Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского
Публикации раздела Образование
Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».
Александр I: «царственный питомец», которого воспитывала бабушка Екатерина II
Джордж Доу. Портрет императора Александра I (фрагмент). 1825. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Портрет Александра I (фрагмент). 1802–1803. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне (фрагмент). 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Будущий император Александр I был старшим сыном Павла I. Он родился в 1777 году, когда Россией еще правила его бабушка, Екатерина II. Она забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей и воспитывала внуков лично: подбирала педагогов, утверждала программу занятий и сама посещала их уроки. Екатерина II даже написала «Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев», в котором объясняла, как правильно воспитывать детей. Наследника престола и его брата кормили только простой пищей, им запрещали лгать и «оказывать несправедливость»: «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость». А в целом Екатерина II старалась привить внукам «любовь к ближнему».
Главным наставником Александра и Константина императрица назначила швейцарского генерала Фредерика Лагарпа. Он преподавал французский язык, всеобщую историю, географию, математику, право, особое внимание уделял философии. По совету Екатерины II Лагарп стремился привить Александру взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который призывал установить в мире полное социальное равенство, уделять внимание детям, развивать в них стремление к труду.
Неизвестный художник. Портрет Петра-Симона Палласа (фрагмент). 1949. Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Владивосток
Михаил Шибанов. Портрет Екатерины II (фрагмент). XVIII век. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет Михаила Муравьева (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Естественные науки императорским внукам преподавал ученый-естествоиспытатель Петр Паллас. А русским языком с наследником престола и его братом занимался поэт, попечитель Московского университета и друг Николая Карамзина Михаил Муравьев.
Образовательная система, которую придумала Екатерина II, была успешной: современники считали Александра I очень образованным. А еще император был республиканцем. Польский князь Адам Чарторыйский вспоминал: «Он утверждал, между прочим, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа, который сумеет выбрать наиболее способного правителя».
Николай I — единственный император, которого пороли в детстве
Иван Гудовский. Портрет Николая I (фрагмент). 1844. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1846–1847. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Егор Ботман. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1856. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Будущего императора Николая I и его младшего брата Михаила Екатерина II не стала забирать у родителей — Павла I и Марии Федоровны. Младшие дети не могли претендовать на престол, и их готовили к военной службе. Главным наставником Николая стал директор Первого кадетского корпуса, генерал-лейтенант Матвей Ламздорф. Его кандидатуру выбрал лично Павел I. До своей смерти император уделял младшим детям много внимания: часто играл с ними, посещал занятия. В письмах он называл их ласково «мои барашки, мои овечки». А Николаю Павел I подарил игрушечные шпаги и ружье.
Когда император умер, Мария Федоровна решила не менять образовательную программу. Младшие дети все так же изучали военное искусство, стратегию, инженерное дело. Матвей Ламздорф был очень строгим педагогом. За шалости и ошибки он лично бил будущего императора и его брата розгами, линейкой и ружейным шомполом — стержнем для чистки оружия. Все наказания учитель фиксировал в специальном журнале. Николай I позднее вспоминал: «Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство — страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий… Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум».
Карл Фишер. Портрет Матвея Ламздорфа (фрагмент). 1900-е. Государственный исторический музей, Москва
Феодосий Яненко. Портрет Павла I (фрагмент). 1798. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иоганн Лампи Младший. Портрет Ивана Акимова (фрагмент). 1795. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Кроме Ламздорфа уроки у детей вели и другие педагоги: историк Федор Аделунг, юрист Василий Кукольник, экономист Андрей Шторх. Николай также увлекался живописью и занимался ею с директором Императорской Академии художеств Иваном Акимовым.
Домашнее образование, которое получили младшие дети Павла I, было слабым. Николай и Михаил хорошо разбирались в военном деле, а гуманитарные науки почти не изучали. В 1844 году королева Великобритании Виктория написала в своем дневнике о Николае I: «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно». Император сам старался восполнить пробелы в знаниях. А еще он решил найти хороших учителей своим детям.
Читайте также:
- «Последую за тобой на край света»: истории жен декабристов
- Первые профессии известных художников
- Первые профессии русских писателей
«Мое влияние на него ничтожно»: Василий Жуковский — наставник Александра II
Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Левицкий. Портрет Александра II (фрагмент). 1860–1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный художник. Портрет Александра II (фрагмент). XIX век. Музеи Московского Кремля, Москва
Воспитанием будущего императора Александра II руководил лично Николай I. Главным наставником он назначил Василия Жуковского. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.
Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).
Орест Кипренский. Портрет Василия Жуковского (фрагмент). 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Варнек. Портрет Михаила Сперанского (фрагмент). 1824. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Франц Крюгер. Портрет Карла Мердера (фрагмент). 1830-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.
Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.
Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.
«Неразвитый, неодаренный, неутонченный, упрямый и непокладистый»: Александр III
Иван Крамской. Портрет Александра III (фрагмент). 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III с рапортом в руках (фрагмент). 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1865 году от болезни умер Николай, старший сын Александра II. Наследником престола назначили его младшего брата, двадцатилетнего Александра — будущего императора Александра III. Историк Сергей Шереметев писал, что при дворе цесаревича считали «неразвитым, неодаренным, неутонченным, упрямым и непокладистым».
На тот момент Александр уже получил традиционное для младших детей Романовых военное образование, и ему стали преподавать курс государственных наук. Главным наставником назначили правоведа Константина Победоносцева. Историю Александру читал Сергей Соловьев, ректор Московского университета, а экономикой с ним занимался директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Николай Качалов. Педагоги вспоминали, что учеба давалась будущему императору тяжело. Они даже полагали, что Александр не готов к правлению. Победоносцев писал: «Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего — и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная».
Историк Сергей Соловьев. 1880-е годы. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр Борель с фотографии Сергея Соловьева. Портрет Николая Качалова. 1800-е. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Современники вспоминали, что поведение Александра изменилось после того, как он взошел на трон. Фрейлина Анна Тютчева писала: «Теперь, глядя на него, я с изумлением спрашивала себя, каким же образом произошла эта полнейшая перемена… откуда у него… это свободное и естественное величие, соединенное с выражением честности и простоты, бывших всегда его отличительными чертами… Видя его, понимаешь, что он сознает себя императором, что он принял на себя ответственность и прерогативы власти».
«Нормальные, здоровые русские дети»: как воспитывали Николая II
Валентин Серов. Портрет императора Николая II (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Николая II (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Верещагин. Портрет Николая II (фрагмент). После 1909. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург
Образовательную программу для будущего императора Николая II, его братьев и сестер составил лично их отец Александр III. Педагогам он писал: «Ни я, ни жена не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру… Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это самое мое первое требование».
Сначала Николай прошел классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику. Однако по просьбе Александра III педагоги убрали из программы древние языки — греческий и латинский. Вместо них наследнику преподавали ботанику, минералогию, зоологию и физиологию. Император любил природу и с помощью этих предметов хотел привить детям интерес к ней.
Неизвестный художник. Портрет генерала Владимира Обручева (фрагмент). 1900-е годы. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Неизвестный художник. Портрет Александра III (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Военный инженер, композитор Цезарь Кюи. 1960 год. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск
В 1885–1890 годах Николай Александрович прошел курс высшей школы. Программу специально для него написали известные ученые, чиновники и военные тех лет: генерал Владимир Обручев, химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, композитор и профессор фортификации Цезарь Кюи. По просьбе Александра III педагоги просто читали наследнику лекции и даже не проверяли его знания. Однако учился цесаревич прилежно. Историк Вера Бокова писала о нем: «Николай Александрович… был прекрасно воспитан — аккуратен, выдержан, учтив, пунктуален. Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».
В будущем Николай II воспитывал по похожей программе собственного сына — цесаревича Алексея Николаевича. Его супруга Александра Федоровна писала: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». От детей не требовали отличной успеваемости, им позволяли много играть и шалить.
Автор: Анастасия Войко
Теги:
Императорская семьяОбразованиеПубликации раздела Образование
Родился император Александр II | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
17 (29) апреля 1818 г. в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны родился сын Александр. Старшие братья его отца — император Александр I и цесаревич Константин — не имели наследников мужского пола, и Александр Николаевич явился долгожданным продолжателем рода Романовых.
Будущий император Александр II получил хорошее образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский, а среди учителей — общественный и государственный деятель М. М. Сперанский (законодательство), географ и этнограф К. И. Арсеньев (статистика и история), протоиерей Герасим Павский (Закон Божий и Священная история), министр финансов Е. Ф. Канкрин (экономика), дипломат Ф. И. Брунов (внешняя политика), немецкий ботаник К. Б. Триниус (естественная история). Военным инструктором Александра был капитан К. К. Мердер, а главным воспитателем — генерал П. П. Ушаков. Личность наследника престола сформировалась под влиянием отца, видевшего в сыне военного, и наставника, который стремился воспитать будущего монарха человеком просвещённым. Оба влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы Александр обладал прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, весёлым нравом, был доброжелателен к людям.
С 1834 г. по 1842 г. Александр Николаевич был последовательно введён в члены Сената, Святейшего Синода, Государственного совета и Комитета министров. В 1837 г. он объехал европейскую часть России, посетил Закавказье, Западную Сибирь, а в 1838-1839 гг. путешествовал по Европе. Одновременно происходило его продвижение по военной службе. В 1836 г. он стал генерал-майором, в 1844 г. — полным генералом, а в 1849 г. — начальником военно-учебных заведений. Во время Крымской кампании 1853-1856 гг. с объявлением Петербургской губернии на военном положении наследник престола командовал всеми войсками столицы. В 1841 г. Александр женился на гессен-дармштадской принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии, принявшей в православии имя Марии Александровны.
В 1855 г. Александр II вступил на престол и царствовал до 1881 г. 1 (13) марта император был смертельно ранен брошенным в него взрывчатым снарядом на набережной Екатерининского канала в Петербурге.
Спустя 2 года, в октябре 1883 г., по указу императора Александра III в Петербурге на месте смертельного ранения Александра II был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова) как памятник императору-преобразователю и символ покаяния русского народа в его убийстве.
Лит.: 1 марта 1881 г.: Казнь императора Александра II (документы и воспоминания). Л., 1991; Венчание с Россией: Переписка великого князя Александра Николаевича с императором Николаем I. 1837 г. / Сост. Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1999; Император Александр Николаевич. Черты из его жизни // Русская старина. 1891. Т. 70. № 6. С. 719-726; К 125-летию гибели императора Александра II. [Электронный ресурс] // Седмица.Ru. 2008-2019. URL: http://www.sedmitza.ru/text/404898.html; Платонов С. Ф. Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ // ВикиЧтение. URL: https://document.wikireading.ru/30399; Пребывание императора Александра II в Риме. (1838-1839) // Исторический вестник. 1881. Т. 2. № 6. С. 312-320; Черта из жизни императора Александра II / Запись Д. Щербачёва // Исторический вестник. 1890. Т. 39. № 2. С. 481-485.
См. также в Президентской библиотеке:
Александр II (1818–1881) // Династия Романовых. Земский Собор 1613 года: [цифровая коллекция];
Крестьянская реформа 1861 г.: [цифровая коллекция].
3 Великие отношения наставничества на протяжении всей истории
«Наставники, безусловно, являются наиболее важным аспектом бизнеса». — Даймонд Джон
С тех пор, как человечество появилось на земле, у него были наставники. Без наставников нам пришлось бы учиться всему с нуля каждый раз, когда мы начинали новую деятельность. Иметь кого-то, у кого можно собрать годами с трудом заработанную информацию за неделю или две, бесценно.
Отношения между мастером и учеником были лучшим доступным обучением. В давние времена, когда нужно было выбирать профессию в раннем возрасте, самым быстрым и верным путем к успеху было обучение у наставника.
Наставничество сегодня выглядит иначе, чем когда мастер-кузнец брал ученика, но вековая традиция передачи знаний продолжается в жизни, бизнесе, искусстве, философии и во всех сферах человеческой жизни.
Вот 3 отличных наставника:
Один — Уоррен Баффет и Билл Гейтс
Билл Гейтс приписывает многие навыки, которые сделали его одним из самых богатых людей на планете, своему наставнику Уоррену Баффету. В интервью CNBC Гейтс заявил, что научился брать сложную идею и упрощать ее, чтобы другие могли ее понять. Баффет также консультировал Гейтса по вопросам инвестирования, показал ему важность создания платформы и ценность времени. Одной из самых важных вещей, которую Гейтс приписывал своим отношениям с Баффетом, был урок, заключающийся в том, что нужно постоянно учиться и учиться даже после монументального успеха.
Двое — миссис Дункан и Опра Уинфри
Опра Уинфри не нуждается в представлении. Она является одним из крупнейших новаторов и влиятельных лиц в мире. Ее восхождение к известности во многом связано с ее учительницей четвертого класса миссис Дункан.
Опра заявила: «Один из решающих моментов в моей жизни наступил в четвертом классе, когда я училась у миссис Дункан. Что миссис Дункан сделала для меня, так это помогла мне не бояться быть умным. Она поощряла меня к чтению и часто оставалась после школы, чтобы работать со мной, помогая мне выбирать книги и позволяя мне помогать ей с оценками». Отношения миссис Дункан с Опрой демонстрируют, насколько сильным может быть наставничество для маленьких детей. Эти годы становления являются одними из самых важных, когда речь идет о формировании характера нашей молодежи.
Три — Сократ и Платон / Платон и Аристотель / Аристотель и Александр Македонский
Это трио отношений сформировало человеческую историю. Сократ, Платон, Аристотель и Александр понимали силу предоставления и получения руководства. Каналы передачи знаний и дискурс были настолько открыты среди этих четырех студентов жизни, что все они продолжали формировать собственное наследие.
Сократ был наставником Платона. Платон распространил учение и философию Сократа так широко, как только мог. Платон обучал Аристотеля философии, а в македонской деревне Миеза Аристотель обучал Александра Македонского. Учения, восходящие к Сократу, просачивались через великие умы через наставничество вплоть до Александра. Эта цепочка лидеров, созданная Сократом, демонстрирует важность передачи знаний и сохранения традиции наставничества.
Существует множество примеров того, как наставничество расширяло возможности людей на протяжении всей истории и в повседневной жизни. Наставничество не всегда принимает форму прямого обучения, но может быть просто источником вдохновения от кого-то еще, чтобы стремиться к величию. Это мощная традиция, которую должны поддерживать люди во всех сферах жизни.
Mentor Resources может помочь любой компании использовать технологии для создания индивидуальных программ развития карьеры, которые являются экономически эффективными. Наше программное обеспечение для наставничества — Wisdom Share — это простая облачная программа с управляемыми рабочими процессами. Включены инструменты для администраторов, чтобы привлекать, регистрировать, подключать и направлять участников. Мы также предоставляем аналитику, чтобы вы могли отслеживать программу развития сотрудников и легко видеть показатели рентабельности инвестиций.
Свяжитесь с нами сегодня для бесплатной демонстрации нашего программного обеспечения.
Инцидент с благовониями между Александром Македонским и его старым наставником
Дом Знаете ли вы? Инцидент с благовониями между Александром Македонским и его старым наставником
(Александр Великий (Джузеппе Кадес (1750–1799)) с благовониями)
Самым известным наставником Александра, очевидно, является Аристотель, блестящий эрудит, который изучал и писал почти обо всем, к чему он имел доступ в древности. Греция. Однако до прибытия Аристотеля у Александра были другие наставники. В частности, наиболее влиятельными из этих первых наставников были Леонид и Лисимах. Эти двое наблюдали за ранней физической подготовкой Александра и военными исследованиями. Из этих двух мужчин у молодого принца сложилась особенно тесная связь с Леонидом, родственником матери Александра, Олимпиады, из Эпира.
Несмотря на взаимное уважение и любовь Александра и Леонида, их отношения не всегда были теплыми и гладкими. Леонид хотел, чтобы Александр вырос сильным, дисциплинированным правителем, и поэтому его стиль наставничества и обучения был безжалостным.
Много лет спустя, когда Александр превратил Королевство Македония в империю, охватывающую несколько континентов, он все еще живо помнил один критический отзыв, сделанный его старым наставником Леонидасом. Воспоминание было о событии, которое произошло, когда Александр был в каком-то святилище с Леонидом, чтобы преподнести благовония богу. Александр, который был очень религиозным человеком, зачерпнул в руки сколько мог благовоний и сжег их на жертвеннике. Грубый наставник Леонид тут же отчитал Александра за расточительное и безответственное обращение с таким дорогим роскошным ресурсом.
Александр помнил это старое наказание, даже когда он проникал на азиатские рынки специй. В один из таких моментов, когда он размышлял над этим воспоминанием, царя тут же осенила шутливая мысль: он приказал отправить домой своему стареющему наставнику Леониду огромную партию ладана и смирны с письмом, в котором советовал этому человеку перестать быть таким скупым в его поклонение.
Автор К. Кит Хэнсли
Источники:
- Александр Великий Филип Фриман. Нью-Йорк: Саймон и Шустер в мягкой обложке, 2011.
- Александр Македонский: История древней жизни Томас Р. Мартин и Кристофер В. Блэквелл. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2012.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Предыдущая статьяДиоген «Циник» из Синопа — философ-отшельник, пренебрегавший роскошью, законом и цивилизацией0002 http://thehistorianshut.com
Если вам нравятся материалы этого веб-сайта и вы хотите поддержать наши исследования и публикации, рассмотрите возможность внесения вклада в наш сайт, щелкнув значок «P» (PayPal) ниже.