рождение современной Европы • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и фильмам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристократов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизиции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного представления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания.
Анна Серёгина
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН
Тезисы
Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и главной ее задачей было изменить сообщество верующих.
И католики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения ее учения, строго контролировавших свое поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массовых проповеднических кампаний и создания новой системы европейского образования.
Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принес с собой конфликты — кровавые войны, преследование религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии. Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом.
История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.
Именно Реформация определила облик современной Европы. Принесенные Реформацией конфессиональные различия сказались на европейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время национальные государства принимали отчетливые конфессиональные очертания: так, например, Британия мыслилась как протестантское государство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.
Интервью с лектором
— Расскажите, почему вы стали заниматься именно Реформацией?
— Меня довольно рано, еще в студенчестве, начал привлекать период XVI–XVII веков в Европе. С одной стороны, он совсем не похож на современную жизнь, а с другой — именно тогда появляются первые ее предзнаменования.
И особенно важной частью этого меняющегося мира мне казалась религиозная история. Меня интересовали люди, захваченные переменами — религиозным расколом, новыми догматами, политическими конфликтами и так далее. Как они реагировали на перемены? Как себя вели и что значила тогда для людей их конфессиональная принадлежность — была ли она важнее, чем семейные или дружеские связи, например? Большая удача, что моя работа позволяет искать ответы на эти вопросы.
— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?
— Историю Реформации начали сочинять уже в пору самой Реформации — и этот период продолжает интересовать историков до сих пор; о нем пишут романы и снимают фильмы. Такое внимание не случайно: в событиях той эпохи ищут истоки современного общества, в котором религиозные конфликты никуда не делись. Параллели порой оказываются неожиданно болезненными: именно период религиозных конфликтов подарил Европе террористические акты, самым известным из которых, хотя и несостоявшимся, был Пороховой заговор 1605 года — попытка английских католиков взорвать английский парламент.
Вообще то, как рассказывается история Реформации, начиная с XVI века и по сей день, — это отражение того, как за 500 лет изменились представления об обществе, религии и самом человеке.
— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в историю Реформации, как бы вы это сделали?
— Я бы позвала людей в музей, взглянуть на картины Тициана, Веласкеса или ван Дейка, а потом в театр, на спектакли по пьесам этого периода. А потом попросила бы зрителей задуматься о том, почему лучшие произведения европейской живописи связаны с католическими странами, а протестанты — за единственным исключением Голландии — не имели развитого изобразительного искусства, хотя в области слова преуспевали — достаточно вспомнить Шекспира. Одним словом, влияние религиозного конфликта XVI–XVII веков на культуру Европы наглядно видно до сих пор.
— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?
— Очень интересна история интеллектуальной культуры раннего Нового времени.
Ведь она отражает быстро меняющийся и увеличивающийся мир и сама стремительно меняется, в буквальном и переносном смысле меняя язык — переходя с латыни на национальные языки и резко расширяя свою аудиторию, а также и осваивая новые способы описания мира. Когда выпадает возможность, с удовольствием совершаю вылазки в эту увлекательную область знания.
Где узнать больше
Николай Кареев. «История Западной Европы в Новое время. Том 2. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках» (1893)
До сих пор лучшее на русском языке изложение политической истории европейской Реформации. Одновременно это и прекрасное отражение исторического знания своей эпохи, и ее конфессиональных предрассудков, которые, преодолев географические барьеры, прижились в России, казалось бы не имевшей отношения к религиозным конфликтам XVI–XVII веков.
Хилари Мантел. «Вулфхолл» (2011), «Внесите тела» (2013)Автор дважды получила Букеровскую премию за эти романы, посвященные жизни архитектора английской Реформации Томаса Кромвеля.
В книгах Мантел прекрасно показано соединение политических, религиозных и личных мотивов, которое предопределило ход религиозной истории раннего Нового времени. Мантел рассказывает о том, как изменения в религиозной жизни, навязанные правительством Англии, сказывались на жизни рядовых англичан — и сторонников Реформации, и тех, кто не стремился к переменам.
Жан Делюмо. «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (2003)
Исследование известного французского историка отлично показывает, как работала кампания по воспитанию христианина у католиков и у протестантов. В книге показывается, как проповедники всех конфессий учили прихожан постоянно контролировать свои поступки и побуждения через насаждение в них чувства собственной вины и греховности.
Фильмы и сериалы о тюдоровской Англии: «Тюдоры», «Другая Болейн», «Елизавета. Золотой век»
Прекрасно иллюстрируют живучесть конфессиональной мифологии — представлений о «прогрессивных», «свободолюбивых» протестантах (англичанах) и «силах зла» (католической Испании) — в современной массовой культуре.
Выставка к лекции
К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483–1546). На ней представлены автограф Лютера, Библии, изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.
1 / 15
Портрет Мартина Лютера. Гравюра офортом и резцом Себастьена Пинзио. Середина XVIII векаОтдел изоизданий РГБ
2 / 15
Портрет Филиппа Меланхтона. Гравюра резцом монограммиста HG. Конец XVI века
Филипп Меланхтон (1497–1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.
Отдел изоизданий РГБ
3 / 15
Мартин Лютер. Письмо к Иоахиму II, маркграфу Бранденбургскому. Виттенберг, 1545 год
Письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505–1571).
Отдел рукописей РГБ
4 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
5 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
6 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
7 / 15
Библия.
Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
8 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
9 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
10 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
11 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
12 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
13 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
14 / 15
Библия.
Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
15 / 15
Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге. Гравюра на стали А. Шидтейса. Третья четверть XIX века
РГБПодробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.
Иллюстрация: Эгберт ван Хемскерк II. Лютер в аду. 1700–1710 годы
Musée international de la Réforme
Реформация и религиозные войны в Европе. Всеобщая история. 10 класс. — Объяснение материала.
Комментарии преподавателяРеформация и Крестьянская война в Германии.
Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов.
Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.
В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.
Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера.
Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.
Мартин Лютер
В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения.
Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии. Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение.
Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.
Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
Томас Мюнцер
В 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины? Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звонкую монету. Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен — деньги обесценились, цены на товары выросли.
После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам. Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тысяч человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Была составлена программа «Двенадцать статей», в которой восставшие требовали отмены личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. Борьба крестьян закончилась поражением. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над участниками; был казнен и Томас Мюнцер.
Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом. В его учении их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государства над церковью. Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера заявили протест.
С этого времени их стали называть протестантами.
В 1555 г. был достигнут Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям: «Чья страна, того и вера…». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке протестанты. В протестантских княжествах главой церкви признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.
«Чья страна, того и вера»
Реформация по лютеранскому образцу была распространена в Англии, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии.
Распространение Реформации в Европе.
Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином). Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви. Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель.
Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом. В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру. Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.
Жан Кальвин
Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву.
Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере». В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человека — трудолюбивого, бережливого.
По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов. Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов.
Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.
По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа». По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г. Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.
Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом.
Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.
Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.
Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена.
В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей». Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.
Игнатий Лойола
Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией.
В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II, религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции.
Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.
Папа Павел III на Тридентском соборе
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.
В XVI в. Франция стала одним из самых больших централизованных государств Западной Европы с населением около 15 млн человек. По уровню развития она значительно опережала тогдашнюю Испанию, но уступала Англии и Нидерландам.
Наибольшего могущества Франция достигла при правлении Франциска I (1515–1547 гг.). Вся власть в стране принадлежала королю, который отказался от созыва Генеральных штатов. Он окончательно подчинил католическую церковь, договорившись с папой римским о праве короля назначать на должности всех французских епископов.
На юге страны утвердилась кальвинистская церковь, ее последователей стали называть гугенотами.Преемником Франциска I был его сын Генрих II (1547–1559 гг.), который расширил границы страны, в частности отвоевал у Англии порт Кале. Этот король нелепо погиб во время одного из турниров.
В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны. В 1572 г., казалось, произошло примирение. Вождь гугенотов герцог Наваррский сочетался браком с сестрой короля Карла IX Маргаритой Валуа. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое убийство гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на праздник святого Варфоломея и вошло в историю как
Варфоломеевская ночь
В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский.
Он взошел на трон под именем Генриха IV (1589–1610 гг.), положив начало правлению династии Бурбонов. Он часто менял свои религиозные убеждения, но вскоре убедился, что католицизм принесет ему поддержку большинства французов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.
В 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт о веротерпимости. Официальной религией Франции оставался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками. Генриху IV удалось восстановить экономику страны, укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.
Следующим французским королем в девятилетнем возрасте стал сын Генриха IV Людовик XIII (1610–1643 гг.). Некоторое время страной управляла его мать Маргарита Медичи. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье.
Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти. Он разработал программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой. Права и привилегии провинций или учреждений соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии. Противниками такой политики были гугеноты. Ришелье действовал решительно: он отвоевал у гугенотов Ла-Рошель, лишил их политических прав. Подлинным бедствием для Франции были дуэли, кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал нарушителей. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. По его инициативе начала выходить первая французская газета.
Кардинал Ришелье
Главными противниками Франции в Европе были испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) Франция одолела Испанию и стала самым могущественным государством в Европе.
После смерти Людовика XIII на престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV(1643–1715 гг.). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазарини, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции, разоренной Тридцатилетней войной, было нестабильным. Волнения продолжались до 1653 г., их участники требовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Когда в 1661 г. Мазарини умер, 22-летний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук.
Людовик XIV
Он стремился укрепить единство страны, упрочить главенство Франции в Европе и расширить ее границы. «Король-солнце» — так называли его придворные льстецы — управлял страной с помощью королевского совета, однако все решения принимал сам. Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция в Версале.
Строительство продолжалось в течение нескольких десятилетий и обошлось казне в астрономическую сумму. Начало правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Кольбер (1619–1683 гг.), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Он покровительствовал развитию мануфактур, строительству флота, созданию торговых компаний. Ему удалось основательно пополнить казну, однако длительные и разорительные войны постоянно ее опустошали.
Версаль
Людовик ХIV жестоко преследовал гугенотов. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Экономика страны сильно пострадала от массовой эмиграции умелых ремесленников и деловых людей.
В XVI–XVII вв. во Франции утвердилась абсолютная монархия.
Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
- http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
- http://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY
Протестантская Реформация — ее происхождение и значение в истории
Слухи о том, что станет протестантской Реформацией, начались в 14 веке, когда мужчины и женщины заметили, что в церкви что-то не так. От священников общины до самого папы коррупция и злоупотребление властью свирепствовали, и это оказало непосредственное влияние на жизнь миллионов людей по всей Европе. Требовались кардинальные реформы.
На протяжении примерно двух столетий отважные мужчины и женщины придерживались своего убеждения, что вечное спасение обеспечивается только верой во Христа по благодати Божией, открытой в Писании, и все во славу Божию. Реформаторы проповедовали эту истину Писания оскорбительной церковной практике и искаженному церковному учению. Это движение, названное протестантской Реформацией, навсегда изменило мир.
Почему произошла протестантская Реформация?В начале 16 -го -го века ученый по имени Эразм возражал против нескольких вопросов в Римско-католической церкви, которая в то время была всей Церковью. Он увидел четыре основных несоответствия между тем, чему учила Церковь, и тем, чему на самом деле учило Писание.
1. Церковные руководители жили в достатке и довольстве.
Эразм написал Похвалу глупости , в которой высмеивал ошибки христианской Европы. Он напомнил своим читателям, что Петр сказал Иисусу: « Мы оставили вам все » (Матфея 19:27, Марка 10:28, Луки 18:28).
Но Глупость хвастается, что благодаря ее влиянию «едва ли найдется такой народ, который живет более свободно» чем преемники апостолов.
2. Церковь отказывала священникам в браке.
Эразм нападал на отказ Рима разрешать священникам жениться, хотя некоторые открыто жили с любовницами. что они утверждают
3. Церковь настаивала на практиках, не предусмотренных Писанием.
Ученый также бросил вызов обычаям, которым не учит Писание, таким как молитвы святым, индульгенции и поклонение реликвиям.
4. Церковный латинский перевод Библии содержал ошибки.
Иероним закончил перевод Ветхого и Нового Заветов на латынь к 405 г. н.э. Его перевод назывался Вульгатой, и на протяжении веков он был Библией Церкви. Однако перевод Джерома имел недостатки.
Эразм, насколько мог, реконструировал оригинальный Новый Завет из греческих текстов и напечатал его. В параллельной колонке он предоставил новый латинский перевод.
Более того — и это могло стоить ему жизни — он добавил более тысячи примечаний, указывающих на распространенные ошибки в толковании Библии.
Как и перевод Иеронима, Новый Завет Эразма также не был полностью точным. У него не было доступа к лучшим рукописям. Но этого было достаточно, чтобы Мартин Лютер, Уильям Тиндейл и другие переводчики основывали на нем свои народные версии. Более того, они подхватили призывы Эразма к реформам.
Этот контент был адаптирован из книги Дэна Грейвза «Эразмус загрузил пушку Реформации».
В то время как Эразм действительно протестовал против многих церковных обычаев и учений, другие также были обеспокоены и работали над реформами за столетия до этого. В 14 -м -м веке Джон Уиклиф и Иоанн Гус положили начало Реформации, проповедуя Евангелие на народном языке, а не на латыни.
- Джон Уиклиф
Уиклиф и его группа проповедников, называемых лоллардами, были обеспокоены тем, что люди в Англии не слышат слова Божия на простом языке.
Он не только проповедовал Библию на английском языке народа, но и разослал своих лоллардов по всей стране с евангельскими посланиями. Это мощное движение было подхвачено лидерами на континенте.
- Иоанн Гус
Одним из этих лидеров был римско-католический священник Иоанн Гус. Гус служил в Богемии, современной Чехии. На народном языке он объяснял передовые доктрины, которые он нашел в Библии, такие как спасение по благодати через веру в Иисуса Христа. В то время как Уиклиф и Гус были утренними звездами Реформации, Мартин Лютер был взрывной звездой Реформации.
Этот контент был адаптирован из статьи «Что такое протестантизм и почему он важен?» доктор Майкл А. Милтон.
Мартин Лютер: ключевой игрок протестантской Реформации Во времена Мартина Лютера Папа Лев X был главой церкви. Пристрастие Папы к экстравагантности опустошило казну всего за восемь лет. Но базилику Святого Петра нужно было восстанавливать, поэтому папа предложил индульгенции в обмен на средства на восстановление собора.
Индульгенции были письмами о помиловании, которые гарантировали прощение грехов. Лютер видел в этом извращение Евангелия.
Он был пастором церкви в Виттенберге, Германия, и был настолько возмущен, что написал свои ставшие знаменитыми 95 тезисов и повесил их на дверях церкви, приглашая ученых к обсуждению вопроса об индульгенциях. Недавно был изобретен печатный станок, поэтому тезисы Лютера были напечатаны, и в течение нескольких недель их копии пользовались спросом и вызывали споры по всей Европе.
В течение трех лет папа издал указ («папская булла») об отлучении Лютера как еретика. Император Карл V также осудил Лютера, приказав схватить его или убить на месте. Но он был похищен и защищен герцогом Фридрихом Саксонским.
Затем Лютер направил свою энергию на изучение, написание и перевод Нового Завета на немецкий язык, понятный каждому. Его идеи и сочинения распространились по Европе, как вода из прорвавшейся плотины. Реформацию нельзя было остановить.
Этот контент был адаптирован из книги доктора Кена Кертиса «Мартин Лютер: монументальный реформатор».
Жан Кальвин и протестантская Реформация
Спустя почти два десятилетия после того, как Мартин Лютер поставил 95 тезисов на дверь католической церкви в Германии, Жан Кальвин был призван стать лидером протестантского движения в Женеве, Швейцария. Согласно христианским ученым, Кальвин отправился в Женеву, чтобы избежать преследований протестантов во Франции, и по прибытии он был поражен тем, что там о нем знали.
Он был отмечен за книгу, которую он написал в возрасте 27 лет, под названием Институты христианской религии , работа по реформатскому богословию, на которую ссылаются и сегодня. Кальвин не хотел руководить протестантским движением из-за своей молодости и неопытности. Однако после некоторой поддержки со стороны известного лидера Гийома Фареля он стал реформатором «второго поколения». Оба мужских портрета теперь выгравированы на стене Реформации в Женеве.
Что такое Пять Солас протестантской Реформации? Протестантская Реформация 16 века навсегда изменила христианство.
Одним из непреходящих наследий являются «Пять солас», которые представляют собой пять латинских фраз, появившихся во время Реформации, чтобы обобщить теологические убеждения реформаторов в отношении основ христианства, основанные на Писании.
1. Sola Scriptura (Только Писание)
Только Библия является нашим высшим авторитетом. Это не означает, что Библия — единственное место, где можно найти истину, но это означает, что все остальное, что мы узнаем о Боге и его мире, а также все другие авторитеты, следует интерпретировать в свете Писания. Библия дает нам все необходимое для нашего богословия. (Римлянам 15:4, 2 Тимофею 3:16-17)
2. Sola Fide (Только вера)
Мы спасены только верой в Иисуса Христа. Мы спасены исключительно через веру в Иисуса Христа, только благодаря Божьей благодати и заслугам Христа. Нас спасают не наши заслуги и не объявляют праведными наши добрые дела. (Луки 7:50, Римлянам 10:9, Иоанна 3:14-16, Иоанна 20:31)
3.
Sola Gratia (Только благодать)
Мы спасены только благодатью Бога. Мы можем стоять перед Богом только по Его благодати, когда Он милостиво приписывает нам праведность Иисуса Христа и приписывает Ему последствия наших грехов. Жизнь Иисуса в совершенной праведности засчитывается как наша, и наши записи о грехах и неудачах засчитываются Иисусу, когда он умер на кресте. (Ефесянам 2:8, 2 Коринфянам 5:21)
4. Solus Christus (Только Христос)
Только Иисус Христос является нашим Господом, Спасителем и Царем. Бог дал нам окончательное откровение о себе, послав Иисуса Христа (Колоссянам 1:15). Только через милостивое самооткровение Бога в Иисусе мы приходим к спасительному и преображающему познанию Бога (Деяния 4:12). Поскольку Бог свят, а все люди грешны (Римлянам 3:23), ни религиозные обряды, ни добрые дела не являются посредниками между нами и Богом. Евреям 7:25 Нет ничего, чем можно спасти человека, кроме имени Иисуса.
Только Его жертвенная смерть может искупить грех (1 Иоанна 2:2).
5. Soli Deo Gloria (Только во славу Бога)
Мы живем только во славу Бога. Божья слава является основным мотивом спасения, а не улучшения жизни людей, хотя это и замечательный побочный продукт. Бог — не средство для достижения цели, Он — средство и цель. Цель всей жизни — воздать славу одному Богу (1 Коринфянам 10:31). Как сказано в Вестминстерском катехизисе, главная цель человеческой жизни — «прославлять Бога и вечно наслаждаться Им». Слава принадлежит только Богу, потому что только Он достоин (Откровение 4:11, Псалом 145:3, Псалом 18:3).
Этот контент был адаптирован из книги Джастина Холкомба «Пять Солас — моменты из прошлого, которые должны иметь для вас значение».
1. Протестантская Реформация породила протестантизм и протестантскую веру.
Движение протестантской Реформации породило протестантскую деноминацию, которая на момент написания этой статьи включает около 1 миллиарда человек.
Фраза «ecclesia reformata, semper reformanda» (реформированная церковь, всегда реформируемая) является подходящим описанием сердцебиения протестантской веры как для данной церковной общины, так и для отдельного человека. Слово, конечно, от слова «протест». И хотя «протест» восходит к Лютеру, Уиклифу, Гусу и другим; значение слова «протестант» было, есть и, без сомнения, останется в Церкви импульсом к реформе.
2. Протестантская Реформация вдохновила «Контрреформацию» внутри католической церкви.
Начиная с Папы Павла III, первого Папы Контрреформации, лидеры католической церкви собрались на три конференции Тридентского собора, чтобы провести собственную реформу в 16 веке. Чтобы добиться реформ, они ответили на протестантскую критику четко определенными доктринами. Другие результаты Тридентского собора включали наказание коррумпированного духовенства, а также введение правил, позволяющих избежать таких проблем, как:
- Священнослужители, живущие в роскоши
- Священнослужители, выбирающие членов семьи для выполнения престижных церковных должностей
- Недоподготовленные священнослужители
Этот контент был адаптирован из статьи «Что такое протестантизм и почему он важен?» доктор Майкл А.
Милтон.
- Briannica.com, Counter Reformation , Редакторы Британской энциклопедии.
- Briannica.com, Совет Трента, Редакторы Британской энциклопедии.
- Христианство.com, Позорная снисходительность привела к Реформации, Дэн Грейвс (2007).
- ChristianToday.com, 405 Иероним завершает Вульгату , (1990).
Фото: Thinkstock/BMG_Borusse
Реформация и люди, стоящие за ней
22 октября 2021 г. благодать с момента рождения и раннего расширения церкви. Это не было разовым актом, и им руководил не один человек. Это изменяющее историю движение разыгрывалось на разных сценах на протяжении многих десятилетий. Однако его кумулятивный эффект был огромен. Филип Шафф, известный церковный историк, пишет:
Реформация шестнадцатого века, наряду с введением христианства, является величайшим событием в истории. Он знаменует собой конец Средневековья и начало Нового времени.
Начиная с религии, оно прямо или косвенно давало могучий толчок всякому движению вперед и сделало протестантизм главной движущей силой в истории современной цивилизации. Реформация была по своей сути восстановлением истинного Евангелия Иисуса Христа, и это восстановление оказало беспрецедентное влияние на церкви, народы и развитие западной цивилизации.
Под руководством Бога мировая сцена была уникально подготовлена к Реформации. Церковь очень нуждалась в реформе. Духовная тьма олицетворяла Римско-католическую церковь. Библия была закрытой книгой. Духовное невежество управляло умами людей. Евангелие было искажено. Церковная традиция превзошла божественную истину. От личной святости отказались. Гнилая вонь рукотворных традиций окутала папу и священника. Порча нечестия заразила и догму, и практику.
С другой стороны, начинался новый день. Феодальные государства уступали место национальным государствам. Разведка расширялась. Христофор Колумб открыл Новый Свет в 1492 году.
Открывались торговые пути. Поднимался средний класс. Возможности для обучения увеличивались. Знания умножались. Изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка (1454 г.) значительно улучшило распространение идей. Под всеми этими влияниями Ренессанс был в самом разгаре. Более того, протестантская Реформация шестнадцатого века вскоре должна была возвестить дальнейшие изменения на мировой арене, привнеся большие изменения, особенно в церковь Иисуса Христа.
В свете столь драматических потрясений возникает ряд вопросов: какие факторы привели к протестантской Реформации? Где родилась Реформация? Как возникло это мощное движение? Где оно распространилось? Кто были ключевые лидеры, которые разожгли его пламя? Какие библейские истины открылись миру в это время? Чтобы начать отвечать на эти вопросы, мы должны сосредоточиться на тех гигантах веры, которые возглавили Реформацию.
Арбитражные реформаторы
В начале шестнадцатого века Бог начал поднимать ряд волевых личностей, известных в истории как реформаторы.
Раньше в церкви были реформаторы, но те, кто стал известен в этот период, были самыми образованными, самыми благочестивыми и самыми верными лидерами-реформаторами, которых когда-либо видела церковь. Эти люди были погружены в Писание и отличались дерзким мужеством перед лицом сопротивления. Их воодушевляла глубокая убежденность в истине и любовь к Христовой церкви, побуждавшие их пытаться вернуть ее к ее вневременному стандарту. Проще говоря, они жаждали увидеть, как Божий народ поклоняется Ему в соответствии с Писанием. Эти люди сияли светом в темный день.
«Реформаторы не считали себя изобретателями, первооткрывателями или творцами», — сказал историк Стивен Николс.
Вместо этого они считали свои усилия повторным открытием. Они не делали что-то с нуля, а возрождали то, что стало мертвым. Они обращались к Библии и апостольской эпохе, а также к отцам ранней церкви, таким как Августин (354–430), в поисках образца, по которому они могли формировать церковь и реформировать ее.
У реформаторов была поговорка: « Ecclesia Reformata, semper Rformanda 9».0022», что означает «реформированная церковь, всегда реформирующаяся».
Магистерские реформаторы названы так потому, что их реформаторские усилия были поддержаны, по крайней мере, некоторыми правящими властями или магистратами, а также потому, что они считали, что гражданские магистраты должны насаждать истинную веру. Этот термин используется, чтобы отличить их от радикальных реформаторов (анабаптистов), усилия которых не имели авторитетной поддержки. Реформаторов также называют «магистерскими», потому что слово magister может означать «учитель», а Магистерская Реформация сильно подчеркивала авторитет учителей.
Только Писание
Со временем послание реформаторов было заключено в пять лозунгов, известных как solas Реформации: sola Scriptura («Только Писание»), solus Christus («Только Христос») , sola gratia («только благодать»), sola fide («только вера») и soli Deo gloria («только слава Божья»).
Первый из них, sola Scriptura , стал определяющим ориентиром движения.
Есть только три возможных формы духовной власти. Во-первых, это авторитет Господа и Его письменное откровение. Во-вторых, авторитет церкви и ее лидеров. В-третьих, авторитет человеческого разума. Когда реформаторы восклицали: «Только Писание», они выражали свою приверженность авторитету Бога, выраженному через Библию. Джеймс Монтгомери Бойс формулирует их основное убеждение: «Только Библия является нашим высшим авторитетом — не папа, не церковь, не церковные традиции или церковные соборы, тем более не личные намеки или субъективные чувства, а только Писание». Реформация была, по сути, кризисом, над которым власть должна была иметь первенство. Рим утверждал, что авторитет церкви основывается на Писании и предание, Писание и Папа Римский, Писание и церковные соборы. Но реформаторы считали, что авторитет принадлежит только Писанию .
Шафф пишет:
В то время как гуманисты вернулись к античной классике и возродили дух греческого и римского язычества, реформаторы вернулись к Священному Писанию на языках оригинала и возродили дух апостольского христианства.
Они были охвачены энтузиазмом по отношению к Евангелию, какого не знали со времен Павла. Христос воскрес из могилы человеческих традиций и снова проповедовал Свои слова жизни и силы. Библия, которая до сих пор была книгой только священников, теперь была переведена заново и лучше, чем когда-либо, на местные языки Европы и стала книгой народа. Отныне каждый христианин мог обратиться к источнику вдохновения и сесть у ног Божественного Учителя без разрешения и вмешательства священников.
Источник суверенной благодати
Только эта приверженность Писанию привела к новому открытию доктрин благодати. Любое возвращение к Библии неизбежно ведет к истине о Божьем суверенитете в спасающей благодати. Остальные четыре solas — solus Christus , sola gratia , sola fide и soli Deo gloria — вытекают из sola Scriptura .
Первым реформатором был монах-августинец, который 31 октября 1517 года прибил Девяносто пять тезисов против римско-католической практики продажи индульгенций к дверям Замковой церкви в Виттенберге, Германия.

Он не только проповедовал Библию на английском языке народа, но и разослал своих лоллардов по всей стране с евангельскими посланиями. Это мощное движение было подхвачено лидерами на континенте.
Начиная с религии, оно прямо или косвенно давало могучий толчок всякому движению вперед и сделало протестантизм главной движущей силой в истории современной цивилизации.
Реформация была по своей сути восстановлением истинного Евангелия Иисуса Христа, и это восстановление оказало беспрецедентное влияние на церкви, народы и развитие западной цивилизации.
У реформаторов была поговорка: « Ecclesia Reformata, semper Rformanda 9».0022», что означает «реформированная церковь, всегда реформирующаяся».
Они были охвачены энтузиазмом по отношению к Евангелию, какого не знали со времен Павла. Христос воскрес из могилы человеческих традиций и снова проповедовал Свои слова жизни и силы. Библия, которая до сих пор была книгой только священников, теперь была переведена заново и лучше, чем когда-либо, на местные языки Европы и стала книгой народа. Отныне каждый христианин мог обратиться к источнику вдохновения и сесть у ног Божественного Учителя без разрешения и вмешательства священников.