сама вы­би­ра­ла ста­рей­шин-пре­сви­те­ров и про­по­вед­ни­ков-пас­то­ров. Они ру­ко­во­ди­ли об­щи­ной и сле­ди­ли за нрав­ствен­но­стью ее чле­нов. Ре­фор­мы пре­вра­ти­ли Же­не­ву в уны­лый и скуч­ный город. Из цер­ков­но­го оби­хо­да уда­ли­ли по­след­ние укра­ше­ния, сим­во­лы, це­ре­мо­нии. Яркие одеж­ды, театр, танцы, му­зы­ка были за­пре­ще­ны как бо­го­про­тив­ные. По­ощ­ря­лись раз­мыш­ле­ния над Биб­ли­ей, рас­пе­ва­ния псал­мов и упор­ный труд. Свет­ская власть в Же­не­ве стала про­стым ис­пол­ни­те­лем пред­пи­са­ний церк­ви.

По от­но­ше­нию к своим про­тив­ни­кам, будь то ка­то­ли­ки или про­те­стан­ты, Каль­вин был непри­ми­рим. Пре­жде не свой­ствен­ные про­те­стан­там фа­на­тизм и нетер­пи­мость при­нес­ли ему про­зви­ще «же­нев­ский папа». По при­ка­за­нию Каль­ви­на ис­пан­ский врач и бо­го­слов Ми­гель Сер­вет был схва­чен и при­го­во­рен к смер­ти. В 1553 г. Сер­вет погиб на ко­ст­ре и вошел в ис­то­рию как пер­вая жерт­ва про­те­стант­ско­го фа­на­тиз­ма.

Важ­ную роль в ис­то­рии сыг­ра­ли по­ли­ти­че­ские идеи Каль­ви­на. От­ме­чая бо­же­ствен­ное про­ис­хож­де­ние вла­сти, Каль­вин под­чер­ки­вал, что у пра­ви­те­лей есть обя­зан­но­сти перед об­ще­ством. Если пра­ви­тель не дает ве­ру­ю­щим вы­пол­нять их хри­сти­ан­ский долг, то он ста­но­вит­ся ти­ра­ном, и об­щи­на имеет право ему со­про­тив­лять­ся. По­сле­до­ва­те­ли Каль­ви­на раз­ви­ли эту идею, тем самым оправ­ды­вая даже убий­ство ти­ра­на.

Уче­ние Каль­ви­на рас­про­стра­ни­лось в Ан­глии и Шот­лан­дии, в Ни­дер­лан­дах и во Фран­ции, в Се­вер­ной Аме­ри­ке. Каль­вин раз­вил идеи Лю­те­ра и объ­еди­нил сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции для даль­ней­шей борь­бы. Между тем ка­то­ли­цизм го­то­вил­ся к ре­ши­тель­ной схват­ке.

Ре­фор­ма­ция за­ста­ла ка­то­ли­че­скую цер­ковь врас­плох. Вна­ча­ле папы на­ла­га­ли про­кля­тия на про­те­стан­тов, пы­та­лись при­сту­пить к ре­фор­мам. Од­на­ко затем в Риме воз­об­ла­да­ли сто­рон­ни­ки ре­ши­тель­ной борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей — Контр­ре­фор­ма­ции. Важ­ней­шую роль сыг­рал новый орден иезу­и­тов. Его ор­га­ни­зо­вал че­сто­лю­би­вый и энер­гич­ный ис­пан­ский дво­ря­нин Иг­на­тий Лой­о­ла (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа рим­ский Павел III утвер­дил устав ор­де­на. В «Об­ще­стве Иису­са» су­ще­ство­ва­ла жест­кая иерар­хия его чле­нов и же­лез­ная дис­ци­пли­на. Ге­не­рал ор­де­на из­би­рал­ся по­жиз­нен­но и об­ла­дал огром­ной вла­стью. По­ми­мо мо­на­ше­ских обе­тов бед­но­сти, без­бра­чия и по­слу­ша­ния члены ор­де­на да­ва­ли осо­бую клят­ву вер­но­сти папе. Иезу­и­ты долж­ны были вы­пол­нять любые рас­по­ря­же­ния на­чаль­ства, не раз­мыш­ляя о мо­раль­ной сто­роне своих дей­ствий. Своим внеш­ним видом они ско­рее на­по­ми­на­ли свет­ских уче­ных. Их за­да­чей было быть в гуще со­бы­тий. Они по­ра­жа­ли эру­ди­ци­ей, пыш­но­стью бо­го­слу­же­ний, неред­ко были ду­хов­ни­ка­ми го­су­да­рей. Ложь, ин­три­ги, убий­ства — все сред­ства ис­поль­зо­ва­лись ими к «вящей славе Бо­жьей». Иезу­и­ты ор­га­ни­зо­вы­ва­ли за­го­во­ры про­тив про­те­стант­ских ли­де­ров и под­го­то­ви­ли ряд по­ку­ше­ний. Много вни­ма­ния члены ор­де­на уде­ля­ли мо­ло­де­жи, они со­зда­ва­ли луч­шие школы, из стен ко­то­рых вы­хо­ди­ли убеж­ден­ные ка­то­ли­ки.

  Иг­на­тий Лой­о­ла

Орден иезу­и­тов был важ­ней­шим, но да­ле­ко не един­ствен­ным ору­ди­ем борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей. В 1542 г. в Риме был со­здан ин­кви­зи­ци­он­ный три­бу­нал. Осо­бен­но же­сто­ки­ми пре­сле­до­ва­ни­я­ми про­сла­ви­лась ис­пан­ская ин­кви­зи­ции. Ко­роль Фи­липп II, ре­ли­ги­оз­ный фа­на­тик, од­на­ж­ды за­явил: «Я пред­по­чту со­всем не иметь под­дан­ных, чем иметь та­ко­вы­ми ере­ти­ков». Борь­бу с про­те­стан­тиз­мом Фи­липп II рас­про­стра­нил и на Ни­дер­лан­ды. Была вве­де­на стро­жай­шая книж­ная цен­зу­ра. В 1559 г. в Риме из­да­ли ин­декс за­пре­щен­ных книг. С са­мо­го на­ча­ла Ре­фор­ма­ции го­во­ри­ли, что раз­но­гла­сия между ка­то­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми сле­ду­ет об­су­дить на цер­ков­ном со­бо­ре. В 1545 г. папа рим­ский Павел III в ита­льян­ском го­ро­де Трен­то (Три­дент) со­звал собор, обес­пе­чив на нем пре­об­ла­да­ние своих сто­рон­ни­ков. Собор за­се­дал с боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 18 лет. В 1563 г. Три­дент­ский собор под­твер­дил ос­нов­ные по­ло­же­ния ве­ро­уче­ния ка­то­ли­че­ской церк­ви, на­прав­лен­ные на укреп­ле­ние церк­ви и ин­кви­зи­ции. Все сто­рон­ни­ки ре­фор­ма­ции были объ­яв­ле­ны ере­ти­ка­ми и по­став­ле­ны вне за­ко­на. Тем самым ка­то­ли­че­ская цер­ковь дала ка­то­ли­кам право пре­сле­до­вать и уби­вать лю­те­ран, каль­ви­ни­стов и сто­рон­ни­ков дру­гих ре­фор­ма­ци­он­ных уче­ний.

 Папа Павел III на Три­дент­ском со­бо­ре

Ка­то­ли­че­ской церк­ви уда­лось по­да­вить Ре­фор­ма­цию в Поль­ше, Ита­лии, Южной Гер­ма­нии. В стра­нах, где по­бе­ди­ла ка­то­ли­че­ская цер­ковь, как пра­ви­ло, доль­ше со­хра­ня­лись фе­о­даль­ные по­ряд­ки, тор­мо­зив­шие раз­ви­тие эко­но­ми­ки.

Ре­фор­ма­ция в Ев­ро­пе была под­го­тов­ле­на стре­ми­тель­ным подъ­емом куль­ту­ры в эпоху Воз­рож­де­ния, стрем­ле­ни­ем лич­но­сти к боль­шей сво­бо­де и са­мо­сто­я­тель­но­сти. Ре­фор­ма­ция — это время кри­зи­са ка­то­ли­че­ской церк­ви. Несмот­ря на по­пыт­ки церк­ви за­ду­шить Ре­фор­ма­цию и от­дель­ные успе­хи, из-под ее вла­сти вы­рва­лись Ан­глия и Шот­лан­дия, скан­ди­нав­ские стра­ны, Гол­лан­дия, Се­вер­ная Гер­ма­ния, часть Фран­ции.

Ре­фор­ма­ция оста­ви­ла глу­бо­кий след в ис­то­рии, она из­ме­ни­ла ду­хов­ный, по­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства. Ито­гом Ре­фор­ма­ции стало по­яв­ле­ние на­ци­о­наль­ных церк­вей, укреп­ле­ние свет­ской вла­сти, со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия на­ци­о­наль­ных го­су­дарств.

Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.

В XVI в. Фран­ция стала одним из самых боль­ших цен­тра­ли­зо­ван­ных го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы с на­се­ле­ни­ем около 15 млн че­ло­век. По уров­ню раз­ви­тия она зна­чи­тель­но опе­ре­жа­ла то­гдаш­нюю Ис­па­нию, но усту­па­ла Ан­глии и Ни­дер­лан­дам.

Наи­боль­ше­го мо­гу­ще­ства Фран­ция до­стиг­ла при прав­ле­нии Фран­цис­ка I (1515–1547 гг.). Вся власть в стране при­над­ле­жа­ла ко­ро­лю, ко­то­рый от­ка­зал­ся от со­зы­ва Ге­не­раль­ных шта­тов. Он окон­ча­тель­но под­чи­нил ка­то­ли­че­скую цер­ковь, до­го­во­рив­шись с папой рим­ским о праве ко­ро­ля на­зна­чать на долж­но­сти всех фран­цуз­ских епи­ско­пов.

Его сына Ген­ри­ха II стали име­но­вать «Ваше Ве­ли­че­ство». Все более важ­ную роль играл ко­ро­лев­ский двор. В его пыш­ном це­ре­мо­ни­а­ле во­пло­ща­лось мо­гу­ще­ство ко­ро­лев­ской вла­сти. В XVI–XVII вв. зна­чи­тель­но вы­рос­ла чис­лен­ность фран­цуз­ской армии, уве­ли­чи­лись и во­ен­ные рас­хо­ды. Для их по­кры­тия росли раз­ме­ры преж­них на­ло­гов и вво­ди­лись новые. Управ­ля­ли слож­ным го­су­дар­ствен­ным ме­ха­низ­мом про­фес­си­о­наль­ные чи­нов­ни­ки, чис­лен­ность ко­то­рых по­сто­ян­но росла. Пу­стая казна часто за­став­ля­ла мо­нар­хов про­да­вать долж­но­сти, в том числе с пра­вом пе­ре­да­вать их по на­след­ству. Мно­гие долж­но­сти да­ва­ли право на дво­рян­ское зва­ние. По­сте­пен­но их по­ку­па­те­ли со­ста­ви­ли осо­бое «дво­рян­ство ман­тии», тра­ди­ци­он­ное дво­рян­ство име­но­ва­лось «дво­рян­ством шпаги». Ко­роль неко­то­рое время ми­рил­ся с ее рас­про­стра­не­ни­ем в стране, но потом начал пре­сле­до­ва­ния про­те­стан­тов. В 1540 г. во Фран­ции была вве­де­на ин­кви­зи­ция.
На юге стра­ны утвер­ди­лась каль­ви­нист­ская цер­ковь, ее  по­сле­до­ва­те­лей стали на­зы­вать гу­ге­но­та­ми.

Пре­ем­ни­ком Фран­цис­ка I был его сын Ген­рих II (1547–1559 гг.), ко­то­рый рас­ши­рил гра­ни­цы стра­ны, в част­но­сти от­во­е­вал у Ан­глии порт Кале. Этот ко­роль неле­по погиб во время од­но­го из тур­ни­ров.

В 1562 г. ка­то­ли­ки устро­и­ли резню гу­ге­но­тов, те пред­при­ня­ли от­вет­ные дей­ствия. На­ча­лись ре­ли­ги­оз­ные войны. В 1572 г., ка­за­лось, про­изо­шло при­ми­ре­ние. Вождь гу­ге­но­тов гер­цог На­варр­ский со­че­тал­ся бра­ком с сест­рой ко­ро­ля Карла IX Мар­га­ри­той Валуа. И тут Гизы на­нес­ли же­сто­кий удар, ор­га­ни­зо­вав мас­со­вое убий­ство гу­ге­но­тов. Оно на­ча­лось в Па­ри­же в ночь на празд­ник свя­то­го Вар­фо­ло­мея и вошло в ис­то­рию как 

Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь. В ответ гу­ге­но­ты со­зда­ли на юге свое го­су­дар­ство, во главе ко­то­ро­го стал Ген­рих На­варр­ский.

Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь

В ходе даль­ней­шей борь­бы фран­цуз­ская ко­ро­лев­ская ди­на­стия Валуа пре­сек­лась; бли­жай­шим на­след­ни­ком ока­зал­ся гу­ге­нот Ген­рих На­варр­ский. Он взо­шел на трон под име­нем Ген­ри­ха IV (1589–1610 гг.), по­ло­жив на­ча­ло прав­ле­нию ди­на­стии Бур­бо­нов. Он часто менял свои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния, но вско­ре убе­дил­ся, что ка­то­ли­цизм при­не­сет ему под­держ­ку боль­шин­ства фран­цу­зов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сме­нил веру, и сто­ли­ца при­ня­ла его сто­ро­ну.

В 1598 г. Ген­рих IV издал Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти. Офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей Фран­ции оста­вал­ся ка­то­ли­цизм, но гу­ге­но­ты урав­ни­ва­лись в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми. Ген­ри­ху IV уда­лось вос­ста­но­вить эко­но­ми­ку стра­ны, укре­пить свою власть и меж­ду­на­род­ный пре­стиж Фран­ции. Од­на­ко в 1610 г. его жизнь обо­рвал кин­жал фа­на­тич­но­го ка­то­ли­ка.

Сле­ду­ю­щим фран­цуз­ским ко­ро­лем в де­вя­ти­лет­нем воз­расте стал сын Ген­ри­ха IV Лю­до­вик XIII (1610–1643 гг.). Неко­то­рое время стра­ной управ­ля­ла его мать Мар­га­ри­та Ме­ди­чи. В 1624–1642 гг. во главе пра­ви­тель­ства стоял кар­ди­нал Ри­ше­лье. Непре­взой­ден­ный ма­стер ин­три­ги, он удер­жи­вал свой пост до самой смер­ти. Он раз­ра­бо­тал про­грам­му дей­ствий, стре­мясь сде­лать Фран­цию мо­гу­ще­ствен­ной дер­жа­вой. Права и при­ви­ле­гии про­вин­ций или учре­жде­ний со­блю­да­лись лишь тогда, когда это не про­ти­во­ре­чи­ло ин­те­ре­сам мо­нар­хии. Про­тив­ни­ка­ми такой по­ли­ти­ки были гу­ге­но­ты. Ри­ше­лье дей­ство­вал ре­ши­тель­но: он от­во­е­вал у гу­ге­но­тов Ла-Ро­шель, лишил их по­ли­ти­че­ских прав. Под­лин­ным бед­стви­ем для Фран­ции были дуэли, кар­ди­нал из­да­вал эдик­ты про­тив ду­элей и же­сто­ко карал на­ру­ши­те­лей. Он ре­фор­ми­ро­вал фи­нан­сы, по­кро­ви­тель­ство­вал раз­ви­тию про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, по­ощ­рял за­хват ко­ло­ний. По его ини­ци­а­ти­ве на­ча­ла вы­хо­дить пер­вая фран­цуз­ская га­зе­та.

Кар­ди­нал Ри­ше­лье

Глав­ны­ми про­тив­ни­ка­ми Фран­ции в Ев­ро­пе были ис­пан­ские и ав­стрий­ские Габс­бур­ги. В ходе Трид­ца­ти­лет­ней войны (1618–1648 гг.) Фран­ция одо­ле­ла Ис­па­нию и стала самым мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством в Ев­ро­пе.

После смер­ти Лю­до­ви­ка XIII на пре­стол взо­шел его пя­ти­лет­ний сын Лю­до­вик XIV(1643–1715 гг.). Ре­аль­ная власть пе­ре­ш­ла к ко­ро­ле­ве-ма­те­ри Анне Ав­стрий­ской и пер­во­му ми­ни­стру кар­ди­на­лу Ма­за­ри­ни, про­дол­жав­ше­му по­ли­ти­ку Ри­ше­лье. По­ло­же­ние Фран­ции, ра­зо­рен­ной Трид­ца­ти­лет­ней вой­ной, было неста­биль­ным. Вол­не­ния про­дол­жа­лись до 1653 г., их участ­ни­ки тре­бо­ва­ли огра­ни­чить рост на­ло­гов и пре­кра­тить зло­упо­треб­ле­ния вла­стей. Когда в 1661 г. Ма­за­ри­ни умер, 22-лет­ний Лю­до­вик XIV за­явил, что от­ныне сам будет пер­вым ми­ни­стром, и с тех пор не вы­пус­кал власть из своих рук.

 

 Лю­до­вик XIV

Он стре­мил­ся укре­пить един­ство стра­ны, упро­чить гла­вен­ство Фран­ции в Ев­ро­пе и рас­ши­рить ее гра­ни­цы. «Ко­роль-солн­це» — так на­зы­ва­ли его при­двор­ные льсте­цы — управ­лял стра­ной с по­мо­щью ко­ро­лев­ско­го со­ве­та, од­на­ко все ре­ше­ния при­ни­мал сам. Под­лин­ным во­пло­ще­ни­ем духа аб­со­лю­тиз­ма стала гран­ди­оз­ная ко­ро­лев­ская ре­зи­ден­ция в Вер­са­ле. Стро­и­тель­ство про­дол­жа­лось в те­че­ние несколь­ких де­ся­ти­ле­тий и обо­ш­лось казне в аст­ро­но­ми­че­скую сумму. На­ча­ло прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV было от­ме­че­но нема­лы­ми успе­ха­ми. Ко­роль умел на­хо­дить спо­соб­ных и пре­дан­ных по­мощ­ни­ков. Среди них вы­де­лял­ся Коль­бер (1619–1683 гг.), в те­че­ние 20 лет ру­ко­во­див­ший фи­нан­са­ми и эко­но­ми­кой стра­ны. Он по­кро­ви­тель­ство­вал раз­ви­тию ма­ну­фак­тур, стро­и­тель­ству флота, со­зда­нию тор­го­вых ком­па­ний. Ему уда­лось ос­но­ва­тель­но по­пол­нить казну, од­на­ко дли­тель­ные и ра­зо­ри­тель­ные войны по­сто­ян­но ее опу­сто­ша­ли.

Вер­саль

Лю­до­вик ХIV же­сто­ко пре­сле­до­вал гу­ге­но­тов. В 1685 г. ко­роль от­ме­нил Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти и за­пре­тил в стране про­те­стант­скую веру. Эко­но­ми­ка стра­ны силь­но по­стра­да­ла от мас­со­вой эми­гра­ции уме­лых ре­мес­лен­ни­ков и де­ло­вых людей.

В XVI–XVII вв. во Фран­ции утвер­ди­лась аб­со­лют­ная мо­нар­хия. Она опи­ра­лась на дво­рян­ство, но учи­ты­ва­ла и ин­те­ре­сы пред­при­ни­ма­тель­ских слоев. Пе­ре­жив тя­же­лые ис­пы­та­ния в годы ре­ли­ги­оз­ных войн, аб­со­лю­тизм уси­лил­ся при Ри­ше­лье и до­стиг сво­е­го рас­цве­та во время прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY

Протестантская Реформация — ее происхождение и значение в истории

Слухи о том, что станет протестантской Реформацией, начались в 14 веке, когда мужчины и женщины заметили, что в церкви что-то не так. От священников общины до самого папы коррупция и злоупотребление властью свирепствовали, и это оказало непосредственное влияние на жизнь миллионов людей по всей Европе. Требовались кардинальные реформы.

На протяжении примерно двух столетий отважные мужчины и женщины придерживались своего убеждения, что вечное спасение обеспечивается только верой во Христа по благодати Божией, открытой в Писании, и все во славу Божию. Реформаторы проповедовали эту истину Писания оскорбительной церковной практике и искаженному церковному учению. Это движение, названное протестантской Реформацией, навсегда изменило мир.

Почему произошла протестантская Реформация?

В начале 16 -го -го века ученый по имени Эразм возражал против нескольких вопросов в Римско-католической церкви, которая в то время была всей Церковью. Он увидел четыре основных несоответствия между тем, чему учила Церковь, и тем, чему на самом деле учило Писание.

1. Церковные руководители жили в достатке и довольстве.

Эразм написал Похвалу глупости , в которой высмеивал ошибки христианской Европы. Он напомнил своим читателям, что Петр сказал Иисусу: « Мы оставили вам все » (Матфея 19:27, Марка 10:28, Луки 18:28). Но Глупость хвастается, что благодаря ее влиянию «едва ли найдется такой народ, который живет более свободно» чем преемники апостолов.

2. Церковь отказывала священникам в браке.

Эразм нападал на отказ Рима разрешать священникам жениться, хотя некоторые открыто жили с любовницами. что они утверждают

3. Церковь настаивала на практиках, не предусмотренных Писанием.

Ученый также бросил вызов обычаям, которым не учит Писание, таким как молитвы святым, индульгенции и поклонение реликвиям.

4. Церковный латинский перевод Библии содержал ошибки.

Иероним закончил перевод Ветхого и Нового Заветов на латынь к 405 г. н.э. Его перевод назывался Вульгатой, и на протяжении веков он был Библией Церкви. Однако перевод Джерома имел недостатки.

Эразм, насколько мог, реконструировал оригинальный Новый Завет из греческих текстов и напечатал его. В параллельной колонке он предоставил новый латинский перевод. Более того — и это могло стоить ему жизни — он добавил более тысячи примечаний, указывающих на распространенные ошибки в толковании Библии.

Как и перевод Иеронима, Новый Завет Эразма также не был полностью точным. У него не было доступа к лучшим рукописям. Но этого было достаточно, чтобы Мартин Лютер, Уильям Тиндейл и другие переводчики основывали на нем свои народные версии. Более того, они подхватили призывы Эразма к реформам.
Этот контент был адаптирован из книги Дэна Грейвза «Эразмус загрузил пушку Реформации».

Ранние протестантские реформаторы

В то время как Эразм действительно протестовал против многих церковных обычаев и учений, другие также были обеспокоены и работали над реформами за столетия до этого. В 14 -м веке Джон Уиклиф и Иоанн Гус положили начало Реформации, проповедуя Евангелие на народном языке, а не на латыни.

  • Джон Уиклиф
    Уиклиф и его группа проповедников, называемых лоллардами, были обеспокоены тем, что люди в Англии не слышат слова Божия на простом языке. Он не только проповедовал Библию на английском языке народа, но и разослал своих лоллардов по всей стране с евангельскими посланиями. Это мощное движение было подхвачено лидерами на континенте.
     
  • Иоанн Гус
    Одним из этих лидеров был римско-католический священник Иоанн Гус. Гус служил в Богемии, современной Чехии. На народном языке он объяснял передовые доктрины, которые он нашел в Библии, такие как спасение по благодати через веру в Иисуса Христа. В то время как Уиклиф и Гус были утренними звездами Реформации, Мартин Лютер был взрывной звездой Реформации.

Этот контент был адаптирован из статьи «Что такое протестантизм и почему он важен?» доктор Майкл А. Милтон.

Мартин Лютер: ключевой игрок протестантской Реформации

Во времена Мартина Лютера Папа Лев X был главой церкви. Пристрастие Папы к экстравагантности опустошило казну всего за восемь лет. Но базилику Святого Петра нужно было восстанавливать, поэтому папа предложил индульгенции в обмен на средства на восстановление собора. Индульгенции были письмами о помиловании, которые гарантировали прощение грехов. Лютер видел в этом извращение Евангелия.

Он был пастором церкви в Виттенберге, Германия, и был настолько возмущен, что написал свои ставшие знаменитыми 95 тезисов и повесил их на дверях церкви, приглашая ученых к обсуждению вопроса об индульгенциях. Недавно был изобретен печатный станок, поэтому тезисы Лютера были напечатаны, и в течение нескольких недель их копии пользовались спросом и вызывали споры по всей Европе.

В течение трех лет папа издал указ («папская булла») об отлучении Лютера как еретика. Император Карл V также осудил Лютера, приказав схватить его или убить на месте. Но он был похищен и защищен герцогом Фридрихом Саксонским.

Затем Лютер направил свою энергию на изучение, написание и перевод Нового Завета на немецкий язык, понятный каждому. Его идеи и сочинения распространились по Европе, как вода из прорвавшейся плотины. Реформацию нельзя было остановить.
Этот контент был адаптирован из книги доктора Кена Кертиса «Мартин Лютер: монументальный реформатор».

Жан Кальвин и протестантская Реформация

Спустя почти два десятилетия после того, как Мартин Лютер поставил 95 тезисов на дверь католической церкви в Германии, Жан Кальвин был призван стать лидером протестантского движения в Женеве, Швейцария. Согласно христианским ученым, Кальвин отправился в Женеву, чтобы избежать преследований протестантов во Франции, и по прибытии он был поражен тем, что там о нем знали.

Он был отмечен за книгу, которую он написал в возрасте 27 лет, под названием Институты христианской религии , работа по реформатскому богословию, на которую ссылаются и сегодня. Кальвин не хотел руководить протестантским движением из-за своей молодости и неопытности. Однако после некоторой поддержки со стороны известного лидера Гийома Фареля он стал реформатором «второго поколения». Оба мужских портрета теперь выгравированы на стене Реформации в Женеве.

Что такое Пять Солас протестантской Реформации?

Протестантская Реформация 16 века навсегда изменила христианство. Одним из непреходящих наследий являются «Пять солас», которые представляют собой пять латинских фраз, появившихся во время Реформации, чтобы обобщить теологические убеждения реформаторов в отношении основ христианства, основанные на Писании.

1. Sola Scriptura (Только Писание)

Только Библия является нашим высшим авторитетом. Это не означает, что Библия — единственное место, где можно найти истину, но это означает, что все остальное, что мы узнаем о Боге и его мире, а также все другие авторитеты, следует интерпретировать в свете Писания. Библия дает нам все необходимое для нашего богословия. (Римлянам 15:4, 2 Тимофею 3:16-17)

2. Sola Fide (Только вера)

Мы спасены только верой в Иисуса Христа. Мы спасены исключительно через веру в Иисуса Христа, только благодаря Божьей благодати и заслугам Христа. Нас спасают не наши заслуги и не объявляют праведными наши добрые дела. (Луки 7:50, Римлянам 10:9, Иоанна 3:14-16, Иоанна 20:31)

3. Sola Gratia (Только благодать)

Мы спасены только благодатью Бога. Мы можем стоять перед Богом только по Его благодати, когда Он милостиво приписывает нам праведность Иисуса Христа и приписывает Ему последствия наших грехов. Жизнь Иисуса в совершенной праведности засчитывается как наша, и наши записи о грехах и неудачах засчитываются Иисусу, когда он умер на кресте. (Ефесянам 2:8, 2 Коринфянам 5:21)

4. Solus Christus (Только Христос)

Только Иисус Христос является нашим Господом, Спасителем и Царем. Бог дал нам окончательное откровение о себе, послав Иисуса Христа (Колоссянам 1:15). Только через милостивое самооткровение Бога в Иисусе мы приходим к спасительному и преображающему познанию Бога (Деяния 4:12). Поскольку Бог свят, а все люди грешны (Римлянам 3:23), ни религиозные обряды, ни добрые дела не являются посредниками между нами и Богом. Евреям 7:25 Нет ничего, чем можно спасти человека, кроме имени Иисуса. Только Его жертвенная смерть может искупить грех (1 Иоанна 2:2).

5. Soli Deo Gloria (Только во славу Бога)

Мы живем только во славу Бога. Божья слава является основным мотивом спасения, а не улучшения жизни людей, хотя это и замечательный побочный продукт. Бог — не средство для достижения цели, Он — средство и цель. Цель всей жизни — воздать славу одному Богу (1 Коринфянам 10:31). Как сказано в Вестминстерском катехизисе, главная цель человеческой жизни — «прославлять Бога и вечно наслаждаться Им». Слава принадлежит только Богу, потому что только Он достоин (Откровение 4:11, Псалом 145:3, Псалом 18:3).
Этот контент был адаптирован из книги Джастина Холкомба «Пять Солас — моменты из прошлого, которые должны иметь для вас значение».

Значение протестантской Реформации

1. Протестантская Реформация породила протестантизм и протестантскую веру.

Движение протестантской Реформации породило протестантскую деноминацию, которая на момент написания этой статьи включает около 1 миллиарда человек. Фраза «ecclesia reformata, semper reformanda» (реформированная церковь, всегда реформируемая) является подходящим описанием сердцебиения протестантской веры как для данной церковной общины, так и для отдельного человека. Слово, конечно, от слова «протест». И хотя «протест» восходит к Лютеру, Уиклифу, Гусу и другим; значение слова «протестант» было, есть и, без сомнения, останется в Церкви импульсом к реформе.

2. Протестантская Реформация вдохновила «Контрреформацию» внутри католической церкви.

Начиная с Папы Павла III, первого Папы Контрреформации, лидеры католической церкви собрались на три конференции Тридентского собора, чтобы провести собственную реформу в 16 веке. Чтобы добиться реформ, они ответили на протестантскую критику четко определенными доктринами. Другие результаты Тридентского собора включали наказание коррумпированного духовенства, а также введение правил, позволяющих избежать таких проблем, как:

  • Священнослужители, живущие в роскоши
  • Священнослужители, выбирающие членов семьи для выполнения престижных церковных должностей
  • Недоподготовленные священнослужители

Этот контент был адаптирован из статьи «Что такое протестантизм и почему он важен?» доктор Майкл А. Милтон.

Источники:
  • Briannica.com, Counter Reformation , Редакторы Британской энциклопедии.
  • Briannica.com, Совет Трента, Редакторы Британской энциклопедии.
  • Христианство.com, Позорная снисходительность привела к Реформации, Дэн Грейвс (2007).
  • ChristianToday.com, 405 Иероним завершает Вульгату , (1990).

Фото: Thinkstock/BMG_Borusse

Реформация и люди, стоящие за ней

22 октября 2021 г. благодать с момента рождения и раннего расширения церкви. Это не было разовым актом, и им руководил не один человек. Это изменяющее историю движение разыгрывалось на разных сценах на протяжении многих десятилетий. Однако его кумулятивный эффект был огромен. Филип Шафф, известный церковный историк, пишет:

Реформация шестнадцатого века, наряду с введением христианства, является величайшим событием в истории. Он знаменует собой конец Средневековья и начало Нового времени. Начиная с религии, оно прямо или косвенно давало могучий толчок всякому движению вперед и сделало протестантизм главной движущей силой в истории современной цивилизации. Реформация была по своей сути восстановлением истинного Евангелия Иисуса Христа, и это восстановление оказало беспрецедентное влияние на церкви, народы и развитие западной цивилизации.

Под руководством Бога мировая сцена была уникально подготовлена ​​к Реформации. Церковь очень нуждалась в реформе. Духовная тьма олицетворяла Римско-католическую церковь. Библия была закрытой книгой. Духовное невежество управляло умами людей. Евангелие было искажено. Церковная традиция превзошла божественную истину. От личной святости отказались. Гнилая вонь рукотворных традиций окутала папу и священника. Порча нечестия заразила и догму, и практику.

С другой стороны, начинался новый день. Феодальные государства уступали место национальным государствам. Разведка расширялась. Христофор Колумб открыл Новый Свет в 1492 году. Открывались торговые пути. Поднимался средний класс. Возможности для обучения увеличивались. Знания умножались. Изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка (1454 г.) значительно улучшило распространение идей. Под всеми этими влияниями Ренессанс был в самом разгаре. Более того, протестантская Реформация шестнадцатого века вскоре должна была возвестить дальнейшие изменения на мировой арене, привнеся большие изменения, особенно в церковь Иисуса Христа.

В свете столь драматических потрясений возникает ряд вопросов: какие факторы привели к протестантской Реформации? Где родилась Реформация? Как возникло это мощное движение? Где оно распространилось? Кто были ключевые лидеры, которые разожгли его пламя? Какие библейские истины открылись миру в это время? Чтобы начать отвечать на эти вопросы, мы должны сосредоточиться на тех гигантах веры, которые возглавили Реформацию.

Арбитражные реформаторы

В начале шестнадцатого века Бог начал поднимать ряд волевых личностей, известных в истории как реформаторы. Раньше в церкви были реформаторы, но те, кто стал известен в этот период, были самыми образованными, самыми благочестивыми и самыми верными лидерами-реформаторами, которых когда-либо видела церковь. Эти люди были погружены в Писание и отличались дерзким мужеством перед лицом сопротивления. Их воодушевляла глубокая убежденность в истине и любовь к Христовой церкви, побуждавшие их пытаться вернуть ее к ее вневременному стандарту. Проще говоря, они жаждали увидеть, как Божий народ поклоняется Ему в соответствии с Писанием. Эти люди сияли светом в темный день.

«Реформаторы не считали себя изобретателями, первооткрывателями или творцами», — сказал историк Стивен Николс.

Вместо этого они считали свои усилия повторным открытием. Они не делали что-то с нуля, а возрождали то, что стало мертвым. Они обращались к Библии и апостольской эпохе, а также к отцам ранней церкви, таким как Августин (354–430), в поисках образца, по которому они могли формировать церковь и реформировать ее. У реформаторов была поговорка: « Ecclesia Reformata, semper Rformanda 9».0022», что означает «реформированная церковь, всегда реформирующаяся».

Магистерские реформаторы названы так потому, что их реформаторские усилия были поддержаны, по крайней мере, некоторыми правящими властями или магистратами, а также потому, что они считали, что гражданские магистраты должны насаждать истинную веру. Этот термин используется, чтобы отличить их от радикальных реформаторов (анабаптистов), усилия которых не имели авторитетной поддержки. Реформаторов также называют «магистерскими», потому что слово magister может означать «учитель», а Магистерская Реформация сильно подчеркивала авторитет учителей.

Только Писание

Со временем послание реформаторов было заключено в пять лозунгов, известных как solas Реформации: sola Scriptura («Только Писание»), solus Christus («Только Христос») , sola gratia («только благодать»), sola fide («только вера») и soli Deo gloria («только слава Божья»). Первый из них, sola Scriptura , стал определяющим ориентиром движения.

Есть только три возможных формы духовной власти. Во-первых, это авторитет Господа и Его письменное откровение. Во-вторых, авторитет церкви и ее лидеров. В-третьих, авторитет человеческого разума. Когда реформаторы восклицали: «Только Писание», они выражали свою приверженность авторитету Бога, выраженному через Библию. Джеймс Монтгомери Бойс формулирует их основное убеждение: «Только Библия является нашим высшим авторитетом — не папа, не церковь, не церковные традиции или церковные соборы, тем более не личные намеки или субъективные чувства, а только Писание». Реформация была, по сути, кризисом, над которым власть должна была иметь первенство. Рим утверждал, что авторитет церкви основывается на Писании и предание, Писание и Папа Римский, Писание и церковные соборы. Но реформаторы считали, что авторитет принадлежит только Писанию .

Шафф пишет:

В то время как гуманисты вернулись к античной классике и возродили дух греческого и римского язычества, реформаторы вернулись к Священному Писанию на языках оригинала и возродили дух апостольского христианства. Они были охвачены энтузиазмом по отношению к Евангелию, какого не знали со времен Павла. Христос воскрес из могилы человеческих традиций и снова проповедовал Свои слова жизни и силы. Библия, которая до сих пор была книгой только священников, теперь была переведена заново и лучше, чем когда-либо, на местные языки Европы и стала книгой народа. Отныне каждый христианин мог обратиться к источнику вдохновения и сесть у ног Божественного Учителя без разрешения и вмешательства священников.

Источник суверенной благодати

Только эта приверженность Писанию привела к новому открытию доктрин благодати. Любое возвращение к Библии неизбежно ведет к истине о Божьем суверенитете в спасающей благодати. Остальные четыре solas — solus Christus , sola gratia , sola fide и soli Deo gloria — вытекают из sola Scriptura .

Первым реформатором был монах-августинец, который 31 октября 1517 года прибил Девяносто пять тезисов против римско-католической практики продажи индульгенций к дверям Замковой церкви в Виттенберге, Германия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *