Кто и когда написал повесть временных лет: Имя летописца который написал повесть времменвх лет

век и история создания русской летописи

Историки с большим трепетом относятся к «Повести временных лет». Это произведение можно назвать своего рода сборником, описывающим жизнь и подвиги русских князей. Оно отражает особенности жизни людей Киевской Руси. Это произведение Нестора создано на основе Новгородского и Киево-Печерского сведения летописей. При этом далеко не каждому известно, когда конкретно появилась «Повесть временных лет».

Содержание

Легенда об апостоле Андрее

Важным элементом летописи считается легенда об апостоле Андрее. Известно, что этот святой был братом Петра. По сведениям, приведенным автором в летописи, Андрей учил в Синопе, а затем прибыл в Корсунь. Там ему стало известно, что неподалеку располагается устье Днепра. Тогда апостол решил отправиться в Рим. В один день он стал под горами на берегу, после чего взошел на них и благословил их. Впоследствии в этом месте был основан Киев.

Кто и когда создал «Повесть временных лет»?

Автором этой известной летописи стал Нестор – монах Киево-Печерского монастыря. При этом фамилия осталась неизвестной. К тому же упоминаний об этом человеке в оригинальной версии летописи нет. Они встречаются только в более поздних редакциях.

Повесть была написана на базе устных рассказов, русских песен и различных документов. Также в основу ее создания легли личные наблюдения Нестора.

В каком же столетии было написано это произведение? Оно появилось на рубеже одиннадцатого-двенадцатого веков. Точный год создания произведения неизвестен. Однако историки выдвигают на этот счет несколько версий. Так, Шахматов и Лихачев уверены, что большая часть «Повести временных лет» создана еще в 1037 году. Впоследствии произведение дополняли новые сведения от различных летописцев.

При этом самая древняя редакция произведения, которая дошла до сегодняшних дней, написана значительно позже. Она датирована четырнадцатым веком. Автором этого произведения стал монах Лаврентий. Именно этот вариант и ряд других версий используют историки для воссоздания картины тех времен.

История возникновения русской летописи

Летописание как особый литературный жанр появилось в Киеве в конце десятого века. Первым произведением стал Киевский летописный свод, который появился в 996-997 годах. Позднее летопись была переработана и вошла в состав древнейшего Киевского свода. Он велся при храме святой Софии по велению Ярослава Мудрого.

Указанный свод тоже много раз перерабатывался и переписывался монахами. Именно на его основе и была создана «Повесть временных лет». Она стала важным историческим памятником Киевской Руси. По этой причине произведение часто используют историки для изучения нравов и обычаев того времени.

Редактирование

Первая редакция произведения отражала политические интересы Святополка, который на тот момент управлял Киевской Русью. Князь умер в 1113 году. На смену ему пришел Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 году монах Сильвестр переработал текст «Повести временных лет». В 1117-1118 годах появилась еще одна версия произведения авторства неизвестного книжника, приближенного к князю Мстиславу Владимировичу, который приходился сыном Владимиру Мономаху.

Таким образом, появились вторая и третья редакции летописи. Самый древний список второй редакции дошел до настоящего времени в составе Лаврентьевской повести. При этом самый ранний список третьего варианта вошел в структуру Ипатьевской летописи.

Содержание

Летопись затрагивает историю Русского государства с момента появления славян.

В нее входит несколько вариантов повествования, которые имеют большое значение для исследователей. В структуре летописи присутствует следующее:

  • Погодные записи. Они представляют собой документальные материалы, которые последовательно изложены. Там указаны и даты.
  • Сказания и легенды. В большинстве случаев они представляют собой рассказы о военных подвигах. Также в летописи присутствуют и религиозные предания.
  • Описания жизни князей и святых.
  • Официальные указы и документы.

Со стилистической точки зрения, перечисленные фрагменты не всегда сочетаются друг с другом. Однако для них характерна важная особенность – в течение всего повествования автор только излагает события, которые произошли, и передает рассказы окружающих. При этом он не высказывает личного отношения и не делает каких-либо выводов.

Военные походы

В начале произведения описывается появление славян. Согласно «Повести временных лет», этот народ произошел от одного из сыновей Ноя. Затем в произведении излагается теория расселения славян. Там же присутствуют сведения о первых русских князьях. Помимо этого, есть информация о появлении династии Рюриковичей. Большое внимание летописец Нестор уделяет войнам и походам князей. К значимым моментам произведения стоит отнести следующее:

  • Завоевание власти Вещим Олегом. Нестор описывает его восточные походы. Не обошел летописец вниманием и войны с Византией.
  • Описание походов Святослава в степь. Князь хотел избежать новых кровопролитных войн с печенегами. Нестор отмечает благородство великого князя. Он никогда не наступал, не предупредив врага об этом.
  • Военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Великий князь укрепил границы Руси на юге и прекратил набеги степняков.
  • Походы Ярослава Мудрого на Польшу и чудские племена. Также в летописи присутствует описание неудачного нападения великого князя на Константинополь.

Ключевые события в истории

В «Повести временных лет» не только описываются военные действия. Произведение также включает погодные записи относительно разных нововведений, реформ, значимых событий. Помимо этого, в летописи присутствует описание легенд и преданий.

В качестве примера стоит привести предание об основании Киева, которое описывает проповедь Андрея на Черном море. При этом автор называет его Русским морем. К слову сказать, Нестор описывает и происхождение слова «Русь». По его словам, так называлось племя, которое жило на этой территории до прихода Рюрика и его братьев.

Еще одним значимым событием, которое освещается в летописи, считается создание славянской письменности. Это произошло в 863 году. Авторами славянского алфавита стали Кирилл и Мефодий. Нестор отмечает, что братья были посланниками византийского князя. После создания алфавита они сделали перевод Апостола и Евангелия для славян. Эти люди повлияли на появление и самой «Повести временных лет».

Помимо описания широко известных походов Вещего Олега, в летописи имеется и легенда о его смерти. Впоследствии она стала основой знаменитого произведения Пушкина.

Бесспорно, самым важным событием, которое описывается в летописи, считается Крещение Руси. Нестор придает ему особенное значение, поскольку сам является монахом. Он детально описывает жизнь Владимира Великого, включая изменения в его характере, связывая их с принятием христианства.

Последние события, приведенные в летописи, относятся к правлению Ярослава Мудрого. В более поздние версии произведения попало и широко известное «Поучение Владимира Мономаха», который приходился внуком Ярославу Мудрому и был талантливым правителем Киевской Руси.

Жанр и идея

Главная идея произведения заключалась в последовательном изложении истории Руси, начиная с библейских времен. Постепенно летопись дополнялась новыми и новыми событиями.

Если говорить о жанре, современные ученые утверждают, что «Повесть временных лет» сложно назвать чисто историческим или художественным произведением. В летописи присутствуют элементы обоих жанров.

Так как «Повесть» несколько раз дополнялась и переписывалась, она отличается открытым жанром. Об этом свидетельствуют фрагменты, которые иногда вообще не согласуются друг с другом.

Важной особенностью «Повести временных лет» считается то, что события, которые в ней рассказываются, не трактуются, а излагаются абсолютно беспристрастно. Главная задача летописца заключалась в передаче произошедшего без каких-либо личных выводов. Однако важно учитывать, что повесть была написана с точки зрения христианской идеологии. Потому она обладает специфическим характером.

При этом летопись не только имеет историческое значение. Она также представляет собой юридический документ. Это связано с содержанием в тексте некоторых сводов законов и княжеских наставлений. В качестве примера стоит привести «Поучение Владимира Мономаха».

Историческое значение произведения

Это произведение стало первым письменным документом, в котором автор систематически изложил историю Руси и ее становление как государства. Впоследствии «Повесть» стала основой всех исторических документов и сказаний. Отсюда черпали свои знания многие историки. К тому же летопись считается важным литературным и культурным памятником.

«Повесть временных лет» представляет собой значимое историческое произведение, в котором описывается много важнейших событий. Потому летопись часто используют для своей работы современные историки.

Повесть временных лет как исторический источник

Средние века Повесть временных лет как исторический источник

Повесть временных лет (ПВЛ) – самый важный источник по истории Древней Руси и самый противоречивый. Некоторые исследователи предлагают относится к нему как к сборнику легенд и сказаний, другие продолжают изучать, находя новые факты из истории Руси, третьи (в основном археологи) пытаются связать топографическую и этнонимическую информацию из Повести с данными археологических изысканий и, сказать по правде, не всегда им это удается. Актуальнейшим вопросом остается проблема отнесения Повести к сонму исторических источников.

Однозначного решения, думается, не существует, правда всегда где-нибудь посередине. В настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос: может ли Повесть временных лет быть источником по изучению истории и культуры Древней Руси и если да, достоверен ли этот источник.

Повесть временных лет «отметилась» практически во всех известных сегодня науке летописных сводах. Она создавалась на рубеже XI-XII вв. и носит компилятивный характер. ПВЛ состоит из двух частей. Первая – космогоническая – описывает становление русского народа и русского государства, выводя их генеалогию от Ноя и его сыновей. В первой части нет дат и фактов, она больше легендарная, былинно-мифическая, и служит цели – объяснению и закреплению независимости недавно народившейся Русской Православной Церкви. Это достаточно логично, автор повести – монах Киево-Печерского монастыря – Нестор, соответственно он объясняет историю Руси исходя из христианской парадигмы, однако же, к собственно науке это не имеет отношения, разве только к истории религии.

О формировании славян как этноса мы узнаем, к сожалению, не из источника, который в первых строках сообщает нам, что будет рассказывать о том «откуда есть пошла русская земля», а из хроники гота – Иордана, жившего в VI в. нашей эры. Странно то, что «Нестору» об этом Иордане ничего не известно. По крайней мере никаких заимствований или перекличек с этой хроникой в тексте ПВЛ нет. В историографии подчеркивается тот факт, что Нестор для своего труда пользовался неким другим, не дошедшим до нас сводом (древнейшим, как любовно и с трепетом называют его исследователи), однако, почему-то не пользовался хроникой Иордана. Начальный свод, которым по мнению всех историков пользовался Нестор, это та же летопись, но переработанная, в которую добавлены события современные автору труда.

Художник В. М. Васнецов, Нестор-летописец, 1885-1893, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Можно предположить, что Нестору неизвестно было о готах и об их историках, соответственно у него не было доступа к «Гетике» Иордана. Не согласимся с данным предположением. Во время Нестора, да и задолго до него, Русь не жила в изоляции, готы – ближайшие ее соседи. Кроме того, монастыри во все времена были собранием знаний и мудрости, именно в них хранились книги, и переписывались эти книги для сохранения потомков там же. То есть фактически именно у Нестора и более того только у него был доступ к другим письменным источникам, не только русским, но и византийским и готским. Библиотека при Киево-Печерской лавре была создана еще при Ярославе Мудром. Князь специально направил монахов в Константинополь, чтобы они привезли оттуда книги и, думается, не настаивал на том, чтобы отбирались только книги церковные. Так что библиотека в Печерском монастыре была достойной, и в ней скорее всего было множество хроник, на которые мог бы опираться Нестор. Но почему-то не опирался. Ни одного из известных историков античности или раннего средневековья (за исключением Арматола, о чем ниже) не цитируется в ПВЛ, будто и не было их вовсе, будто Русь, описанная в Повести, это некая мифическая страна, вроде Атлантиды.

 

Киево-Печерская лавра. Современный вид

 

 

Повесть Временных лет еще и наиболее давняя из известных нам. Как говорилось выше, было установлено, что ПВЛ писалась на основании другого, еще более древнего источника (свода), не дошедшего до нас, но это заключение лингвистов, не историков. Хотя историки и приняли эту гипотезу. Известный языковед Шахматов в течение практически всей своей жизни изучал текст ПВЛ и выделил языковые пласты, характерные для той или иной эпохи, на основании чего заключил, что летопись заимствует какие-то фрагменты из более старшего по времени текста. Известно также, что помимо этого древнейшего свода автор Повести широко опирался на Хронику Георгия Арматола, написанную в IX веке. Византиец Арматол рассказывает общую историю от сотворения мира до 842 года. Космогоническая часть Повести почти слово в слово повторяет этот византийский текст.

Таким образом, неизвестно на какие источники опирался летописец при создании датированной части летописи с 842 г. , кроме уже упомянутого Начального свода, части которого использовал Нестор для описания деяний первых русских князей. Никакие материальные свидетельства о существовании этой летописи не сохранились (не существуют?)

 

Скульптор М. М. Антокольский, Нестор летописец,1890, Мрамор. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Что касается главного вопроса, об отнесении ПВЛ к историческим источникам, то в науке он решен однозначно. ПВЛ была и есть летописью, на основе которой реконструирована древнерусская история. На самом деле историческим источником может быть признано абсолютно все, любое свидетельство эпохи, как устное, так и письменное, а также изобразительное и даже психологическое (культурное), например обычай или мем. Таким образом, Повесть действительно очень большой и значимый источник – сколько фактов, имен и событий в ней описано! В Повести перечислены и первые князья Русской земли, рассказано о призвании варягов на Русь.

К счастью, сегодня, мы уже можем не ограничиваться лишь одной Повестью, а посмотреть так называемые параллельные источники, т. е. документы и свидетельства, созданные в то же самое время, что и ПВЛ или описывающие тот же самый промежуток времени. В этих источниках, по счастью, находим мы и княгиню Ольгу и кагана Владимира Святого, так что да, в данной части Повесть действительно может считаться источником, ибо согласуется с другими свидетельствами, а значит пишет правдиво. Не согласуются только даты: о каких-то событиях Повесть рассказывает нам, приводя подробности, о каких-то умалчивает. То есть можно сказать, что основных исторических персонажей автор летописи не выдумал, однако их «деяния» не всегда передавал верно – что-то приукрасил, что-то выдумал, о чем-то умолчал.

Острым вопросом остается проблема автора Повести. Согласно канонической версии автор ПВЛ – это монах Печерского монастыря Нестор, который и составил весь текст. Некоторые вставки в Повесть принадлежат другому монаху – Сильвестру, жившему позже Нестора. В историографии мнения по данному вопросу разделились. Кто-то полагает, что Нестор написал только вступительную сакральную часть летописи, кто-то присуждает авторство полностью ему.

 

Нестор. Скульптурная реконструкция по черепу, автор С. А. Никитин, 1985 г.

Татищев, написавший фундаментальный труд по истории России с древнейших времен и включивший Повесть в свою авторскую летопись, не сомневается в том, что Нестор – исторический персонаж, а не собирательный образ всех летописцев и что именно он автор ПВЛ. Историк удивляется тому, что епископ Константинопольской Православной церкви Петр Могила из 17 века не видит, почему-то, что Нестор и есть автор Начального свода, на основании которого последующие переписчики делали вставки в летопись. Татищев полагал, что не дошедший до нас древнейший свод принадлежит перу Нестора, а сама Повесть в том виде, в котором она дошла до нас, суть плод труда монаха Сильвестра. Любопытно, что Татищев сообщает, что у епископа Могилы одна из лучших библиотек, и что владыко мог бы повнимательнее посмотреть там, глядишь и обнаружил бы у себя Начальный свод.

Упоминание авторства Нестора мы находим только в Хлебниковском списке ПВЛ, это – летописный свод 16 века, который был отреставрирован и отредактирован в 17 веке, под руководством кого бы вы думали? – того же Петра Могилы. Епископ тщательно изучал летопись, делал пометки на полях (пометки эти сохранились), однако, почему-то не увидел имя монаха, либо же увидел, но значения не придал. А после этого написал: «Несторово писание русских деяний чрез войны потеряно для нас, почитай, написал Симон епископ суздальский». Татищев полагает, что Могила говорит о продолжении несторовой летописи, которая и потерялась, а начало, то есть то, что сохранилось, безусловно, принадлежит перу Нестора. Заметим, что самый первый епископ суздальский по имени Симон (а их было несколько) жил в начале XII в. Нестор умер в 1114 году, так что вполне возможно, что Татищев верно понял Могилу и имелось ввиду, что Симон Суздальский епископ продолжил повесть Нестора, однако ж, неизвестно с какого именно момента, на чем именно остановился Нестор.

 

Петр Могила

В целом, вопрос с авторством Нестора в настоящее время сомнений почти не вызывает. Но необходимо помнить, что Нестор был не единственным автором Повести. Соавторами были и Симон Суздальский, и другой монах – Сильвестр, и многочисленные переписчики следующих поколений.

Хотя и этот момент можно оспорить. Тот же Татищев подметил в своей «Истории Российской» любопытный факт, по его мнению, вся летопись написана одним и тем же наречием, то есть стилем, тогда как если авторов несколько, то слог письма хоть чуть-чуть, но должен отличаться. Кроме разве что записей после 1093 г., которые явно сделаны другой рукой, но тут уже нет никакой тайны – игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр прямо пишет, что именно он теперь составляет летопись. Возможно, что новые лингвистические изыскания помогут пролить свет на этот интересный вопрос.

Очень плохо в Повести временных лет решен вопрос с хронологией. И это сильно удивляет. Слово «летопись» означает, что запись ведется по годам, в хронологическом порядке, иначе это и не летопись вовсе, а художественное произведение, например, былина или сказ. Несмотря на то, что ПВЛ именно летопись, источник по истории, практически во всех работах по историографии ПВЛ можно встретить такие фразы: «дата вычислена здесь неточно», «имеется ввиду . .. (год такой-то)», «на самом деле поход происходил годом ранее» и т. п. Абсолютно все историографы сходятся во мнении, что какая-нибудь дата, да неправильная. И заключается это, естественно, не просто так, а потому, что то или иное событие было задокументировано в другом источнике (так и хочется сказать «более надежном, чем нестерово летописание»). Даже в первой строке датированной части летописи (!) Нестор допускает ошибку. Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…». Согласно Константинопольской эре (одна из систем летосчисления от сотворения мира) 6360 г. – это 852 год, тогда как византийский император Михаил III взошел на престол в 842 году. Ошибка в 10 лет! И это еще не самая серьезная, поскольку ее было легко отследить, а что там с событиями, где задействованы только русские, коих византийские и болгарские хронографы не охватили? О них остается только гадать.

Кроме того, летописец приводит вначале текста своего рода хронологию вычисляя сколько лет прошло от тех или иных событий до других. В частности, цитата: «а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». Михаил сей, полагаем это тот, который начал царствовать в 6360 году. Путем нехитрых математических вычислений (318+542) получаем 860 год, что теперь не согласуется ни с данными самой летописи, ни с другими источниками. И таких несовпадений – легион. Возникает вполне закономерный вопрос: зачем вообще было расставлять какие бы то ни было даты, если они взяты приблизительно, а некоторые так и вообще из разных летосчислений и хронологий. Д. Лихачев, много времени посвятивший изучению ПВЛ, полагает, что ставил даты в летописи не сам Нестор, а поздние переписчики, которые не только «подсказывали» ему в каком году случилось то или иное событие, но и иной раз просто переиначивали всю историю. Разделить правду и вымысел в таком коллективном труде пытается уже не одно поколение историков.

Историк И. Данилевский считает, что слово «летопись» не обязательно означает описание событий в хронологическом порядке, подтверждая это тем, что, например «Деяния апостолов» также прозывается летописью, хотя никаких отсылок к датам в них нет. Отсюда можно заключить, что на самом деле труд Нестора – это переработка не какого-то другого источника, того же самого Начального свода, но суть некий рассказ, который летописец расширил, а последующие переписчики проставили в нем даты. То есть Нестор и не ставил задачей установить хронологию древнерусских событий, а только передать общий культурный контекст в котором формировалась Русь как государство. По нашему мнению это ему удалось.

В литературе отмечается, что в период, когда создавалась Повесть, на Руси был неразвит жанр истории, в котором, например, написана «История Иудейской войны» Иосифа Флавия или истории Геродота. Соответственно ПВЛ – это своего рода новаторское произведение, автор которого переработал существовашие легенды, деяния и жития, чтобы они соответствовали летописному жанру. Отсюда и путаница с датами. С этой же точки зрения Повесть является прежде всего памятником культуры, а уже во вторую очередь источником по истории Древней Руси.

Невольно, каждый историограф, изучающий ПВЛ, становится либо в позицию адвоката, изобретая оправдания Нестору, например, почему в заглавии два раза подчеркивается, что речь пойдет «откуда есть пошла Русская земля» (буквально так: «Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть») или почему о формирование русского этноса излагается по Ветхому завету, а не по историческим хроникам. Другие, встают в позицию обвинителя и указывают, что, например, о крещении Руси Нестор все выдумал и история о трех посольствах, которые предлагали Владимиру Красное Солнышко на выбор три веры не более чем сказка, поскольку Русь к тому времени уже была христианской и доказательства этому имеются (Историк уже писал об этом в статье «Крещение Руси: как это было»).

Но именно историографы используют Повесть как важный источник для своих исследований, поскольку присутствие автора-составителя читается в каждой строчке ПВЛ: каких-то князей Нестор любит, каких-то клеймит, некоторые события выписаны с особой тщательностью, некоторые года пропущены вовсе – мол не было ничего существенного, хотя параллельные источники утверждают иное. Именно образ автора помогает лучше понять умонастроения просвещенной части населения Древней Руси (книжников, священников) по отношению к той роли, которую Русь играет на политической арене нарождающейся феодальной Европы, а также выразить авторское мнение относительно внешней и внутренней политики правящей верхушки.

На наш взгляд, определяя жанр, а следовательно и достоверность ПВЛ как исторического источника, следует руководствоваться тем названием, которое дал автор своему труду. Он назвал его не временником, ни хронографом, не анналами, ни житием, ни деяниями, он назвал его «Повестью временных лет». Несмотря на то, что «временные лета» звучит достаточно тавтологично, определение «повесть» очень подходит Несторовому труду. Мы видим самое что ни на есть повествование, иногда перескакивающее с места на место, иногда нестройное хронологически – но ведь этого же и не требовалось. Перед автором стояла задача, которую он и раскрывает читателю, а именно: «Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити». И, узнав о ней, мы понимаем, что автор наверняка выполнял некий социальный заказ, иначе почему так важно, кто «первее» стал князем? Не все ли на равно, кем был Кий и откуда он пришел?

 

 

Однако, для летописца вопрос о первом правителе очень важен, а все потому, что скорее всего во время написания летописи перед автором стояла задача показать легитимность тогдашнего князя и его колена. В указанное время великим киевским князем был Свтяополк Изяславич, а затем Владимир Мономах. Последнему и было необходимо обосновать свои права на Киев, по его заказу и разбирался летописец, кто «первее нача княжити». Для этого же и приведена в Повести легенда о дележе земли сыновьями Ноя – Симом, Хамом и Яфетом. Это подметил в своей работе «Читая Повесть временных лет» Владимир Егоров. По мнению Егорова, эти слова Повести «Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ» имеют целью пошатнуть основы лествичного права, когда киевский престол наследовал старший в роде, а не прямой потомок (сын). И если Владимир Мономах наследовал своему брату Святополку именно по старшинству в роде, то уже по смерти Мономаха киевским князем становится его сын – Мстислав Владимирович, прозванный Великим. Таким образом, реализуется право каждому жить в своем роде. Кстати легенда о сыновьях Ноя и о дележи ими земли, по мнению Егорова, чистый вымысел. В Старом Завете никаких подробностей о земельной сделке не приводится.

Кроме самого текста ПВЛ критике часто подвергается и ее перевод на современный русский язык. Сегодня известна лишь одна версия литературного перевода, выполненная Д. С. Лихачевым и О. В. Твороговым, и на нее есть немало нареканий. Утверждается, в частности, что переводчики довольно вольно обращаются с исходным текстом, заполняя орфографические лакуны современными нам концептами, что приводит к путанице и нестыковкам в тексте самой летописи. Поэтому продвинутым историкам рекомендуется все же читать Повесть в оригинале и строить теории и выдвигать положения на основе древнерусского текста. Правда для этого необходимо выучить старославянский.

Тот же В. Егоров указывает на такие, например, несоответствия перевода и древнерусского исходника. Старославянский текст: «ты Вар ѧ̑ гы Русь. ӕко это друзии зовутсѧ Свее. друзии же Оурманы. Аньглѧне. инѣы и Гете», а вот перевод Лихачева-Творогова: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы». Как видим, шведы в летописи на самом деле названы свеями, как и положено в указанную эпоху, но переводчик почему-то решил их осовременнить. «Гете» почему-то названы готландцами, хотя таких народов не наблюдается более нигде, ни в каких других хрониках. Зато есть ближайшие соседи – готы, которые очень созвучны «гете». Почему переводчик решил ввести готландцев вместо готов остается загадкой.

Лист Лаврентьевской летописи

Большая путаница в Повести отмечается в связи с рассмотрением этнонима русь, который присваивается то варягам, то исконным славянам. То говорится, что варяги-рось пришли княжить в Новгород и от них произошло название Руси, то говорится, что племена, исконно обитавшие на Дунае и были русь. Таким образом, полагаться на Повесть в данном вопросе не представляется возможным, а значит и понять «откуда пошла русская земля» – то ли от варягов, то ли от имени речки Рось не получится. Как источник здесь ПВЛ ненадежна.

В Повести временных лет очень много позднейших вставок. Сделаны они были и в XIII, и в XIV, и даже XVI веках. Иногда их удается отследить, когда термины и этнонимы уж очень сильно отличаются от древнерусских, например, когда немецкие народы называют «немцами» мы понимаем, что это поздняя вставка, тогда как в XI-XII веках их называли фрягами. Иногда они сращиваются с общей канвой повествования и выделить их может только лингвистический анализ. Суть в том, что правда и вымысел слились в Повести в один большой эпический пласт, из которого трудно вычленять отдельные мотивы.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что Повесть временных лет, конечно, фундаментальный труд по истории культуры Древней Руси, однако труд тенденциозный, выполняющий социальный заказ правящей великокняжеской династии, а также преследующий цель помещения Руси в континуум христианского мира, дабы найти в нем свое законное место. В связи с этим пользоваться Повестью как историческим источником стоит с особой осторожностью, опираться при выведении каких-либо положений на старославянский текст, либо же почаще сравнивать перевод с оригиналом. Кроме того, при выведении тех или иных дат и составлении хронологий в обязательном порядке консультироваться с параллельными источниками, отдавая предпочтение хрониках и анналам, а не житиям тех или иных святых или настоятелей монастырей.

Еще раз подчеркнем, что на наш взгляд, ПВЛ прекрасное литературное произведение, с вкраплением исторических персонажей и фактов, но являться историческим или историографическим источником она ни в коей мере не может.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

год создания и автор

Уже более 900 лет россияне черпают сведения о своей истории из знаменитой «Повести временных лет», точная дата написания которой до сих пор неизвестна. Много споров вызывает и вопрос об авторстве этого произведения.

Несколько слов о мифах и исторических фактах

Научные постулаты часто меняются со временем, но если в области физики, химии, биологии или астрономии такие научные революции основаны на открытии новых фактов, то история часто были переписаны в угоду властям или в соответствии с господствующей идеологией. К счастью, у современного человека есть масса возможностей самостоятельно найти и сопоставить факты, касающиеся событий, происходивших много веков и даже тысячелетий назад, а также познакомиться с точкой зрения ученых, не придерживающихся традиционных взглядов. Все это применимо и к такому важному для понимания истории России документу, как «Повесть временных лет», год создания и авторство которой в последнее время ставятся под сомнение некоторыми представителями научной общественности.

«Повесть временных лет»: авторство

Из самой «Повести временных лет» о ее создателе можно узнать только то, что в конце XI века он жил в Печорском монастыре. В частности, имеется запись о нападении половцев на этот монастырь в 1096 г., очевидцем которого был сам летописец. Кроме того, в документе упоминается о смерти старца Яна, помогавшего писать исторический труд, и указывается, что смерть этого монаха произошла в 1106 году, а значит, в то время был жив человек, сделавший запись.

Российская официальная наука, в том числе и советская, еще с петровских времен считает, что автором повести «Повесть временных лет» является летописец Нестор. Древнейшим историческим документом, в котором упоминается о нем, является знаменитая Ипатьевская летопись, написанная в 20-х годах XV века. Это произведение включает в себя отдельную главу текста «Повести временных лет», которая предшествует упоминанию в качестве ее автора некоего кузнеца из Печерского монастыря. Имя Нестора впервые встречается в переписке печерского монаха Поликарпа с архимандритом Акиндиным. Тот же факт подтверждает «Житие преподобного Антония», составленное на основе устных монастырских преданий.

Нестор Летописец

«Официальный» автор повести «Повесть временных лет» канонизирован РПЦ, поэтому вы можете прочитать о нем в житиях святых. Из этих источников мы узнаем, что преподобный Нестор родился в Киеве в 1050-х годах. В возрасте семнадцати лет он поступил в Киево-Печерский монастырь, где был послушником преподобного Феодосия. В довольно юном возрасте Нестор принял постриг, а позже принял посвящение в иеродиаконы. Всю свою жизнь он провел в Киево-Печерской Лавре: здесь он написал не только Повесть временных лет, год создания которой доподлинно не известен, но и знаменитые жития святых князей Глеба и Бориса, а также произведение, рассказывающее о первых подвижниках его монастыря. В церковных источниках также указывается, что Нестор, достигший глубокой старости, умер около 1114 г.

О чем повествует «Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» — это история нашей страны, охватывающая огромный временной отрезок, невероятно богатая разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о сыновьях Ноя, один из которых — Иафет, — успели овладеть такими землями, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского Столпа, но разгневанный Господь не только разрушил это сооружение, олицетворявшее человеческую гордость, но и разделил народ на «70 и 2 человека», среди которых были нориты — предки славян, потомки из сыновей Иафета. Далее упоминается апостол Андрей, предсказавший появление Великого города на берегу Днепра, что и произошло, когда князь Кия с братьями Щеком и Горивым основал Киев. Другое важное упоминание относится к 862 году, когда «чудь, словене, кривичи и все» пошли к варягам звать их на княжение, а три брата Рюрик, Трувор и Синеус пришли со своим призывом к своим семьям и своим приближенным друзьям. Двое бояр бояр — Аскольд и Дир — были упрошены выехать из Новгорода в Константинополь и, проводя по пути в Киев, остались там. Далее «Повесть временных лет», год ее создания, еще не выясненный историками, повествует о правлении Олега и Игоря и излагает историю крещения Руси. История заканчивается событиями 1117 года.

«Повесть временных лет»: история изучения этого произведения

Несторовская летопись стала известна после того, как Петр I в 1715 году поручил сделать копию с Радзивилловского списка, хранившегося в библиотеке Кенигсберга. Документы, подтверждающие, что внимание короля к этой рукописи привлек Якоб Брюс — личность замечательная во всех отношениях. Он же перевел на современный язык перевод Радзивилловского списка Василия Татищева, собиравшегося писать историю России. Кроме того, изучением истории занимались такие известные ученые, как А. Шлепцер, П. М. Строев и А. А. Шахматов.

Летописец Нестор. «Повесть временных лет»: мнение А. А. Шахматова

Новый взгляд на «Повесть временных лет» был предложен в начале ХХ века. Ее автором был известный ученый А. А. Шахматов, предложивший и обосновавший «новую историю» этой работы. В частности, он приводил доводы в пользу того, что в 1039 году в Киеве на основании византийских летописей и местного фольклора была создана Киевская арка, которую можно считать древнейшим документом такого рода на Руси. Примерно в то же время Новгород был написан в Новгороде. Именно на основе этих двух произведений Нестор в 1073 году создал сначала первый Киево-Печерский свод, затем второй и, наконец, Повесть временных лет.

«Повесть временных лет» написана русским монахом или шотландским князем?

Последние два десятилетия были богаты на разные исторические сенсации. Однако справедливости ради надо сказать, что некоторые из них не нашли научного подтверждения. Например, сегодня существует мнение, что «Повесть временных лет», год создания которой известен лишь приблизительно, на самом деле написана не между 1110 и 1118 годами, а спустя шесть веков. Во всяком случае, даже официальные историки признают, что Радзивиловский список, то есть копия рукописи, приписываемая Нестору, сделан в XV веке и при этом украшен многочисленными миниатюрами. Причем «Историю России» Татищев написал даже не с него, а с пересказа этого произведения на свой современный язык, автором которого, возможно, был сам Яков Брюс — правнук короля Шотландии Роберта Первого. Но эта теория не имеет серьезного обоснования.

В чем основная суть труда Несторовского?

Специалисты, придерживающиеся неофициальной точки зрения на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что необходимо было обосновать самодержавие как единственную форму правления в России. Более того, именно эта рукопись поставила точку в вопросе об отказе от «старых богов», указав на христианство как на единственно правильную религию. В этом была его главная сущность.

«Повесть временных лет» — единственное произведение, в котором рассказана каноническая версия крещения Руси, все остальные просто на нее ссылаются. Уже одно это должно сильно затруднить его изучение. И именно «Повесть временных лет», характеристика которой сегодня в официальной историографии поставлена ​​под сомнение, является первым источником, говорящим нам о том, что русские правители произошли от народа Рюриковичей. Для каждого исторического произведения очень важна дата создания. «Повести временных лет», имеющей исключительное значение для русской историографии, — нет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать хотя бы конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.

Основная хроника | TheWitchery.Ca

CAD $165.00

Также называется «Хроника Нестора» или «Киевская летопись», русское «Повесть временных лет» («Повесть временных лет»), исторический труд средневековой Киевской Руси, подробно излагающий раннюю историю восточных славян ко второму десятилетию 12 в. Летопись , составленная в Киеве около 1113 гг., основывалась на материалах, взятых из византийских хроник, западно- и южнославянских литературных источников, официальных документов и устных саг; самая ранняя из сохранившихся ее рукописей датируется 1377 годом. Хотя авторство традиционно приписывалось монаху Нестору, современная наука считает летопись составным произведением.

Повесть временных лет (древнеславянский: Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, Pověstĭ vremęnĭnyxŭ lětŭ), часто известная на английском языке как Русская Первая Летопись, Русская Первая Летопись или просто Первая Летопись, а также, после автора, которому его традиционно приписывают, «Летопись Нестора» — древневосточнославянская летопись (летопись) Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, первоначально составленная в Киеве около 1113 года. Название произведения происходит от начального предложения текста, которое гласит: «Это рассказы временных лет о происхождении земли Русской (древне-восточнославянской: Рѹсь), первых князьях киевских, и от какого источника берет свое начало земля Русская». Произведение считается основополагающим источником в интерпретации истории восточных славян. Содержание «Хроники» известно сегодня из нескольких сохранившихся изданий и кодексов, которые были пересмотрены на протяжении многих лет и обнаруживают небольшую степень вариации друг от друга.

Исторический период, охватываемый «Повестью временных лет», начинается с библейских времен во вступительной части текста и заканчивается 1117 годом в третьем издании «Хроники». Русский филолог и основоположник науки о текстологии Алексей Шахматов первым рано обнаружил, что хронология Первой летописи начинается с ошибки. В летописи сказано, что «В 6360 (852) году, пятнадцатого числа индикта, при воцарении императора Михаила впервые названа земля Русская». Однако отчеты греческого историка XI века Иоанна Скилица о византийской истории показывают, что император Михаил III начал свое правление не в 852 году, а на десять лет раньше, 20 января 842 года. Из-за нескольких выявленных хронологических проблем в работе и многочисленных логических несоответствий на что указывали историки на протяжении многих лет, ценность Хроники как надежного исторического источника была подвергнута строгой проверке современными экспертами в этой области.

Репринт в твердом переплете с кожаным переплетом, корешок с тиснением в виде сусального золота, мраморные форзацы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *