Кто это ахилл: Ахилл — Всемирная историческая энциклопедия

Ахилл — Всемирная историческая энциклопедия

Ахилл и Пентесилея

Marie-Lan Nguyen (CC BY)

Ахилл – персонаж греческой мифологии и литературы, а также главный герой Троянской войны. Предводитель бесстрашных мирмидонян, разоритель городов, убийца Гектора, богоподобный Ахилл был абсолютно непобедим в сражениях. Только божественное вмешательство Аполлона положило конец его долгой славе величайшего греческого воина.

Самый смелый, самый сильный и, более того, самый прекрасный воин из всей героической армии греков, отправившейся в Трою для того, чтобы вернуть Елену, Ахилл, кроме прочего, был слишком гордым и обидчивым, что принесло немалые страдания как его соотечественникам, так и врагам.

Ранние годы

В греческих мифах, рассказывающих о герое, Ахилл был сыном Пелея и нимфы Фетиды. Его мать, для того чтобы сделать своего сына бессмертным, а его тело – неуязвимым, подержала младенца над священным огнем или, по другой версии мифа, опустила его в воды реки Стикс. Однако, так как она держала сына за пятку, эта часть его тела осталась уязвимой и, в конечном итоге, именно это привело к его гибели. Фетида знала, что ее сыну уготована славная, но короткая жизнь, попыталась спрятать Ахилла от его судьбы. Мальчик воспитывался на острове Скирос, при дворе царя Ликомеда, по некоторым данным, замаскированный под девочку. В некоторых вариантах мифа также сообщается о том, что Ахилл проходил обучение у Хирона, мудрого кентавра, среди учеников которого также числится Геракл.

Троянская война

По сей день главным источником наших сведений о подвигах Ахилла является рассказ Гомера о Троянской войне в «Илиаде». Можно спорить о том, является ли Ахилл главным героем повествования, да и сам Гомер рассказывает его историю, как историю гнева Ахилла. В начале книги Одиссей, хитроумный царь Итаки, отправляется на поиски Ахилла с целью убедить его участвовать в грядущей войне между греками и троянцами. Одиссей блистательно умел вести переговоры, кроме того сам Ахилл жаждал славы.

Миссия оказалась успешной и Ахилл, оставив своего сына Неоптолема, отплыл в Трою. Вместе с ним отправились в поход 50 быстроходных кораблей, на каждом из которых находилось по 50 человек его личной армии, бесстрашных воинов – мирмидонян. Сам Зевс превратил муравьев в эту армию воинов и подарил их своему сыну Эаку, царю Эгины, отцу Пелея.

Пентесилея и Ахилл

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Осада Трои греками-ахейцами продолжалась десять лет и на протяжении этого времени Ахилл блистал в сражениях и разграбил не менее 23 городов в округе. В самом начале конфликта, герой захватил троянского царевича Троила, когда тот пил из источника и принес его в жертву Аполлону. Это событие было истолковано как хорошее предзнаменование, ведь существовало предсказание о том, что если царевич погибнет до того, как ему исполнится 20 лет, Троя падет. В некоторых вариантах этой истории убийство Троила произошло в святилище Аполлона, что может служить объяснением роковой обиды на Ахилла, затаенной богом-покровителем лучников.

В этот период дела греков обстояли довольно неплохо, но судьба резко переменилась, когда Агамемнон, царь Микен и лидер объединенного греческого войска, поссорился с Ахиллом и тот отвел свои войска из сражения. Конфликт начался после того, как Ахилл, во время одной из своих вылазок, захватил в плен двух девушек – Брисеиду и Хрисеиду. Первую он решил оставить себе, а Хрисеиду отдал Агамемнону. Тем не менее, отец Хрисеиды – Хрис, предложил хороший выкуп в обмен на возвращение девушки. Агамемнон отказался и, вероятно потому что девушка была жрицей Аполлона, тот оказался недоволен этим решением и наслал чуму на лагерь ахейцев. В результате в лагере назрел мятеж. В конечном итоге, Агамемнон был вынужден вернуть свою добычу, но взамен решил отобрать Брисеиду у Ахилла. Разозленный этой уловкой, Ахилл объявил себя опозоренным перед всеми его соотечественниками. Герой и его мирмидоняне покинули лагерь и отказались участвовать в войне.

Ахилл – сокрушитель воинов, облаченный в доспехи, дарованные богами, обезумел в гневе.

От оставшейся без своего главного героя ахейской армии отвернулась удача и троянцы, воспользовавшись отсутствием Ахилла, стали брать верх. Им удалось подобраться очень близко к стенам лагеря греков и даже поджечь корабли ахейцев. Агамемнон предлагал щедрые дары и обещал вернуть Брисеиду, но безрезультатно. В самый опасный момент схватки даже ближайший друг Ахилла, Патрокл, умолял героя вернуться в бой или хотя бы позволить ему возглавить мирмидонян в битве. Ахилл согласился отпустить Патрокла на битву, одел его в свои доспехи и заставил обещать не преследовать троянцев, а ограничиться только обороной лагеря. Когда троянцы увидели Патрокла в доспехах, они решили, что это Ахилл вернулся и участвует в сражении. Это породило панику, и троянцы бросились бежать. Патрокл, ободренный успехом, забыл совет Ахилла и преследовал троянцев вплоть до стен города, убив в сражении ликийца Сарпедона, сына Зевса. К несчастью для молодого воина, Аполлон, покровитель троянцев, решил вмешаться в этот момент и направил копье троянца Евфорба в спину Патроклу.

Патрокл был только ранен, но Гектор, троянский царевич, подоспел и нанес второй, смертельный удар. После долгого ожесточенного сражения за тело павшего Патрокла, в котором ведущую роль сыграли Менелай и Аякс, оно было возвращено в лагерь.

Гнев Ахилла

Когда Ахилл обнаружил, что произошло, он обезумел от гнева. Теперь он был готов сражаться и жестоко отомстить за смерть своего друга. Он немедленно попросил свою мать, Фетиду, раздобыть ему доспехи, и она уговорила Гефеста, бога-кузнеца, изготовить новые, самые великолепные доспехи. Гомер дает очень подробное их описание, сверкающий щит был расписан разнообразными сценами, материалом были золото, серебро и эмаль. Поножи были изготовлены из железа, а шлем венчал золотой гребень.

Ахилл, сокрушитель воинов, облаченный в доспехи, дарованные богами, наполненный яростью вернулся на поле битвы и стал теснить врагов по всем направлениям, отправив в Аид многих троянских героев. Затем он отправился за Гектором и, хотя Аполлон трижды скрывал своего любимца в тумане, двое героев все-таки встретились в битве один на один перед стенами Трои. Гектор, хотя и сам был прекрасным воином, не мог соперничать с Ахиллом, который быстро справился с троянцем. Затем он привязал тело Гектора к колеснице и протащил его вокруг стен Трои на глазах у скорбящей семьи, после чего отвез его в лагерь ахейцев, тем самым совершив кощунство и нарушив принятые правила ведения войны.

Приам, царь Трои, тайно отправился в лагерь врагов для того, чтобы умолить Ахилла вернуть ему тело сына для достойного погребения. После долгих и трогающих душу уговоров и с небольшой подсказкой от Афины, Ахилл согласился выполнить просьбу престарелого царя.

Ахилл и Аякс работы Эксекия

Dan Diffendale (CC BY-NC-SA)

Невзирая на эти драматические события, война продолжилась и Ахилл по-прежнему превосходил всех на поле боя. Ему даже удалось убить Мемнона, царя эфиопов, племянника Приама. Тем не менее, конец героя был близок. Как и опасалась его мать, несмотря на то, что он достиг славы и признания, герой должен был погибнуть на пике своей жизни. И снова это был Аполлон, решивший вмешаться в дела людей. Он направил стрелу, выпущенную Парисом, троянским царевичем, который и начал эту войну тем, что похитил прекрасную Елену. Конечно же, стрела поразила единственное уязвимое место на теле героя – пятку, и Ахилл отправился в Аид. Другой герой, Аякс, смог доставить тело павшего обратно в лагерь ахейцев, где были устроены игры, чтобы почтить память погибшего воина. Великолепные доспехи, после небольшой размолвки с Аяксом, достались Одиссею, чья идея соорудить деревянного коня положила конец осаде и принесла победу грекам.

Отражение в искусстве

Греческий герой – популярный персонаж в искусстве Древней Греции и появляется в росписи ваз повсеместно, от Афин до Миконоса. Сцены на красно- и чернофигурной керамике 7го – 5го вв. до н.э. представляют разные эпизоды из жизни Ахилла: Пелей отдает сына на воспитание Хирону; Ахилл получает дарованные богами доспехи от своей матери, Фетиды; герой преследует царевича Троила; убивает Гектора и тащит его тело за своей колесницей.

Ахилл, облаченный в доспехи, чаще всего изображается в коринфском шлеме и со щитом с изображением горгоны. Наиболее часто встречающийся образ Ахилла (существует более 150) изображает его вместе с Аяксом, в полном облачении, играющих в кости во время передышки в Троянской войне. Вероятно, самый известный пример – это чернофигурная амфора, датированная 530 г. до н.э. и хранящаяся в Музее Ватикана.

АХИЛЛ | это… Что такое АХИЛЛ?

АХИЛЛ

Ахиллес (Άχιλλεύς), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери (Apollod. Ill 13, 6). Согласно другой версии (Stat. Achill. I 269 след.), Фетида купала А. в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал А. на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod. Ill 13, 6). Как самый юный из поколения героев — будущих участников Троянской войны — А. не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала А. во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там А. жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака А. с дочерью Ликомеда — Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее
Неоптолемом.
Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия А. поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду. Одиссей велел своим воинам сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как А. схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу (Apollod. Ill 13, 6-8). Так опознанный греками А. стал участником похода на Трою. Во главе ополчения мирмидонян на 50 кораблях, в сопровождении своего верного друга и побратима Патрокла, прибыл А. в Авлиду. К этому времени относится его участие в жертвоприношении Ифигении. По Еврипиду (трагедия «Ифигения в Авлиде»), Атриды для того, чтобы вызвать Ифигению в Авлиду (для принесения её в жертву), сообщили ей о бракосочетании с А., причём без его ведома; поэтому, когда А. узнал об этом, он готов был с оружием в руках защищать Ифигению. Однако в более ранней версии мифа эта романтическая окраска образа А. совершенно отсутствовала; он был заинтересован в жертвоприношении Ифигении не меньше, чем всё войско, чтобы быстрее отплыть под Трою. По дороге в Трою, во время остановки войска на острове Тенедос, от руки А. погиб царь Тенес; при первой же схватке на побережье Троады А. убил местного героя Кикна, а вскоре затем — троянского царевича Троила (Apollod, epit. Ill 26, 31-32). Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы — родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Hom. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 34-43).
Из дошедших до нас источников образ А. наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости А. не играет здесь никакой роли; А. является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, А. принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. А. очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона, отнявшего у А. Брисеиду, присуждённую ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев А., и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ А. продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но А. отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона; опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт А. Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, А. разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу А. кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором А. одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI- XXII). Насытив свою неистовую ярость, А. выдаёт Приаму за большой выкуп тело Гектора (кн. XXIII-XXIV).
О дальнейшей судьбе А. сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида».
После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod, epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфесилеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребён вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Hom. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).
По происхождению первоначально А. являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм А., в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом А. приносили жертвы спартанские эфебы (Paus. III 20, 8; 24, 5). Культ А. был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган А. и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища А. имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего А. на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые А.
Лит.: Толстой И. И., Ахилл и священная Левка. «Журнал министерства народного просвещения», 1916, [№ 8-9]; Vita A. di, 11 mito di Achill, Torino, 1932; Rivier A., La vie d’Achille. Illustree par les vases grecs, Lausanne, 1936; Pestalozzi Н., Die Achilleis аls Quelle der Ilias, Z., 1945; Meautis G., L’Achille et Ie probleme de la mort, в его кн.: Mythes inconnus de la Grece antique. P., 1949.
В. Н. Ярхо.
 
А. — один из популярнейших персонажей античного искусства: помпейские фрески («А. и Хирон», «А. среди дочерей Ликомеда», «спор А. с Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и А.», «поединок А. с Пенфесилеей», «А. и Брисеида», «Приам перед А.», «оплакивание А.»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ А. воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. сцены из жизни А. получили широкое распространение в живописи (Дж. деи Росси, А. ван Дейк, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс и др.).
Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам; отсюда значительное принижение образа А. по сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ А. появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне. С 17 в. к образу А. начинают обращаться драматурги (в т. ч. трагедии «А.» Ж. Лафонтена; «Смерть А.» Т. Корнеля; в 18 в.- 1-я песнь поэмы «Ахиллеида» Гёте; в 19 в. — «Пенфесилея» Г. Клейста; в 20 в. — «Ахиллеида» С. Выспяньского; «А. — мститель» А. Сюареса).
В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни А. на Скиросе. Первые оперы: «Деидамия» Ф. Кавалли; «А. на Скиросе» А. Драги; «А. на Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы: «А. на Скиросе» Р. Кайзера; «А. и Деидамия» А. Кампра; Деидамия» Генделя. В 1736 сюжету дал новую жизнь П. Метастазио; его пьесу «А. на Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. ч. А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюжеты, связанные с участием А. в Троянской войне (оперы «Умиротворение А.» А. Драги и А. Лотти, опера «А. и Поликсена» Ж. В. Люлли и П. Коласа, «Разрушение Трои» Р. Кайзера и многие др.). Сюжет «Гнев А.» также привлёк многих композиторов, в т. ч. Г. Доницетти.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Ахилл

(Ахиллес) — в “Илиаде” один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою. Сын Фетиды и Пелея, внук Эака. Мать Ахилла — богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Неуязвимости Ахилла способствовали и доспехи, выкованные Гефестом. Прежде чем попасть на Троянскую войну, переодетый в женское платье жил на острове Скирос, среди дочерей царя Ликомеда, где богиня Фетида спрятала Ахилла, желая уберечь его от участия в войне. Одиссей разоблачил его обман: приехав на Скирос под видом купца, он разложил множество товаров, привлекательных для женщин, а среди этих товаров — набор оружия. В то время как дочери Ликомеда осматривали драгоценности и ткани, Ахилл смотрел лишь на оружие. В это время товарищи Одиссея подняли перед дворцом ложную тревогу, царевны разбежались, а Ахилл, схватившись за меч, бросился навстречу мнимой опасности. Этим он выдал себя и вскоре уехал с Одиссеем на войну. Совершил под Троей много подвигов, но на десятый год войны Ахилл погиб от стрелы Париса, которую Аполлон направил в его пятку. Отсюда выражение “ахиллесова пята” (уязвимое место). От союза с Еленой родился сын Евфорион. От Деидамии, дочери Ликомеда, родился Неотолем, без участия которого Троянская война не могла закончиться.

// Готфрид БЕНН: Пятое столетие // Валерий БРЮСОВ: Ахиллес у алтаря // Константинос КАВАФИС: Измена // Константинос КАВАФИС: Кони Ахилла // Марина ЦВЕТАЕВА: Ахилл на валу // Марина ЦВЕТАЕВА: Из цикла «под шалью»

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Ахилл сражается с Пенфесилеей.

Ахилл сражается с Пенфесилеей.
Фрагмент восточного фриза храма Аполлона в Бассах.
Мрамор.
Конец V в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Ахилл убивает царицу амазонок Пенфесилею.

Ахилл убивает царицу амазонок Пенфесилею.
Роспись на дне краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Ахилл перевязывает руку раненого Патрокла.

Ахилл перевязывает руку раненого Патрокла.
Роспись на дне краснофигурного килика Сосия.
Около 500 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.

Одиссей и Диомед находят Ахилла на острове Скирос.

Одиссей и Диомед находят Ахилла на острове Скирос.
Фреска из дома Диоскуров в Помпеях.
I в. н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Ахилл.

Ахилл.
Фрагмент росписи краснофигурной амфоры «художника Ахилла».
Около 440 до н. э.
Рим.
Ватиканские музеи.

Брисеиду уводят от Ахилла.

Брисеиду уводят от Ахилла.
Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях.
I в. н. э.
Неаполь.
Национальный музей.

Ахилл приносит в жертву троянских пленников.

Ахилл приносит в жертву троянских пленников.
Фреска гробницы Франсуа в Вульчи.
II—I вв. до н. э.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора.
Картина А. А. Иванова.
1824.
Москва.
Третьяковская галерея.

Ахилл верхом на кентавре.

Хирон учит Ахиллеса играть на лире. Фреска из Геркуланума.

Ахилл среди дочерей Ликомеда.

Ахейские вожди у Ахилла. Около 480 г. до н.э.

Ян де Брай. Одиссей и Диомед находят Ахилла среди дочерей Ликомеда. 1664 г.

Ахилл везёт тело Патрокла.

Ахилл убивает Пенфесилею. Около 540-530 гг.

Эксекий. Ахилл и Аякс за игрой в кости. Роспись амфоры из Вульчи. 540-530 гг. до н.э.

Фетида передаёт оружие Ахиллу. Роспись амфоры мастера Амазиса.

Ахилл убивает Пенфесилею. Около 460 г. до н.э.

Детали сцен из жизни Ахилла на горите из Мелитопольского кургана. 4 в. до н.э.

Ахиллес | Миф, смысл, значение и Троянская война

Exekias: амфора с Аяксом и Ахиллесом

Просмотреть все медиа

Троянская война

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Ахиллес?

В греческой мифологии Ахиллес был сильнейшим воином и героем греческой армии во время Троянской войны. Он был сыном Пелея, царя мирмидонцев, и Фетиды, морской нимфы. История Ахиллеса появляется в 9 поэме Гомера.0021 Илиада и др.

Почему Ахилла считали героем?

Ахиллес считался героем, потому что он был самым успешным солдатом в греческой армии во время Троянской войны. Согласно послегомеровским мифам, Ахиллес был физически неуязвим, и было предсказано, что без него грекам не победить в Троянской войне.

Как умер Ахиллес?

Согласно легенде, троянский царевич Парис убил Ахилла, выстрелив ему в пятку стрелой. Парис мстил за своего брата Гектора, убитого Ахиллесом. Хотя смерть Ахиллеса не описана в Илиада , его похороны упоминаются в Одиссее Гомера .

Что такое ахиллесова пята?

Термин «ахиллесова пята» указывает на уязвимость или слабость. Он уходит корнями в миф о том, как мать Ахилла окунула его в реку Стикс, сделав все его тело неуязвимым, за исключением той части стопы, за которую она держала его — пресловутой ахиллесовой пяты. (Ахиллово сухожилие — анатомический термин.)

Ахиллес , в греческой мифологии сын смертного Пелея, царя мирмидонцев, и Нереиды, или морской нимфы, Фетиды. Ахиллес был самым храбрым, красивым и величайшим воином армии Агамемнона в Троянской войне. Согласно Гомеру, Ахиллес был воспитан своей матерью во Фтии вместе со своим неразлучным спутником Патроклом. Более поздние не-гомеровские сказки предполагают, что Патрокл был родственником или любовником Ахилла. Другой не гомеровский эпизод повествует о том, что Фетида окунула Ахиллеса в детстве в воды реки Стикс, благодаря чему он стал неуязвимым, за исключением части его пятки, за которую она держала его — пресловутой «ахиллесовой пяты».

Исследуйте легенду об Ахилле в греческой мифологии

Просмотреть все видео к этой статье

Более поздние мифографы рассказывали, что Пелей, получив оракул о том, что его сын погибнет, сражаясь под Троей, отправил Ахиллеса ко двору Ликомеда на Скиросе, где он был одет девочкой и содержался среди царских дочерей (одна из которых, Дейдамия, родила ему Неоптолема). Услышав от прорицателя Калхаса, что Трою нельзя взять без Ахиллеса, греки искали и нашли его.

Викторина «Британника»

Викторина «Древние боги и монстры»

Кто такой собачий компаньон Кецалькоатля? Кто эта группа девушек, служащих богу Одину? Проверьте свои знания. Пройди тест.

В течение первых девяти лет войны Ахиллес разорил страну вокруг Трои и взял 12 городов. На 10-м году произошла ссора с Агамемноном, когда Ахиллес настоял на том, чтобы Агамемнон вернул Хрисеиду, свой военный приз, ее отцу, жрецу Аполлона, чтобы умилостивить гнев Аполлона, уничтожившего лагерь чумой. Разгневанный Агамемнон возместил свою потерю, лишив Ахилла его любимой рабыни Брисеиды.

Ахиллес отказался от дальнейшей службы, и поэтому греки так сильно пошатнулись, что в конце концов Ахиллес позволил Патроклу выдать себя за него, одолжив ему свою колесницу и доспехи. Гектор (старший сын царя Трои Приама) убил Патрокла, а Ахиллес, окончательно примирившись с Агамемноном, получил от бога Гефеста новые доспехи и убил Гектора. Втащив тело Гектора за свою колесницу, Ахиллес отдал его Приаму по его настойчивой просьбе. Илиада завершается погребальным обрядом Гектора. В нем не упоминается смерть Ахиллеса, хотя Одиссей упоминает о его похоронах. Поэт Арктин в своей Aethiopis продолжил историю Илиады и рассказал, что Ахиллес, убивший эфиопского царя Мемнона и амазонку Пентесилею, сам был убит в битве сыном Приама Парисом, чью стрелу направлял Аполлон.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Кем был Ахиллес? | Британский музей

Кто были родители Ахиллеса?

Ахиллес был сыном Пелея, греческого царя, и Фетиды, морской нимфы или богини.

Зевс, царь богов, и Посейдон, бог моря, оба влюбились в Фетиду и соперничали за ее руку в браке. Однако боги были предупреждены о пророчестве о том, что у Фетиды будет сын, который вырастет и станет более великим, чем его отец. Обеспокоенный этим, Зевс устроил так, чтобы Фетида вышла замуж за смертного человека, чтобы ее ребенок не мог бросить вызов его силе. В другой версии истории Фетида отвергает ухаживания Зевса, и разъяренный Зевс постановляет, что она никогда не выйдет замуж за бога. В любом случае, Фетида выходит замуж за смертного Пелея, и рождается Ахиллес.

Терракотовый рельеф с изображением Пелея и Фетиды, ок. 490–470 до н.э. Фетида пытается сопротивляться браку с Пелеем, превращая свое тело в могущественные элементы, такие как огонь и дикие звери, в данном случае лев.

Какова история его «ахиллесовой пяты»?

Фетида рождает Ахилла, который, в отличие от нее, смертен. Она пытается сделать младенца Ахиллеса бессмертным, окунув его в реку Стикс (река, протекающая через подземный мир), держа его за пятку. Единственная часть его тела, не затронутая водой, становится его единственным слабым местом, отсюда и фраза «Ахиллесова пята».

Thomas Banks RA, Thetis and Achill es, 1789. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.


В Илиаде нет упоминания о неуязвимости Ахилла или слабости его пятки. В сценах, изображающих его смерть в греческом искусстве, он был показан со стрелой в туловище, а также в пятке. Это может указывать на то, что история об «ахиллесовой пяте» является более поздним дополнением к мифу.

История раскрывает печаль матери, которая знает, что, будучи бессмертной, она переживет своего сына.

Почему Ахилла вырастил кентавр?

Мать Ахилла Фетида бросает мужа и сына, чтобы вернуться к морским нимфам, когда Ахиллес был еще молод. Нуждаясь в помощи в воспитании Ахилла, Пелей отправляет его на воспитание к кентавру по имени Хирон.

Кентавры, у которых верхняя часть тела человека, а нижняя часть тела и ноги лошади, часто изображаются в греческом искусстве жестокими и дикими существами, но Хирон был известен своей мудростью и воспитал других героев, включая Геракла и Ясона. .

 

Под опекой Хирона Ахилла кормят пищей, включающей внутренности львов и диких свиней, а также мозг волчиц, чтобы сделать его сильным. Хирон учит юного Ахиллеса охоте, а также музыке и интеллектуальным занятиям.

Эжен Делакруа, Воспитание Ахилла , ок. 1862. Бумага, пастель. Гетти-центр, Лос-Анджелес.

Был ли у Ахиллеса любовник?

В детстве у Ахилла завязываются близкие отношения с другим мальчиком по имени Патрокл, который присоединяется к дому Ахилла в качестве изгнанника, случайно убив другого ребенка. Они становятся друзьями и, возможно, любовниками. У Гомера Илиада , Ахиллес описывает Патрокла как « человека, которого я любил больше всех других товарищей, любил как свою жизнь» .

Чаша для питья, изображающая Ахиллеса, перевязывающего рану Патрокла. в. 500 г. до н.э. ©ANTIKENSAMLUNG, STAATLICHE MUSEEN ZU BERLIN –   PREUSSISCHER KULTURBESITZ. Фото: Иоганн Лаврентий.

Хотя Гомер прямо не называет их любовниками, их интимные отношения имеют решающее значение для сюжета Илиады , а в других произведениях древней литературы отношения между двумя мужчинами более явно упоминаются как любовные отношения. В Древней Греции для мужчин было обычным делом вступать в сексуальные отношения как с мужчинами, так и с женщинами. В древнегреческом языке не было слов, обозначающих «гомосексуал» и «гетеросексуал», и в классических Афинах отношения между старшими, часто женатыми мужчинами и молодыми мужчинами были нормальной частью общественной жизни.

Почему родители Ахилла пытались помешать ему отправиться в Трою?

В пророчестве было предсказано, что Ахиллес умрет под Троей, поэтому, когда греческие лидеры собираются для своей кампании по возвращению похищенной Елены, родители Ахилла пытаются помешать ему присоединиться к экспедиции. Он спрятан на острове Скирос, переодетый девушкой при дворе царя Ликомеда среди его многочисленных дочерей.

Рельеф римского саркофага, изображающий Ахиллеса (в центре) в шлеме среди дочерей Ликомеда 150–200 гг. Н.э.

 

Однако, благодаря другому пророчеству, греки знают, что они могут выиграть войну только с помощью Ахиллеса. Греческие цари Одиссей и Диомед обнаруживают его местонахождение и обманом заставляют раскрыть себя, чтобы он мог присоединиться к войскам в экспедиции на Трою. Под видом коммивояжеров они посещают двор с украшениями и женской одеждой. Среди этих товаров помещают оружие, которое Ахиллес инстинктивно хватает и обнаруживает.

Чем занимался Ахиллес в Троянской войне?

Ахиллес прибывает в Трою на 50 кораблях. Он лидер армии мирмидонцев и лучший боец ​​на стороне греков.

 

Троя — хорошо защищенный город, за которым следуют девять долгих лет осады. Эпическая поэма, посвященная этой части войны ( Киприя ), не сохранилась, поэтому ее события известны гораздо менее подробно. В искусстве популярна была сцена Ахиллеса, играющего в настольную игру с героем Аяксом. Изображение говорит о том, что греческие герои провели много долгих часов, коротая время во время осады Трои. Вещи становятся действительно интересными только на 10-м году войны, которая находится в центре внимания гомеровского 9-го года.0021 Илиада .

Что вызвало «ярость Ахилла»?

Гнев или ярость Ахиллеса — ключевая тема гомеровской Илиады . На самом деле «гнев» — это первое слово всего стихотворения.

Сначала Ахилл злится, потому что предводитель греческих войск царь Агамемнон забирает у него пленницу по имени Брисеида. Раннее греческое общество было очень конкурентоспособным, и честь человека была жизненно важна для его чувства идентичности и положения. Отняв почетный приз, выделенный Ахиллесу в знак признания его боевой доблести, Агамемнон обесчестил его.

Ахиллес выходит из боя и отказывается сражаться. Когда троянцы добились успеха в битве, Агамемнон соглашается отправить посольство к Ахиллесу, чтобы попытаться убедить его снова присоединиться к битве, предлагая ему множество подарков. Ахиллес остается равнодушным, но позволяет своему другу Патроклу вести мирмидонцев в битву в доспехах Ахилла.

Патрокл убит в кровавой схватке троянским царевичем Гектором, который принимает его за Ахиллеса, и настоящий Ахиллес совершенно обезумел. Его мать, Фетида, утешает его, и Ахилл заявляет о своем намерении убить Гектора и отомстить за смерть Патрокла, несмотря на откровение его плачущей матери, что, по воле судьбы, его собственная смерть вскоре последует за смертью Гектора.

Как Ахиллес отомстил за смерть Патрокла?

Ахиллес полон решимости отомстить за смерть Патрокла любой ценой и объявляет, что прекращает свой гнев против Агамемнона и снова вступает в бой. Две стороны встречаются в битве, и Гектор ждет за городскими воротами, готовый сразиться с Ахиллесом.

Ахиллес преследует Гектора вокруг городской стены, затем два героя дерутся, и Ахиллес вонзает свое копье в шею Гектора. Когда он умирает, Гектор обращается к Ахиллесу с просьбой вернуть его тело для кремации — просьба, которая бессердечно отвергнута — и на последнем издыхании он пророчит собственную смерть Ахиллесу от рук троянского принца Париса.

Ахиллес, жажда мести которого все еще не удовлетворена, намеренно жестоко обращается с телом Гектора, привязывая его к своей колеснице и волоча за собой по грязи, когда он возвращается в греческий лагерь.

Почему Ахиллес возвращает тело Гектора?

После похорон Патрокла горе Ахиллеса не дает ему покоя. Он привязывает тело Гектора к своей колеснице и неоднократно тащит его вокруг гробницы Патрокла в своей яростной жажде возмездия. Однако боги оберегают тело Гектора, так что, несмотря на такое жестокое обращение, оно остается безупречным.

В конце концов отец Гектора Приам с помощью бога Гермеса совершает опасное путешествие в греческий лагерь, чтобы увидеть Ахиллеса и просить вернуть труп своего сына для погребения. Их эмоциональная встреча мощно изображена на этой серебряной чаше, на которой Приам подходит к Ахиллесу и целует его руки.

Я вытерпел то, чего еще никто на земле не делал — я приложил к губам руки человека, убившего моего сына.

Илиада 24.505–6
 
Мемориальная доска Веджвуда, на которой Приам умоляет Ахиллеса (крайний справа) вернуть тело Гектора. Конец 18 века.

Двое мужчин вместе плачут и едят вместе. В трансформации характера, которая возвращает герою человечность и чувство порядка в мире, Ахиллес соглашается освободить тело Гектора. На рассвете Приам возвращается в Трою с телом Гектора, и похороны знаменуют собой конец Илиады .

Что происходит с Ахиллесом после окончания

Илиада ?

Хотя Илиада не исследует, что случилось с Ахиллесом дальше, существует множество более поздних легенд, и другие древние авторы рассказывают больше о его истории. После смерти Гектора троянцы с мертвым лучшим бойцом призывают своих союзников помочь им победить греков. Эфиопский царь Мемнон приводит свою армию для поддержки троянцев, но Ахиллес убивает его в бою. Ахиллес также сталкивается с амазонками — племенем женщин-воительниц — и сражается с их предводительницей, королевой Пентесилеей. В тот момент, когда Ахиллес убивает ее своим копьем, их взгляды встречаются, и он влюбляется в нее, но слишком поздно.

Как умирает Ахиллес?

Ахиллес убит стрелой, выпущенной троянским царевичем Парисом. В большинстве версий этой истории говорится, что бог Аполлон направил стрелу в его уязвимое место, пятку. В одной из версий мифа Ахиллес взбирается по стенам Трои и собирается разграбить город, когда в него стреляют. По другим данным, он женится на троянской принцессе Поликсене и предположительно ведет переговоры об окончании войны, когда Парис делает выстрел, который убивает его.

После смерти Ахилла кремируют, а его прах смешивают с прахом его дорогого друга Патрокла. Одиссея описывает огромную гробницу Ахилла на берегу Трои, и Одиссей встречает Ахиллеса во время его посещения подземного мира среди группы мертвых героев.

Как Ахилл переосмысливался на протяжении всей истории?

Сложность характера Ахилла привела к тому, что на протяжении всей истории его переосмысливали и заново изобретали.

Для древних греков он был архетипическим героем, олицетворяющим человеческое состояние. Несмотря на свое величие, он все еще был смертным и обречен на смерть. Культ героя Ахиллеса развился в нескольких районах Греции, где его почитали и поклонялись как богу. Сооружение, известное как «Гробница Ахилла» в районе, где когда-то стоял город Троя, в древности стало местом паломничества многих, в том числе Александра Македонского.

Для римлян Ахиллес был, с одной стороны, образцом воинской доблести, а для таких поэтов, как Гораций и Катулл, — архетипом жестокости. К средневековому периоду Ахиллес дал образец того, как не следует себя вести. Изменения в повествовании в подчеркнуто протроянских версиях мифа, господствовавших в это время, превратили Ахиллеса в трусливого негодяя, погубившего себя своими похотливыми страстями. В Данте Inferno Ахиллес появляется во втором круге ада, круге похоти.

Филиппо Альбачини (1777–1858), Раненый Ахиллес . Мрамор, 1825 г. © The Devonshire Collections, Chatsworth. Воспроизведено с разрешения попечителей поселения Чатсуорт.

 

В эпоху Возрождения, когда возобновился интерес к классическому миру, сопровождавшемуся повторным введением греческих текстов в Западную Европу, интерес к Ахиллесу вновь возник как к более сложному персонажу. К началу 19 века, периоду романтизма, он был совершенным героем, олицетворяющим жизнь, отданную эмоциям, и красоту, обреченную на гибель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *