Платон. Биография Платона
Платон прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Его биография полна не только философских открытий, но и настоящих приключений.
👴🏻 Платон прожил 80 лет. Считается, что он родился в 427 году до нашей эры в Афинах или Эгине.
💪 Значение имени. Настоящее имя Платона — Аристокл. Платон — это прозвище, которое в буквальном переводе означает «широкий». По одной из версий, его звали так за широту ума и души, по другой — он получил это прозвище еще в юности за атлетическое телосложение. По некоторым сведениям, Платон был олимпийским чемпионом по борьбе — панкратиону.
👨👩👧 Аристократическое или божественное происхождение. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. По линии отца он был потомком легендарного последнего царя Аттики Кодра, а по линии матери — афинского законодателя Солона, который придумал демократию. Современники настолько уважали Платона, что считали его сыном бога Аполлона, ходили даже легенды о его непорочном зачатии.
⚔️ Кем бы мог стать Платон? В 404–409 годах до нашей эры он был солдатом и участвовал в Пелопоннесской войне. Платону пророчили карьеру полководца или государственного деятеля. В юности он подавал большие надежды как поэт. Решающей для него стала встреча с Сократом.
👨🏻🏫 Встреча с Сократом. Легенда гласит, что Платон шел на состязание поэтов со своей трагедией и случайно услышал, как Сократ беседует с какими-то юношами. Платона настолько поразила эта беседа, что он выбросил свою трагедию и никогда больше не возвращался к поэзии. Он понял, что то, как говорит Сократ, это то, чему стоит посвятить всю жизнь.
🦢 Сократ называл Платона своим любимым учеником. Философ рассказывал, что накануне встречи с Платоном ему приснился сон: к нему прилетел и сел на колени белый лебедь — лучший ученик.
🩸 Смерть Сократа. На Платона огромное впечатление произвел суд над Сократом, которого обвинили в развращении молодежи и посягательстве на религию и приговорили к смертной казни.
После суда Платон написал свою первую философскую работу — «Апология Сократа». В ней он пересказал речь Сократа на суде.➡️ Казнь Сократа имела два важных последствия для Платона. С одной стороны, он осознал себя более взрослым и зрелым и решил продолжать дело учителя, посвятить этому всю жизнь, чтобы смерть Сократа не прошла даром. А с другой, Платон разочаровался в афинской демократии, с тех пор он говорил, что демократия — одна из худших форм правления.
🧳 Путешествия. После смерти Сократа Платон уезжает из Афин, на какое-то время он поселяется в греческом городе Мегара. А после путешествует — он побывал в Кирене, Египте, по некоторым данным, ездил и в Малую Азию, где общался с персидскими мудрецами.
👑
⛓ Рабство. Дионисий Старший посадил философа на корабль, который отвез его на остров, где он фактически стал военнопленным рабом. Остров был в состоянии войны с Афинами — по греческим законам любой афинянин ступивший на его землю, объявлялся врагом.
Платон, биография, история жизни, факты.
Философствующие умники в советские годы любили издеваться над необразованными библиотекаршами, прося их выдать сочинения Сократа. Сотрудницы книжных фондов возвращались с растерянным видом, не понимая, что их разводят. Они не знали, что Сократ ничего не писал. Все, что мы знаем о его философских идеях, дошло до нас в пересказе Платона, ученика Сократа. Сам Платон является одним из трех столпов древнегреческой философии, связывая Сократа и Аристотеля. Большое влияние он оказал на развитие христианского богословия, особенно, православия и монофизитства.
Страницы жизни
То, что мы знаем о его биографии, дошло до нас из античных источников. Платон был потомком царя Аттики Кодра и знаменитого реформатора афинских законов Солона. Среди преданий, которые обволакивают его появление на свет, есть упоминание о непорочном зачатии. По мнению историков, Платон родился 428-427 году в Афинах или Эгине, в день 21 мая. Собственным именем философа было Аристокл. У него было два брата и сестра.
О ранних года Платона и причинах любви к мудрости мы ничего не знаем. Кое-какие подробности сообщит нам прозвище, ведь «plato» означает «широкий». Это имя философ получил от своего учителя гимнастики за крепкое телосложение. В мощной фактуре таилась утонченная душа, мечтавшая об идеальных формах.
Известно, что первым учителем Аристокла был Кратил. Позже он познакомился с Сократом и оставался с ним до последних секунд великого мудреца. Потрясение, которое получил Платон от жестокости афинян, заставивших Сократа принять яд, гонит его из Афин.
Юноша отправляется в путешествие по Средиземноморью. Он посещает Египет и Кирену, Сицилию и Южную Италию, общается с пифагорейцами. Путешествовать по ойкумене было в обычае у образованных греков. Каждый ищущий себя молодой человек обязательно находил возможность побывать в городе, где живет великий учитель или выставляется какая-нибудь диковинка.
Свои идеи об идеальном государстве он попытается воплотить на Силиции, в Сиракузах. Руководитель этого города Дионисий Старший кажется ему человеком, способным прислушаться к голосу мудрости. Но тиран терпит назойливого советчика до тех пор, пока тот ему не мешает, не желая жить по утопическим принципам. Он избавляется от Платона, продав его в рабство. Выкупленный друзьями, философ возвращается в Афины в 387 году, чтобы основать Академию. Здесь он будет развивать свои идеи и обучать молодое поколение.
Ученик Сократа
Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.
Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.
Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.
Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.
Космогония Платона
Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.
Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.
Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.
Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.
Государственная доктрина
Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.
Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.
Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.
Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.
Платон — Студенты | Britannica Kids
DeAgostini/SuperStock(428?–348? до н.э.). Платон был очень влиятельным философом Древней Греции. «Наиболее надежной общей характеристикой европейской философской традиции является то, что она состоит из ряда сносок к Платону». Эту оценку философа-математика XX века Альфреда Норта Уайтхеда можно считать лишь небольшим преувеличением. Религиозные традиции иудаизма и христианства заложили одну основу западной цивилизации, а греческие философы Сократ, Платон и Аристотель заложили другую. Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля.
Влияние Платона было стойким и непрерывным. Его Академия в Афинах, открывшаяся около 387 г. до н. э., была первым предшественником сегодняшних колледжей и университетов. Это была школа, посвященная философии, праву и научным исследованиям, прежде всего математике, и она просуществовала как учреждение до 529 г. н.э., когда она и другие нехристианские школы были закрыты императором Юстинианом.
Влияние Платона распространилось далеко за пределы Академии. При жизни он был самым знаменитым учителем своего времени. После его смерти его идеи были подхвачены бесчисленным множеством других мыслителей. Филон Александрийский использовал идеи Платона, чтобы дать философскую основу иудаизму. Раннехристианские писатели с энтузиазмом восприняли мысль Платона как лучший доступный инструмент для объяснения и защиты учений Библии и церковной традиции. Из христианских платоников самым известным и влиятельным был святой Августин Гиппопотам. Влияние Платона распространилось и на ислам через труды философов Авиценны и Аверроэса.
Staatliche Museen zu Berlin — Preussischer KulturbesitzПлатон родился в Афинах около 428 г. до н.э. и вырос в течение десятилетий конфликтов со Спартой и другими городами-государствами ( см. Пелопоннесская война). Его родители, Аристон и Периктиона, были одной из самых знатных и аристократических пар в городе.
О подробностях ранней жизни Платона почти ничего не известно. Из-за положения его семьи вполне вероятно, что он был знаком с Сократом с детства. Платон, вероятно, собирался заняться политикой, но судьба, которую Сократ встретил в руках афинских политиков, изменила его мнение.После насильственного самоубийства Сократа в 399 г. Платон и другие его последователи нашли временное убежище в Мегарах. Некоторые ранние биографы говорят, что затем он путешествовал по Средиземноморью, посетив другие греческие города-государства, Египет, Италию и Сицилию. Ни одно из сообщений не может быть подтверждено, кроме поездки на Сицилию. Там он познакомился и подружился с Дионом, зятем правителя Сиракуз Дионисия I. Через некоторое время после смерти Сократа Платон решил посвятить себя философии и преподаванию. Он открыл Академию и оставался в ней учителем, с двумя короткими перерывами, до своей смерти около 348 г. до н.э.
Перебои были связаны с правительством в Сиракузах. Дионисий I умер в 367 г. , и ему наследовал Дионисий II, необразованный юноша. Дион призвал Платона приехать в Сиракузы, чтобы научить нового правителя. Платон согласился, но дело оказалось безнадежным, и он вернулся в Афины. Еще одно путешествие в Сиракузы он совершил в 361–360 годах.
Полное собрание сочинений Платона дошло до наших дней. Ни одно подлинное письмо не было потеряно, хотя несколько фальшивых произведений было передано как его. Если Послания считаются одним пунктом, всего 36 произведений. Все, кроме писем, называются диалогами, потому что они представлены в основном в разговорном стиле в виде дискуссий между двумя или более людьми. Одним из шедевров мировой литературы является Республика . Как и «Законы » — последняя работа Платона — она размером с книгу, в то время как многие другие намного короче.
Самыми ранними диалогами были те, в которых Сократ вел беседу. Более короткие обычно касаются одной проблемы. 9Например, 0009 Lysis исследует природу дружбы, а Meno — обсуждение добродетели. Апология — это последнее заявление Сократа о его жизни и работе через выступления на суде за нечестие.
Республика обсуждает природу правосудия и институтов общества. В некотором смысле он утопичен, поскольку описывает идеальное общество Платона. Но она также имеет дело со всем спектром человеческих знаний, целью и содержанием образования и природой науки. Большая часть его представляет собой всеобъемлющий этический трактат, в котором различаются три типа жизни. Философ стремится достичь мудрости, гедонист ищет только удовольствия и самоудовлетворения, а человек действия желает признания своих практических способностей.
Краткая история Академии Платона – Центр Академии Платона
Почему Платон основал Академию? И что там происходило?
Академия Платона произвела революцию в древнегреческом образовании и стала первым высшим учебным заведением в западном мире. Это также вдохновило на создание школы Аристотеля, которая, как и Академия, стала центром научных исследований. Хотя Академия Платона была организована менее формально, чем современные колледжи или университеты, тот факт, что так много школ сегодня носят название «академии», подчеркивает непреходящее влияние школы Платона, которая существовала в течение непрерывного периода в 300 лет.
В этой статье я опишу, почему Платон (427–347 г. нас.
Почему Платон основал Академию
Примерно в возрасте двадцати лет Платон познакомился с философом Сократом. В молодости Платон хотел внести свой вклад в общество, поэтому всерьез задумался о карьере в политике. Но лично его разочаровали несправедливые и коррумпированные политические события, развернувшиеся вокруг него в Афинах. Когда Платону было двадцать восемь лет, его дорогой друг и наставник Сократ был казнен по сфабрикованному обвинению в нечестии. Затем, ранее, был случай с Тридцатью тиранами, которые правили Афинами в течение восьми месяцев. Сначала Платон возлагал надежды на Тридцать, но неверно оценил их характер. Печальная правда открылась, когда они развязали террор. Несмотря на свое недолгое правление, Тридцать без суда казнили 1500 афинян, конфисковали имущество граждан и отправили людей в изгнание.
Основываясь на этих событиях, Платон пришел к выводу, что политическая ситуация в Греции может улучшиться только в том случае, если политики поймут природу Добра и Справедливости. Сократ исследовал эти вопросы раньше, и они также были центральными для Платона.
Платон пришел к выводу, что политические проблемы никогда не прекратятся, пока либо философы не станут правителями, либо правители не станут философами. Короче говоря, это была знаменитая идея Платона о так называемом «царе-философе». По его мнению, только должным образом образованный правитель, понимающий истинную природу добра и справедливости, будет иметь подлинную точку зрения, с которой он или она сможет хорошо управлять.
Платон был в контакте с представителями другой философской школы, пифагорейцев, базирующейся в Южной Италии, включая своего друга Архита из Тарента (ум. 360–350 до н. э.). Архит был пифагорейским философом, математиком, изобретателем, ученым и государственным деятелем. Он был очень любимым лидером Тарента, его избирали семь лет подряд, хотя закон разрешал только один срок. Скорее всего, он служил образцом для «царя-философа» или политического опекуна в «Республике » Платона 9.0010 . Другой политический деятель из Южной Италии, Дионисий I, которым Платон не восхищался, вероятно, послужил образцом для тирана в том же диалоге.
Платон совершил несколько поездок в Южную Италию. В первом путешествии Платон встретил Архита, других пифагорейцев и стремился приобрести пифагорейские рукописи. Эти встречи почти наверняка вдохновили Платона на создание собственной философской школы — Академии, потому что он основал эту школу сразу по возвращении в Афины.
До Академии школы в Афинах были для детей и подростков. Студенты будут изучать основные предметы, в том числе гимнастику, чтение и письмо, литературу, арифметику и произведения лириков. Таким образом, студенты должны были получить оставшееся образование, участвуя в общественной жизни.
Помимо этих начальных школ, основными поставщиками образования были софисты («мудрецы»), которые за плату обучали искусству убедительного публичного выступления. В таком городе, как Афины, убедительная речь была важным навыком для профессионального роста. К сожалению, софисты были подобны безупречным адвокатам в зале суда, которые отстаивали любую сторону дела, чтобы выиграть спор, не ссылаясь на лежащую в основе истину. Сомнительно, что софист Протагор сказал: «Человек — мера всех вещей», а Фрасимах утверждал: «Справедливость — это власть сильного».
Из-за своих сомнительных идей — и того, что часто кажется откровенным моральным релятивизмом — софисты часто попадали под пристальный взгляд Сократа, который вступал с ними в диалог и проверял их идеи и учения. В своих беседах с софистами Сократ использовал свой знаменитый метод диалектики, в котором использовались систематические вопросы и ответы, тщательное определение терминов и тщательное исследование логических противоречий. Используя этот метод, Сократ, в конце концов, оставил бы софистов ошеломленными и пошатнувшимися, чувствуя себя ошеломленными и осознавая в конце диалога, что их настоящие убеждения были ненадежными или бессвязными.
На этом фоне Платон основал Академию в Парке или Роще Академус, от которой школа и получила свое название. Примечательно, что он начал ее с убеждения, что философия может направить умы людей к познанию добра и добродетели, что, в свою очередь, принесет пользу всему обществу.
Парк и роща Академус: обстановка школы Платона
Философы часто собирались в общественных парках Афин, особенно в парках с гимнастическими залами, для обсуждения. Точно так же софисты использовали бы такие общественные места, чтобы произносить речи, демонстрировать свои риторические навыки и искать учеников.
Парк Академус, расположенный в нескольких минутах ходьбы от северных ворот Афин, славился своей красивой природой, высокими платанами и тенистыми дорожками — идеальное место, чтобы задержаться с друзьями и побеседовать. Должно быть историческим чудом, древний парк сохранился в течение 2500 лет на своем первоначальном месте, в густонаселенном районе, который до сих пор называется Aked ē mia Plat ōnos (Академия Платона), не будучи построенным. закончились или уничтожены. На самом деле, высокие деревья и тенистые дорожки современного парка дают сегодняшним посетителям почти идеальное представление о дорожках, существовавших там при жизни Платона, которые, как сказал Цицерон, «столь заслуженно знамениты» (см. рис. 2).
Рис. 2. Затененные дорожки в парке Академии Платона в Афинах сегодня, рядом с древним гимнастическим залом.В детстве Платон рос недалеко от парка, в котором находилась Священная роща. Согласно древним источникам, небольшая оливковая роща в парке произошла от священного оливкового дерева Афины на вершине Акрополя. Помимо Священной рощи, были алтари, посвященные Афине, Прометею, Гефесту, Эроту, Музам и Гераклу. И, конечно, само собой разумеется, что в парке был спортзал, фундамент которого можно увидеть и сегодня (см. рис. 3).
Рис. 3. Археологические остатки древней гимназии в парке Академии.Платон основал Академию в 387 году до нашей эры, в возрасте сорока одного года, после возвращения в Афины из своего первого путешествия по южной Италии. Согласно дошедшим до нас сведениям, Платон сначала купил k ē pos — фруктовый сад или огород — возле парка Академии, в котором также находился дом. Это предоставило школе центр ее частной деятельности, включая симпозиумы или попойки, во время которых происходили философские беседы.
Вторым актом Платона было создание храма, посвященного девяти музам — богиням обучения и образования — в парке Академии. Вероятно, здесь находились статуи девяти муз, а также вполне вероятно, что на территории Платона был небольшой мусион , или место, посвященное музам. Эти святыни муз были стандартными чертами всех греческих школ, включая начальные; и это древнее слово, mouseion , является источником нашего современного термина . музей : место, посвященное обучению.
Хотя сад и дом Платона могли быть небольшими по более поздним римским меркам, ученый-философ Джон Диллон предполагает, что фруктовый сад мог достигать нескольких акров. В доме Платона должно быть было несколько комнат, в том числе экседра — место для бесед. Почти наверняка в ней находилась библиотека для школьных книг и рукописей
Стратегия Платона по созданию школы была блестящей, поскольку она придавала школе как общественное, так и частное измерение. Многие школьные мероприятия проходили в парке Академии, где участники встречались, а затем беседовали, прогуливаясь по дорожкам. Другие мероприятия происходили в доме и саду Платона. Это было похоже на лучшее из обоих миров: у школы была частная собственность, а также доступ к красивому, бесплатному кампусу, открытому для всех. Однако такое расположение вносит путаницу и в наши дни, потому что, когда античные писатели говорят об «Академии» как о школе, не всегда ясно, имеют ли они в виду парк или частную собственность Платона.
Деятельность школы Платона
В Республике Платон представляет подробную философию образования с соответствующим учебным планом. По замыслу Платона будущие стражи государства должны углубленно изучать математику. Это очистило бы их проницательность, позволив им в конечном счете понять природу Добра и классические добродетели справедливости, мудрости, мужества и умеренности. Платон, по сути, был первым, кто описал систематическую философию образования.
Из-за образовательного плана, подробно описанного в самой известной работе Платона, можно (ошибочно) предположить, что это был тип обучения, который ученик должен был получить в Академии. Кроме того, поскольку мы, современные люди, являемся продуктом современной образовательной системы, легко предположить, что Академия Платона предлагала бы регулярные «классы», как и сегодня, с лекциями. Но оба эти предположения ложны. Прежде всего, хотя у Платона были собственные сильные философские взгляды, вся цель Академии заключалась не в том, чтобы научить студентов какой-то конкретной философской доктрине, догме или тому, что нужно думать; смысл был в том, чтобы научить студентов как думать. Во-вторых, при жизни Платона нет никаких свидетельств того, что там проводились регулярные занятия или хотя бы что-то похожее на сегодняшние университетские занятия. В самом деле, за все сорок лет, что Платон преподавал в Академии, он прочел только одну публичную лекцию, озаглавленную «О добре». В то время как самые близкие ученики Платона, в том числе Аристотель, тщательно записывали лекцию, большинство людей, пришедших послушать доклад, уходили в замешательстве, потому что в итоге речь шла о математике!
Хотя нет никаких сомнений в том, что Платон хотел, чтобы его ученики понимали Добро и многое другое, его заслуга в том, что образовательный подход Академии был основан на сократовском вопрошании, а не на преподавании философской доктрины. Как описывает это Джон Диллон,
Несмотря на твердые взгляды Платона по многим вопросам, он не собирался оставлять своим преемникам фиксированный свод доктрин, который они должны были защищать от всех желающих. Он надеялся, что научил их методу исследования, унаследованному им от своего учителя Сократа, который, если его правильно применять, приведет их к истине; но если так, то это была истина, к которой каждый должен был прийти сам.
В то время как некоторые неофициальные курсы могли преподаваться по геометрии или математике, общий акцент в Академии делался на сократовском диалоге и диалектике: вопрос и ответ, получение надежных определений, проверка недоказанных предположений и поиск логических несоответствий. (В то время как Платон предпочитал диалог, его двадцатилетний ученик Аристотель предпочел формат лекций и позже основал свою собственную школу, где он мог и будет читать лекции бесконечно.)
Опубликованные диалоги Платона, как сообщается, привлекли в школу новых прочитает его работу, а затем отправится в Афины. Предположительно, один ученик даже приехал из Халдеи. Один из самых известных и приятных диалогов Платона, Симпозиум , на котором люди произносят речи о природе любви, возможно, был (по крайней мере, частично) маркетинговым документом для школы, рекламирующим виды интеллектуальной стимуляции и товарищеских отношений, которые можно было там найти. Академия также привлекла двух учениц, Ластенею из Мантинеи и Аксиотею из Флиуса. Сообщается, что Аксиотея стала ученицей после прочтения Республики , а Неринтос, коринфский фермер, присоединился к школе после прочтения платоновского Горгия . Аристотель, приехавший из Македонии, поступил в Академию в возрасте восемнадцати лет.
Помимо Платона, некоторые члены Академии также писали диалоги, в том числе Аристотель, Спевсипп и Гераклид. Эти диалоги, как мы можем себе представить, должны были быть переданы другим или даже воспроизведены вслух для обсуждения другими студентами. Некоторые из диалогов Платона можно было бы использовать аналогичным образом для обучения методу Сократа.
Помимо акцента на сократовском исследовании (которое должно было исследовать природу добродетели и то, что значит жить хорошей жизнью), Академия была также институтом научных исследований в области математики. Платон был знаком с самыми передовыми математическими открытиями своего времени. Но удивительно осознавать, что каждый передовой математик при жизни Платона имел какие-то отношения с Академией. В эту группу входили Театет из Афин, Евдокс из Книда, Гераклид из Понта, Менехм, Динострат, Гермотим из Колофона и Филипп из Опуса — истинные знатоки греческой математики. Знаменитое изречение, предположительно начертанное над входом в Академию, «Пусть сюда не войдет тот, кто не знаком с геометрией», безусловно, является мифом. Но серьезные математические исследования, которые велись в Академии еще при жизни Платона, были значительны и широко известны. Оглядываясь на сегодняшний день, можно сказать, что Академия Платона похожа на частный аналитический центр с собственным советом передовых ученых. Представляется также, что математики времен Платона проработали большую часть материала Евклида.0009 Элементы геометрии , которые Евклид затем скомпилировал, отредактировал и опубликовал.
Одним из наиболее задокументированных и наиболее интересных сообщений, дошедших до нас из древнего мира, является то, что Платон выступал в качестве «архитектора» или «руководителя исследований» для математиков Академии. Это означает, что он будет ставить перед математиками конкретные вопросы или проблемы. В одном известном случае Платон поднял «проблему планет». В визуальной астрономии, которую мы воспринимаем глазами, движение планет не кажутся , чтобы следовать регулярным математическим шаблонам при отображении во времени. Но, основываясь на своей вере в то, что планеты и в действительности следуют регулярным математическим закономерностям, Платон поставил перед членами Академии задачу открыть или хотя бы смоделировать эти регулярные закономерности. Задача Платона породила математическую физику: изучение математических законов природы.
Эта история, я думаю, дает глубокое представление о фактической роли Платона в Академии: он был не инструктором или лектором, а тем, кто ставил перед студентами задачи для исследования . Если он играл эту роль в математических исследованиях, значит, он работал так же и в других областях, таких как этика и политическая философия. На самом деле, мы можем видеть, как он работает таким образом в своих диалогах, например, Республика . Например, Платон поднимает вопросы о природе добра и добродетели. Затем он пытается решить эти вопросы, используя исследование Сократа.
Загробная жизнь Платоновской академии и дух современной философии
Платон дожил до восьми лет и умер в 347 году до нашей эры. Он был похоронен в «Академии» — предположительно, в своем саду, — который, хотя и находится недалеко от парка Академии, еще предстоит обнаружить. После его смерти в Академии была установлена скульптура Платона известным скульптором Силанионом, копии которой сохранились до наших дней (см. рис. 4).
Рис. 4. Римская копия бюста Платона работы скульптора Силаниона.Академия была разработана как постоянное учреждение, возглавляемое стипендиатом или «главой школы». Когда Платон путешествовал по Италии, Евдокс, известный математик, был временным ученым. Когда Платон умер, его племянник Спевсипп стал ученым. После смерти Платона Аристотель в 335 г. до н. э. основал свою собственную школу в Ликее, еще одном известном парке в Афинах, который сейчас раскопан и открыт для посетителей. Аристотель, которого Платон шутливо называл «мозгом», вел работу Академии по-своему, в соответствии с его темпераментом. В то время как Платон отдавал предпочтение математике, геометрии и диалогу, Аристотель отдавал предпочтение биологии, систематическим исследовательским программам и декларативным аргументам. Комплексные исследовательские программы Аристотеля, по сути, помогли вдохновить на создание библиотеки и музея в Александрии.
На протяжении десятилетий и столетий за племянником Платона Спевсиппом следовала длинная череда ученых в Академии, слишком много, чтобы перечислять их здесь. Но поскольку у Академии не было философской доктрины, помимо подчеркивания важности критического исследования, характер академической мысли со временем изменился. Конечно, самое захватывающее время пребывания в Академии было бы при жизни Платона, когда там был и Аристотель.
В 86 году до н.э. римский полководец Сулла разграбил Афины. Во время атаки он срубил высокие платаны и Священную рощу в парке Академии, используя древесину для постройки боевых машин. Это был физический конец Академии как учебного центра. Как институт в Афинах, он, вероятно, прекратил свое существование на пару лет раньше, когда Филон из Ларисы, последний схоласт, бежал в Рим, спасаясь от Митридатовых войн.
Несмотря на эти неудачи, философия Платона осталась невредимой. Он продолжал влиять и вдохновлять бесчисленное количество мыслителей древнего мира. Она повлияла на стоиков и Цицерона, вдохновила неоплатонистов и возродилась в эпоху Возрождения, чтобы способствовать пробуждению культуры, классических ценностей и гуманитарных наук.
Как известно, Альфред Норт Уайтхед сказал: «Самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону». Это потому, что большие вопросы, поднятые Платоном, до сих пор активно исследуются и обсуждаются. Точно так же поиск Истины, Красоты, Добра и добродетели никогда не выходил из моды (даже если он все еще часто отсутствует в современной политической сфере, как это было во времена Платона).
Сулла уничтожил деревья в парке Академус во имя войны. Но благодаря силе естественной регенерации этим деревьям вернулась их прежняя красота. Сегодня мы снова можем прогуляться по мирным тенистым дорожкам парка Академии в Афинах, а на заднем плане поют цикады и сверчки. Для тех, кто интересуется древней философией или более глубокими аспектами образования, это путешествие станет незабываемым опытом. Идя по этим тропам, буквально можно пройти по стопам некоторых из самых вдохновляющих людей в истории: Платона, Аристотеля и величайших греческих математиков; те, кто пришел позже, как Цицерон, Плутарх и Марк Аврелий; и всех остальных, кто был привлечен к этому месту рождения западной философии и науки, — тех, кто считает, что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить.
Дэвид Фиделер имеет степень доктора философии и истории науки.